7. ДОП физ - спорт. направл. Футбольная секция

БЕРЕЗОВСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №11»

РАССМОТРЕНО и ПРИНЯТО
на заседании педагогического
совета БМАОУ СОШ № 11
Протокол от 16.06.2022 № 9

УТВЕРЖДЕНО:
Директор БМАОУ СОШ № 11
_____________ Л.Н. Перминова
Приказ от 16.06.2022 № 49/1-од

Дополнительная общеобразовательная программа –
дополнительная общеразвивающая программа
физкультурно – спортивной направленности
«Футбольная секция»
Возраст обучающихся 8-17 лет
Срок реализации 1 год

Автор – составитель:
Баженов Александр Алексеевич,
педагог дополнительного образования

г. Березовский, п. Ключевск, 2022

1

№ п/п

Содержание
Наименование раздела

Страницы

1.

Основные характеристики программы

3

1.1.

Пояснительная записка

3

1.2.

Цель и задачи программы

4

1.3.

Планируемый результат

7

2.

Содержание программы

9

2.1.

Учебный план

9

2.2.

Календарный
образованию

2.3.

Календарно-тематическое планирование

14

3.

Организационно-педагогические условия

19

3.1.

Помещение

19

3.2.

Средства обучения и воспитания

19

3.3.

Кадровые условия

21

4

Оценочные материалы

24

5.

Литература

26

учебный

график по дополнительному

12

2

1.
Основные характеристики программы
Сведения о программе:
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная
общеразвивающая программа «Футбольная секция» составлена педагогом
дополнительного образования Баженовым А.А., младшего и среднего
школьного возраста.
Программа разработана в соответствии с действующими нормативно –
правовыми актами Российской Федерации, Свердловской области,
Березовского городского округа, БМАОУ СОШ № 11
Уровень сложности Дополнительной общеобразовательной программы
– дополнительной общеразвивающей программы «Футбольная секция»:
«Ознакомительный» (возможность попробовать себя в разных видах
деятельности, определиться с выбором, знакомство с основными понятиями
программы, развить любознательность).
Рабочая программа предназначена для спортивной секции БМАОУ
СОШ № 11 п. Ключевск.
Данная программа является программой дополнительного образования,
предназначенной для внеурочной формы дополнительных занятий по
физическому воспитанию общеобразовательного учреждения.
Направленность
Направленность программы: физкультурно – спортивная.
Адресат программы:
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная
общеразвивающая программа предусматривает обучение детей от 9 до 17
лет. К освоению дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы допускаются любые лица без предъявления требований к уровню
образования.
Форма занятий групповая.
Ожидаемое количество детей в одной группе: 10-15 человек.
Допускается формирование разновозрастных групп. В разновозрастных
группах применяется методика дифференцированного обучения: при такой
организации учебно-воспитательного процесса педагог излагает новый
материал всем обучающимся одинаково, а для практической деятельности
предлагает работу разного уровня сложности (в зависимости от возраста,
способностей и уровня подготовки каждого).
Категория состояния здоровья лиц, которые могут быть зачислены на
обучение: без ограничений, с предоставлением справки от медицинского
работника, о возможности посещения данной секции.
Срок реализации программы
Срок реализации программы – 1 год.
Объем
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом – общее
количество учебных часов, запланированных на весь период обучения,
необходимых для освоения программы составляет 222 часа в год (3 занятия в
3

неделю на 1 группу) и реализуется в течение 37 учебных недель (каникулы
не предусмотрены).
Режим занятий
Занятия проводятся 3 раза в неделю (понедельник, среда, пятница) по 2
академических часа (час равен 45 мин) на 1 группу.
Состав групп постоянный, допускается зачисление обучающихся в
течение всего учебного года (на основании Приказа Министерства
образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29
августа 2013 г. № 1008 "Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам").
Формы обучения
Обучение по программе осуществляется в очной форме.
Весь учебный материал программы распределён в соответствии с
возрастным принципом комплектования групп кружка по футболу и
рассчитан на последовательное и постепенное расширение теоретических
знаний, практических умений и навыков.

4

1.1. Цели и задачи программы
Целью занятий в секции являются: разносторонняя подготовка и
овладение рациональной техникой; приобретение знаний, умений
необходимых футболистам; воспитание трудолюбия, дисциплины,
взаимопомощи, чувства коллективизма.
Актуальность программы состоит в том, что в настоящее время
значительная часть школьников занимается физическими упражнениями
лишь на уроках физической культуры. Слабая физическая подготовка не
позволяет им сдавать учебные нормативы по физической культуре в школе.
Поэтому одной из важнейших задач является привлечение как можно
большего числа школьников к систематическим занятиям в различных
секциях для повышения уровня физической подготовленности.
Данная программа отличается от других тем, что основой подготовки
занимающихся в секции является не только технико–тактическая подготовка
юных футболистов, но и общефизическая подготовка, направленная на более
высокий показатель физического развития школьников. Расширяется
кругозор и интерес школьников к данному виду спорта.
В группе решаются определённые задачи:
1) укрепление здоровья и закаливание организма;
2) привитие интереса к систематическим занятиям футболом;
3) обеспечение
всесторонней
физической
подготовки
с
преимущественным развитием быстроты, ловкости и координации движений;
4) овладение техническими приёмами, которые наиболее часто и
эффективно применяются в игре, и основами индивидуальной, групповой и
командной тактики игры в футбол; освоение процесса игры в соответствии с
правилами футбола;
5) участие в соревнованиях по футболу; изучение элементарных
теоретических сведений о личной гигиене, истории футбола, технике и
тактике, правил игры в футбол.

5

Методы и формы обучения
Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложены в
принципе совместной деятельности учителя и ученика. Занятия
необходимо строить так, чтобы учащиеся сами находили нужное решение,
опираясь на свой опыт. Полученные знания и умения. Занятия по
технической, тактической, общефизической подготовке проводятся в режиме
учебно-тренировочных по 4 часа в неделю.
Теория проходит в процессе учебно-тренировочных занятий, где
подробно разбирается содержание правил игры, игровые ситуации, жесты
судей.
Для повышения интереса занимающихся к занятиям по футболу
(мини-футбол)
и
более
успешного
решения
образовательных,
воспитательных и оздоровительных задач применяются разнообразные
формы и методы проведения этих занятий.
Словесные методы: создают у учащихся предварительные
представления об изучаемом движении. Для этой цели используются:
объяснение, рассказ, замечание, команды, указание.
Наглядные методы: применяются главным образом в виде показа
упражнения, наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают
создать у учеников конкретные представления об изучаемых действиях.
Практические методы:
- методы упражнений;
- игровой;
- соревновательный;
- круговой тренировки.
Главным из них является метод упражнений, который
предусматривает многократное повторение упражнений. Разучивание
упражнений осуществляется двумя методами:
- в целом;
- по частям.
Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у
учащихся образовались некоторые навыки игры.
Метод круговой тренировки предусматривает выполнение заданий
на специально подготовленных местах (станциях). Упражнения выполняются
с учётом технических и физических способностей занимающихся.
Формы обучения: индивидуальная, групповая.

6

1.2. Планируемые результаты
В конце изучения рабочей программы планируется снижение уровня
заболеваемости детей, социальной адаптации учащихся, сформирование
коммуникативных способностей, то есть умение играть в команде.
Формирование здорового образа жизни учащихся, участие в общешкольных,
районных и краевых мероприятиях, качественное освоение практических и
теоретических навыков игры в футбол (мини-футбол), привитие любви к
спортивным играм.
Планируемые
результаты
освоения
обучающимися
общеразвивающей дополнительной программы
Личностные:
- воспитание интереса к занятиям по мини-футболу;
- дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении поставленных
целей;
-умение управлять своими эмоциями в различных ситуациях;
-умение оказывать помощь своим сверстникам
Метапредметные:
-определять наиболее эффективные способы достижения результата;
-умение находить ошибки при выполнении заданий и уметь их исправлять;
-умение объективно оценивать результаты собственного труда, находить
возможности и способы их улучшения.
Предметные:
-формирование знаний о мини-футболе и его роли в укреплении здоровья;
- умение рационально распределять своё время в режиме дня, выполнять
утреннюю зарядку;
- умение вести наблюдение за показателями своего физического развития
Обучение осуществляется на основе общих методических
принципов:

Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое
действие, а не пассивное созерцание со стороны;

Принцип доступности, последовательности и системности
изложения программного материала.
Основой организации работы с детьми в данной программе является
система дидактических принципов:

принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения
каждого ребенка своим темпом;
7


принцип целостного представления о мире - при введении
нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями
окружающего мира;

принцип вариативности - у детей формируется умение
осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется
возможность выбора;

принцип творчества - процесс обучения сориентирован на
приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные
взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают
решение задач интеллектуального и личностного развития. Это позволяет
рассчитывать на проявление у детей устойчивого интереса к футболу,
появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать
пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в
достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести
ответственность за них.

8

2. Содержание программы
Программа «Футбольная секция» состоит из 12 разделов
Учебный план
Формы занятий: групповые, индивидуальные
Режим занятий – 3 занятия в неделю
Продолжительность 1 занятия - 2 академических часа
Количество групп -2
Объем реализации программы - 222 часа.
Срок реализации программы - 1 год.
№

Разделы
всег
о

Первый год обучения
теори пра
Формы
я
кти
контроля/аттестации
ка

1

История футбола

2

2

2

18

3

15

3

Передвижение и
остановки
Удары по мячу

32

6

26

4

Остановка мяча

22

4

18

5

Ведение мяча и обводка

24

3

21

6

Отбор мяча

24

3

21

Наблюдение, качественное
выполнение задания

7

Вбрасывание мяча

12

12

8

Игра вратаря

14

14

9

Выполнение
комбинаций из
освоенных элементов
техники перемещений и
владение мячом
Тактика игры

14

14

Наблюдение, качественное
выполнение задания
Игра «мини – футбол»,
Турнир по мини-футболу
Наблюдение, качественное
выполнение задания

Подвижные игры и
эстафеты
Физическая подготовка

12

12

18

18

Итого (часов):

222

10
11
12

30

6

27

24

Наблюдение, качественное
выполнение задания
Наблюдение, качественное
выполнение задания
Наблюдение, качественное
выполнение задания
Игра, эстафеты

Наблюдение, качественное
выполнение задания
Игра, эстафеты
Игра «мини – футбол»,
Турнир по мини-футболу

195

9

№
1

Раздел

2

Передвижения и остановки

3

Удары по мячу

4

Остановка мяча

5

Ведение мяча и обводка

6
7
8

Отбор мяча
Вбрасывание мяча
Игра вратаря

История футбола

Содержание
Инструктаж по ТБ. История и развитие футбола и мини-футбола в России. Гигиенические занятия и
навыки. Закаливание. Режим и питание спортсмена.
Передвижение боком, спиной вперёд, ускорение, остановки, повороты, старты из различных
исходных положений.
Комбинации из освоенных элементов техники передвижений (бег, остановки, повороты, рывки)
Удары по неподвижному и катящемуся мячу внутренней стороной стопы и средней частью подъема
Удары по катящемуся мячу внутренней частью подъема
Удары по неподвижному мячу внешней частью подъема
Удары по катящемуся мячу внешней стороной подъема, носком
Удары по летящему мячу внутренней стороной стопы
Удары по летящему мячу серединой подъема
Удары по летящему мячу серединой лба
Удары по летящему мячу боковой частью лба
Удары по воротам различными способами на точность попадания мячом в цель
Угловой удар. Подача мяча в штрафную площадь
Остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы и подошвой
Остановка катящегося мяча внешней стороной стопы
Остановка мяча грудью
Остановка летящего мяча внутренней стороной стопы
Ведение мяча внешней и внутренней стороной стопы по прямой, с изменением направления и
скорости ведения правой и левой ногой (без сопротивления защитника)
Ведение мяча с пассивным сопротивлением защитника
Ведение мяча с активным сопротивлением защитника
Обводка с помощью обманных движений (финтов)
Выбивание мяча ударом ногой
Вбрасывание мяча из-за боковой линии с места и с шагом
Ловля катящегося мяча
Ловля мяча, летящего навстречу
Ловля мяча сверху в прыжке

10

9

10

11
12

Отбивание мяча кулаком в прыжке
Ловля мяча в падении (без фазы полёта)
Ведение, удар (передача мяча), приём мяча, остановка, удар по воротам.

Выполнение комбинаций из
освоенных элементов
техники перемещений и
владение мячом
Тактика свободного нападения
Тактика игры

Подвижные игры и
эстафеты
Физическая подготовка

Позиционные нападения без изменения позиций
Позиционные нападения с изменением позиций
Нападение в игровых заданиях 3:1, 3:2, 3:3, 2:1 с атакой и без атаки ворот
Индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападении и защите
Двусторонняя учебная игра
Игры и эстафеты на закрепление и совершенствование технических приемов и тактических действий.
Игры, развивающие физические способности
Развитие скоростно- силовых, координационных способностей, выносливости, гибкости.

11

Календарный учебный график БМАОУ СОШ № 11 на 2021 – 2022 учебный год
по дополнительной общеобразовательной программе –
дополнительной общеразвивающей программе
«Футбольная секция»
месяц
неделя
1 год

СЕНТЯБРЬ ОКТЯБРЬ
1
5

2
6

3
7

4
8

НОЯБРЬ

1
1

2
2

3
3

4
4

1
9

2
10

3
11

4
12

У

У

У

У У У У У У У У У

ДЕКАБРЬ
1
13

2
14

3
15

У У У

4
16

ЯНВАРЬ
5
17

1

2
18

3
19

У У У У У

4
20

ФЕВРАЛЬ
1
21

2
22

У У У

3
23

4
24

МАРТ
1
25

У У У

2
26

3
27

АПРЕЛЬ
4
28

У У У

1
29

2
30

3
31

У У У

4
32

МАЙ
1
33

2
34

У У У

Начало учебного года: 01.09.2021 г.
Окончание учебного года: 31.05.2022 г.
Продолжительность учебного года: 37 недель
Праздничные дни:
4 ноября 2021г., 31 декабря 2021 г.;
23 февраля 2022 г., 7 марта 2022 г., 8 марта 2022 г., 1 мая 2022 г., 2 мая 2022 г., 3 мая 2022 г., 9 мая 2022 г., 10 мая 2022 г.
Каникулы не предусмотрены.

12

3
35

4
36

5
37

У У У

2.1. Календарно-тематическое планирование
№
п\
п

Меся
ц

1

сентя
брь

Число

Время
проведения
занятия

Форма занятия

Лекция.
Беседа.
Инструктаж по ТБ

Кол-во
часов

2
18

2

3

Показ отдельных
упражнений.
Отработка
технических приемов
и тактических
действий.
Показ отдельных
упражнений.
Отработка
технических приемов
и тактических
действий. Учебная
игра

8

10

Тема
занятия

Введение. История футбола

Место
проведен
ия
Спортзал

Передвижения и
остановки
Передвижения боком, спиной
вперёд, ускорение, остановки,
повороты, старты из
различных исходных
положений.
Комбинации из освоенных
элементов техники
передвижений (бег, остановки,
повороты, рывки)

Спортзал,
стадион
школы

Наблюдение,
качественное
выполнение
задания

32
Показ отдельных
упражнений.
Отработка
технических приемов

4

Удары по неподвижному и
катящемуся мячу внутренней
стороной стопы и средней
частью подъема

Наблюдение,
качественное
выполнение
задания

Спортзал,
стадион
школы

Удары по мячу

4

Формы контроля

Спортзал,
стадион
школы
13

5

6

7

8

9

и тактических
действий. Учебная
игра
Показ отдельных
упражнений.
Отработка
технических приемов
и тактических
действий. Учебная
игра
Показ отдельных
упражнений.
Отработка
технических приемов
и тактических
действий. Учебная
игра
Показ отдельных
упражнений.
Отработка
технических приемов
и тактических
действий. Учебная
игра
Показ отдельных
упражнений.
Отработка
технических приемов
и тактических
действий. Учебная
игра
Показ отдельных

Удары по катящемуся мячу
внутренней частью подъема
Спортзал,
стадион
школы

4

Удары по неподвижному
мячу внешней частью подъема
Спортзал,
стадион
школы

4

Удары по катящемуся мячу
внешней стороной подъема,
носком
4

Спортзал,
стадион
школы

Удары по летящему мячу
внутренней стороной стопы
Спортзал,
стадион
школы

4

4

Удары по летящему мячу

Спортзал,
14

10

11

12

13

упражнений.
Отработка
технических приемов
и тактических
действий. Учебная
игра
Показ отдельных
упражнений.
Отработка
технических приемов
и тактических
действий. Учебная
игра
Показ отдельных
упражнений.
Отработка
технических приемов
и тактических
действий. Учебная
игра
Показ отдельных
упражнений.
Отработка
технических приемов
и тактических
действий. Учебная
игра
Показ отдельных
упражнений.
Отработка
технических приемов
и тактических

серединой подъема

стадион
школы

Удары по летящему мячу
серединой лба
Спортзал,
стадион
школы

2

Удары по летящему мячу
боковой частью лба
Спортзал,
стадион
школы

2

2

Удары по воротам
различными способами на
точность попадания мячом в
цель

Угловой удар. Подача мяча в
штрафную площадь
2

Спортзал,
стадион
школы

Спортзал,
стадион
школы
15

действий. Учебная
игра
Наблюдение,
качественное
выполнение
задания

Остановка мяча
22
14

15

16

17

Показ отдельных
упражнений.
Отработка
технических приемов
и тактических
действий. Учебная
игра
Показ отдельных
упражнений.
Отработка
технических приемов
и тактических
действий. Учебная
игра
Показ отдельных
упражнений.
Отработка
технических приемов
и тактических
действий. Учебная
игра
Показ отдельных
упражнений.
Отработка
технических приемов
и тактических

Остановка катящегося мяча
внутренней стороной стопы и
подошвой
6

Спортзал,
стадион
школы

Остановка катящегося мяча
внешней стороной стопы
Спортзал,
стадион
школы

6

Остановка мяча грудью
Спортзал,
стадион
школы

4

Остановка летящего мяча
внутренней стороной стопы
6

Спортзал,
стадион
школы
16

действий. Учебная
игра

18

19

20

21

Разучивание
упражнений в целом и
по частям. Отработка
технических приемов
и тактических
действий. Учебная
игра.
Разучивание
упражнений в целом и
по частям. Отработка
технических приемов
и тактических
действий. Учебная
игра.
Разучивание
упражнений в целом и
по частям. Отработка
технических приемов
и тактических
действий. Учебная
игра.
Разучивание
упражнений в целом и
по частям. Отработка
технических приемов
и тактических
действий. Учебная

Игра, эстафеты

24

Ведение мяча и обводка

6

Ведение мяча внешней и
внутренней стороной стопы по
прямой, с изменением
Спортзал,
направления и скорости
стадион
ведения правой и левой ногой
школы
(без сопротивления
защитника)

6

Ведение мяча с пассивным
сопротивлением защитника

Спортзал,
стадион
школы

6

Ведение мяча с активным
сопротивлением защитника

Спортзал,
стадион
школы

6

Обводка с помощью
обманных движений (финтов)

Спортзал,
стадион
школы

17

игра.

24

22

23

24

25

Разучивание
упражнений в целом и
по частям. Отработка
технических приемов
и тактических
действий. Учебная
игра.
Разучивание
упражнений в целом и
по частям. Отработка
технических приемов
и тактических
действий. Учебная
игра.
Разучивание
упражнений в целом и
по частям. Отработка
технических приемов
и тактических
действий. Учебная
игра.
Показ отдельных
упражнений.
Отработка
технических приемов
и тактических

Наблюдение,
качественное
выполнение
задания

Отбор мяча

6

Выбивание мяча ударом ногой

Спортзал,
стадион
школы

6

Отбор мяча перехватом

Спортзал,
стадион
школы

6

Отбор мяча толчком плеча в
плечо

Спортзал,
стадион
школы

6

Отбор мяча в подкате

Спортзал,
стадион
школы
18

действий. Учебная
игра

26

Показ отдельных
упражнений.
Отработка
технических приемов
и тактических
действий. Учебная
игра

12

Вбрасывание мяча

12

Вбрасывание мяча из-за
боковой линии с места и с
шагом

14

27

28

Показ отдельных
упражнений.
Отработка
технических приемов
и тактических
действий. Учебная
игра
Показ отдельных
упражнений.
Отработка
технических приемов
и тактических
действий. Учебная
игра

Наблюдение,
качественное
выполнение
задания
Спортзал,
стадион
школы
Игра «мини –
футбол», Турнир
по минифутболу

Игра вратаря

4

Ловля катящегося мяча

Спортзал,
стадион
школы

4

Ловля мяча, летящего
навстречу

Спортзал,
стадион
школы

19

29

30

31

32

Показ отдельных
упражнений.
Отработка
технических приемов
и тактических
действий. Учебная
игра
Показ отдельных
упражнений.
Отработка
технических приемов
и тактических
действий. Учебная
игра
Показ отдельных
упражнений.
Отработка
технических приемов
и тактических
действий. Игра
«мини-футбол»,
турнир по «минифутболу»

Разучивание
упражнений в целом и
по частям. Отработка
технических приемов
и тактических

2

Ловля мяча сверху в прыжке

Спортзал,
стадион
школы

2

Отбивание мяча кулаком в
прыжке

Спортзал,
стадион
школы

2

Ловля мяча в падении (без
фазы полёта)

Спортзал,
стадион
школы

14

Выполнение комбинаций из
освоенных элементов
техники перемещений и
владение мячом

14

Ведение, удар (перемещение
мяча, остановка, удар по
воротам)

Наблюдение,
качественное
выполнение
задания
Спортзал,
стадион
школы
20

действий. Учебная
игра.

33

34

35

36

Разучивание
упражнений в целом и
по частям. Отработка
технических приемов
и тактических
действий. Учебная
игра.
Разучивание
упражнений в целом и
по частям. Отработка
технических приемов
и тактических
действий. Учебная
игра.
Разучивание
упражнений в целом и
по частям. Отработка
технических приемов
и тактических
действий. Учебная
игра.
Разучивание
упражнений в целом и
по частям. Отработка
технических приемов

Наблюдение,
качественное
выполнение
задания

30

Тактика игры

6

Тактика свободного нападения

Спортзал,
стадион
школы

6

Позиционные нападения без
изменения позиций

Спортзал,
стадион
школы

4

Позиционные нападения с
изменением позиций

Спортзал,
стадион
школы

4

Нападение в игровых заданиях
3:1, 3:2, 3:3, 2:1 с атакой и без
атаки ворот

Спортзал,
стадион
школы
21

37

38

39

40

и тактических
действий. Учебная
игра.
Разучивание
упражнений в целом и
по частям. Отработка
технических приемов
и тактических
действий. Учебная
игра.
Разучивание
упражнений в целом и
по частям. Отработка
технических приемов
и тактических
действий. Учебная
игра.
Разучивание
упражнений в целом и
по частям. Отработка
технических приемов
и тактических
действий. Учебная
игра.
Разучивание
упражнений в целом и
по частям. Отработка
технических приемов
и тактических
действий. Учебная

Индивидуальные, групповые и
командные тактические
действия в нападении и
защите

Спортзал,
стадион
школы

4

Двусторонняя учебная игра

Спортзал,
стадион
школы

12

Подвижные игры и
эстафеты

6

Игры и эстафеты на
закрепление и
совершенствование
технических приемов и
тактических действий

Спортзал,
стадион
школы

6

Игры, развивающие
физические способности

Спортзал,
стадион
школы

6

Игра, эстафеты

22

игра.

41

42

Разучивание
упражнений в целом и
по частям. Отработка
технических приемов
и тактических
действий. Учебная
игра.
Игра «Мини-футбол»,
Турнир по «минифутболу»

Игра «мини –
футбол», Турнир
по минифутболу

18

Физическая подготовка

10

Развитие скоростных,
скоростно-силовых,
координационных
способностей, выносливости,
гибкости

Спортзал,
стадион
школы

Игра в мини футбол

Спортзал,
стадион
школы

8

23

3.
Организационно-педагогические условия
3.1. Помещение
Для реализации данной программы используется спортивный зал и
стадион школы.
Каждый обучающийся обеспечивается рабочим местом (игровыми
модулями и другими) в соответствии с его ростом.
Спортивный инвентарь изготовлен из материалов, безвредных для
здоровья детей, и соответствует росто-возрастным особенностям детей и
требованиям эргономики.
3.2. Средства обучения и воспитания
Материально-техническое обеспечение включает в себя: организацию
условий для проведения практических занятий, наличие необходимого
инвентаря, учебно-методический материал.
№
п/п

Наименование объектов и средств учебно- Количество
методического
и
материально-технического
обучения
Перекладина
1.
гимнастическая (пристеночная)
Стенка
2.
гимнастическая
4
Скамейка
3.
гимнастическая жесткая (длиной 4 м)
2
Комплект
4.
навесного оборудования (перекладина,
2
тренировочные баскетбольные щиты)
5.
Мячи:
малый мяч (футзал),
4
футбольные
10
6.
Мат гимнастический
2
7.
Кегли
10
8.
Обручи
10
9.
Ворота футбольные
1 пара
10. Стеллаж для хранения мячей
1
11. Стол педагога
1
12. Стул педагога
1
13. Расходный материал:
Маркеры
1 набор
CD-диск
1
Бумага
1 пачка
Ручки
30
Карандаши
30
14.

24

Учебно-методический материал
15. Антипов А., Губов В. «Диагностика и
тренировка двигательных способностей» 2008 г.
16. Голомазов С. В., Чирва П. Г. «Теория и
практика футбол» 2008 г.

1

17. Голомазов С. В., Чирва П. Г. «Методика
тренировки техники игры головой» 2006 г.
18. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная
деятельность школьников. – М., 2010.
19. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Программы
внеурочной
деятельности.
Познавательная
деятельность. Проблемно-ценностное общение. М., 2011.

1

20. Пособие для учителей и методистов
«Внеурочная деятельность учащихся. Футбол» , /
Г.А.Колодницкий, В.С.Кузнецов, М.В.Маслов. –
М.: Просвещение, 2011 г.
21. Методические
рекомендации
по
организации
внеурочной
деятельности
и
пребывания учащихся в образовательных
учреждениях во второй половине дня / Сост. В.И.
Никулина, Н.В. Екимова. – Белгород, 2010.
22. Методические рекомендации по разработке
программы
воспитания
и
социализации
обучающихся начальной школы / Сост. В.И.
Никулина, Н.В. Екимова. – Белгород, 2010.

1

Технические средства обучения
Музыкальный
23.
центр
Наличие
24.
подключения к сети Internet (от 32
Кбит/с до 20 Мбит/с и выше)
Учебно-практическое оборудование
Настенная
25.
демонстрационная магнитная доска

1

1
1

1

1

1
Не имеется

1

25

3.3. Кадровые условия
Требования
к
педагогу
дополнительного
образования,
осуществляемому реализацию Программы
Должностные
обязанности.
Осуществляет
дополнительное
образование обучающихся, воспитанников в соответствии со своей
образовательной программой, развивает их разнообразную творческую
деятельность. Комплектует состав воспитанников кружка и принимает меры
по сохранению контингента воспитанников в течение всего срока обучения.
Обеспечивает педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов
обучения
исходя
из
психофизиологической
и
педагогической
целесообразности, используя современные образовательные технологии,
включая информационные. Проводит занятия, опираясь на достижения в
области методической, педагогической и психологической наук, возрастной
психологии и школьной гигиены, а также современных информационных
технологий. Обеспечивает соблюдение прав и свобод обучающихся,
воспитанников. Участвует в разработке и реализации образовательной
программы. Составляет планы и программы занятий, обеспечивает их
выполнение. Выявляет творческие способности воспитанников, способствует
их развитию, формированию. Организует различные виды деятельности
воспитанников, ориентируясь на их личности, осуществляет развитие
мотивации их познавательных интересов, способностей. Организует
самостоятельную деятельность обучающихся, воспитанников, включает в
учебный процесс проблемное обучение, осуществляет связь обучения с
практикой, обсуждает с обучающимися, воспитанниками актуальные
события современности. Обеспечивает и анализирует достижения
воспитанников. Оценивает эффективность обучения, учитывая овладение
умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного
интереса. Оказывает особую поддержку одаренным и талантливым
воспитанникам, а также воспитанникам, имеющим отклонения в развитии.
Организует участие воспитанников в массовых мероприятиях. Участвует в
работе педагогических советов, в работе по проведению родительских
собраний, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных
образовательной программой, в организации и проведении методической и
консультативной помощи родителям или лицам, их заменяющим, а также
педагогическим работникам в пределах своей компетенции. Обеспечивает
охрану жизни и здоровья воспитанников во время образовательного
процесса. Обеспечивает при проведении занятий соблюдение правил охраны
труда и пожарной безопасности.
Должен знать: приоритетные направления развития образовательной
системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты,
регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах
ребенка; возрастную и специальную педагогику и психологию; физиологию,
гигиену; специфику развития интересов и потребностей обучающихся,
воспитанников, основы их творческой деятельности; методику поиска и
26

поддержки молодых талантов; содержание учебной программы. Методы
развития
мастерства;
современные
педагогические
технологии
продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации
компетентностного подхода; методы убеждения, аргументации своей
позиции, установления контакта с воспитанниками, детьми разного возраста,
их родителями, лицами, их заменяющими, коллегами по работе; технологии
диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
технологии педагогической диагностики; основы работы с персональным
компьютером (текстовыми редакторами, электронными таблицами),
электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения;
правила по охране труда и пожарной безопасности.
Требования
образованию
обучению

к
Среднее
профессиональное
образование
–
и программы подготовки специалистов среднего звена или
высшее образование – бакалавриат, направленность
(профиль) которого, как правило, соответствует
направленности дополнительной общеобразовательной
программы,
осваиваемой
учащимися,
или
преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю)
Дополнительное профессиональное образование –
профессиональная
переподготовка,
направленность
(профиль)
которой
соответствует
направленности
дополнительной
общеобразовательной
программы,
осваиваемой учащимися, или преподаваемому учебному
курсу, дисциплине (модулю)
При отсутствии педагогического образования –
дополнительное
профессиональное
педагогическое
образование;
дополнительная
профессиональная
программа может быть освоена после трудоустройства
Рекомендуется обучение по дополнительным
профессиональным
программам
по
профилю
педагогической деятельности не реже чем один раз в три
года

27

4. Оценочные материалы
Система формы контроля уровня достижений учащихся
Умения и навыки проверяются во время участия учащихся в школьном
этапе «Поселковая футбольная лига»- турнир по «мини-футболу».
Подведение итогов по технической и общефизической подготовке 2 раза в
год (декабрь, май), учащиеся выполняют контрольные нормативы.

№ п/п

Контрольные нормативы
по общей и специальной физической подготовке
юных футболистов
Упражнения
Оценка
Отлично Хорошо Удовлетворительно

1. ОФП

2.СФП

Бег 10 м (с)

2,0

2,2

2,4

Бег 30 м (с)

4,3

4,5

4,7

Бег 50 м (с)

7,6

7,9

8,2

Прыжок в длину с 240
места (см)

230

220

Тройной прыжок
места (см)

с 600

570

550

Бег 30 м с ведением 5,0
мяча (с)

5,2

5,4

Вбрасывание
мяча 25
руками на дальность
(м)

18

15

Содержание и методика проведения контрольных испытаний:
Бег 30 м. Бег выполняется с высокого старта. Секундомер запускается
по первому движению испытуемого.
Челночный бег 30 м (5x6 м). На расстоянии 6 м друг от друга
обозначаются линия старта и контрольная линия. По сигналу испытуемый
начинает бег, преодолевая обозначенную дистанцию 5 раз. При изменении
направления движения обе ноги испытуемого должны пересекать каждый раз
одну из упомянутых линий.
Челночный бег 30 м (3x10 м). Упражнение с такими же требованиями,
как и предыдущее.
28

Челночный бег 104 м (рис. 1). Линией старта служит линия ворот. От
ее середины испытуемый по сигналу выполняет рывок до 6-метровой
отметки, касаясь ее ногой. Повернувшись на 180°, он возвращается назад.
Далее он совершает рывок до 10-метровой отметки. Повернувшись кругом,
испытуемый устремляется к линии старта.
Далее он бежит до средней линии поля (20 м) и возвращается к линии
ворот. Затем он вновь совершает рывок к 10-метровой отметке, возвращается
к месту старта. Завершается упражнение рывком до 6-метровой отметки и
возвратом к линии ворот. Достигнутой или иной отметки, испытуемый
должен перед поворотом коснуться ее ногой.
Прыжок в длину с места. Испытуемый принимает исходное
положение на контрольной линии (ноги на ширине плеч). Не переступая ее,
он делает несколько махов руками и, с силой оттолкнувшись, махом рук
снизу вверх производит прыжок. Из трех попыток засчитывается лучший
результат.
Отжимание в упоре лежа. Измерение проводится по общепринятой
методике.
Бег 300 м. Проводится на стадион школые. Результат испытуемого
фиксируется по общепринятым правилам.
Тест Купера. Проводится бег на стадион школые в течение 12 мин.
Фиксируется дистанция, которую испытуемый сможет преодолеть за это
время.
Специальная подготовленность
Жонглирование мячом ногами. Упражнение выполняется поочередно
правой и левой ногой. Удары, выполненные одной ногой дважды,
засчитываются за один удар.
Из трех попыток учитывается лучший результат.
Жонглирование мячом (комплексное). Испытуемый выполняет удары
правой и левой ногой (различными частями подъема и сторонами стопы),
бедром и головой.
Удары выполняются в любой последовательности без повторения
одного удара более двух раз подряд. Учитываются только удары,
выполненные разными способами, в том числе не менее раза головой,
правым и левым бедром.
Бег 30 м с ведением мяча. Испытуемый с мячом занимает позицию за
линией старта. По сигналу игрок ведет мяч к линии финиша, выполняя на
данной дистанции не менее трех касаний мяча ногами. Ведение
осуществляется любым способом.
Упражнение считается законченным, когда испытуемый пересечет
линию финиша. Учитывается время выполнения упражнения. Даются две
попытки. Засчитывается лучший результат.
Бег 5x30 м с ведением мяча. Упражнение выполняется так же, как и
предыдущее.
29

Финишировав, испытуемый каждый раз возвращается на старт. На это
ему дается 25 с. Все старты выполняются с места. Сумма результатов пяти
попыток определяет окончательный результат испытуемого.
Ведение мяча по «восьмерке. На поле стойками обозначается квадрат
со сторонами 10 м. Одна стойка устанавливается в середине квадрата. По
сигналу испытуемый ведет мяч от стойки А к стойке Ц, обходит ее и
движется к стойке Б.
Обведя ее, он направляется к стойке В, огибает ее с внешней стороны и
вновь ведет мяч к стойке Ц. Обводя эту стойку уже с другой стороны, он
движется к стойке Г. Обогнув ее, испытуемый финиширует у стойки А.
Ведение мяча осуществляется только внутренней и внешней частью подъема.
Учитывается время выполнения задания. Из двух попыток засчитывается
лучшая.

30

5. Литература
1. Волков В.М., Швыкова И.А. - Футбол. Поурочная программа для
учебно-тренировочных групп 1-го и 2-го года обучения ДЮСШ и СДЮШОР.
Под редакцией Волков В.М., Швыкова И.А. - М.: «Тера - Спорт», 2002.
2. Волков В.М., Филин В.П. - Спортивный отбор. – М.: ФиС, 2001. 44с.
3. Гриндлер К. - Техническая и тактическая подготовка футболистов. –
М.: ФиС, 2007. - 167 с.
4. Качани Л., Горский Л. - Тренировка футболистов. – М.:ФиС, 2012. –
77 с.
5. Коротков И.М. - Подвижные игры в занятиях спортом. – М.: ФиС,
2001. - 132 с.
6. Рогальский Н., Дегель Э. - Футбол для юношей. – М.:ФиС, 2010. 80с.
7. Филин В.П., Фомин Р.А. - Основы юношеского спорта. – М.: ФиС,
2012. - 57 с.

31


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».