Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Учебный план АООП ООО ТНР вариант 5 2025-2026 учебный год

Выписка из организационного раздела
адаптированной основной образовательной программы
основного общего образования для обучающихся с тяжелыми
нарушениями речи (вариант 5)

Учебный план
адаптированной образовательной программы
начального общего образования для обучающихся
с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5)
Березовского муниципального автономного
общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 11»
на 2025-2026 учебный год

Пояснительная записка к учебному плану адаптированной
образовательной программы основного общего образования для
обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5)
БМАОУ СОШ № 11 на 2025-2026 учебный год
Учебный план реализующей адаптированную основную общеобразовательную программу
основного общего образования для обучающихся с ТНР (вариант 5) (далее – учебный план), в
целом соответствует обязательным требованиям ФГОС ООО и ФОП ООО, в том числе
требованиям о включении во внеурочную деятельность коррекционно-развивающих курсов по
ПКР.
Учебный план учитывает рекомендации изложенные в Федеральном учебном плане
федеральной адаптированной программы основного общего образования для обучающихся с
ТНР (вариант 5).
Учебный план:
-фиксирует максимальный объем учебной нагрузки обучающихся с ТНР;
-определяет (регламентирует) перечень учебных предметов, курсов и время, отводимое на
их освоение и организацию;
-распределяет учебные предметы, курсы, модули по классам и учебным годам. Учебный
план соответствует действующему законодательству Российской Федерации в области
образования, обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФГОС ООО и
выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных
действующим СанПиНом.
Для обучающихся с ТНР может быть разработан индивидуальный учебный план как на весь
период обучения, так на один год или иной срок. Данный индивидуальный план предусматривает
решение одной или нескольких задач, указанных ниже:
-усиление внимания к обязательным учебным дисциплинам, освоение которых может
вызывать у данной группы обучающихся специфически обусловленные или индивидуально
ориентированные трудности.
-введение в содержание образовательной программы учебных дисциплин, отвечающих
особым образовательным потребностям, в том числе потребностям в сохранении и укреплении
здоровья (предмет «Адаптивная физическая культура»);
-проведение коррекционно-развивающих курсов по программе коррекционной работы и,
при необходимости, дополнительных коррекционно-развивающих занятий в соответствии с
"Индивидуальным планом коррекционно-развивающей работы" за счет часов внеурочной
деятельности в объеме не менее 5 часов в неделю;
-организация и проведение индивидуальных консультаций педагогов по обязательным
учебным дисциплинам, по темам и разделам, требующим особого внимания для пропедевтики
возникновения специфически обусловленных или индивидуально ориентированных трудностей
в обучении;
-реализация индивидуальной образовательной траектории с учетом интересов,
склонностей, способностей (в том числе выдающихся), выбранного обучающимся профиля в
обучении.
Организация образовательной деятельности в БМАОУ СОШ № 11
Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования для
обучающихся с ТНР (вариант 5.1) реализуется в текущем учебном году.
Учебный план основного общего образования обучающихся ТНР (вариант 5) соответствует
учебному плану ООП ООО, с учётом изменений определяемых ФГОС ООО, а также
Гигиеническими нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями.
Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
В обязательной части представлены десять предметных областей. Содержание учебных

предметов, входящих в состав каждой предметной области, обеспечивает целостное восприятие
мира, с учетом особых образовательных потребностей и возможностей обучающихся с ТНР.
Из часов, отводимых на внеурочную деятельность, не менее 5 академических часов на
каждого обучающегося отводится на коррекционно-развивающие курсы. Из этих часов не менее
2-х часов недельной нагрузки на одного обучающегося могут выделятся на коррекционноразвивающий курс "Индивидуальные и групповые логопедические занятия", который является
неотъемлемой частью внеурочной деятельности (часы считаются на основе суммирования
времени посещения обучающимся как индивидуальных, так и групповых логопедических
занятий).
Остальные часы отводятся на дополнительные коррекционно-развивающие курсы,
направленные на восполнение пробелов в речевой деятельности детей, преодолении вторичных
отклонений в развитии, а также формировании предпосылок успешного освоения личностных,
метапредметных и предметных компетенций.
Для отдельных обучающихся с ТНР может быть разработана индивидуальная
адаптированная образовательная программа и индивидуальный учебный план, учитывающий
особенности их психофизического развития и состояние здоровья.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, определяет
время, отводимое на изучение учебных предметов, учебных курсов, учебных модулей по выбору
обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, в том
числе предусматривающие углубленное изучение учебных предметов, с целью удовлетворения
различных интересов обучающихся, потребностей в физическом развитии и совершенствовании,
а также учитывающие этнокультурные интересы, особые образовательные потребности
обучающихся с ОВЗ.
Время, отводимое на данную часть федерального учебного плана, может быть использовано
на:
-увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных учебных предметов
обязательной части, в том числе на углубленном уровне;
-введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих интересы и
потребности участников образовательных отношений, в том числе этнокультурные;
-другие виды учебной, воспитательной, спортивной и иной деятельности обучающихся.
Режим работы - 5-дневная учебная неделя.
Продолжительность учебного года основного общего образования составляет 34 недели.
Количество учебных занятий за 5 лет не может составлять менее 5058 академических часов
и более 5549 академических часов.
Образовательная недельная нагрузка равномерно распределена в течение учебной недели,
при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня составляет:
- для обучающихся 5-6 классов – не превышает 6 уроков;
- для обучающихся 7-9 классов – не превышает 7 уроков. Обучение осуществляется по
четвертям.
Контрольные работы проводятся преимущественно на 2-4 уроках. В течение учебного дня
не проводится более одной контрольной работы.
Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и индивидуально- групповых
занятий. Занятия планируются на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между
началом занятий и последним уроком организован перерыв продолжительностью не менее 30
минут.
Продолжительность уроков в 5-9 классах 40 минут. Затраты времени на выполнение
домашнего задания не должны превышать в 5-м классе - 2 часа; в 6-8 классах- 2,5 часа; 9 –х
классах – 3,5 часа.
Продолжительность урока в основной школе составляет 40 минут. Во время занятий
необходим перерыв для гимнастики не менее 2 минут.
Суммарный объём домашнего задания по всем предметам для каждого класса не должен
превышать продолжительности выполнения 2 часа – для 5 класса, 2,5 часа – для 6-8 классов, 3,5

часа – для 9-11 классов. Образовательной организацией осуществляется координация и контроль
объёма домашнего задания обучающихся каждого класса по всем предметам в соответствии с
санитарными нормами. Домашнее задание на следующий урок задают на текущем уроке,
дублируют его в электронном журнале не позднее времени окончания учебного дня. Для
выполнения заданий, требующего длительной подготовки, рекомендуется предоставлять
достаточное количество времени.
Занятия начинаются не ранее 8.30 часов утра и заканчиваются не позднее 19 часов.
Факультативные занятия и занятия по программам дополнительного образования
планируют на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом
факультативных (дополнительных) занятий и последним уроком необходимо организовывать
перерыв продолжительностью не менее 20 минут.
Количество часов на физическую культуру составляет 2, третий час реализовывается
образовательной организацией за счет часов части, формируемой участниками образовательных
отношений.
Учебный план для 5-9 классов ориентирован на 5-летний нормативный срок освоения
АООП ООО для обучающихся ТНР (вариант 5).
Обязательная часть учебного плана определяет состав обязательных учебных предметов
обязательных предметных областей в соответствии с ФГОС основного общего образования для
всех имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждений, реализующих
основную образовательную программу основного общего образования, и учебное время,
отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
В школе языком образования является русский язык. Изучение родного языка (русского) из
числа языков народов Российской Федерации осуществляется по заявлению родителей (законных
представителей) несовершеннолетних. Родители в своих заявлениях отказались от изучения
предмета «Родной язык (русский)».
Учебный курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» является
обязательным. На основании приказа Министерства просвещения Российской Федерации от
18.07.2022 № 568 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный
стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287".
Основное содержание учебных предметов на уровне основного общего образования
отражено в адаптированных рабочих программах по всем предметам учебного плана основного
общего образования.
Программно-методическое обеспечение учебного плана регламентируется 59 приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 21.09.2022 N 858 "Об утверждении
федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную
деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников" (в
существующей редакции). Итоговая оценка результатов освоения адаптированной основной
образовательной программы основного общего образования обучающихся с ТНР (вариант 5)
включает результаты промежуточной аттестации обучающихся, отражающие динамику их
индивидуальных образовательных достижений в соответствии с планируемыми результатами
освоения.
Промежуточная аттестация
Освоение основной образовательной программы по учебным предметам учебного плана
основного общего образования сопровождается годовой промежуточной аттестацией
обучающихся.
Промежуточная аттестация проходит согласно Положению о формах, периодичности и
порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.
Промежуточная аттестация в данном классе проводится с учётом психофизического состояния
обучающихся.

Промежуточная аттестация проводится в апреле – мае текущего года.
Обучающиеся с ОВЗ имеют право на проведение промежуточной аттестации в иных
формах:
- особую форму организации аттестации (в малой группе, индивидуальную) с учетом
особых образовательных и индивидуальных особенностей обучающихся;
- привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие привычных для
обучающихся мнестических опор: наглядных схем, шаблонов общего хода выполнения заданий);
- присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности; - недопустимыми
являются негативные реакции со стороны педагога, создание ситуаций, приводящих к
эмоциональному травмированию ребенка для детей с ОВЗ;
- возможность организации короткого перерыва (10-15 мин) при нарастании в поведении
ребенка проявлений утомления, истощения;
- увеличение времени на выполнение заданий;
- адаптирование инструкции с учетом особых образовательных особенностей и
индивидуальных трудностей обучающихся:
1) упрощение формулировок по грамматическому и семантическому оформлению;
2) упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на короткие 60
смысловые единицы, задающие поэтапность (пошаговость) выполнения задания;
3) в дополнение к письменной инструкции к заданию, при необходимости, она
дополнительно прочитывается педагогом вслух в медленном темпе с четкими смысловыми
акцентам
4) при необходимости адаптирование текста задания с учетом особых образовательных
особенностей и индивидуальных трудностей обучающихся (более крупный шрифт, четкое
отграничение одного задания от другого; упрощение формулировок задания по грамматическому
и семантическому оформлению и др.).
Результаты промежуточной аттестации оцениваются по пятибалльной системе в
соответствии с нормами оценки знаний по данному учебному предмету.
Отметка по итогам промежуточной аттестации выставляется в журнал.
Годовые отметки по каждому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) и иным
видам учебной деятельности, предусмотренным учебным планом, определяются как среднее
арифметическое четвертных отметок и отметки по результатам годовой письменной работы,
выставляются всем обучающимся в журнал успеваемости целыми числами в соответствии с
правилами математического округления. Итоговая оценка соответствует годовой.
Учебные предметы,
курсы

Учебные
модули

Количество часов в неделю
9

Контрольная
работа, в том числе в форме ВПР
Контрольная
работа, в том числе в форме ВПР

Русский язык

5/170

Литература

3/102

3/102

2/68

2/68

3/102

13/442

Родной язык (русский)
Родная литература
(русская)
Иностранный язык

3/102

3/102

3/102

3/102

3/102

15/510

Математика

5/170

5/170

0

0

0

10/340

Алгебра

0

0

3/102

3/102

3/102

9/306

Геометрия

0

0

2/68

2/68

2/68

6/204

Вероятность и
статистика
Информатика

0

0

1/34

1/34

1/34

3/102

0

0

1/34

1/34

1/34

3/102

3/102

3/102

3/102

2/68

2.5/84

13.5/45
8

История России
Всеобщая Исто

6

Форма проведения
промежуточной аттестации

7
8
Обязательная часть
6/204
4/136
3/102

История

5

Всего
часов

3/102

21/714

Контрольная
работа, в том числе в форме ВПР
Контрольная
работа, в том числе в форме ВПР
Контрольная
работа, в том числе в форме ВПР
Контрольная
работа, в том числе в форме ВПР
Контрольная
работа, в том числе в форме ВПР
Контрольная
работа, в том числе в форме ВПР
Контрольная
работа, в том числе в форме ВПР

Обществознание

История
родного края

0

0

0

1/34

1/34

3/102

1/34

1/34

2/68

2/68

2/68

8/272

Физика

0

0

2/68

2/68

3/102

7/238

Химия

0

0

0

2/68

2/68

4/136

Биология

1/34

1/34

1/34

2/68

2/68

7/238

Изобразительное
искусство
Музыка
Труд (технология)
Физическая культура
Основы безопасности и
защиты Родины

1/34

1/34

1/34

0

0

3/102

Контрольная
работа, в том числе в форме ВПР
Контрольная
работа, в том числе в форме ВПР
Контрольная
работа, в том числе в форме ВПР
Контрольная
работа, в том числе в форме ВПР
Контрольная
работа, в том числе в форме ВПР
Защита проекта

1/34
2/68
2/68
0

1/34
2/68
2/68
0

1/34
2/68
2/68
0

1/34
1/34
2/68
1/34

0
1/34
2/68
1/34

4/136
8/272
10/340
2/68

Тестирование
Защита проекта
Сдача норм ГТО
Тестирование

27/918

28/952

30/1020

1/34
0.5/16

1/34
0.5/18

1/34
0.5/18

0.5/18

0

0

0

0.5/16

0.5/16

География

Наименование
учебного курса
Спортивные игры
Индивидуальный
проект
Финансовая
грамотность
Основы духовнонравственной
культуры народов
России
Итого
ИТОГО недельная
нагрузка
Количество учебных
недель
Всего часов в год

Коррекционный
курс:
«Коррекционноразвивающие
занятия:
психокорекционные
(психологические и
дефектологические)
Коррекционный
курс:
Логопедические
занятия
Итого

Итого

31/10
32.5/110
148.5/5
54
5
049
Часть, формируемая участниками образовательных отношений

2/68
29
34
986

3

1/34
0.5/1
6
0.5/1
8
0

0.5/18
0

4.5/153
2/68

Зачёт
Зачёт

0

1/34

Зачёт

0

1/34

Зачёт

0.5/18
33

8.5/289

2/68
30

2/68
32

2/68
33

34

34

34

34

1020

1088

1122

1122

Коррекционные занятия
3
3
3

3

2

2

2

2

2

5/170

5/170

5/170

5/17
0

5/170

850


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».