Учебный план АООП ООО ТНР вариант 5 2024-2025 учебный год

Выписка из организационного раздела
адаптированной основной образовательной программы
основного общего образования для обучающихся с тяжелыми
нарушениями речи (вариант 5)

Учебный план
адаптированной образовательной программы
начального общего образования для обучающихся
с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5)
Березовского муниципального автономного
общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 11»
на 2024-2025 учебный год

Берёзовский городской округ, Свердловская область 2024

Пояснительная записка к учебному плану адаптированной
образовательной программы основного общего образования для
обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5)
БМАОУ СОШ № 11 на 2024-2025 учебный год
Учебный
план
реализующей
адаптированную
основную
общеобразовательную программу основного общего образования для
обучающихся с ТНР (вариант 5) (далее – учебный план), в целом соответствует
обязательным требованиям ФГОС ООО и ФОП ООО, в том числе требованиям о
включении во внеурочную деятельность коррекционно-развивающих курсов по
ПКР.
Учебный план учитывает рекомендации изложенные в Федеральном учебном
плане федеральной адаптированной программы основного общего образования для
обучающихся с ТНР (вариант 5).
Учебный план:
-фиксирует максимальный объем учебной нагрузки обучающихся с ТНР;
-определяет (регламентирует) перечень учебных предметов, курсов и время,
отводимое на их освоение и организацию;
-распределяет учебные предметы, курсы, модули по классам и учебным годам.
Учебный план соответствует действующему законодательству Российской
Федерации в области образования, обеспечивает введение в действие и реализацию
требований ФГОС ООО и выполнение гигиенических требований к режиму
образовательного процесса, установленных действующим СанПиНом.
Для обучающихся с ТНР может быть разработан индивидуальный учебный
план как на весь период обучения, так на один год или иной срок. Данный
индивидуальный план предусматривает решение одной или нескольких задач,
указанных ниже:
-усиление внимания к обязательным учебным дисциплинам, освоение которых
может вызывать у данной группы обучающихся специфически обусловленные или
индивидуально ориентированные трудности.
-введение в содержание образовательной программы учебных дисциплин,
отвечающих особым образовательным потребностям, в том числе потребностям в
сохранении и укреплении здоровья (предмет «Адаптивная физическая культура»);
-проведение
коррекционно-развивающих
курсов
по
программе
коррекционной работы и, при необходимости, дополнительных коррекционноразвивающих занятий в соответствии с "Индивидуальным планом коррекционноразвивающей работы" за счет часов внеурочной деятельности в объеме не менее 5
часов в неделю;
-организация и проведение индивидуальных консультаций педагогов по
обязательным учебным дисциплинам, по темам и разделам, требующим особого

внимания для пропедевтики возникновения специфически обусловленных или
индивидуально ориентированных трудностей в обучении;
-реализация индивидуальной образовательной траектории с учетом интересов,
склонностей, способностей (в том числе выдающихся), выбранного обучающимся
профиля в обучении.
Организация образовательной деятельности в БМАОУ СОШ № 11
Адаптированная основная образовательная программа основного общего
образования для обучающихся с ТНР (вариант 5.1) реализуется в текущем учебном
году.
Учебный план основного общего образования обучающихся ТНР (вариант 5)
соответствует учебному плану ООП ООО, с учётом изменений определяемых
ФГОС ООО, а также Гигиеническими нормативами и Санитарноэпидемиологическими требованиями.
Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений.
В обязательной части представлены десять предметных областей. Содержание
учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области, обеспечивает
целостное восприятие мира, с учетом особых образовательных потребностей и
возможностей обучающихся с ТНР.
Из часов, отводимых на внеурочную деятельность, не менее 5 академических
часов на каждого обучающегося отводится на коррекционно-развивающие курсы.
Из этих часов не менее 2-х часов недельной нагрузки на одного обучающегося
могут выделятся на коррекционно-развивающий курс "Индивидуальные и
групповые логопедические занятия", который является неотъемлемой частью
внеурочной деятельности (часы считаются на основе суммирования времени
посещения обучающимся как индивидуальных, так и групповых логопедических
занятий).
Остальные часы отводятся на дополнительные коррекционно-развивающие
курсы, направленные на восполнение пробелов в речевой деятельности детей,
преодолении вторичных отклонений в развитии, а также формировании
предпосылок успешного освоения личностных, метапредметных и предметных
компетенций.
Для отдельных обучающихся с ТНР может быть разработана индивидуальная
адаптированная образовательная программа и индивидуальный учебный план,
учитывающий особенности их психофизического развития и состояние здоровья.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, определяет время, отводимое на изучение учебных предметов, учебных
курсов, учебных модулей по выбору обучающихся, родителей (законных

представителей)
несовершеннолетних
обучающихся,
в
том
числе
предусматривающие углубленное изучение учебных предметов, с целью
удовлетворения различных интересов обучающихся, потребностей в физическом
развитии и совершенствовании, а также учитывающие этнокультурные интересы,
особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ.
Время, отводимое на данную часть федерального учебного плана, может быть
использовано на:
-увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных
учебных предметов обязательной части, в том числе на углубленном уровне;
-введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих
интересы и потребности участников образовательных отношений, в том числе
этнокультурные;
-другие виды учебной, воспитательной, спортивной и иной деятельности
обучающихся.
Режим работы - 5-дневная учебная неделя.
Продолжительность учебного года основного общего образования составляет
34 недели.
Количество учебных занятий за 5 лет не может составлять менее 5058
академических часов и более 5549 академических часов.
Образовательная недельная нагрузка равномерно распределена в течение
учебной недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня
составляет:
- для обучающихся 5-6 классов – не превышает 6 уроков;
- для обучающихся 7-9 классов – не превышает 7 уроков. Обучение
осуществляется по четвертям.
Контрольные работы проводятся преимущественно на 2-4 уроках. В течение
учебного дня не проводится более одной контрольной работы.
Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и индивидуальногрупповых занятий. Занятия планируются на дни с наименьшим количеством
обязательных уроков. Между началом занятий и последним уроком организован
перерыв продолжительностью не менее 30 минут.
Продолжительность уроков в 5-9 классах 40 минут. Затраты времени на
выполнение домашнего задания не должны превышать в 5-м классе - 2 часа; в 6-8
классах- 2,5 часа; 9 –х классах – 3,5 часа.
Продолжительность урока в основной школе составляет 40 минут. Во время
занятий необходим перерыв для гимнастики не менее 2 минут.
Занятия начинаются не ранее 8.30 часов утра и заканчиваются не позднее 19
часов.

Факультативные занятия и занятия по программам дополнительного
образования планируют на дни с наименьшим количеством обязательных уроков.
Между началом факультативных (дополнительных) занятий и последним уроком
необходимо организовывать перерыв продолжительностью не менее 20 минут.
Учебный план для 5-9 классов ориентирован на 5-летний нормативный срок
освоения АООП ООО для обучающихся ТНР (вариант 5).
Обязательная часть учебного плана определяет состав обязательных учебных
предметов обязательных предметных областей в соответствии с ФГОС основного
общего образования для всех имеющих государственную аккредитацию
образовательных учреждений, реализующих основную образовательную
программу основного общего образования, и учебное время, отводимое на их
изучение по классам (годам) обучения.
В школе языком образования является русский язык. Изучение родного языка
(русского) из числа языков народов Российской Федерации осуществляется по
заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних. Родители в
своих заявлениях отказались от изучения предмета «Родной язык (русский)».
В соответствии с письмом Минпросвещения от 21.12.2022 № ТВ-2859/03
БМАОУ СОШ № 11 реализует третий час физической активности за счет часов
спортивных секций и спортивных клубов в рамках внеурочной деятельности и
дополнительного образования детей.
Учебный курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
является обязательным. На основании приказа Министерства просвещения
Российской Федерации от 18.07.2022 № 568 "О внесении изменений в федеральный
государственный образовательный стандарт основного общего образования,
утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31
мая 2021 г. № 287".
Основное содержание учебных предметов на уровне основного общего
образования отражено в адаптированных рабочих программах по всем предметам
учебного плана основного общего образования.
Программно-методическое обеспечение учебного плана регламентируется 59
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 21.09.2022 N 858
"Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию
при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования
организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления
предельного срока использования исключенных учебников" (в существующей
редакции). Итоговая оценка результатов освоения адаптированной основной
образовательной программы основного общего образования обучающихся с ТНР

(вариант 5) включает результаты промежуточной аттестации обучающихся,
отражающие динамику их индивидуальных образовательных достижений в
соответствии с планируемыми результатами освоения.
Промежуточная аттестация
Освоение основной образовательной программы по учебным предметам
учебного плана основного общего образования сопровождается годовой
промежуточной аттестацией обучающихся.
Промежуточная аттестация проходит согласно Положению о формах,
периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной
аттестации обучающихся. Промежуточная аттестация в данном классе проводится
с учётом психофизического состояния обучающихся.
Промежуточная аттестация проводится в апреле – мае текущего года.
Обучающиеся с ОВЗ имеют право на проведение промежуточной аттестации
в иных формах:
- особую форму организации аттестации (в малой группе, индивидуальную) с
учетом особых образовательных и индивидуальных особенностей обучающихся;
- привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие
привычных для обучающихся мнестических опор: наглядных схем, шаблонов
общего хода выполнения заданий);
- присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности; недопустимыми являются негативные реакции со стороны педагога, создание
ситуаций, приводящих к эмоциональному травмированию ребенка для детей с ОВЗ;
- возможность организации короткого перерыва (10-15 мин) при нарастании в
поведении ребенка проявлений утомления, истощения;
- увеличение времени на выполнение заданий;
- адаптирование инструкции с учетом особых образовательных особенностей
и индивидуальных трудностей обучающихся:
1) упрощение формулировок по грамматическому и семантическому
оформлению;
2) упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на
короткие
60
смысловые единицы, задающие поэтапность (пошаговость) выполнения
задания;
3) в дополнение к письменной инструкции к заданию, при необходимости, она
дополнительно прочитывается педагогом вслух в медленном темпе с четкими
смысловыми акцентам
4) при необходимости адаптирование текста задания с учетом особых

образовательных особенностей и индивидуальных трудностей обучающихся (более
крупный шрифт, четкое отграничение одного задания от другого; упрощение
формулировок задания по грамматическому и семантическому оформлению и др.).
Результаты промежуточной аттестации оцениваются по пятибалльной системе
в соответствии с нормами оценки знаний по данному учебному предмету.
Отметка по итогам промежуточной аттестации выставляется в журнал.
Годовые отметки по каждому учебному предмету, курсу, дисциплине
(модулю) и иным видам учебной деятельности, предусмотренным учебным
планом, определяются как среднее арифметическое четвертных отметок и отметки
по результатам годовой письменной работы, выставляются всем обучающимся в
журнал успеваемости целыми числами в соответствии с правилами
математического округления. Итоговая оценка соответствует годовой.

Недельный учебный план основного общего образования обучающихся с ТНР для 5-дневной учебной недели (1-й
вариант)
Предметная область
Русский язык и литература
Иностранные языки
Математика и информатика

Общественно-научные
предметы
Естественно-научные
предметы
Искусство
Технология
Физическая культура
Основы безопасности и
защиты Родины
Основы
духовнонравственной
культуры
народов России

Учебный предмет/курс

5а
5б
Обязательная часть
Русский язык
5
5
Литература
3
3
Иностранный язык (английский)
3
3
Математика
5
5
Алгебра
0
0
Геометрия
0
0
Вероятность и статистика
0
0
Информатика
0
0
История
2
2
Обществознание
0
0
География
1
1
Физика
0
0
Химия
0
0
Биология
1
1
Изобразительное искусство
1
1
Музыка
1
1
Труд (технология)
2
2
Физическая культура (адаптивная
2
2
Физическая культура)
Основы безопасности и защиты
0
0
Родины
Основы
духовно-нравственной
1
1
культуры народов России
Итого

6

Количество часов в неделю
7а
7б
8а

8б

9

6
3
3
5
0
0
0
0
2
1
1
0
0
1
1
1
2
2

4
2
3
0
3
2
1
1
2
1
2
2
0
1
1
1
2
2

4
2
3
0
3
2
1
1
2
1
2
2
0
1
1
1
2
2

3
2
3
0
3
2
1
1
2
1
2
2
2
2
0
1
1
2

3
2
3
0
3
2
1
1
2
1
2
2
2
2
0
1
1
2

3
3
3
0
3
2
1
1
2.5
1
2
3
2
2
0
0
1
2

0

0

0

1

1

1

1

1

1

0

0

0

31

31

31

32.5

0
0
0
0.5
0
0
0.5

0
0
0.5
0.5
0.5
0.5
0

0
0
0.5
0.5
0.5
0.5
0

0
0
0
0.25
0.25
0
0

27
27
29
31
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Наименование учебного курса
Математика: просто. сложно. интересно
0.5
0.5
0
0
КБЖ (культура безопасности жизнедеятельности)
0.5
0.5
0
0
Финансовая грамотность
0
0
0
0
Проектная исследовательская деятельность
0.5
0.5
0.5
0.5
Развитие основ функциональной грамотности
0.5
0.5
0.5
0
Сохранение русского языка
0
0
0
0
Экология
0
0
0
0.5

Итого
ИТОГО недельная нагрузка
Количество учебных недель
Всего часов в год

2
29
34
986

2
29
34
986

1
30
34
1020

1
32
34
1088

1
32
34
1088

2
33
34
1122

2
33
34
1122

0.5
33
34
1122

План внеурочной деятельности (включая коррекционно-развивающую область) (недельный)
Березовское муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 11»
Учебные курсы
Количество часов в неделю
5а
5б
6
7а
7б
Коррекционный курс: «Коррекционно развивающие
3
3
3
3
3
занятия: психокорекционные (психологические и
дефектологические)
Коррекционный курс: Логопедические занятия
2
2
2
2
2
Разговоры о важном
1
1
1
1
1
Россия - мои горизонты
0
0
1
1
1
ШСК Соколы (волейбол. пионербол)
1
1
1
1
1
Твое счастливое завтра
0.25
0.25
0.25
0.25
0.25
Основы финансовой грамотности
1
1
0
0
0
Я человек
0.25
0.25
0.25
0.25
0.25
Школьный музей "Память"
1
1
1
1
1
ИТОГО недельная нагрузка
9.5
9.5
9.5
9.5
9.5

8а
3

8б
3

9
3

2
1
1
1
0.25
0
0.25
1
9.5

2
1
1
1
0.25
0
0.25
1
9.5

2
1
1
1
0.25
0
0.25
1
9.5


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».