Выписка из организационного раздела адаптированной основной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5) Учебный план адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5) Березовского муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 11» на 2024-2025 учебный год Берёзовский городской округ, Свердловская область 2024 Пояснительная записка к учебному плану адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5) БМАОУ СОШ № 11 на 2024-2025 учебный год Учебный план реализующей адаптированную основную общеобразовательную программу основного общего образования для обучающихся с ТНР (вариант 5) (далее – учебный план), в целом соответствует обязательным требованиям ФГОС ООО и ФОП ООО, в том числе требованиям о включении во внеурочную деятельность коррекционно-развивающих курсов по ПКР. Учебный план учитывает рекомендации изложенные в Федеральном учебном плане федеральной адаптированной программы основного общего образования для обучающихся с ТНР (вариант 5). Учебный план: -фиксирует максимальный объем учебной нагрузки обучающихся с ТНР; -определяет (регламентирует) перечень учебных предметов, курсов и время, отводимое на их освоение и организацию; -распределяет учебные предметы, курсы, модули по классам и учебным годам. Учебный план соответствует действующему законодательству Российской Федерации в области образования, обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФГОС ООО и выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных действующим СанПиНом. Для обучающихся с ТНР может быть разработан индивидуальный учебный план как на весь период обучения, так на один год или иной срок. Данный индивидуальный план предусматривает решение одной или нескольких задач, указанных ниже: -усиление внимания к обязательным учебным дисциплинам, освоение которых может вызывать у данной группы обучающихся специфически обусловленные или индивидуально ориентированные трудности. -введение в содержание образовательной программы учебных дисциплин, отвечающих особым образовательным потребностям, в том числе потребностям в сохранении и укреплении здоровья (предмет «Адаптивная физическая культура»); -проведение коррекционно-развивающих курсов по программе коррекционной работы и, при необходимости, дополнительных коррекционноразвивающих занятий в соответствии с "Индивидуальным планом коррекционноразвивающей работы" за счет часов внеурочной деятельности в объеме не менее 5 часов в неделю; -организация и проведение индивидуальных консультаций педагогов по обязательным учебным дисциплинам, по темам и разделам, требующим особого внимания для пропедевтики возникновения специфически обусловленных или индивидуально ориентированных трудностей в обучении; -реализация индивидуальной образовательной траектории с учетом интересов, склонностей, способностей (в том числе выдающихся), выбранного обучающимся профиля в обучении. Организация образовательной деятельности в БМАОУ СОШ № 11 Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования для обучающихся с ТНР (вариант 5.1) реализуется в текущем учебном году. Учебный план основного общего образования обучающихся ТНР (вариант 5) соответствует учебному плану ООП ООО, с учётом изменений определяемых ФГОС ООО, а также Гигиеническими нормативами и Санитарноэпидемиологическими требованиями. Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. В обязательной части представлены десять предметных областей. Содержание учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области, обеспечивает целостное восприятие мира, с учетом особых образовательных потребностей и возможностей обучающихся с ТНР. Из часов, отводимых на внеурочную деятельность, не менее 5 академических часов на каждого обучающегося отводится на коррекционно-развивающие курсы. Из этих часов не менее 2-х часов недельной нагрузки на одного обучающегося могут выделятся на коррекционно-развивающий курс "Индивидуальные и групповые логопедические занятия", который является неотъемлемой частью внеурочной деятельности (часы считаются на основе суммирования времени посещения обучающимся как индивидуальных, так и групповых логопедических занятий). Остальные часы отводятся на дополнительные коррекционно-развивающие курсы, направленные на восполнение пробелов в речевой деятельности детей, преодолении вторичных отклонений в развитии, а также формировании предпосылок успешного освоения личностных, метапредметных и предметных компетенций. Для отдельных обучающихся с ТНР может быть разработана индивидуальная адаптированная образовательная программа и индивидуальный учебный план, учитывающий особенности их психофизического развития и состояние здоровья. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, определяет время, отводимое на изучение учебных предметов, учебных курсов, учебных модулей по выбору обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, в том числе предусматривающие углубленное изучение учебных предметов, с целью удовлетворения различных интересов обучающихся, потребностей в физическом развитии и совершенствовании, а также учитывающие этнокультурные интересы, особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ. Время, отводимое на данную часть федерального учебного плана, может быть использовано на: -увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных учебных предметов обязательной части, в том числе на углубленном уровне; -введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих интересы и потребности участников образовательных отношений, в том числе этнокультурные; -другие виды учебной, воспитательной, спортивной и иной деятельности обучающихся. Режим работы - 5-дневная учебная неделя. Продолжительность учебного года основного общего образования составляет 34 недели. Количество учебных занятий за 5 лет не может составлять менее 5058 академических часов и более 5549 академических часов. Образовательная недельная нагрузка равномерно распределена в течение учебной недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня составляет: - для обучающихся 5-6 классов – не превышает 6 уроков; - для обучающихся 7-9 классов – не превышает 7 уроков. Обучение осуществляется по четвертям. Контрольные работы проводятся преимущественно на 2-4 уроках. В течение учебного дня не проводится более одной контрольной работы. Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и индивидуальногрупповых занятий. Занятия планируются на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом занятий и последним уроком организован перерыв продолжительностью не менее 30 минут. Продолжительность уроков в 5-9 классах 40 минут. Затраты времени на выполнение домашнего задания не должны превышать в 5-м классе - 2 часа; в 6-8 классах- 2,5 часа; 9 –х классах – 3,5 часа. Продолжительность урока в основной школе составляет 40 минут. Во время занятий необходим перерыв для гимнастики не менее 2 минут. Занятия начинаются не ранее 8.30 часов утра и заканчиваются не позднее 19 часов. Факультативные занятия и занятия по программам дополнительного образования планируют на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных (дополнительных) занятий и последним уроком необходимо организовывать перерыв продолжительностью не менее 20 минут. Учебный план для 5-9 классов ориентирован на 5-летний нормативный срок освоения АООП ООО для обучающихся ТНР (вариант 5). Обязательная часть учебного плана определяет состав обязательных учебных предметов обязательных предметных областей в соответствии с ФГОС основного общего образования для всех имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждений, реализующих основную образовательную программу основного общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. В школе языком образования является русский язык. Изучение родного языка (русского) из числа языков народов Российской Федерации осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних. Родители в своих заявлениях отказались от изучения предмета «Родной язык (русский)». В соответствии с письмом Минпросвещения от 21.12.2022 № ТВ-2859/03 БМАОУ СОШ № 11 реализует третий час физической активности за счет часов спортивных секций и спортивных клубов в рамках внеурочной деятельности и дополнительного образования детей. Учебный курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» является обязательным. На основании приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022 № 568 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287". Основное содержание учебных предметов на уровне основного общего образования отражено в адаптированных рабочих программах по всем предметам учебного плана основного общего образования. Программно-методическое обеспечение учебного плана регламентируется 59 приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 21.09.2022 N 858 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников" (в существующей редакции). Итоговая оценка результатов освоения адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с ТНР (вариант 5) включает результаты промежуточной аттестации обучающихся, отражающие динамику их индивидуальных образовательных достижений в соответствии с планируемыми результатами освоения. Промежуточная аттестация Освоение основной образовательной программы по учебным предметам учебного плана основного общего образования сопровождается годовой промежуточной аттестацией обучающихся. Промежуточная аттестация проходит согласно Положению о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся. Промежуточная аттестация в данном классе проводится с учётом психофизического состояния обучающихся. Промежуточная аттестация проводится в апреле – мае текущего года. Обучающиеся с ОВЗ имеют право на проведение промежуточной аттестации в иных формах: - особую форму организации аттестации (в малой группе, индивидуальную) с учетом особых образовательных и индивидуальных особенностей обучающихся; - привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие привычных для обучающихся мнестических опор: наглядных схем, шаблонов общего хода выполнения заданий); - присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности; недопустимыми являются негативные реакции со стороны педагога, создание ситуаций, приводящих к эмоциональному травмированию ребенка для детей с ОВЗ; - возможность организации короткого перерыва (10-15 мин) при нарастании в поведении ребенка проявлений утомления, истощения; - увеличение времени на выполнение заданий; - адаптирование инструкции с учетом особых образовательных особенностей и индивидуальных трудностей обучающихся: 1) упрощение формулировок по грамматическому и семантическому оформлению; 2) упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на короткие 60 смысловые единицы, задающие поэтапность (пошаговость) выполнения задания; 3) в дополнение к письменной инструкции к заданию, при необходимости, она дополнительно прочитывается педагогом вслух в медленном темпе с четкими смысловыми акцентам 4) при необходимости адаптирование текста задания с учетом особых образовательных особенностей и индивидуальных трудностей обучающихся (более крупный шрифт, четкое отграничение одного задания от другого; упрощение формулировок задания по грамматическому и семантическому оформлению и др.). Результаты промежуточной аттестации оцениваются по пятибалльной системе в соответствии с нормами оценки знаний по данному учебному предмету. Отметка по итогам промежуточной аттестации выставляется в журнал. Годовые отметки по каждому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) и иным видам учебной деятельности, предусмотренным учебным планом, определяются как среднее арифметическое четвертных отметок и отметки по результатам годовой письменной работы, выставляются всем обучающимся в журнал успеваемости целыми числами в соответствии с правилами математического округления. Итоговая оценка соответствует годовой. Недельный учебный план основного общего образования обучающихся с ТНР для 5-дневной учебной недели (1-й вариант) Предметная область Русский язык и литература Иностранные языки Математика и информатика Общественно-научные предметы Естественно-научные предметы Искусство Технология Физическая культура Основы безопасности и защиты Родины Основы духовнонравственной культуры народов России Учебный предмет/курс 5а 5б Обязательная часть Русский язык 5 5 Литература 3 3 Иностранный язык (английский) 3 3 Математика 5 5 Алгебра 0 0 Геометрия 0 0 Вероятность и статистика 0 0 Информатика 0 0 История 2 2 Обществознание 0 0 География 1 1 Физика 0 0 Химия 0 0 Биология 1 1 Изобразительное искусство 1 1 Музыка 1 1 Труд (технология) 2 2 Физическая культура (адаптивная 2 2 Физическая культура) Основы безопасности и защиты 0 0 Родины Основы духовно-нравственной 1 1 культуры народов России Итого 6 Количество часов в неделю 7а 7б 8а 8б 9 6 3 3 5 0 0 0 0 2 1 1 0 0 1 1 1 2 2 4 2 3 0 3 2 1 1 2 1 2 2 0 1 1 1 2 2 4 2 3 0 3 2 1 1 2 1 2 2 0 1 1 1 2 2 3 2 3 0 3 2 1 1 2 1 2 2 2 2 0 1 1 2 3 2 3 0 3 2 1 1 2 1 2 2 2 2 0 1 1 2 3 3 3 0 3 2 1 1 2.5 1 2 3 2 2 0 0 1 2 0 0 0 1 1 1 1 1 1 0 0 0 31 31 31 32.5 0 0 0 0.5 0 0 0.5 0 0 0.5 0.5 0.5 0.5 0 0 0 0.5 0.5 0.5 0.5 0 0 0 0 0.25 0.25 0 0 27 27 29 31 Часть, формируемая участниками образовательных отношений Наименование учебного курса Математика: просто. сложно. интересно 0.5 0.5 0 0 КБЖ (культура безопасности жизнедеятельности) 0.5 0.5 0 0 Финансовая грамотность 0 0 0 0 Проектная исследовательская деятельность 0.5 0.5 0.5 0.5 Развитие основ функциональной грамотности 0.5 0.5 0.5 0 Сохранение русского языка 0 0 0 0 Экология 0 0 0 0.5 Итого ИТОГО недельная нагрузка Количество учебных недель Всего часов в год 2 29 34 986 2 29 34 986 1 30 34 1020 1 32 34 1088 1 32 34 1088 2 33 34 1122 2 33 34 1122 0.5 33 34 1122 План внеурочной деятельности (включая коррекционно-развивающую область) (недельный) Березовское муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 11» Учебные курсы Количество часов в неделю 5а 5б 6 7а 7б Коррекционный курс: «Коррекционно развивающие 3 3 3 3 3 занятия: психокорекционные (психологические и дефектологические) Коррекционный курс: Логопедические занятия 2 2 2 2 2 Разговоры о важном 1 1 1 1 1 Россия - мои горизонты 0 0 1 1 1 ШСК Соколы (волейбол. пионербол) 1 1 1 1 1 Твое счастливое завтра 0.25 0.25 0.25 0.25 0.25 Основы финансовой грамотности 1 1 0 0 0 Я человек 0.25 0.25 0.25 0.25 0.25 Школьный музей "Память" 1 1 1 1 1 ИТОГО недельная нагрузка 9.5 9.5 9.5 9.5 9.5 8а 3 8б 3 9 3 2 1 1 1 0.25 0 0.25 1 9.5 2 1 1 1 0.25 0 0.25 1 9.5 2 1 1 1 0.25 0 0.25 1 9.5