Рабочая программа курса внеурочной деятельности Юнармия 5-9

Выписка из содержательного раздела
основной образовательной программы
основного общего образования
БМАОУ СОШ № 11

Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Юнармия»
5-9 класс

2024 г.

Планируемые результаты освоения курса
Личностные УУД:

формирование потребности осознанно выполнять правила безопасности
жизнедеятельности;

формирование быстроты реакции и логики поведения в ситуации;

воспитание
общечеловеческих
ценностей
(нравственности,
милосердия, толерантности, доброты, товарищества и т.д.); ориентация в мире
общечеловеческих ценностей;

воспитание желания строить отношения с людьми, непохожими на тебя,
работать в команде;

развитие силы воли, координации движения, зрительной, слуховой,
мышечной памяти, меткости;

воспитание ответственного отношения к выполнению полученного
задания (индивидуального и коллективного), упорства в достижении
поставленной цели, развитие самодисциплины;

воспитание отрицательного отношения к асоциальному поведению;

потребность в самовыражении и самореализации, социальном
признании.

Метапредметные УУД:

формирование умений выполнять разные социальные роли во время и
при ликвидации последствий, чрезвычайных ситуаций;

формирование навыков информационного поиска для выполнения
учебных заданий, умений воспринимать, перерабатывать информацию,
моделировать индивидуальный подход к обеспечению личной безопасности;

планирование общих способов работы;

овладение навыками самооценки деятельности и взаимного контроля.
Предметные УУД:

знания об опасных и чрезвычайных ситуациях разного характера; об
оказании первой помощи пострадавшим;

о здоровом образе жизни; о безопасном поведении на дороге;

истории Отечества;

о средствах индивидуальной защиты населения;

о способах использования пневматического оружия и ручных гранат;

о значении дисциплины для достижения максимального результата
обучения;


значении строевой подготовки и технике ее исполнения;

умение предвидеть возникновение опасной ситуации и применять
полученные теоретические знания на практике в случае её возникновения; 

формирование установки на здоровый образ жизни и служению своем
Отечеству.
По окончании курса обучающиеся получают дополнительные (предметные)
знания в области безопасности жизнедеятельности, а так же биологии, химии,
истории
Отечества, получат представление о службе в рядах Вооруженных сил России,
познакомятся с особенностями командной работы.
В результате обучения школьники будут:

уметь анализировать сложившуюся ситуацию и принимать решение в
ней;

уметь одевать противогаз, ОЗК, выбирать нужные средства и оказывать
первую помощь при травмах, транспортировать пострадавшего при помощи
подручных средств, выполнять простейшие строевые приёмы без оружия,
поражать цель при помощи пневматической винтовки и ручной гранаты, вести
себя на дороге в роли пешехода, пассажира транспортных средств и водителя
велосипеда;

знать особенности учебной литературы по военному делу, истории
Отечества, медицине, дорожной грамотности;

знать ПДД для пешехода, пассажира и водителя велосипеда;

уметь находить информацию; владеть разными видами смыслового
чтения, работать со словом, со справочной литературой;

строить монологические высказывания, отстаивать свою точку зрения,
обобщать, аргументировать, делать выводы, сравнивать;

работать в команде, строить отношения с людьми, непохожими на тебя;

оценивать свои и чужие поступки;

пользоваться правилами поведения общими для всех людей.
Содержание программы (35 часов)
Содержание данной программы состоит в основном из практических занятий
по предмету ОБЖ, тем самым, что она окажет огромную помощь в его
изучении и подготовке школьной команды к ежегодным районным
соревнованиям «Школа безопасности - Зарница».
Специфика данной дисциплины обусловлена системностью, которая
обеспечивается:



связью теории с практикой;
доступностью;





наглядностью;
целенаправленностью и последовательностью деятельности;
включением обучающихся в активную учебную деятельность.

Курс внеурочной деятельности «Юнармия» предполагает проведение
комплексных занятий по темам по мере их освоения. Такой вариант позволяет
удерживать внимание обучающихся, максимально оттачивать навыки, т.к.
обучающийся постоянно находится в ситуации повторения ранее изученного,
а стимулом является место в основном составе школьной команды, которая
будет защищать честь школы на районных соревнованиях.
Вводное занятие. Знакомство с основными разделами программы. Правила
безопасного поведения на занятиях.
Раздел 1. "Никто не забыт, ничто не забыто" (4 часа)
История военно-спортивной игры «Зарница» и правила участия в
ней. Входная диагностика.
Виды вооруженных сил.
Воинская слава России. Армия и флот России XX века.
Армия России на современном этапе. Виды и рода войск ВС РФ.
Вооружение Российской армии на современном этапе. Ракетные войска.
Сухопутные войска. Военно-воздушные силы. Военно-морской флот.
Пограничные войска. Внутренние войска.
Символы воинской чести.
Сила воинских традиций. Роль и место традиций и ритуалов в
жизнедеятельности воинских коллективов. Система воинских традиций и
ритуалов.
Боевое знамя воинской части. История военной присяги и порядок ее
принятия. Флаг. Герб.
Гимн. Геральдика. Знаки отличия.
Практическое занятие: викторина «Государственная символика».
Полководцы и герои.
Полководцы XX века: Брусилов, Жуков, Рокоссовский, Антонов, Конев.
Создание новых видов и родов вооруженных сил. Герои Советского Союза.
Военачальники. Героизм женщин.

Практическое занятие: викторина «Защитники отечества».
Викторина по истории Отечества. Знакомство с перечнем вопросов
викторины. Выявление вопросов, требующих дополнительного поиска
информации и проработки.
Поиск и изучение информации по данным вопросам.
Воинские подвиги земляков.
Практическое занятие. Подготовить устное выступление по выбору «Воины
моей семьи», «Горжусь своими предками».
Раздел 2. Строевая подготовка (10 часов)
Строй и его элементы. Основные команды командира отделения при его
построении и техника их выполнения.
Элементы. Виды. Управление строем. Обязанности перед построением и в
строю.
Движение походным и строевым шагом.
Команды: «Становись!», «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!», «Заправиться!»
Повороты на месте и в движении.
Повороты «Налево!», «Направо!», «Кругом!». Строевой шаг. Походный шаг.
Построение в шеренгу, колонну. Перестроения. Движение в колонне в обход,
по кругу. Движение в колонну по одному, по два, по три.
Воинская честь. Строевые приемы.
Строевая стойка. Выход из строя и возвращение в строй, ответ на приветствие.
Отдание воинской чести в движении.
Порядок выполнения
строевых приемов в
ходе соревнований
по
строевой подготовке. Отработка последовательности подаваемых команд
при проведении строевого смотра
на соревнованиях «Зарница»
Строевой смотр. Подготовка к зачету по строевой подготовке.
Раздел 3. Юный спасатель (3 часа)
Принципы оказания первой медицинской помощи в неотложных
ситуациях.

Алгоритм оказания первой помощи при травмах верхних и нижних
конечностей (ссадина, ушиб, ожог). Обработка ран, наложение повязок.
Ранения и кровотечения
Виды ранений. Обработка ран. Виды и правила наложения повязок на раны.
Виды кровотечений.
Способы остановки кровотечений. Правила наложения жгута.
Практические занятия: наложение повязок на различные части тела,
наложение жгута.
Травмы опорно-двигательного аппарата
Вывихи, растяжения, разрывы связок. Переломы конечностей. Оказание
первой помощи.
Правила наложения шин.
Практические занятия: наложение шин при различных переломах.
Способы транспортировки пострадавших.
Практические
занятия: простейшие
пострадавших с различными травмами.

способы

транспортировки

Раздел 4. Дорожная грамота (6 часов)
Правила дорожного движения для основных участников дорожного
движения. Изучение правил дорожного движения, работа с тестами, разбор
ситуаций на дороге
Знаки дорожного движения. Изучение знаков дорожного движения,
работа с тестами,
разбор ситуаций на дороге
Велосипедист на дороге. Изучение правил дорожного движения для
велосипедистов, тренировка навыков безопасного поведения на дороге,
фигурное вождение велосипеда.
Практическое занятие :отработка фигурного вождения на велосипеде.
Раздел 5. Виды вооружений (5 часов)
История оружия от древних времен до современности.
Примитивное оружие. Средневековое оружие. Оружие современности.
Оружие массового поражения.

Практические занятия: Кроссворд «Виды оружия».
Виды вооружения Российской армии.
Холодное, огнестрельное, метательное.
Практические занятия: работа по карточке «Классификация оружия
Российской армии».
Автомат Калашникова. АКМ-74.
Устройство, назначение, тактико-технические характеристики.
Пневматическая винтовка. Стрельба из положения стоя и из положения
лежа супором.
Поражение цели учебной гранатой.
Практические занятия: сборка и разборка автомата на время, стрельба из
положения стоя и из положения лежа..
Раздел 6. Основы выживания в сложных условиях (4часа) Основы
ориентирования на местности.
Карты и схемы. Правила работы с картой. Сопоставление карты с местностью.
Ориентирование с использованием крупных форм рельефа. Ориентирование с
помощью компаса и карты. Ориентирование с картой без компаса.
Погрешности в ориентировании. Определение азимута и отработка навыков
по азимуту. Сопоставление способов ориентирования.
Практическое
занятие: чтение
карты
местонахождения на карте.
Поиск контрольных пунктов на местности.

и

определение

своего

Привалы и ночлеги.
Назначение привалов, их периодичность и продолжительность. Личное и
групповое снаряжение. Ночлег в полевых условиях: выбор места,
распределение обязанностей при устройстве бивака. Меры безопасности при
ночлегах в полевых условиях. Охрана природы в месте ночлегов.
Практическое занятие: установка палатки, оборудование бивака.
Виды узлов. Способы переправы.
Виды узлов. Узлы для связывания верёвок одинакового и разного диаметров.
Узлы для закрепления концов верёвок. Специальные узлы.
Практические занятия: отработка приёмов вязания различных узлов.

Ориентирование на местности
Определение азимута.
Практические занятия: отработка навыков движения по азимуту.
Техника преодоления различных элементов личной и командной полосы
препятствий
Практические занятия: техника прохождения различных препятствий:
переправа по бревну, переправа по параллельным верёвкам, навесная
переправа, «маятник», «бабочка».
Раздел 7. Опасная зона (2 часа)
Правила надевания противогазов ГП-5, ГП-7. Преодоление зоны
заражения. Устройство противогаза, правила его надевания, отработка
нормативов по времени надевания, техника преодоления зон заражения.
Правила надевания ОЗК. Преодоление в нем зоны заражения. Устройство
ОЗК, правила его надевания, отработка нормативов по времени надевания,
техника преодоления зон заражения.
Раздел 8. Зачет личный и командный зачет по курсу «Юный патриот» (1
час)
Выполнение дисциплин по программе «Зарница» с оценкой уровня
индивидуальной и коллективной подготовки
Практические занятия: бег на дистанции 100 и 1500 м, отжимание от пола,
подтягивание на перекладине, подъём туловища из положения «лёжа».
Спортивные игры, упражнения для развития ловкости, силы, выносливости.
Итоговое занятие. Подведение итогов года, итоговое тестирование.
Календарно-тематическое планирование, 35 часов 1 час
в неделю
№

Колво
часов

Дата
План
Факт

Тема разделов. Тема уроков.

1. «Никто не забыт, ничто не забыто» 4 часа
1

1

2
3

1
1

История военно- спортивной игры
«Зарница» и правила участия в нем.
Виды вооруженных сил..
Символы воинской чести.

Полководцы и герои России.
2. Строевая подготовка 10 часов

4

1

5-6

2

7-8

2

911
1214

3

Основные команды командира отделения
при его построении и техника их
выполнения.
Выполнение воинского приветствия и
песни в строю, в движении.
Воинская честь. Строевые приемы.

3

Строевой строй.
3. Юный спасатель 3 часа
Оказание первой помощи пострадавшим.
Ранение и кровотечение.
Травмы опорно-двигательного аппарата.
Способы транспортировки пострадавшим.
4. Дорожная грамота 6 часов

15

1

16
17

1
1

1819
2021
2223

2

Правила ДД для основных участников ДД.

2

Знаки ДД.

2

Велосипедист на дороге.
5. Виды вооружений 5 часов

24

1

25
26

1
1

27

1

28

1

29
30
31
32

1
1
1
1

История оружия от древних времен до
современности
Виды вооруженных сил Российской Армии
Пневматическая винтовка. Стрельба из
положении стоя, лежа с упором.
Автомат Калашникова. Сборка – разборка
автомата.
Поражение цели учебной гранатой.
6. Основы выживания в сложных условиях 4 часа
Основы ориентирования на местности.
Привалы и ночлеги.
Виды узлов. Способы переправы.
Техника преодоления различных элементов
личной и командной полосы.

7. Опасная зона 2 часа

34

Правила надевания противогазов ГП-5, ГП7. Преодоление зоны заражения.
1
Правила надевания ОЗК. Преодоление в
нем зоны заражения.
8. Зачет личной и командный по курсу «Юный патриот»

35

1

33

1

Зачет личный и командный зачет по курсу.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».