21.09.2022
Родителям надо обязательно участвовать в проверке качества питания в школе. С чего начать ?
Найдите единомышленников в классе и/или в школе и определитесь как часто, в каком составе, на основании чего (например, жалоба, или планово или внепланово) вы будете проводить проверки.
Обсудите и согласуйте с администрацией школы, кому вы предоставляете документ (акт/протокол/чек-лист и т.п.) по итогам проверки, в какой срок должны быть устранены выявленные нарушения, каким образом родители будут проинформированы об устранении нарушений.
В каждой школе это решается и регламентируется по-своему: приказом директора школы, решением родительского комитета школы, положением о группе контроля и т.д.
При проведении проверки вы сами должны соблюдать требования СанПиН: быть в медицинской маске (если действуют такие ограничения по эпид.ситуации), без верхней одежды, в сменной обуви или бахилах и не мешать процессу.
Вы можете мониторить ситуацию в обеденном зале.
Желательно изучить требования СанПиН, напомним, что с 01.01.2021 они изменились.
Если у вас имеются трудности в изучении и понимании этих правил, обратитесь к директору школы или лицу, занимающемуся организацией питания, и попросите оказать вам методическую и информационную помощь в этом вопросе.
Условно вопросы, по которым родители могут без труда проводить проверку, можно разбить на несколько групп.
Понимаем, что в связи с занятостью не все родители могут потратить время на изучение требований СанПиН и нормативно-правовых документов, регламентирующих организацию питания в школе. Поэтому мы подготовили для вас памятку, которая призвана помочь вам проводить проверку в вашей школе. Итак, что проверяем ?
1. Санитарно-гигиенические условия
Моют ли руки дети перед входом в столовую, есть ли дежурный взрослый, который напоминает им об этом.
Если у детей возможность вытереть или высушить руки, т.е. наличие бумажных или электрополотенец.
Есть ли мыло и санитайзеры, причем работающие.
Протираются ли столы после каждого приема пищи.
Используются ли чистые столовые приборы. Они не должны быть алюминиевыми.
Тарелки должны быть без сколов и трещин. Если вы обнаружили такие, попросите сотрудников столовой их заменить.
Все сотрудники столовой должны работать в медицинских масках, перчатках и форме (халат/униформа и головной убор).
Сотрудники столовой не должны на работе носить украшения, это является нарушением.
На видном месте должны быть выставлены контрольные блюда и все порции, которые выдаются детям, должны соответствовать по весу и форме подачи контрольным блюдам.
2. Наличие и доступность меню.
Самое распространенное нарушение: меню либо нет в открытом доступе на информационном стенде в школе и на сайте школы, либо меню не соответствует действительности.
Должно быть в наличии: меню двухнедельное цикличное, меню фактическое на день (ведь может быть произведена замена каких-то блюд), меню для детей с особыми пищевыми потребностями (без лактозы, без глютена, при диабете и др. заболеваниях, если такие дети есть в школе), меню для детей с особыми возможностями здоровья (ОВЗ) и меню на буфетную продукцию.
Буфетная продукция — это то, что можно приобрести самостоятельно в столовой. Обратите внимание на то, что в буфетной продукции не должно быть продуктов, запрещенных для детей. Они изложены в приложении 6 к СанПиН, прочитайте, этот перечень занимает одну страницу.
Меню должно учитывать график работы школы (1 смена, 2 смена, группа продленного дня (ГПД)).
Меню должно быть заверено подписью и печатью директора школы и руководителем или уполномоченным лицом от комбината питания.
В столовой на видном месте должен быть график приема пищи (какой класс в какую перемену приходит в столовую). Время для приема пищи должно быть предусмотрено не менее 20 минут.
3. Наличие документов.
Проверьте наличие книги жалоб и предложений, она должна быть в свободном доступе, это значит, что не надо обращаться к сотрудникам столовой, чтобы внести туда запись.
Попросите показать журнал бракеража (это ежедневное снятие проб с готовых блюд). Обратите внимание, что журнал бракеража заполняется день в день, до того, как начнут кормить детей.
Попросите показать журнал «Здоровье», он может называться по-разному, но это журнал, в котором отмечается, что все сотрудники столовой перед началом работы осмотрены у них нет кожных повреждений и гнойничковых заболеваний.
4. Вкусовые качества блюд.
Попробуйте сами и спросите у детей почему им нравится или не нравится блюдо.
Понятно, что в большей степени «нравится - не нравится» является субъективным критерием, но это тоже может иметь основания под собой.
Например, в некоторых из проверяемых школ подавали рис с посторонним запахом или котлеты сырые внутри.
Оцените температуру подаваемых блюд. Если накрытие на столы происходит более чем за 5-10 минут до прихода детей, то блюда могут остыть и дети, скорее всего, оставят холодные макароны в тарелке, не притронувшись.
Если вы столкнулись с чем-то подобным – обязательно укажите в документе по итогам мониторинга.
Дополнительные материалы по теме:
- памятка для родительского общественного контроля от СОРК,
- матрица (протокол) проверки Рабочей группы по питанию,
- изменения в Федеральный закон "О качестве и безопасности пищевых продуктов" и статью 37 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 01.03.2020 N 47-ФЗ (последняя редакция),
- Методические рекомендации MP 2.4.0180-20 «Родительский контроль за организацией горячего питания детей в общеобразовательных организациях» (утв. Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 18 мая 2020 г.),
- МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ (ПОРЯДОК) МИНПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИИ «СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ УЧАСТИЯ РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ) В КОНТРОЛЕ ЗА ОРГАНИЗАЦИЕЙ ПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ от 09 февраля 2022 г. и др.
Автор: Людмила Золотницкая
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 20.09.2022
Дата обновления: 20.09.2022
Дата публикации: 21.09.2022