Березовское муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 11 (ДО)» Рассмотрено и принято: Педагогическим советом БМАОУ СОШ № 11 Протокол от 30.08.2023г. № 1 УТВЕРЖДАЮ: Директор БМАОУ СОШ № 11 А.Н. Денисова Приказ от 30.08.2023г. № 73 Денисова Денисова Алина Николаевна Алина 2023.10.19 Николаевна 18:09:59 +05'00' Положение об оказании логопедической помощи в БМАОУ СОШ № 11 (ДО) 1. Общие положения 1.1. Положение об оказании логопедической помощи в БМАОУ СОШ № 11 (ДО) (далее - Положение) регламентирует деятельность БМАОУ СОШ № 11 (ДО) (далее Образовательной организации), в части оказания логопедической помощи воспитанникам, имеющим нарушения речи и трудности в освоении ими основных общеобразовательных программ (в том числе адаптированных). 1.2. Задачами Образовательной организации по оказанию логопедической помощи являются: - организация и проведение логопедической диагностики с целью своевременного выявления и последующей коррекции речевых нарушений у воспитанников; - организация проведения логопедических занятий с воспитанниками с выявленными нарушениями речи; - организация пропедевтической логопедической работы с воспитанниками по предупреждению возникновения возможных нарушений в развитии речи, включая разработку конкретных рекомендаций воспитанникам, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам; - консультирование участников образовательных отношений по вопросам организации и содержания логопедической работы с воспитанниками. 2. Порядок оказания логопедической помощи в Образовательной организации 2.1. Логопедическая помощь оказывается Образовательной организацией любого типа независимо от ее организационно-правовой формы, а также в рамках сетевой формы реализации образовательных программ. 2.2. При оказании логопедической помощи Образовательной организацией ведется документация согласно Приложению №1 к Положению. Срок хранения документов составляет не менее трех лет с момента завершения оказания логопедической помощи. 2.3. Количество штатных единиц учителей-логопедов определяется исходя из: 1) количества воспитанников, имеющих заключение психолого-медикопедагогической комиссии (далее - ПМПК) с рекомендациями об обучении по адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) из рекомендуемого расчета 1 штатная единица учителя-логопеда на 5 (6) - 12 указанных воспитанников; 2) количества воспитанников, имеющих заключение психолого-педагогического консилиума (далее - ППк) и (или) ПМПК с рекомендациями об оказании психологопедагогической помощи воспитанникам, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, (проведении коррекционных занятий с учителем-логопедом) из рекомендуемого расчета 1 штатная единица учителя-логопеда на 25 таких воспитанников; 3) количества воспитанников, имеющих высокий риск возникновения нарушений речи, выявленный по итогам логопедической диагностики, проведенной учителемлогопедом образовательной организации, из рекомендуемого расчета 1 штатная единица учителя-логопеда на 25 таких воспитанников. 2.4. Логопедическая помощь осуществляется на основании согласия родителей (законных представителей) на психолого-педагогическое сопровождение ребенка (Приложение №2 к Положению) и договора о взаимодействии психолого-педагогического консилиума (ППк) и родителей (законных представителей) воспитанника (Приложение №3 к Положению). 2.5. Логопедическая диагностика осуществляется не менее двух раз в год, включая входное и контрольное диагностические мероприятия, продолжительностью не менее 15 календарных дней каждое. Входное и контрольное диагностические мероприятия подразумевают проведение общего срезового обследования воспитанников, обследование воспитанников по запросу родителей (законных представителей) несовершеннолетних воспитанников, педагогических работников, углубленное обследование воспитанников, имеющих нарушения речи и получающих логопедическую помощь с целью составления или уточнения плана коррекционной работы учителя-логопеда и другие варианты диагностики, уточняющие речевой статус воспитанника. По запросу педагогических работников возможна организация внеплановых диагностических мер в отношении воспитанников, демонстрирующих признаки нарушения речи. В случае инициации внеплановых диагностических мероприятий педагогическим работником, им должна быть подготовлена педагогическая характеристика воспитанника (Приложение №4 к Положению), демонстрирующего признаки нарушения речи, и оформлено обращение к учителю-логопеду. После получения обращения учитель-логопед (учителя-логопеды) проводит диагностические мероприятия с учетом пункта 2.5 Положения. 2.6. Списочный состав воспитанников, нуждающихся в получении логопедической помощи, формируется на основании результатов логопедической диагностики с учетом выраженности речевого нарушения воспитанника, рекомендаций ПМПК, ППк. Зачисление воспитанников на логопедические занятия может производиться в течение всего учебного года. Отчисление воспитанников с логопедических занятий осуществляется по мере преодоления речевых нарушений, компенсации речевых особенностей конкретного ребенка. Зачисление на логопедические занятия воспитанников, нуждающихся в получении логопедической помощи, и их отчисление осуществляется на основании приказа директора Образовательной организации. 2.7. Логопедические занятия с воспитанниками проводятся в индивидуальной и (или) групповой/подгрупповой формах. Количество и периодичность групповых/подгрупповых и индивидуальных занятий определяется учителем-логопедом (учителями-логопедами) с учетом выраженности речевого нарушения воспитанника, рекомендаций ПМПК, ППк. 2.8. Логопедические занятия с обучающимися проводятся с учетом режима работы Образовательной организации. 2.9. Содержание коррекционной работы с воспитанниками определяется учителемлогопедом (учителями-логопедами) на основании рекомендаций ПМПК, ППк и результатов логопедической диагностики. 2.10. Логопедические занятия проводятся в помещениях, оборудованных с учетом особых образовательных потребностей воспитанников и состояния их здоровья и отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям, предъявляемым к данным помещениям. 2.11. При оснащении помещений для логопедических занятий с детьми, испытывающим трудности в освоении образовательных программ дошкольного образования, рекомендуется предусматривать рабочую зону учителя-логопеда, зону коррекционно-развивающих занятий и игровую зону. В рабочей зоне учителя-логопеда рекомендуется размещать мебель для ведения профессиональной документации, хранения дидактического материала и консультирования педагогов и родителей (законных представителей) детей; рабочая зона учителя-логопеда рекомендуется оборудовать рабочим местом, канцелярией, офисной оргтехникой. Зону коррекционно-развивающих занятий рекомендуется оборудовать приборами дополнительного освещения, настенным зеркалом, дидактическими играми, передвижной детской мебелью для планирования учебного пространства в зависимости от возрастных, психофизических и речевых потребностей детей. При оснащении игровой зоны рекомендуется предусматривать полифункциональное, многопрофильное модульное оборудование, направленное на максимальное раскрытие коммуникативных, сенсомоторных и творческих возможностей детей. 2.11. В рабочее время учителя-логопеда включается непосредственно педагогическая работа с воспитанниками из расчета 20 часов в неделю за ставку заработной платы, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, - методическая, подготовительная, организационная и иная. 2.12. Консультативная деятельность учителя-логопеда (учителей логопедов) заключается в формировании единой стратегии эффективного преодоления речевых особенностей воспитанников при совместной работе всех участников образовательного процесса (административных и педагогических работников Образовательной организации, родителей (законных представителей), которая предполагает информирование о задачах, специфике, особенностях организации коррекционноразвивающей работы учителя-логопеда с воспитанниками. Консультативная деятельность может осуществляться через организацию: - постоянно действующей консультативной службы для родителей; - индивидуального и группового консультирования родителей (законных представителей), педагогических и руководящих работников Образовательной организации; - информационных стендов. 3. Логопедическая помощь при освоении образовательных программ дошкольного образования 3.1. Содержание и формы деятельности учителя-логопеда (учителей логопедов) по оказанию помощи детям, испытывающим трудности в освоении образовательных программ дошкольного образования, определяются с учетом локальных нормативных актов Образовательной организации. 3.2. На логопедические занятия зачисляются воспитанники групп любой направленности, групп по присмотру и уходу без реализации образовательной программы, разновозрастных групп, дети, не посещающие дошкольную образовательную организацию, и дети, осваивающие образовательные программы дошкольного образования (в том числе адаптированные) и нуждающиеся в длительном лечении, а также дети инвалиды, которые по состоянию здоровья не могут посещать Образовательные организации, получающие образование на дому, в медицинских организациях или в форме семейного образования, имеющие нарушения в развитии устной речи. 3.3. Логопедическая помощь осуществляется в соответствии с пунктом 2.5 Положения. Для детей, получающих образование вне Образовательной организации (в форме семейного образования), а также для детей, не посещающих Образовательную организацию, также необходимо предоставление медицинской справки по форме 026/у2000 «Медицинская карта ребенка для образовательных учреждений дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, учреждений начального и среднего профессионального образования, детских домов и школ интернатов»; 3.4. Рекомендуемая периодичность проведения логопедических занятий: 1) для воспитанников с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с рекомендацией об обучении по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования, определяется выраженностью речевого нарушения, и требованиями адаптированной основной образовательной программы и составляет не менее двух логопедических занятий в неделю (в форме групповых/подгрупповых и индивидуальных занятий); 2) для воспитанников, имеющих заключение ППк и (или) ПМПК с рекомендациями об оказании психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации (проведении коррекционных занятий с учителем-логопедом), определяется выраженностью речевого нарушения и составляет не менее двух логопедических занятий в неделю (в форме групповых/подгрупповых и индивидуальных занятий); 3) для воспитанников, имеющих высокий риск возникновения нарушений речи, выявленный по итогам логопедической диагностики, определяется (в форме групповых и (или) индивидуальных занятий) в соответствии с программой психолого-педагогического сопровождения, разработанной и утвержденной Организацией. При организации логопедической помощи детям младенческого и раннего возраста занятия могут проводиться в форме консультирования родителей (законных представителей) по вопросам организации деятельности их ребенка, создания предметноразвивающей среды и обеспечения социальной ситуации развития. 3.5. Продолжительность логопедических занятий определяется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями и составляет: - для детей от 1,5 до 3 лет - не более 10 мин; - для детей от 3 до 4-х лет - не более 15 мин; - для детей от 4-х до 5-ти лет - не более 20 мин; - для детей от 5 до 6-ти лет - не более 25 мин; - для детей от 6-ти до 7-ми лет - не более 30 мин. 3.6 Предельная наполняемость групповых/подгрупповых занятий: 1) для воспитанников с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с рекомендациями об обучении по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования - не более 12 человек; 2) для воспитанников, имеющих заключение ППк и (или) ПМПК с рекомендациями об оказании психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, (проведении коррекционных занятий с учителем-логопедом), не более 12 человек; 3) для воспитанников, имеющих высокий риск возникновения нарушений речи, выявленный по итогам логопедической диагностики, предельная наполняемость группы определяется в соответствии с программой психолого-педагогического сопровождения, разработанной и утвержденной Организацией. Приложение №1 к Положению Документация образовательной организации при оказании логопедической помощи 1. Рабочая программа по логопедическому сопровождению воспитанников по реализации содержания основной общеобразовательной программы-образовательной программы дошкольного образования БМАОУ СОШ № 11 (ДО). 2. Расписание занятий. 3. Речевые карты воспитанников, получающих логопедическую помощь. 4. Журнал учета посещаемости логопедических занятий. 5. Отчетная документация по результатам логопедической работы. Приложение №2 к Положению Согласие родителей (законных представителей) на психологопедагогическое сопровождение ребенка Я (Ф.И.О. родителя (законного представителя)) ____________________ _______________________________________________________________________ Являясь родителем (законным представителем (Ф.И.О, дата рождения ребенка) ________________________________________________ ______________. Даю согласие на его психолого-педагогическое сопровождение в Березовском муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 11» (ДО). Психолого-педагогическое сопровождение ребенка включает в себя: логопедическое, психологическое обследование и обследование познавательных процессов, групповые (подгрупповые) или индивидуальные занятия с ребенком, консультирование родителей (законных представителей). Специалист (учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог): - предоставляет информацию о результатах психолого-педагогического обследования ребенка при обращении родителей (законных представителей), определяя степень нарушений в развитии детей; - не разглашает информацию, полученную в процессе индивидуальной беседы с ребенком и его родителями (законными представителями); - разрабатывает рекомендации педагогам образовательной организации для осуществления индивидуальной работы; - предоставляет информацию о состоянии развития ребенка для представления на территориальную психолого-медико-педагогическую характеристику. Настоящее согласие дано мной «__» _____ 20__ года и действует на время пребывания моего ребенка в БМАОУ СОШ № 11 (ДО). Я оставляю за собой право отозвать свое согласие. Даю разрешение на обработку персональной информации о себе и своем ребенке. __________________ /______________________________________________/ подпись расшифровка подписи Приложение №3 к Положению ДОГОВОР о взаимодействии психолого-педагогического консилиума (ППк) Березовского муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 11» (ДО) и родителей (законных представителей) воспитанника пос. Ключевск «______» _________20__год Настоящий договор заключается между психолого-педагогическим консилиумом (далее-ППк) Березовского муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 11» (ДО), в лице директора Денисовой Алины Николаевны и родителями (законными представителями) __________________________________________________________________ (Ф.И.О. родителей (законных представителей) воспитанника______________________________________________________ ______________________________________________________________ (Ф.И.О. и год рождения ребенка) Целью заключения договора является совместная деятельность по оказанию комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанника в соответствии с его индивидуальными особенностями и образовательными потребностями. 1. Обязанности сторон Специалисты ППк: 1.1. Обеспечивают квалифицированное проведение диагностики и коррекционного психолого-педагогическое сопровождения воспитанника с особыми образовательными потребностями в соответствии с рекомендациями ПМПК и реализуемой образовательной программой. 1.2. Информируют родителей о результатах диагностики и коррекционноразвивающей работы. 1.3. Сохраняют конфиденциальность результатов диагностики и содержания коррекционной работы, проводимой с воспитанником. 1.4. Направляют воспитанника в территориальную психолого-медикопедагогическую комиссию (далее-ПМПК) для решения вопроса об определении индивидуального образовательного маршрута при отсутствии положительной динамики в развитии ребенка в течение 1 года. Родители (законные представители) воспитанника: 1.1. Обязаны выполнять рекомендации специалистов ППк; 1.2. Предоставлять необходимую информацию об особенностях психофизического развития ребенка по запросу специалистов ППк. 2. Права сторон 2.1. При несогласии с заключением и рекомендациями специалистов ППк родители (законные представители) в праве обратиться в ПМПК. 2.2. ППк и родители (законные представители) имеют право расторгнуть настоящий договор при невыполнении одного или нескольких пунктов договорных обязательств. 2.3. Родители (законные представители) имеют право получать интересующую их информацию на любом этапе работы с воспитанником. 3. Прочие условия 3.1. ППк и родители (законные представители) обязаны соблюдать условия настоящего договора. 3.2. Договор является обязательным документом для родителей (законных представителей), обращающихся в ППк. 3.3. Договор составлен в двух экземплярах, хранится у каждой из сторон и действует с момента его подписания. Исполнитель: Березовское муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 11» Юр. адрес: Свердловская обл., г. Березовский п. Ключевск, ул. Чернышева, д.8 ОГРН 1026600667653 ИНН 6604010789 КПП 667801001 р/с 03234643657310006200 в банке Уральское ГУ Банка России/УФК по Свердловской области г. Екатеринбург БИК 016577551 8(343)693 60 80 (телефон) bgo_ou11@ mail.ru (e-mail) Директор А.Н. Денисова / ___________ Заказчик: _____________________________________ Фамилия, имя, отчество _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ Место жительства _____________________________________ _____________________________________ Паспорт: серия, номер, дата выдачи и кем ____________________________________ ____________________________________ ____________________________________ Номер телефона __________________/__________________/ подпись М.П. Копия договора на руки получена ________/____________/_______________ Дата подпись расшифровка Приложение №4 к Положению Педагогическая характеристика на воспитанника (ФИО, дата рождения, группа) Общие сведения: - дата поступления в Образовательную организацию; - образовательная программа (полное наименование); - особенности организации образования: 1. в группе; 2. на дому; 3. в медицинской организации; 4. в форме семейного образования; 5. сетевая форма реализации образовательных программ; 6. с применением дистанционных технологий. - факты, способные повлиять на поведение и успеваемость ребенка (в Образовательной организации): переход из одной образовательной организации в другую образовательную организацию (причины), перевод в состав другой группы, межличностные конфликты в среде сверстников; - конфликт семьи с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, обучение на основе индивидуального учебного плана, обучение на дому, повторное обучение, наличие частых, хронических заболеваний или пропусков и др.; - состав семьи (перечислить, с кем проживает ребенок – родственные отношения и количество детей/взрослых); - трудности, переживаемые в семье. Информация об условиях и результатах образования ребенка в организации, осуществляющей образовательную деятельность: 1. Динамика освоения программного материала: - учебно-методический комплект, по которому обучается ребенок (авторы или название); - достижение целевых ориентиров (в соответствии с годом обучения)). 2. Особенности, влияющие на результативность обучения: мотивация к обучению (фактически не проявляется, недостаточная, нестабильная), сензитивность в отношениях с педагогами в учебной деятельности (на критику обижается, дает аффективную вспышку протеста, прекращает деятельность, фактически не реагирует, другое), качество деятельности при этом (ухудшается, остается без изменений, снижается), эмоциональная напряженность при необходимости публичного ответа, контрольной работы и пр. (высокая, неравномерная, нестабильная, не выявляется), истощаемость (высокая, с очевидным снижением качества деятельности и пр., умеренная, незначительная) и др. 3. Отношение семьи к трудностям ребенка (от игнорирования до готовности к сотрудничеству), наличие других родственников или близких людей, пытающихся оказать поддержку, факты дополнительных (оплачиваемых родителями (законными представителями)) занятий с ребенком (занятия с логопедом, дефектологом, психологом, репетиторство). 4. Получаемая коррекционно-развивающая, психолого-педагогическая помощь (конкретизировать); (занятия с логопедом, дефектологом, психологом, учителем начальных классов - указать длительность, т.е. когда начались/закончились занятия). Вывод об имеющихся признаках нарушения речи, являющихся причиной обращения к специалистам логопедической службы. Приложения к характеристике (копии работ воспитанника). «___» _______________20__г. /______________/__________________ Учитель-логопед, принявший обращение: _____________________________________________________________ (указать ФИО, должность в ОО) Результат обращения: _________________________________________ «___» ____________ 20__г. /__________/__________