6. АДОП физ-спорт.направл. РИТМИКА

БЕРЕЗОВСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 11»
РАССМОТРЕНО и ПРИНЯТО
на заседании педагогического
совета БМАОУ СОШ № 11
Протокол от 16.06.2022 № 9

УТВЕРЖДЕНО:
Директор БМАОУ СОШ № 11
_____________ Л.Н. Перминова
Приказ от 16.06.2022 № 49/1-од

Адаптированная дополнительная общеобразовательная
программа – дополнительная общеразвивающая программа
физкультурно – спортивной направленности
«РИТМИКА»
Возраст обучающихся: 6-10 лет
Срок реализации 4 года

Автор – составитель:
Завалишина Эльвира Николаевна,
педагог дополнительного образования

г. Березовский, п. Ключевск,2022
1

Содержание
№ п/п
1.
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
2.
2.1.

Наименование раздела
Содержание
Основные характеристики программы
Пояснительная записка
Цель и задачи программы
Содержание программы
Планируемые результаты
Организационно-педагогические
условия Помещение

2.2.
2.3.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Средства обучения и воспитания
Кадровые условия
Календарный учебный график
Учебный план
Рабочая программа
Оценочные материалы
Методические материалы
Приложения к программе

2

Страницы
2
3-5
5-6
6-8
9
10-11
12-13
14-15
16
17-18
19-48
49-50
50
51-52

1. Основные характеристики программы
1.1. Пояснительная записка
Адаптированная
дополнительная общеразвивающая программа
спортивно-оздоровительной
направленности «Ритмика» (далее АДОП)
БМАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 11» (далее – БМАОУ
СОШ № 11) является документом, определяющим организационноуправленческие и содержательно - деятельностные составляющие
образовательной деятельности на начальном этапе общего образования.
АООП НОО обучающихся с задержкой психического развития, разработана
на основании Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования для детей с ограниченными возможностями
здоровья (далее - ФГОС НОО ОВЗ) с учётом Примерной адаптированной
основной общеобразовательной программы начального общего образования
обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2).
Данная
программа
имеет
физкультурно
спортивную
направленность.
Программа ориентирована на создание условий для формирования
здорового образа жизни, укрепления здоровья и гармоничного развития
обучающихся, воспитание морально-волевых качеств и стойкого интереса к
занятиям.
Образовательная программа разработана с учетом выполнения задач
поставленных Правительством РФ, прописанных в распоряжении
Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р: «…реализация дополнительных
общеобразовательных программ должна строиться на … соответствии
образовательных программ и форм дополнительного образования
возрастным и индивидуальным особенностям детей и … ориентации на
метапредметные и личностные результаты образования».
Актуальность Музыкально-ритмическая деятельность детей с нарушением
интеллекта направлена на исправление или сглаживания наиболее типичных
для данной категории детей недостатков: физического развития, общей и
речевой
моторики,
эмоционально-волевой
сферы,
способствует
формированию положительных личностных качеств (дружелюбия,
коллективизма, навыка рефлексирования состояния партнера и т.д.),
эстетическому развитию.
Нормативно-правовая база
 Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года
№273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
3



Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»
 Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196 "Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам"
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
04.07.2014 N 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации
режима
работы
образовательных
организаций
дополнительного образования детей"

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития
Российской Федерации от 26 августа 2010 г. №761н г. Москва «Об
утверждении Единого квалификационного справочника должностей
руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные
характеристики должностей работников образования»;

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября
2015 г. № 613н «Профессиональный стандарт. Педагог дополнительного
образования детей и взрослых»
Новизна данной дополнительной общеобразовательной программы
дополнительной общеразвивающей программы спортивно-оздоровительной
направленности состоит в творческом переосмыслении существующих
систем и методик преподавания предмета, современных технологий в
сочетании с личным практическим опытом и методическим сопровождением
программы. Осуществляется неразрывная связь теории и практики.
Педагогическая целесообразность дополнительной общеразвивающей
программы состоит в том, что занятия ритмикой развивают речь,
фонематический слух, словарный запас, грамматические навыки,
пространственное воображение, зрительную и тактильную память,
коммуникативные способности, абстрактное, логическое, тактическое
мышление, что способствует продуктивному усвоению школьной
программы.
Отличительные особенности дополнительной общеразвивающей
программы заключаются в том, что данная программа направлена на
развитие речи, слуха и творчества через обучение в игре, логопедическим
упражнениям, пению, танцам.
Обучение
осуществляется
на
основе
общих методических
принципов:

Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое
действие, а не пассивное
созерцание со стороны;

Принцип доступности,
последовательности
и
системности изложения программного материала.
4

Основой организации работы с детьми в данной программе
является система дидактических принципов:

принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения
каждого ребенка своим темпом;

принцип целостного представления о мире - при введении
нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями
окружающего мира;

принцип вариативности - у детей формируется умение
осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется
возможность выбора;

принцип творчества - процесс обучения сориентирован на
приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные
взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают
решение задач интеллектуального и личностного развития.
Основные методы и направления обучения:
Ввиду психологических особенностей детей с нарушением
познавательной
деятельности,
с
целью
усиления
практической
направленности обучения проводится коррекционная работа, которая
включает следующие направления.
Совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие
мелкой моторики и пальцев рук; развитие артикуляционной моторики.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция –
развитие восприятия, представлений, ощущений; коррекция – развитие
двигательной памяти; коррекция – развитие внимания; формирование
обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
развитие пространственных представлений и ориентации; развитие
представлений о времени.
Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного
мышления;
развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать
логические связи между предметами, явлениями и событиями).
Развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать,
анализировать; развитие умения выделять сходство и различие понятий;.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:
развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;
формирование
умения
преодолевать
трудности;
воспитание
самостоятельности принятия решения; формирование адекватности чувств;
формирование устойчивой и адекватной самооценки; формирование умения
анализировать свою деятельность; воспитание правильного отношения к
критике.
5

На всех
этапах преобладают игровой, наглядный, репродуктивный,
продуктивные и творческие методы.
1.2. Цель и задачи программы
Предмет ритмика направлен на достижение следующих целей,
обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивнокоммуникативного, деятельностного подходов к обучению:
1.Ориентировка в пространстве (ритмико-гимнастические упражнения)
2. Умение играть на шумовых инструментах.
3. Действовать с предметами (флажки, ленты, мячи, платочки..)
4. Знать музыкальные жанры
В методике преподавания ритмики определены задачи обучения предмету
детей с отклонениями в развитии:
1. Научить школьников правильно и осмысленно двигаться в соответствии с
музыкальным сопровождением.
2. Выработать достаточно прочные навыки выполнения упражнений.
3. Повысить уровень общего развития учащихся.
4. Научить школьников последовательно и правильно излагать свои мысли в
устной форме.
5. Развивать нравственные качества школьников.
6. Развивать творческие способности.

№
1
2
3
4

1.3.Содержание программы
1 год обучения
Раздел
Ритмопластика
Музыкально-двигательные образы
Музыкальные инструменты
Двигательная активность

6

Кол-во часов
9
9
11
9

2 год обучения
Раздел

№
1 Ритмические рисунки
2 Сюжетно-образные движения
3 Композиционная работа
4 Двигательная активность

3 год обучения
№
Раздел
Сюжетно – образные движения, подвижные
1
музыкальные игры
2 Ритмопластика
4 год обучения
№
Раздел
1 Композиционная работа
2 Двигательная активность

Кол-во часов
9
8
11
9
Кол-во часов
18
19
Кол-во часов
18
19

Первый год обучения
Программа первого года обучения включает в себя четыре раздела.
№ Раздел
п/
п
1 Ритмопласт
ика

2

3

4

Музыкальн
одвигательн
ые образы
Музыкальн
ые
инструмент
ы
Двигательн
ая
активность

Тема

Дидактические материалы

Передача
ритмических
рисунков хлопками,
притопами. Хлопки в
ладоши.
Прослушивание
мелодии
детских
песен.

Бубен,
ложки,
шумовые
инструменты. Ритмичные мелодии

Ритмичные мелодии
Народные мелодии
Маршевые мелодии

Игра на музыкальных Музыкальные инструментыинструментах
бубны,
трещётки,
ложки,
металлофон, колокольчики.
Положение рук, ног,
Мелодия «Полька» Народная
корпуса в танце.
мелодия «Во поле береза стояла»
«Светит месяц» народная мелодия
Народная мелодия «Стукалка»
7

№
п/п
1

Второй год обучения
Программа второго года обучения включает в себя четыре раздела.
Раздел
Тема
Дидактические материалы

Ритмические
рисунки

Передача
ритмических
рисунков на ложках.
Хлопки. Притопы

2

Сюжетнообразные
движения

Активность,
творчество,
воображение.

3

Координация
Композиционная движений.
Формирование
работа
творческих
способностей
Эстрадный танец:
положение рук, ног, к
Развитие
Двигательная
двигательной памяти
активность
корпуса. Прыжки.

4

Русская народная мелодия
«Выйду ль я…»
Маршевые мелодии
Литовская мелодия
«Парная пляска», «Зеркало»
Спокойные мелодии
Русская народная мелодия
«Ах, вы, сени…»
Полька Ю Слонова
Современные ритмы
Мелодия «Добрый жук»
Детские мелодии
Литовская мелодия
Ритмичные маршевые
мелодии
«Летка – енка»

№ Раздел
п/п
Сюжетно –
образные
движения,
1
подвижные
музыкальные
игры
Ритмопластика

Тема

Третий год обучения
Дидактические материалы

Подвижные
музыкальные игры на
внимание, гибкость,
координацию
движений, память.

Мелодия «Утята»
Танец с хлопками
(карельская нар. мелодия)

Эмоциональноволевая сфера
Создание
музыкально-

Русские народные мелодии
«Норвежский танец». Григ.
Вальсовая мелодия

8

Детские мелодии

ритмического образа
Четвертый год обучения
Тема
Дидактические материалы

№ Раздел
п/п
1
Композиционная Композиция танца
работа
Сюжетно-образные
движения
2

Двигательная
активность

Танец в парах Танец в
тройках
Танцевальные жанры,
танцевальные
движения, хлопки….

9

Вальсовая мелодия
Танцевальные мелодии
Быстрые мелодии
Вальс Танго
Пальчиковая гимнастика
«Лезгинка» Фонограммы
детских песен

1 год
обучения
2 год
обучения

3 год
обучения
4 год
обучения

1.4.Планируемые результаты
К концу учебного года
К концу учебного года
обучающиеся должны
обучающиеся должны
знать:
уметь:
Сюжетно-образные
Передавать
ритмические
движения.
Музыкальные рисунки,
создавать
инструменты.
музыкально-двигательные
образы.
Элементы
классического Правильно
выполнять
танца.
поскоки, галоп по кругу
Различные
виды Выполнять
движения
в
перестроений.
соответствии с музыкальным
сопровождением.
Подвижные
музыкальные Сочетать
движения
с
игры на внимание, виды музыкальными
частями,
танцев, скороговорки.
текстом песни.
Танцевальные
жанры, Точно исполнять движения
танцевальные
движения, под музыку. Активизировать
хлопки….
двигательную память.

10

2. Организационно-педагогические условия
2.1. Помещение
Для реализации данной программы используется обычный класс.
Каждый обучающийся обеспечивается рабочим местом (за партой или
столом, игровыми модулями и другими) в соответствии с его ростом.
В учебной помещении используется следующий вид ученической
мебели: школьная парта.
Ученическая мебель изготовлена из материалов, безвредных для
здоровья детей, и соответствует росто-возрастным особенностям детей и
требованиям эргономики.
Размеры учебной мебели в зависимости от роста обучающихся должны
соответствовать требованиям санитарно-эпидемиологических правил и
нормативов СанПиН 2.4.4.2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных
учреждениях»
Для учебной мебели соответственно росту обучающихся произведена
ее цветовая маркировка, которую нанесена на видимую боковую наружную
поверхность стола и стула в виде полос.
Парты (столы) расставлены в учебном помещении по номерам:
меньшие - ближе к доске, большие - дальше. Для детей с нарушением слуха
парты размещаются в первом ряду.
Дети с нарушением зрения будут рассажены на ближние к классной
доске парты.
Дети, часто болеющие ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями,
будут рассажены дальше от наружной стены.
В целях профилактики нарушений осанки будет воспитываться
правильная рабочая поза у обучающихся с первых дней посещения занятий.
При оборудовании класса соблюдены следующие размеры проходов и
расстояния в сантиметрах:
- между рядами двухместных столов - не менее 60;
- между рядом столов и наружной продольной стеной - не менее 50 70;
- между рядом столов и внутренней продольной стеной (перегородкой)
или шкафами, стоящими вдоль этой стены, - не менее 50;
- от последних столов до стены (перегородки), противоположной
классной доске, - не менее 70, от задней стены, являющейся наружной, - 100;
- от демонстрационного стола до учебной доски - не менее 100;
- от первой парты до учебной доски - не менее 240;
- наибольшая удаленность последнего места обучающегося от учебной
доски - 860;
- высота нижнего края учебной доски над полом - 70 - 90;

11

Угол видимости доски от края доски длиной 3,0 м до середины
крайнего места обучающегося за передним столом не менее 45 градусов для
обучающихся I ступени образования.
Самое удаленное от окон место занятий находится не далее 6,0 м.
Классная доска (с использованием мела) изготовлена из материала,
имеющего высокую адгезию с материалами, используемыми для письма,
хорошо очищается влажной губкой, износостойкая, имеет темно-зеленый
цвет и антибликовое покрытие.
Классная доска имеет лотки для задержания меловой пыли, хранения
мела, тряпки, держателя для чертежных принадлежностей.

12

2.2. Средства обучения и воспитания
Материально-техническое обеспечение включает в себя: организацию
условий для проведения практических занятий, наличие необходимого
натурного фонда, учебно-методический материал.
№
Наименование объектов и средств учебноКоличество
п/п
методического и материально-технического
обучения
1.
Стулья
28
2.
Парты
14
3.
Шкаф
для
хранения
музыкальных
1
инструментов
4.
Стол педагога
1
5.
Стул педагога
1
6.
Расходный материал:
Маркеры
1 набор
CD-диск
10
Бумага
2 пачки
Ручки
10
Карандаши
10
Учебно-методический материал
7.
А Н. Айдарбекова, И.Н Белов. Программы
1
специальных (коррекционных)
образовательных учреждений 8 вида.
«Просвещение» 2001.
8.

М.А. Михайлова, Н.В. Воронина. Танцы, игры,
упражнения для красивого движения. М.; 2001.

1

9.

Р.М. Плотникова. Программа по ритмике для
детей с нарушением интеллекта специального
(коррекционного) образовательного
учреждения. Екатеринбург, 1999.

1

10.

И.Г. Лопухина. Речь, Ритм, Движение, С-П издво «Дельта» 1997

1

11.
Технические средства обучения
12.
13.
14.

Компьютер
Проектор
Колонки

1
1
2
13

15.
16.
17.

18.
19.
20.
21.

Принтер
Сетевой фильтр
Наличие подключения к сети Internet (от 32
Кбит/с до 20 Мбит/с и выше)
Учебно-практическое оборудование
Музыкально-шумовые инструменты
Комплект специальных картинок.
Детские игрушки.
Спортивные принадлежности (мяч,скакалки…)

14

1
1
имеется

10
1
10
имеется

2.3. Кадровые условия
Требования к педагогу дополнительного образования,
осуществляемому реализацию Программы
Должностные
обязанности.
Осуществляет
дополнительное
образование обучающихся, воспитанников в соответствии со своей
образовательной программой, развивает их разнообразную творческую
деятельность. Комплектует состав воспитанников кружка и принимает меры
по сохранению контингента воспитанников в течение всего срока обучения.
Обеспечивает педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов
обучения
исходя
из
психофизиологической
и
педагогической
целесообразности, используя современные образовательные технологии,
включая информационные. Проводит занятия, опираясь на достижения в
области методической, педагогической и психологической наук, возрастной
психологии и школьной гигиены, а также современных информационных
технологий. Обеспечивает соблюдение прав и свобод обучающихся,
воспитанников. Участвует в разработке и реализации образовательной
программы. Составляет планы и программы занятий, обеспечивает их
выполнение. Выявляет творческие способности воспитанников, способствует
их развитию, формированию. Организует различные виды деятельности
воспитанников, ориентируясь на их личности, осуществляет развитие
мотивации их познавательных интересов, способностей. Организует
самостоятельную деятельность обучающихся, воспитанников, включает в
учебный процесс проблемное обучение, осуществляет связь обучения с
практикой, обсуждает с обучающимися, воспитанниками актуальные
события современности. Обеспечивает и анализирует достижения
воспитанников. Оценивает эффективность обучения, учитывая овладение
умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного
интереса. Оказывает особую поддержку одаренным и талантливым
воспитанникам, а также воспитанникам, имеющим отклонения в развитии.
Организует участие воспитанников в массовых мероприятиях. Участвует в
работе педагогических советов, в работе по проведению родительских
собраний, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных
образовательной программой, в организации и проведении методической и
консультативной помощи родителям или лицам, их заменяющим, а также
педагогическим работникам в пределах своей компетенции. Обеспечивает
охрану жизни и здоровья воспитанников во время образовательного
процесса. Обеспечивает при проведении занятий соблюдение правил охраны
труда и пожарной безопасности.
Должен знать: приоритетные направления развития образовательной
системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты,
регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах
ребенка; возрастную и специальную педагогику и психологию; физиологию,
гигиену; специфику развития интересов и потребностей обучающихся,
15

воспитанников, основы их творческой деятельности; методику поиска и
поддержки молодых талантов; содержание учебной программы. Методы
развития
мастерства;
современные
педагогические
технологии
продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации
компетентностного подхода; методы убеждения, аргументации своей
позиции, установления контакта с воспитанниками, детьми разного возраста,
их родителями, лицами, их заменяющими, коллегами по работе; технологии
диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
технологии педагогической диагностики; основы работы с персональным
компьютером (текстовыми редакторами, электронными таблицами),
электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения;
правила по охране труда и пожарной безопасности.
Требования к
Среднее профессиональное образование – программы
образованию и
подготовки специалистов среднего звена или высшее
обучению
образование – бакалавриат, направленность (профиль)
которого, как правило, соответствует направленности
дополнительной общеобразовательной программы,
осваиваемой учащимися, или преподаваемому учебному
курсу, дисциплине (модулю)
Дополнительное профессиональное образование –
профессиональная переподготовка, направленность
(профиль) которой соответствует направленности
дополнительной общеобразовательной программы,
осваиваемой учащимися, или преподаваемому учебному
курсу, дисциплине (модулю)
При отсутствии педагогического образования –
дополнительное профессиональное педагогическое
образование; дополнительная профессиональная
программа может быть освоена после трудоустройства
Рекомендуется обучение по дополнительным
профессиональным программам по профилю
педагогической деятельности не реже чем один раз в три
года

16

3. Календарный учебный график
Месяц

1 месяц

2 месяц

3 месяц

4 месяц

5 месяц

6 месяц

7 месяц

8 месяц

9 месяц

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

недели

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

1 год

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

2 год

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

3 год

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

4 год

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

1

2

3

4

5

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

5

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У – учебная неделя
1 год обучения
2 год обучения
Начало учебного года: 1 сентября 2022 г.
Начало учебного года: 1 сентября 2023 г.
Окончание учебного года: 31 мая 2023 г.
Окончание учебного года: 31 мая 2024 г.
Продолжительность учебного года: 37 недель
Продолжительность учебного года: 37 недель
3 год обучения
4 год обучения
Начало учебного года: 2 сентября 2024 г.
Начало учебного года: 1 сентября 2025 г.
Окончание учебного года: 30 мая 2025 г.
Окончание учебного года: 29 мая 2026 г.
Продолжительность учебного года: 37 недель
Продолжительность учебного года: 37 недель
Праздничные дни: согласно утвержденного ежегодного календарного учебного графика. Каникулы не предусмотрены.

17

4. Учебный план
Формы занятий: групповые, индивидуальные
Режим занятий – 1 час в неделю (37 в год)
Объем и срок реализации программы
Срок реализации программы: 4 года. Курс составляет 148 часов.
№
п/п

Названия разделов

Количество часов

Всего
1 год обучения
Ритмопластика
9
Музыкально-двигательные
8
образы
Музыкальные инструменты
11
Двигательная активность
9

Теория Практика

Форма
аттестации/
контроля

1

9

наблюдение

1

7

наблюдение

10
7
33

игра на ин.
упражнения

37

1
1
4

1

2 год обучения
Ритмические рисунки
9

1

9

наблюдение

2

Сюжетно-образные движения

8

1

7

наблюдение

3

Композиционная работа

11

1

10

упражнения

4

Двигательная активность

9

1

7

танцы

37

4

33

18

4

14

инсценировки

19
37

4
8

15
29

танцы

4
4
37
8
За 4 года обучения
148
24
ИТОГО

14
15
29

инсценировки
танцы

1
2
3
4

3 год обучения
1
2

1
2

Сюжетно – образные
движения, подвижные
музыкальные игры
Ритмопластика
итого
4 год обучения
Композиционная работа
Двигательная активность

18
19

18

124

5. Рабочая программа
1 год обучения
1.Планируемые результаты освоения Адаптированная дополнительная
общеразвивающая программа спортивно-оздоровительной направленности
«Ритмика».
В результате освоения программы «Ритмика» обучающихся должны
знать: Сюжетно-образные движения. Музыкальные инструменты.
уметь: Передавать ритмические рисунки, создавать музыкальнодвигательные образы.

2. Содержание Адаптированная дополнительная общеразвивающая
программа спортивно-оздоровительной направленности «Ритмика»
№
п/п
1
2
3
4

Названия разделов

Количество часов

Ритмопластика
Музыкально-двигательные образы
Музыкальные инструменты
Двигательная активность

Всего
9
8
11
9

Теория
1
1
1
1

Практика
9
7
10
7

3. Тематическое планирование Адаптированная дополнительная
общеразвивающая программа спортивно-оздоровительной направленности
«Ритмика»

19

№

Тема урока

Коррекционные цели и задачи

1

Знакомство с уроком ритмики.
Местоположение в классе «Найди
свое место»

Пространственная ориентация.
Развитие зрительного
восприятия.

2

Постановка корпуса: положение рук, Развитие зрительного и
ног. Поклон - приветствие
слухового восприятия

3

Упражнения ритмопластики

4

Музыкальное оформление

Часы

Бубен.

1

Мелодия «Полька»

1

Развитие координации
движения, внимания

Марш, полька

1

Виды шага: с высоким подъемом
колена. Виды бега: легкий, высокий

Развитие равновесия

«Марш», любая быстрая
мелодия

1

5

Шаг марша

Развитие пространственной
ориентации

Маршевые мелодии

1

6

Перестроение в линии, колонны,
пары.

Развитие координации
движения

детские песни
(фонограммы-минусовки)

1

7

Подвижные игры под музыку

Создание музыкальнодвигательного образа

«Ветерок-ветер», «После
дождя», «Гладить кошку»

1

20

Дата

8

Пальчиковая гимнастика,
музыкальные игры

Развитие речи, музыкального
слуха

Плавные, спокойные
мелодии

1

9

Развитие ритма у детей.

Выразительность и четкость
исполнения движений

Русская мелодия «Ой, на
горе-то»

1

№

Тема урока

Коррекционные цели и задачи

Музыкальное оформление

Часы

1

Игра «Огуречик», «Паровоз».

Развитие координации

Маршевые мелодии

1

2

«Марш» (сфлажками). Галоп по
кругу, на месте. Комбинации с
флажками. Прыжки по 6 позиции
ног

Развитие слухового внимания,
памяти

Мелодия «Полька»

1

3

Передача ритмического рисунка

Развитие общей и речевой
моторики

Ритмичные мелодии

1

4

Элементы народного танца:

Развитие четкого
выразительного исполнения
движений. Активизация
двигательной памяти

Народные мелодии

1

1.Положение корпуса
2.Притопы.
3.Притопы в комбинации с
хлопками

21

Дата

5

«Ковырялочка» - носик, пятка, три
притопа.

Развитие ритма

Русская народная мелодия

1

6

Сюжетно-образные движения:
«Ветерок-ветер», «После дождя»,
«Колка дров»

Создание музыкальнодвигательного образа

Русские народные
мелодии

1

7

Упражнения с предметами (флажки)

Развитие равновесия, памяти,
внимания

Современные ритмы.
Фонограммы детских
песен

1

8

Передача ритмических рисунков
(ложки). Приемы игры на ложках
«маятник», «цоканье копыт»

Учить различать динамику
(тихо-громко), изменение темпа

Русские мелодии «Светит
месяц», «Ах, вы, сени…»

1

9

Пляска с притопами

Выразительность исполнения
движений. Чувство ритма

«Галоп» укр. мелодия

1

№
1

Тема урока
Танец «Марш». (с флажками).
Пляска с притопами

Коррекционные цели и задачи
Развитие координации
движений

22

Музыкальное оформление
Маршевые мелодии.
Русские народные
мелодии

Часы
1

Дата

2

Галоп в парах на месте и по кругу в
комбинации с флажками

Развитие положительных
эмоций

Мелодия «Полька»

1

3

Элементы народного танца.
Вращение - повороты вокруг себя
через правое плечо «Пружинка».
Хороводный шаг.

Развитие восприятия
(зрительного и слухового),
памяти

Народные мелодии

1

4

Положение рук, ног в хороводе с
платочками

Развитие выразительности
движений

Народная мелодия «Во
поле береза стояла»

1

5

Хоровод с голосовым
сопровождением.

Развитие координации
движений

«Светит месяц» народная
мелодия

1

6

Композиционная работа пляска
«Стукалка» (укр. Мелодия)

Формирование творческих
способностей

Народная мелодия
«Стукалка»

1

7

Игра на детских музыкальных
шумовых инструментах

Развитие чувства ритма

Народные мелодии
(аккордеон)

1

8

Подвижная музыкальная игра «На
бабушкином дворе»

Развитие воображения,
творчества

Спокойные мелодии

1

9

Музыкальная игра «Заводные
игрушки»

Развитие внимания, мышления

Спокойные мелодии

1

23

10

11

№

Движения парами

Развитие чувства партнера

Хороводные мелодии

Игра на ложках, бубнах

Развитие чувства ритма, слуха

Русские народ. Мелодии

Тема урока

Коррекционные цели и задачи

Музыкальное оформление

1

1

Часы

1

Передача ритмических рисунков
хлопками, притопами

Развитие чувства ритма,
внимания, памяти

«Раз. Два, три…»
фонограмма

1

2

Упражнения с предметами (ленты,
мячи)

Развитие умения удерживать
предмет в руке

Детские мелодии

1

3

Модели перестроений (круг,
полукруг, линия)

Развитие координации движений

Детские мелодии

1

4

Положение рук, ног, корпуса в
танце. Поскоки. Прыжки по 6
позиции ног. Хлопки в ладоши

Развитие чувства ритма,
координации

Плясовые мелодии

1

5

Поскоки вокруг себя, на месте.
Прыжки с выносом ноги назад, в

Активизация двигательной
памяти

Веселые мелодии детских
песен

1

24

Дата

сторону (поочередно)
6

Пляска с предметами (платочки)

Учить правильно держать
предмет в руке

Хороводные мелодии

1

7

Прослушивание мелодии детских
песен. Игра на музыкальных
инструментах

Совершенствование приемов
игры на ложках

Аккордеон, фо-но

1

Формирование творческих
способностей

Детские мелодии

2

8-9 Игры – потешки «Лесная
зверобика» « На бабушкином
дворе»

25

2 год обучения
1.Планируемые
результаты
освоения
Адаптированная
дополнительная общеразвивающая программа спортивно-оздоровительной
направленности «Ритмика»
В результате освоения программы «Ритмика» обучающихся должны
знать: Элементы классического танца.
Различные виды перестроений.
уметь: Правильно выполнять поскоки, галоп по кругу Выполнять движения
в соответствии с музыкальным сопровождением.

2. Содержание Адаптированная дополнительная общеразвивающая
программа спортивно-оздоровительной направленности «Ритмика»
№
п/п

Названия разделов

Количество часов
Всего
9

Теория
1

Практика
9

1

Ритмические рисунки

2

Сюжетно-образные движения

8

1

7

3

Композиционная работа

11

1

10

4

Двигательная активность

9

1

7

26

3. Тематическое планирование Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа спортивнооздоровительной направленности «Ритмика»
№

Тема урока

Коррекционные цели и задачи

1

Галоп в парах и по одному, поскоки
на месте, в движении. Правило
выполнения поскоков

Развитие четкости,
выразительности, координации

Мелодия «Полька»

1

2

Положение корпуса, рук, ног,
головы в продвижении по кругу

Развитие эмоциональной сферы

Мелодия «Полька»

1

3

Передача ритмических рисунков на
ложках.

Развитие чувства ритма, памяти, Русские народные
координированности
мелодии

1

4

Полька в комбинации с движением
галопа. Поскоки по кругу

Активизация двигательной
памяти

«Полька»

1

5

Сюжетно-образные движения
(зайчики, лисички…)

Развитие активности,
творчества, воображения

Детские мелодии

1

6

Парная пляска

Формирование чувства
партнера, интереса,
самостоятельности

«Парная пляска» мелодия
польки чешская

1

27

Музыкальное оформление

Часы

Дата

7

Русский хоровод: постановка
корпуса, головы. Ходьба вправо,
влево, не сужая круг

Формирование интереса к
хороводным русским танцам

Русская народная мелодия
«Выйду ль я…»

1

8

Русская хороводная пляска

Воспитывать интерес к
народному танцу

«Выйду ль я…» хороводная

1

9

Игра на бубнах и погремушках

Развитие чувства ритма,
интереса

Аккордеон. Русские
народные мелодии

1

№

Тема урока

Коррекционные цели и задачи

Музыкальное оформление

Часы

1

Комбинация движений с флажками

Развитие ловкости, точности
исполнения движений

Маршевые мелодии

1

2

Элементы народного танца:
положение корпуса, рук, ног в
литовском танце

Развитие выразительности
исполнения. Активизация
внимания

Литовская народная
мелодия «Литовская
полька»

1

3

Шаги – приставки, двойные,
тройные притопы

Развитие ритма

Маршевые мелодии

1

4

Парная полька – композиционная
работа. Поскоки, хлопки, галоп,

Формирование правильной

Мелодия «Добрый жук»

1

28

Дата

кружения

осанки

5

Композиционная работа –
«Литовский танец»

Формирование творческих
способностей

Литовская мелодия

1

6

Полька

Учить правильно выполнять
поскоки, галоп по кругу

Литовская мелодия

1

7

Игры с пением, со стихами.
Сюжетно-образные движения

Развитие музыкальнодвигательного образа

Любые мелодии

1

8

Пальчиковая гимнастика «Веселый
зоосад», «Разманка»

Развитие положительных
эмоций. Воспитание дружеских
взаимоотношений

Детские мелодии

1

29

№

Тема урока

Коррекционные цели и задачи

Музыкальное оформление

Часы

1

Полька в парах

Развитие двигательной памяти,
чувства партнера

Полька

1

2

Виды бега: легкий, на месте, со
сменой направления, С выносом
ноги вперед. Различные виды
перестроений

Модели – перестроения в
графическом варианте

Ритмичные маршевые
мелодии

1

3

Ход на полупальцах. Комбинации
движений с флажками.

Активизация двигательной
памяти

Маршевые мелодии

1

4

Элементы классического танца

Развитие четкости исполнения

«Полонез»

1

5

Положение рук, ног.
Акцентированный шаг, шаг с носка

Развитие четкости,
организованности

«Полонез»

1

6

Вращение вокруг себя парами

Развитие координации
движений

Спокойные мелодии

1

7

Игра на детских шумовых
инструментах

Совершенствование приемов
Русская народная мелодия
игры на шумовых инструментах «Ах, вы, сени…»

1

8

Пальчиковая гимнастика

Развитие крупной и мелкой

1

30

Детские мелодии

Дата

моторики
9

Хлопки. Притопы

Развитие чувства ритма

Полька муз. Ю Слонова

1

10

Полька

Формирование чувства ритма,
двигательной памяти

Мелодия польки

1

11

Композиционная работа. Полька

Развитие координации
движений. Формирование
творческих способностей

Полька Ю Слонова

1

№

Тема урока

Коррекционные цели и задачи

Музыкальное оформление

Часы

1

Полька в парах

Развитие мышления, внимания

«Полька»

1

2

Комбинация движений с флажками.
Игры – потешки, игры с пением

Развитие внимания, четкости
движений

Современные ритмы

1

3

Эстрадный танец: положение рук,
ног, корпуса. Прыжки.

Привитие четкого и
выразительного исполнения

«Летка – енка»

1

4

Эстрадный танец

Развитие ритма

«Летка – енка»

1

5

Комбинации движений: галоп,

Точность, ритмичность,

«Полька»

1

31

Дата

поскоки, вращения

координация

6

Разучивание танца «Летка-енка»

Развитие двигательной памяти

7

Передача ритмических рисунков
(ложки) хлопки, притопы

Продолжать учить приемы игры Ритмичные мелодии
на ложках

1

Выполнять движения в
соответствии с музыкальным
сопровождением

2

8-9 Повтор элементов Русского
народного танца

32

«Летка-енка»

«Парная пляска»,
«Зеркало»

1

3 год обучения
1.Планируемые результаты освоения Адаптированная дополнительная
общеразвивающая программа спортивно-оздоровительной направленности
«Ритмика»В результате освоения программы «Ритмика» обучающихся
должны знать: Подвижные музыкальные игры на внимание, виды танцев,
скороговорки.
уметь: Сочетать движения с музыкальными частями, текстом песни.

2. Содержание Адаптированная дополнительная общеразвивающая
программа спортивно-оздоровительной направленности «Ритмика»
№
п/п

1
2

Названия разделов

Количество часов

Сюжетно – образные движения,
подвижные музыкальные игры
Ритмопластика

33

Всего

Теория

Практика

37

10

27

37

10

27

3. Тематическое планирование Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа спортивнооздоровительной направленности «Ритмика»
№

Тема урока

Коррекционные цели и задачи

Музыкальное оформление

Часы

1

Шаг с носка, ходьба на полупальцах, Развитие координации
высокий бег, высокий бег с
движений
чередованием выбросов ног вперед

Ритмичные мелодии

1

2

Вращения. Комбинация движений с
флажками

Осваивать модели
перестроений, рисунков танца

Ритмичные мелодии

1

3

Комбинация движений с лентами

Развивать координацию
движений, умение удерживать
предмет в руке

Современные мелодии

1

4

Эстрадный танец: положение рук,
корпуса, ног.

Четкость, выразительность
движений

«Добрый жук» (полька)

1

5

Движения танца – галоп, поскоки,
приседания, вращения

Создание музыкальнодвигательного образа

Мелодии польки

1

6

Полька

Активизация двигательной
памяти

Мелодия польки

1

34

Дата

7

Сюжетно-образные движения:
зайчики, лисички…

Развитие воображения,
творчества

Современные ритмы

1

8

Передача ритмических рисунков
(ложки)

Развитие эмоционально-волевой Ритмичные мелодии
сферы

1

9

Повторение элементов танца по
программе 2 класса

Развитие ритма, музыкальной
памяти

1

№

Тема урока

Коррекционные цели и задачи

Русские мелодии, полька

Музыкальное оформление

Часы

1

«Добрый жук» комбинация
движений с флажками, лентами

Активизация двигательной
памяти

«Добрый жук» - полька

1

2

Элементы классического танца:
положение рук, ног, корпуса. Шаг –
приставка, взмахи руками

Формирование эстетического
вкуса, интерес к классическому
танцу

«Норвежский танец».
Григ. Вальсовая мелодия

1

3

Передача ритмического рисунка
хлопками, притопами

Создание музыкальноритмического образа

Русские народные
мелодии

1

4

Украинская пляска

Модели рисунков танцев,

Русские народные

1

35

Дата

ориентировка в пространстве,
мелодии (аккордеон)
народные движения в сочетании
с музыкой
5

Пляска

Активизация двигательной
памяти

«Коло» укр. Народная
мелодия

1

6

Подвижные музыкальные игры на
внимание

Развитие внимания, ловкости,
быстроты реакции

«На бабушкином дворе»,
«Разминка», «Магазин
игрушек»

1

7

Композиционная работа. Пляска

Развитие координации,
внимания

«Коло» пляска

1

8

Игра на ложках

Развитие чувства ритма

Русские мелодии

1

36

№

Тема урока

Коррекционные цели и задачи

Музыкальное оформление

Часы

1

Добрый жук, норвежский танец

Формирование творческих
способностей развития
двигательной памяти

Добрый жук, норвежский
танец, Григ

1

2

Галоп, поскоки, бег, вращения,
хлопки, притопы – движения в
комбинациях

Развитие точности,
выразительности исполнения

Мелодия «Полька»

1

3

Элементы народного танца:
положение рук, ног, головы,
корпуса. Моталочка – вперёд, назад.

Развитие положительных
эмоций; улучшение
выворотности нош.

Русская народная
мелодия.

1

4

«Ковырялочка», притопы
(одинарные, двойные, тройные),
вращения

Точность движений, внимания.

«Светит месяц» и др.

1

5

Присядка для мальчиков, хлопки со
скользящим ударом, рука об руку,
по бедру, голени

Выразительность,
координированность движений

Русская нар. Мелодия
«Чеботуха»

1

6

Передача ритмических рисунков на

Развитие чувства ритма

Любые ритмические

1

Танцевальные жанры (стр.3)

37

Дата

ложках (4 приёма игры). Свободные
импровизации.
7

Русская пляска.

8

Композиционная работа.

9

Пляска с платочками

10

Игра на музыкальных инструментах

11

Подвижные игры

№
1

Тема урока
«Добрый жук». Парный танец.
Русская пляска (повтор –
закрепление)

мелодии (детские песни)
Формирование творческих
возможностей. Воспитание
дружеских отношений, чувство
партнёрства

«Светит месяц»

1

1
Развитие координации
движения

Коррекционные цели и задачи
Развитие гибкости,
координации движений, памяти

38

1
Детские мелодии

Музыкальное оформление
Мелодия «Добрый жук»

1

Часы
1

Дата

2

Эстрадный танец: положение
корпуса, рук, ног «Утята»

Активизация двигательной
памяти, зрительного и
слухового внимания.

Мелодия «Утята»

1

3

Танец в парах

Развитие равновесия

Танец с хлопками
(карельская нар. мелодия)

1

4

Танец в тройках

Сочетание движений с муз-ыми
частями, текстом песни
( быстрый темп)

«Дружные тройки» полька
( Штраус)

1

5

Повторение элементов танца по
программе 3 класса

Активизация двигательной
памяти, внимания

6

Сюжетно – образные движения,
подвижные музыкальные игры

Профилактика плоскостопия,
формирование правильной
осанки. Восприятие интереса

Современные ритмы

7

Игра на ложках

Развитие чувства ритма

Русские народные
мелодии

8

Итоговый урок

Закрепление материала

Полька, «Утята»,
«Добрый жук»

39

1
1

1

4 год обучения
1.Планируемые результаты Адаптированная
дополнительная общеразвивающая программа
оздоровительной направленности «Ритмика»
В результате освоения программы «Ритмика» обучающихся должны
знать:

спортивно-

Танцевальные жанры, танцевальные движения, хлопки….
уметь:
Точно исполнять движения под музыку. Активизировать двигательную память.
2. Содержание Адаптированной общеразвивающей образовательной программы начального общего образования
спортивно-оздоровительной направленности «Ритмика»

№
п/п
1
2

Названия разделов
Композиционная работа
Двигательная активность

Количество часов
Всего
18
19

Теория
4
4

40

Практика
14
15

3. Тематическое планирование Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа спортивнооздоровительной направленности «Ритмика»
№

Тема урока

Коррекционные цели и задачи
Развитие выразительности
движений

Музыкальное оформление

Часы

1

Комбинация движений: поскоки,
галоп, хлопки, притопы на месте, по
линии, в парах, по кругу.

2

Элементы бального танца:
Формирование осанки, гибкости Вальсовые мелодии
положение рук, ног, корпуса,
головы. Поднимание на полупальцах

1

3

Танцевальные жанры (классические, Развитие памяти мышления
современные, народные)

Вальс Танго

1

4

Вращение на полупальцах вокруг
себя, по « восьмёрке», в парах

Координированность движений

Вальсовая мелодия

1

5

Квадрат медленного вальса в паре,
по одному

Воспитывать эстетический вкус, Вальсовая мелодия
интерес к классическим танцам

1

6

Народный танец

Развитие музыкальности
исполнения движений, их
41

Мелодии польки

Узбекский танец

1

Дата

музыкальности
7

Галоп в парах

Постановка корпуса, рук, ног

Круговой галоп

8

Игра на детских музыкальных

Развитие чувства ритма

Русские народные
мелодии

9

Пальчиковая гимнастика

Развитие тонуса мышц,
гибкости тела

Танцевальные мелодии

1

1

2 четверть (8 часов)

№

Тема урока

Коррекционные цели и задачи

Музыкальное оформление

Часы

1

Вальс – король танца

Развитие положительных
эмоций, интереса

Вальсовая мелодия

1

2

Передача ритмического рисунка на
ложках; импровизация ритмов в
быстром, медленном темпах.

Развитие чувства ритма

Ритмическая мелодия

1

3

Элементы народного танца:
положение корпуса, рук, ног.

Активизация зрительного и
слухового восприятия,
42

Кадриль

1

Дата

Характерные ходы в кадрили

мышления.

( рус. Нар. мел.)

4

Шаги- приставные, лёгкие притопы,
(двойные, тройные ) повороты в
паре ( руки в положение «свеча»)

Манерность исполнения
движений под музыку

Ритмичные мелодии

1

5

Игра на инструментах

Развитие чувства ритма

Аккордеон.
Рус.нар.мелодии

1

6

Положение рук, корпуса головы в
движениях в парах

Формирование правильной
осанки

Кадриль (рус. Нар
мелодия)

1

7

Групповая пляска «Русская кадриль» Восприятие, память

Русская мелодия

1

8

Подвижные музыкальные игры

Веселые мелодии

1

Ловкость, быстрота, внимание

1

43

3 четверть (11часов)

№

Тема урока

Коррекционные цели и задачи

Музыкальное оформление

Часы

1

Различные виды перестроения,
упражнения с флажками, лентами

Развитие двигательной памяти,
внимания

Маршевые мелодии.
Бубен

1

2

Передача ритмических рисунков
хлопками, притопами

Развитие чувства ритма

Ритмичные мелодии

1

3

Элементы народного танца:
Положение корпуса в грузинском
танце

Манерность исполнения
движений

Грузинская народная
мелодия «Лезгинка»

1

4

Ход на полупальцах

Выразительность исполнения

«Лезгинка»

1

5

Движение рук в грузинском танце

Развитие двигательной памяти

Грузинская мелодия

1

6

Боковой ход

Манерность движений

«Лезгинка»

1

7

Низкие прыжки с выносом ноги
вперед – на каблук

Развитие координации
движения, памяти, внимания

Быстрые мелодии

1

8

Движения в парах в грузинском

Самостоятельность исполнения

Грузинские мелодии

1

44

Дата

9

танце

танцевальных композиций

Композиция танца

Развитие чувства партнера

Современные мелодии

1

Развитие ритма, музыкального
слуха

Русские мелодии в
современной обработки

1

Развитие творческих
способностей

Фонограммы детских
песен

Игра на музыкальных
10

Интструментах

11

Сюжетно-образные движения

45

1

4 четверть (8 часов)
№

Тема урока

Коррекционные цели и задачи

Музыкальное
оформление

Часы

1

Вальс – король танцев

Развитие выразительности исполнения
движений

Мелодии вальса

1

2

Русская кадриль

Закрепление танцевальных жанров

«Кадриль». закрепление
выученного

1

3

Эстрадный танец

Отличие от классического, народного

«Все на свете знают…»

1

4

Построение в линии, колонны,
полукруг, круг, диагональ

Ориентировка в пространстве

Маршевые мелодии

1

5

Хлопки, шаги, приставки, поскоки, Точность исполнения движений под
галоп, шаг с поднятием колена…
музыку. Активизация двигательной памяти

Веселые плясовые
мелодии

1

6

Переходы в линиях

Координация, ориентировка в пространстве Маршевые мелодии

1

7

Композиции движений с лентами
(платочками, флажками)

Умения действовать с предметами –
удержать их в руке

Спокойные ритмичные
мелодии

1

8

Итоговый урок. Танцевальные
жанры, танцевальные движения,
хлопки….

Закрепление пройденного материала.

Мелодии различных
жанров

46

Дата

47

6. Оценочные материалы
Оценка достижений результатов происходит на трех уровнях:
1. Представление коллективного результата группы обучающихся.
2.Индивидуальная оценка результатов каждого обучающегося.
3.Качественная
и
количественная
оценка
эффективности
дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной
общеразвивающей программы на основании суммирования индивидуальных
результатов обучающихся.
Представление коллективного результата группы обучающихся:
1. Приглашение родителей и администрации (1 раз в год).
2. Публичные выступления с творческими номерами.
3. Выступления на классных часах.
Для индивидуальной оценки результатов каждого обучающегося
используется методика лесенка самооценки и накопление материалов в
Портфолио (участие в массовых мероприятиях, конкурсах).
Педагогический контроль.
Педагогический контроль включает в себя педагогические методики.
Комплекс методик направлен на определение уровня усвоения программного
материала, степень сформированности умений осваивать новые виды
деятельности, развитие коммуникативных способностей, рост личностного и
социального развития обучающегося.
Применяемые методы педагогического контроля и наблюдения,
позволяют контролировать и корректировать работу программы на всём
протяжении ее реализации. Это дает возможность отслеживать динамику
роста знаний, умений и навыков, позволяет строить для каждого ребенка его
индивидуальный путь развития. На основе полученной информации педагог
вносит соответствующие коррективы в учебный процесс. Контроль
используется для оценки степени достижения цели и решения поставленных
задач.
Контроль
эффективности
осуществляется
при
выполнении
диагностических заданий и упражнений, фронтальных и индивидуальных
опросов, наблюдений.
Виды контроля:
•текущий контроль (оценка усвоения изучаемого материала)
осуществляется педагогом в форме наблюдения;
•промежуточный контроль проводится один раз в полугодие в форме
упражнений по определению уровня освоенных навыков,
•итоговая аттестация, проводится в конце каждого учебного года в
форме итогового контрольного занятия.
Качественная
и
количественная
оценка
эффективности
дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной
общеразвивающей программы возможна при проведении мониторинга
эффективности.
48

Цель мониторинга – создание системы организации, сбора, обработки и
распространения
информации,
отражающей
результативность
дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной
общеразвивающей программы.
Критерии мониторинговых исследований:
• личностный рост обучающихся (рост социальной активности,
мотивации к активной познавательной и социальной деятельности;
коммуникативных, исследовательских компетентностей, креативных и
организационных способностей, рефлексивных умений; повышение уровня
воспитанности усвоении гражданских и нравственных норм, духовной
культуры, гуманистического основ отношения к окружающему миру и др.);
•сформированность детского коллектива в рамках реализации
дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной
общеразвивающей
программы
(благоприятный
психологический
микроклимат, сплоченность коллектива, высокий уровень развития
коллективных взаимоотношений, развитость самоуправления, наличие
традиций и т.п.);
•качественное повышение уровня организации работы дополнительной
общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей
программы.
Мониторинг предполагает примерные показатели определения
результативности
реализации
дополнительной
общеобразовательной
программы – дополнительной общеразвивающей программы:
•рост личностных достижений всех субъектов деятельности;
•удовлетворенность участников уровнем и качеством образовательных
услуг;
•положительная динамика участия в творческих конкурсах,
7.Методические материалы
1. А Н. Айдарбекова, И.Н Белов. Программы специальных
(коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. «Просвещение»
2001.
2. М.А. Михайлова, Н.В. Воронина. Танцы, игры, упражнения для
красивого движения. М.; 2001.
3. Р.М. Плотникова. Программа по ритмике для детей с нарушением
интеллекта специального (коррекционного) образовательного
учреждения. Екатеринбург, 1999.
4. И.Г. Лопухина. Речь, Ритм, Движение, С-П изд-во «Дельта» 1997
5. М.А Косицина, И.Г. Бородина Коррекционная ритмика. Комплекс
практических материалов и технология работы с детьми с нарушением
интеллекта. – М.; Изд-во «Гном» и Д. 2007.
49

Приложение 1
Занятие в 1 классе.

Занятие во 2 классе.

50

Приложение 2
Наше творчество.

51


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».