Выписка из организационного раздела
адаптированной основной образовательной программы
начального общего образования для обучающихся
с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.1.)
Учебный план
адаптированной образовательной программы
начального общего образования для обучающихся
с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.1)
Березовского муниципального автономного
общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 11»
на 2025-2026 учебный год
Пояснительная записка к учебному плану адаптированной
образовательной программы начального общего образования для
обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.1)
БМАОУ СОШ № 11 на 2025-2026 учебный год
Учебный план составлен для детей с тяжёлыми нарушениями речи,
обучающихся по Адаптированной образовательной программе начального
общего образования (вариант 5.1) в условиях инклюзии.
Учебный план является частью АООП НОО для обучающихся с ТНР
(вариант 5.1), разработанной в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с
ОВЗ, с учётом федеральной адаптированной образовательной программы
начального общего образования для обучающихся с ОВЗ (приказ
Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022г № 1023) и
ФАОП НОО.
Учебный план обеспечивает выполнение гигиенических требований к
режиму
образовательного
процесса,
которые
предусмотрены
Гигиеническими
нормативами
и
Санитарно-эпидемиологическими
требованиями.
Учебный план фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём
аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных
предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их
освоение по классам и учебным предметам.
В соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ учебный план
АООП НОО по варианту 5.1 включает обязательные предметные области и
коррекционно- развивающую область, входящую в состав внеурочной
деятельности.
Учебный план состоит из двух частей – обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных
предметов обязательных предметных областей и учебное время, отводимое
на их изучение по годам обучения. В соответствии с ФГОС НОО
обучающихся с ОВЗ обязательные предметные области учебного плана и
основные
задачи
реализации
содержания
предметных
областей
соответствуют ФГОС НОО.
Языком образования является русский язык. В соответствии с пунктом
32.1 ФГОС НОО изучение родного языка и родной литературы из числа
народов Российской Федерации осуществляется по заявлению родителей
(законных
представителей).
Заявлений
от
родителей
(законных
представителей) обучающихся на изучение в 2025-2026 учебном году данных
учебных предметов не поступало.
Третий час физической культуры реализуется частью, формируемой
участниками образовательного процесса во 2-3 классах.
При проведении занятий по предмету «Иностранный язык» «Труд
(технология)» класс делится на две группы.
При изучении предметной области «Основы религиозных культур и
светской этики» выбор одного из учебных модулей ("Основы православной
культуры", "Основы иудейской культуры", "Основы буддийской культуры",
"Основы
исламской
культуры",
"Основы
мировых религиозных
культур", "Основы светской этики") осуществляются по заявлению
родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
Содержание образования предусматривает реализацию коррекционных
подходов к обучению, способствующих освоению программного материала и
коррекции имеющихся у обучающихся с ТНР нарушений развития.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений,
обеспечивает
реализацию
особых
(специфических)
образовательных потребностей, характерных для обучающихся с ТНР, а
также индивидуальных потребностей каждого обучающегося. Время,
отводимое на данную часть, внутри максимально допустимой недельной
нагрузки обучающихся используется:
- на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных
учебных предметов обязательной части;
- на введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение
особых образовательных потребностей, обучающихся с ТНР и необходимую
коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом развитии.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися с ТНР
учебного плана, состоящего из обязательной части и части, формируемой
участниками образовательного процесса, в совокупности не превышает
величину максимально допустимой недельной образовательной нагрузки
обучающихся в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями.
Обязательным компонентом учебного плана является внеурочная
деятельность. В соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с
ОВЗ внеурочная деятельность организуется по направлениям развития
личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное,
общекультурное, спортивно-оздоровительное). Организация занятий по
направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью
образовательного процесса в образовательной организации.
Коррекционно-развивающая область, согласно требованиям ФГОС
НОО обучающихся с ОВЗ, является обязательной частью внеурочной
деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания АООП НОО.
Выбор коррекционно-развивающих курсов для индивидуальных и групповых
занятий, их количественное соотношение, содержание осуществляется
БМАОУ СОШ № 11 самостоятельно исходя из психофизических
особенностей обучающихся с ТНР на основании рекомендаций ПМПК и
ИПРА (при наличии).
Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при
определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся.
Срок освоения АООП НОО (вариант 5.1) обучающимися с ТНР
составляет 4 года.
Общий объем аудиторной работы обучающихся за четыре учебных
года не может составлять менее 2966 академических часов и более 3305
академических часов в соответствии с требованиями к организации
образовательного процесса к учебной нагрузке при 5-дневной учебной
неделе, предусмотренными Гигиеническими нормативами и Санитарноэпидемиологическими требованиями. Структура и содержание планируемых
результатов освоения программы начального общего образования должны
отражать требования ФГОС, передавать специфику образовательной
деятельности (в частности, специфику целей изучения отдельных учебных
предметов, учебных курсов, учебных модулей), курсов внеурочной
деятельности соответствовать возрастным возможностям обучающихся
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с «Положением
о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся».
Продолжительность учебной недели в течение всех лет обучения - 5
дней. Пятидневная рабочая неделя устанавливается в целях сохранения и
укрепления здоровья обучающихся с ТНР.
Продолжительность учебного года составляет 34 недели, на первом
году обучения - 33 недели. Продолжительность каникул в течение учебного
года составляет не менее 30 календарных дней, летом - не менее 8 недель.
Для обучающихся 1 классов устанавливаются в течение года
дополнительные недельные каникулы.
Продолжительность учебных занятий составляет 40 минут. При
определении продолжительности занятий на первом и втором годах обучения
используется "ступенчатый" режим обучения: в первом полугодии (в
сентябре-октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре по 4 урока по 35 минут каждый; в январе-мае - по 4 урока по 40 минут
каждый).
Часы коррекционно-развивающей области представлены групповыми и
индивидуальными
коррекционно-развивающими
занятиями
(логопедическими и психокоррекционными), направленными на коррекцию
недостатков психофизического развития обучающихся и восполнение
пробелов в знаниях. Количество часов в неделю указывается на одного
учащегося. Коррекционно- развивающие занятия проводятся в течение
учебного дня и во внеурочное время. На индивидуальные коррекционные
занятия отводится до 25 минут, на групповые занятия - до 40 минут.
Суммарный объём домашнего задания по всем предметам для каждого
класса не должен превышать продолжительности выполнения 1 час — для 1
класса, 1,5 часа — для 2 и 3 классов, 2 часа — для 4 класса. Образовательной
организацией осуществляется координация и контроль объёма домашнего
задания учеников каждого класса по всем предметам в соответствии с
Гигиеническими
нормативами
и
Санитарно-эпидемиологическими
требованиями.
Количество часов, отводимых в неделю на занятия внеурочной
деятельностью, составляет не более 10 часов (в том числе не менее 5 часов в
неделю на коррекционно-образовательную область в течение всего срока
обучения на уровне начального общего образования) (п.3.4.16 Санитарноэпидемиологических требований).
Учебные
предметы, курсы
Учебные
модули
Количество часов в неделю
1
2
3
Обязательная часть
Всего
часов
Форма
промежуточной
аттестации
1 класс встроенное
педагогическое
наблюдение
контрольная работа, в
том числе в форме
ВПР
1 класс встроенное
педагогическое
наблюдение
контрольная работа, в
том числе в форме
ВПР
4
Русский язык
5/165
5/170
5/170
5/170
20/675
Литературное
чтение
4/132
4/136
4/136
4/136
16/540
Родной язык
(русский)
Литературное
чтение на родном
языке (русском)
Иностранный язык
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
2/68
2/68
2/68
6/204
Математика
4/132
4/136
4/136
4/136
16/540
Окружающий мир
2/66
2/68
2/68
2/68
8/270
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
1/34
1/34
0
0
0
0
0
0
1/33
1/34
1/34
1/34
4/135
Музыка
1/33
1/34
1/34
1/34
4/135
Труд (технология)
1/33
1/34
1/34
1/34
4/135
Физическая
культура
3/99
2/68
2/68
2/68
9/303
Основы
религиозных
культур и светской
этики
Изобразительное
искусство
«Основы
православной
культуры»
«Основы
исламской
культуры»
«Основы
буддийской
культуры»
«Основы
иудейской
культуры»
«Основы
мировых
религиозных
культур»
«Основы
светской этики»
2-4 класс контрольная
работа
1 класс встроенное
педагогическое
наблюдение
контрольная работа, в
том числе в форме
ВПР
1 класс встроенное
педагогическое
наблюдение
контрольная работа, в
том числе в форме
ВПР
4 класс защита проекта
1 класс встроенное
педагогическое
наблюдение
2-4 класс контрольная
работа
1 класс встроенное
педагогическое
наблюдение
2-4 класс контрольная
работа
1 класс встроенное
педагогическое
наблюдение
2-4 класс контрольная
работа
1 класс встроенное
педагогическое
наблюдение
Итого
Наименование
учебного курса
Спортивные игры
Формирование
основ
функциональной
грамотности
Учимся создавать
проект
Итого
ИТОГО недельная
нагрузка
Количество учебных
недель
Всего часов в год
Коррекционный
курс:
«Коррекционноразвивающие
занятия:
психокорекционные
(психологические и
дефектологические)
Коррекционный
курс:
Логопедические
занятия
Итого
21/693
22/748
22/748
23/782
88/2971
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
0
0
1/34
0
1/34
0
0
0
0
0
0
0
0
21
1/34
23
1/34
23
0
23
33
34
34
34
693
782
782
Коррекционные занятия
3
3
3
2
2
5/170
5/170
2
5/170
2/68
135
782
3
2
5/170
680
Сдача норм ГТО
Зачёт