Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Рабочая программа курса внеурочной деятельности Разговоры о важном 2025

Выписка из содержательного раздела
АООП НОО ЗПР вариант 7.2
БМАОУ СОШ № 11

Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Разговоры о важном»
(1-4 класс)

2025
1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность и назначение программы
Программа курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном»
(далее – программа) разработана в соответствии с требованиями
федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования, ориентирована на обеспечение индивидуальных
потребностей обучающихся и направлена на достижение планируемых
результатов
начального

федеральной
общего

основной

образования

с

образовательной
учётом

выбора

программы
участниками

образовательных отношений курсов внеурочной деятельности. Это
позволяет обеспечить единство обязательных требований ФГОС во всём
пространстве школьного образования: не только на уроке, но и во
внеурочной деятельности.
Задачей педагога, работающего по программе, является развитие у
обучающегося ценностного отношения к Родине, природе, человеку,
культуре, знаниям, здоровью, сохранение и укрепление традиционных
российских духовно-нравственных ценностей.
Педагог помогает обучающемуся:
– в формировании его российской идентичности;
– в формировании интереса к познанию;
– в формировании осознанного отношения к своим правам и
свободам и уважительного отношения к правам и свободам других;
– в выстраивании собственного поведения с позиции нравственных
и правовых норм;
– в создании мотивации для участия в социально
деятельности;

значимой

– в развитии у школьников общекультурной компетентности;
– в развитии умения принимать осознанные решения и делать выбор;
– в осознании своего места в обществе;
– в познании себя, своих мотивов, устремлений, склонностей;
– в формировании готовности к личностному самоопределению.
2

Нормативно-правовую основу рабочей программы курса внеурочной
деятельности «Разговоры о важном» составляют следующие документы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
2. Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 «О
Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».
3. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 №
809 «Об утверждении Основ государственной политики по
сохранению и укреплению традиционных российских духовнонравственных ценностей».
4. Распоряжение

Правительства

Российской

Федерации

от

29.04.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития
воспитания на период до 2025 года».
5. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об
утверждении федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования».
6. Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 № 372 «Об
утверждении

федеральной

образовательной

программы

начального общего образования».
7. Письмо Минпросвещения России от 18.02.2025 № 06-221 «О
направлении

информации»

(вместе

с

Методическими

рекомендациями по реализации цикла внеурочных занятий
«Разговоры о важном»).
Программа может быть реализована в работе с обучающимися 1–2, 3–
4 классов, в течение одного учебного года, если занятия проводятся 1 раз в
неделю, 34/35 учебных часов.
Занятия по программе проводятся в формах, соответствующих
возрастным особенностям обучающихся и позволяющих им вырабатывать
собственную мировоззренческую позицию по обсуждаемым темам
(например,

познавательные

беседы,

деловые

игры,

викторины,
3

интервью, блиц-опросы и т. д.). Следует отметить, что внеурочные
занятия входят в общую систему воспитательной работы образовательной
организации, поэтому тематика и содержание должны обеспечить
реализацию их назначения и целей. Это позволяет на практике соединить
обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать её
не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное
развитие ребёнка.
Многие темы внеурочных занятий выходят за рамки содержания,
изучаемого на уроках, но это не означает, что учитель будет обязательно
добиваться точного усвоения нового знания, запоминания и чёткого
воспроизведения нового термина или понятия. В течение учебного года
обучающиеся много раз будут возвращаться к обсуждению одних и тех
же понятий, что послужит постепенному осознанному их принятию.
Наличие сценариев внеурочных занятий не означает формального
следования

им.

предлагается
национальные,
функционирует

При

в

реализации

сценарии,

педагог

этнокультурные
данная

содержания

учитывает

особенности

образовательная

занятия,

которое

региональные,

территории,

организация.

где

Обязательно

учитывается и уровень развития школьников, их интересы и потребности.
При

необходимости,

целесообразно

исходя

уточнить

из

(изменить,

статуса

семей

обучающихся,

скорректировать) и творческие

задания, выполнять которые предлагается вместе с родителями, другими
членами семьи.
Личностных результатов можно достичь, увлекая школьников
совместной, интересной и многообразной деятельностью, позволяющей
раскрыть потенциал

каждого;

используя

разные

формы

работы;

устанавливая во время занятий доброжелательную, поддерживающую
атмосферу; насыщая занятия ценностным содержанием. Задача педагога,
организуя

беседы,

дать

возможность

школьнику

анализировать,

сравнивать и выбирать.
4

Внеурочное

занятие

проходит

каждый

понедельник.

Оно

начинается поднятием Государственного флага Российской Федерации,
слушанием

(исполнением)

Государственного

гимна

Российской

Федерации. Это мероприятие проходит в общем школьном актовом зале.
Затем обучающиеся расходятся по классам, где проходит тематическая
часть занятия.
При

подготовке

к

занятию

учитель

должен

внимательно

ознакомиться со сценарием и методическими комментариями к нему.
Необходимо обратить внимание на три структурные части сценария:
первая часть – мотивационная, вторая часть – основная, третья часть –
заключительная.
Цель мотивационной части занятия – предъявление обучающимся
темы занятия, выдвижение мотива его проведения. Эта часть обычно
начинается с просмотра видеоматериала, оценка которого является
введением в дальнейшую содержательную часть занятия.
Основная часть строится как сочетание разнообразной деятельности
обучающихся:

интеллектуальной

(работа

с

представленной

информацией), коммуникативной (беседы, обсуждение видеоролика),
практической

(выполнение

разнообразных

заданий),

игровой

(дидактическая и ролевая игра), творческой (обсуждение воображаемых
ситуаций, художественное творчество).
В заключительной части подводятся итоги занятия.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Зачем человеку учиться? Обучение человека происходит на
протяжении

всей

жизни.

Влияние

цифровых

технологий

на

приобретение знаний. Почему знания влияют на всю жизнь человека?
Развитие навыков работы в команде, уважения разных мнений,
разрешения конфликтов и эмпатии в ходе школьного образования.

5

Русский язык в эпоху цифровых технологий. Русский язык —
государственный

язык,

объединяющий

многонациональную

семью

народов Российской Федерации. Современный языковой ландшафт
характеризуется изменениями в устной и письменной речи под влиянием
цифровой среды. Понимание уместности употребления тех или иных слов
и форм. Грамотная, логичная и понятная речь — признак образованного
человека и залог успеха в будущем.
Цифровой суверенитет страны. Что такое цифровой суверенитет?
Как обеспечивается цифровая безопасность государства и каждого
человека? Возможности цифрового мира: как современные технологии
помогают учиться, работать и осваивать новые горизонты. Мир
цифровых профессий: как создаются новые технологии? Правила
безопасного поведения в сети и угрозы цифрового мира.
Мирный атом. День работника атомной промышленности. Мирный
атом — это использование атомной энергии в мирных целях на благо
человечества.

Уникальные

отечественной научной

атомные

технологии

и

достижения

школы. Контроль распространения атомной

энергии. Влияние экологически чистых и эффективных источников
энергии на будущее человечества.
О творчестве. Ко Дню музыки. Творчество — неотъемлемая часть
жизни каждого человека. Возможности реализации творческого
потенциала взрослых и детей. Русская культура — признанное
мировое

достояние

человечества.

Музыка

как

вид

искусства.

Состояние развития современной отечественной музыки: жанры и
направления.
Что такое уважение? Ко Дню учителя. Уважение — признание
достоинств личности. Уважение к окружающим и чужому труду как
основа гармоничного развития общества. Правила общения внутри
семьи, школы и коллектива. Подготовка ко взрослой жизни и
6

формирование ответственности. О роли педагога в воспитании
личности. Традиции празднования Дня учителя.
Как понять друг друга разным поколениям? Семья как ценность в
жизни каждого человека, основа любого общества. Формирование общих
семейных ценностей — залог взаимопонимания в семье. Обмен опытом
между поколениями и бережное отношение друг к другу как путь к
позитивным изменениям и взрослению.
О городах России. Ко Дню народного единства. Города России:
разнообразие культур, языков и вековых традиций. Единство народов,
проживающих на территории Российской Федерации. Древнейшие
города России как хранители информации о наших предках и
культурного кода страны. Изучение российских городов — изучение
страниц истории Отечества. Роль государства в развитии малых
городов. Возможности граждан в развитии своей малой родины.
Общество безграничных возможностей. Общество — совокупность
разных людей, отличных друг от друга, но имеющих единые потребности в
любви, уважении, дружбе, принятии и самореализации. Роль цифровых
технологий

в

расширении

возможностей

участия

в

общественных

процессах. Готовность уважительно воспринимать другого человека —
основа гармоничных отношений в обществе.
Селекция

и

генетика.

К

170-летию

И.

В.

Мичурина.

Состояние науки в современной России. Роль генетики и селекции в
сельском хозяйстве, медицине, промышленности и т.д. Мировое
признание достижений отечественной научной школы. Открытия И.
В. Мичурина и их влияние на развитие страны. Возможности для
подрастающего поколения в познании мира и личном развитии.
Как решать конфликты и справляться с трудностями. Ко Дню
психолога. Конфликты и трудности — естественный элемент развития
7

общества и каждого отдельного человека. Поиск причины конфликтов
как ключ к их разрешению. Совместные усилия и внимание друг к другу
как залог преодоления трудностей. Правила разрешения конфликтных
ситуаций.
Профессия — жизнь спасать. Спасатели — специалисты, которые
помогают людям в опасных ситуациях. Профессия спасателя связана с
повышенным
спасателей.

риском.

Профессиональные

качества

и

навыки

Поведение в экстремальных ситуациях. Ответственное

отношение к своей и чужой жизни, правила безопасности.
Домашние питомцы. Всемирный день питомца. Роль домашних
питомцев в жизни человека. Ответственность, забота и бережное
отношение к питомцам. Всемирный день питомца объединяет людей
всей планеты для укрепления ценностей дружбы и заботы о животных.
Как соблюдать безопасность при общении с животными?
Россия — страна победителей. Ко Дню Героев Отечества. Герои
России

с

героизма,

древнейших
мужества и

времен

и

до

решительности

современности.
—

Традиции

неотъемлемая

часть

российской идентичности и культурного кода. День Героев Отечества
—

выражение

благодарности,

признательности

и

уважения

за

самоотверженность и мужество.
Закон и справедливость. Ко Дню Конституции. Конституция
Российской Федерации
закрепляет

права и

Справедливость

—

— основной закон страны.
свободы
одна

человека

как

Конституция

высшую

ценность.

из важнейших духовно-нравственных

ценностей российского общества. Знание законов страны как прямая
обязанность каждого гражданина России. Какие права и обязанности
есть у детей?
Совесть внутри нас. Совесть — внутренний ориентир, помогающий
отличить добро от зла. Ключевая роль совести в осуществлении личного
8

выбора. Влияние традиционных ценностей, культуры и исторического
опыта страны на формирование нравственных ориентиров личности.
Календарь полезных дел. Новогоднее занятие. Зимние каникулы —
это время не только для семейного доcуга и отдыха, но и добрых
дел. Чем заняться на каникулах, чтобы провести время с пользой:
составление календаря. Новогодние традиции народов России. Подарки,
создание атмосферы новогодней сказки для своих родных и близких.
Как

создают

мультфильмы?

Отечественная школа

Мультипликация,

мультипликации

и

ее

анимация.

достижения.

Мировое

признание советских и российских мультипликационных фильмов. Каждый
фильм — это труд большой команды профессионалов. От идеи — до
экрана: как появляются современные мультипликационные фильмы?
Музейное дело. 170 лет Третьяковской галерее. Российские музеи
— хранители богатейшего материального и нематериального наследия
страны. Сохранение исторического и культурного наследия как
направление государственной политики. Изучение, реставрация и
интерпретация

памятников

искусства.

Третьяковская

галерея

—

крупнейший музей русского искусства и объект всемирного достояния.
Почему важно посещать музеи? Профессии в сфере музейного дела. Как
создавать и развивать школьный музей?
Как создавать свой бизнес? Бизнес — ответственный выбор человека,
возможность реализовать свою мечту и принести пользу обществу.
Современные

предприниматели

и

их

возможности

в

развитии

отечественной экономики и улучшения жизни людей. Бизнес — это не
только личный успех, но и ответственная командная работа. С чего начать
свое дело? О мерах поддержки молодых предпринимателей в нашей стране.
Есть ли у знания границы? Ко Дню науки. Богатейшее наследие
российской науки и ее выдающихся представителей. Технологическое
9

лидерство государства и развитие науки. Как меняются научные
подходы с

развитием

поддержка

цифровых

технологий?

Государственная

науки и молодых ученых. Как происходят современные

открытия? Как стать ученым?
Слушать, слышать и договариваться. Кто такие дипломаты?
Дипломатия — важная сфера деятельности государства, обеспечивающая
защиту

интересов

государства

и

российских

граждан.

Специфика

дипломатической работы. Диалог между государствами как основа
международной

стабильности. Навыки

договариваться

с

окружающими

для

людьми

жизни:

как

научиться

и вести конструктивный

диалог?
Герой

из

соседнего

двора.

Региональный

урок

ко

Дню

защитника Отечества. Герой — реальный человек, живущий рядом с
нами, чья жизнь является примером для окружающих. В каждом
регионе России живут выдающиеся герои, отважные, мужественные и
трудолюбивые. Что такое героизм? Какие качества отличают героя?
День наставника. День наставника — важный государственный
праздник,

который

позволяет

закрепить

статус

наставников,

подчеркнуть значимость этой деятельности и повысить ее престиж.
Роль наставника в формировании и

профессиональном

развитии

личности. Знаменитые россияне и их наставники. К. Д. Ушинский
как

основоположник

научной

педагогики в России. Как найти

наставника?
Большой. За кулисами. 250 лет Большому театру и 150 лет Союзу
театральных деятелей России. Российская драматургия, опера и балет
— часть мирового наследия. Театр — целая семья разных профессий:
декораторы, костюмеры, режиссеры, музыканты, дирижеры, гримеры и
многие другие.

Почему

достижения

русской

театральной

школы

широко используются во многих странах мира? Как стать актером и что для
10

этого нужно? Развитие школьных театров в России.
Как справляться с волнением? Волнение как естественное
состояние человека перед важным событием в жизни. Контроль
эмоционального

состояния,

забота

о

своем

физическом

и

психологическом здоровье. Какие полезные привычки положительно
влияют

на

эмоциональное

состояние? Как их сформировать и

придерживаться?
65 лет триумфа. Ко Дню космонавтики. Россия — одна из
ведущих космических держав. Развитие космической отрасли —
приоритетное

направление

национальных

проектов.

Достижения

прошлого как предмет национальной гордости и мотивация для
будущих

свершений

отечественной

космонавтики.

Как

устроен

современный космодром? Труд конструкторов, инженеров, летчиков и
других специалистов открывает для страны и всего человечества новые
горизонты.
Как мусор получает «вторую жизнь»? Технологии переработки.
Состояние планеты — личная ответственность каждого человека.
Почему об экологии должен заботиться каждый человек? Неосознанное
потребление как причина роста количества мусора. Климатические
изменения,

загрязнение

окружающей

среды.

Развитие

системы

переработки отходов и роль государства в этом процессе. Какие
полезные привычки необходимо сформировать у себя?
Что значит работать в команде? Сила команды. Ко Дню труда.
Команда — это друзья и единомышленники, где каждый вносит свой
значимый вклад в общее дело и помогает добиться общего успеха. Как
стать частью команды? Умение слышать и трудиться сообща, разделять
успех и вместе переживать неудачу. Примеры коллективной работы в
истории страны.
11

Песни о войне. Ко Дню Победы. Песни были свидетелями многих
великих событий. В них отразилась история нашей великой страны.
Влияние песни на чувство сопричастности истории народа, сохранение
памяти о Великой Отечественной войне последующими поколениями.
Как песни передают чувства, эмоции и переживания создателей?
Ценности, которые нас объединяют. Занятие проходит по итогам
всех занятий года. Ценности — это ориентир, который помогает
поступать

правильно

и

ответственно.

Традиционные

ценности

помогают чувствовать себя частью народа, способствуют укреплению
общества и развитию страны. Следование ценностям помогает
человеку развиваться и достигать успеха. Уникальность каждого
человека и опыт разных поколений обогащают общество, но только в
сочетании с единством, взаимопомощью и уважением друг к другу
существует сильный и сплоченный народ.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Занятия

в

рамках

программы

направлены

на

обеспечение

достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и
предметных образовательных результатов.
Личностные результаты
В сфере гражданско-патриотического воспитания: становление
ценностного отношения к своей Родине – России; осознание своей
этнокультурной и российской гражданской идентичности; сопричастность к
прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; уважение
к своему и другим народам; первоначальные представления о человеке как
члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве
человека,

о

нравственно-этических

нормах

поведения

и

правилах

межличностных отношений.
В

сфере

индивидуальности

духовно-нравственного
каждого

человека;

воспитания:
проявление

признание

сопереживания,
12

уважения и доброжелательности; неприятие любых форм поведения,
направленных на причинение физического и морального вреда другим
людям.
В сфере эстетического воспитания: уважительное отношение и
интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам
искусства, традициям и творчеству своего и других народов; стремление к
самовыражению в разных видах художественной деятельности.
В

сфере

физического

воспитания,

формирования

культуры

здоровья и эмоционального благополучия: соблюдение правил здорового и
безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде
(в том числе информационной); бережное отношение к физическому и
психическому здоровью.
В сфере трудового воспитания: осознание ценности труда в жизни
человека

и

общества,

ответственное

потребление

и

бережное

отношение к результатам труда, интерес к различным профессиям.
В сфере экологического воспитания: бережное отношение к природе;
неприятие действий, приносящих ей вред.
В сфере понимания ценности научного познания: первоначальные
представления о научной картине мира; познавательные интересы,
активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в
познании.
Метапредметные результаты
В сфере овладения познавательными универсальными учебными
действиями: сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения,
устанавливать

аналогии;

определять

классификации, классифицировать

существенный

предложенные

признак

для

объекты; находить

закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и
наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником
алгоритма; выявлять недостаток информации для решения учебной
(практической)

задачи

на

основе

предложенного

алгоритма;
13

устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся
непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы;
определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта
(ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе
результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, классификации,
сравнения, исследования); прогнозировать возможное развитие процессов,
событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
выбирать источник получения информации, согласно заданному алгоритму
находить в предложенном источнике информацию, представленную в
явном виде, распознавать достоверную и недостоверную информацию
самостоятельно

или

на

основании

предложенного

педагогическим

работником способа её проверки; соблюдать с помощью взрослых
(педагогических

работников,

несовершеннолетних

родителей

обучающихся)

(законных
правила

представителей)
информационной

безопасности при поиске информации в сети Интернет; анализировать и
создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в
соответствии с учебной задачей.
В сфере овладения коммуникативными универсальными учебными
действиями:

воспринимать

и

формулировать суждения,

выражать

эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила
ведения диалога и дискуссии, признавать возможность существования
разных точек зрения, корректно и аргументированно высказывать своё
мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной
задачей; создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение,
повествование); готовить небольшие публичные выступления, подбирать
иллюстративный
совместной

материал к тексту

деятельности,

выступления; принимать цель

коллективно

строить

действия

по

её

достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и
14

результат

совместной

работы,

проявлять

готовность

руководить,

выполнять поручения, подчиняться, ответственно выполнять свою часть
работы; оценивать свой вклад в общий результат.
В сфере овладения регулятивными универсальными учебными
действиями: планировать действия по решению учебной задачи для
получения

результата;

выстраивать

последовательность

выбранных

действий; устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Предметные результаты
Предметные
содержания

результаты

предметных

представлены

областей,

к

с

учётом

специфики

имеет

отношение

которым

содержание курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном».
Русский язык: формирование первоначального представления о
многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о
языке как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа;
понимание роли языка как основного средства общения; осознание
значения

русского

языка

как

государственного

языка Российской

Федерации; понимание роли русского языка как языка межнационального
общения;

осознание

правильной

устной и письменной речи как

показателя общей культуры человека; овладение основными видами
речевой деятельности на основе первоначальных представлений о нормах
современного русского литературного языка; использование в речевой
деятельности норм современного русского литературного языка и речевого
этикета.
Литературное чтение: осознание значимости художественной
литературы
всестороннего

и

произведений
развития

устного

народного

личности

человека;

творчества

для

формирование

первоначального представления о многообразии жанров художественных
произведений и произведений устного народного творчества; овладение
15

элементарными умениями анализа и интерпретации текста.
Иностранный язык: знакомство представителей других стран с
культурой России.
Математика и информатика: развитие логического мышления;
приобретение

опыта

графической

и

работы

текстовой

с

информацией,

форме,

развитие

представленной
умений

в

извлекать,

анализировать, использовать информацию и делать выводы.
Окружающий мир: формирование уважительного отношения к своей
семье и семейным традициям, родному краю, России, её истории и
культуре, природе; формирование чувства гордости за национальные
свершения,

открытия,

победы;

формирование

первоначальных

представлений о природных и социальных объектах как компонентах
единого мира, о многообразии объектов и явлений природы, о связи мира
живой

и

поведения

неживой
и

природы;

обоснованного

формирование
принятия

основ рационального

решений;

формирование

первоначальных представлений о традициях и обычаях, хозяйственных
занятиях

населения

и

массовых

профессиях

достопримечательностях столицы России и

родного

края,

родного края, наиболее

значимых объектах Всемирного культурного и природного наследия в
России, важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и
настоящего России,

основных правах и обязанностях гражданина

Российской Федерации; развитие умений

описывать, сравнивать и

группировать изученные природные объекты и явления, выделяя их
существенные признаки и отношения между объектами и явлениями;
понимание простейших причинно-следственных связей в окружающем
мире (в том числе на материале о природе и культуре родного края);
приобретение

базовых

умений

работы

с

доступной

информацией

(текстовой, графической, аудиовизуальной) о природе и обществе,
безопасного

использования

электронных

ресурсов

образовательной

организации и сети Интернет, получения информации из источников в
16

современной информационной среде; формирование навыков здорового и
безопасного образа жизни на основе выполнения правил безопасного
поведения в окружающей среде, в том числе знаний о небезопасности
разглашения личной и финансовой информации при общении с людьми
вне семьи, в сети Интернет, и опыта соблюдения правил безопасного
поведения при использовании личных финансов; приобретение опыта
положительного
стремления

эмоционально-ценностного

действовать

в

окружающей

отношения

к

природе,

среде в соответствии с

экологическими нормами поведения.
Основы религиозных культур и светской этики:

понимание

необходимости нравственного совершенствования, духовного развития,
роли в этом личных усилий человека; развитие умений анализировать и
давать нравственную оценку поступкам, отвечать за них, проявлять
готовность к сознательному самоограничению в поведении; построение
суждений

оценочного

характера,

раскрывающих

значение

нравственности, веры как регуляторов поведения человека в обществе и
условий духовно-нравственного развития личности; понимание ценности
семьи; овладение навыками общения с людьми разного вероисповедания,
осознание, что оскорбление представителей другой веры есть нарушение
нравственных

норм

поведения

в

обществе;

понимание

ценности

человеческой жизни, человеческого достоинства, честного труда людей на
благо человека, общества; формирование умений объяснять значение слов
«милосердие», «сострадание», «прощение», «дружелюбие», находить
образы, приводить примеры проявления любви к ближнему, милосердия и
сострадания в религиозной культуре, истории России, современной жизни,
открытость к сотрудничеству, готовность оказывать помощь; осуждение
любых

случаев

унижения

человеческого

достоинства,

знание

общепринятых в российском обществе норм морали, отношений и
поведения людей, основанных на российских традиционных духовных
ценностях,

конституционных

правах,

свободах

и

обязанностях
17

гражданина.
Изобразительное
использованием

искусство:

различных

выполнение

материалов

и

творческих работ с

средств

художественной

выразительности изобразительного искусства; умение характеризовать
виды и жанры изобразительного искусства; умение характеризовать
отличительные особенности художественных промыслов России.
Музыка: знание основных жанров народной и профессиональной
музыки.
Труд (технология): формирование общих представлений о мире
профессий, значении труда в жизни человека и общества, многообразии
предметов материальной культуры.
Физическая культура: формирование общих представлений о
физической

культуре

и

спорте,

физической

активности

человека,

физических качествах, жизненно важных прикладных умениях и навыках,
основных физических упражнениях; развитие умения взаимодействовать
со сверстниками в игровых заданиях и игровой деятельности, соблюдая
правила честной игры.

18

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
(1–2 и 3–4 классы)
№
п/п

1

2

3

Темы занятий

Зачем человеку учиться?

Русский язык в эпоху
цифровых технологий

Цифровой суверенитет
страны

Количество
часов

Основное содержание

Виды деятельности
обучающихся

Электронные ресурсы

1

Приобретение знаний на протяжении всей
жизни. Роль знаний в развитии личности и
общества. Влияние цифровых технологий
на приобретение знаний. Необходимость
управления
человеком
цифровыми
технологиями. Развитие навыков работы
в команде, уважения разных мнений,
разрешения конфликтов и эмпатии в ходе
школьного образования.
Формирующиеся ценности: жизнь,
созидательный труд, патриотизм

Познавательная
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа
с иллюстративным
материалом

https://razgovor.edsoo.ru

1

Русский язык — государственный язык,
объединяющий многонациональную семью
народов Российской Федерации. Современное Познавательная беседа,
разнообразие русского языка, изменения
просмотр
в устной и письменной речи под влиянием
видеофрагментов,
цифровой среды. Правила использования
выполнение
стилей речи в современной коммуникации. интерактивных заданий,
Грамотная, логичная и понятная речь —
работа с текстовым
признак образованного человека и залог
и иллюстративным
успеха в будущем.
материалом
Формирующиеся
ценности:
высокие
нравственные идеалы, патриотизм

https://razgovor.edsoo.ru

1

Что такое цифровой суверенитет? Как
обеспечивается цифровая безопасность Познавательная беседа,
государства и каждого человека? Возможпросмотр
ности цифрового мира: как современные
видеофрагментов,
технологии помогают учиться, работать и
выполнение
осваивать новые горизонты. Мир цифровых интерактивных
заданий,
профессий: как создаются новые технолоработа
с
текстовым
гии? Правила безопасного поведения в сети
и иллюстративным
и угрозы цифрового мира.
материалом
Формирующиеся ценности: патриотизм,
права и свободы человека

https://razgovor.edsoo.ru

Мирный атом.
4 День работника
промышленности

5

атомной

О творчестве.
Ко Дню музыки

1

Мирный атом — это использование атомной
энергии в мирных целях на благо Познавательная беседа,
просмотр
человечества.
Уникальные
атомные
технологии и достижения отечественной видеофрагментов,
выполнение
научной школы. Контроль распространения
атомной энергии. Влияние экологически интерактивных заданий,
чистых и эффективных источников энергии работа с текстовым
и иллюстративным
на будущее человечества.
материалом
Формирующиеся
ценности:
патриотизм,
созидательный труд

https://razgovor.edsoo.ru

1

Творчество — неотъемлемая часть жизни
каждого человека. Возможности реализации Познавательная беседа,
творческого потенциала взрослых и детей.
просмотр
Русская культура — признанное мировое
видеофрагментов,
достояние человечества. Музыка как вид
выполнение
искусства.
Состояние
развития интерактивных
заданий,
современной отечественной музыки: жанры
работа
с
текстовым
и направления.
Формирующиеся
ценности:
приоритет и иллюстративным
материалом
духовного над материальным, служение
Отечеству

https://razgovor.edsoo.ru

6

Что такое уважение?
Ко Дню учителя

1

7

Как понять друг друга
разным поколениям?

1

Уважение
—
признание
достоинств
личности. Уважение к окружающим и Познавательная беседа,
чужому труду как основа гармоничного
просмотр
развития общества. Правила общения
видеофрагментов,
внутри семьи, школы и коллектива.
выполнение
Подготовка
к
взрослой
жизни
и интерактивных
заданий,
формирование ответственности. О роли
работа
с
текстовым
педагога в воспитании личности. Традиции
и иллюстративным
празднования Дня учителя.
материалом
Формирующиеся ценности: взаимоуважение,
служение Отечеству и ответственность
за его судьбу
Семья как ценность в жизни каждого Познавательная беседа,
человека,
основа
любого
общества.
просмотр
Формирование общих семейных ценностей
видеофрагментов,
— залог взаимопонимания в семье. Обмен
выполнение
опытом между поколениями и бережное интерактивных заданий,
отношение друг к другу как путь к
работа с текстовым
позитивным изменениям и взрослению.
и иллюстративным
Формирующиеся ценности: крепкая семья
материалом

https://razgovor.edsoo.ru

https://razgovor.edsoo.ru

8

9

О городах России.
Ко Дню народного
единства

Общество
безграничных
возможностей

Селекция и генетика.
10 К 170-летию
И. В. Мичурина

Как решать конфликты
справляться
11 и
с трудностями.
Ко Дню психолога

1

Города России: разнообразие культур,
языков и вековых традиций. Единство
народов, проживающих на территории Познавательная беседа,
Российской Федерации. Древнейшие города
просмотр
России как хранители информации о наших
видеофрагментов,
предках и культурного кода страны.
выполнение
Изучение российских городов — изучение интерактивных
заданий,
страниц
истории
Отечества.
Роль работа с текстовым
и
государства в развитии малых городов.
иллюстративным
Возможности граждан в развитии своей малой
материалом
родины.
Формирующиеся
ценности:
единство
народов России, гражданственность

1

Общество — совокупность разных людей,
отличных друг от друга, но имеющих единые
потребности в любви, уважении, дружбе, Познавательная беседа,
принятии и самореализации. Роль цифровых
просмотр
технологий в расширении возможностей
видеофрагментов,
участия
в
общественных
процессах.
выполнение
Готовность
уважительно
воспринимать интерактивных заданий,
другого человека — основа гармоничных
работа с текстовым и
отношений в обществе.
иллюстративным
Формирующиеся
ценности:
жизнь,
материалом
взаимоуважение

https://razgovor.edsoo.ru

1

Состояние науки в современной России.
Роль генетики и селекции в сельском Познавательная беседа,
хозяйстве, медицине, промышленности и
просмотр
т.д. Мировое признание достижений
видеофрагментов,
отечественной научной школы. Открытия
выполнение
И. В. Мичурина и их влияние на развитие интерактивных
заданий,
страны. Возможности для подрастающего
работа
с
текстовым
и
поколения в познании мира и личном
иллюстративным
развитии.
материалом
Формирующиеся
ценности:
патриотизм,
высокие нравственные идеалы

https://razgovor.edsoo.ru

1

Конфликты и трудности — естественный
беседа,
элемент развития общества и каждого Познавательная
просмотр
отдельного человека. Поиск причины
видеофрагментов,
конфликтов как ключ к их разрешению.
выполнение
Совместные усилия и внимание друг к другу
интерактивных
заданий,
как залог преодоления трудностей. Правила
работа
с
текстовым
разрешения конфликтных ситуаций.
и иллюстративным
Формирующиеся ценности: взаимопомощь,
материалом
взаимоуважение, коллективизм

https://razgovor.edsoo.ru

https://razgovor.edsoo.ru

12 Профессия
спасать

—

жизнь

питомцы.
13 Домашние
Всемирный день питомца

Россия
—
страна
14 победителей.
Ко Дню Героев Отечества

и справедливость.
15 Закон
Ко Дню Конституции

1

1

1

1

Спасатели
—
специалисты,
которые
помогают людям в опасных ситуациях. Познавательная беседа,
просмотр
Профессия спасателя связана с повышенным
видеофрагментов,
риском.
выполнение
Профессиональные качества и навыки
интерактивных заданий,
спасателей. Поведение в экстремальных
работа с текстовым
ситуациях. Ответственное отношение к
и иллюстративным
своей
и
чужой
жизни,
правила
материалом
безопасности.
Формирующиеся
ценности:
патриотизм,
служение Отечеству и ответственность за
его судьбу
Роль домашних питомцев в жизни человека. Познавательная беседа,
Ответственность, забота и бережное
просмотр
отношение к питомцам. Всемирный день
видеофрагментов,
питомца объединяет людей всей планеты
выполнение
для укрепления ценностей дружбы и интерактивных заданий,
заботы о животных. Как соблюдать
работа с текстовым
безопасность при общении с животными?
и иллюстративным
Формирующиеся ценности: милосердие
материалом

https://razgovor.edsoo.ru

https://razgovor.edsoo.ru

Герои России с древнейших времен и до
современности.
Традиции
героизма, Познавательная беседа,
просмотр
мужества и решительности — неотъемлемая
видеофрагментов,
часть
российской
идентичности
и
выполнение
культурного кода. День Героев Отечества
—
выражение
благодарности, интерактивных заданий,
работа с текстовым
признательности
и
уважения
за
и иллюстративным
самоотверженность и мужество.
материалом
Формирующиеся
ценности:
патриотизм,
служение Отечеству и ответственность за
его судьбу

https://razgovor.edsoo.ru

Конституция Российской Федерации —
основной закон страны. Конституция
закрепляет права и свободы человека как Познавательная беседа,
высшую ценность. Справедливость — одна
просмотр
из
важнейших
духовно-нравственных
видеофрагментов,
ценностей российского общества. Знание
выполнение
законов страны как прямая обязанность интерактивных заданий,
каждого гражданина России. Какие права и
работа с текстовым
обязанности есть у детей?
и иллюстративным
Формирующиеся ценности: справедливость,
материалом
жизнь, достоинство, права и свободы
человека

https://razgovor.edsoo.ru

16 Совесть внутри нас

1

полезных дел.
17 Календарь
Новогоднее занятие

1

Как
создают
мультфильмы?
18 Мультипликация,
анимация

19 Музейное дело. 170 лет
Третьяковской галерее

Совесть
—
внутренний
ориентир, Познавательная беседа,
помогающий отличить добро от зла.
просмотр
Ключевая роль совести в осуществлении
видеофрагментов,
выполнение
личного выбора. Влияние традиционных
ценностей, культуры и исторического опыта интерактивных заданий,
работа с текстовым
страны на формирование нравственных
и иллюстративным
ориентиров личности. Формирующиеся
материалом
ценности: патриотизм, созидательный
труд
Зимние каникулы — это время не только для Познавательная беседа,
семейного доcуга и отдыха, но и добрых дел.
просмотр
Чем заняться на каникулах, чтобы провести
видеофрагментов,
время с пользой: составление календаря.
выполнение
Новогодние традиции народов России.
интерактивных
заданий,
Подарки, создание атмосферы новогодней
работа
с
текстовым
сказки для своих родных и близких.
и иллюстративным
Формирующиеся ценности: крепкая семья,
материалом
единство народов России, взаимопомощь

https://razgovor.edsoo.ru

https://razgovor.edsoo.ru

1

Отечественная школа мультипликации и ее
беседа,
достижения. Мировое признание советских Познавательная
просмотр
и
российских
мультипликационных
видеофрагментов,
фильмов. Каждый фильм — это труд
выполнение
большой команды профессионалов. От идеи
интерактивных
заданий,
— до экрана: как появляются современные
работа
с
текстовым
мультипликационные фильмы?
Формирующиеся
ценности:
приоритет и иллюстративным
материалом
духовного над материальным, гуманизм

https://razgovor.edsoo.ru

1

Российские музеи — хранители богатейшего
материального и нематериального наследия
страны. Сохранение исторического и
культурного наследия как направление Познавательная беседа,
государственной
политики.
Изучение,
просмотр
реставрация и интерпретация памятников
видеофрагментов,
искусства.
выполнение
Третьяковская галерея — крупнейший музей интерактивных заданий,
русского искусства и объект всемирного
работа с текстовым
достояния. Почему важно посещать музеи? и иллюстративным
Профессии в сфере музейного дела. Как
материалом
создавать и развивать школьный музей?
Формирующиеся
ценности:
приоритет
духовного над материальным, служение
Отечеству

https://razgovor.edsoo.ru

создавать свой
20 Как
бизнес?

1

ли у знания
21 Есть
границы? Ко Дню науки

1

Слушать, слышать
22 и договариваться.
Кто такие дипломаты?

Герой из соседнего двора.
урок ко
23 Региональный
Дню защитника Отечества

Бизнес — ответственный выбор человека,
возможность реализовать свою мечту и
принести пользу обществу. Современные Познавательная беседа,
предприниматели и их возможности в
просмотр
развитии отечественной экономики и
видеофрагментов,
улучшении жизни людей. Бизнес — это не
выполнение
только личный успех, но и ответственная
интерактивных заданий,
командная работа. С чего начать свое дело?
работа с текстовым
О
мерах
поддержки
молодых
и иллюстративным
предпринимателей
материалом
в нашей стране.
Формирующиеся ценности: коллективизм,
созидательный труд
Богатейшее наследие российской науки и
ее
выдающихся
представителей. Познавательная беседа,
просмотр
Технологическое лидерство государства и
видеофрагментов,
развитие науки. Как меняются научные
выполнение
подходы с развитием цифровых технологий?
Государственная поддержка науки и интерактивных заданий,
работа с текстовым
молодых
ученых.
Как
происходят
и иллюстративным
современные открытия? Как стать ученым?
материалом
Формирующиеся
ценности:
патриотизм,
созидательный труд

https://razgovor.edsoo.ru

https://razgovor.edsoo.ru

1

Дипломатия — важная сфера деятельности
государства,
обеспечивающая
защиту
интересов
государства
и
российских Познавательная беседа,
граждан.
Специфика
дипломатической
просмотр
работы. Диалог между государствами как
видеофрагментов,
основа
международной
стабильности.
выполнение
Навыки
для жизни:
как
научиться
интерактивных заданий,
договариваться с окружающими людьми и
работа с текстовым
вести конструктивный диалог.
и иллюстративным
Формирующиеся ценности: историческая
материалом
память и преемственность поколений,
многонациональное единство

https://razgovor.edsoo.ru

1

Герой — реальный человек, живущий Познавательная беседа,
рядом с нами, чья жизнь является
просмотр
примером для окружающих. В каждом
видеофрагментов,
регионе России живут выдающиеся герои,
выполнение
отважные, мужественные и трудолюбивые. интерактивных заданий,
Что такое героизм? Какие качества
работа с текстовым
отличают героя?
и иллюстративным
Формирующиеся ценности: патриотизм,
материалом
единство народов России

https://razgovor.edsoo.ru

24 День наставника

1

Большой. За кулисами.
250 лет Большому
25 театру и 150 лет Союзу
театральных деятелей
России

1

справляться
26 Как
с волнением?

1

День наставника — важный государственный
праздник, который позволяет закрепить Познавательная беседа,
статус наставников, подчеркнуть значимость
просмотр
этой деятельности и повысить ее престиж.
видеофрагментов,
Роль наставника в формировании и
выполнение
профессиональном
развитии
личности. интерактивных
заданий,
Знаменитые россияне и их наставники. К. Д.
работа
с
текстовым
Ушинский как основоположник научной
и иллюстративным
педагогики
в
России.
Как
найти
материалом
наставника?
Формирующиеся
ценности:
служение
Отечеству, созидательный труд
Российская драматургия, опера и балет
— часть мирового наследия. Театр —
Познавательная беседа,
целая
семья
разных
профессий:
просмотр
декораторы,
видеофрагментов,
костюмеры,
режиссеры,
музыканты,
выполнение
дирижеры, гримеры и многие другие. Почему
достижения русской театральной школы интерактивных заданий,
работа с текстовым
широко используются во многих странах
мира? Как стать актером и что для этого и иллюстративным
материалом
нужно? Развитие школьных театров в
России.
Формирующиеся
ценности:
приоритет
духовного
над
материальным,
созидательный труд
Волнение как естественное состояние Познавательная беседа,
человека перед важным событием в жизни.
просмотр
Контроль эмоционального состояния, забота
видеофрагментов,
о своем физическом и психологическом
выполнение
здоровье.
Какие
полезные
привычки интерактивных
заданий,
положительно влияют на эмоциональное
работа с текстовым
состояние? Как их сформировать и
и иллюстративным
придерживаться?
материалом
Формирующиеся ценности: жизнь

https://razgovor.edsoo.ru

https://razgovor.edsoo.ru

https://razgovor.edsoo.ru

27 65 лет триумфа.
Ко Дню космонавтики

Как мусор получает
28 «вторую жизнь»?
Технологии переработки

Что значит работать
29 в команде? Сила команды.
Ко Дню труда

1

Россия — одна из ведущих космических
держав. Развитие космической отрасли —
приоритетное направление национальных Познавательная беседа,
проектов. Достижения прошлого как
просмотр
предмет национальной гордости и мотивация
видеофрагментов,
для будущих свершений отечественной
выполнение
космонавтики. Как устроен современный интерактивных заданий,
космодром?
Труд
конструкторов,
работа с текстовым
инженеров, летчиков и других специалистов
и иллюстративным
открывает для страны и всего человечества
материалом
новые горизонты.
Формирующиеся
ценности:
служение
Отечеству, историческая память

https://razgovor.edsoo.ru

1

Состояние
планеты
—
личная
ответственность каждого человека. Почему
об экологии должен заботиться каждый Познавательная беседа,
человек?
просмотр
Неосознанное потребление как причина
видеофрагментов,
роста количества мусора. Климатические
выполнение
изменения,
загрязнение
окружающей интерактивных заданий,
среды. Развитие системы переработки
работа с текстовым
отходов и роль государства в этом
и иллюстративным
процессе. Какие
полезные привычки
материалом
необходимо сформировать у себя?
Формирующиеся ценности: созидательный
труд

https://razgovor.edsoo.ru

1

Команда — это друзья и единомышленники, Познавательная беседа,
где каждый вносит свой значимый вклад в
просмотр
общее дело и помогает добиться успеха.
видеофрагментов,
Умение слышать и трудиться сообща,
выполнение
разделять успех и вместе переживать интерактивных
заданий,
неудачу. Примеры коллективной работы в
работа
с
текстовым
истории страны.
и иллюстративным
Формирующиеся ценности: коллективизм,
материалом
созидательный труд

https://razgovor.edsoo.ru

30 Песни о войне. Ко Дню
Победы

которые нас
31 Ценности,
объединяют

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

1

Песни были свидетелями многих великих
событий. В них отразилась история нашей Познавательная беседа,
великой страны. Влияние песни на чувство
просмотр
сопричастности истории народа, сохранение
видеофрагментов,
памяти о Великой Отечественной войне
выполнение
последующими поколениями. Как песни интерактивных
заданий,
передают чувства, эмоции и переживания
работа
с
текстовым
создателей?
Формирующиеся
ценности:
единство и иллюстративным
материалом
народов России, историческая память и
преемственность поколений

1

Занятие проходит по итогам всех занятий
года. Ценности — это ориентир, который
помогает нам поступать правильно и
ответственно.
Традиционные
ценности
помогают чувствовать себя частью единого Познавательная беседа,
народа, способствуют укреплению общества
просмотр
и развитию страны. Следование ценностям
видеофрагментов,
помогает человеку развиваться и достигать
выполнение
успеха. Уникальность каждого человека
интерактивных заданий,
и опыт разных поколений обогащают
работа с текстовым
общество, но только в сочетании с
и иллюстративным
единством, взаимопомощью и уважением
материалом
друг к другу существует сильный и
сплоченный народ.
Формирующиеся ценности: традиционные
российские
духовно-нравственные
ценности

https://razgovor.edsoo.ru

https://razgovor.edsoo.ru

31

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».