Выписка из содержательного
раздела основной
образовательной программы
начального общего образования
БМАОУ СОШ № 11
Рабочая программа внеурочной деятельности
интеллектуального направления
«Проектная деятельность»
1-4 классы
2025
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Проектная деятельность»
составлена на основании ООП НОО БМАОУ СОШ № 11, на основе
Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, и на основе авторской программы курса
«Учусь создавать проект»,1-4 классы, авторы-составители Р.И. Сизова, Р.Ф.
Селимова. – М. Просвещение, 2019 г., а также следующих нормативных
документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (редакция от 23.07.2013).
2. Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения в образовательных
учреждениях» / Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 29.12.2010 № 02-600 (Зарегистрирован Минюстом
России 03.03.2011 № 23290)
Назначение, актуальность и перспективность.
Для развития интеллектуального и творческого потенциала каждого ребёнка
нужно
использовать
новые
образовательные
педагогические
и
информационные технологии, тем самым вовлекая каждого ученика в
активный познавательный процесс. К таким технологиям относится проектная
технология. Курс внеурочной деятельности «Проектная деятельность»
рассчитан: 1 класс – 17 часа, 1 час в неделю полгода, 2-4 классы – 17 часа, 1
час в неделю полгода.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС
нового поколения требует использования в образовательном процессе
технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской
деятельности определены как одно из условий реализации основной
образовательной программы начального общего образования. Современные
развивающие программы начального образования включают проектную
деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической
значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и
исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации
научно-исследовательской деятельности в среднем звене. Программа
позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный,
личностно-ориентированный, деятельностный подходы. Особенностью
данной программы является реализация педагогической идеи формирования у
младших школьников умения учиться - самостоятельно добывать и
систематизировать новые знания.
Цель данного курса: создать условия для формирования навыков
исследовательской деятельности ребенка через овладение технологией работы
над проектом.
Основные задачи курса:
1. Развивать у обучающихся способность аналитически мыслить:
классифицировать, сравнивать, обобщать собранный материал.
2. Познакомить обучающихся с методами исследования и эксперимента,
их применением в собственном исследовании.
3. Обучить основам оформления работ.
4. Познакомить с основами применения информационных технологий в
исследовательской деятельности.
5. Формировать опыт публичного
формированию культуры речи.
выступления,
способствовать
Общая характеристика программы
Современное информационное общество ставит перед школой задачу
подготовки учащихся, способных гибко адаптироваться в меняющихся
жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые знания,
умело применять их на практике для решения разнообразных задач. Быть
способными генерировать новые идеи, творчески мыслить, грамотно работать
с информацией. Быть коммуникабельными, контактными, сообща работать в
разных ситуациях. И только использование новых информационных
технологий позволит решить поставленные перед школой задачи. Такой
инновационной технологией является метод проектов (Проектная
деятельность). Программа учебного курса внеурочной деятельности
«Проектная деятельность» – интеллектуальной направленности, рассчитана на
учащихся
1-4
классов,
занимающихся
исследовательской
и
экспериментальной работой. Особенностью учебного курса является
реализация педагогической идеи формирования у младших школьников
умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые
знания.
Учебный курс « Проектная деятельность» реализуется в рамках ФГОС НОО
во внеурочной деятельности. Для реализации программы используется
учебно-методический комплекс:
- Р,И. Селимова и Р.Ф. Селимова «Программа курса «Учусь создавать проект»;
- Р,И. Селимова и Р.Ф. Селимова «Учусь создавать проект: Методическое
пособие» для1,2,3,4 классов;
- Р,И. Селимова и Р.Ф. Селимова комплект рабочих тетрадей на печатной
основе для учащихся 1,2,3,4 классов.
Каждое занятие курса поможет детям шагать по ступенькам создания
собственного проекта, познакомит с проектной технологией, с алгоритмом
построения проекта и с правилами публичного выступления перед незнакомой
аудиторией.
Каждое занятие подчинено определенной структуре, в которой имеются
следующие рубрики:
1. Рубрика «Минутка знакомства» позволяет начинающим проектантам узнать
о сверстнике, который уже создавал свой проект ранее. Эти минутки
поучительны и интересны. Чаще всего именно эти «минутки» вдохновляют
ребёнка на начало своего исследования.
2. Практические занятия «Играем в учёных» переносят детей в мир опытов и
знакомят с первыми шагами в науке. Начиная работать над каким-либо
опытом или занятием, дети пытаются внести в него свои размышления, а часто
и дополнительные решения.
3. Рубрика «Добрый совет Дельфина» помогает в решении сложившихся
проблем у ребёнка на данном этапе и является ненавязчивой подсказкой.
4. Тесты и самоанализ помогут будущему проектанту овладеть элементами
рефлексии, которые будут способствовать формированию самоуважения и
позитивной самооценки автора проекта.
5. Рубрика «Переменка» помогает развивать внимание и логику, творческое
мышление и любознательность, память и способность к восприятию.
В преподавании курса используются следующие формы работы с учащимися:
Работа в малых группах;
Проектная работа;
Исследовательская деятельность;
Информационно-поисковая деятельность
Выполнение практических работ.
Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп
методов обучения и их сочетания:
1. Методами организации и осуществления учебно-познавательной
деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных
(иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемнопоисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой
учащихся.
2. Методами стимулирования и
познавательных игр, деловых игр.
мотивации
учебной
деятельности:
3. Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной
деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного
контроля, письменных работ.
Содержание программы
1 класс
Тренинг (8 ч.)
Кто я? Моя семья. Чем я больше всего хочу заниматься. Хобби. О чем я больше
всего хочу рассказать. Выбор темы проекта. Как собирать материал? Твои
помощники. Этап. Повторение. Давай вспомним. Проблема. Решение
проблемы. Гипотеза. Предположение. Играем в предположения. Цель проекта.
Задача проекта. Выбор нужной информации. Интересные люди твои
помощники. Продукт проекта. Виды продукта. Макет. Повторение
пройденных проектных понятий.
Исследовательская практика (6ч.)
Визитка. Как правильно составить визитку к проекту. Мини-сообщение.
Семиминутное выступление. Выступление перед знакомой аудиторией.
Играем в ученых. Окрашивание цветка в разные цвета. Это интересно.
Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по теме проекта.
Пробные выступления перед незнакомой аудиторией. Повторение. Давай
вспомним. Игра в ученых. «Мобильные телефоны». Это интересно. Получение
электричества с помощью волос. Поилка для цветов.
Мониторинг (3ч.)
Тест «Чему я научился?» Памятка для учащегося практиканта. Твои
впечатления от работы
над проектом. Пожелание будущим проектантам. Твои советы им. Советы на
лето от Мудрого Дельфина.
2 класс
Этапы работы над проектом (9 ч.)
Этапы работы над проектом. Выбор темы проекта. Знакомство с понятием
«формулировка». Актуальность темы проекта. Решение проблемы. Выработка
гипотезы-предположения. Сбор информации. Работа со словарями.
Знакомство с интересными людьми. Интервью. Обработка информации.
Создание продукта проекта. Тест «Чему ты научился?»
Значимость компьютера в создании проекта (8ч.)
Знаком ли ты с компьютером? Программа МРР. Создание презентации.
Совмещение текста выступления с показом презентации. Пробное
выступление перед незнакомой аудиторией. Самоанализ.
3 класс
Организация работы над проектом (6 ч.)
Выбор темы твоего проекта. Подбор материала для проекта. Проблема.
Решение проблемы. Предположение. Гипотеза. Решение задачи. Цель проекта.
Задачи. Выбор помощников для работы над проектом. Сбор информации.
Требования к паспорту проекта. Составление паспорта проекта.
Анкетирование. Составление памяток по теме проекта. Требования к
созданию постера. Условия размещения материала на постере.
Помощь ИКТ при создании проекта (11 ч.)
Изучение и освоение возможностей программы МРР. Выставка фотографий,
рисунков, фигур, диаграмм. Анимации. Настройка анимации. Дизайн.
Требования к компьютерной презентации. Подготовка проектной
документации. Самоанализ. Рефлексия.
4 класс
Виды проектов (8 ч.)
Виды проектов. Исследовательски-творческий проект. Творческий проект.
Ролево-игровой проект. Исследовательский проект с выдвижением гипотезы
и последующей ее проверкой. Информационно-исследовательский проект.
Практико-ориентированный
проект.
Монопредметный
проект.
Межпредметный проект.
Презентация проекта (2 ч.)
Виды презентационных проектов. Вид презентации проекта как отчет
участников исследовательской экспедиции. Вид презентации проекта в рамках
научной конференции.
Правильная подготовка презентации к проекту.
Критерии оценивания проекта и его защиты (3 ч.)
Работа с Памяткой при подготовке публичного выступления. Работа с
памяткой по составлению списка использованной литературы во время работы
над проектом. Типичные ошибки проектантов. Критерии итогового
оценивания проектной деятельности учащихся.
Информационные технологии (4 ч.)
Программа МРР. Формирование умения обработки с диаграммой.
Формирование умения в работе с таблицей. Использование ресурсов
Интернета при подготовке к презентации.
Формирование навыков работы с текстом и по настройке полей и абзацев.
Твои впечатления от работы над проектом.
Планируемые результаты
Личностные:
У учеников будут сформированы:
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам
решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том
числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия
результатов требованиям конкретной задачи;
способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной
деятельности;
основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как
гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ
и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие,
осознание своей этнической принадлежности;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой
и отечественной художественной культурой.
Метапредметные:
Регулятивные
Обучающийся научится:
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном
материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
решать творческие задачи на уровне комбинаций, импровизаций:
самостоятельно составлять
план действий (замысел),
проявлять
оригинальность при решении творческой задачи, создавать творческие работы
(сообщения, небольшие сочинения, графические работы), разыгрывать
воображаемые ситуации, принимать и сохранять учебную задачу;
планировать свои действия;
адекватно воспринимать оценку своей работы;
различать способ и результат действия;
вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных
ошибок;
выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Познавательные
Обучающийся научится:
видеть проблемы;
ставить вопросы;
выдвигать гипотезы;
давать определение понятиям;
классифицировать;
наблюдать;
проводить эксперименты;
делать умозаключения и выводы;
структурировать материал;
готовить тексты собственных докладов;
объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Коммуникативные
Обучающийся научится:
инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог,
задавать вопросы.
вести дискуссию.
отстаивать свою точку зрения.
находить компромисс.
интервьюировать, вести устный опрос и т. д.
представлять презентацию
монологической речи.
уверенно держать себя во время выступления.
показывать артистические умения.
использовать различные средства наглядности при выступлении.
отвечать на незапланированные вопросы
Предметные:
овладение
первоначальными
умениями
передачи,
поиска,
преобразования, хранения информации, использования компьютера;
поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге
библиотеки.
наблюдение объектов окружающего мира; обнаружение изменений,
происходящих с объектом (по результатам наблюдений, опытов, работы
с информацией); устное описание объекта наблюдения. Соотнесение
результатов с целью наблюдения, опыта (ответ на вопрос «Удалось ли
достичь поставленной цели?»).
определение способов контроля и оценки деятельности (ответ на
вопросы «Такой ли получен результат?», «Правильно ли это
делается?»); определение причин возникающих трудностей, путей их
устранения; предвидение трудностей (ответ на вопрос «Какие трудности
могут возникнуть и почему?»), нахождение ошибок в работе и их
исправление.
умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и
общий результат деятельности
осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного
исследования с использованием учебной и дополнительной литературы
в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом
пространстве Интернет;
использовать знаки, символы, модели, схемы для
познавательных задач и представления их результатов;
ориентироваться на разные
исследовательских задач;
владеть основами смыслового чтения текста;
анализировать объекты, выделять главное;
проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
подводить под понятие;
устанавливать аналогии;
оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение,
эксперимент, умозаключение, вывод и т.п., аргументировать (защищать)
свои идеи и т.п.
способы
решения
решения
познавательных
Контроль и оценка планируемых результатов.
Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:
Первый
результатов
уровень Второй
результатов
уровень Третий
результатов
уровень
(1 класс)
(2-3 класс)
(4 класс)
предполагает
приобретение
первоклассниками
новых знаний, опыта
решения
проектных
задач по различным
направлениям.
Результат выражается в
понимании детьми сути
проектной деятельности,
умении поэтапно решать
проектные задачи.
предполагает
позитивное отношение
детей
к
базовым
ценностям общества, в
частности
к
образованию
и
самообразованию.
Результат проявляется в
активном использовании
школьниками
метода
проектов,
самостоятельном
выборе тем (подтем)
проекта, приобретении
опыта самостоятельного
поиска, систематизации
и
оформлении
интересующей
информации.
предполагает получение
школьниками
самостоятельного
социального
опыта.
Проявляется в участии
школьников
в
реализации социальных
проектов
по
самостоятельно
выбранному
направлению.
Итоги
реализации
программы могут быть
представлены
через
презентации проектов,
участие в конкурсах и
олимпиадах по разным
направлениям,
выставки, конференции,
фестивали, чемпионаты
и пр.
Календарно – тематическое планирование курса
«Проектная деятельность»
1 класс
№
Дата
Тема занятия
по
по
плану факту
1
Кто я? Моя семья. Чем я люблю
заниматься. Хобби
2
О чем я больше всего хочу рассказать.
Выбор темы проекта
3
Как собирать материал?
Твои помощники. Этап
4
Проблема. Решение проблемы
5
Гипотеза. Предположение. Играем в
предположение
6
Цель проекта
7
Задача проекта
8
Выбор нужной информации. Интересные
люди – твои помощники
9
Продукт проекта. Виды продукта. Макет
10
Визитка. Как правильно составить
визитку к проекту
11
Мини-сообщение. Семиминутное
выступление
12
Выступление перед знакомой аудиторией
13
Подготовка ответов на предполагаемые
вопросы «из зала» по теме проекта
14
Повторение. Давай вспомним
15
Играем в ученых. Получение
электричества с помощью волос. Это
интересно
Примечание
16
Тест «Чему ты научился?»
17
Памятка для учащегося-проектанта. Твои
впечатления от работы над проектом.
Календарно – тематическое планирование курса
«Проектная деятельность»
2 класс
№
Дата
Тема занятия
по
по
плану факту
1
Круг твоих интересов. Хобби. Увлечение.
2
Выбор темы твоего проекта. Тыпроектант. Твоё знакомство с понятиями
«словарь», «проект», «тема»
3
Знакомство с понятием «формулировка».
Работа со словарями. Выбор помощников
в работе над проектом. Этапы работы над
проектом. Ваше знакомство с понятием
«этап»
4
Актуальность темы проекта. Твоё
знакомство с понятием «актуальность»
5
Проблема. Решение проблемы.
6
Выработка гипотезы-предположения.
Знакомство с понятиями «выработка»,
«гипотеза», «предположение»
7
Цель проекта. Задачи проекта
8
Сбор информации для проекта. Твоё
знакомство с понятиями: «сбор»,
«информация», «энциклопедия»,
«Интернет», «книги, газеты, журналы».
Знакомство с интересными людьми.
Интервью.
Примечание
9
Обработка информации. Отбор значимой
информации. Твоё знакомство с
понятиями: «обработка информации», «
отбор».
10
Создание продукта проекта? Твоё
знакомство с понятиями «макет»,
«поделка»
11
Отбор информации для семиминутного
выступления. (мини-сообщение).,
12
Творческая работа. Презентация. Твоё
знакомство с понятием «Презентация»
13
Значимость компьютера в создании
проектов. Презентация.
14
Пробное выступление перед перед
знакомой и незнакомой аудиториями.
15
Подготовка ответов на предполагаемые
вопросы «зала» по теме проекта.
16
Изготовление визитки. Правильное
составление титульного листа визитки.
17
Самоанализ. Работа над понятием
« самоанализ»
Календарно – тематическое планирование
курса «Проектная деятельность»
3 класс
№
Дата
Тема занятия
по
по
плану факту
1
Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения.
Этапы работы над проектом.
Примечание
2
Выбор темы твоего проекта. Подбор
материала для проекта. Проблема.
Решение проблемы.
3
Выбор темы твоего исследования.
Предположение. Гипотеза. Решение
задачи.
4
Требования к паспорту проекта.
Составление паспорта проекта.
Практические занятия.
5
Составление паспорта проекта.
Практические занятия.
6
Требования к составлению анкет для
проекта. Анкетирование.
7
Постер. Требования к созданию постера.
Условия размещения материала на
постере.
8
Практическое занятие. Создание минипостера.
9
Практическое занятие. Создание минипостера.
10
Изучение и освоение возможностей
программы МРР. Вставка фотографий,
рисунков, фигур, диаграмм.
11
Программа МРР. Анимации. Настройка
анимации. Дизайн
12
Фотографии на слайдах. Работа с
фотографией на слайдах.
13
Требования к компьютерной
презентации.
14
Закрепление полученных умений и
навыков в работе с программой МРР
15
Составление первой презентации по
заданному тексту
16
Подготовка проектной документации к
выступлению на конкурсе. Обработка
информации. Интервью. Визитка
Тесты. Тестирование. Самоанализ.
Рефлексия
17
Календарно – тематическое планирование курса
«Проектная деятельность»
4 класс
№
Дата
Тема занятия
по
по
плану факту
1
Твои новые интересы и увлечения.
2
Виды проектов. Исследовательскитворческий проект
3
Творческий проект. Ролево-игровой
проект
4
Исследовательский проект с
выдвижением гипотезы и последующей
ее проверкой
5
Информационно-ориентированный
проект. Практико-ориентированный
проект
6
Монопредметный проект.
Межпредметный проект.
7
Виды презентационных проектов. Вид
презентации проекта, как отчет
участников исследовательской
экспедиции
8
Вид презентации проекта в рамках
научной конференции
9
Правильная подготовка презентации к
проекту
10
Работа с Памяткой при подготовке
публичного выступления
Примечание
11
Работа с Памяткой по составлению
списка использованной литературы во
время работы над проектом
12
Типичные ошибки проектантов
13
Критерии итогового оценивания
проектной деятельности учащихся
14
Программа МРР. Формирование умения
обработки с диаграммой
15
Использование ресурсов Интернета при
подготовке к презентации
16
Программа Microsoft Office Word.
Формирование навыков работы с текстом
и по настройке полей и абзацев.
17
Практическая работа
Информационно-методическое обеспечение
Для учителя:
Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова «Учусь создавать проект»; методическое пособие
для1,2,3,4 классов. - М.,ИздательствоРОСТ,2012-119с. /Юным умникам и
умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём/
Для обучающихся:
Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Рабочие тетради для
1,2,3,4 класса. – М.: Издательство РОСТ, 2012. – 119 с. /Юным умникам и
умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём/
Дополнительная литература для учителя:
1. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Стандарты второго поколения: Внеурочная
деятельность школьников: Методический конструктор. Москва,
«Просвещение»,2010. -321с.
2. Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе: 2010,-5 с.
3. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших
школьников: /Савенков А.И.- Самара: Учебная литература, 2008-119с.
4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе.
От действия к мысли: пособие для учителя /
(А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.); под ред. А.Г.
Асмолова, 2-ое изд.-М.: Просвещение. 2010.-152с.
5. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. -М.:
«Народное образование». -2000,№7
Дополнительная литература для учащихся:
1. Большая Детская энциклопедия. Русский язык. Учебное пособие
«Бизнессофт»/ «Хорошая погода»,2007.-159с.
2. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия.2010/RUS/ РС
Электронные образовательные ресурсы:
1. Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс]
http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskajajenciklopedija-6-12.html
(09.03.11)
2. Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный
ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11)
3. Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС
начального общего образования. Может ли учебник стать помощником?
[Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696 (09.03.11)
4. «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В. Григорьева, П.В.
Степанова [Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/ (09.03.11)