Выписка из содержательного раздела
основной образовательной программы
основного общего образования
БМАОУ СОШ № 11
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
(учебных сборов) по учебному предмету ОБЗР
для 8-х классов
2025
МЕСТО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ОСНОВЫ ВОЕННОЙ ПОДГОТОВКИ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа внеурочной деятельности (учебных сборов) по учебному
предмету «Основы безопасности и защиты Родины» (далее – Программа)
ориентирована на обучающихся 8 классов общеобразовательных
организаций.
Программа рассчитана на 17 учебных часов (три учебных дня),
в рамках которых предусмотрены такие формы работы, как практические
и комплексные тематические занятия, экскурсии (в воинскую часть
(организацию), пожарную часть, подразделение силовых ведомств), игровые
(конкурсы, викторины и др.) мероприятия и тренинги. Занятия проводятся в
практико-ориентированном формате.
Учебный процесс осуществляется в соответствии с учебным планом
и распорядком дня.
Программа
предусматривает
решение
традиционных
задач
приобретения обучаемыми знаний, умений и навыков, значимых для их
личностной и профессиональной самореализации.
Учебный план программы сборов реализуется по инвариантным
модулям («Основы военной подготовки») и вариативным модулям,
выбираемым образовательной организацией самостоятельно исходя из ее
кадровых и материально-технических ресурсов, профильной направленности
организации, запросов участников образовательных отношений и
региональных особенностей.
Комплексные занятия (экскурсии) на объектах учебно-материальной
базы соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил
Российской Федерации организуются в порядке, установленном приказом
Министра обороны Российской Федерации от 15 октября 2014 г. № 745
«Об утверждении порядка взаимодействия органов военного управления,
соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской
Федерации при организации и проведении мероприятий по военнопатриотическому воспитанию граждан Российской Федерации».
В целях обеспечения соблюдения требований безопасности
обучающимися предусмотрен комплекс мероприятий, включающий в себя
инструктаж в ходе вводного занятия, а также непосредственно перед
проведением экскурсии в воинскую часть (организацию).
Программа может быть реализована на базе образовательных
организаций,
учебно-методических
центров
военно-патриотического
воспитания молодежи «Авангард», соединений и воинских частей
Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских
формирований и органов, а также организаций ДОСААФ России.
2
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ МОДУЛЯ
«ОСНОВЫ ВОЕННОЙ ПОДГОТОВКИ»
Целью Программы является в том числе совершенствование системы
гражданско-патриотического
(военно-патриотического)
и
правового
воспитания, формирование разносторонне развитой личности, создание
условий для положительной мотивации выбора военной службы как
общественно значимого рода деятельности.
Задачи Программы:
прививать обучающимся
чувство
патриотизма
как основу
гражданственности и национального самосознания;
способствовать
формированию
понимания
значимости
государственных событий и праздников в истории страны;
знакомить обучающихся с историческими событиями, героическими
подвигами русского народа;
развивать основные физические и эмоционально-волевые качества
личности обучающихся;
формировать осознанность в поведении и навыки безопасности
жизнедеятельности.
Предметные результаты освоения Программы отражают специфику
содержания вопросов учебного предмета «Основы безопасности и защиты
Родины».
В результате освоения Программы учащиеся будут иметь
представление:
об основах строевой подготовки;
об основах оказания первой помощи;
об особенностях размещения и быта военнослужащих;
об истории возникновения и развития Вооруженных Сил Российской
Федерации;
об основных направлениях подготовки к военной службе;
об организационной структуре, функциях и основных задачах
современных Вооруженных Сил Российской Федерации;
об особенностях видов и родов войск Вооруженных Сил Российской
Федерации;
о сущности единоначалия, обязанности военнослужащих по
соблюдению требований воинской дисциплины, способах ее достижения;
о приемах и правилах выживания в природной среде.
о возможностях человеческого организма;
о форме одежды и боевой экипировке военнослужащих;
о типах и видах вооружения, военной и специальной техники;
об основных воинских специальностях, порядке подготовки
документов для поступления образовательные организации Минобороны
России, а также других войск, воинских формирований и органов.
Знать:
Государственные символы Российской Федерации;
3
основные государственные праздники и исторические памятные даты
России;
исторические события, связанные с героическим прошлым Российского
государства;
строевые приемы и движение без оружия, строевая стойка, выполнение
команд «Становись», «Равняйсь», «Смирно», «Вольно», «Заправиться»,
«Отставить», «Головные уборы (головной убор) – снять (надеть)», повороты
на месте;
названия основных видов стрелкового оружия, состоящего на
вооружении Вооруженных Сил Российской Федерации и основных образцов
военной и специальной техники.
Уметь:
выполнять строевые приемы и движения без оружия;
обосновать выбор алгоритма действия при выполнении задачи;
ориентироваться на местности;
оказать первую помощь.
Модуль «Основы военной подготовки» Программы предусматривает
изучение следующих тем.
Вводное занятие (вводный инструктаж):
иметь представление о целях и задачах изучения модуля;
уметь пояснить роль государства, общества и лично каждого
гражданина страны в решении задач обеспечения национальной
безопасности
и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций;
Учебная тема № 1 «Строевая подготовка»:
иметь представление об основных положениях строевого устава;
знать и практически выполнять одиночные строевые приемы без
оружия на месте;
знать и практически выполнять одиночные строевые приемы в
движении без оружия;
знать и практически выполнять основные строевые приемы без оружия
в составе подразделения в движении.
Учебная тема № 2 «Первая помощь»:
знать понятие «первая помощь» и обязанности по её оказанию,
практически выполнять универсальный алгоритм оказания первой помощи;
иметь представление о средствах оказания первой помощи;
знать назначение и состав аптечки первой помощи;
знать порядок действий при оказании первой помощи при
кровотечениях, приёмы психологической поддержки пострадавшего;
выполнять практические действия по оказанию первой помощи при
кровотечениях и психологической поддержки пострадавшего;
иметь представление о порядке эвакуации раненных с поля боя.
Учебная тема № 3 «Выживание в природной среде»:
знать порядок действий при автономном пребывании в природной
среде;
4
знать и практически применять правила ориентирования на местности,
способы подачи сигналов бедствия;
знать основные виды опасности в природной среде: дикие животные,
змеи, насекомые и паукообразные, ядовитые грибы и растения;
иметь представление о правилах безопасного поведения в природной
среде (в различных условиях) и практически их выполнять;
владеть приемами выживания, в том числе по установке туристской
палатки, оборудования простейших укрытий, разведению костра различными
способами, пользования веревкой, вязанию узлов, наведению переправ.
Учебная тема № 4 «Комплексное занятие (экскурсия в воинскую
часть (при наличии возможности у образовательной организации и
субъекта Российской Федерации), организацию)»:
иметь представление об истории и боевом пути соединений, воинских
частей и организаций;
иметь представление об основных битвах и операциях Великой
Отечественной войны и героях Великой Отечественной войны;
иметь представление об основных образцах стрелкового оружия,
стоящего на вооружении российской армии, классифицировать виды
стрелкового оружия и ручных гранат;
иметь представление об основных образцах военной и специальной
техники;
иметь представление о современной форме одежды и боевой
экипировке военнослужащих;
иметь представление о типах мин и действиях при их обнаружении;
выполнять практические действия по надеванию противогаза;
иметь представление о знаках различия и воинских званиях
военнослужащих;
иметь представление о порядке размещения и быта военнослужащих,
понятиях «внутренний порядок», «суточный наряд».
СОДЕРЖАНИЕ ИНВАРИАНТНОГО КОМПОНЕНТА КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОСНОВЫ ВОЕННОЙ
ПОДГОТОВКИ»
Учебная тема № 1 «Строевая подготовка»:
Строи и управление ими. Обязанности военнослужащих перед
построением и в строю. Развернутый и походный строи отделения (взвода).
Строевые приемы на месте.
Строевые приемы в движении без оружия. Выход из строя, подход к
начальнику и возвращение в строй.
Движение в походном строю. Перестроение взвода. Перемена
направления движения. Выполнение воинского приветствия в движении.
Ответ на приветствие в составе подразделения.
Учебная тема № 2 «Первая помощь»:
Понятие «первая помощь» и обязанности по её оказанию.
5
Универсальный алгоритм оказания первой помощи и порядок его
выполнения.
Средства оказания первой помощи, назначение и состав аптечки
первой помощи.
Оказание первой помощи при кровотечениях, приёмы психологической
поддержки пострадавшего.
Эвакуация раненных с поля боя.
Учебная тема № 3 «Выживание в природной среде»:
Порядок действий при автономном пребывании в природной среде.
Приемы и способы ориентирования на местности.
Сигналы бедствия и способы их подачи.
Виды опасности в природной среде.
Оборудование лагеря: установка палатки, оборудование простейших
укрытий, разведение костра различными способами.
Приемы обращения с веревкой, вязание узлов, наведение переправы.
Учебная тема № 4 «Комплексное занятие» (экскурсия в воинскую
часть, при наличии возможности у образовательной организации и
субъекта Российской Федерации):
История и боевой путь соединения (воинской части, организации).
Основные битвы и операции Великой Отечественной войны, Герои
Великой Отечественной войны.
Основные образцы стрелкового оружия, военной и специальной
техники.
Форма одежды, средств индивидуальной бронезащиты и боевой
экипировки военнослужащих.
Типы мин (взрывных устройств), действия при обнаружении
взрывоопасных предметов.
Назначение, устройство и подбор по размеру противогаза, порядок его
надевания.
Знаки различия и воинские звания военнослужащих;
Организация размещения и быта военнослужащих. Понятия
«внутренний порядок» и «суточный наряд».
6
РАСЧЕТ ЧАСОВ ПО УЧЕБНЫМ ТЕМАМ
№
п/п
1
2
3
4
5
Мероприятие
Вводное занятие
(вводный инструктаж).
Строевая подготовка
Первая помощь
Выживание
в природной среде
Комплексное занятие
(экскурсия в воинскую
часть, организацию…)»
Вариативный компонент
Итого
Количество
часов
1
2
3
день день день
0,5
1
1,5
2
2
6
3
2
3
3
2
6
Общее
количество
часов
5
5
5
4
17
7
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (УЧЕБНЫХ СБОРОВ) «ОСНОВЫ ВОЕННОЙ ПОДГОТОВКИ»
Темы
Основное содержание
Основные виды деятельности
обучающихся
ИНВАРИАНТНЫЙ КОМПОНЕНТ (13 ч.)
Учебная тема № 1 «Строевая подготовка» (3 ч.)
Строи и управление ими. Обязанности Объясняют основные положения
военнослужащих перед построением и в строю. Строевого устава.
Развернутый и походный строи отделения Перечисляют строевые приемы на
(взвода).
месте.
Строевые приемы на месте. Строевые приемы в Выполняют строевые приемы.
движении без оружия.
Вырабатывают алгоритм выполнения
Выход из строя, подход к начальнику и строевых приемов в движении.
возвращение в строй.
Перечисляют строевые приемы в
движении без оружия.
Выполняют строевые приемы.
Практическое занятие
(2 ч.).
Общие положения строевого
устава.
Строи
отделения.
Строевая стойка и повороты на
месте. Выполнение воинского
приветствия на месте. Строевые
приемы в движении. Выход из
строя и возвращение в строй.
Подход к начальнику и отход от
него.
Движение в походном строю. Перестроение
Практическое занятие
взвода. Перемена направления движения.
(1 ч.).
Смотр-конкурс строя и песни
Выполнение
воинского
приветствия
в
«Статен в строю – силен в движении.
бою».
Ответ на приветствие в составе подразделения.
Строевые приемы без оружия Прохождение торжественным маршем и с
на месте и в движении в составе песней
взвода.
Учебная тема № 2 «Первая помощь» (2 ч.)
Понятие «первая помощь» и обязанности по её
Практическое занятие
оказанию.
(2 ч.).
Объясняют
основные
строевые
приемы в составе подразделения в
движении.
Вырабатывают алгоритм действий
при перестроениях взвода.
Выполняют строевые приемы в
составе подразделения.
Объясняют понятие «первая помощь»
и обязанности по её оказанию
8
Темы
Основное содержание
Основные виды деятельности
обучающихся
Основы оказания первой Универсальный алгоритм оказания первой Вырабатывают алгоритм действий по
помощи.
помощи и порядок его выполнения.
оказанию
(самооказанию)
первой
Средства оказания первой помощи, назначение помощи.
и состав аптечки первой помощи.
Объясняют состав и назначение
Оказание первой помощи при кровотечениях, аптечки первой помощи.
приёмы
психологической
поддержки Выполняют практические действия по
пострадавшего.
оказанию первой помощи при
Эвакуация раненных с поля боя.
кровотечениях.
Формируют
представление
о
мероприятиях по эвакуации раненных
с поля боя
Учебная тема № 3 «Выживание в природной среде» (3 ч.)
Ориентирование на местности с использованием Актуализируют информацию по
Практическое занятие
карты, компаса, местных предметов.
ориентированию на местности.
(3 ч.).
Практикум
по
основам Выбор, оборудование и маскировка походного Раскрывают способы ориентирования
выживания
в
автономных лагеря.
Установка
туристкой
палатки. на местности.
условиях
нахождения
в Оборудование простейшего укрытия. Разведение Выполняют практические действия
природной среде
костров.
по ориентированию на местности,
Способы вязания и применения туристских установке
туристкой
палатки,
узлов. Наведение веревочной переправы.
оборудованию простейшего укрытия,
разведению
костров
различными
способами, вязанию туристских узлов
и наведению веревочной переправы.
Учебная тема № 4 «Комплексное занятие (экскурсия в воинскую часть, при наличии возможности у образовательной
организации и субъекта Российской Федерации)» (5 ч.)
Учебная точка № 1 (1 ч.).
История и боевой путь соединения (воинской
Ознакамливаются с историей и
Викторина
части, организации).
боевым путем соединения (воинской
(интеллектуальная
игра)
Основные битвы и операции Великой части, организации).
«Ратные страницы истории Отечественной войны (Битва за Москву,
Перечисляют основные битвы и
9
Темы
Основные виды деятельности
обучающихся
Отечества. Подвиг народа в Сталинградская битва, Курская дуга, битва за операции Великой Отечественной
Великой Отечественной войне Кавказ, освобождение Украины, операция войны.
1941–1945 годов».
«Багратион», освобождение Европы, Берлинская
Рассказывают о героях Великой
Место проведения: музей операция).
Отечественной войны.
(комната боевой славы)
Герои Великой Отечественной войны.
Учебная точка № 2 (1 ч.).
«Арсенал Отечества»
Место проведения: строевой
плац (парк боевых машин)
Учебная точка № 3 (1 ч.).
«Юный сапер»
Место проведения: учебный
класс
«Инженерная
подготовка»
Учебная точка № 4 (1 ч.).
«Безопасная среда»
Место проведения: учебный
класс
«Радиационной,
химической и биологической
защиты»
Основное содержание
Основные образцы стрелкового оружия, военной Формируют
представления
об
и специальной техники.
основных образцах вооружения и
Форма
одежды,
средств
индивидуальной военной техники.
бронезащиты
и
боевой
экипировки Классифицируют
виды
боевых
военнослужащих.
машин.
Формируют представления о форме
одежды, средствах индивидуальной
бронезащиты и боевой экипировки
военнослужащих.
Типы мин (взрывных устройств), действия при
Формируют представления о типах
обнаружении взрывоопасных предметов.
мин (взрывных устройств).
Рассказывают о порядке действий
при
обнаружении
взрывоопасных
предметов.
Решают ситуационные задачи.
Назначение, устройство и подбор по размеру Объясняют назначение и общее
средств
индивидуальной
защиты
органов устройство средств индивидуальной
дыхания
(противогаза,
респиратора). защиты органов дыхания (противогаза,
Использование их в положениях «походном», респиратора).
«наготове» и «боевом», подаваемые при этом Формируют навык использования
команды.
средств
индивидуальной
защиты
Сигналы
оповещения
о
применении органов
дыхания
(противогаза,
противником оружия массового поражения и респиратора).
10
Темы
Основное содержание
Основные виды деятельности
обучающихся
порядок действий по ним.
Объясняют правила поведения на
Правила поведения на зараженной местности.
зараженной местности.
Выполняют нормативы.
Учебная точка № 5 (1 ч.).
Организация
размещения
и
быта Формируют
представление
о
«Размещение
и
быт военнослужащих.
Понятие
«внутренний назначении
помещений
в
военнослужащих»
порядок».
расположении подразделений.
Место
проведения:
Состав и назначение суточного наряда.
Формируют представление о понятии
расположение подразделений
«внутренний порядок».
Формируют
представление
о
суточном наряде, его задачах, составе,
предназначении.
11
ПРИМЕРНЫЙ РАСПОРЯДОК ДНЯ УЧЕБНЫХ СБОРОВ
№ п/п
Содержание мероприятия
1.
2.
Прибытие участников
Построение и развод на занятия,
подъем Государственного флага
Российской Федерации
Учебные занятия
1 час
2 час
3 час
4 час
Обед
Учебные занятия
5 час
6 час
Построение. Подведение итогов дня
Убытие участников
3.
4.
5.
6.
7.
Начало Окончание Длительность
8.30
8.50
8.50
9.00
20 минут
10 минут
9.10
10.05
11.00
11.55
12.50
9.55
10.50
11.45
12.40
13.40
45 минут
45 минут
45 минут
45 минут
50 минут
13.50
14.35
15.25
15.30
14.25
15.20
15.30
45 минут
45 минут
5 минут
12
Вариативный модуль «Основы пожарной безопасности» (4 часа) к
программе внеурочной деятельности по дисциплине «Основы безопасности
и защиты Родины» для учащихся 8-х классов
Актуальность и целесообразность: навыки действия в случае
возгорания являются базовыми в курсе ОБЗР, проходят сквозным смысловым
блоком в учебном предмете «Окружающий мир» в 1–4 классах, в курсе ОБЗР,
а также в рамках внеурочной и воспитательной работы. Таким образом,
подразумевается, что обучающиеся 8 класса обладают базовыми
компетенциями в области пожарной безопасности: обращение с огнем,
профилактика и предупреждение возгораний в быту, действия при задымлении
и возгорании в быту и в общественных местах.
Пожар является наиболее часто встречающимся ЧС в повседневной
жизни, он также выступает как сопровождающий компонент большинства ЧС:
аварии бытового газа, дорожно-транспортные происшествия, неполадки с
электронными приборами и др.
Опыт СВО показывает, что возгорание является опасным фактором при
атаке беспилотных летательных аппаратов. Чаще всего мирное население
вынуждено действовать в условиях возникшего пожара в жилом секторе, на
производстве, даже в зонах озеленения при воспламенении сухой травы. В
ряде случаев при терактах используют легковоспламеняющиеся жидкости,
например, «коктейль Молотова» и другие пиротехнические смеси для
умышленного поджигания объектов инфраструктуры.
Пожарно-спасательный спорт входит в состав военно-прикладных видов
спорта.
Таким образом, введение в состав вариативных модулей Программы
внеурочной деятельности по дисциплине «Основы безопасности и защиты
Родины» для учащихся 8 классов вариативного модуля «Основы пожарной
безопасности» логически оправдано и педагогически целесообразно, так как
формируемые компетенции имеют оборонное значение, служат материалом
патриотического воспитания, а также решают вопросы профориентации на
социально-значимые профессии в силовых структурах.
Цель данного модуля: сформировать у обучающихся практические
навыки действий при возгорании, научить применять первичные и подручные
средства пожаротушения, соблюдению мер личной безопасности при борьбе с
возгораниями.
Задачи:
Образовательные:
Сформировать навыки безопасного и результативного применения
огнетушителя.
Научить выполнять тушение приёмом «забрасывание очага пожара
грунтом, снегом»
13
Научить выполнять прием тушения обмундирования на себе методом
«катание по земле» и на пострадавшем накидыванием плащ-палатки и
опрокидывания.
Создать представления об оснащении и применении имущества
пожарного щита.
Создать представления о первичных и подручных средствах
пожаротушения.
Воспитательные:
Воспитание ответственности, дисциплинированности.
Формирование коллективизма, взаимовыручки, умения работать в
команде, распределять обязанности.
Патриотическое воспитание на примере подвига российских пожарных
мирного и военного времени.
Развивающие:
Развитие аналитического мышления, скорости реакции.
Расширение кругозора в области образовательных
траекторий в силовых структурах Российской Федерации.
Развитие стрессоустойчивости.
и
карьерных
Планируемые личностные результаты овладения данным модулем
«Основы пожарной безопасности»:
осознание ценности жизни, сформированность ответственного
отношения к материальным ценностям, природным объектам,
необходимости и готовности средств первичного пожаротушения на
каждом объекте и в жилом секторе;
знание приёмов тушения очагов возгорания первичными и подручными
средствами, готовность применять их в случае необходимости;
потребность в регулярном совершенствовании своих пожарноприкладных навыков;
интерес к пожарно-спасательному спорту как военно-прикладному виду
спорта.
Планируемые предметные результаты овладения данным модулем
«Основы пожарной безопасности»:
Обучающийся 8-го класса после освоения данного модуля будет
Знать:
Приемы безопасного и результативного применения огнетушителя,
различать внешний вид, назначение и применение углекислотного и
порошкового огнетушителя.
Как выполнять тушение очага возгорания приёмом «забрасывание очага
пожара грунтом, снегом», на чем основано данное действие.
14
Порядок выполнения приема тушения обмундирования на себе методом
«катание по земле» и на пострадавшем накидыванием плащ-палатки и
опрокидывания.
Как остановить пал травы захлестыванием кромки пожара, засыпанием
грунтом, окапыванием (созданием полосы грунта) на пути
распространения пожара.
Иметь представление:
Иметь представления об оснащении и применении имущества пожарного
щита.
Иметь представления о первичных и подручных средствах
пожаротушения.
Иметь представления о мерах личной безопасности при тушении очагов
возгорания без применения боевого снаряжения пожарного.
Понимать недопустимость тушения водой электроприборов под
напряжением и легковоспламеняющихся жидкостей.
Иметь представление о возгорании ЛВЖ и способах прекращения
горения.
Иметь представление о низовом лесном пожаре и возгорании сухой
травы и мерах прекращения распространения пламени.
Уметь:
Привести в действие огнетушители ОП-5 и ОУ-5.
Накинуть плотное полотно на товарища в условно горящем
обмундировании».
Реагировать на условное возгорание обмундирования и приступить к
самотушению.
Тушить пал травы и другие возгорания, закидывая с помощью лопаты
снегом или грунтом.
Захлестывать кромку пожара при возгорании сухой травы.
Заливать водой очаг возгорания, убедившись, что горит не
электроприбор под напряжением и не легковоспламеняющаяся жидкость.
Тушить разлитие легковоспламеняющейся жидкости песком.
Применять кошму и асбестовое полотно.
Содержание модуля (4 часа)
Темы
Практическое
занятие № 1(1 ч).
Борьба с
возгораниями.
Основное содержание
Основные виды
деятельности
обучающихся
Признаки горения. Условия
Усваивают
алгоритм
прекращения
горения. выполнения
приемов
Поражающие факторы и способы пожаротушения.
защиты от них.
Перечисляют первичные и
Причины
возгораний
в подручные
средства
15
условиях мирного и военного
времени
(неосторожное
обращение с огнем, поломки
электроприборов, взрыв бытового
газа, падение вражеского БПЛА,
применение
огнестрельного
оружия, ракетный обстрел).
Способы тушения возгораний.
Первичные
средства
пожаротушения, их назначение,
применение,
места
хранения
(огнетушители, пожарные краны,
ящики с порошковыми составами
(песок, перлит и т. п.), огнестойкие
ткани (асбестовое полотно, кошма,
войлок и т. п.)).
Пожарный
щит
и
его
оснащение.
Подручные
средства
пожаротушения и их применение
(вода, песок, земля, полотно и др.).
Практическое
Применение
огнетушителей.
занятие № 2 (1 ч).
Устройство
углекислотных
и
порошковых огнетушителей.
Размещение огнетушителей в
Огнетушители и их
применение.
помещениях и в транспортных
средствах. Выбор огнетушителя в
соответствии с предполагаемым
видом
материала
горения
(древесина, бумага и ткань;
легковоспламеняющиеся
жидкости, электроприборы).
Приемы
работы
с
огнетушителями.
Меры безопасности.
Практическое
Возгорание
одежды
на
занятие № 3 (1 ч).
человеке. Связь приемов тушения
с направлением распространения
Тушение
опрокидывание
в
одежды на человеке. пламени:
положение лежа для того, чтобы
минимизировать движение языков
пламени на лицо. Оборачивание
человека в горящей одежде
плотной тканью (плащ-палаткой) с
целью
минимизировать
поступление воздуха к горящей
ткани.
Самопомощь при возгорании
одежды: упасть и кататься, плотно
прижимаясь к грунту, траве и т.п.
Недопустимость бега и паники.
Помощь
при
массивных
ожогах.
Применение
подручных и
первичных средств
пожаротушения.
пожаротушения.
Выполняют приёмы тушения
возгораний
предметов
(древесина,
условный
электроприбор).
Формируют представление о
мерах личной безопасности при
применении
первичных
и
подручных
средств
пожаротушения без специального
пожарного снаряжения.
Аргументированно
объясняют
роль
пожарнотехнических навыков в системе
оборонно-массовых
навыков
гражданского населения и в
системе боевой подготовки.
Вырабатывают
умения
использования огнетушителей.
Называют и характеризуют
основные характерные признаки
углекислотных и порошковых
огнетушителей.
Формируют представление о
мерах личной безопасности при
применении огнетушителей.
Аргументируют
важность
оснащения
огнетушителем
помещений
и
транспортных
средств.
Вырабатывают
алгоритм
действий человека при внезапном
возгорании
одежды
(обмундирования) на себе и на
пострадавшем.
Перечисляют
последовательность действий при
тушении возгорания одежды.
Выполняют приёмы тушения
одежды
на
себе
и
на
пострадавшем.
Формируют представление о
мерах личной безопасности при
помощи пострадавшему.
Аргументированно
объясняют
необходимость
горизонтального положения при
горении одежды на человеке.
16
Практическое
занятие №4 (1 ч).
Тушение
пламени
забрасыванием снегом и грунтом.
Тушение возгораний травы и
Тушение
пала сухостоя (пал травы) методом
травы
и захлестывания ветками, плотной
легковоспламеняю тканью (плащ-палатка, куртка) и
забрасывания
грунтом.
щихся жидкостей
Окапывание места развития пала
травы или низового лесного
пожара.
Тушение
возгорания
легковоспламеняющихся
жидкостей песком и грунтом.
Применение
асбестового
полотна и кошмы для тушения
небольших возгораний.
Вырабатывают
навыки
тушения
пала
травы
и
легковоспламеняющихся
жидкостей.
Перечисляют
и
характеризуют способы тушения
сухой
травы
и
легковоспламеняющихся
жидкостей.
Выполняют приёмы тушения
возгораний
условной
сухой
травы, легковоспламеняющихся
жидкостей
при
аварии
транспорта или неосторожном
обращении с бытовой тарой.
Формируют представление о
мерах личной безопасности при
применении
первичных
и
подручных
средств
пожаротушения.
Аргументированно
объясняют правила безопасности
при
обращении
с
легковоспламеняющимися
жидкостями
и
правила
безопасного разведения костра.
17