Выписка из содержательного раздела
основной образовательной программы
основного общего образования
БМАОУ СОШ № 11
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Русский язык как иностранный»
2025
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Русский язык как
иностранный» для детей-мигрантов основной школы составлена в
соответствии ФГОС ООО, ФОП ООО, Концепции преподавания русского
языка и литературы в Российской Федерации (утверждена распоряжением
Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г № 637-р),
федеральной рабочей программы воспитания, с учётом распределённых по
классам проверяемых требований к результатам освоения основной
образовательной программы основного общего образования.
Рабочая программа составлена на основе УМК «Русский язык» Т.А.
Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др.
Место программы в структуре основной образовательной
программы.
На занятия курса отводится 180 часов.
Обучение по 36 часов в каждом классе, 3 месяца, 12 недель.
Количество часов в неделю по программе – 3.
Возрастная группа учащихся, на которых ориентированы занятия: 5–9
класс.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Русский язык как
иностранный» для 5–9 класса составлена на основе следующих нормативных
документов:
1.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 04
марта 2025 № 170 «Об утверждении порядка прохождения
несовершеннолетними иностранными гражданами и лицами без гражданства
тестирования на знание русского языка, достаточное для освоения
образовательных программ начального общего, основного общего и среднего
общего образования в государственной или муниципальной организации».
2.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
04.03.2025 № 171 «О внесении изменений в Порядок приема на обучение по
образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 2 сентября 2020 г. № 458».
3.
Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и
науки от 05.03.2025 № 510 «Об определении минимального количества
баллов,
подтверждающего
успешное
прохождение
иностранными
гражданами и лицами без гражданства тестирования на знание русского
языка, достаточное для освоения образовательных программ начального
общего, основного общего и среднего общего образования».
4.
Методические рекомендации по проведению тестирования на
знание русского языка иностранных граждан и лиц без гражданства согласно
приказу Министерства просвещения Российской Федерации от 04.03.2025г.
№170.
Ценностные ориентиры содержания программы курса по
внеурочной деятельности:
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди
соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание
постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты
хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой
составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов
культуры.
Ценность воспитания любви и бережного отношения к природе через
тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности
русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека,
развитие
организованности,
целеустремлённости,
ответственности,
самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к
литературному труду, творчеству.
Ценность человечества – осознание себя не только человеком,
живущим в России, но и частью мирового сообщества, для существования и
прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность,
уважение к многообразию иных культур и языков.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, язык
межнационального общения народов России, национальный язык русского
народа. Как государственный язык и язык межнационального общения
русский язык является средством коммуникации всех народов Российской
Федерации, основой их социально-экономической, культурной и духовной
консолидации.
Высокая функциональная значимость русского языка и выполнение им
функций государственного языка и языка межнационального общения важны
для каждого жителя России, независимо от места его проживания и
этнической принадлежности. Знание русского языка и владение им в разных
формах его существования и функциональных разновидностях, понимание
его стилистических особенностей и выразительных возможностей, умение
правильно и эффективно использовать русский язык в различных сферах и
ситуациях общения определяют успешность социализации личности и
возможности её самореализации в различных жизненно важных для человека
областях.
Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения
мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей,
участвует в формировании сознания, самосознания и мировоззрения
личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации,
культурных традиций, истории русского и других народов России.
Обучение русскому языку направлено на совершенствование
нравственной и коммуникативной культуры обучающегося, развитие его
интеллектуальных и творческих способностей, мышления, памяти и
воображения,
навыков
самостоятельной
учебной
деятельности,
самообразования.
Содержание по русскому языку ориентировано также на развитие
функциональной грамотности как интегративного умения человека читать,
понимать тексты, использовать информацию текстов разных форматов,
оценивать её, размышлять о ней, чтобы достигать своих целей, расширять
свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
ЦЕЛИ «РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ»
Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей:
проявление уважения к русскому языку как государственному языку
Российской Федерации и языку межнационального общения; проявление
сознательного отношения к языку как к общероссийской ценности, форме
выражения и хранения духовного богатства русского и других народов
России, как к средству общения и получения знаний в разных сферах
человеческой деятельности; проявление уважения к общероссийской и
русской культуре, к культуре и языкам всех народов Российской Федерации;
овладение русским языком как инструментом личностного развития,
инструментом формирования социальных взаимоотношений, инструментом
преобразования мира;
овладение знаниями о русском языке, его устройстве и закономерностях
функционирования, о стилистических ресурсах русского языка; практическое
овладение нормами русского литературного языка и речевого этикета;
обогащение активного и потенциального словарного запаса и использование
в собственной речевой практике разнообразных грамматических средств;
совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности;
воспитание стремления к речевому самосовершенствованию;
совершенствование речевой деятельности, коммуникативных умений,
обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в
ситуациях
формального
и
неформального
межличностного
и
межкультурного общения; овладение русским языком как средством
получения различной информации, в том числе знаний по разным учебным
предметам;
совершенствование
мыслительной
деятельности,
развитие
универсальных интеллектуальных умений сравнения, анализа, синтеза,
абстрагирования, обобщения, классификации, установления определённых
закономерностей и правил, конкретизации в процессе изучения русского
языка;
развитие функциональной грамотности в части формирования умений
осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать
необходимую информацию, интерпретировать, понимать и использовать
тексты разных форматов (сплошной, несплошной текст, инфографика и
другие); осваивать стратегии и тактик информационно-смысловой
переработки текста, способы понимания текста, его назначения, общего
смысла, коммуникативного намерения автора; логической структуры, роли
языковых средств.
Основные задачи:
1. Корректировка и развитие навыков произношения и интонирования
речи.
2. Развитие навыков чтения, говорения, слушания и письма.
3. Освоение грамматической базы русского языка в пределах
сертифицированного уровня государственных стандартов по русскому языку
для иностранцев.
4. Освоение лексики, обеспечивающей включение ребенка в процесс
обучения.
5. Освоение культурно-страноведческой информации, необходимой для
адаптации учащегося к новым условиям жизни (формирование фоновых
знаний).
6. Создание речевых ситуаций, мотивированных на изучение русского
языка.
7. Создание необходимых условий для успешного овладения устной и
письменной русской речью.
8. Развитие интереса к русскому языку.
Планируемые результаты курса:
Личностные
результаты
отражаются
в
индивидуальных
качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в
процессе освоения программы по курсу «Русский язык для иностранцев»:
1. Осознавать роль языка и речи в жизни людей;
2. Чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и
выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
3. Любовь и уважение к России, её языку, культуре;
4. Интерес к чтению, потребность в чтении;
5. Интерес к изучению языка;
6. Осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные
результаты
характеризуют
уровень
сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся
в познавательной и практической деятельности:
Регулятивные УУД:
1. Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
2. Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать
свою деятельность;
3. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять
степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими
критериями.
Познавательные УУД:
1. Перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в
другую (составление простейших моделей);
2. Осуществлять анализ и синтез;
3. Развитие дикции, устранение дефектов речи (работа со звуковыми
моделями);
4. Строить тексты - рассуждения.
Коммуникативные УУД:
1. Адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач;
2. Высказывать и обосновывать свою точку зрения;
3. Слушать и слышать других, пытаться понимать и принимать иную
точку зрения;
4. Договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности;
5. Задавать вопросы.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в
практической деятельности: говорении, чтении, письме.
Диагностика результатов освоения программы:
Диагностические
материалы
1.
Задания
с
тренировочными
устными и письменными
упражнениями.
2.
Оформление
тематических выставок.
3. Знакомство с научнопопулярной
литературой, связанной
с русским языком.
4.
Проектная
деятельность.
5.
Самостоятельная
работа.
6. Работа в парах, в
группах.
7. Творческие работы.
Методы диагностики
Словесный метод:
1.Рассказ,
беседа,
обсуждение
(информационных
источников,
готовых
сборников);
2. Словесные оценки
(работы
на
уроке,
тренировочные
и
зачетные работы).
Метод наглядности:
1. Наглядные пособия и
иллюстрации.
Практический метод:
1.Тренировочные
упражнения;
практические работы.
Объяснительноиллюстративный:
1.Сообщение
готовой
информации.
Частично-поисковый
метод:
1.Выполнение
частичных заданий для
достижения
главной
цели.
Формы
подведения
итогов
1.
Олимпиады
по
русскому языку в классе.
2. Тестирование.
3. Упражнения.
4. Занимательные игры,
направленные
на
рассуждение как вид
связи.
5. Викторины.
6. Интеллект – карты.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
5 КЛАСС
1. СЛУШАНИЕ
Содержание:
Функционально-смысловые
типы
речи:
описание,
повествование, рассуждение; их особенности.
Композиционная структура текста. Абзац как средство членения текста на
композиционно-смысловые части.
Средства связи предложений и частей текста: формы слова, однокоренные
слова, синонимы, антонимы, личные местоимения, повтор слова.
Повествование как тип речи. Рассказ.
Смысловой анализ текста: его композиционных особенностей, микротем и
абзацев, способов и средств связи предложений в тексте
Общее представление о функциональных разновидностях языка (о
разговорной речи, функциональных стилях, языке художественной
литературы).
Умения: Понимать прослушанный художественный или научно-популярный
текст объемом не более 75-80 слов, отвечать на вопросы по содержанию
прослушанного текста (не менее 3).
2.
ГОВОРЕНИЕ
Содержание: Богатство и выразительность русского языка.
Умения: Понимать многообразие языков и культур на территории
Российской Федерации, осознавать язык как одну из главных духовнонравственных ценностей народа. Понимать роль русского языка как
государственного языка Российской Федерации и языка межнационального
общения.
Содержание: Участие в диалоге на темы на основе жизненных наблюдений.
Речевые формулы приветствия, прощания, просьбы, благодарности.
Умения: Участвовать в диалоге объемом не менее 3 реплик в ситуациях
учебного общения и на основе жизненных наблюдений, соблюдать при
письме и говорении правила русского речевого этикета.
Содержание: Создание устных монологических высказываний на основе
жизненных наблюдений, чтения научно-учебной, художественной и научнопопулярной литературы.
Умения:
Строить
устное
монологическое
высказывание
предложений) в учебной или социально-бытовой ситуации общения.
(4-6
Содержание: Подробное, выборочное и сжатое изложение содержания
прочитанного или прослушанного текста. Изложение содержания текста с
изменением лица рассказчика.
Информационная переработка текста: простой и сложный план текста.
Средства связи предложений и частей текста: формы слова, однокоренные
слова, синонимы, антонимы, личные местоимения, повтор слова.
Умения: Устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст (объем
исходного текста не более 75-80 слов).
Содержание: Создание устных монологических высказываний на основе
жизненных наблюдений, чтения научно-учебной, художественной и научнопопулярной литературы.
Умения: Осуществлять выбор языковых средств для создания
высказывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом.
3.
ЧТЕНИЕ
Содержание: Виды чтения: изучающее, ознакомительное, просмотровое,
поисковое чтения научно-учебной, художественной и научно-популярной
литературы.
Умения: Читать вслух текст объемом не более 75-80 слов с соблюдением
интонации в соответствии с пунктуационным оформлением текста.
Содержание: Текст и его основные признаки. Тема и главная мысль текста.
Микротема текста. Ключевые слова.
Умения: Определять тему и основную мысль текста, озаглавливать текст
с использованием темы или основной мысли.
4.
ПИСЬМО
Содержание: Средства связи предложений и частей текста: формы слова,
однокоренные слова, синонимы, антонимы, личные местоимения, повтор
слова.
Умения: Создавать небольшие письменные тексты (3-5 предложений) в
определенной ситуации общения по опорным вопросам.
Содержание: Подробное, выборочное и сжатое изложение содержания
прочитанного или прослушанного текста. Изложение содержания текста с
изменением лица рассказчика. Информационная переработка текста: простой
и сложный план текста.
Умения: Подробно передавать в письменной форме содержание текста
(объем исходного текста не более 75-80 слов).
Содержание: Орфографический анализ слова. Безударные падежные
окончания имен существительных (кроме существительных на «-мя», «-ий»,
«-ие», «ия», на «-ья», «-ье» во множественном числе, собственных имен
существительных на «-ов», «-ин», «-ий»); безударные падежные окончания
имен прилагательных; безударные личные окончания глаголов.
Использовать знаки препинания в предложениях с однородными членами,
связанными союзами «и», «а», «но», и без союзов.
Умения: Правильно списывать тексты объемом не более 75 слов. Применять
правила правописания.
5.
ЛЕКСИКА. ГРАММАТИКА
Содержание: Основные способы толкования лексического значения слова
(подбор однокоренных слов; подбор синонимов и антонимов); основные
способы разъяснения значения слова (по контексту, с помощью толкового
словаря).
Синонимы. Антонимы.
Разные виды лексических словарей (толковый словарь, словари синонимов,
антонимов) и их роль в овладении словарным богатством родного языка.
Лексический анализ слов (в рамках изученного).
Умения: Подбирать к предложенным словам синонимы, антонимы.
Содержание: Роль имени существительного в речи. Роль глагола в
словосочетании и предложении, в речи. Роль имени существительного в
речи. Роль местоимений в речи.
Умения: Употреблять глаголы, имена
существительные,
имена
прилагательные, личные местоимения в речи.
Содержание: Имя существительное как часть речи. Общее грамматическое
значение, морфологические признаки и синтаксические функции имени
существительного.
Род, число, падеж имени существительного.
Умения: Употреблять имена существительные в соответствии с их
морфологическими признаками (род, число, падеж).
Содержание: Имя прилагательное как часть речи. Общее грамматическое
значение, морфологические признаки и синтаксические функции имени
прилагательного. Роль имени прилагательного в речи.
Склонение имён прилагательных.
Морфологический анализ имён прилагательных.
Умения: Употреблять имена прилагательные в соответствии с их
морфологическими признаками (род, число, падеж).
Содержание: Глагол как часть речи. Общее грамматическое значение,
морфологические признаки и синтаксические функции глагола. Глаголы
совершенного и несовершенного вида.
Инфинитив и его грамматические свойства.
Спряжение глагола.
Морфологический анализ глаголов.
Умения: Употреблять глаголы в соответствии с их морфологическими
признаками (время, лицо, число, род).
Содержание: Предложение и его признаки. Главные члены предложения
(грамматическая основа).
Предложения
распространённые
и
нераспространённые.
Простое
предложение. Сложное предложение.
Умения: Составлять простые распространенные и сложные предложения,
состоящие из двух простых (сложносочиненные с союзами «и», «а», «но» и
бессоюзные сложные предложения без называния терминов).
6 КЛАСС
1. СЛУШАНИЕ
Содержание: Функциональные разновидности языка. Официально-деловой
стиль. Научный стиль. Понятие о литературном языке. Функциональносмысловые типы речи. Тема текста. Главная мысль текста.
Умения: Понимать содержание прослушанных научно-учебных и
художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи
объемом не более 90 слов: устно формулировать тему и главную мысль
текста; отвечать на вопросы по содержанию текста (не менее 4).
2. ГОВОРЕНИЕ
Содержание: Русский язык – государственный язык Российской Федерации
и язык межнационального общения.
Умения: Объяснять многообразие языков и культур на территории
Российской Федерации, осознавать язык как одну из главных духовнонравственных ценностей народа. Объяснять роль русского языка как
государственного языка Российской Федерации и языка межнационального
общения.
Содержание: Виды диалога: побуждение к действию, обмен мнениями.
Умения: Участвовать в диалоге объемом не менее 3 реплик в ситуациях
учебного общения и на основе жизненных наблюдений, соблюдать правила
русского речевого этикета.
Содержание:
Монолог-описание,
монолог-повествование,
монолограссуждение.
Умения: Создавать устные монологические высказывания объемом
не менее 5 предложений на основе жизненных наблюдений, чтения научноучебной, художественной и научно-популярной литературы.
Содержание:
Информационная
переработка
текста.
Главная
и
второстепенная информация текста; пересказ текста.
Умения: Устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст
объемом не более 90 слов.
Содержание: Использование языковых средств выразительности.
Умения: Осуществлять
выбор
языковых
средств
для
создания
высказывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом.
3. ЧТЕНИЕ
Содержание: Функционально-смысловые типы речи. Тема и главная мысль
текста. План текста (простой, сложный; назывной, вопросный).
Умения: Понимать содержание прочитанных научно-учебных, научнопопулярного и художественных текстов различных функциональносмысловых типов речи объемом не более 90 слов: устно формулировать тему
и главную мысль текста; отвечать на вопросы по содержанию текста (не
менее 4); составлять план.
Содержание: Смысловой анализ текста: его композиционных особенностей,
микротем и абзацев, способов и средств связи предложений в тексте.
Умения: Проводить смысловой анализ текста, его композиционных
особенностей, определять количество микротем и абзацев.
Содержание: Функционально-смысловые типы речи. Описание как тип
речи.
Умения: Определять принадлежность текста к функционально-смысловому
типу речи.
4. ПИСЬМО
Содержание: Тексты-повествования. Нормы современного русского
литературного языка.
Умения: Передавать
в письменной
форме содержание
исходного
текста (объем исходного текста должен составлять не более 90 слов).
Создавать тексты-повествования с опорой на жизненный и читательский опыт;
тексты с опорой на сюжетную картину объемом не менее 70 слов.
Соблюдать при письме нормы современного русского литературного языка, в
том числе во время списывания текста объемом 90-95 слов; соблюдать при
письме правила речевого этикета.
Содержание: Правила правописания неизменяемых приставок и
приставок на -з (-с); корней с безударными проверяемыми гласными.
Правила правописания безударных окончаний имен существительных;
имен прилагательных; личных окончаний глаголов, правописания
собственных имен существительных; слитного и раздельного
написания не с глаголами.
Умения: Применять правила правописания неизменяемых приставок и
приставок на -з (-с); корней с безударными проверяемыми гласными.
Соблюдать при письме правила правописания: безударных окончаний
имен существительных; имен прилагательных; личных окончаний глаголов,
правописания собственных имен существительных; слитного и
раздельного написания не с глаголами.
Содержание: Тире между подлежащим и сказуемым. Запятая в
предложениях с однородными членами, связанными бессоюзной связью,
одиночным союзом и, союзами а, но. Запятая в предложениях с
обращением. Запятая в сложных предложениях, состоящих из частей,
связанных бессоюзной связью и союзами и, но, а.
Умения: Соблюдать при письме пунктуационные правила: тире между
подлежащим и сказуемым; запятая в предложениях с однородными
членами, связанными бессоюзной связью, одиночным союзом и, союзами а,
но; с обращением; в сложных предложениях, состоящих из частей,
связанных бессоюзной связью и союзами и, но, а.
5. ЛЕКСИКА. ГРАММАТИКА
Содержание: Лексика. Лексическое значение слова. Разные способы
объяснения лексического значения слова (подбор однокоренных слов;
подбор синонимов и антонимов; определение значения слова по контексту, с
помощью толкового словаря). Однозначные и многозначные слова,
синонимы, антонимы.
Умения: Объяснять лексическое значение слова разными способами (подбор
однокоренных слов; подбор синонимов и антонимов; определение значения
слова по контексту).
Употреблять однозначные и многозначные слова, синонимы и антонимы в
речи.
Содержание: Нормы словоизменения имён существительных. Нормы
произношения имён существительных, нормы постановки ударения.
Несклоняемые имена существительные (ограниченный объем слов).
Умения: Соблюдать при письме и говорении нормы словоизменения,
произношения имен существительных, постановки в них ударения,
употребления несклоняемых имен существительных (на ограниченном
объеме слов).
Содержание: Нормы словоизменения имён прилагательных. Нормы
произношения имён прилагательных, нормы ударения (ограниченный объем
слов).
Умения: Соблюдать при письме и говорении нормы словоизменения,
произношения имен прилагательных, постановки в них ударения (на
ограниченном объеме слов).
Содержание: Нормы словоизменения глаголов. Нормы ударения в
глагольных формах (ограниченный объем слов).
Умения: Соблюдать при письме и говорении нормы словоизменения
глаголов, постановки ударения в глагольных формах (на ограниченном
объеме слов).
Содержание: Повествовательные, побудительные, вопросительные,
восклицательные и невосклицательные предложения. Простые и сложные
предложения. Главные и второстепенные члены предложения.
Распространенные и нераспространенные предложения. Основные
морфологические средства выражения подлежащего и сказуемого,
второстепенных членов предложения. Простые двусоставные предложения,
осложненные однородными членами.
Умения: Распознавать и использовать в речи повествовательные,
побудительные, вопросительные, восклицательные и невосклицательные
предложения; простые и сложные предложения; определять главные и
второстепенные
члены
предложения,
распространенные
и
нераспространенные; основные морфологические средства выражения
подлежащего и сказуемого, второстепенных членов предложения; простые
двусоставные предложения, осложненные однородными членами.
7 КЛАСС
1. СЛУШАНИЕ
Содержание:
Язык как развивающееся явление
Умения:
Иметь представление о языке как развивающемся явлении.
Осознавать взаимосвязь языка, культуры и истории народа (приводить
примеры).
Понимать
содержание
прослушанных
публицистических
текстов
(рассуждение-доказательство,
рассуждение-объяснение,
рассуждениеразмышление) объемом не более 120 слов: устно формулировать тему и
главную мысль текста; отвечать на вопросы по содержанию текста.
2. ГОВОРЕНИЕ
Содержание:
Монолог и его виды
Диалог и его виды
Умения:
Объяснять многообразие языков и культур на территории Российской
Федерации, осознавать язык как одну из главных духовно-нравственных
ценностей народа. Объяснять роль русского языка как государственного
языка Российской Федерации и языка межнационального общения.
Участвовать в диалоге объемом не менее 5 реплик на основе жизненных
наблюдений, соблюдать правила русского речевого этикета.
Владеть различными видами диалога: диалог — запрос информации, диалог —
сообщение информации.
Создавать устные монологические высказывания объемом не менее
7 предложений на основе наблюдений, личных впечатлений, чтения научноучебной, художественной и научно-популярной литературы.
Устно пересказывать прослушанный или прочитанный текст объемом
не более 120 слов.
Осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания
в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом.
Владеть различными видами аудирования (выборочное, ознакомительное,
детальное) публицистических текстов различных функционально-смысловых
типов речи.
Владеть различными видами чтения: просмотровым, ознакомительным,
изучающим, поисковым.
Устно пересказывать прослушанный или прочитанный текст объёмом не
менее 120 слов. Понимать содержание прослушанных публицистических
текстов (рассуждение-доказательство, рассуждение-объяснение, рассуждениеразмышление) объемом не более 120 слов: устно формулировать тему и
главную мысль текста; отвечать на вопросы по содержанию текста.
Содержание:
Система языка. Морфология. Культура речи. Орфорграфия
Морфология как раздел науки о языке (обобщение)
Причастие как особая форма глагола
Деепричастие как особая форма глагола
Наречие
Слова категории состояния
Служебные части речи
Междометия и звукоподражательные слова
Омонимия слов разных частей речи
Умения:
Употреблять причастия, деепричастия, наречия, слова категории состояния,
междометия; союзы, предлоги, частицы в речи.
Склонять причастия.
Правильно строить предложения с одиночными причастиями и причастными
оборотами.
Правильно строить предложения с одиночными деепричастиями и
деепричастными оборотами.
Соблюдать нормы образования степеней сравнения наречий, произношения
наречий, постановки в них ударения.
Употреблять предлоги в речи в соответствии с их значением.
Соблюдать нормы употребления имен существительных и местоимений с
предлогами, предлогов из — с, в — на в составе словосочетаний.
Употреблять союзы в речи в соответствии с их значением.
Употреблять частицы в речи в соответствии с их значением.
3. ЧТЕНИЕ
Содержание:
Основные признаки текста (повторение)
Информационная переработка текста. Смысловой анализ текста
Функционально-смысловые типы речи. Рассуждение как функциональносмысловой тип речи
Умения:
Выделять главную и второстепенную информацию в тексте.
Представлять содержание научно-учебного текста в виде таблицы, схемы.
Проводить смысловой анализ текста, его композиционных особенностей,
определять количество микротем и абзацев.
Понимать
содержание
прочитанных
научно-популярных,
публицистических текстов (рассуждение-доказательство, рассуждениеобъяснение, рассуждение- размышление) объемом не более 120 слов: устно
формулировать тему и главную мысль текста; отвечать на вопросы по
содержанию текста; составлять план.
Распознавать тексты разных функциональных разновидностей языка
(разговорная речь, функциональные стили (научный, публицистический,
официально-деловой), язык художественной литературы).
Анализировать текст с точки зрения его соответствия основным признакам;
выявлять его структуру, особенности абзацного членения, языковые средства
выразительности в тексте: фонетические (звукопись), словообразовательные,
лексические.
Проводить смысловой анализ текста, его композиционных особенностей,
определять количество микротем и абзацев.
Выявлять лексические и грамматические средства связи предложений и
частей текста.
Создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи с
опорой на жизненный и читательский опыт; на произведения искусства (в
том числе сочинения-миниатюры объёмом 6 и более предложений; классные
сочинения объёмом не менее 150 слов с учётом стиля и жанра сочинения,
характера темы).
Владеть умениями информационной переработки текста: составлять план
прочитанного текста (простой, сложный; назывной, вопросный, тезисный) с
целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и
письменной форме; выделять главную и второстепенную информацию в
тексте; передавать содержание текста с изменением лица рассказчика;
использовать способы информационной переработки текста; извлекать
информацию из различных источников, в том числе из лингвистических
словарей и справочной литературы, и использовать её в учебной
деятельности.
4. ПИСЬМО
Содержание:
Функциональные разновидности языка
Разговорный стиль
Художественный стиль
Публицистический стиль
Официально деловой стиль
Научный стиль
Умения:
Понимать
содержание
прочитанных
научно-популярных,
публицистических текстов (рассуждение-доказательство, рассуждениеобъяснение, рассуждение- размышление) объемом не более 120 слов:
устно формулировать тему и главную мысль текста; отвечать на вопросы
по содержанию текста; составлять план.
Выделять главную и второстепенную информацию в тексте.
Представлять содержание научно-учебного текста в виде таблицы,
схемы. Проводить смысловой анализ текста, его композиционных
особенностей, определять количество микротем и абзацев.
Распознавать тексты разных функциональных разновидностей языка
(разговорная речь, функциональные стили (научный, публицистический,
официально-деловой), язык художественной литературы).
В письменной форме подробно, сжато и выборочно передавать содержание
текста (объем исходного текста должен составлять не более 120 слов);
письменно
Создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи с опорой
на жизненный и читательский опыт; на произведения искусства (объемом не
менее 90 слов).
Соблюдать при письме нормы современного русского литературного языка,
в том числе во время списывания текста объемом 110-120 слов;
соблюдать при письме правила речевого этикета.
Содержание:
Словообразование. Культура речи. Орфография
Морфемика и словообразование как разделы лингвистики
Виды морфем. Основные способы образования слов в русском языке.
Правописание сложных и сложносокращённых слов
Орфографический анализ
Понятие об этимологии
Морфемный и словообразовательный анализ слов
Умения:
Распознавать изученные орфограммы; проводить орфографический анализ
слов; применять знания по орфографии в практике правописания.
Использовать знания по морфемике и словообразованию при выполнении
языкового анализа различных видов и в практике правописания, уметь
работать со словарями
Уметь определять основные способы образования слов в русском языке
5. ЛЕКСИКА. ГРАММАТИКА
Содержание: Лексикология. Культура речи
Группы лексики по происхождению. Активный и пассивный запас лексики
Лексика с точки зрения сферы употребления. Стилистическая окраска слова.
Лексические средства выразительности.
Лексический анализ слова. Фразеологизмы
Группы лексики по происхождению. Активный и пассивный запас лексики
Умения:
Употреблять слова в соответствии с их значением и речевой ситуацией.
Объяснять значения фразеологизмов, пословиц и поговорок, афоризмов,
крылатых слов (на основе изученного), в том числе с использованием
фразеологических словарей русского языка.
Распознавать метафору, олицетворение, эпитет, гиперболу, литоту; понимать
их коммуникативное назначение в художественном тексте и использовать в
речи как средство выразительности.
Характеризовать слово с точки зрения сферы его употребления,
происхождения, активного и пассивного запаса и стилистической окраски;
проводить лексический анализ слов; применять знания по лексике и
фразеологии при выполнении языкового анализа различных видов и в
речевой практике.
Распознавать омонимию слов разных частей речи; различать лексическую и
грамматическую омонимию; понимать особенности употребления омонимов
в речи. Использовать грамматические словари и справочники в речевой
практике.
8 КЛАСС
1. СЛУШАНИЕ
Содержание:
Язык как развивающееся явление. Язык и речь.
Текст и его основные признаки. Особенности функционально-смысловых
типов речи (повествование, описание, рассуждение).
Умения: Понимать содержание прослушанных научно-учебных, научнопопулярных, художественных, публицистических текстов различных
функционально-смысловых типов речи объемом не более 130 слов.
2. ГОВОРЕНИЕ
Содержание: Русский язык в кругу других славянских языков. Монолог и
его виды. Диалог и его виды.
Официально-деловой стиль. Сфера употребления, функции, языковые
особенности. Научный стиль. Сфера употребления, функции, языковые
особенности. Сочетание различных функциональных разновидностей языка в
тексте, средства связи предложений в тексте.
Умения: Объяснять многообразие языков и культур на территории
Российской Федерации, осознавать язык как одну из главных духовнонравственных ценностей народа. Объяснять роль русского языка как
государственного языка Российской Федерации и языка межнационального
общения. Участвовать в диалоге объемом не менее 6 реплик на основе
жизненных наблюдений, соблюдать правила русского речевого этикета.
Создавать устные монологические высказывания объемом не менее 8
предложений на основе жизненных наблюдений, личных впечатлений,
чтения
научно-учебной,
художественной,
научно-популярной
и
публицистической литературы (монолог-описание, монолог-рассуждение,
монолог-повествование).
Устно
пересказывать
прочитанный
или
прослушанный текст объемом не более 130 слов. Осуществлять выбор
языковых средств для создания высказывания в соответствии с целью,
темой и коммуникативным замыслом. Владеть различными видами чтения:
просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым.
3. ЧТЕНИЕ
Содержание: Текст и его основные признаки. Особенности функциональносмысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение).
Информационная переработка текста.
Официально-деловой стиль. Сфера употребления, функции, языковые
особенности. Жанры официально-делового стиля (заявление, объяснительная
записка, автобиография, характеристика).
Научный стиль. Сфера употребления, функции, языковые особенности.
Жанры научного стиля (реферат, доклад на научную тему). Сочетание
различных функциональных разновидностей языка в тексте, средства связи
предложений в тексте.
Умения: Понимать содержание прочитанных научно-учебных, научнопопулярных, художественных, публицистических текстов различных
функционально-смысловых типов речи объемом не более 130 слов. Проводить
смысловой анализ текста, его композиционных особенностей, определять
количество микротем и абзацев. Распознавать тексты разных
функциональных разновидностей языка (разговорная речь, функциональные
стили
(научный,
публицистический,
официально-деловой),
язык
художественной литературы). Находить в тексте типовые фрагменты —
описание,
повествование,
рассуждение-доказательство,
оценочные
высказывания. Представлять содержание прочитанного научно-учебного
текста в виде таблицы, схемы; представлять содержание таблицы, схемы в
виде текста.
4. ПИСЬМО
Содержание: Функциональные разновидности языка. Текст и его основные
признаки.
Особенности
функционально-смысловых
типов
речи
(повествование, описание, рассуждение).
Информационная переработка текста: извлечение информации из различных
источников; использование лингвистических словарей; тезисы, конспект.
Официально-деловой стиль. Сфера употребления, функции, языковые
особенности.
Жанры официально-делового стиля (заявление, объяснительная записка,
автобиография, характеристика).
Средства оформления предложения в письменной речи ( знаки препинания).
Тире между подлежащим и сказуемым. Нормы согласования сказуемого с
подлежащим Правила постановки знаков препинания в предложениях с
однородными членами. Правила постановки знаков препинания в
предложениях с обобщающими словами при однородных членах.
Правила постановки знаков препинания в простом и сложном предложениях
с союзом и.
Правила постановки знаков препинания в предложениях со сравнительным
оборотом; правила обособления согласованных и несогласованных
определений (в том числе приложений), дополнений, обстоятельств,
уточняющих членов, пояснительных и присоединительных конструкций.
Правила постановки знаков препинания в предложениях с вводными и
вставными конструкциями, обращениями и междометиями.
Умения: Передавать в письменной форме подробно, сжато и выборочно
содержание
прослушанных
и
прочитанных
научно-учебных,
художественных, публицистических текстов различных функциональносмысловых типов речи (объем исходного текста должен составлять не
более 130 слов; для сжатого и выборочного изложения — не более 250 слов).
Составлять тезисы на основе прочитанного текста. Создавать тексты
различных функционально-смысловых типов речи с опорой на
жизненный
и
читательский
опыт;
тексты
с
опорой на
произведения искусства объемом не менее 90 слов. Создавать тексты
официально-делового
стиля
(заявление,
объяснительная
записка,
автобиография, характеристика, оформлять деловые бумаги). Соблюдать при
письме нормы современного русского литературного языка, в том числе во
время списывания текста объемом 120-130 слов; соблюдать при письме
правила русского речевого этикета. Применять правила постановки тире
между подлежащим и сказуемым; знаков препинания в предложениях с
однородными членами, с обособленными членами, со сравнительным
оборотом; с вводными и вставными конструкциями, обращениями и
междометиями.
5. ЛЕКСИКА. ГРАММАТИКА
Содержание: Лексикология. Культура речи. Словосочетание. Основные
признаки словосочетания. Нормы построения словосочетаний.
Предложение.
Основные
признаки
предложения:
смысловая
и
интонационная законченность, грамматическая оформленность.
Виды предложений по цели
высказывания
(повествовательные,
вопросительные,
побудительные)
и
по
эмоциональной
окраске
(восклицательные, невосклицательные).
Виды предложений по количеству грамматических основ (простые,
сложные).
Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения.
Способы выражения подлежащего.
Виды сказуемого (простое глагольное, составное глагольное, составное
именное) и способы его выражения.
Нормы согласования сказуемого с подлежащим.
Нормы построения простого предложения.
Односоставные предложения, их грамматические признаки.
Употребление односоставных предложений в речи.
Предложения с однородными членами. Однородные члены предложения, их
признаки, средства связи.
Предложения с обособленными членами.
Предложения с обращениями, вводными и вставными конструкциями и
междометиями.
Нормы построения предложений с однородными членами предложения,
обособленными членами, вводными словами и предложениями, вставными
конструкциями, обращениями (распространёнными и нераспространёнными),
междометиями.
Сложные предложения.
Предложения чужой речью.
Умения: Употреблять слова в соответствии с их значением и речевой
ситуацией. Применять нормы построения словосочетаний. Распознавать и
использовать в речи предложения по цели высказывания, эмоциональной
окраске; простые и сложные предложения; различать способы выражения
подлежащего и сказуемого, виды сказуемого. Применять нормы построения
простого предложения, нормы согласования сказуемого с подлежащим.
Составлять распространенные и нераспространенные предложения.
Распознавать и использовать в речи односоставные предложения.
Распознавать и использовать в речи простые неосложненные предложения;
предложения, осложненные однородными членами, обособленными членами,
обращением, вводными словами, вставными конструкциями, междометиями.
Применять нормы построения простых осложненных предложений.
Распознавать и использовать в речи сложные предложения, конструкции с
чужой речью.
9 КЛАСС
1. СЛУШАНИЕ
Содержание: Функциональные стили: научный (научно-учебный),
публицистический; язык художественной литературы (повторение,
обобщение).
Научный стиль. Сфера употребления, функции, типичные ситуации речевого
общения, задачи речи, языковые средства, характерные для научного стиля.
Язык художественной литературы и его отличие от других разновидностей
современного русского языка. Основные признаки художественной речи:
образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств,
а также языковых средств других функциональных разновидностей языка.
Основные изобразительно-выразительные средства русского языка, их
использование в речи (метафора, эпитет, сравнение, гипербола,
олицетворение и др.).
Умения: Понимать содержание прослушанных научно-учебных, научнопопулярных, художественных, публицистических текстов различных
функционально-смысловых типов речи объемом не более 130 слов.
2. ГОВОРЕНИЕ
Содержание: Роль русского языка в Российской Федерации.
Русский язык в современном мире.
Умения: Объяснять многообразие языков и культур на территории
Российской Федерации, осознавать язык как одну из главных духовнонравственных ценностей народа. Объяснять роль русского языка как
государственного
языка
Российской
Федерации
и
языка
межнационального общения.
Содержание: Речь устная и письменная, монологическая и диалогическая.
Умения: Участвовать в диалоге объемом не менее 6 реплик на основе
жизненных наблюдений, соблюдать правила русского речевого этикета.
Содержание: Создание устных высказываний разной коммуникативной
направленности в зависимости от темы и условий общения, с опорой на
жизненный и читательский опыт, на иллюстрации, фотографии, сюжетную
картину.
Умения: Создавать устные монологические высказывания объемом
не менее 8 предложений на основе жизненных наблюдений, личных
впечатлений, чтения научно-учебной, художественной, научнопопулярной и публицистической литературы (монолог-описание,
монолог-рассуждение, монолог-повествование).
Содержание: Подробное, сжатое, выборочное изложение прочитанного или
прослушанного текста.
Умения: Устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст
объемом не более 130 слов.
Содержание: Соблюдение лексических, грамматических, стилистических
норм русского литературного языка; орфографических, пунктуационных
правил в речевой практике при создании устных и письменных
высказываний.
Умения: Осуществлять выбор языковых средств для создания
высказывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным
замыслом.
3. ЧТЕНИЕ
Содержание: Разбор прочитанных текстов с точки зрения содержания.
Умения: Понимать содержание прочитанных научно-учебных, научнопопулярных, художественных, публицистических текстов различных
функционально-смысловых типов речи объемом не более 130 слов.
Содержание: Анализ текста: определение количества микротем по
ключевым словам.
Умения: Проводить смысловой анализ текста, его композиционных
особенностей, определять количество микротем и абзацев.
Содержание: Работа с текстами разных стилей и типов. Отличительные
черты разных текстов. Сравнение.
Умения: Распознавать тексты разных функциональных разновидностей
языка
(разговорная
речь,
функциональные
стили
(научный,
публицистический,
официально-деловой),
язык
художественной
литературы).
Содержание: Типы речи: описание, повествование, рассуждение.
Отличительные признаки.
Умения: Находить в тексте типовые фрагменты — описание,
повествование, рассуждение-доказательство, оценочные высказывания.
Содержание: Работа с текстом. Фиксация содержания текста в Интеллекткарте.
Умения: Представлять содержание прочитанного научно-учебного
текста в виде таблицы, схемы; представлять содержание таблицы, схемы в
виде текста.
4. ПИСЬМО
Содержание: Написание подробного, сжатого, выборочного изложения.
Умения: Передавать в письменной форме подробно, сжато и выборочно
содержание
прослушанных
и
прочитанных
научно-учебных,
художественных, публицистических текстов различных функциональносмысловых типов речи (объем исходного текста должен составлять не
более 130 слов; для сжатого и выборочного изложения — не более 250
слов).
Содержание: Составление тезисного плана по ключевым словам каждой
микротемы исходного текста.
Умения: Составление тезисов на основе прочитанного текста.
Содержание: Написание сочинения-рассуждения.
Умения: Создавать тексты различных функционально-смысловых
типов речи с опорой на жизненный и читательский опыт;
тексты с опорой на произведения искусства объемом не менее 90 слов.
Содержание: Написание официально-деловых бумаг.
Умения: Создавать тексты официально-делового стиля (заявление,
объяснительная записка, автобиография, характеристика, оформлять
деловые бумаги).
Содержание: Контрольное списывание теста. Диктант.
Умения: Соблюдать при письме нормы современного русского
литературного языка, в том числе во время списывания текста объемом
120-130 слов; соблюдать при письме правила русского речевого этикета.
Содержание: Тире между подлежащим и сказуемым. Знаки препинания в
предложениях с однородными членами. Предложения с обособленными
членами. Предложения со сравнительным оборотом. Предложения с
вводными и вставными конструкциями,, обращениями и междометиями.
Умения: Применять правила постановки тире между подлежащим и
сказуемым; знаков препинания в предложениях с однородными членами, с
обособленными членами, со сравнительным оборотом; с вводными и
вставными конструкциями, обращениями и междометиями.
5. ЛЕКСИКА. ГРАММАТИКА
Содержание: Лексическое значение слов. Толковый словарь.
Умения: Употреблять слова в соответствии с их значением и речевой
ситуацией.
Содержание: Строение словосочетания. Средства
словосочетании.
Умения: Применять нормы построения словосочетаний.
связи
слов
в
Содержание: Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной
окраске. Предложения простые и сложные. Главные члены предложения
(грамматическая основа). Сказуемое и способы его выражения. Правила
построения простого предложения. Согласование подлежащего и сказуемого.
Умения: Распознавать и использовать в речи предложения по цели
высказывания,
эмоциональной
окраске;
простые
и сложные
предложения; различать способы выражения подлежащего и сказуемого,
виды сказуемого. Применять нормы построения простого предложения,
нормы согласования сказуемого с подлежащим.
Содержание: Предложения распространённые и нераспространённые.
Второстепенные
члены
предложения:
определение,
дополнение,
обстоятельство.
Умения: Составлять распространенные и нераспространенные предложения.
Содержание: Односоставные предложения, их грамматические признаки.
Виды односоставных предложений: назывные, определённо-личные,
неопределённо-личные, обобщённо-личные, безличные предложения.
Умения: Распознавать и использовать в речи односоставные предложения.
Содержание: Простое осложненное предложение: с однородными членами,
обособленными членами, обращением, вводными словами, вставными
конструкциями и междометиями. Правила постановки знаков препинания в
простом осложненном предложении.
Умения: Распознавать и использовать в речи простые неосложненные
предложения;
предложения, осложненные
однородными членами,
обособленными членами, обращением, вводными словами, вставными
конструкциями, междометиями. Применять нормы построения простых
осложненных предложений.
Содержание: Понятие о сложном предложении. Нормы построения
сложносочинённого предложения; правила постановки знаков препинания в
сложных предложениях. Прямая и косвенная речь. Нормы построения
предложений с прямой и косвенной речью; правила постановки знаков
препинания в предложениях с косвенной речью, с прямой речью, при
цитировании. Применение знаний по синтаксису и пунктуации в практике
правописания.
Умения: Распознавать и использовать в речи сложные предложения,
конструкции с чужой речью.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
№ п/п
Наименование разделов и тем программы
Раздел 1. Слушание
1.1
Богатство и выразительность русского языка. Лингвистика как наука о языке
Раздел 2. Говорение
2.1
Язык и речь. Монолог. Диалог. Полилог. Виды речевой деятельности
Раздел 3. Чтение
Текст и его основные признаки.Композиционная структура текста. Функционально-смысловые типы речи.
3.1
Повествование как тип речи. Рассказ. Смысловой анализ текста. Информационная переработка текста.
Редактирование текста
Раздел 4. Письмо
4.1
Функциональные разновидности языка (общее представление)
Раздел 5. Лексика. Грамматика
5.1
Морфемика. Орфография
5.2
Лексикология
5.3
Простое двусоставное предложение
5.4
Простое осложнённое предложение
5.5
Сложное предложение
5.6
Система частей речи в русском языке
Имя существительное
5.7
Имя прилагательное
5.8
Глагол
6 КЛАСС
№ п/п
Наименование разделов и тем программы
Раздел 1. Слушание
1.1
Функциональные разновидности языка.
1.2
Функционально-смысловые типы речи.
Раздел 2. Говорение
2.1
Русский язык – государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения.
2.2.
Диалог и монолог.
Раздел 3. Чтение
3.1
Тема и главная мысль текста. План текста
3.2
Смысловой анализ текста
3.3
Описание как тип речи
Раздел 4. Письмо
4.1
Тексты-повествования. Нормы современного русского литературного языка.
4.2
Орфографические правила
4.3
Пунктуационные правила
Раздел 5. Лексика. Грамматика
5.1
Лексика. Лексическое значение слова.
5.2
Имя существительное
5.3
Имя прилагательное
5.4
Глагол
5.5
Характеристика предложения
5.6
Простые и сложные предложения
7 КЛАСС
№ п/п
Наименование разделов и тем программы
Раздел 1. Слушание
1.1
Язык как развивающееся явление
Раздел 2. Говорение
2.1
Монолог и его виды
2.2
Диалог и его виды
Раздел 3. Чтение
3.1
Основные признаки текста (повторение)
3.2
Информационная переработка текста. Смысловой анализ текста
3.3
Функционально-смысловые типы речи. Рассуждение как функционально-смысловой тип речи
3.4
Стили речи
Раздел 4. Письмо
4.1
Морфемика и словообразование как разделы лингвистики
4.2
Виды морфем.Основные способы образования слов в русском языке. Правописание сложных и
сложносокращённых слов
4.3
Орфографический анализ
Раздел 5. Лексика. Грамматика
5.1
Лексический анализ слова. Фразеологизмы
5.2
Лексика с точки зрения сферы употребления. Стилистическая окраска слова. Лексические средства
выразительности.
5.3
Причастие как особая форма глагола
5.4
Деепричастие как особая форма глагола
5.5
Наречие
5.6
Предлог. Союз. Частица
8 КЛАСС
№ п/п
Наименование разделов и тем программы
Раздел 1. Слушание
1.1
Роль русского языка в Российской Федерации
1.2
Русский язык в современном мире
Раздел 2. Говорение
2.1
Виды речи. Монолог и диалог. Их разновидности
Раздел 3. Чтение
Текст и его признаки. Функционально-смысловые типы речи. Смысловой анализ текста. Информационная
3.1
переработка текста
3.2
Официально-деловой стиль. Жанры официально-делового стиля. Деловые бумаги.
Раздел 4. Письмо
4.1
Синтаксис как раздел лингвистики
4.2
Пунктуация. Функции знаков препинания
Раздел 5. Лексика. Грамматика
5.1
Словосочетание и его признаки. Типы подчинительной связи в словосочетании
5.2
Предложение и его основные признаки. Виды предложений
5.3
Двусоставное предложение. Главные члены предложения (грамматическая основа)
5.4
Второстепенные члены предложения
5.5
Односоставные предложения. Виды односоставных предложений
5.6
Простое осложнённое предложение. Предложения с однородными членами
5.7
Предложения с обособленными членами. Виды обособленных членов предложения
5.8
Предложения с обращениями, вводными и вставными конструкциями. Обращение.
9 КЛАСС
№ п/п
Наименование разделов и тем программы
Раздел 1. Слушание
1.1
Роль русского языка в Российской Федерации
1.2
Русский язык в современном мире
Раздел 2. Говорение
2.1
Речь устная и письменная, монологическая и диалогическая (повторение). Виды речевой деятельности:
аудирование, чтение, говорение, письмо
Раздел 3. Чтение
3.1
Текст и его признаки (обобщение). Функционально-смысловые типы речи (обобщение). Смысловой анализ текста
(обобщение). Информационная переработка текста
Раздел 4. Письмо
4.1
Функциональные разновидности языка. Язык художественной литературы и его отличия от других
функциональных разновидностей современного русского языка
4.2
Научный стиль
Раздел 5. Лексика. Грамматика
5.1
Словосочетание
5.2
Простое предложение
5.3
Простое осложненное предложение
5.4
Простое односоставное предложение
5.5
Сложное предложение
5.6
Прямая и косвенная речь. Цитирование
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Русский язык (в 2 частях), 5 класс/ Ладыженская Т.А., Баранов М.Т.,
Тростенцова Л.А. и другие, Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»
• Русский язык (в 2 частях), 6 класс/ Баранов М.Т., Ладыженская Т.А.,
Тростенцова Л.А. и другие, Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»
• Русский язык (в 2 частях), 7 класс/ Баранов М.Т., Ладыженская Т.А.,
Тростенцова Л.А. и другие, Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»
• Русский язык, 8 класс/ Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю.
и другие, Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
• Русский язык, 9 класс/ Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю.
и другие, Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Учебно- методические материалы по русскому языку 5-9 классы (по учебнику
Т.А.Ладыженской) | Образовательная социальная сеть (nsportal.ru)
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
1.
https://rus-oge.sdamgia.ru/?ysclid=m9if3evcl2282318101
2.
https://fipi.ru/oge/otkrytyy-bank-zadaniy-oge?ysclid=m9if55grrv711266457
3.
https://fioco.ru/obraztsi_i_opisaniya_vpr_2025
4.
https://saharina.ru/gia/?ysclid=m9if79edfk864416681
5.
https://saharina.ru/?ysclid=m9if7s36cm697285707