Выписка из содержательного раздела
основной образовательной программы
основного общего образования
БМАОУ СОШ № 11
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Я-ТЫ-ОН-ОНА- вместе целая страна»
2025
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Я-ТЫ-ОН-ОНА-вместе целая
страна» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования, на основе авторской программы А.А.Буянова, Н.Н.Кушко,
О.А.Шестаковой «Программа внеурочной деятельности по активной социализации
обучающихся 5-х классов «Я-ты-он-она — вместе целая страна»» — М.: ФГБНУ «Институт
изучения детства, семьи и воспитания», 2023.
В рамках обеспечения методического сопровождения ФОП ООО разработана
программа внеурочной деятельности по активной социализации обучающихся 5-х классов
«Я-ты-он-она — вместе целая страна» с целью приобщения обучающихся 5 классов к
российским традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям. Данная
Программа является преемственной по отношению к программе социальной активности для
обучающихся начальных классов «Орлята России».
Цель курса: приобщение обучающихся к российским традиционным духовнонравственным и социокультурным ценностям с учетом субъектной позиции ребенка, его
возрастных и психологических особенностей.
Задачи:
создание условий для усвоения обучающимися социальных норм, духовно-нравственных
ценностей, традиций;
формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям
(их освоение, принятие);
приобретение
соответствующего
социальным
нормам,
ценностям,
традициям
социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений;
развитие
у
обучающихся
инициативности,
самостоятельности,
самопознания,
ответственности, умения работать в коллективе;
обеспечение благоприятных условий для адаптации обучающихся 5-х классов при
переходе на следующий уровень образования.
Содержание курса внеурочной деятельности
Курс внеурочной деятельности состоит из пяти событий, в каждом из которых
отражаются особенности личностного развития ребенка, его воспитания и социализации.
Активная социализация осуществляется через овладение представлениями о ценностях,
нормах и правилах поведения в обществе; формирование ценностного отношения
к окружающему миру, другим людям, себе; приобретение опыта деятельности и поведения в
соответствии с ценностями, нормами и правилами, принятыми в обществе.
Событие «Моя школа — мои возможности» (7ч) направлено на развитие представлений
ребенка о школе как единой общности, помогающей развить его индивидуальные
способности, сформировать навыки активной социальной деятельности в коллективе
сверстников и взрослых. В основе события лежат такие ценности, как жизнь, дружба,
сотрудничество, коллективизм и командная работа.
Событие «Моя семья — моя опора»(5ч) направлено на сохранение семейных ценностей и
традиций, актуализирует у детей представления о семье как важнейшем социальном
институте. Событие актуализирует такие ценности, как крепкая семья, милосердие,
взаимопомощь и взаимоуважение.
Событие «Мой выбор — моя ответственность» (9ч) направлено на развитие умения
ребенка делать осознанный выбор в разных сферах жизни. В основе данного события лежат
такие
ценности,
как
справедливость,
гуманизм,
гражданственность,
выбор
и
ответственность, права и свободы человека, приоритет духовного над материальным,
высокие нравственные идеалы.
Событие «Мои знания — моя сила» (6ч) способствует приобщению детей к миру научного
знания, формированию навыков познавательной деятельности. Данное событие строится на
таких ценностях, как знание, достоинство и созидательный труд.
Событие «Моя страна — моя история» (5ч) направлено на развитие патриотических
чувств детей, формирование общероссийской гражданской идентичности. Данное событие
способствует актуализации у ребенка таких ценностей, как Родина, патриотизм,
историческая память и преемственность поколений, единство народов России, служение
Отечеству и ответственность за его судьбу.
Итоговое занятие (2ч)
События включают в себя несколько занятий, каждое из которых состоит из трех
частей.
Первая часть — «информирование»: ребенок получает информацию, формирующую у него
представления о какой-либо ценности (или группе ценностей), лежащей в основе события.
Вторая часть — «практика»: в контексте полученной информации ребенку предлагаются
практические задания, выполнение которых способствует формированию отношения к
транслируемой ценности.
Третья часть — «рефлексия». На основании полученной информации и проделанной
самостоятельной работы ребенок при поддержке педагога делает выводы о полученных
результатах.
Каждое событие завершается итоговым занятием, на котором дети демонстрируют
приобретенные ранее знания в совместной деятельности, делятся индивидуальным опытом
по каждому из занятий, формируют в итоге коллективный вывод о значимости всего события
для группы
Форма проведения занятий: беседа, тестирование, дидактическая игра, творческая
мастерская, конкурс, викторина, квест-игра, индивидуальная и групповая работа, мини –
проект, упражнения на взаимодействие в группе, решение ситуационных и практикоориентированных задач, которые направлены на формирование ценностных ориентаций в
процессе активной деятельности.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Занятия направлены на обеспечение достижений школьниками следующих личностных и
метапредметных образовательных результатов с учетом рабочей программы воспитания.
Личностные результаты
В сфере гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,
уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина,
социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и
многоконфессиональном обществе;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи.
В сфере патриотического воспитания:
осознание
российской
гражданской
идентичности
в
поликультурном
и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к исследованию родного языка,
истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России, к истории и
современному состоянию российских гуманитарных наук.
В сфере духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора,
возникающих в процессе реализации проектов или исследований, осознание важности
морально-этических принципов в деятельности исследователя;
свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного
пространства.
В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребления алкоголя,
наркотиков, курения) и иных форм вреда для физического и психического здоровья,
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и
выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других без осуждения;
умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять
собственным эмоциональным состоянием;
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого
же права другого человека.
В сфере трудового воспитания:
осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных
планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей.
В сфере адаптации к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих
ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм
социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, а также в рамках социального
взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других
людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из
опыта других;
навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в
том числе способность формулировать свои идеи, понятия, гипотезы об объектах и
явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и
компетентностей, планировать свое развитие.
Метапредметные результаты
В сфере овладения универсальными учебными познавательными действиями:
выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и
сравнения, критерии проводимого анализа;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной
задачи; выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их
развитии в новых условиях и контекстах
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации или данных из источников с учетом задачи;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию
различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же
идею, версию) в различных информационных источниках.
В сфере овладения универсальными учебными коммуникативными действиями:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
целями и условиями общения;
выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных
знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты,
вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику; в
ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и
высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности
общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента,
исследования, проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с
использованием иллюстративных материалов;
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм
взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность
руководить, выполнять поручения, подчиняться, планировать организацию совместной работы,
определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия),
распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы
(обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему
направлению и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать
качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным
участниками взаимодействия;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в
достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к
предоставлению отчета перед группой.
В сфере овладения универсальными учебными регулятивными действиями:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие
решения в группе, принятие решений группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ
решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,
аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом
объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение;
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении
учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку
приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации, вносить
коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций,
установленных ошибок, возникших трудностей;
различать, выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого,
регулировать способ выражения эмоций;
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
принимать себя и других без осуждения.
Одним из результатов реализации рабочей программы курса внеурочной деятельности
станет приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям,
правилам и нормам поведения в российском обществе. Рабочая программа курса внеурочной
деятельности призвана обеспечить достижение обучающимися личностных результатов,
указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности;
готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные
установки и социально-значимые качества личности; активное участие в социальнозначимой деятельности.
Тематическое планирование, в том числе с учетом
рабочей программы воспитания
№
разд
ела
и
тем
1
2
3
4
5
6
7
Наименование
разделов и тем
Модуль
Электронные
воспитательной
(цифровые)
программы «Курсы
образовательные
внеурочной
ресурсы
деятельности и
дополнительного
образования»
«Моя школа-мои возможности»
«Какие мы?»
8 сентября:
https://институтвоспита
Международный
ния.рф/programmyдень
vospitaniya/ooy/program
распространения
ma-aktivnoyграмотности.
sotsializatsii/
«Маршруты нашей
https://институтвоспита
школы».
ния.рф/
«Маршруты нашей
24 сентября: День
школы».
Государственного
https://sovetniki.68edu.ru
герба и
/wpГосударственного
content/uploads/2022/11/
флага Республики
i-chetvert.pdf
Крым.
«Школьные старты»
27 сентября: День
https://sites.google.com/v
(подготовка).
работника
iew/navigatoryдошкольного
school6/я-ты-он-онаобразования. День
вместе-целая-страна
туризма.
«Школьные старты».
5 октября: День
Учителя.
«Мы — команда».
15 октября: День
отца в России.
«Мы — команда».
«Моя семья – моя опора»
Уче
бны
е
час
ы
Кон
тро
льн
ые
раб
оты
Пра
кти
ческ
ая
част
ь
7
1
1
1
1
1
1
1
5
8
«История моей
семьи».
9
«Семья — начало всех
начал».
10
11
12
13
14
15
16
17
18
25 октября:
Международный
день школьных
библиотек.
8 ноября: День
памяти погибших
при исполнении
служебных
обязанностей
сотрудников органов
внутренних дел
России.
«Правила счастливой
семьи» (подготовка).
«Правила счастливой
семьи».
«Правила счастливой
семьи».
https://институтвоспита
ния.рф/programmyvospitaniya/ooy/program
ma-aktivnoysotsializatsii/
19
«5 правил финансовой
грамотности».
20
«Мы выбираем».
1
https://институтвоспита
ния.рф/
https://sovetniki.68edu.ru
/wpcontent/uploads/2022/11/
i-chetvert.pdf
https://sites.google.com/v
26 ноября: День
iew/navigatoryматери в России.
school6/я-ты-он-она30 ноября: День
вместе-целая-страна
Государственного
герба Российской
Федерации.
«Мой выбор – моя ответственность»
8 декабря:
https://институтвоспита
«Моя гражданская
Международный
ния.рф/programmyпозиция: почему
день художника.
vospitaniya/ooy/program
важно выбирать».
ma-aktivnoysotsializatsii/
«Свобода и
ответственность».
https://институтвоспита
«Цифровая
25 декабря: День
ния.рф/
грамотность и
принятия
безопасность в сети». Федеральных
конституционных
https://sovetniki.68edu.ru
законов о
/wpГосударственных
content/uploads/2022/11/
символах
i-chetvert.pdf
Российской
https://sites.google.com/v
Федерации.
iew/navigatory«Безопасное
27 декабря: День
school6/я-ты-он-онаиспользование
спасателя.
вместе-целая-страна
цифровых ресурсов».
«Финансовая
безопасность».
«Планируем бюджет».
1
1
1
1
9
1
1
1
1
1
20 января – День
Республики Крым.
25 января: День
российского
студенчества.
2 февраля: День
разгрома советскими
войсками немецкофашистских войск в
1
1
1
Сталинградской
битвеэ
21
22
«Мы выбираем».
«Чудеса науки».
8 февраля: День
российской науки;
300-летие со дня
основания
Российской
Академии наук
(1724).
«Мои знания – моя сила»
15 февраля: День
памяти о россиянах,
исполнявших
служебный долг за
пределами
Отечества; 35 лет со
дня вывода
советских войск из
Республика
Афганистан (1989).
23 февраля: День
защитника
Отечества.
23
«Чудеса науки».
24
«Правильные
привычки: здоровое
питание».
«Правильные
привычки: правила
безопасности».
25
26
27
28
29
30
«В здоровом теле —
здоровый дух».
1
https://институтвоспита
ния.рф/programmyvospitaniya/ooy/program
ma-aktivnoysotsializatsii/
6
1
https://институтвоспита
ния.рф/
https://sovetniki.68edu.ru
/wpcontent/uploads/2022/11/
i-chetvert.pdf
1
1
8 марта:
Международный
женский день.
https://sites.google.com/v
iew/navigatoryschool6/я-ты-он-онавместе-целая-страна
14 марта: 450-летие
со дня выхода
первой «Азбуки»
(печатной книги для
обучения письму и
чтению) Ивана
Фёдорова (1574).
«В здоровом теле —
27марта: Всемирный
здоровый дух».
день театра.
«Моя страна – моя история»
«Аллея памяти».
https://институтвоспита
ния.рф/programmy«Живет герой на
11 апреля: День
vospitaniya/ooy/program
улице родной».
Конституции
ma-aktivnoyРеспублики Крым.
sotsializatsii/
«Через года, через
века помните…».
1
1
1
5
1
1
1
31
«Зарница».
32
«Зарница».
27 апреля: День
российского
парламентаризма.
https://институтвоспита
ния.рф/
1
https://sovetniki.68edu.ru
/wpcontent/uploads/2022/11/
i-chetvert.pdf
1
https://sites.google.com/v
iew/navigatoryschool6/я-ты-он-онавместе-целая-страна
33
34
Итоговые занятия
«Я- ТЫ- ОН- ОНА18 мая: День памяти
вместе целая страна».
жертв депортации;
Международный
день Музеев.
«Я- ТЫ- ОН- ОНА24 мая: День
вместе целая страна».
славянской
письменности и
культуры.
https://институтвоспита
ния.рф/programmyvospitaniya/ooy/program
ma-aktivnoysotsializatsii/
2
1
1
https://институтвоспита
ния.рф/
https://sovetniki.68edu.ru
/wpcontent/uploads/2022/11/
i-chetvert.pdf
https://sites.google.com/v
iew/navigatoryschool6/я-ты-он-онавместе-целая-страна
ИТОГО
25
9
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Тема занятия
Модуль воспитательной программы
«Курсы внеурочной
деятельности и
дополнительного
образования»
«Моя школа-мои возможности»
«Какие мы?»
8 сентября:
Международный день
распространения
грамотности.
«Маршруты нашей школы».
«Маршруты нашей школы».
24 сентября: День
Государственного
герба
и
Государственного
флага
Республики
Крым.
«Школьные старты»
27 сентября: День
(подготовка).
работника
дошкольного
образования.
День
туризма.
«Школьные старты».
5 октября:
День
Учителя.
«Мы — команда».
15 октября: День отца
в России.
«Мы — команда».
«Моя семья – моя опора»
«История моей семьи».
25 октября:
Международный день
школьных библиотек.
«Семья — начало всех начал».
8 ноября: День памяти
погибших
при
исполнении
служебных
обязанностей
сотрудников органов
внутренних
дел
России.
«Правила счастливой семьи»
(подготовка).
«Правила счастливой семьи».
26
ноября:
День
матери в России.
«Правила счастливой семьи».
30
ноября:
День
Государственного
герба
Российской
Федерации.
«Мой выбор – моя ответственность»
Коли
Дата
честв
проведения
о
План
Факт
часов
7
1
1
1
1
1
1
1
5
1
1
1
1
1
9
13
«Моя гражданская позиция:
почему важно выбирать».
14
15
«Свобода и ответственность».
«Цифровая грамотность и
безопасность в сети».
16
«Безопасное использование
цифровых ресурсов».
17
18
«Финансовая безопасность».
«Планируем бюджет».
19
«5 правил финансовой
грамотности».
20
«Мы выбираем».
21
«Мы выбираем».
22
23
24
8 декабря:
Международный день
художника.
25
декабря:
День
принятия
Федеральных
конституционных
законов
о
Государственных
символах Российской
Федерации.
27
декабря:
День
спасателя.
20 января – День
Республики Крым.
25 января:
День
российского
студенчества.
2 февраля:
День
разгрома советскими
войсками
немецкофашистских войск в
Сталинградской
битве.
8
февраля:
День
российской
науки;
300-летие
со
дня
основания Российской
Академии наук (1724).
«Мои знания – моя сила»
«Чудеса науки».
15 февраля: День
памяти о россиянах,
исполнявших
служебный долг за
пределами Отечества;
35 лет со дня вывода
советских войск из
Республика
Афганистан (1989).
«Чудеса науки».
23 февраля:
День
защитника Отечества.
«Правильные привычки:
здоровое питание».
1
1
1
1
1
1
1
1
1
6
1
1
1
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
«Правильные привычки: правила
безопасности».
8 марта:
1
Международный
женский день.
«В здоровом теле — здоровый
14 марта: 450-летие со
1
дух».
дня выхода первой
«Азбуки» (печатной
книги для обучения
письму и чтению)
Ивана
Фёдорова
(1574).
«В здоровом теле — здоровый
27марта: Всемирный
1
дух».
день театра.
«Моя страна – моя история»
5
«Аллея памяти».
1
«Живет герой на улице
11
апреля:
День
1
Конституции
родной».
Республики Крым.
«Через года, через века
1
помните…».
27
апреля:
День
«Зарница».
1
российского
парламентаризма.
«Зарница».
1
Итоговые занятия
2
«Я- ТЫ- ОН- ОНА-вместе целая 18 мая: День памяти
1
страна».
жертв
депортации;
Международный день
Музеев.
«Я- ТЫ- ОН- ОНА-вместе целая
24 мая:
День
1
страна».
славянской
письменности
и
культуры.
Итого:
34 часа
Лист коррекции и внесения изменений
Класс
Название
раздела
Название
темы
Дата
проведения
по плану
Причина
корректиро
вки
Корректиру
ющие
мероприятия
Дата
проведения
по факту