Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Рабочая программа курса внеурочной деятельности Я-Ты-Он-Она 2025

Выписка из содержательного раздела
основной образовательной программы
основного общего образования
БМАОУ СОШ № 11

Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Я-ТЫ-ОН-ОНА- вместе целая страна»

2025

Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Я-ТЫ-ОН-ОНА-вместе целая
страна» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования, на основе авторской программы А.А.Буянова, Н.Н.Кушко,
О.А.Шестаковой «Программа внеурочной деятельности по активной социализации
обучающихся 5-х классов «Я-ты-он-она — вместе целая страна»» — М.: ФГБНУ «Институт
изучения детства, семьи и воспитания», 2023.
В рамках обеспечения методического сопровождения ФОП ООО разработана
программа внеурочной деятельности по активной социализации обучающихся 5-х классов
«Я-ты-он-она — вместе целая страна» с целью приобщения обучающихся 5 классов к
российским традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям. Данная
Программа является преемственной по отношению к программе социальной активности для
обучающихся начальных классов «Орлята России».
Цель курса: приобщение обучающихся к российским традиционным духовнонравственным и социокультурным ценностям с учетом субъектной позиции ребенка, его
возрастных и психологических особенностей.
Задачи:
 создание условий для усвоения обучающимися социальных норм, духовно-нравственных
ценностей, традиций;
 формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям
(их освоение, принятие);
 приобретение

соответствующего

социальным

нормам,

ценностям,

традициям

социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений;
 развитие

у

обучающихся

инициативности,

самостоятельности,

самопознания,

ответственности, умения работать в коллективе;
 обеспечение благоприятных условий для адаптации обучающихся 5-х классов при
переходе на следующий уровень образования.
Содержание курса внеурочной деятельности
Курс внеурочной деятельности состоит из пяти событий, в каждом из которых
отражаются особенности личностного развития ребенка, его воспитания и социализации.
Активная социализация осуществляется через овладение представлениями о ценностях,
нормах и правилах поведения в обществе; формирование ценностного отношения
к окружающему миру, другим людям, себе; приобретение опыта деятельности и поведения в
соответствии с ценностями, нормами и правилами, принятыми в обществе.
Событие «Моя школа — мои возможности» (7ч) направлено на развитие представлений
ребенка о школе как единой общности, помогающей развить его индивидуальные

способности, сформировать навыки активной социальной деятельности в коллективе
сверстников и взрослых. В основе события лежат такие ценности, как жизнь, дружба,
сотрудничество, коллективизм и командная работа.
Событие «Моя семья — моя опора»(5ч) направлено на сохранение семейных ценностей и
традиций, актуализирует у детей представления о семье как важнейшем социальном
институте. Событие актуализирует такие ценности, как крепкая семья, милосердие,
взаимопомощь и взаимоуважение.
Событие «Мой выбор — моя ответственность» (9ч) направлено на развитие умения
ребенка делать осознанный выбор в разных сферах жизни. В основе данного события лежат
такие

ценности,

как

справедливость,

гуманизм,

гражданственность,

выбор

и

ответственность, права и свободы человека, приоритет духовного над материальным,
высокие нравственные идеалы.
Событие «Мои знания — моя сила» (6ч) способствует приобщению детей к миру научного
знания, формированию навыков познавательной деятельности. Данное событие строится на
таких ценностях, как знание, достоинство и созидательный труд.
Событие «Моя страна — моя история» (5ч) направлено на развитие патриотических
чувств детей, формирование общероссийской гражданской идентичности. Данное событие
способствует актуализации у ребенка таких ценностей, как Родина, патриотизм,
историческая память и преемственность поколений, единство народов России, служение
Отечеству и ответственность за его судьбу.
Итоговое занятие (2ч)
События включают в себя несколько занятий, каждое из которых состоит из трех
частей.
Первая часть — «информирование»: ребенок получает информацию, формирующую у него
представления о какой-либо ценности (или группе ценностей), лежащей в основе события.
Вторая часть — «практика»: в контексте полученной информации ребенку предлагаются
практические задания, выполнение которых способствует формированию отношения к
транслируемой ценности.
Третья часть — «рефлексия». На основании полученной информации и проделанной
самостоятельной работы ребенок при поддержке педагога делает выводы о полученных
результатах.
Каждое событие завершается итоговым занятием, на котором дети демонстрируют
приобретенные ранее знания в совместной деятельности, делятся индивидуальным опытом
по каждому из занятий, формируют в итоге коллективный вывод о значимости всего события
для группы
Форма проведения занятий: беседа, тестирование, дидактическая игра, творческая
мастерская, конкурс, викторина, квест-игра, индивидуальная и групповая работа, мини –

проект, упражнения на взаимодействие в группе, решение ситуационных и практикоориентированных задач, которые направлены на формирование ценностных ориентаций в
процессе активной деятельности.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Занятия направлены на обеспечение достижений школьниками следующих личностных и
метапредметных образовательных результатов с учетом рабочей программы воспитания.
Личностные результаты
В сфере гражданского воспитания:

готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,
уважение прав, свобод и законных интересов других людей;


понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;



представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина,

социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и
многоконфессиональном обществе;


готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к

взаимопониманию и взаимопомощи.
В сфере патриотического воспитания:
 осознание
российской
гражданской

идентичности

в

поликультурном

и

многоконфессиональном обществе, проявление интереса к исследованию родного языка,
истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России, к истории и
современному состоянию российских гуманитарных наук.
В сфере духовно-нравственного воспитания:

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора,
возникающих в процессе реализации проектов или исследований, осознание важности
морально-этических принципов в деятельности исследователя;


свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного

пространства.
В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:


осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребления алкоголя,

наркотиков, курения) и иных форм вреда для физического и психического здоровья,
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и
выстраивая дальнейшие цели;


умение принимать себя и других без осуждения;



умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять

собственным эмоциональным состоянием;


сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого

же права другого человека.
В сфере трудового воспитания:
 осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных
планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей.
В сфере адаптации к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

освоение социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих
ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм
социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, а также в рамках социального
взаимодействия с людьми из другой культурной среды;


способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей

компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других
людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из
опыта других;


навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в

том числе способность формулировать свои идеи, понятия, гипотезы об объектах и
явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и
компетентностей, планировать свое развитие.
Метапредметные результаты
В сфере овладения универсальными учебными познавательными действиями:

выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);


устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и

сравнения, критерии проводимого анализа;


выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной

задачи; выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;


делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,

умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;


самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи;



формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,

аргументировать свою позицию, мнение;


прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их

последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их
развитии в новых условиях и контекстах


применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе

информации или данных из источников с учетом задачи;


выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию

различных видов и форм представления;


находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же

идею, версию) в различных информационных источниках.
В сфере овладения универсальными учебными коммуникативными действиями:


воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с

целями и условиями общения;


выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах;



распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных

знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты,
вести переговоры;


понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику; в

ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и
высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности
общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;


публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента,

исследования, проекта);


самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и

особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с
использованием иллюстративных материалов;


понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при

решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм
взаимодействия при решении поставленной задачи;


принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее

достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность
руководить, выполнять поручения, подчиняться, планировать организацию совместной работы,

определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия),
распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы
(обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);


выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему

направлению и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать
качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным
участниками взаимодействия;


сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в

достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к
предоставлению отчета перед группой.
В сфере овладения универсальными учебными регулятивными действиями:
 выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
 ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие
решения в группе, принятие решений группой);
 самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ
решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,
аргументировать предлагаемые варианты решений;
 составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом
объекте;
 делать выбор и брать ответственность за решение;
 владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
 давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
 учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении
учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
 объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку
приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации, вносить
коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций,
установленных ошибок, возникших трудностей;
 различать, выявлять и анализировать причины эмоций;
 ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого,
регулировать способ выражения эмоций;
 осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
 признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
 принимать себя и других без осуждения.

Одним из результатов реализации рабочей программы курса внеурочной деятельности
станет приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям,
правилам и нормам поведения в российском обществе. Рабочая программа курса внеурочной
деятельности призвана обеспечить достижение обучающимися личностных результатов,
указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности;
готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные
установки и социально-значимые качества личности; активное участие в социальнозначимой деятельности.

Тематическое планирование, в том числе с учетом
рабочей программы воспитания
№
разд
ела
и
тем

1

2
3

4

5
6
7

Наименование
разделов и тем

Модуль
Электронные
воспитательной
(цифровые)
программы «Курсы
образовательные
внеурочной
ресурсы
деятельности и
дополнительного
образования»
«Моя школа-мои возможности»
«Какие мы?»
8 сентября:
https://институтвоспита
Международный
ния.рф/programmyдень
vospitaniya/ooy/program
распространения
ma-aktivnoyграмотности.
sotsializatsii/
«Маршруты нашей
https://институтвоспита
школы».
ния.рф/
«Маршруты нашей
24 сентября: День
школы».
Государственного
https://sovetniki.68edu.ru
герба и
/wpГосударственного
content/uploads/2022/11/
флага Республики
i-chetvert.pdf
Крым.
«Школьные старты»
27 сентября: День
https://sites.google.com/v
(подготовка).
работника
iew/navigatoryдошкольного
school6/я-ты-он-онаобразования. День
вместе-целая-страна
туризма.
«Школьные старты».
5 октября: День
Учителя.
«Мы — команда».
15 октября: День
отца в России.
«Мы — команда».
«Моя семья – моя опора»

Уче
бны
е
час
ы

Кон
тро
льн
ые
раб
оты

Пра
кти
ческ
ая
част
ь

7
1

1
1

1

1
1
1
5

8

«История моей
семьи».

9

«Семья — начало всех
начал».

10
11
12

13

14
15

16

17
18

25 октября:
Международный
день школьных
библиотек.
8 ноября: День
памяти погибших
при исполнении
служебных
обязанностей
сотрудников органов
внутренних дел
России.

«Правила счастливой
семьи» (подготовка).
«Правила счастливой
семьи».
«Правила счастливой
семьи».

https://институтвоспита
ния.рф/programmyvospitaniya/ooy/program
ma-aktivnoysotsializatsii/

19

«5 правил финансовой
грамотности».

20

«Мы выбираем».

1

https://институтвоспита
ния.рф/
https://sovetniki.68edu.ru
/wpcontent/uploads/2022/11/
i-chetvert.pdf

https://sites.google.com/v
26 ноября: День
iew/navigatoryматери в России.
school6/я-ты-он-она30 ноября: День
вместе-целая-страна
Государственного
герба Российской
Федерации.
«Мой выбор – моя ответственность»
8 декабря:
https://институтвоспита
«Моя гражданская
Международный
ния.рф/programmyпозиция: почему
день художника.
vospitaniya/ooy/program
важно выбирать».
ma-aktivnoysotsializatsii/
«Свобода и
ответственность».
https://институтвоспита
«Цифровая
25 декабря: День
ния.рф/
грамотность и
принятия
безопасность в сети». Федеральных
конституционных
https://sovetniki.68edu.ru
законов о
/wpГосударственных
content/uploads/2022/11/
символах
i-chetvert.pdf
Российской
https://sites.google.com/v
Федерации.
iew/navigatory«Безопасное
27 декабря: День
school6/я-ты-он-онаиспользование
спасателя.
вместе-целая-страна
цифровых ресурсов».
«Финансовая
безопасность».
«Планируем бюджет».

1

1
1
1

9
1

1
1

1

1
20 января – День
Республики Крым.
25 января: День
российского
студенчества.
2 февраля: День
разгрома советскими
войсками немецкофашистских войск в

1
1

1

Сталинградской
битвеэ

21

22

«Мы выбираем».

«Чудеса науки».

8 февраля: День
российской науки;
300-летие со дня
основания
Российской
Академии наук
(1724).
«Мои знания – моя сила»
15 февраля: День
памяти о россиянах,
исполнявших
служебный долг за
пределами
Отечества; 35 лет со
дня вывода
советских войск из
Республика
Афганистан (1989).
23 февраля: День
защитника
Отечества.

23

«Чудеса науки».

24

«Правильные
привычки: здоровое
питание».
«Правильные
привычки: правила
безопасности».

25

26

27

28
29

30

«В здоровом теле —
здоровый дух».

1

https://институтвоспита
ния.рф/programmyvospitaniya/ooy/program
ma-aktivnoysotsializatsii/

6
1

https://институтвоспита
ния.рф/
https://sovetniki.68edu.ru
/wpcontent/uploads/2022/11/
i-chetvert.pdf

1

1
8 марта:
Международный
женский день.

https://sites.google.com/v
iew/navigatoryschool6/я-ты-он-онавместе-целая-страна

14 марта: 450-летие
со дня выхода
первой «Азбуки»
(печатной книги для
обучения письму и
чтению) Ивана
Фёдорова (1574).
«В здоровом теле —
27марта: Всемирный
здоровый дух».
день театра.
«Моя страна – моя история»
«Аллея памяти».
https://институтвоспита
ния.рф/programmy«Живет герой на
11 апреля: День
vospitaniya/ooy/program
улице родной».
Конституции
ma-aktivnoyРеспублики Крым.
sotsializatsii/
«Через года, через
века помните…».

1

1

1
5
1
1

1

31

«Зарница».

32

«Зарница».

27 апреля: День
российского
парламентаризма.

https://институтвоспита
ния.рф/

1

https://sovetniki.68edu.ru
/wpcontent/uploads/2022/11/
i-chetvert.pdf

1

https://sites.google.com/v
iew/navigatoryschool6/я-ты-он-онавместе-целая-страна

33

34

Итоговые занятия
«Я- ТЫ- ОН- ОНА18 мая: День памяти
вместе целая страна».
жертв депортации;
Международный
день Музеев.
«Я- ТЫ- ОН- ОНА24 мая: День
вместе целая страна».
славянской
письменности и
культуры.

https://институтвоспита
ния.рф/programmyvospitaniya/ooy/program
ma-aktivnoysotsializatsii/

2
1

1

https://институтвоспита
ния.рф/
https://sovetniki.68edu.ru
/wpcontent/uploads/2022/11/
i-chetvert.pdf
https://sites.google.com/v
iew/navigatoryschool6/я-ты-он-онавместе-целая-страна

ИТОГО

25

9

Календарно-тематическое планирование
№
п/п

1

2
3

4

5
6
7
8

9

10
11
12

Тема занятия

Модуль воспитательной программы
«Курсы внеурочной
деятельности и
дополнительного
образования»
«Моя школа-мои возможности»
«Какие мы?»
8 сентября:
Международный день
распространения
грамотности.
«Маршруты нашей школы».
«Маршруты нашей школы».
24 сентября: День
Государственного
герба
и
Государственного
флага
Республики
Крым.
«Школьные старты»
27 сентября: День
(подготовка).
работника
дошкольного
образования.
День
туризма.
«Школьные старты».
5 октября:
День
Учителя.
«Мы — команда».
15 октября: День отца
в России.
«Мы — команда».
«Моя семья – моя опора»
«История моей семьи».
25 октября:
Международный день
школьных библиотек.
«Семья — начало всех начал».
8 ноября: День памяти
погибших
при
исполнении
служебных
обязанностей
сотрудников органов
внутренних
дел
России.
«Правила счастливой семьи»
(подготовка).
«Правила счастливой семьи».
26
ноября:
День
матери в России.
«Правила счастливой семьи».
30
ноября:
День
Государственного
герба
Российской
Федерации.
«Мой выбор – моя ответственность»

Коли
Дата
честв
проведения
о
План
Факт
часов

7
1

1
1

1

1
1
1
5
1

1

1
1
1

9

13

«Моя гражданская позиция:
почему важно выбирать».

14
15

«Свобода и ответственность».
«Цифровая грамотность и
безопасность в сети».

16

«Безопасное использование
цифровых ресурсов».

17
18

«Финансовая безопасность».
«Планируем бюджет».

19

«5 правил финансовой
грамотности».

20

«Мы выбираем».

21

«Мы выбираем».

22

23
24

8 декабря:
Международный день
художника.
25
декабря:
День
принятия
Федеральных
конституционных
законов
о
Государственных
символах Российской
Федерации.
27
декабря:
День
спасателя.
20 января – День
Республики Крым.
25 января:
День
российского
студенчества.
2 февраля:
День
разгрома советскими
войсками
немецкофашистских войск в
Сталинградской
битве.

8
февраля:
День
российской
науки;
300-летие
со
дня
основания Российской
Академии наук (1724).
«Мои знания – моя сила»
«Чудеса науки».
15 февраля: День
памяти о россиянах,
исполнявших
служебный долг за
пределами Отечества;
35 лет со дня вывода
советских войск из
Республика
Афганистан (1989).
«Чудеса науки».
23 февраля:
День
защитника Отечества.
«Правильные привычки:
здоровое питание».

1

1
1

1

1
1
1

1

1

6
1

1
1

25

26

27

28
29

30
31

32
33

34

«Правильные привычки: правила
безопасности».

8 марта:
1
Международный
женский день.
«В здоровом теле — здоровый
14 марта: 450-летие со
1
дух».
дня выхода первой
«Азбуки» (печатной
книги для обучения
письму и чтению)
Ивана
Фёдорова
(1574).
«В здоровом теле — здоровый
27марта: Всемирный
1
дух».
день театра.
«Моя страна – моя история»
5
«Аллея памяти».
1
«Живет герой на улице
11
апреля:
День
1
Конституции
родной».
Республики Крым.
«Через года, через века
1
помните…».
27
апреля:
День
«Зарница».
1
российского
парламентаризма.
«Зарница».
1
Итоговые занятия
2
«Я- ТЫ- ОН- ОНА-вместе целая 18 мая: День памяти
1
страна».
жертв
депортации;
Международный день
Музеев.
«Я- ТЫ- ОН- ОНА-вместе целая
24 мая:
День
1
страна».
славянской
письменности
и
культуры.
Итого:
34 часа

Лист коррекции и внесения изменений
Класс

Название
раздела

Название
темы

Дата
проведения
по плану

Причина
корректиро
вки

Корректиру
ющие
мероприятия

Дата
проведения
по факту


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».