Выписка из содержательного раздела
основной образовательной программы
среднего общего образования
БМАОУ СОШ № 11
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Экономика для жизни»
2025
Пояснительная записка
Рабочая программа «Экономика для жизни» разработана для проведения курса
внеурочной деятельности с учащимися 10 классов. Программа ориентирована на
повышение экономической культуры учащихся и на формирование у них
практических
навыков
входе
написания
научно-исследовательских
работ.
Программа составлена в соответствии с программой «Основы экономики»
рекомендованной Липсицом И.В. Основное содержание программного материала
рассчитано на 34 часа: 34 часа в 10 классе. Программа содержит тематическое и
поурочное планирование, включающее темы лекций и практических занятий.
Актуальность курса объясняется тем, что управление людьми представляет
собой необходимый компонент управления любой организацией, наряду с
управлением материальными и трудовыми ресурсами. Люди и талант - наиболее
ценные ресурсы организации. Управление человеческими ресурсами становится
стратегической задачей любой организации. Развитие человеческого потенциала
превращается в статью инвестиций, а не затрат, как это было в традиционных,
централизованных и бюрократических организациях. Управление персоналом
представляет собой особую сферу управленческой деятельности в силу специфики
человеческого фактора: –люди, благодаря интеллекту, реагируют на внешние
воздействия не механически, а эмоционально, осмысленно; –они способны к
постоянному развитию, к совершенствованию своих профессиональных навыков; –
отношения человека с организацией могут носить долговременный характер (~30
лет); –люди приходят в организацию осознанно, с определенными целями и
удовлетворенность
необходимым
сотрудника
условием
взаимодействием
эффективной
работы.
с
организацией
Специфика
является
управленческой
деятельности в аспекте управления персоналом состоит в том, что в ней должны
смыкаться научные знания и личный опыт, мастерство руководителя.
Содержание курса составляют принципы и методы управления в приложении к
кадрам учреждения, теоретические и практические проблемы разработки системы
управления персоналом, пути реализации кадровой политики, выбор наиболее
эффективной технологии, средств и методов кадровой работы применительно к
потребностям ситуации, организационные формы реализации системы управления
персоналом в учреждении. Образовательная область: экономическая культура,
научно-проектная деятельность.
Задачи программы:
1. Дать представление об экономической информации.
2. Привить эвристические навыки.
3. Привить навыки научно-исследовательской работы.
Методы преподавания, формы организации занятий, контроля в преподавании
курса используются методы: практические: практические работы; наглядные:
демонстрация электронных презентаций; словесные: лекция, дискуссия;
объяснительно-иллюстративные методы; методы проблемного изложения;
поисковые (эвристические), ролевые игры.
Основные формы организации учебных занятий: лекции, практические
занятия, творческие проекты. Проверка уровня освоения учащимися данной
программы осуществляется в ходе практических занятий, контрольных работ,
домашних работ, тестов, зачетов, конкурсов творческих проектов
Планируемые
результаты
освоения
обучающимися
курса
внеурочной
деятельности «Экономика для жизни»:
Личностные универсальные учебные действия.
У обучающегося будут сформированы:
внутренняя позиция положительного отношения к учебе;
ориентация на понимание причин успешного обучения;
широкая мотивационная основа экономической деятельности, включающая
социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
проявление интереса к новому учебному материалу;
способность к самооценке.
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости
экономических знаний в современном обществе;
выраженной познавательной мотивации;
устойчивого познавательного интереса к новым способам познания;моральногонравственного сознания, способности к решению моральнонравственных проблем,
устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Регулятивные универсальные учебные действия.
Обучающийся научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
планировать свои действия;
осуществлять пошаговый и итоговый контроль;
различать способ и результат действия;
вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.
Познавательные универсальные учебные действия.
Обучающийся научится:
осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного
исследования с использованием учебной и дополнительной литературы, в
открытом
информационном
пространстве,
в
т.ч.
контролируемом
пространстве Интернет;
использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач
и представления их результатов;
высказываться в устной и письменной форме;
ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских
задач;
владеть основами смыслового чтения текста;
анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (целое из частей);
проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
Предметные результаты.
Обучающийся научится:
- использовать на практике понятия «экономика», «потребности», «торговля»,
«бюджет», «услуги» и представления о товаре как о благе, используемом владельцем
для обмена с целью получения других благ;
- о производителе; о потребителе; о собственных затратах; о прибыли как разнице
между выручкой от продаж товаров и услуг и затратами, необходимыми для
производства и продажи этих товаров и услуг;
о цене оптовой - цене, по которой производитель продает свой товар;
- о цене розничной - цене, по которой торговец продает этот же товар конечному
потребителю; -о торговле как особом роде деятельности; о торговой прибыли;
- о формах торговли: оптовой и розничной, аукционе, внутренней (внутри своей
страны) и внешней (в других странах);
- о рынке как отношениях, складывающихся между продавцами и покупателями, и
рынке как географическом месте купли-продажи;
- о спросе и предложении, об их изменениях в сторону увеличения или уменьшения
и соотношении между ними, об их взаимосвязи с ценой;
- о рекламе как коммерческой информации, имеющей целью привлечь потребителей
и увеличить спрос; об услугах как особой форме коммерческой деятельности;
- о посредничестве как особой форме коммерческой деятельности;
- использовать на практике понятие «производство» и представления о производстве
как воздействии человека на природу с целью создания экономических благ;
о производителе, собственных затратах производителя;
о прибыли производителя;
- об оптовой цене и оптовой торговле как торговле партиями и разнице между
оптовой ценой, по которой производитель продает свой товар, и розничной ценой
как ценой, по которой конечный потребитель его приобретает; о материальных
затратах; о трудовых затратах.
Обучающийся получит возможность научиться:
за внешними формами видеть суть экономического явления;
отличать формальную логику от экономической;
выбирать оптимальный с экономической и нравственной точек зрения вариант и
обосновывать свой выбор;
анализировать статистические
экономической жизни общества;
данные,
касающиеся
отдельных
сторон
- находить гибкие демократичные пути решения экономических конфликтов,
- анализировать текущую информацию об изменениях экономической жизни
общества,
- разумно обосновывать свои профессиональные намерения и потребности,
соотносить свои способности и возможности.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема №1
часов)
Экономика: наука и хозяйство. Главные вопросы экономики ( 8
1.1.
История развития экономической теории.
1.2.
Экономика, как наука. Главные вопросы экономики .
1.3.
Экономика и ее роль в жизни общества.
1.4.
Потребности и их структура. Безграничность человеческих потребностей.
Интересы человека в структуре деятельности.
1.5.
Ресурсы и их классификация. Проблемы ограниченности ресурсов. Факторы
производства. ТЕОРИЯ ПРОИЗВОДСТВА.
1.6.
Разделение труда. Специализация. Производительность труда. Кооперация.
1.7.
Рациональное поведение потребителя. Теория потребительского выбора.
Общая и предельная полезность.
1.8.
Проблемы выбора и ограничения в экономике
Тема №2 Экономическая система государства (3 часа)
2.1. Типы экономических систем: традиционная, централизованная.
2.2. Типы экономических систем: традиционная, централизованная.
2.3. Переходная экономика
Тема №3 Спрос (3 часа)
3.1. Понятие о рынке. Величина спроса
3.2. Рыночный механизм
3.3. Общая характеристика спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Цена
спроса. Закон спроса. Кривая спроса.
Тема №4 Предложение (3 часа)
4.1.
Общая
характеристика
предложения.
Индивидуальное
и
рыночное
предложение. Цена предложения. Закон предложения. Кривая предложения
Равновесная цена. Эластичность предложения.
4.2. Равновесная цена и равновесный объем
4.3. Эластичность спроса и предложения
Тема №5 Ценовой механизм. Конкуренция и типы рынков (4 часа)
5.1. Цена товара. Функции цен. Ценовой механизм. Стоимость товара
5.2. Понятие конкуренции, ее сущность.
5.3. Рыночные структуры. Модели современного рынка.
5.4. Несовершенная конкуренция. Антимонопольная политика .
Тема №6 Рынок ресурсов. (6 часов)
6.1. Ценообразование на рынке ресурсов и формирование доходов
6.2. Рынок труда
6.3. Цена труда и оплата труда. Определение различий в заработной плате.
6.4. Рынок земли
6.5. Рынок информации
6.6. Рынок капитала
Тема №7 Доходы и расходы (3 часа)
7.1. Доходы. Сбережения.
7.2. Расходы. Закон Энгеля
7.3. Страхование и страховые услуги.
Тема №8 Фирма- главное звено рыночной экономики (3 часа)
8.1. Предпринимательская деятельность. Фирма и их задачи.
8.2. Организационно-правовые формы.
8.3. Концепция издержек и прибыли в экономической теории.
Тема №9 Менеджмент. Маркетинг (1 час)
9.1. Менеджмент и Маркетинг
Курс рассчитан на 34 часа
Тематическое планирование
№
Тема занятия
Кол-во
часов
1
История развития экономической теории
1
2
Экономика, как наука. Главные вопросы экономики.
1
3
Экономика и ее роль в жизни общества
1
4
Потребности и их структура. Безграничность человеческих
потребностей. Интересы человека в структуре деятельности.
1
5
Ресурсы и их классификация. Проблемы ограниченности ресурсов.
Факторы производства. ТЕОРИЯ ПРОИЗВОДСТВА.
1
6
Разделение труда. Специализация. Производительность труда.
Кооперация.
1
7
Рациональное поведение потребителя. Теория потребительского выбора.
Общая и предельная полезность.
1
8
Проблемы выбора и ограничения в экономике
1
9
Типы экономических систем: традиционная, централизованная.
1
10
Типы экономических систем: традиционная, централизованная.
1
11
Переходная экономика
1
12
Понятие о рынке. Величина спроса
1
13
Рыночный механизм
1
14
Общая характеристика спроса. Индивидуальный и рыночный спрос.
Цена спроса. Закон спроса. Кривая спроса.
1
15
Общая характеристика предложения. Индивидуальное и рыночное
предложение. Цена предложения. Закон предложения. Кривая
предложения Равновесная цена. Эластичность предложения
1
№
Тема занятия
Кол-во
часов
16
Равновесная цена и равновесный объем
1
17
Эластичность спроса и предложения
1
Цена товара. Функции цен. Ценовой механизм. Стоимость товара
18
1
19
Понятие конкуренции, ее сущность.
1
20
Рыночные структуры. Модели современного рынка.
1
Несовершенная конкуренция. Антимонопольная политика.
21
1
22
Ценообразование на рынке ресурсов и формирование доходов
1
23
Рынок труда
1
24
Цена труда и оплата труда. Определение различий в заработной плате.
1
25
Рынок земли
1
26
Рынок информации
1
27
Рынок капитала
1
28
Доходы. Сбережения
1
29
Расходы. Закон Энгеля
1
30
Страхование и страховые услуги.
1
31
Предпринимательская деятельность. Фирма и их задачи.
1
32
Организационно-правовые формы.
1
33
Концепция издержек и прибыли в экономической теории.
1
34
Менеджмент и Маркетинг
1
Всего: 34 часа
Использованная литература
1. Аникина Е.А. А67 Экономическая теория: учебник / Е.А. Аникина, Л.И. Гавриленко. –
Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2014. – 413 с.