Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Рабочая программа курса внеурочной деятельности Экономика для жизни 2025

Выписка из содержательного раздела
основной образовательной программы
среднего общего образования
БМАОУ СОШ № 11

Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Экономика для жизни»

2025

Пояснительная записка
Рабочая программа «Экономика для жизни» разработана для проведения курса
внеурочной деятельности с учащимися 10 классов. Программа ориентирована на
повышение экономической культуры учащихся и на формирование у них
практических

навыков

входе

написания

научно-исследовательских

работ.

Программа составлена в соответствии с программой «Основы экономики»
рекомендованной Липсицом И.В. Основное содержание программного материала
рассчитано на 34 часа: 34 часа в 10 классе. Программа содержит тематическое и
поурочное планирование, включающее темы лекций и практических занятий.
Актуальность курса объясняется тем, что управление людьми представляет
собой необходимый компонент управления любой организацией, наряду с
управлением материальными и трудовыми ресурсами. Люди и талант - наиболее
ценные ресурсы организации. Управление человеческими ресурсами становится
стратегической задачей любой организации. Развитие человеческого потенциала
превращается в статью инвестиций, а не затрат, как это было в традиционных,
централизованных и бюрократических организациях. Управление персоналом
представляет собой особую сферу управленческой деятельности в силу специфики
человеческого фактора: –люди, благодаря интеллекту, реагируют на внешние
воздействия не механически, а эмоционально, осмысленно; –они способны к
постоянному развитию, к совершенствованию своих профессиональных навыков; –
отношения человека с организацией могут носить долговременный характер (~30
лет); –люди приходят в организацию осознанно, с определенными целями и
удовлетворенность
необходимым

сотрудника

условием

взаимодействием

эффективной

работы.

с

организацией

Специфика

является

управленческой

деятельности в аспекте управления персоналом состоит в том, что в ней должны
смыкаться научные знания и личный опыт, мастерство руководителя.
Содержание курса составляют принципы и методы управления в приложении к
кадрам учреждения, теоретические и практические проблемы разработки системы
управления персоналом, пути реализации кадровой политики, выбор наиболее

эффективной технологии, средств и методов кадровой работы применительно к
потребностям ситуации, организационные формы реализации системы управления
персоналом в учреждении. Образовательная область: экономическая культура,
научно-проектная деятельность.
Задачи программы:
1. Дать представление об экономической информации.
2. Привить эвристические навыки.
3. Привить навыки научно-исследовательской работы.
Методы преподавания, формы организации занятий, контроля в преподавании
курса используются методы: практические: практические работы; наглядные:
демонстрация электронных презентаций;  словесные: лекция, дискуссия; 
объяснительно-иллюстративные методы;  методы проблемного изложения; 
поисковые (эвристические), ролевые игры.
Основные формы организации учебных занятий: лекции, практические
занятия, творческие проекты. Проверка уровня освоения учащимися данной
программы осуществляется в ходе практических занятий, контрольных работ,
домашних работ, тестов, зачетов, конкурсов творческих проектов
Планируемые

результаты

освоения

обучающимися

курса

внеурочной

деятельности «Экономика для жизни»:
Личностные универсальные учебные действия.
У обучающегося будут сформированы:
внутренняя позиция положительного отношения к учебе;
ориентация на понимание причин успешного обучения;
 широкая мотивационная основа экономической деятельности, включающая
социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
проявление интереса к новому учебному материалу;
способность к самооценке.
Обучающийся получит возможность для формирования:

 внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости
экономических знаний в современном обществе;
выраженной познавательной мотивации;
устойчивого познавательного интереса к новым способам познания;моральногонравственного сознания, способности к решению моральнонравственных проблем,
устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Регулятивные универсальные учебные действия.
Обучающийся научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
планировать свои действия;
осуществлять пошаговый и итоговый контроль;
различать способ и результат действия;
вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.
Познавательные универсальные учебные действия.
Обучающийся научится:
 осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного
исследования с использованием учебной и дополнительной литературы, в
открытом

информационном

пространстве,

в

т.ч.

контролируемом

пространстве Интернет;
использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач
и представления их результатов;
высказываться в устной и письменной форме;
ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских
задач;
владеть основами смыслового чтения текста;
анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (целое из частей);
проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

Предметные результаты.
Обучающийся научится:
- использовать на практике понятия «экономика», «потребности», «торговля»,
«бюджет», «услуги» и представления о товаре как о благе, используемом владельцем
для обмена с целью получения других благ;
- о производителе; о потребителе; о собственных затратах; о прибыли как разнице
между выручкой от продаж товаров и услуг и затратами, необходимыми для
производства и продажи этих товаров и услуг;
о цене оптовой - цене, по которой производитель продает свой товар;
- о цене розничной - цене, по которой торговец продает этот же товар конечному
потребителю; -о торговле как особом роде деятельности; о торговой прибыли;
- о формах торговли: оптовой и розничной, аукционе, внутренней (внутри своей
страны) и внешней (в других странах);
- о рынке как отношениях, складывающихся между продавцами и покупателями, и
рынке как географическом месте купли-продажи;
- о спросе и предложении, об их изменениях в сторону увеличения или уменьшения
и соотношении между ними, об их взаимосвязи с ценой;
- о рекламе как коммерческой информации, имеющей целью привлечь потребителей
и увеличить спрос; об услугах как особой форме коммерческой деятельности;
- о посредничестве как особой форме коммерческой деятельности;
- использовать на практике понятие «производство» и представления о производстве
как воздействии человека на природу с целью создания экономических благ;
о производителе, собственных затратах производителя;
о прибыли производителя;
- об оптовой цене и оптовой торговле как торговле партиями и разнице между
оптовой ценой, по которой производитель продает свой товар, и розничной ценой
как ценой, по которой конечный потребитель его приобретает; о материальных
затратах; о трудовых затратах.
Обучающийся получит возможность научиться:
за внешними формами видеть суть экономического явления;

отличать формальную логику от экономической;
выбирать оптимальный с экономической и нравственной точек зрения вариант и
обосновывать свой выбор;
 анализировать статистические
экономической жизни общества;

данные,

касающиеся

отдельных

сторон

- находить гибкие демократичные пути решения экономических конфликтов,
- анализировать текущую информацию об изменениях экономической жизни
общества,
- разумно обосновывать свои профессиональные намерения и потребности,
соотносить свои способности и возможности.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема №1
часов)

Экономика: наука и хозяйство. Главные вопросы экономики ( 8

1.1.

История развития экономической теории.

1.2.

Экономика, как наука. Главные вопросы экономики .

1.3.

Экономика и ее роль в жизни общества.

1.4.

Потребности и их структура. Безграничность человеческих потребностей.
Интересы человека в структуре деятельности.

1.5.

Ресурсы и их классификация. Проблемы ограниченности ресурсов. Факторы
производства. ТЕОРИЯ ПРОИЗВОДСТВА.

1.6.

Разделение труда. Специализация. Производительность труда. Кооперация.

1.7.

Рациональное поведение потребителя. Теория потребительского выбора.
Общая и предельная полезность.

1.8.

Проблемы выбора и ограничения в экономике

Тема №2 Экономическая система государства (3 часа)
2.1. Типы экономических систем: традиционная, централизованная.
2.2. Типы экономических систем: традиционная, централизованная.
2.3. Переходная экономика

Тема №3 Спрос (3 часа)
3.1. Понятие о рынке. Величина спроса
3.2. Рыночный механизм
3.3. Общая характеристика спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Цена
спроса. Закон спроса. Кривая спроса.
Тема №4 Предложение (3 часа)
4.1.

Общая

характеристика

предложения.

Индивидуальное

и

рыночное

предложение. Цена предложения. Закон предложения. Кривая предложения
Равновесная цена. Эластичность предложения.
4.2. Равновесная цена и равновесный объем
4.3. Эластичность спроса и предложения
Тема №5 Ценовой механизм. Конкуренция и типы рынков (4 часа)
5.1. Цена товара. Функции цен. Ценовой механизм. Стоимость товара
5.2. Понятие конкуренции, ее сущность.
5.3. Рыночные структуры. Модели современного рынка.
5.4. Несовершенная конкуренция. Антимонопольная политика .
Тема №6 Рынок ресурсов. (6 часов)
6.1. Ценообразование на рынке ресурсов и формирование доходов
6.2. Рынок труда
6.3. Цена труда и оплата труда. Определение различий в заработной плате.
6.4. Рынок земли
6.5. Рынок информации
6.6. Рынок капитала
Тема №7 Доходы и расходы (3 часа)
7.1. Доходы. Сбережения.
7.2. Расходы. Закон Энгеля
7.3. Страхование и страховые услуги.

Тема №8 Фирма- главное звено рыночной экономики (3 часа)
8.1. Предпринимательская деятельность. Фирма и их задачи.
8.2. Организационно-правовые формы.
8.3. Концепция издержек и прибыли в экономической теории.
Тема №9 Менеджмент. Маркетинг (1 час)
9.1. Менеджмент и Маркетинг
Курс рассчитан на 34 часа

Тематическое планирование
№

Тема занятия

Кол-во
часов

1

История развития экономической теории

1

2

Экономика, как наука. Главные вопросы экономики.

1

3

Экономика и ее роль в жизни общества

1

4

Потребности и их структура. Безграничность человеческих
потребностей. Интересы человека в структуре деятельности.

1

5

Ресурсы и их классификация. Проблемы ограниченности ресурсов.
Факторы производства. ТЕОРИЯ ПРОИЗВОДСТВА.

1

6

Разделение труда. Специализация. Производительность труда.
Кооперация.

1

7

Рациональное поведение потребителя. Теория потребительского выбора.
Общая и предельная полезность.

1

8

Проблемы выбора и ограничения в экономике

1

9

Типы экономических систем: традиционная, централизованная.

1

10

Типы экономических систем: традиционная, централизованная.

1

11

Переходная экономика

1

12

Понятие о рынке. Величина спроса

1

13

Рыночный механизм

1

14

Общая характеристика спроса. Индивидуальный и рыночный спрос.
Цена спроса. Закон спроса. Кривая спроса.

1

15

Общая характеристика предложения. Индивидуальное и рыночное
предложение. Цена предложения. Закон предложения. Кривая
предложения Равновесная цена. Эластичность предложения

1

№

Тема занятия

Кол-во
часов

16

Равновесная цена и равновесный объем

1

17

Эластичность спроса и предложения

1

Цена товара. Функции цен. Ценовой механизм. Стоимость товара
18

1

19

Понятие конкуренции, ее сущность.

1

20

Рыночные структуры. Модели современного рынка.

1

Несовершенная конкуренция. Антимонопольная политика.
21

1

22

Ценообразование на рынке ресурсов и формирование доходов

1

23

Рынок труда

1

24

Цена труда и оплата труда. Определение различий в заработной плате.

1

25

Рынок земли

1

26

Рынок информации

1

27

Рынок капитала

1

28

Доходы. Сбережения

1

29

Расходы. Закон Энгеля

1

30

Страхование и страховые услуги.

1

31

Предпринимательская деятельность. Фирма и их задачи.

1

32

Организационно-правовые формы.

1

33

Концепция издержек и прибыли в экономической теории.

1

34

Менеджмент и Маркетинг

1

Всего: 34 часа

Использованная литература
1. Аникина Е.А. А67 Экономическая теория: учебник / Е.А. Аникина, Л.И. Гавриленко. –
Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2014. – 413 с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».