Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Рабочая программа курса внеурочной деятельности Россия - мои горизонты 2025

Выписка из содержательного раздела
основной образовательной программы
среднего общего образования
БМАОУ СОШ № 11

Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Россия – мои горизонты»

2025

Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты»
(далее, соответственно – Программа, Курс) составлена на основе:
‒ Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. № 309 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на
перспективу до 2036 года».
‒ Указа Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно- нравственных ценностей».
‒ Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. № 309 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на
перспективу до 2036 года».
‒ Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
‒ Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации».
‒ Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам
воспитания обучающихся, во исполнение поручений Президента РФ Пр-328 п. 1 от
23 февраля 2018 г., Пр-2182 от 20 декабря 2020 г.».
‒ Приказа Минпросвещения России от 31 августа 2023 г. № 650 «Об
утверждении Порядка осуществления мероприятий по профессиональной
ориентации обучающихся по образовательным программам основного общего и
среднего общего образования».
‒ Федерального закона от 12 декабря 2023 г. № 565 (ред. от 08 августа 2024 г.)
«О занятости населения в Российской Федерации» (статья 58).
‒ Распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. №
996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года».
‒ Федерального государственного образовательного стандарта среднего
общего образования (далее – ФГОС СОО), утвержденного приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413.
‒ Федеральной образовательной программы среднего общего образования,
утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18
мая 2023 г. № 371.
Организационно-методические
рекомендации
по
реализации
курса
внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты», а также место курса в
реализации Единой модели профориентации, в том числе в части регионального
содержательного компонента, отражено в следующих документах:
‒ Порядок реализации Единой модели профориентации «Билет в будущее» по
профессиональной ориентации обучающихся 6-11 классов образовательных

организаций Российской Федерации, реализующих образовательные программы
основного общего и среднего общего образования.
‒ Методические
рекомендаций по реализации Единой модели
профессиональной ориентации обучающихся 6-11 классов образовательных
организаций Российской Федерации, реализующих образовательные программы
основного общего и среднего общего образования.
Содержание Программы включает: цели и задачи Курса, определение места и
роли Курса в плане внеурочной деятельности, содержание отраслевых, практико
ориентированных и профориентационных занятий (в том числе рефлексивных и
проектного занятия, направленного на взаимодействие с родителями/законными
представителями), примерное тематическое планирование занятий Курса.
Содержание Программы определяет реализацию соответствующего
направления Единой модели профориентации.
Курс предусматривает учебную нагрузку один академический час (далее –
час) в неделю (34 часа в учебный год).
Цели и задачи изучения курса внеурочной деятельности
«Россия – мои горизонты»
Цель
Курса:
формирование
готовности
к
профессиональному
самоопределению обучающихся 10 – 11 классов общеобразовательных организаций
через знакомство с востребованными профессиями и достижениями России в
различных отраслях экономики, разнообразием образовательных возможностей для
осознанного формирования индивидуального профессионально образовательного
маршрута с учетом интересов, склонностей и способностей.
Задачи:
‒
содействие
формированию
готовности
к
профессиональному
самоопределению обучающихся общеобразовательных организаций;
‒ формирование рекомендаций для обучающихся по построению
индивидуального профессионально-образовательного маршрута в зависимости от
интересов, способностей, доступных им возможностей;
‒ информирование обучающихся о специфике рынка труда и системе
профессионального и высшего образования (включая знакомство с перспективными
и востребованными профессиями, секторами экономики и видами экономической
деятельности);
‒ формирование у обучающихся навыков и умений конструирования
индивидуального образовательно-профессионального маршрута и его адаптация с
учетом возможностей среды;
‒ формирование ценностного отношения к труду как основному способу
достижения жизненного благополучия, залогу его успешного профессионального
самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне.

Место и роль курса внеурочной деятельности
«Россия – мои горизонты» в плане внеурочной деятельности
Настоящая Программа является частью образовательной программы среднего
общего образования (10-11 класс). Курс разработан с учетом преемственности
профориентационных задач среднего общего и основного общего образования.
Темы отраслевых и практико-ориентированных занятий настоящей Программы
преимущественно связаны с основными отраслями производственной и
непроизводственной сфер экономической деятельности Российской Федерации и
разнообразием профессий, представленных в них. Содержание занятий знакомит
обучающихся с достижениями сфер экономической деятельности России. Кроме
того, занятия направлены на формирование ценностных ориентиров, значимых для
успешной профессиональной деятельности любого человека (ценность труда,
ценность непрерывного образования, научного познания, самообразования и
других). Профориентационные занятия в рамках настоящей Программы включают
описание диагностик и их интерпретацию, а также рефлексивные занятия и занятие,
посвященное взаимодействию с родителями.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Россия – мои горизонты»
Личностные результаты
Личностные результаты достигаются в единстве учебной и воспитательной
деятельности, в соответствии с традиционными российскими социокультурными,
историческими и духовно-нравственными ценностями, и способствуют процессам
самопознания, самовоспитания и саморазвития, развития внутренней позиции
личности, патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников
Отечества и подвигам Героев Отечества и старшему поколению, закону и
правопорядку, труду, взаимного уважения, бережного отношения к культурному
наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации,
природе и окружающей среде.
В сфере гражданского воспитания:
‒ сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и
ответственного члена российского общества, осознание своих конституционных
прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;
‒ готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным
признакам;
‒ умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их
функциями и назначением.
В сфере патриотического воспитания:
‒ осознание духовных ценностей российского народа, готовность к служению
и защите Отечества, ответственность за его судьбу;
‒ ценностное отношение к государственным символам, историческому и
природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям

России в науке, искусстве, спорте, технологиях и труде;
‒ сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма,
уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости 12 за
свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее
многонационального народа России.
В сфере духовно-нравственного воспитания:
‒ сформированность нравственного сознания, этического поведения;
‒ способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения,
ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;
‒ осознание личного вклада в построение устойчивого будущего.
В сфере эстетического воспитания:
‒ эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, труда и общественных отношений.
‒ способность воспринимать различные виды искусства, традиции и
творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие
искусства;
‒ убежденность в значимости для личности и общества отечественного и
мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества.
В сфере трудового воспитания:
‒ готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
‒ готовность к активной деятельности в технологической и социальной сферах
деятельности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять
такую деятельность;
‒ интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение
совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные
жизненные планы;
‒ готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении
всей жизни.
В сфере экологического воспитания:
‒ сформированность экологической культуры, понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание
глобального характера экологических проблем;
‒ умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия
предпринимаемых действий, предотвращать их;
‒ планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе
знания целей устойчивого развития человечества.
В сфере ценности научного познания:
‒ совершенствование языковой и читательской культуры как средства
взаимодействия между людьми и познания мира;
‒ осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять
проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе;
‒ сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур,

способствующего осознанию своего места в поликультурном мире.
Метапредметные результаты
Познавательные УУД:
а) базовые логические действия:
‒ самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать
ее всесторонне;
‒ устанавливать существенный признак или основания для сравнения,
классификации и обобщения;
‒ определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их
достижения;
‒ выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях; ‒
вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям,
оценивать риски последствий деятельности;
‒ развивать креативное мышление при решении жизненных проблем.
б) базовые исследовательские действия:
‒ владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности,
навыками разрешения проблем;
‒ способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения
практических задач, применению различных методов познания;
‒ овладение видами деятельности по получению нового знания, его
интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в
том числе при создании учебных и социальных проектов;
‒ формирование научного типа мышления, владение научной терминологией,
ключевыми понятиями и методами; ‒ ставить и формулировать собственные задачи
в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
‒ выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать
гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений,
задавать параметры и критерии решения;
‒ анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически
оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
‒ давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретенный опыт;
‒ разрабатывать план решения проблемы с учетом анализа имеющихся
материальных и нематериальных ресурсов;
‒ осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов
действия в профессиональную среду;
‒ уметь переносить знания в познавательную и практическую области
жизнедеятельности;
‒ уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
‒ выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения;
‒ ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения.
в) работа с информацией:
‒ владеть навыками получения информации из источников разных типов,
самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию
информации различных видов и форм представления;
‒ создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и
целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации;
‒ оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие
правовым и морально-этическим нормам;
‒ использовать средства информационных и коммуникационных технологий в

решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач соблюдением
требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения,
правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
‒ владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной
безопасности личности.
Ккоммуникативныее УУД:
а) общение:
‒ осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
‒ распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать
конфликты;
‒ владеть различными способами общения и взаимодействия;
‒ аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации;
‒ развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием
языковых средств.
б) совместная деятельность:
‒ понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы;
‒ выбирать тематику и методы совместных действий с учетом общих
интересов, и возможностей каждого члена коллектива;
‒ принимать цели совместной деятельности, организовывать и
координировать действия по ее достижению: составлять план действий,
распределять роли с учетом мнений участников обсуждать результаты совместной
работы;
‒ оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий
результат по разработанным критериям;
‒ предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны,
оригинальности, практической значимости;
‒ координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
‒ осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях,
проявлять творчество и воображение, быть инициативным.
Регулятивные УУД:
а) самоорганизация:
‒ самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять
проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
‒ самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся
ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
‒ давать оценку новым ситуациям;
‒ расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
‒ делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за
решение;
‒ оценивать приобретенный опыт;
‒ способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных
областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень.
б) самоконтроль:
‒ давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность,
оценивать соответствие результатов целям;

‒ владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований;
‒ использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного
решения;
‒ уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению.
в) эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:
‒ самосознания, включающего способность понимать свое эмоциональное
состояние, видеть направления развития собственной эмоциональной сферы, быть
уверенным в себе;
‒ саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать
ответственность за свое поведение, способность адаптироваться к эмоциональным
изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому;
‒ внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и
успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих
возможностей;
‒ эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние
других, учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к
сочувствию и сопереживанию;
‒ социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с
другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты.
г) принятие себя и других людей:
‒ принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
‒ принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов
деятельности;
‒ признавать свое право и право других людей на ошибки;
‒ развивать способность понимать мир с позиции другого человека.
Содержание курса внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты»
Тема 1. Установочное занятие «Россия - мои горизонты» (1 час)
Россия – страна безграничных возможностей и профессионального развития.
Познавательные цифры и факты о развитии и достижениях. Разделение труда как
условие его эффективности. Разнообразие отраслей, сфер профессиональной
деятельности, профессий. Цели и возможности курса «Россия – мои горизонты»,
виды занятий, основные образовательные формы, правила взаимодействия. Портал
«Билет в будущее» https://bvbinfo.ru/. Единая модель профориентации.
Тема 2. Тематическое профориентационное занятие «Открой свое будущее» (1
час)
10 кл. Структура высшего образования, УГСН. Варианты образования и
профессионального развития.
11 кл. Различные жизненные сценарии и профессионально-образовательные
маршруты, карьерные траектории. Персональное профессиональное развитие.
Приемы построения профессионально-образовательных маршрутов.
Тема 3. Тематическое профориентационное занятие «Познаю себя» (1 час)
Особенности диагностик на портале «Билет в будущее» https://bvbinfo.ru/.
Значение профориентационных диагностик. Диагностический цикл. Алгоритм и
сроки прохождения диагностик. Анонсирование диагностик «Мои интересы» (10
класс) и «Мой профиль» (11 класс). Профессиональные склонности и профильность
обучения. Роль профессиональных интересов в выборе профессиональной

деятельности и профильности общего обучения, дополнительного образования.
Персонализация общего образования. обучения, Способы самодиагностики
профессиональных интересов, индивидуальные различия и выбор профессии.
Повышение мотивации к самопознанию, профессиональному самоопределению.
Тема 4. Россия индустриальная: атомные технологии (1 час)
Занятие посвящено юбилейной дате – 80 лет атомной промышленности России
(26 сентября). Знакомство обучающихся с ролью атомной промышленности в
экономике страны. Достижения России в сфере атомной промышленности,
актуальные задачи и перспективы развития отрасли. Крупнейший работодатель –
государственная корпорация «Росатом»: географическая представленность,
перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание
профессиональной деятельности. Варианты образования.
10-11 кл. Профессионально важные качества, характерные для профессий в
атомной отрасли и варианты профессионально-образовательных маршрутов.
Возможности высшего и профессионального образования в подготовке
специалистов для корпорации Росатом. Наукоемкие и высокотехнологичные
направления развития атомной отрасли.
Тема 5. Россия индустриальная: космическая отрасль (1 час)
Занятие посвящено 68-ой годовщине запуска «Спутник-1» – первого в мире
искусственного спутника Земли, запущенного на орбиту 4 октября 1957 года.
Спутникостроение как отрасль деятельности, связанная с проектированием,
изготовлением, запуском и эксплуатацией спутников. Использование информации,
полученной спутниками.
10-11 кл. Общая характеристика и история отрасли спутникостроения. Ее
значимость в экономике страны. Содержание деятельности профессий в области
спутникостроения и применения спутниковых данных. Профессионально важные
качества, характерные для профессий в данной отрасли и возможности построения
карьеры. Возможности образования в подготовке инженерных кадров в области
спутникостроения и обработки данных дистанционного зондирования Земли.
Тема 6. Россия аграрная: продовольственная безопасность (1 час)
Занятие приурочено ко Дню работника сельского хозяйства и
перерабатывающей промышленности, международной выставке «Золотая осень» (12
октября). Рассматривается роль сельского хозяйства в обеспечении 26
продовольственной безопасности страны, обзор подотраслей сельского хозяйства,
разнообразие профессий и образовательных возможностей. Наукоемкость и
технологичность современного агропромышленного комплекса. Открытие
диагностики «Мои способности. Естественно-научные способности» в личном
кабинете обучающегося на портале «Билет в будущее».
10-11 кл. Профессионально важные качества и особенности построения
карьеры в аграрной сфере. Возможности высшего и среднего профессионального
образования в подготовке специалистов для рассматриваемых отраслей.
Тема 7. Россия комфортная: энергетика (1 час)
Знакомство обучающихся с ролью топливно-энергетического комплекса в
экономике нашей страны. Достижения России в энергетической сфере, актуальные
задачи и перспективы развития. Работодатели, перспективная потребность в кадрах.
Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты
профессионального образования.
10-11 кл. Профессионально важные качества и особенности построения
карьеры в сфере энергетики. Возможности высшего и среднего профессионального

образования в подготовке специалистов для топливно-энергетического комплекса.
Тема 8. Практико-ориентированное занятие (1 час)
Занятие направлено на углубление представлений о профессиях в изученных
областях. Педагогу предлагается выбор в тематике занятия. Обучающиеся получают
задания от специалиста (в видеоролике или в формате презентации, в зависимости
от технических возможностей образовательной организации) и, благодаря их
выполнению, уточняют свои гипотезы о предмете профессиональной деятельности,
условиях работы, личных качествах, целях и ценностях профессионалов в
профессии, их компетенциях, особенностях образования. Рассматриваются такие
направления, как космическая отрасль (спутникостроение и работа с данными
дистанционного зондирования Земли), агропромышленная отрасль и пищевая
промышленность, как часть обрабатывающей индустриальной среды.
Тема
9.
Россия
индустриальная:
добыча,
переработка,
тяжелая
промышленность (1 час)
Знакомство обучающихся с ролью отрасли добычи переработки в экономике
страны. Роль тяжелой промышленности в обеспечении работы отрасли. Достижения
России, актуальные задачи и перспективы развития отрасли. Крупнейшие
работодатели, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и
содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионально
образовательных маршрутов. Открытие диагностики «Мои способности.
Технические способности» в личном кабинете обучающегося на портале «Билет в
будущее».
10-11 кл. Профессионально важные качества и особенности построения
профессионально-образовательных
маршрутов
в
индустриальной
сфере.
Возможности высшего и среднего профессионального образования в подготовке
специалистов для отраслей добычи и переработки.
Тема 10. Россия индустриальная: машиностроение и судостроение (занятие к
500-летию Северного морского пути) (1 час)
Знакомство обучающихся с историей и ролью Северного морского пути и
роли машиностроения и судостроения в его развитии. Достижения России в области
судостроения и машиностроения, актуальные задачи и перспективы развития.
Работодатели, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и
содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионально
образовательных маршрутов.
10-11 кл. Общая характеристика судостроительной отрасли: тяжелая
промышленность и машиностроение. Профессионально важные качества и
особенности профессионального развития в индустриальной сфере. Возможности
высшего и профессионального образования в подготовке специалистов для
судостроения.
Тема 11. Россия индустриальная: легкая промышленность (1 час)
Знакомство обучающихся с ролью легкой промышленности в экономике
страны. Достижения России в отрасли, актуальные задачи и перспективы развития.
Работодатели, их географическая представленность, перспективная потребность в
кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности.
Варианты профессионального образования.
10-11 кл. Профессионально важные качества и особенности построения
карьеры в индустриальной сфере. Возможности высшего и среднего
профессионального образования в подготовке специалистов для легкой
промышленности.

Тема 12. Россия умная: математика в действии (1 час)
Знакомство обучающихся с ролью математики в профессиональной
деятельности различных отраслей в экономике нашей страны. Достижения России в
отрасли прикладной и фундаментальной математики, актуальные задачи и
перспективы развития. Примеры сфер деятельности, использующих математический
аппарат.
10-11 кл. Профессионально важные качества и особенности построения
карьеры в сфере прикладной и фундаментальной математики и вычислительной
техники. Возможности высшего образования в подготовке специалистов.
Тема 13. Россия безопасная: национальная безопасность (1 час)
Знакомство обучающихся со сферами профессиональной деятельности в
области вооруженных сил и гражданской обороны. Система гражданской обороны
России. Актуальные задачи и перспективы развития сферы профессиональной
деятельности. Государство как работодатель, перспективная потребность в кадрах.
Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты
профессионально-образовательного маршрута.
10-11 кл. Профессионально важные качества и особенности построения
карьеры. Возможности высшего и среднего профессионального образования в
подготовке специалистов в сфере гражданской обороны и таможенного контроля.
Тема 14. Россия цифровая: IT – компании и отечественный финтех (1 час)
Определение лидерства отечественных технологических компаний в контексте
цифровизации гражданских сервисов, формирование передового опыта развития
технологической комфортной среды. Обзор первенства России в финтех отрасли.
Определение перспектив развития. Возможности образования, в том числе
программа «Код в будущее». Обзор компаний, понятие и примеры успешных
стартапов. Открытие диагностики «Мои способности. Аналитические способности»
в личном кабинете обучающегося на портале «Билет в будущее».
10-11 кл. Профессионально важные качества и особенности построения
карьеры в сфере финтеха. Возможности высшего и среднего профессионального
образования в подготовке специалистов.
Тема 15. Россия индустриальная: пищевая промышленность и общественное
питание (1 час)
Знакомство обучающихся с ролью пищевой промышленностью как частью
АПК (индустриальная среда). Актуальные задачи и перспективы развития.
Особенности сферы деятельности, перспективная потребность в кадрах,
работодатели. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности.
Варианты профессионального и высшего образования.
10-11 кл. Профессионально важные качества и особенности построения
профессионально-образовательных
маршрутов.
Возможности
высшего
и
профессионального образования в подготовке специалистов для пищевой
промышленности.
Тема 16. Практико-ориентированное занятие (1 час)
Занятие направлено на углубление представлений о профессиях в изученных
областях. Педагогу предлагается выбор в тематике занятия. Обучающиеся получают
задания от специалиста (в видеоролике или в формате презентации, в зависимости
от технических возможностей образовательной организации) и, благодаря их
выполнению, уточняют свои гипотезы о предмете профессиональной деятельности,
условиях работы, личных качествах, целях и ценностях профессионалов в
профессии, их компетенциях, особенностях образования. Рассматриваются

профессии тем с № 9 по № 15.
Тема 17. Профориентационное тематическое занятие «Мое будущее» (1 час)
Групповой разбор и интерпретация профориентационных диагностик первого
полугодия. Комплексный учет факторов при выборе профессии и образования.
Навык обращения с результатами диагностики, соотнесение рекомендаций с
собственными
представлениями.
Навык
планирования
образовательно
профессионального маршрута с учетом рекомендаций разного рода. Принцип
вероятностного прогноза.
Тема 18. Профориентационное занятие (1 час)
Анонс возможности самостоятельного участия в диагностике личностных
особенностей и готовности к профессиональному самоопределению «Мои качества»
(10 класс) и «Мои ориентиры» (11 класс). «Мои качества»: Личностные особенности
и выбор профессии. Повышение мотивации к самопознанию, пониманию своих
преимуществ и дефицитов в рамках отдельных профессиональных обязанностей.
«Мои
ориентиры»:
Составляющие
готовности
к
профессиональному
самоопределению.
Определение
уровня
готовности
обучающегося
к
профессиональному выбору, понимание сильных сторон и дефицитов для его
совершения. Индивидуальное планирование для повышения уровня готовности к
профессиональному самоопределению.
Тема 19. Россия деловая: предпринимательство и бизнес (1 час)
Знакомство обучающихся с ролью предпринимательства в экономике нашей
страны. Достижения в предпринимательстве на основе успешных примеров,
актуальные
задачи
и
перспективы
развития.
Основные
направления
предпринимательской деятельности. Варианты профессионального образования.
Открытие диагностики «Мои способности. Вербальные способности» в личном
кабинете обучающегося на портале «Билет в будущее».
10-11
кл.
Профессионально
важные
качества
и
особенности
профессионального развития в деловой среде. Возможности высшего и среднего
профессионального образования в подготовке специалистов для отрасли
«предпринимательство».
Тема 20. Россия умная: наука и технологии (1 час)
Занятие посвящено Дню Российской науки – 8 февраля. Знакомство
обучающихся с ролью науки и образования в экономике страны. Достижения России
в отраслях науки и образования, актуальные задачи и перспективы развития.
Работодатели, их географическая представленность, перспективная потребность в
кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности.
Знакомство со Всероссийским обществом изобретателей и рационализаторов
(ВОИР) – общественной организацией, деятельность которой направлена на
развитие потенциала российского изобретательства, помощь по внедрению новых
технологий и разработок, защиту интересов и прав изобретателей и
рационализаторов в России и за рубежом, а также популяризацию изобретательской
деятельности. Варианты профессионального образования. Открытие диагностики
«Мои способности. Социальный интеллект» в личном кабинете обучающегося на
портале «Билет в будущее». Инициативы Десятилетия науки и технологий в России.
10-11 кл. Профессионально важные качества и особенности построения
карьеры в науке и образовании. ВОИР, как площадка для внедрения новых
технологий и разработок, предоставляющая, в том числе, возможности
популяризации изобретательской деятельности. Возможности высшего и среднего
профессионального образования в подготовке специалистов для изучаемых

отраслей.
Тема 21. Россия гостеприимная: сервис и туризм (1 час)
Занятие посвящено знакомству обучающихся с профессиями в сфере туризма
и гостеприимства и вариантами профессионально-образовательных маршрутов.
10-11 кл. Профессионально важные качества, необходимые для профессий
сферы сервиса, туризма и гостеприимства, возможности построения карьеры.
Возможности высшего и профессионального образования в подготовке
специалистов.
Тема 22. Россия безопасная. Защитники Отечества (1 ч.)
Занятие посвящено Дню Героев Отечества (9 декабря) и роли Вооруженных
сил Российской Федерации в обеспечении национальной безопасности. В рамках
занятия рассматривается структура и современные достижения Вооруженных сил
Российской Федерации, включая передовые технологии в армии, флоте и других
силовых ведомствах. В ходе занятия особое внимание уделяется новым
высокотехнологичным военным специальностям, которые определяют облик армии
и силовых ведомств будущего.
Тема 23. Россия комфортная: транспорт (1 час)
Знакомство обучающихся с ролью комфортной среды в экономике нашей
страны. Достижения России в отраслях комфортной среды, актуальные задачи и
перспективы развития. Крупнейшие работодатели в транспортной сфере, их
географическая представленность, перспективная потребность в кадрах. Основные
профессии
и
содержание
профессиональной
деятельности.
Варианты
профессионального образования.
10-11 кл. Профессионально важные качества и особенности построения
карьеры в транспортной сфере. Возможности высшего и среднего
профессионального образования в подготовке специалистов для отрасли.
Тема 24. Россия на связи: интернет и телекоммуникация (1 час)
Знакомство обучающихся с ролью систем связи и телекоммуникаций для
экономики страны. Достижения России в сфере обеспечения связи и
телекоммуникаций, актуальные задачи и перспективы развития. Работодатели,
перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание
профессиональной деятельности. Варианты профессионального образования.
10-11 кл. Профессионально важные качества и особенности построения
карьеры в программировании и телекоммуникации. Возможности высшего и
среднего профессионального образования в подготовке специалистов для сферы
деятельности в области связи и телекоммуникаций.
Тема 25. Практико-ориентированное занятие (1 час)
Занятие направлено на углубление представлений о профессиях в изученных
сферах профессиональной деятельности и отраслей. Педагогу предлагается выбор в
тематике занятия. Обучающиеся получают задания от специалиста (в видеоролике
или в формате презентации, в зависимости от технических возможностей
образовательной организации) и, благодаря их выполнению, уточняют свои
гипотезы о предмете профессиональной деятельности, условиях работы, личных
качествах, целях и ценностях профессионалов в профессии, их компетенциях,
особенностях образования. На материале профессий тем с № 20 по № 24.
Тема 26. Проектное занятие: поговори с родителями (1 час)
Занятие посвящено теме «Поговори с родителями» и предполагает знакомство
с особенностями проведения тематической беседы с родителями (значимыми
взрослыми). В зависимости от возраста обучающиеся готовят список вопросов для

беседы и знакомятся с правилами и особенностями проведения интервью на тему
профессионального самоопределения. Материалы занятия могут быть использованы
обучающимися в самостоятельной деятельности.
Тема 27. Россия здоровая: медицина и фармацевтика в России (1 час)
Знакомство обучающихся с ролью медицины и фармации в экономике нашей
страны. Достижения России в этих отраслях, актуальные задачи и перспективы
развития. Работодатели, их географическая представленность, перспективная
потребность в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной
деятельности. Варианты профессионального образования. Рассматриваются такие
направления, как медицина и фармация.
10-11 кл. Профессионально важные качества и особенности построения
карьеры в сфере здравоохранения. Возможности высшего и среднего
профессионального образования в подготовке специалистов для отраслей медицина
и фармация.
Тема 28. Россия индустриальная: космическая отрасль (1 час)
Знакомство обучающихся с ролью космической отрасли в экономическом
развитии и обеспечении безопасности страны. Достижения России в космической
сфере, актуальные задачи и перспективы развития. Основные профессии и
содержание профессиональной деятельности в космической отрасли.
10-11
кл.
Профессионально
важные
качества
и
особенности
профессионального развития в космической отрасли. Возможности высшего и
среднего профессионального образования в подготовке специалистов для
космической отрасли.
Тема 29. Россия творческая: культура и искусство (1 час)
Знакомство обучающихся с ролью креативной индустрии и сферой
промышленного дизайна в экономике страны. Промышленный дизайн – сфера на
стыке искусства и инженерных технологий и один из факторов обеспечения
эффективности и удобства. Цель промышленного дизайна. Достижения России,
актуальные задачи и перспективы развития сферы культуры, искусства и
промышленного дизайна. Основные профессии и содержание профессиональной
деятельности. Варианты профессионального образования. Открытие диагностики
«Мои способности. Креативный интеллект» в личном кабинете обучающегося на
портале «Билет в будущее».
10-11 кл. Профессионально важные качества и особенности построения
карьеры в креативной сфере. Возможности высшего и среднего профессионального
образования в подготовке специалистов для искусства и дизайна.
Тема 30. Практико-ориентированное занятие (1 час)
Занятие направлено на углубление и расширения представлений о профессиях
в изученных областях. Педагогу предлагается выбор тематики занятия.
Обучающиеся получают задания от специалиста (в видеоролике или в формате
презентации, в зависимости от технических возможностей образовательной
организации) и, благодаря их выполнению, уточняют свои гипотезы о предмете
профессиональной деятельности, условиях работы, личных качествах, целях и
ценностях профессионалов в профессии, их компетенциях, особенностях
образования. На материале профессий (на выбор): культура и искусство;
промышленный дизайн; космическая отрасль.
Тема 31. Россия комфортная. Строительство и города будущего (1 час)
Занятие проходит накануне 1 мая – Праздника Весны и Труда, который
традиционно связан с популяризацией строительных профессий. Знакомство

обучающихся с ролью строительства и жилищно-коммунального хозяйства
(обслуживание зданий). Достижения России в строительстве, актуальные задачи и
перспективы развития. Крупнейшие работодатели, перспективная потребность в
кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности.
Варианты профессионального образования. Всероссийское голосование за выбор
объектов благоустройства.
10-11 кл. Профессионально важные качества и особенности построения
карьеры в изучаемых отраслях. Возможности высшего и среднего
профессионального образования в подготовке специалистов для отраслей
строительства и архитектуры.
Тема 32. Россия безопасная: военно-промышленный комплекс (ВПК) (1 час)
Знакомство обучающихся с ролью военно-промышленного комплекса в
обеспечении безопасности Российской Федерации. Достижения России в развитии
ВПК, актуальные задачи и перспективы профессионального развития.
Перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание
профессиональной деятельности. Варианты профессионально-образовательных
маршрутов.
10-11 кл. Профессионально важные качества и особенности построения
карьеры в сфере ВПК. Возможности высшего и среднего профессионального
образования в подготовке специалистов для военно-промышленного комплекса.
Тема 33. Практико-ориентированное занятие (1 час)
Занятие направлено на углубление представлений о профессиях в изученных
областях. Педагогу предлагается выбор в тематике занятия. Обучающиеся получают
задания от специалиста (в видеоролике или в формате презентации, в зависимости
от технических возможностей образовательной организации) и, благодаря их
выполнению, уточняют свои гипотезы о предмете профессиональной деятельности,
условиях работы, личных качествах, целях и ценностях профессионалов в
профессии, их компетенциях, особенностях образования. На материале профессий
тем № 31 и № 32 (на выбор).
Тема 34. Рефлексивное занятие (1 час)
Итоги изучения курса за год. Что было самым важным и впечатляющим.
Какой профессионально-образовательный маршрут был проделан обучающимся за
учебный год (в урочной и внеурочной деятельности, в каких мероприятиях
профессионального выбора участвовали, успехи в дополнительном образовании и
так далее). Самооценка результатов. Оценка курса обучающимися, их предложения.

Тематическое планирование
№

1.

2.

3.

Тема, раздел
курса
Тема 1.
Установочное
занятие «Россия –
мои горизонты» (1
час)
Тема 2.
Тематическое
профориентационн
ое занятие «Открой
свое будущее» (1
час)

Тема 3.
Тематическое
профориентационн
ое занятие
«Познаю себя»
(1 час)

Вид занятия

Основное содержание

Россия – страна безграничных возможностей
и профессионального развития. Познавательные цифры и
факты о развитии и достижениях. Разделение труда как
Установочное условие его эффективности. Цели и возможности курса
«Россия - мои горизонты». Портал
«Билет в будущее» https://bvbinfo.ru/. Единая модель
профориентации.
10 кл. Структура высшего образования, УГСН.
Варианты образования и профессионального развития.
Тематическое
11 кл. Различные жизненные сценарии
профориентац и профессионально-образовательные маршруты, карьерные
ионное
траектории. Персональное профессиональное развитие.
Приемы построения профессионально-образовательных
маршрутов. Выбор образовательной организации.

Тематическое
Особенности диагностик на платформе «Билет в
профориентац будущее» https://bvbinfo.ru/. Значение профориентационных
диагностик. Диагностический цикл. Алгоритм и сроки
ионное
прохождения диагностик. Анонсирование диагностик «Мои
интересы» (10 класс) и «Мой профиль» (11 класс).
Профессиональные склонности и профильность обучения.
Роль профессиональных интересов в выборе
профессиональной деятельности и профильности
общего обучения, дополнительного образования.
Персонализация образования. Способы самодиагностики
профессиональных интересов, индивидуальные различия и
выбор профессии. Повышение мотивации
к самопознанию, профессиональному самоопределению.

Основные виды деятельности
обучающихся
Просмотр видеороликов, участие
в дискуссии, выполнение
заданий. Работа с материалами
занятия. Работа под
руководством педагога,
самостоятельная работа.
Просмотр видеороликов, участие в
дискуссии, выполнение
заданий. Работа с материалами
занятия. Работа под
руководством педагога,
самостоятельная работа.

Просмотр видеороликов, участие
в дискуссии, выполнение
заданий. Работа с материалами
занятия. Работа под
руководством педагога,
самостоятельная работа.

16

4.

5.

Тема 4.
Россия
индустриальная:
атомные
технологии
(1 час)

Тема 5.
Россия
индустриальная:
космические
технологии (1 час)

Отраслевое

Отраслевое

Занятие посвящено юбилейной дате – 80 лет атомной
промышленности России (26 сентября). Знакомство
обучающихся с ролью атомной промышленности
в экономике страны. Достижения России в сфере атомной
промышленности. Крупнейший работодатель – корпорация
«Росатом». Основные профессии
и содержание профессиональной деятельности. Варианты
образования.
10-11 кл. Профессионально важные качества,
характерные для профессий в атомной отрасли
и варианты профессионально-образовательных маршрутов.
Возможности высшего и профессионального образования в
подготовке специалистов для корпорации Росатом.
Занятие посвящено 68-ой годовщине запуска
«Спутник-1» – первого в мире искусственного спутника
Земли, запущенного на орбиту 4 октября 1957 года.
Спутникостроение как сфера деятельности, связанная
с проектированием, изготовлением, запуском и
эксплуатацией спутников. Использование информации,
полученной спутниками.
10-11 кл. Содержание деятельности профессий
в области спутникостроения и применения спутниковых
данных. Профессионально важные качества, характерные
для профессий в данной отрасли
и возможности построения карьеры. Возможности
образования в подготовке инженерных кадров в области
спутникостроения и обработки данных дистанционного
зондирования Земли.

Просмотр видеороликов, участие
в дискуссии, выполнение
заданий. Работа с материалами
занятия. Работа под
руководством педагога,
самостоятельная работа.

Просмотр видеороликов, участие в
дискуссии, выполнение
заданий. Работа с материалами
занятия. Работа под
руководством педагога,
самостоятельная работа.

17

6.

7.

Тема 6.
Россия аграрная:
продовольственная Отраслевое
безопасность (1 час)

Занятие приурочено ко Дню работника сельского
хозяйства и перерабатывающей промышленности (12
октября). Рассматривается роль сельского хозяйства
в обеспечении продовольственной безопасности страны,
разнообразие профессий и образовательных возможностей.
Объявление об открытии диагностики «Мои способности.
Естественно-научные способности».
10-11 кл. Профессионально важные качества
и особенности построения карьеры в аграрной сфере.
Возможности высшего и среднего профессионального
образования в подготовке специалистов для
рассматриваемых отраслей.

Просмотр видеороликов, участие
в дискуссии, выполнение
заданий. Работа с материалами
занятия. Работа под
руководством педагога,
самостоятельная работа.

Тема 7.
Россия
комфортная:
энергетика (1 час)

Знакомство обучающихся с ролью топливноэнергетического комплекса в экономике нашей страны.
Достижения России в энергетической сфере, актуальные
задачи и перспективы развития. Работодатели,
перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и
содержание профессиональной деятельности. Варианты
профессионального образования.
10-11 кл. Профессионально важные качества
и особенности построения карьеры в сфере
энергетики. Возможности высшего и среднего
профессионального образования в подготовке
специалистов для топливно- энергетического
комплекса.

Просмотр видеороликов, участие
в дискуссии, выполнение
заданий. Работа с материалами
занятия. Работа под
руководством педагога,
самостоятельная работа

Отраслевое

18

8.

9.

10.

Тема 8.
Практикоориентированное
занятие (1 час)
Тема 9.
Россия
индустриальная:
добыча,
переработка,
тяжелая
промышленность
(1 час)

Практикоориентирован
ное

Отраслевое

Тема 10.
Отраслевое
Россия
индустриальная:
машиностроение и
судостроение (К
500-летию
Северного
морского пути) (1
час)

Занятие направлено на углубление представлений
о профессиях в изученных областях. Педагогу предлагается
выбор в тематике занятия.

Выполнение практикоориентированных заданий.
Анализ профессий изученных
отраслей на основе «формулы
профессий».

Знакомство обучающихся с ролью отрасли добычи
переработки в экономике страны. Достижения России,
Просмотр видеороликов, участие в
актуальные задачи и перспективы развития отрасли.
дискуссии, выполнение
Основные профессии и содержание профессиональной
заданий. Работа с материалами
деятельности. Варианты профессионально-образовательных
занятия. Работа под
маршрутов. Объявление об открытии диагностики «Мои
руководством педагога,
способности. Технические способности» в личном кабинете
самостоятельная работа.
обучающегося на портале «Билет в будущее».
10-11 кл. Профессионально важные качества
и особенности построения профессиональнообразовательных маршрутов в индустриальной сфере.
Возможности высшего и среднего профессионального
образования в подготовке специалистов для отраслей
добычи и переработки.
Знакомство обучающихся с историей и ролью
Просмотр видеороликов, участие
Северного морского пути и роли машиностроения и
в дискуссии, выполнение
судостроения
заданий. Работа с материалами
в его развитии. Достижения России в области судостроения,
занятия. Работа под
актуальные задачи и перспективы развития. Работодатели,
руководством педагога,
перспективная потребность
самостоятельная работа
в кадрах. Основные профессии и содержание
профессиональной деятельности. Варианты
профессионально-образовательных маршрутов.
10-11 кл. Профессионально важные качества
и особенности профессионального развития
в индустриальной сфере. Возможности высшего и
профессионального образования в подготовке специалистов
для судостроения.
19

11.

Тема 11.
Россия
индустриальная:
легкая
промышленность
(1 час)

Отраслевое

12.

Тема 12. Россия
Отраслевое
умная: математика в
действии (1 час)

13.

Тема 13.
Россия безопасная:
национальная
безопасность (1 час)

Знакомство с ролью легкой промышленности
в экономике страны. Достижения России в отрасли,
актуальные задачи и перспективы развития. Работодатели.
Основные профессии и содержание профессиональной
деятельности. Варианты профессионального и высшего
образования.
10-11 кл. Профессионально важные качества
и особенности построения карьеры в индустриальной сфере.
Возможности высшего и среднего профессионального
образования в подготовке специалистов для легкой
промышленности.
Знакомство обучающихся с ролью математики
в профессиональной деятельности различных отраслей
в экономике нашей страны. Достижения России
в отрасли прикладной и фундаментальной математики,
актуальные задачи и перспективы развития. Примеры сфер
деятельности, использующих математический аппарат.
Варианты образования.
10-11 кл. Профессионально важные качества
и особенности построения карьеры в сфере прикладной и
фундаментальной математики и вычислительной техники.
Возможности высшего образования в подготовке
специалистов.

Просмотр видеороликов, участие
в дискуссии, выполнение
заданий. Работа с материалами
занятия. Работа под
руководством педагога,
самостоятельная работа

Знакомство обучающихся со сферами
профессиональной деятельности в области вооруженных сил
и гражданской обороны. Система гражданской обороны
России. Актуальные задачи и перспективы развития сферы
профессиональной деятельности. Государство
как работодатель, перспективная потребность в кадрах.
Основные профессии и содержание профессиональной
деятельности. Варианты профессионального и высшего
образования.
10-11 кл. Профессионально важные качества
и особенности построения карьеры. Возможности высшего и

Просмотр видеороликов, участие
в дискуссии, выполнение
заданий. Работа с материалами
занятия. Работа под
руководством педагога,
самостоятельная работа.

Просмотр видеороликов, участие
в дискуссии, выполнение
заданий. Работа с материалами
занятия. Работа под
руководством педагога,
самостоятельная работа

20

среднего профессионального образования
в подготовке специалистов в сфере гражданской
обороны и таможенного контроля.
14.

Тема 14.
Россия цифровая:
IT - компании и
отечественный
финтех (1 час)

Отраслевое

15

Тема 15.
Отраслевое
Россия
индустриальная:
пищевая
промышленность и
общественное
питание (1 час)

16.

Тема 16.
Практикоориентированное
занятие (1 час)

Практикоориентирован
ное

Определение лидерства отечественных технологических Просмотр видеороликов, участие
компаний в контексте цифровизации гражданских сервисов,
в дискуссии, выполнение
формирование передового опыта развития технологической
заданий. Работа с материалами
комфортной среды. Обзор первенства России в финтех
занятия. Работа под
отрасли. Определение перспектив развития. Возможности
руководством педагога,
образования, в том числе программа «Код в будущее».
самостоятельная работа
Обзор компаний, понятие
и примеры успешных стартапов. Открытие диагностики
«Мои способности. Аналитические способности»
в личном кабинете обучающегося «Билет в будущее».
10-11 кл. Профессионально важные качества и особенности
построения карьеры в сфере финтеха. Возможности высшего и
среднего профессионального образования в подготовке
специалистов.
Знакомство обучающихся с ролью пищевой
Просмотр видеороликов, участие
промышленностью как частью индустриальной среды.
в дискуссии, выполнение
Актуальные задачи и перспективы развития. Особенности
заданий. Работа с материалами
сферы деятельности, перспективная потребность в кадрах,
занятия. Работа под
работодатели. Основные профессии и содержание
руководством педагога,
профессиональной деятельности. Варианты
самостоятельная работа.
профессионального и высшего образования.
10-11 кл. Профессионально важные качества
и особенности построения профессиональнообразовательных маршрутов. Возможности высшего и
профессионального образования в подготовке специалистов
для пищевой промышленности.
Занятие направлено на углубление представлений
Выполнение практикоо профессиях в изученных областях. Педагогу предлагается
ориентированных заданий.
выбор в тематике занятия. Обучающиеся получают задания
Анализ профессий изученных
от специалиста (в видеоролике или
отраслей
в формате презентации, в зависимости от технических
на основе «формулы профессий».
возможностей образовательной организации)
21

17.

Тема 17.
Профориента
Профориентационн ционное
ое тематическое
занятие «Мое
будущее»
(1 час)

18.

Тема 18.
Профориента
Профориентационн ционное
ое занятие (1 час)

19.

Тема 19.
Отраслевое
Россия деловая:
предпринимательст
во и бизнес (1 час)

и, благодаря их выполнению, уточняют свои гипотезы
о предмете профессиональной деятельности, условиях
работы, личных качествах, целях и ценностях
профессионалов в профессии, их компетенциях,
особенностях образования.
Рассматриваются профессии тем с №9 по №15.
Групповой разбор и интерпретация
Групповой разбор
профориентационных диагностик первого полугодия.
и интерпретация
Комплексный учет факторов при выборе профессии
профориентационных
и образования. Навык обращения с результатами
диагностик первого
диагностики, соотнесение рекомендаций с собственными
представлениями. Навык планирования образовательнополугодия.
профессионального маршрута с учетом рекомендаций разного
рода. Принцип вероятностного прогноза.
Анонс возможности самостоятельного участия
Анонс возможности
в диагностике личностных особенностей и готовности
самостоятельного участия
к профессиональному самоопределению «Мои качества» (10
в диагностике личностных
класс) и «Мои ориентиры» (11 класс).
особенностей и готовности
«Мои качества»: Личностные особенности и выбор
к профессиональному
профессии. Повышение мотивации к самопознанию,
самоопределению «Мои
пониманию своих преимуществ и дефицитов в рамках
качества» (10 класс) и
отдельных профессиональных обязанностей.
«Мои ориентиры»
«Мои ориентиры»: Составляющие готовности
(11 класс).
к профессиональному самоопределению. Определение
уровня готовности обучающегося к профессиональному
выбору, понимание сильных сторон и дефицитов
для его совершения. Индивидуальное планирование
для повышения уровня готовности к
профессиональному самоопределению.
Знакомство обучающихся с ролью предпринимательства Просмотр видеороликов, участие
в экономике нашей страны. Достижения
в дискуссии, выполнение
в предпринимательстве на основе успешных примеров,
заданий. Работа с материалами
актуальные задачи и перспективы развития. Основные
занятия. Работа под
направления предпринимательской деятельности. Варианты
руководством
профессионального и высшего образования.
педагога, самостоятельная
22

20.

Тема 20.
Отраслевое
Россия умная: наука
и технологии (1 час)

21.

Тема 21.
Россия
гостеприимная:
сервис и туризм (1
час)

Отраслевое

Объявление об открытии диагностики
«Мои способности. Социальный интеллект» в личном
кабинете обучающегося «Билет в будущее».
Объявление об открытии диагностики
«Мои способности. Вербальные способности»
в личном кабинете обучающегося «Билет в будущее».
10-11 кл. Профессионально важные качества
и особенности профессионального развития в деловой среде.
Возможности высшего и среднего профессионального
образования в подготовке специалистов для отрасли
«предпринимательство».
Занятие посвящено Дню Российской науки – 8 февраля.
Знакомство обучающихся с ролью науки и образования в
экономике нашей страны. Знакомство
со Всероссийским обществом изобретателей
и рационализаторов (ВОИР). Варианты профессионального
образования. Открытие диагностики «Мои способности.
Социальный интеллект» в личном кабинете обучающегося
«Билет в будущее». Инициативы Десятилетия науки и
технологий в России.
10-11 кл. Профессионально важные качества
и особенности построения карьеры в науке
и образовании. ВОИР, как площадка, для внедрения новых
технологий и разработок, предоставляющая,
в том числе, возможности популяризации изобретательской
деятельности. Возможности высшего и среднего
профессионального образования
в подготовке специалистов для изучаемых отраслей.
Занятие посвящено знакомству обучающихся
с профессиями в сфере туризма и гостеприимства
и вариантами профессионально-образовательных
маршрутов.
10-11 кл. Профессионально важные качества,
необходимые для профессий сферы сервиса, туризма
и гостеприимства, возможности построения карьеры.

работа.

Просмотр видеороликов, участие
в дискуссии, выполнение
заданий. Работа с материалами
занятия. Работа под
руководством педагога,
самостоятельная работа.

Просмотр видеороликов, участие
в дискуссии, выполнение
заданий. Работа с материалами
занятия. Работа под
руководством педагога,
самостоятельная работа.
23

Возможности высшего и профессионального образования
в подготовке специалистов.
22.

Тема 22.
Отраслевое
Россия безопасная:
защитники
Отечества (1 час)

23.

Тема 23.
Россия
комфортная:
транспорт. (1 час)

24.

Тема 24.
Отраслевое
Россия на связи:
интернет и
телекоммуникация
(1 час)

Отраслевое

Занятие посвящено Дню Героев Отечества (9 декабря)
Просмотр видеороликов, участие
и роли Вооруженных сил России в обеспечении
в дискуссии, выполнение
национальной безопасности. В рамках занятия
заданий. Работа с материалами
рассматривается структура и современные достижения
занятия. Работа под
Вооруженных сил Российской Федерации, включая
руководством педагога,
передовые технологии в армии, флоте, МВД,
самостоятельная работа.
Росгвардии и других силовых ведомствах. В ходе
занятия особое внимание уделяется новым
высокотехнологичным военным специальностям,
которые определяют облик армии и силовых
ведомств будущего.
Знакомство обучающихся с ролью комфортной среды
Просмотр видеороликов, участие
в экономике нашей страны. Достижения России
в дискуссии, выполнение
в отраслях комфортной среды, актуальные задачи
заданий. Работа с материалами
и перспективы развития. Крупнейшие работодатели
занятия. Работа под
в транспортной сфере, их географическая представленность,
руководством педагога,
перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и
самостоятельная работа.
содержание профессиональной деятельности. Варианты
профессионального и высшего образования.
10-11 кл. Профессионально важные качества
и особенности построения карьеры в сфере
транспорта.
Возможности
высшего
и
среднего
профессионального
образования
в
подготовке
специалистов для отрасли.
Просмотр видеороликов, участие
Знакомство обучающихся с ролью систем связи и
в дискуссии, выполнение
телекоммуникаций в экономике нашей страны.
заданий. Работа с материалами
Достижения России в сфере обеспечения связи
занятия. Работа под
и телекоммуникаций, актуальные задачи и перспективы
руководством педагога,
развития. Работодатели, их географическая
самостоятельная работа.
представленность, перспективная потребность в кадрах.
Основные профессии и содержание профессиональной
деятельности. Варианты профессионального и высшего
24

образования.
10-11 кл. Профессионально важные качества
и особенности построения карьеры в программировании и
телекоммуникации. Возможности высшего и среднего
профессионального образования в подготовке
специалистов для изучаемых отраслей.
Проектное

25.
Тема 25.
Практикоориентированное
занятие (1 час)
26.

Тема 26.
Проектное занятие: Профориента
поговори с
ционное

27.

родителям
и (1 час)
Тема 27.
Россия здоровая:
медицина и
фармацевтика в
России. (1 час)

Отраслевое

Занятие направлено на углубление представлений
о профессиях в изученных сферах профессиональной
деятельности и отраслей. Педагогу предлагается выбор
в тематике занятия.
На материале профессий тем с № 20 по №24.
Занятие посвящено теме «Поговори с родителями»
и предполагает знакомство с особенностями проведения
тематической беседы с родителями (значимыми
взрослыми).

Знакомство обучающихся с ролью медицины
и фармации в экономике нашей страны. Достижения России
в этих отраслях, актуальные задачи
и перспективы развития. Работодатели,
их географическая представленность, перспективная
потребность в кадрах. Основные профессии
и содержание профессиональной деятельности. Варианты
профессионального образования. Рассматриваются такие
направления, как медицина
и фармация.
10-11 кл. Профессионально важные качества
и особенности построения карьеры в сфере
здравоохранения. Возможности высшего и среднего
профессионального образования в подготовке
специалистов для отраслей медицина и фармация.

Выполнение задания
от специалиста (в видеоролике
или в формате презентации,
в зависимости от технических
возможностей образовательной
организации)
В зависимости от возраста
обучающиеся готовят список
вопросов для беседы и
знакомятся с правилами и
особенностями проведения
интервью.
Просмотр видеороликов, участие
в дискуссии, выполнение
заданий. Работа с материалами
занятия. Работа под
руководством педагога,
самостоятельная работа.

25

28.

Тема 28.
Россия
индустриальная:
космическая
отрасль (1 час)

Отраслевое

29.

Тема 29.
Россия творческая: Отраслевое
культура и
искусство (1 час)

30.

Тема 30.
Практикоориентированное
занятие (1 час)

Практикоориентирован
ное проектное

Знакомство обучающихся с ролью космической отрасли Просмотр видеороликов, участие
в экономическом развитии и обеспечении безопасности
в дискуссии, выполнение
страны. Достижения России в космической сфере,
заданий. Работа с материалами
актуальные задачи и перспективы развития. Основные
занятия. Работа под
профессии и содержание профессиональной деятельности в
руководством педагога,
космической отрасли. Варианты профессионального и
самостоятельная работа.
высшего образования.
10-11 кл. Профессионально важные качества
и особенности профессионального развития
в космической отрасли. Возможности высшего
и среднего профессионального образования
в подготовке специалистов для космической отрасли.
Знакомство обучающихся с ролью креативной
индустрии и сферой промышленного дизайна
Просмотр видеороликов, участие
в экономике страны. Промышленный дизайн – сфера
в дискуссии, выполнение
на стыке искусства и инженерных технологий и один
заданий. Работа с материалами
из факторов обеспечения эффективности и удобства. Цель
занятия. Работа под
промышленного дизайна. Достижения России, профессии и
руководством педагога,
содержание профессиональной деятельности. Варианты
самостоятельная работа.
образования. Открытие диагностики «Мои способности.
Креативный интеллект» в личном кабинете обучающегося
«Билет в будущее».
10-11 кл. Профессионально важные качества и
особенности построения карьеры в креативной сфере.
Возможности высшего и среднего профессионального
образования в подготовке специалистов для искусства и
дизайна.
Занятие направлено на углубление и расширения
Выполнение практикопредставлений о профессиях в изученных областях.
ориентированных заданий.
Педагогу предлагается выбор в тематике занятия из двух
Анализ профессий изученных
возможных.
отраслей
Обучающиеся получают задания от специалиста
на основе «формулы профессий»
(в видеоролике или в формате презентации,
в зависимости от технических возможностей
образовательной организации) и, благодаря их выполнению,
26

31.

32.

Тема 31.
Россия
комфортн
ая.
Строител
ьство
и
города
будущего.
(1 час)

Отраслевое

Тема 32.
Россия безопасная: Отраслевое
военнопромышленный
комплекс (ВПК) (1
час)

уточняют свои гипотезы о предмете профессиональной
деятельности, условиях работы, личных качествах, целях и
ценностях профессионалов
в профессии, их компетенциях, особенностях
образования.
Занятие проходит в преддверии 1 мая - Праздника
Весны и Труда, который традиционно связан с
популяризацией строительных профессий.
Знакомство обучающихся с ролью строительства
и жилищно-коммунального хозяйства (обслуживание
зданий). Достижения России в строительстве, актуальные
задачи и перспективы развития. Крупнейшие работодатели,
перспективная потребность
в кадрах. Основные профессии и содержание
профессиональной деятельности. Варианты
профессионального и высшего образования. Всероссийское
голосование за выбор объектов благоустройства.
10-11 кл. Профессионально важные качества
и особенности построения карьеры в изучаемых отраслях.
Возможности высшего и среднего профессионального
образования в подготовке специалистов для отраслей
строительства
и архитектуры.
Знакомство обучающихся с ролью военнопромышленного комплекса в обеспечении безопасности
Российской Федерации.
Достижения России в развитии ВПК, актуальные задачи
и перспективы профессионального развития. Перспективная
потребность в кадрах.
Основные профессии и содержание профессиональной
деятельности. Варианты профессионального и высшего
образования.
10-11 кл. Профессионально важные качества
и особенности построения карьеры в отрасли. Возможности
высшего и среднего профессионального образования в

Просмотр видеороликов, участие
в дискуссии, выполнение
заданий. Работа с материалами
занятия. Работа под
руководством педагога,
самостоятельная работа.

27

подготовке специалистов для военно-промышленного
комплекса.
33.

34.

Тема 33.
Практикоориентированное
занятие (1 час)

Тема 34.
Рефлексив
ное
занятие (1
час)

Практикоориентирован
ное проектное

Рефлексивное

Занятие направлено на углубление представлений
о профессиях в изученных областях. Обучающиеся
получают задания от специалиста (в видеоролике
или в формате презентации, в зависимости
от технических возможностей образовательной организации)
и, благодаря их выполнению, уточняют свои гипотезы о
предмете профессиональной деятельности, условиях работы,
личных качествах, целях и ценностях профессионалов в
профессии,
их компетенциях, особенностях образования.
На материале профессий тем № 31 и № 32 (на выбор).
Итоги изучения курса за год. Самооценка результатов.
Оценка курса обучающимися, их предложения.

Выполнение практикоориентированных заданий.
Анализ профессий изученных
отраслей
на основе «формулы профессий».

Участие в дискуссии,
выполнение тематических
заданий. Ретроспективная и
проспективная рефлексия.

28


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».