Выписка из содержательного раздела
основной образовательной программы
среднего общего образования
БМАОУ СОШ № 11
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Разговоры о важном»
2025
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность и назначение программы
Программа курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном»
(далее – программа) разработана в соответствии с требованиями
федерального государственного образовательного стандарта среднего
общего образования, ориентирована на обеспечение индивидуальных
потребностей обучающихся и направлена на достижение планируемых
результатов федеральной основной образовательной программы среднего
общего образования с учётом выбора участниками образовательных
отношений курсов внеурочной деятельности. Это позволяет обеспечить
единство
обязательных требований
ФГОС
во
всём
пространстве
школьного образования: не только на уроке, но и во внеурочной
деятельности.
Задачей педагога, работающего по программе, является развитие
у обучающегося ценностного отношения к Родине, природе, человеку,
культуре, знаниям, здоровью, сохранение и укрепление традиционных
российских духовно-нравственных ценностей.
Педагог помогает обучающемуся:
– в формировании его российской идентичности;
– в формировании интереса к познанию;
– в формировании осознанного отношения к своим правам и свободам
и уважительного отношения к правам и свободам других;
– в выстраивании собственного поведения с позиции нравственных и
правовых норм;
– в
создании
мотивации
для
участия
в
социально
значимой
деятельности;
– в развитии у школьников общекультурной компетентности;
– в развитии умения принимать осознанные решения и делать выбор;
– в осознании своего места в обществе;
– в познании себя, своих мотивов, устремлений, склонностей;
2
– в формировании готовности к личностному самоопределению.
Нормативно-правовую основу рабочей программы курса внеурочной
деятельности «Разговоры о важном» составляют следующие документы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
2. Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 «О
Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».
3. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и
укреплению традиционных российских духовно-нравственных
ценностей».
4. Распоряжение
Правительства
Российской
Федерации
от
29.04.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития
воспитания на период до 2025 года».
5. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об
утверждении федерального государственного образовательного
стандарта среднего общего образования».
6. Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 № 371 «Об
утверждении федеральной образовательной программы среднего
общего образования».
7. Письмо Минпросвещения России от 18.02.2025 № 06-221 «О
направлении
информации»
(вместе
с
Методическими
рекомендациями по реализации цикла внеурочных занятий
«Разговоры о важном»).
Программа может быть реализована в работе с обучающимися 10–11
классов, в течение одного учебного года, если занятия проводятся 1 раз в
неделю, 34/35 учебных часов.
Занятия по программе проводятся в формах, соответствующих
3
возрастным особенностям обучающихся и позволяющих им вырабатывать
собственную
(например,
мировоззренческую
познавательные
позицию
беседы,
по
обсуждаемым
деловые
игры,
темам
викторины,
интервью, блиц-опросы и т. д.). Следует отметить, что внеурочные занятия
входят в общую систему воспитательной работы образовательной
организации, поэтому тематика и содержание должны обеспечить
реализацию их назначения и целей. Это позволяет на практике соединить
обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать её не
только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие
ребёнка.
Многие темы внеурочных занятий выходят за рамки содержания,
изучаемого на уроках, но это не означает, что учитель будет обязательно
добиваться точного усвоения нового знания, запоминания и чёткого
воспроизведения нового термина или понятия. В течение учебного года
обучающиеся много раз будут возвращаться к обсуждению одних и тех же
понятий, что послужит постепенному осознанному их принятию.
Наличие сценариев внеурочных занятий не означает формального
следования
им.
При
реализации
содержания
занятия,
которое
предлагается в сценарии, педагог учитывает региональные, национальные,
этнокультурные особенности территории, где функционирует данная
образовательная
организация.
Обязательно
учитывается
и
уровень
развития школьников, их интересы и потребности. При необходимости,
исходя из статуса семей обучающихся,
целесообразно
уточнить
(изменить, скорректировать) и творческие задания, выполнять которые
предлагается вместе с родителями, другими членами семьи.
Личностных результатов можно достичь, увлекая школьников
совместной, интересной и многообразной деятельностью, позволяющей
раскрыть
потенциал
каждого;
используя
разные
формы
работы;
устанавливая во время занятий доброжелательную, поддерживающую
атмосферу; насыщая занятия ценностным содержанием. Задача педагога,
4
организуя
беседы,
дать
возможность
школьнику
анализировать,
сравнивать и выбирать.
Внеурочное занятие проходит каждый понедельник. Оно начинается
поднятием Государственного флага Российской Федерации, слушанием
(исполнением) Государственного гимна Российской Федерации. Это
мероприятие
проходит
в
общем
школьном
актовом
зале.
Затем
обучающиеся расходятся по классам, где проходит тематическая часть
занятия.
При
подготовке
к
занятию
учитель
должен
внимательно
ознакомиться со сценарием и методическими комментариями к нему.
Необходимо обратить внимание на три структурные части сценария:
первая часть – мотивационная, вторая часть – основная, третья часть –
заключительная.
Цель мотивационной части занятия – предъявление обучающимся
темы занятия, выдвижение мотива его проведения. Эта часть обычно
начинается с просмотра видеоматериала, оценка которого является
введением в дальнейшую содержательную часть занятия.
Основная часть строится как сочетание разнообразной деятельности
обучающихся: интеллектуальной (работа с представленной информацией),
коммуникативной
(беседы,
обсуждение
видеоролика),
практической
(выполнение разнообразных заданий), игровой (дидактическая и ролевая
игра), творческой (обсуждение воображаемых ситуаций, художественное
творчество).
В заключительной части подводятся итоги занятия.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Зачем человеку учиться? Обучение — важный процесс развития
человека. Роль знаний в развитии личности и общества. Влияние
цифровых технологий на приобретение знаний. Развитие навыков
работы в команде, уважения разных мнений, разрешения конфликтов и
5
эмпатии в ходе школьного образования.
Русский язык в эпоху цифровых технологий. Русский язык —
государственный язык, объединяющий многонациональную семью народов
Российской
Федерации. Современное разнообразие русского языка,
изменения в устной и письменной речи под влиянием цифровой среды.
Грамотная,
логичная
и
понятная
речь
—
признак
образованного
человека и залог успеха в будущем. Правила использования стилей
речи в современной коммуникации.
Цифровой
суверенитет
страны.
Что
такое
цифровой
суверенитет? Как обеспечивается цифровая безопасность государства и
каждого человека? Возможности цифрового мира: как современные
технологии помогают учиться, работать и осваивать новые горизонты.
Мир цифровых профессий: как создаются новые технологии? Правила
безопасного поведения в сети и угрозы цифрового мира.
Мирный атом. День работника атомной промышленности.
Мирный атом — это использование атомной энергии в мирных целях на
благо
человечества.
Контроль
распространения
атомной
энергии.
Уникальные атомные технологии и достижения отечественной научной
школы. Влияние экологически чистых и эффективных источников энергии
на будущее человечества.
О творчестве. Ко Дню музыки. Русская культура — признанное
мировое
достояние
человечества.
Реализация
творческого
потенциала взрослых и детей. Музыка как вид искусства. Состояние
развития современной отечественной музыки: ее жанры и направления.
Что такое уважение? Ко Дню учителя. Уважение — это
понимание безусловной ценности каждого человека. Осознанное
уважительное отношение к людям, к чужому труду, к государству —
фундамент гармоничного
развития
общества.
Правила
общения
внутри семьи, школы и коллектива. Подготовка к взрослой жизни и
6
формирование
ответственности.
О
роли
педагога
в
воспитании
личности.
Как понять друг друга разным поколениям? Семья как ценность в
жизни каждого человека, основа любого общества. Формирование общих
семейных ценностей — залог взаимопонимания в семье. Преодоление
конфликтов и проблем в общении за счет взаимоуважения и обмена
опытом.
О городах России. Ко Дню народного единства. Города России:
разнообразие культур, языков и вековых традиций. Единство народов,
проживающих на территории Российской Федерации. Древнейшие
города России как хранители информации о наших предках и
культурного кода страны. Изучение российских городов — изучение
страниц истории Отечества. Роль государства в развитии малых
городов. Возможности граждан в развитии своей малой родины.
Общество безграничных возможностей. Общество — совокупность
разных людей, отличных друг от друга, но имеющих единые
потребности в любви, уважении, дружбе, принятии и самореализации.
Роль цифровых технологий в расширении возможностей участия в
общественных
процессах.
Готовность
уважительно
воспринимать
другого человека — основа гармоничных отношений в обществе.
Селекция и генетика. К 170-летию И. В. Мичурина. Состояние
науки в современной России. Роль генетики и селекции в сельском
хозяйстве, медицине, промышленности и т.д. Мировое признание
достижений отечественной научной школы. Открытия И.В. Мичурина и
их влияние на развитие страны. Возможности для подрастающего
поколения в познании мира и личном развитии.
Как решать конфликты и справляться с трудностями. Ко Дню
психолога. Конфликты и трудности — естественный элемент развития
общества и каждого отдельного человека. Поиск причины конфликтов
7
как ключ к их разрешению. Совместные усилия и внимание друг к другу
как залог преодоления трудностей. Правила разрешения конфликтных
ситуаций.
Профессия — жизнь спасать. Спасатели — специалисты, которые
помогают людям в опасных ситуациях. Спасатель и риск ради другого
человека. Профессиональные качества и навыки спасателей. Поведение
в экстремальных ситуациях. Ответственное отношение к своей и чужой
жизни, правила безопасности.
Домашние питомцы. Всемирный день питомца. Роль домашних
питомцев в жизни человека.
Ответственность, забота и бережное
отношение к питомцам. Всемирный день питомца объединяет людей
всей планеты для укрепления ценностей дружбы и заботы о животных.
Как соблюдать безопасность при общении с животными?
Россия — страна победителей. Ко Дню Героев Отечества.
Герои России с древнейших времен и до современности. Традиции
героизма,
мужества и
решительности
—
неотъемлемая
часть
российской идентичности и культурного кода. День Героев Отечества
—
выражение
благодарности,
признательности
и
уважения
за
самоотверженность и мужество.
Закон и справедливость. Ко Дню Конституции. Конституция
Российской Федерации
закрепляет
права и
Справедливость
—
— основной закон страны.
свободы
одна
человека
как
Конституция
высшую
ценность.
из важнейших духовно-нравственных
ценностей российского общества. Знание законов страны как прямая
обязанность каждого гражданина России. Какие права и обязанности
есть у детей?
Совесть
внутри
нас.
Совесть
—
внутренний
ориентир,
помогающий отличить добро от зла. Ключевая роль совести в
осуществлении
личного
выбора.
Роль
в
формировании
8
нравственности традиционных ценностей, культуры и истории.
Календарь полезных дел. Новогоднее занятие. Зимние каникулы —
это время не только для семейного доcуга и отдыха, но и добрых дел.
Чем заняться на каникулах, чтобы провести время с пользой: составление
календаря. Новогодние традиции народов России. Подарки, создание
атмосферы новогодней сказки для своих родных и близких.
Как
создают
мультфильмы?
Мультипликация,
анимация.
История развития отечественной мультипликации. Отечественная школа
мультипликации и ее достижения. Мировое признание советских и
российских мультипликационных фильмов. Каждый фильм — это труд
большой команды профессионалов. От идеи — до экрана: как появляются
современные мультипликационные фильмы?
Музейное дело. 170 лет Третьяковской галерее. Российские
музеи — хранители богатейшего материального и нематериального
наследия страны. Сохранение исторического и культурного наследия
как направление государственной политики. Изучение, реставрация и
интерпретация
памятников
искусства.
Третьяковская
галерея
—
крупнейший музей русского искусства и объект всемирного достояния.
Почему важно посещать музеи? Профессии в сфере музейного дела. Как
создавать и развивать школьный музей?
Как создавать свой бизнес? Бизнес — ответственный выбор
человека, возможность реализовать свою мечту и принести пользу
обществу. Современные предприниматели и их возможности в развитии
отечественной экономики и улучшении жизни людей. Бизнес — это не
только личный успех, но и ответственная командная работа. С чего начать
свое дело? О мерах поддержки для молодых предпринимателей в нашей
стране.
Есть ли у знания границы? Ко Дню науки. Богатейшее наследие
российской науки и ее выдающихся представителей. Технологическое
9
лидерство государства и развитие науки. Как меняются научные
подходы с
развитием
поддержка
цифровых
технологий?
Государственная
науки и молодых ученых. Как происходят современные
открытия? Как стать ученым?
Слушать, слышать и договариваться. Кто такие дипломаты?
Дипломатия — важная сфера деятельности государства, обеспечивающая
защиту
интересов
государства
и
российских
граждан.
Специфика
дипломатической работы. Диалог между государствами как основа
международной
стабильности. Навыки
для
жизни:
как
научиться
договариваться с окружающими людьми и вести конструктивный диалог.
Герой
из
соседнего
двора.
Региональный
урок
ко
Дню
защитника Отечества. Герой — реальный человек, живущий рядом с
нами, чья жизнь является примером для окружающих. В каждом
регионе России живут выдающиеся герои, отважные, мужественные и
трудолюбивые. Что такое героизм? Какие качества отличают героя?
День наставника. День наставника — важный государственный
праздник,
который
позволяет
закрепить
статус
наставников,
подчеркнуть значимость этой деятельности и повысить ее престиж.
Роль наставника в формировании и
профессиональном
развитии
личности. Знаменитые россияне и их наставники. К. Д. Ушинский
как
основоположник
научной
педагогики в России. Как найти
наставника?
Большой. За кулисами. 250 лет Большому театру и 150 лет Союзу
театральных деятелей России. Русский театр — это не просто сцена и
кулисы, это зеркало общества, отражающее эпохи, нравы и судьбы страны.
Театр — семья разных профессий: декораторы, костюмеры, режиссеры,
музыканты, дирижеры, гримеры и многие другие. Достижения русской
театральной школы, вошедшие в мировую практику. Развитие школьных
театров в России.
10
Как справляться с волнением? Волнение как естественное
состояние человека перед важным событием в жизни. Контроль
эмоционального
состояния,
забота
о
своем
физическом
и
психологическом здоровье. Какие полезные привычки положительно
влияют
на
эмоциональное
состояние? Как их сформировать и
придерживаться?
65 лет триумфа. Ко Дню космонавтики. Россия — одна из ведущих
космических держав. Развитие космической отрасли — приоритетное
направление национальных проектов. Достижения прошлого как предмет
национальной
гордости
и
мотивация
для
будущих
свершений
отечественной космонавтики. Труд конструкторов, инженеров, летчиков и
других специалистов открывает для страны и всего человечества новые
горизонты.
Как мусор получает «вторую жизнь»? Технологии переработки.
Состояние планеты — личная ответственность каждого человека.
Почему об экологии должен заботиться каждый человек? Неосознанное
потребление как причина роста количества мусора. Климатические
изменения,
загрязнение
окружающей
среды.
Развитие
системы
переработки отходов и роль государства в этом процессе. Какие
полезные привычки необходимо сформировать у себя?
Что значит работать в команде? Сила команды. Ко Дню труда.
Команда — это друзья и единомышленники, где каждый вносит свой
значимый вклад в общее дело и помогает добиться успеха. Развитие
умения слышать друг друга и трудиться вместе. Умение слышать и
трудиться сообща, разделять успех и вместе переживать неудачу. Примеры
коллективной работы в истории страны.
Песни о войне. Ко Дню Победы. Песни были свидетелями многих
великих событий. В них отразилась история нашей великой страны.
11
Влияние песни на чувство сопричастности истории народа, сохранение
памяти о Великой Отечественной войне последующими поколениями.
Как песни передают чувства, эмоции и переживания создателей?
Ценности, которые нас объединяют. Занятие проходит по итогам
всех занятий года. Ценности — это ориентир, который помогает
поступать
правильно
и
ответственно.
Традиционные
ценности
помогают чувствовать себя частью народа, способствуют укреплению
общества и развитию страны. Следование ценностям помогает человеку
развиваться и достигать успеха. Уникальность каждого человека и опыт
разных поколений обогащают общество, но только в сочетании с
единством, взаимопомощью и уважением друг к другу существует
сильный и сплоченный народ.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижения
обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных
образовательных результатов.
Личностные результаты
Осознание
обучающихся
российской
к
гражданской
саморазвитию,
идентичности;
самостоятельности
и
готовность
личностному
самоопределению; ценность самостоятельности и инициативы; наличие
мотивации к обучению и личностному развитию; целенаправленное развитие
внутренней позиции личности на основе духовно-нравственных ценностей
народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных
традиций,
установок,
формирование
системы
антикоррупционного
значимых
ценностно-смысловых
мировоззрения,
правосознания,
экологической культуры, способности ставить цели и строить жизненные
планы; готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных
ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в
12
процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в
том числе в части: гражданского воспитания, патриотического воспитания,
духовно-нравственного воспитания, эстетического воспитания, физического
воспитания,
формирования
культуры
здоровья
и
эмоционального
благополучия, трудового воспитания, экологического воспитания, осознания
ценности
адаптацию
научного
познания,
обучающегося
а
также
результаты,
к изменяющимся
обеспечивающие
условиям
социальной и
природной среды.
Метапредметные результаты
В сфере овладения познавательными универсальными учебными
действиями: владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской
и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; проявлять
способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения
практических задач, применению различных методов познания; проявлять
готовность
и
способность
к
самостоятельной
информационно-
познавательной деятельности, владеть навыками получения необходимой
информации из словарей разных типов, уметь ориентироваться в различных
источниках
информации,
критически
оценивать
и
интерпретировать
информацию, получаемую из различных источников; использовать средства
информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных,
коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований
эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических
норм,
норм
информационной
безопасности;
определять
назначение и функции различных социальных институтов.
В сфере овладения коммуникативными универсальными учебными
действиями: продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе
совместной
деятельности,
учитывать
позиции
других
участников
деятельности, эффективно разрешать конфликты; владеть языковыми
средствами – уметь ясно, логично и точно излагать свою точку зрения,
использовать адекватные языковые средства.
13
В сфере овладения регулятивными универсальными учебными
действиями: самостоятельно определять цели деятельности и составлять
планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и
корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для
достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;
выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; самостоятельно
оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с
учётом гражданских и нравственных ценностей;
владеть навыками
познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего
знания и незнания,
новых
познавательных
задач
и средств
их
достижения.
Предметные результаты
Предметные результаты представлены с учётом специфики содержания
предметных областей, к которым имеет отношение содержание курса
внеурочной деятельности «Разговоры о важном».
Русский язык и литература: формирование понятий о нормах русского
литературного языка и развитие умения применять знания о них в речевой
практике; владение навыками самоанализа и самооценки на
основе
наблюдений за собственной речью; владение умением анализировать текст с
точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной
информации; владение умением представлять тексты в виде тезисов,
конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров; знание
содержания произведений русской и мировой классической литературы, их
историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование
национальной и мировой культуры; формирование представлений об
изобразительно-выразительных возможностях русского языка; формирование
умений учитывать исторический, историко-культурный
контекст
творчества
писателя в
контекст
и
процессе анализа художественного
произведения; способность выявлять в художественных текстах образы, темы
14
и
проблемы
и
выражать
своё
отношение
к
ним
в
развёрнутых
аргументированных устных и письменных высказываниях.
Иностранный
язык:
владение
знаниями
о
социокультурной
специфике страны/стран изучаемого языка; развитие умения использовать
иностранный язык как средство для получения информации из иноязычных
источников в образовательных и самообразовательных целях.
Информатика: формирование представлений о роли информации и
связанных с ней процессов в окружающем мире; формирование базовых
навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности,
гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации;
понимание основ правовых аспектов использования компьютерных
программ и работы в Интернете.
История:
формирование
представлений
о
современной
исторической науке, её специфике, методах исторического познания и роли в
решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире; владение
комплексом
знаний
об
истории
России
и
человечества
в
целом,
представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;
формирование умений применять исторические знания в профессиональной
и общественной деятельности, поликультурном общении; развитие умений
вести
диалог,
обосновывать
свою
точку
зрения
в
дискуссии
по
исторической тематике.
Обществознание: овладение знаниями об обществе как целостной
развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных
сфер и институтов; владение умениями выявлять причинно-следственные,
функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и
процессов; формирование представлений об основных тенденциях и
возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном
мире; формирование представлений о методах познания социальных
явлений и процессов; владение умениями применять полученные знания в
повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
15
развитие навыков оценивания социальной информации, умений поиска
информации
в
источниках
различного
типа
для
реконструкции
недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных
явлений и процессов общественного развития.
География:
формирование
представлений
о
современной
географической науке, её участии в решении важнейших проблем
человечества; владение географическим мышлением для определения
географических
аспектов
природных,
социально-экономических
и
экологических процессов и проблем; формирование системы комплексных
социально ориентированных географических знаний о закономерностях
развития природы, размещения населения и хозяйства, о динамике и
территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом
пространстве; владение умениями проведения наблюдений за отдельными
географическими
объектами,
процессами
и
явлениями,
их
изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;
владение умениями использовать карты разного содержания для выявления
закономерностей и тенденций, получения нового географического знания
о природных социально-экономических и экологических процессах и
явлениях; владение умениями географического анализа и интерпретации
разнообразной
информации;
владение
умениями
применять
географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и
процессов, самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей
среды, адаптации к изменению её условий; формирование представлений и
знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о
природных и социально-экономических аспектах экологических проблем.
Биология:
владение
основополагающими
понятиями
и
представлениями о живой природе, её уровневой организации и эволюции;
уверенное пользование биологической терминологией и символикой;
владение
основными
методами
научного
познания;
формирование
собственной позиции по отношению к биологической информации,
16
получаемой
из
разных
источников,
к
глобальным
экологическим
проблемам и путям их решения.
17
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
СРЕДНЕЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
(10–11 классы)
№
п/п
1
2
3
Темы занятий
Зачем человеку учиться?
Русский язык в эпоху
цифровых технологий
Цифровой
суверенитет страны
Количество
часов
Основное содержание
1
Обучение — важный процесс развития
человека. Роль знаний в развитии
личности и общества. Влияние цифровых
технологий на приобретение знаний.
Развитие навыков работы в команде,
уважения разных мнений, разрешения
конфликтов и эмпатии в ходе школьного
образования.
Формирующиеся ценности: жизнь,
созидательный труд, патриотизм
1
Русский язык — государственный язык,
объединяющий многонациональную семью
народов Российской Федерации.
Современное разнообразие русского языка,
изменения в устной и письменной речи под
влиянием цифровой среды. Грамотная,
логичная и понятная речь — признак
образованного человека и залог успеха в
будущем. Правила использования стилей
речи в современной коммуникации.
Формирующиеся ценности: высокие
нравственные идеалы, патриотизм
1
Что такое цифровой суверенитет? Как
обеспечивается цифровая безопасность
государства и каждого человека?
Возможности цифрового мира: как
современные технологии помогают
учиться, работать и осваивать новые
горизонты. Мир цифровых профессий: как
создаются новые технологии? Правила
безопасного поведения в сети и угрозы
цифрового мира.
Формирующиеся ценности: патриотизм,
права и свободы человека
Виды
деятельности
обучающихся
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах,
выполнение творческих
заданий
Электронные ресурсы
https://razgovor.edsoo.ru
https://razgovor.edsoo.ru
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах,
выполнение творческих
заданий
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах,
выполнение творческих
заданий
https://razgovor.edsoo.ru
4
5
6
7
Мирный атом.
День работника атомной
промышленности
О творчестве.
Ко Дню
музыки
Что такое уважение?
Ко Дню учителя
Как понять друг друга
разным поколениям?
1
Мирный атом — это использование атомной
энергии в мирных целях на благо
человечества. Контроль распространения
атомной энергии. Уникальные атомные
технологии и достижения отечественной
научной школы. Влияние экологически
чистых и эффектных источников энергии на
будущее человечества.
Формирующиеся ценности: патриотизм,
созидательный труд
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах,
выполнение творческих
заданий
1
Русская культура — признанное мировое
достояние человечества. Реализация
творческого потенциала взрослых и детей
Музыка как вид искусства. Состояние
развития современной отечественной
музыки: жанры и направления.
Формирующиеся ценности: приоритет
духовного над материальным, служение
Отечеству
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах,
выполнение творческих
заданий
1
1
Уважение — это понимание безусловной
ценности каждого человека. Осознанное
уважительное отношение к людям, к
чужому труду, к государству —
фундамент гармоничного развития
общества. Правила общения внутри семьи,
школы и коллектива. Подготовка к
взрослой жизни и формирование
ответственности. О роли педагога в
воспитании личности.
Формирующиеся ценности:
взаимоуважение,
служение Отечеству и ответственность
за его судьбу
Семья как ценность в жизни каждого
человека, основа любого общества.
Формирование общих семейных ценностей
— залог взаимопонимания в семье.
Преодоление конфликтов и проблем в
общении за счет взаимоуважения и обмена
опытом.
Формирующиеся ценности: крепкая семья
https://razgovor.edsoo.ru
https://razgovor.edsoo.ru
https://razgovor.edsoo.ru
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах,
выполнение творческих
заданий
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах,
выполнение творческих
заданий
https://razgovor.edsoo.ru
8
9
10
О городах России.
Ко Дню народного
единства
Общество безграничных
возможностей
Селекция и генетика.
К 170-летию
И. В. Мичурина
1
Города России: разнообразие культур,
языков и вековых традиций. Единство
народов, проживающих на территории
Российской Федерации. Древнейшие города
России как хранители информации о наших
предках и культурного кода страны.
Изучение российских городов — изучение
страниц истории Отечества. Роль
государства в развитии малых городов.
Возможности граждан в развитии своей
малой родины.
Формирующиеся ценности: единство
народов России, гражданственность
1
Современное общество — совокупность
разных людей, отличных друг от друга, но
имеющих единые потребности в любви,
уважении, дружбе, принятии и
самореализации. Роль цифровых технологий
в расширении возможностей участия в
общественных процессах. Готовность
уважительно воспринимать другого
человека — основа гармоничных отношений
в обществе.
Формирующиеся ценности: жизнь,
взаимоуважение
1
Генетика и селекция — перспективные
области науки, улучшающие жизнь
общества. Уникальные научные
достижения российских ученых прошлого и
настоящего.
Открытия И. В. Мичурина и их влияние на
развитие страны. Возможности для
подрастающего поколения в познании мира
и личном развитии.
Формирующиеся ценности: патриотизм,
высокие нравственные идеалы
https://razgovor.edsoo.ru
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах,
выполнение творческих
заданий
https://razgovor.edsoo.ru
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах,
выполнение творческих
заданий
https://razgovor.edsoo.ru
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах,
выполнение творческих
заданий
11
12
13
14
Как решать
конфликты и
справляться
с трудностями.
Ко Дню психолога
Профессия —
жизнь спасать
Домашние питомцы.
Всемирный день питомца
Россия — страна
победителей.
Ко Дню Героев Отечества
1
1
Конфликты и трудности — естественный
элемент развития общества и каждого
отдельного человека. Поиск причины
конфликтов как ключ к их разрешению.
Совместные усилия и внимание друг к
другу как залог преодоления трудностей.
Правила разрешения конфликтных
ситуаций.
Формирующиеся ценности: взаимопомощь,
взаимоуважение, коллективизм
Спасатели — специалисты, которые
помогают людям в опасных ситуациях.
Спасатель и риск ради другого человека.
Профессиональные качества и навыки
спасателей. Поведение в экстремальных
ситуациях. Ответственное отношение к
своей и чужой жизни, правила
безопасности.
Формирующиеся ценности: патриотизм,
служение Отечеству и ответственность за
его судьбу
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах,
выполнение творческих
заданий
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах,
выполнение творческих
заданий
1
Роль домашних питомцев в жизни
человека. Бережное отношение к
питомцам и ответственность за их жизнь
— качества владельца домашних
животных. Всемирный день питомца
объединяет людей всей планеты для
укрепления ценностей дружбы и заботы о
животных. Правила безопасности при
общении с животными.
Формирующиеся ценности: милосердие
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах,
выполнение творческих
заданий
1
Герои России с древнейших времен и до
современности. Традиции героизма,
мужества и решительности —
неотъемлемая часть российской
идентичности и культурного кода. День
Героев Отечества — выражение
благодарности, признательности и уважения
за самоотверженность и мужество.
Формирующиеся ценности: патриотизм,
служение Отечеству и ответственность за
его судьбу
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах,
выполнение творческих
заданий
https://razgovor.edsoo.ru
https://razgovor.edsoo.ru
https://razgovor.edsoo.ru
https://razgovor.edsoo.ru
15
16
17
18
Закон и справедливость.
Ко Дню Конституции
Совесть внутри нас
Календарь полезных дел.
Новогоднее занятие
Как создают
мультфильмы?
Мультипликация,
анимация
1
1
1
1
Конституция Российской Федерации —
основной закон страны. Конституция
закрепляет права и свободы человека как
высшую ценность. Справедливость — одна
из важнейших духовно-нравственных
ценностей российского общества. Знание
законов страны как прямая обязанность
каждого гражданина России. Какие права и
обязанности есть у детей?
Формирующиеся ценности:
справедливость,
жизнь, достоинство, права и свободы
человека
Совесть — внутренний ориентир,
помогающий отличить добро от зла.
Ключевая роль совести в осуществлении
личного выбора. Влияние традиционных
ценностей, культуры и исторического опыта
страны на формирование нравственных
ориентиров личности. Формирующиеся
ценности: патриотизм, созидательный
труд
Зимние каникулы — это время не только для
семейного доcуга и отдыха, но и добрых дел.
Чем заняться на каникулах, чтобы
провести время с пользой: составление
календаря. Новогодние традиции народов
России.
Подарки, создание атмосферы новогодней
сказки для своих родных и близких.
Формирующиеся ценности: крепкая семья,
единство народов России, взаимопомощь
История развития отечественной
мультипликации. Отечественная школа
мультипликации и ее достижения. Мировое
признание советских и российских
мультипликационных фильмов. Каждый
фильм — это труд большой команды
профессионалов. Современная
мультипликация, профессии этой сферы.
Формирующиеся ценности: приоритет
духовного над материальным, гуманизм
https://razgovor.edsoo.ru
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах,
выполнение творческих
заданий
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах,
выполнение творческих
заданий
https://razgovor.edsoo.ru
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах,
выполнение творческих
заданий
https://razgovor.edsoo.ru
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах,
выполнение творческих
заданий
https://razgovor.edsoo.ru
19
20
21
Музейное дело.
170 лет Третьяковской
галерее
Как создавать свой
бизнес?
Есть ли у знания
границы?
Ко Дню науки
1
1
1
Российские музеи — хранители
богатейшего материального и
нематериального наследия страны.
Сохранение исторического и культурного
наследия как направление государственной
политики. Изучение, реставрация и
интерпретация памятников искусства.
Третьяковская галерея — крупнейший
музей русского искусства и объект
всемирного достояния. Почему важно
посещать музеи? Профессии в сфере
музейного дела. Как создавать и развивать
школьный музей?
Формирующиеся ценности: приоритет
духовного над материальным, служение
Отечеству
Бизнес — ответственный выбор человека,
возможность реализовать свою мечту и
принести пользу обществу. Современные
предприниматели и их возможности в
развитии отечественной экономики и
улучшении жизни людей. Бизнес — это не
только личный успех, но и ответственная
командная работа. С чего начать свое дело?
О мерах поддержки для молодых
предпринимателей в нашей стране.
Формирующиеся ценности: коллективизм,
созидательный труд
Богатейшее наследие российской науки и
ее выдающихся представителей.
Технологическое лидерство государства и
развитие науки. Как меняются научные
подходы с развитием цифровых
технологий? Государственная поддержка
науки и молодых ученых. Как происходят
современные открытия? Как стать
ученым?
Формирующиеся ценности: патриотизм,
созидательный труд
https://razgovor.edsoo.ru
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах,
выполнение творческих
заданий
https://razgovor.edsoo.ru
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах,
выполнение творческих
заданий
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах,
выполнение творческих
заданий
https://razgovor.edsoo.ru
22
23
24
Слушать,
слышать и
договариваться.
Кто такие дипломаты?
Герой из соседнего
двора. Региональный
урок ко Дню защитника
Отечества
День наставника
1
1
1
Дипломатия — важная сфера
деятельности государства, обеспечивающая
защиту интересов государства и российских
граждан. Специфика дипломатической
работы. Диалог между государствами как
основа международной стабильности.
Навыки для жизни: как научиться
договариваться с окружающими людьми и
вести конструктивный диалог.
Формирующиеся ценности: историческая
память и преемственность поколений,
многонациональное единство
Герой — реальный человек, живущий
рядом с нами, чья жизнь является
примером для окружающих. В каждом
регионе России живут выдающиеся герои,
отважные, мужественные и
трудолюбивые. Что такое героизм? Какие
качества отличают героя?
Формирующиеся ценности: патриотизм,
единство народов России
День наставника — важный
государственный праздник, который
позволяет закрепить статус наставников,
подчеркнуть значимость этой деятельности
и повысить ее престиж.
Роль наставника в формировании и
профессиональном развитии личности.
Знаменитые россияне и их наставники. К.
Д. Ушинский как основоположник
научной педагогики в России. Как найти
наставника?
Формирующиеся ценности: служение
Отечеству, созидательный труд
https://razgovor.edsoo.ru
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах,
выполнение творческих
заданий
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах,
выполнение творческих
заданий
https://razgovor.edsoo.ru
https://razgovor.edsoo.ru
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах,
выполнение творческих
заданий
25
26
27
Большой. За кулисами.
250 лет Большому
театру и 150 лет Союзу
театральных деятелей
России
Как
справляться с
волнением?
65 лет триумфа.
Ко Дню космонавтики
1
Русский театр — это не просто сцена и
кулисы, это зеркало общества, отражающее
эпохи, нравы и судьбы страны. Театр —
семья разных профессий: декораторы,
костюмеры, режиссеры, музыканты,
дирижеры, гримеры и многие другие.
Достижения русской театральной школы,
вошедшие в мировую практику. Развитие
школьных театров в России.
Формирующиеся ценности: приоритет
духовного над материальным,
созидательный труд
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах,
выполнение творческих
заданий
1
Волнение как естественное состояние
человека перед важным событием в
жизни. Контроль эмоционального
состояния, забота о своем физическом и
психологическом здоровье. Какие полезные
привычки положительно влияют на
эмоциональное состояние? Как их
сформировать и придерживаться?
Формирующиеся ценности: жизнь
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах,
выполнение творческих
заданий
1
Россия — одна из ведущих космических
держав. Развитие космической отрасли —
приоритетное направление национальных
проектов. Достижения прошлого как
предмет национальной гордости и мотивация
для будущих свершений отечественной
космонавтики. Труд конструкторов,
инженеров, летчиков и других
специалистов открывает для страны и всего
человечества новые горизонты.
Формирующиеся ценности: служение
Отечеству, историческая память
https://razgovor.edsoo.ru
https://razgovor.edsoo.ru
https://razgovor.edsoo.ru
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах,
выполнение творческих
заданий
28
29
30
Как мусор получает
«вторую жизнь»?
Технологии переработки
Что значит работать
в команде? Сила команды.
Ко Дню труда
Песни о войне.
Ко Дню
Победы
1
Состояние планеты — личная
ответственность каждого человека. Почему
об экологии должен заботиться каждый
человек?
Неосознанное потребление как причина
роста количества мусора. Климатические
изменения, загрязнение окружающей
среды. Развитие системы переработки
отходов и роль государства в этом
процессе. Какие полезные привычки
необходимо сформировать у себя?
Формирующиеся ценности: созидательный
труд
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах,
выполнение творческих
заданий
1
Команда — это друзья и единомышленники,
где каждый вносит свой значимый вклад в
общее дело и помогает добиться успеха.
Развитие умения слышать друг друга и
трудиться вместе. Умение слышать и
трудиться сообща, разделять успех и
вместе переживать неудачу. Примеры
коллективной работы в истории страны.
Формирующиеся ценности: коллективизм,
созидательный труд
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах,
выполнение творческих
заданий
1
Песня была участницей многих великих
свершний. В ней отразилась история,
судьба великой страны. Влияние песни на
чувство сопричастности истории народа,
сохранение памяти о Великой
Отечественной войне последующими
поколениями. Сохранение памяти о
героях Великой Отечественной войны
как нравственная ценность нашего
народа.
Формирующиеся ценности: единство
народов России, историческая память и
преемственность поколений
https://razgovor.edsoo.ru
https://razgovor.edsoo.ru
https://razgovor.edsoo.ru
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах,
выполнение творческих
заданий
31
Ценности, которые
нас объединяют
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
1
Занятие проходит по итогам всех занятий
года. Ценности — это ориентир, который
помогает поступать правильно и
ответственно. Традиционные ценности
помогают чувствовать себя частью народа,
способствуют укреплению общества и
развитию страны.
Следование ценностям помогает
человеку развиваться и достигать успеха.
Уникальность каждого человека и опыт
разных поколений обогащают общество, но
только в сочетании с единством,
взаимопомощью и уважением друг к
другу существует сильный и сплоченный
народ.
Формирующиеся ценности: традиционные
российские духовно-нравственные
ценности
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах,
выполнение творческих
заданий
https://razgovor.edsoo.ru
31
27