БЕРЕЗОВСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 11»
РАССМОТРЕНО и ПРИНЯТО
на заседании педагогического
совета БМАОУ СОШ № 11
Протокол от 25.06.2025 № 12
УТВЕРЖДЕНО
Директор БМАОУ СОШ № 11
А.Н. Денисова
Приказ от 25.06.2025 № 82-од
Дополнительная общеобразовательная программа –
дополнительная общеразвивающая программа
физкультурно – спортивной направленности
« Шахматы школе»
Возраст детей 7-9 лет
срок реализации 3 года
2025
2
СОДЕРЖАНИЕ
Титульный лист.
Пояснительная записка.
Учебный план.
Содержание учебного плана.
Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы.
6. Список литературы
1.
2.
3.
4.
5.
3
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА
НОРМАТИВНОПРАВОВОЕОБЕСПЕЧЕНИЕПРОГРАММЫ.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шахматы»
(далее Программа) является основным документом, определяющим направленность и
содержаниетренировочногоивоспитательногопроцессовпошахматамвМБОУ
«ПодпорожскаяСОШ№8»
Программа составлена в соответствии с «Федеральными государственными
требованиями к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ подготовки в области физической
культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам» с учетом основных
положении и требований нормативных и правовых документов:
Федеральный закон Российской Федерации от29декабря2012г.N273-ФЗ"Об
образовании в Российской Федерации";
Концепции развития дополнительного образования детей (Распоряжение
правительства РФ от 4 сентября2014 г. № 1726-р);
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 г. Москва "Об утверждении СанПиН
2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей»;
Методических
рекомендаций
по
проектированию
дополнительных
общеобразовательных программ (Проект Минобрнауки РФ ФГАУ «ФИРО»
2015 г.);
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации
(Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября2015 г. №
613н «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
Устава БМАОУ СОШ № 11 п.Ключевск
Образовательная общеразвивающая программа по шахматам составлена на основе.,
Типовой программы по шахматам 1977 года, программы подготовки шахматистов III-IV
разрядов В. Голенищева (М. 2011) и программы подготовки шахматистов IV-II разрядов
2007 года (авторы: Чехов В., Архипов С., Комляков В.), с учетом многолетнего опыта
работы по подготовке начинающих шахматистов.
Актуальность программы. Программа «Шахматная азбука» базируется на
требованиях системы образования, способствует соблюдению условий социального,
культурного, личностного и профессионального самоопределения, а также творческой
самореализации детей, воспитывает усидчивость, самообладание, психологическую
устойчивость, рациональность; развивает логическое мышление.
Новизна программы. В поэтапном освоении учащимися, предлагаемого курса, что
даёт возможность детям с разным уровнем развития освоить те этапы сложности, которые
соответствуют их способностям.
Работа основана на индивидуальном подходе к каждому учащемуся при помощи
подбора заданий разного уровня сложности. Индивидуальный подход базируется на
личностно-ориентированном подходе к ребёнку, при помощи создания педагогом
“ситуации успеха” для каждого обучающегося, таким образом это повышает
эффективностьирезультативностьобразовательногопроцесса.Подборзаданий
4
осуществляется на основе метода наблюдения педагогом за практической деятельностью
учащегося на занятии.
В предлагаемой программе реализуется связь с общим образованием, выраженная в
более эффективном и успешном освоении учащимися общеобразовательной программы
благодаря развитию личности способной к логическому и аналитическому мышлению, а
также настойчивости в достижении цели.
Основные
задачи,
которые
решает
этот
курс:
Обучающие:
- Познакомить с элементарными понятиями шахматной игры;
- Помочь овладеть приёмами тактики стратегии шахматной игры;
- Обучить решать комбинации на разные темы;
- Обучить учащихся самостоятельно анализировать позицию, через формирование
умения решать комбинации на различные темы;
- Научить детей видеть в позиции разные варианты.
Развивающие:
- Развивать фантазию, логическое и аналитическое мышление, память, внимательность,
усидчивость;
- Развивать интерес к истории происхождения шахмат и творчества шахматных
мастеров;
- Развивать способность анализировать и делать выводы;
- Способствовать развитию творческой активности;
- Развивать волевые качества личности.
Воспитательные:
- воспитывать уважения к партнёру, самодисциплину, умение владеть собой и добиваться
цели;
- сформировать правильное поведение во время игры;
- воспитывать чувство ответственности и взаимопомощи;
- воспитывать целеустремлённость, трудолюбие.
.
Режим проведения занятий Образовательный процесс строится в соответствии с
возрастными особенностями детей и требованиями СанПиНа 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации и режима
работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
Программа предусматривает три основные формы занятий:
1)
Теоретическое занятие,
2)
Практическое занятие,
3)
Игра на турнире.
Изучение истории шахмат и шахматной теории проводится по группам, по подгруппам и
индивидуально.
1Групповые занятия:
Лекция: теоретические вопросы объясняет педагог;
Примерное построение занятий по программе
1. Организационная часть: подготовка класса к занятиям: расстановка шахмат,
включение компьютера и проектора
Тема занятия, правила по технике безопасности и охране труда, настрой на
учебную работу;
2. Теоретическая часть: повторение и объяснение материала. Демонстрация
партий, позиций, видео трансляция, интерактивное обучение на компьютере.
3. Практическая часть: решение задач учащимися, учебно- тренировочный турнир,
игровая практика
4. Подведение итогов занятия: обсуждение учащимися ошибок в партиях.
Информация. Уборка рабочего места, складывание шахмат в коробки, выключение
аппаратуры уборка помещения.
5
Данная программа предполагает, кроме учебных занятий, проведение в
объединении конкурсов решения задач, блиц-турниров, игр в шведки (пара на пару
с передачей друг другу съеденных фигур),конкурсов на составление этюдов
6
Консультационных партий, сеанс оводновременнойи гры, выездов на районные и городские
соревнования.
Семинар: один или несколько учащихся готовят для выступления доклад на
определенную теоретическую тему; группа и преподаватель выступают в роли
слушателей и оппонентов;
Диалог:"столкновение" двух противоположных точек зрения. Пример: обсуждение
дебюта, который ,сточки зрения теории Стейница, является неправильными
Учащиеся заранееп олучают материал к занятию и готовятся к полемике.
2. Занятия по подгруппам. Проводится разбор только что сыгранной партии. При
этом остальные учащиеся еще продолжают игру.
3. Индивидуальная работа:
работа с заданиями по тактике;
работа с дебютной картотекой;
работа с литературой во время занятия(с помощью педагога или самостоятельно);
тренировочные партии с преподавателем;
разбор сыгранной партии.
Игра на турнире.
1. Обычные турнирные партии с контролем времени, соответствующие разрядным
нормам турнира.
2. Тематические сеансы одновременной игры против тренера или других более
сильных шахматистов.
3. Тренировочные партии или турниры с укороченным контролем времени: 30 мин.,
15 мин., 10 мин. или 5 мин. на всю партию.
4. Товарищескиематчииматч-турниры,командныеиличныесоревнованиясдругими
коллективами.
5. Конкурс решения задач или комбинаций сочетает в себе два элемента
соревновательный и обучающий, являясь следующим звеном между обычным
теоретическим занятием и турнирной шахматной партией.
6. Шахматные партии с консультацией: одна группа учащихся играет против другой,
имея право совещаться по поводу выбора хода.
7. Сеансы одновременной игры. Проводят более сильные шахматисты против своих
менее опытных противников.
Контингент обучаемых. Программа разработана для детей 7-9 лет. К занятиям
допускаются дети, не имеющие медицинских противопоказаний. Группы формируются
численностью до 15 человек. Комплектование групп производится на свободной основе.
Для
учащихсяпопрограммепервогогодаобученияспециальнойподготовкинетребуется.
Группы могут быть составлены из детей разного возраста. При наличии свободных мест,
на протяжении всего курса обучения, в объединение могут быть приняты новые учащиеся,
если они имеют необходимые знания, навыки, умения соответствующие данному этапу
обучения
Сроки реализации. Данная программа рассчитана на три года обучения.
Ожидаемые результаты изучения данной программы. По итогам обучения по
программе «Шахматы», обучающиеся
Будут знать:
- Историю шахмат и выдающихся шахматистов;
- Правила игры в шахматы;
- Простейшие схемы достижения матовых ситуаций;
- Тактику и стратегию ведения шахматного поединка;
- Технику расчета;
- Комбинации в шахматах;
- Правильно располагать фигуры, без слабостей в позиции;
7
- Три фазы шахматной партии.
Будут уметь:
- Играть в шахматы;
- Участвовать в соревнованиях различных уровней;
- Достойно вести себя в случае проигрыша.
Важнейшим предполагаемым результатом данной программы является:
Развитие творческой личности, способной аналитически и критически подходить к
решению не только шахматных, но и жизненных проблем, а также воспитание
гармонично развитого шахматиста, владеющего широким арсеналом позиционных и
тактических приёмов и навыков, способного концентрировать внимание, быстро и точно
считать варианты.
Целью программы «Шахматы» является: посредством занятий шахматами
содействовать развитию интеллектуальных способностей и творчества детей, готовить
детей, как на начальной ступени развития, так и высокой квалификации для участия в
соревнованиях различного ранга.
ХАРАКТЕРИСТИКАИЗБРАННОГОВИДАСПОРТА.
«Шахматы – это не просто спорт. Они делают человека мудрее и дальновиднее,
помогают объективно оценить сложившуюся ситуацию, просчитать поступки на
несколько «ходов» вперед. А главное, воспитывают характер". В.В. Путин Москва,
Кремль, 25 ноября 2001 г.
Шахматы – это не просто вид спорта. Шахматы – это увлекательный досуг, тонкий
расчет, замечательная тренировка памяти и умения просчитать игру на несколько ходов
вперед, мастерство предвидеть ходы соперника. Шахматы – это и железная выдержка,
упорство, умение владеть собой и своими нервами.
Шахматы отлично развивают память и логическое мышление, а такжевоспитывают
трудолюбие и волю к победе. Каждый шахматист при соответствующей подготовке может
приобрести спортивные качества, которые позволяют ему добиться высших для его
индивидуальных возможностей достижений.
Шахматы объединяют людей. Не зря ведь девизом Международной шахматной
федерации стал лозунг: «Мы все – одна семья».
«Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных
способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь как один из элементов
умственной культуры» (Сухомлинский В. А.)
«Чем больше распространены в стране шахматы, тем больше креативно мыслящих
людей, способных принимать ответственные и логичные решения, готовых бороться для
претворения их в жизнь». М. Е. Николаев
Шахматы являются одним из популярных видов спорта во всем мире. Спортивную
деятельность шахматиста обычно ассоциируют с умственной работой, имеющей яркую
эмоциональную окраску. Шахматы, как вид соревновательной деятельности относятся,
согласно Л.П. Матвееву, в общей классификации к группе абстрактно-игровых видов
спорта, исход состязаний в которых в решающей мере определяется не двигательной
активностью спортсмена, а абстрактно-логическим обыгрыванием соперника. Эта
особенность шахмат, несомненно, оказывает определенное влияние и на систему
подготовки, в которой в отличие от других видов спорта центральное место занимает
профессиональная шахматная подготовка, а физическая подготовка решает лишь задачи
общего характера, например, развитие общей выносливости.
8
О происхождении шахматной игры ходит немало легенд, однако установить
точные факты толком не удалось до сих пор. С уверенностью можно заявить о том, что
шахматы зародились более 2000 лет назад на территории Индии. В то время игра носила
название «чатуранга», что обозначало на санскрите - четыре рода войск: колесницы,
слоны, конница и пехота. Есть сведения о том, что в игре чатуранга было всего по 4
фигуры с каждой стороны, а играли на доске 9x9.
Из Индии шахматы попали в центральную Азию, а в 5-6 веке эта игра проникла в
Иран, где она пользовалась огромной популярностью. Здесь эту игру называли
«шатрандж». Арабы развивали игру, придавая ей всё больше смысла. Пика своего
развития шахматы достигли в 10 веке. Хотелось бы отметить, что правила, по которым в
шахматы играли арабы, сильно отличаются от современных. Например, так же, как
сейчас, в то время в шахматах ходили лишь король, ладья и конь. Ферзь в тех шахматах
был не самой сильной фигурой, а самой слабой. Рокировки не было вообще. Победой
считалось, когда одна сторона поставит «мат» или «пат» королю противника, однакот акое
случалось редко. Также победой считалась ситуация «одинокий король» - это когда у
одной из сторон на доске не остаётся ни одной фигуры, кроме короля. И вообще,
современные исследователи отмечают, что темп игры в шатрандже отличался невероятной
медлительностью – это вам не современные «дальнобойные» шахматы, в которых схватка
между противниками начинается практически с самого начала игры.
В общем, таким образом, шахматы и дошли до нашего времени. Конечно, на
долгом пути им пришлось претерпеть ряд изменений, но они выдержали всё и, сегодня,
законно считаются официальным видом спорта.
Что касается правил этой игры, то здесь можно отметить много интересных
моментов. Начнём с того, что шахматная партия играется между двумя противниками.
Спортсмены, обдумывая ходы, попеременно перемещают шахматные фигуры по доске,
пытаясь добиться наилучшего расположения, «съесть», как можно больше вражеских
фигур, и поставить мат вражескому королю. Кто играет за «белых», ходит первым.
Передвигать фигуры можно только одной рукой.
Как правило, в шахматы играют по часам. То есть, за определённый промежуток
времени, игрок обязан сделать ход, а затем, нажать кнопкуна часах, тем самым оповестив
всех, что он закончил.
Победителем шахматной игры считается спортсмен, которому удалось с помощью
своих шахматных фигур поставить «мат» вражескому королю. Также, победа
присуждается одному из игроков, когда второй говорит, что он сдаётся.
Необязательно, чтобы шахматная игра закончилась чьей-то победой, она также
может окончиться вничью:
1. Пат. Вражеский король не имеет доступных ходов и в то же время не находится
под шахом;
2. Ничейная позиция. У обоих игроков нет возможности заматовать вражеского
короля;
3. По соглашению обеих сторон также может объявиться ничья;
4. При возникновении надо с одинаковой позиции три раза за одну игру;
5. Вслучае, когда последние 50 ходов были осуществлены без какого-либо
передвижения пешек и без взятия вражеских фигур.
Напоследок бы хотелось отметить то,как ходят шахматные фигуры:
Пешка – ходит на 1 или 2 клетке;
Слон–ходит по диагонали и только по одноцветным клеткам;
Конь – ходит буквой «Г»;
Ладья–ходит прямолинейно и перпендикулярно;
Ферзь–ходит прямолинейно, перпендикулярно, по диагонали, преодолевая любое количество
клеточек, если, конечно, нет препятствия;
Король–может ходить во всех направлениях на одну клеточку.
9
Шахматы–это спорт для самых умных.
Процесс шахматной тренировки состоит из общей и специальной подготовки, которые
взаимосвязаны друг с другом. Общая подготовка направлена, прежде всего, на
всестороннее шахматное образование и развитие необходимых качеств шахматистаспортсмена. Специальная подготовка шахматиста осуществляется в непосредственной
связи с овладением и совершенствованием мастерства на базе уже приобретенных
навыков и умений общей подготовки.
Вид спорта шахматы включает в себя следующие дисциплины: классические
шахматы (классика), быстрые шахматы (рапид), блиц.
Цели программы:
- воспитание всесторонне развитой личности путем приобщения детей к шахматной
культуре;
- развитие творческих способностей, навыков логического и абстрактного мышления,
навыков принятия решений в различных ситуациях;
Задачи программы:
Личностные- создание условий для личностного и интеллектуального развития
обучающихся, формирования общей культуры и организации содержательного
досуга посредством обучения игре в шахматы; - формирование установки на
здоровый образ жизни;- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и
сверстниками в разных социальных ситуациях;- развитие этических чувств,
доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и
сопереживания чувствам других людей; - личностный рост каждого ребѐнка из года
в год, от соревнования к соревнованию
Метапредметные - обучение умению самостоятельно находить личностно
значимыесмыслывконкретнойучебнойдеятельности-обучениюигревшахматы;
- формирование познавательной мотивации в процессе обучения; -способствование
интеллектуальному развитию обучающихся; развитие у них логического и
образного мышления, памяти, внимания, усидчивости.
Образовательные(предметные)-обучение детей
знаниям
основных
стратегических и тактических идеях большинства дебютных построений,
встречающихся в шахматной игре, и навыкам построения своего дебютного
репертуара.- способствовать овладению ребятами всеми элементами шахматной
тактики и техникой расчѐта вариантов в практической игре; - усвоение
обучающимися стратегических основ шахматной игры, методов долгосрочного и
краткосрочного планирования действий во время партии;- знание всех
стратегических элементов шахматной позиции основных стратегических приѐмов в
типовых положениях;
Программа учитывает основополагающие принципы спортивной подготовки
шахматистов, результаты научных исследований и передовой спортивной практики. В
последнее время очень сильно выросла спортивная составляющая шахмат. Тенденция к
ускоренным контролям времени на соревнованиях, а также новейшие компьютерные
игровые программы и базы данных– все это предъявляет повышенные требования к
уровню подготовки шахматиста.
В программе реализуется не только принцип «от простого к сложному» (т. е.
последовательного усложнения материала), но и принцип историзма – теория шахмат
раскрывается как исторический (хронологический) процесс непрерывного углубления в
законы шахматной игры, который происходил в течении нескольких столетий и
продолжается в наши дни.
Принцип комплектности предусматривает тесную взаимосвязь всех сторон учебнотренировочного процесса (теоретической, психологической и физической подготовки,
педагогического контроля).
Принцип преемственности определяет последовательность изложения программного
материала по этапам обучения и соответствие его требованиям этапов спортивной
10
подготовки с учетом преемственности задач, средств и методов подготовки, объемов
тренировочных и соревновательных нагрузок.
Принцип вариативности предусматривает, в зависимости от этапа многолетней
подготовки, индивидуальные способности спортсменов, вариативность программного
материала для практических занятий, характеризующуюся разнообразием средств и
методов тренировки, направленных на решение определенных задач подготовки.
2.1Рабочаяпрограмма«Шахматы»1годаобучения
Задачи, реализуемые на первом году обучения:
Обучающие
задач.
Развивающие
Лектуальному и умственному развитию ребёнка;
Усовершенствовать приобретённые навыки;
-логическое мышление.
Воспитательные
древнейигре;
Планируемые результаты к концу первого года обучения:
Личностные:
шахматами;
деятельности в области шахматного искусства и мастерства;
При изучении теории шахмат;
турнира, в каждой шахматной партии.
Метапредметные:
Творческой составляющей разума ребенка;
-композиционное мышление.
Предметные:
Мировой шахматной арене;
В первый год обучения дети получают элементарное образование по мастерству шахмат.
Учащиеся играют партии по самым базовым принципам разыгрывания шахматной партии.
Приобретаются навыки самостоятельной работы за доской, учащиеся получают
представления о длине шахматной партии, динамике взаимодействия фигур на доске,
осознания стратегии соперника.
11
Учебные занятия строятся по принципу чередования видов деятельности. Сначала идёт
теория и ее объяснение, потом решаются задачи, потом учащиеся играют между собой
партии в учебно-тренировочном турнире.
В группу первого года обучения приходят
дети разного уровня подготовки и разного возраста. Дети младшего школьного возраста
усваивают материал медленнее, чем более старшие учащиеся, поэтому от педагога
требуется тщательная подборка используемых упражнений на занятиях и правильная
подборка партнеров в игровой практике
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙПЛАН
Учебно-тематическийплан1годаобучения.
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Наименование разделов и тем
Введение. История шахмат.
1.1.
Правила
поведения
в
объединении,
Соблюдения техники безопасности.
1.2.
История и легенды о возникновении шахмат.
Шахматная доска. Шахматные фигуры. Цель игры.
2.1.
Горизонталь,
вертикаль,
диагональ.
Обозначение полей.
2.2.
Начальная расстановка фигур. Правила
Передвижения фигур. Постановка цели игры.
Порядок игры. Ходы. Взятие.
3.1.
Ходы фигур. Нападение и защита. Размен.
3.2.
Ход
пешки.
Взятие
"на
проходе".
Превращение пешек.
3.3.
Тренировочные партии по учебным позициям.
Шах и Мат.
4.1.
Исход игры. Шах и Мат.
4.2.
Тренировочные партии по учебным позициям.
Ничья. Вечный шах. Пат.
5.1.
Ничья.
5.2.
Вечный шах.
5.3.
Пат.
5.4.
Тренировочные партии по учебным позициям.
Особые шахматные ходы. Рокировка.
6.1.
Рокировка.
6.2.
Взятие на проходе
6.3
Тренировочные партии по учебным позициям.
Запись ходов.
12
Количество часов Всего
Теория Практика часов
2
—
2
1
1
2
2
2
4
2
2
4
1
3
4
1
3
4
1
3
4
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
7.1.
Запись ходов. Условное обозначение.
7.2.
Знакомство с нотацией.
7.3.
Тренировочные партии по учебным позициям.
Цель игры. Мат.
8.1.
Мат
8.2.
Мат в простейших окончаниях партий.
8.3.
Тренировочные партии по учебным позициям.
Ничья
9.1.
Ничья в проигрыше
9.2.
Тренировочные партии по учебным позициям.
Проведение пешки в ферзи.
10.1. Проведение пешки в ферзя в теории.
10.2. Тренировочные партии по учебным позициям.
Стратегия.
11.1. Понятие о плане в игре.
11.2 Стадии
шахматной
партии:
дебют,
миттельшпиль, эндшпиль.
Дебют
12.1. Принципы игры в дебюте
12.2. Дебютные ошибки.
Тактика.
13.1. Двойной удар
13.2. Связка
13.3 Открытое нападение
13.4 Двойной шах
13.5 Решение задач
Комбинация.
14.1 Понятие комбинации.
14.2. Отвлечение
14.3. Завлечение.
14.4. Спертый мат
14.5. Мат на последней горизонтали
14.6. Уничтожение защиты.
14.7. Рентген.
14.8 Решение задач
Эндшпиль.
15.1. Превращение пешек.
15.2. Правило квадрата.
13
2
6
8
1
3
4
1
3
4
1
3
4
2
2
4
2
6
8
4
8
12
2
6
8
16.
17.
18.
19.
20.
15.3. Прорыв
Шахматная история
16.1. Итальянская шахматная школа: история
возникновения, романтизм
16.2. Ф.Филидори пешечная теория
16.3. А.Андерсен,«бессмертная»и
«вечнозеленая»партии.
16.4. П.Морфи–шахматная легенда
Гамбиты
17.1 Гамбит как средство обострения борьбы
17.2 Северный гамбит
17.3 Королевский гамбит
17.4 Гамбит Эванса
17.5 Разбор партий
Техника расчета.
17.1. Подсчет количества ударов.
17.2. Правило квадрата.
17.3. Мат в2 хода
17.4. Тренировочные партии по учебным позициям.
Практика игровая (Участие в соревнованиях)
19.1. Участие в соревнованиях
19.2. Тренировочные партии.
19.3. Решение задачи комбинаций.
19.4 Разбор партий
Зачеты
20.1. Сдача зачетов по тактике.
20.2. Сдача зачетов по эндшпилю.
Итого:
14
4
6
10
2
6
8
4
8
12
0
24
24
1
5
6
36
100
136
3. МЕТОДИЧЕСКАЯЧАСТЬ
Методическая часть программы включает материал по основным видам подготовки
шахматистов, его распределение по годам обучения, планирование спортивных
результатов, организацию и проведение врачебно-педагогического и психологического
контроля, рекомендации по проведению учебно-тренировочных занятий и соревнований,
по технике безопасности.
Тренер-преподаватель обязан:
- осуществлять всестороннее физкультурное образование обучающихся, выявлять и
развивать их творческие способности;
- перед началом занятий провести инструктаж по технике безопасности и правилах
поведения обучающихся на тренировочных занятиях;
- при обучении соблюдать принцип доступности и последовательности;
следить за своевременным прохождение медицинского обследования и
предоставлением медицинских справок;
- поданныммедицинскогоосмотразнатьуровеньпсихофизическихвозможностей
обучающихся и следить за их состоянием во время проведения занятий;
- комплектовать состав групп и принимать меры по сохранению ее контингента;
- составлять план-конспект занятия и обеспечивать его выполнение;
- проводить учебно-тренировочные занятия в соответствии с расписанием.
Учащиеся обязаны:
- приходить на занятия только в дни и часы согласно расписанию;
- выполнять тренировочную программу;
- своевременнопроходитьмедицинскийконтрольииметьсправкуопрохождении
медосмотра.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯПОДГОТОВКА
Теоретическая подготовка проводится в форме бесед, лекций. Учебный материал
распределяется на весь период обучения. При проведении теоретических занятий следует
учитывать возраст занимающихся и излагать материал в доступной форме. В зависимости
от конкретных условий работы в план можно вносит коррективы.
Физическая культура и спорт в России
Понятие о физической культуре. Физическая культура, как составная часть
гармоничного развития личности. Задачи физического воспитания: укрепление здоровья,
всестороннее развитие человека.
Единая Всероссийская спортивная классификация. Разрядные нормы и требования по
шахматам. Почетные спортивные звания.
Основные формы организации занятий в детско-юношеской спортивной школе.
Всероссийские соревнования для обучающихся, спартакиады, всероссийский
турнир школьных команд «Белая ладья». Международные связи российских шахматистов.
Шахматный кодекс России. Судейство и организация соревнований
Правила шахматной игры. Первоначальные понятия. Нотация. Турнирная дисциплина,
правило «тронул – ходи», требования записи турнирной партии.
Основные положения шахматного кодекса.
Значениеспортивныхсоревнованийиихместовучебно-тренировочномпроцессе.
Судейство на соревнованиях. Воспитательная роль судьи.
15
Виды соревнований: личные, командные, лично-командные, официальные,
товарищеские. Системы проведения соревнований: круговая, олимпийская, швейцарская.
Контрольвременинаобдумываниеходоввпартии.Таблицаочередностиигрыв
соревнованиях. Правило определения цвета фигур.
Организация и проведение шахматных соревнований. Положение о
соревнованиях. Регламент. Подготовка место соревнований. Порядок открытия изакрытия
соревнований. Порядок оформления отчета о соревнованиях. Зачет по судейству и
организации соревнований. Инструкторская и судейская практика.
Исторический обзор развития шахмат
Происхождение шахмат. Легенда о радже и мудреце. Распространение шахмат
на Востоке.
Проникновение шахмат в Европу. Реформа шахмат. Шахматные трактаты.
Запрет шахмат церковью.
ИспанскиеиитальянскиешахматистыXVI-XVIIвеков.Ранняяитальянскаяшкола.
Шахматы как придворная игра.
Выдающиеся зарубежные шахматисты. Выдающиеся советские и российские
шахматисты. Творчество Роберта Фишера, Анатолия Карпова, Гарри Каспарова. Молодые
зарубежные и российские шахматисты.
Дебют
Определение дебюта как подготовительной стадии к борьбе в середине игры.
Классификация дебютов. Основные принципы разыгрывания дебютов. Мобилизация
фигур. Борьба за центр. Безопасность короля. Значение флангов. Дебютный захват центра
с флангов. Подрыв центра. План в дебюте. Оценка позиции в дебюте. Связь дебюта с
миттельшпилем. Понятие инициативы в дебюте. Жертва пешки в дебюте за инициативу.
Гамбиты.
Эволюция взглядов на дебютную теорию. Характеристика современных
дебютов.
Методы работы над дебютами. Принципы составления дебютного репертуара.
Понятие дебютной новинки. Концентрический метод изучения дебютных схем. Стратегия
идеи основных дебютных схем.
Миттельшпиль
Понятие о тактике. Понятие о комбинации. Основные тактические приемы.
Связка, полусвязка, двойной шах, скрытое нападение, вскрытый шах, двойной шах,
отвлечение, завлечение. Размен.
Комбинация с мотивами «спертого мата», использование слабости первой
(последней) горизонтали, разрушение пешечного прикрытия короля, освобождение поля
и линии, перекрытия, блокировки, превращение пешки, уничтожение защиты.
Комбинация как совокупность элементарных тактических идей. Сложные
комбинации на сочетание идей.
Атака в шахматной партии. Инициатива и темп в атаке. Атака пешками. Атака
фигурами. Пешечно – фигурная атака. Атака в дебюте, миттельшпиле, эндшпиле. Атака на
короля. Атака на не рокировавшегося короля. Атака короля при односторонних и
разносторонних рокировках. Контрудар в центре в ответ на фланговую атаку. Защита в
шахматной партии. О роли защиты в шахматной партии. Пассивная и активная защиты.
Требования к защите: определение момента, с которого необходимо переходить к защите,
составление плана защиты, перегруппировка сил, экономизм в защитительных
мероприятиях. Тенденция перехода в контратаку.
Стратегическая и тактическая защита. Приемы тактической защиты: отражение
непосредственных угроз, неожиданные тактические удары, ловушки.
16
Типичные комбинации в дебюте, миттельшпиле, эндшпиле.
Определение стратегии. Элементы стратегии, оценки позиции, выбора плана.
Принцип реализации материального преимущества. Простейшие принципы разыгрывания
середины игры: целесообразность в развитии фигур, мобилизация сил, определение
ближайших и последующих задач. План игры. Оценка позиции.
Центр. Централизация. Открытые и полуоткрытые линии. Тяжелые фигуры на
открытых и полуоткрытых линиях. Фортпост. Вторжение в седьмую горизонталь.
Проблема центра. Закрытый пешечный центр. Пешечный клин. Подвижный
пешечныйцентр.Пешечныйпрорыввцентреиобразованиепроходнойпешки.Пешечно
–
фигурный центр, открытый центр. Центр и фланги. Осада центров с флангов в
миттельшпиле. Роль центра при фланговых операциях. Борьба с образованием у
противника пешечного центра.
Ограничение подвижности фигур: ограничение «жизненного» пространства
противника, выключение фигур из игры, связка, блокада, торможение освобождающихся
ходов.
Подвижность слона и коня в миттельшпиле. Слабые и сильные поля. Слабость
комплекса полей. Пешечные слабости. Теория «островков». Создание слабости в лагере
противника.
Пешечный перевес: в центре, на ферзевом фланге, на королевском фланге.
Пешечные цепи. Блокада пешки и пешечной цепи. Пешечный прорыв. Размен как
средство получения перевеса. Преимущество двух слонов.
Стратегическая атака при разноцветных слонах, по большой диагонали,
пешечного меньшинства. Приемы стратегической защиты: размен атакующих фигур
противника, упрощения, создание максимальных трудностей противнику, ослабление
позиции противника, жертва материала ради перехода в эндшпиль, в котором реализация
перевеса вызывает большие трудности.
Компенсация за ферзя. Ладью, легкую фигуру.
Стратегическая инициатива. Изолированные и висячие пешки.
Позиционная жертва: пешки, качества. Игра на двух флангах. Маневренная
борьба в закрытых позициях. Типовые позиции.
Понятие схемы как плана сторон в типовых позициях, получающихся из
определенных дебютных систем.
Эндшпиль
Определение эндшпиля. Роль короля в эндшпиле. Активность фигур в
эндшпиле. Матование одного короля.
Пешечные окончания. Систематизация пешечных окончаний по тематическому
содержанию. Основные идеи и технические приемы в пешечных окончаниях: правило
квадрата, оппозиция, виды оппозиции, король и пешка против короля, защищенная и
отдаленная проходные пешки, игра королей с двойной целью, «треугольник», прорыв,
сочетание угроз, поля соответствия.
Многопешечные окончания. Реализация лишней пешки в многопешечных
окончаниях.
Сложные пешечные окончания. Ферзь против пешки. Слон против пешки. Конь
против пешки.
Коневыеокончания.Слоновыеокончания.Одноцветныеиразноцветныеслоны.
Сравнительная сила слона и коня в эндшпиле.
Ладейные окончания. Ладья против пешек. Ладья с пешкой против ладьи. Ладья
и крайняя пешка против ладьи. Активность короля и ладьи в ладейных окончаниях.
Сложные ладейные окончания.
Ферзевые окончания. Компенсация за ферзя, ладью и легкую фигуру. Ладья
против легких фигур. Ладья и слон против ладьи.
17
Проблема перехода из миттельшпиля в эндшпиль. Переход из дебюта в
эндшпиль. Сложные окончания.
Основы методики тренировки шахматиста
Понятие об обучении и тренировке. Формы и методы тренировки шахматиста.
Тренировка как процесс всесторонней подготовки шахматиста и приобретение им
специальных знаний, навыков и качеств. Тренировочная нагрузка и работоспособность.
Система восстановительных мероприятий.
Основныетребования,предъявляемыекорганизацииучебно-тренировочного
процесса.
Соревнования и их значение в повышении спортивного мастерства. Методы
сохраненияспортивнойформывпериодмеждусоревнованиями.Особенностипостроения
учебно-тренировочных занятий перед соревнованиями. Индивидуальный план и график
тренировочных занятий шахматиста.
Закономерности тренировки шахматиста: совершенствование, как многолетний
тренировочный процесс, перспективное и годовое планирование, периодизация
спортивной тренировки, общая подготовка (физическая, морально-волевая и
психологическая, специальная выносливость), специальная подготовка (отработанный
дебютный репертуар, наличие наигранных схем, знание основных эндшпильных позиций,
быстрый и безошибочный расчет вариантов).
Методы совершенствования подготовки шахматистов: усвоение шахматной
культуры (наследие прошлого и современные достижения), развитие комбинационного
зрения и позитивного чутья, совершенствование счетных и оценочных способностей,
изучение принципов экономического расчета вариантов, анализ собственного творчества,
постоянная аналитическая работа, создание продуманной системы подготовки к
соревнованиям, участие в соревнованиях.
Российская и зарубежная шахматная литература
Значение шахматной литературы для совершенствования шахматиста. Обзор
мировой шахматной литературы: первые рукописи, средневековые трактаты, первые
книги и журналы, литература XIX-XX веков, современная литература.
Шахматные журналы и турнирные сборники партий крупнейших соревнований.
Обзор крупнейших соревнований. Обзор современной литературы (периодика,
специальные издания, тематические серии). Методика работы с шахматной литературой.
Принцип составления учебной и дебютной картотеки.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯПОДГОТОВКА
Основное содержание психологической подготовки шахматистов состоит в
следующем:
- Формирование мотивации к занятиям шахматами;
- Развитие личностных качеств;
- совершенствование внимания (интенсивности, устойчивости, переключения),
воображения, памяти, что способствует быстрому восприятию информации и принятию
решений;
- развитие специфических качеств – развитие комбинационного зрения и
позиционного чутья, совершенствование счетных и оценочных способностей, постоянный
аналитический анализ;
- формирование межличностных отношений в спортивном коллективе.
Психологическая подготовка предусматривает формирование личности спортсмена и
межличностных отношений, развитие спортивного интеллекта, психологических функций
ипсихомоторныхкачеств.Тренеруследуетиспользоватьвсеимеющиесясредстваи
18
методы психологического воздействия на шахматистов, необходимые для формирования
психически уравновешенной, полноценной, всесторонне развитой личности.
В работе со спортсменами устанавливается определенная тенденция в преимуществе
тех или иных средств и методов психолого-педагогического воздействия: разъяснение,
критика, одобрение, осуждение, внушение. Так, в водной части тренировочного занятия
используются методы словесного и смешанного воздействия, направленные на развитие
различных свойств личности, сообщается информация, способствующая развитию
интеллекта и психических функций. В подготовительной части – методы развития
внимания, сенсомоторики и волевых качеств, в основной части совершенствуются
специализированные психические функции и психомоторные качества, эмоциональная
устойчивость, способность к самоконтролю, в заключительной части совершенствуется
способность к саморегуляции и нервно-психическому восстановлению. Акцент в
распределении средств и методов психологической подготовки в решающей степени
зависит от психических особенностей шахматистов, задач и направленности
тренировочного занятия.
Оценка эффективности воспитательной работы и психолого-педагогических
воздействий в учебно-тренировочном процессе осуществляется путем педагогических
наблюдений, измерений, анализ различных материалов, характеризующих личность
шахматиста. Полученные данные сравниваются с исходными показателями и
используются для внесения коррективов в учебно-тренировочный процесс и
планирования психологической подготовки шахматистов.
3.3 ПРАКТИКА
Квалификационныетурниры.Анализпартийитиповыхпозиций.Индивидуальные
занятия
Участие шахматистов в квалификационных и тематических турнирах.
Разбор с тренером-преподавателем сыгранных партий, анализ типовых положений,
выполнение упражнений для улучшения техники расчета вариантов, тренировка со
спарринг - партнером.
Индивидуальные занятия тренера-преподавателя с учащимися в соответствии с
перспективными планами индивидуальной подготовки.
Выполнение контрольно-переводных и нормативных требований.
Теоретическиесеминары,контрольныеработы,докладыирефератыучащихся
Проведение тренером-преподавателем семинаров по актуальным разделам теории
шахмат, групповое обсуждение докладов, прием зачетов по организации и судейству
соревнований, выполнение учащимися контрольных работ по пройденным темам,
заслушивание аналитических докладов учащихся.
Консультационные партии, конкурсы решения задачи этюдов, сеансы
одновременной игры, упражнения на расчет вариантов
Тематические партии по консультации и сеансы одновременной игры. Понятие о
шахматной композиции. История и основные направления шахматной композиции.
Правила проведения конкурсов. Упражнения для развития счетных способностей.
19
4. ПЕРЕЧЕНЬИНФОРМАЦИОННОГООБЕСПЕЧЕНИЯ
СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ
1. Авербах Ю.Л. Шахматы: методическое пособие.–М.,Знание, 1990.
2. Авеpбах Ю. Эндшпиль.I-Vтома.-М.:Физкультуpаиспоpт,1981-84.
3. Авербах Ю., БейлинМ. Путешествие в шахматное королевство. Москва, 1988.
4. Алексеев Н.Г., Злотник Б.А. Проблемы отбора перспективных юных шахматистов. - М.:
ГЦОЛИФК, 1984.
5. Ботвинник М.М. Методы подготовки шахматиста / В кн. Теория и практика шахматной
игры: Учеб. пособ. / Под ред. Я.Б. Эстрина. – М.: Высш. школа, 1981.
6. БлохМ.Комбинационноеискусство.Москва,1993.
7. Бирюков А. Как научиться играть в шахматы. Ростов-на-Дону, изд.дом «Владис»,2009.
8. Гик Е.Я. Компьютерные шахматы: эрановых чемпионов.–М:ФАИР,1997.
9. Голенищев В. Пpогpамма подготовки юных шахматистов II pазpяда. -М.:Изд.
"Советская Pоссия", 1979.
10. Дворецкий М.И., Юсупов А.М. Методы шахматного обучения.–Харьков: ФОЛИО,
1997.
11. Жуpавлев H. Шаг за шагом.- М.: Физкультуpа и споpт, 1986.
12. ЗлотникБ.А.Диагностикаспортивногомастерствашахматистов//Вкн.:Шахматы: наука,
опыт, мастерство. – М: Высшая школа, 1990.
13. Злотник Б.А.Комплекс диагностических методик по шахматам.–М., 1989.
14. Зак В. Пути совершенствования. Москва, 1981.
15.КапабланкаХ.Р.Учебникшахматнойигры.Москва,1983.
16. КостровВ.В.,ДавлетовД."Шахматныйучебникдлядетейиродителей».Часть1. Часть
2.Издательство: Русский шахматный дом, 2015 г.
17. КрогиусН.В.Психологическаяподготовкашахматиста.–М:Физкультураиспорт, 1975.
18. Костьев А.Н. Уроки шахмат. -М.:Физкультуpаиспоpт,1994.
19. Ласкер Э.Учебник шахматной игры. -М.: Физкультуpа и споpт, 1980.
20. МалкинВ.Б.Проблемыпсихологическойподготовкишахматиста.-М.:ГЦОЛИФК, 2001.
21. Нимцович А. Моя система. Москва, 1974.
22. ПрограммапошахматамдляДЮСШ,СДЮШОРиШВСМ1977года.
23. Спутник шахматиста: справочник/Подред. В.П.Елесина, В.М.Волкова.
24. Рохлин Я. Шахматы Программа занятий.-М.: "Московская пpавда",1961.
25.Pомановский П. Миттельшпиль. -М.: Физкультуpа и споpт,1963.
26. Чехов В.,Архипов С.,Комляков В. Программа подготовки шахматистов IV-IIразрядов.
Москва, 2007.
27. Шахматы,наука,опыт,мастеpство/Подpед.Б.А.Злотника.-М.:Высшаяшкола, 1990.
28. Шахматы как предмет обучения и вид соревновательной деятельности / Под общ. ред.
Н.А. Алексеева. - М.: ГЦОЛИФК, 2006.
Интернет-ресурсы
window.edu.ru«Школа шахмат»;
window.edu.ru«Учимся играть в шахматы»;
www.crestbook.com;
www.chesspro.ru;
www.russiachess.or;
www.chessplanet.ru.
20
Рабочая программа «Шахматыдляшкольников» 2годаобучения
Задачи, реализуемые на втором году обучения
Воспитательные:
воспитывать трудолюбие, аккуратность;
прививать уважительное отношение к результатам;
способствовать развитию коммуникативных способностей.
Развивающие:
развиватьумениепланировать,регулироватьиоцениватьрезультатысобственной
творческой деятельности;
развивать при работе;
способствовать развитию творческого подхода к игре.
Обучающие:
сформировать умение корректировки;
обучить самостоятельно готовиться к партии с соперником;
научить самостоятельно подбирать позиции, в которых еще нужно научиться точно
играть.
Планируемые результаты освоения программы на втором году обучения
Личностные:
умение использовать полученные знания, умения, навыки для выполнения
самостоятельных творческих работ;
умение анализировать собственную творческую деятельность;
аккуратность и внимательность во время серьезной партии;
любознательность, инициативность, усидчивость, добросовестное отношение к труду;
навык культуры общения и поведения на занятиях и культурных мероприятиях.
Метапредметные:
сформированность логического и комбинаторного чутья и интуиции;
умение ориентироваться вс одержании теоретических понятий предметной областии
использовать их при выполнении заданий;
умение оценивать правильность выполнения задания;
наличие богатой комбинационной фантазии;
способность представлять продукты творческой деятельности на турнирах, фестивалях,
конкурсах;
умение доводить до конца избранный в партии план;
навыки правильного пользования шахматной литературой.
Предметные:
формирование компетентности в области шахматного искусства, физкультуры и спорта;
знание истории возникновения шахмат и их развитие, творчества выдающихся
шахматистов;
знание правил шахматной игры;
владение шахматной нотацией;
знание сравнительной ценности фигур (абсолютной и относительной);
умение ставить линейный мат, мат ферзем, мат ладьей, мат двумя слонами;
знание основных принципов разыгрывания дебюта;
знание первых ходов и идейной направленности нескольких открытых дебютов;
21
владениеосновнымитактическимиприемамииумениерешатьзадачив2-3хода; знание о
"сильных" и "слабых" полях;
знание в пешечном эндшпиле приемов оппозиции и цугцванга;
умение реализовывать лишнюю пешку в пешечном окончании и лишнюю фигуру в
остальных окончаниях;
знание в ладейном окончании позиции Филидора и построение мостика;
умение проводить пешку в ферзи и пользоваться правилом квадрата; владение
приемами борьбы ферзя против пешки.
Особенности группы второго года обучения. В группу второго года обучения
зачисляютсяучащиеся,успешнопрошедшиепрограммупервогогодаобучения,согласно
данным итоговой диагностики, а также учащиеся, прошедшие предварительный отбор в
области шахмат, продемонстрировавшие свою грамотность и полученные знания. При
условии, что учащиеся последовательно и систематически занимались физкультурноспортивной и интеллектуальной деятельностью, они приобретают ко второму году
Обучения устойчивый интерес к шахматному мастерству. Учащиеся свободно играют
шахматныепартиивдебюте,миттельшпилеиэндшпиле,решаютзадачи,какпозаданию
педагога, так и по собственному замыслу создают сюжетные и специальные шахматные
композиции, творят, используя разнообразные шахматные приемы и умения. Учащиеся
второго года обучения особенно нуждаются в том, чтобы их спортивные и творческие
результаты игры удовлетворяли, прежде всего, их самих, а так же вызывали бы одобрение
у своих сверстников и взрослых. Ко второму году обучения, благодаря выступлениям
учащихся на командных и личных фестивалях, как правило складывается дружный
коллективсхорошейпсихологическойсовместимостью.Учащиесясудовольствиемходят на
занятия и делают домашние задания.
Учебно-тематический план 2года обучения.
№
п/п
1.
2.
3.
Наименование разделов и тем
Введение .История шахмат.
1.1.
Правила
поведения
в
объединении,
Соблюдения техники безопасности.
1.2.
Чемпионы мира по шахматам.
Тактические удары и комбинации
2.1.
Двойной удар
2.2.
Открытое нападение
2.3
Связка
2.4
Отвлечение
2.5
Завлечение
2.6
Перегрузка
2.7
Перекрытие
2.8
Блокировка
Матование короля
22
Количество часов Всего
Теория Практика часов
1
—
1
3
8
11
2
4
6
4.
5.
6.
7.
8.
9.
3.1.
Мат в1 ход
3.2.
Мат в2 хода
3.3.
Решение задач на мат.
Выдающиеся мастера комбинационного стиля
4.1.
Д. Греко.
4.2.
А.Андерсен.
4.3
П.Морфи
4.4
А.Петров
4.5
М.Чигорин
4.6
Д. Блэкберн
Стратегия атаки
5.1.
Атака в дебюте
5.2.
Слабостьпунктаf7(f2)
5.3.
Открытая линия
5.4.
Атака на не рокированного короля.
5.5.
Атака при односторонних рокировках
5.6.
Атака при разносторонних рокировках
Позиционная игра
6.1.
Ф.Филидор и пешечная структура
6.2.
Основные положения теории В.Стейница
6.3.
З.Тарраш–активная позиционная игра
6.4.
А.Нимцович–гипермодернизм, новые идеи
В шахматной игре.
Элементы позиционной игры
7.1.
Центр.
7.2.
Расположение пешек–основа позиции.
7.3.
Открытые линии.
7.4.
Вторжениена7-югоризонталь
Дебют
8.1.
Итальянская партия
8.2.
Шотландская партия.
8.3.
Защита двух коней
8.4.
Испанская партия, разменный вариант.
8.5
Закрытая система в сицилианской защите.
8.6
Дебют ферзевых пешек.
Эндшпиль
9.1.
Общие принципы игры в эндшпиле
23
3
6
9
3
6
9
4
8
12
4
8
12
3
6
9
4
8
12
10.
11.
9.2.
Пешечный эндшпиль
9.3.
Коневой эндшпиль.
9.4.
Основы ладейногоэ ндшпиля.
Практика игровая (Участие в соревнованиях)
19.1. Участие в соревнованиях
19.2. Тренировочные партии.
19.3. Решение задачи комбинаций.
19.4 Разбор партий
Зачеты
20.1. Сдача зачетов по тактике.
20.2. Сдача зачетов по эндшпилю.
Итого:
24
0
21
21
1
5
6
28
80
108
2.5Рабочая программа «Шахматы для школьников» 3годобучения
Задачи
Воспитательные:
воспитать морально-волевые качества: объективность, самокритичность,
настойчивость,целеустремленность,самообладание,самоконтроль,уверенностьвсебе; воспитывать
уважение к культурному наследию русской и советской шахматной
школы;
воспитать нравственные качества по отношению к сопернику: доброжелательность,
уважение.
Развивающие:
развить способность анализировать, предвидеть;
развить умения самостоятельно мыслить и вдальнейшем самостоятельно
усовершенствовать приобретённые навыки;
развить память и абстрактно-логическое мышление;
воспитание чувства аккуратности, точности, добросовестности.
Обучающие:
Сформировать у учащихся стойкий интерес к занятиям шахматами;
Обучить основным техническим и тактическим элементам игры в шахматы;
Сформировать умение самостоятельно находить способы и решения поставленных
задач.
Планируемые результаты освоения программы на третьем году обучения
Личностные:
умение использовать полученные знания, умения, навыки для выполнения
самостоятельных творческих работ;
умение анализировать собственную творческую деятельность;
аккуратность и внимательность во время серьезной партии;
любознательность, инициативность, усидчивость, добросовестное отношение к труду;
умение быть объективным, самокритичным, уверенным в себе.
Метапредметные:
сформировать логическое и комбинаторное чутье и интуицию;
умение ориентироваться в содержании теоретических понятий предметной областии
использовать их при выполнении заданий;
умение оценивать правильность выполнения задания;
наличие богатой комбинационной фантазии;
способностьпредставлятьпродуктытворческойдеятельностинатурнирах,фестивалях, конкурсах;
умение доводить до конца избранный в партии план;
навыки правильного пользования шахматной литературой.
Предметные:
формирование компетентности в области шахматного искусства, физкультуры и
спорта;
знание истории возникновения шахмат и их развитие, творчества выдающихся
шахматистов;
знание основных планов игры в итальянской партии, защите 2-х коней, дебюте четырех
коней, ферзевом гамбите, сицилианской защите; наличие понятия о ходах-кандидатах;
знание основных принципов разыгрывания дебюта;
знание первых ходов и идейной направленности нескольких открытых дебютов;
25
владение основными тактическими приемами и умение решать задачи в2-3хода;
знание о "сильных" и "слабых" полях;
знание в пешечном эндшпиле приемов оппозиции и цугцванга;
умение реализовывать лишнюю пешку в пешечном окончании и лишнюю фигуру в
остальных окончаниях;
знание в ладейном окончании позиции Филидора и построение мостика;
умениепроводитьпешкувферзиипользоватьсяправиломквадратаВгруппутретьего года
обучения зачисляются учащиеся, успешно прошедшие программу второго года
обучения, согласно данным итоговой диагностики, а также учащиеся, занимавшиеся в
других коллективах, прошедшие успешное собеседование с педагогом..При условии, что
учащиеся последовательно и систематически занимались шахматами, участвовали в
соревнованиях они приобретают ко третьему году обучения устойчивый интерес к
древней игре. Учащиеся свободно разыгрывают партию, умело пользуясь всем
стратегическим и тактическим комплексом приобретенных знаний. К третьему году
обучения учащихся с желанием выполняют упражнения и требования педагога во время
занятия. Прослеживается последовательный динамичный рост приобретенных знаний и
навыков и их грамотное применение на соревнованиях, что позволяет учащимся
выполнить разрядные нормативы. В группе третьего года обучения, как правило,
отличное взаимопонимание, учащиеся проявляют эмоциональную отзывчивость не только
по отношению к себе, но и по отношению к другим детям.
2.6.Учебно-тематический план 3 года обучения.
№
п/п
1.
2.
3.
Наименование разделов и тем
Введение. Шахматный кодекс.
1.1.
Правила
поведения
в
объединении,
Соблюдения техники безопасности.
1.2.
Шахматный кодекс.
История шахмат. Чемпионы мира по шахматам.
2.1.
В.Стейниц–борьба за шахматную корону.
2.2.
Э.Ласкер–шахматный психолог.
2.3
Х.Р.Капабланка–шахматный автомат
2.4
А.Алехин–гений комбинаций
2.5
М.Эйве–5-йчемпионмира
2.6
М. Ботвинник – патриарх советской
Шахматной школы
Дебют
3.1.
Основные принципы дебюта(Повторение).
3.2.
Испанская партия. Открытый вариант.
3.3.
Испанская партия. Защита Стейница.
3.4.
Сицилианская защита. Вариант Найдорфа
3.5.
Сицилианская защита. Вариант Дракона
26
Количество часов Всего
Теория Практика часов
1
—
1
3
6
9
4
8
12
4.
5.
6.
7.
8.
9.
3.6.
Французская защита.Основные идеи.
3.7.
Ферзевый гамбит. Основные идеи
3.8
Староиндийская защита
Эндшпиль
4.1.
Ладейные окончания
4.2.
Слоновые окончания
4.3.
Конь против слона вэ ндшпиле.
4.4.
Ферзевые окончания
Комбинации.
5.1.
Капкан(ловля фигуры)
5.2.
Разрушение пешечного прикрытия
5.3.
Освобождение пространства
5.4.
Сложные комбинации.
Стратегия.
6.1.
Центр и виды центра.
6.2.
Закрытый центр
6.3.
Открытый центр.
6.4.
Изолированая пешка
6.5
Подвижный центр
История шахмат. Чемпионы мира
7.1.
Василий Смыслов-знаток эндшпиля
7.2.
Михаил Таль–гений комбинаций.
7.3.
Тигран Петросян–мастер профилактики.
7.4
Борис Спасский– универсал.
7.5.
Роберт Фишер–шахматный профессионал.
7.6.
Анатолий Карпов–играющий чемпион.
Современная шахматная школа.
8.1.
Гарри Каспаров–шахматная динамика
8.2.
Владимир Крамник–
виртуоз позиционной игры
8.3.
Вишванатан Ананд-универсализм.
8.4
Веселин Топалов–мастер атаки
8.5
Магнус Карлсен–лидер современных шахмат
8.6
Выдающиеся современные шахматисты мира
(представление проектов).
Практика игровая (Участие в соревнованиях)
9.1.
Участие в соревнованиях
27
4
8
12
4
8
12
4
8
12
3
6
9
3
6
9
0
26
26
10.
9.2.
Тренировочные партии.
9.3.
Решение задачи комбинаций.
9.4
Разбор партий
Зачеты
10.1. Сдача зачетов по тактике.
10.2. Сдача зачетов по эндшпилю.
Итого:
1
5
6
27
81
108
Календарный учебный график
дополнительной общеразвивающей программы
«Шахматны школе»
1. Дополнительная общеразвивающая программа «Шахматы школе»
Направленность программы физкультурно-спортивная
Год обучения–1год.
Количество учащихся–15человек.
Возраст учащихся–7-9лет
2. Адрес мест осуществления образовательного процесса.
623725 г.Березовский, п.Ключевск ул.Чернышева д.8
БМАОУ СОШ №11
3. Продолжительность учебного года.
Начало учебного года: –2.09.2025г.
Окончание учебного года: –25.05.2026г.
-для программ,не выполненных в полном объеме, учебный год продлевается.
Окончание учебного года устанавливается по факту выполнения программ.
Количество учебных недель: 34недели.
4. Продолжительность каникул.
Осенние каникулы: с 04.11.2025-10.11.2025;
Зимние каникулы: 30.12.2025-12.01.2026;
Весенние каникулы: с 23.03.2026 - 29.03.2026
с 26.05.2026 по 31.08.2026.
5. Праздничныедни:
- 3,4ноября–День народного единства;
28
- 1,2,5,6,7,8,9,10января-Новогодниеканикулы;
- 7января-РождествоХристово;
- 1,4мая-ПраздникВесныи Труда;
- 8, 9 мая-День Победы;
- 12июня–День России.
6. Сроки проведения промежуточной аттестации
реализуемыми образовательными программами
в соответствии
Промежуточная аттестация -20-30 декабря 2025 года, 20-26 мая 2026 г.
29
с