Выписка из содержательного раздела
основной образовательной программы
начального общего образования
БМАОУ СОШ № 11
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Школьный спортивный клуб «Соколы»
для обучающихся 1-4 классов
2025
1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс внеурочной деятельности (ФГОС НОО) школьного спортивного клуба
«Соколы» относится к спортивно-оздоровительному направлению развития личности.
Рабочая программа курса составлена на основании нормативных документов:
Федеральный закон «Об образовании в РФ», статья 28 «Компетенции, права,
обязанности и ответственность образовательной организации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования (ФГОС НОО) с изменениями;
Основная общеобразовательная программа НОО ФГОС БМАОУ СОШ № 11;
Федеральный закон «Об общественных объединениях»;
Закон РФ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».
Школьный спортивный клуб «Соколы», в дальнейшем именуемое "ШСК", является
общественной организацией учителей и учащихся, способствующей развитию массовой
физической культуры, спорта, туризма и здорового образа жизни (далее ЗОЖ), основанной
на членстве.
Деятельность ШСК основывается на принципах добровольности, равноправия всех его
участников, самоуправления и законности.
ШСК осуществляет деятельность, предусмотренную положением, на территории школы
БМАОУ СОШ № 11.
ШСК может вести эту деятельность вне территории школы в порядке, предусмотренном
действующим законодательством.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА
Основной целью ШСК является организация и совершенствование спортивно массовой работы в школе, пропаганда здорового образа жизни, укрепление здоровья
обучающихся и всестороннего физического развития, повышение их работоспособности,
повышение спортивного мастерства членов ШСК, проведение спортивно - массовой работы
в образовательном учреждении во внеурочное время, создание условий для гармоничного
развития личности, сочетающей в себе стремление к активному и здоровому образу жизни,
спортивным достижениям, патриотизму, уважению старших поколений.
Достижение указанной цели осуществляется посредством решения следующих
стоящих перед ШСК задач:
создать условия для развития массовых и индивидуальных форм физкультурно оздоровительной и спортивной работы в школе;
организовать физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня
школы, оказывать помощь в проведении ежедневных физкультурных занятий в группах
продленного дня, активно участвовать в массовых внутришкольных, сельских, районных
соревнованиях по различным видам спорта;
проводить внеурочные мероприятия, направленные на укрепление здоровья,
всестороннее физическое развитие обучающихся, совершенствование навыков и умений в
занятиях спортом и туризмом, воспитывать стойкую привычку к систематическим занятиям
физическими упражнениями, соблюдать правила личной и общественной гигиены;
участвовать в планомерной и систематической подготовке школьников к
сдаче нормативов учебной программы, норм ГТО;
вести пропаганду физической культуры и спорта среди обучающихся как непременного
средства укрепления здоровья и поддержания высокой работоспособности.
Для достижения указанной цели ШСК осуществляет следующие виды деятельности:
создание сети физкультурного актива во всех классах школы;
содействие открытию спортивных секций;
агитационная работа в области физкультуры и спорта, информирование обучающихся о
развитии спортивного движения;
проведение
спортивно
массовых
мероприятий, соревнований среди
обучающихся школы и с воспитанниками других клубов;
создание и подготовка команд воспитанников ШСК по различным видам
2
спорта, для участия в соревнованиях различного уровня;
внедрение физической культуры в быт обучающихся, проведение спортивно
массовой и оздоровительной работы в школе.
Помимо перечисленных видов деятельности ШСК может осуществлять иную,
непротиворечащую положению, деятельность.
В своей деятельности ШСК активно взаимодействует с общественными
организациями, молодежными объединениями, активно участвует в спортивной жизни
поселка и района.
ШСК имеет символику, название, эмблему, девиз и иные знаки отличия.
Место курса в учебном плане соответствует утверждённому учебному плану
внеурочной деятельности образовательного учреждения. На изучение курса ШСК «Соколы»
в 1 - 4 классах выделяется 34 часа (1ч. в неделю).
№п/п
1.
2.
1.
2.
3.
4.
10.
Распределение учебного времени прохождения программного материала.
Класс/ Кол-во часов
Вид программного материала
1-4
Знания о физической культуре.
Основы знаний о физической культуре.
В процессе занятий
Входная диагностика
Техника безопасности на занятиях, способы
В процессе занятий
физкультурной деятельности для укрепления
здоровья
Физическое совершенствование
Подвижные игры с элементами легкой атлетики
Подвижные игры с элементами гимнастики
Подвижные игры с элементами спортивных игр
Подвижные игры с элементами народных игр
Спортивные соревнования. Промежуточная
аттестация
Всего часов:
9
10
8
7
В течение учебного года
34
Темы занятий равномерно распределены в течение учебного года.
При организации образовательного процесса используются разнообразные методы
и формы обучения: групповые, индивидуальные, занятия оздоровительной направленности,
праздники, эстафеты. Занятия, делятся на теоретические, практические и комбинированные.
Комбинированные занятия проводятся чаще и включают:
теоретическую часть: беседы, инструктажи, просмотр иллюстраций;
практическую часть: общефизическая подготовка, игры, соревнования;
В процессе реализации программы используется метод разъяснения, наглядные
методы, практические методы, проблемно-поисковый метод, метод самостоятельной работы,
метод поощрения.
Основные направления реализации программы:
организация и проведение инструктажа по технике безопасности;
организация и проведение мероприятий по видам спорта;
организация и проведение динамических прогулок и игр на свежем воздухе в любое
время года;
проведение мероприятий, направленных на профилактику вредных привычек;
санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности обучающихся в
школе;
проведение совместных мероприятий с родителями и обучающимися.
Планируемый результат:
формирование установок здорового образа жизни;
формирование навыков самоконтроля, самонаблюдения и саморегуляции;
3
снижение заболеваемости простудными заболеваниями;
знание и соблюдение упрощенных правил спортивных игр (пионербол, волейбол,
баскетбол, футбол);
умение играть в спортивные игры по упрощенным правилам (пионербол, волейбол,
баскетбол, футбол);
воспитание и формирование лидерских качеств личности, способной взаимодействовать
в команде;
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
В соответствии с требованиями к результатам освоения курса внеурочной
деятельности данная программа для 1 - 4 классов направлена на достижение учащимися
личностных, метапредметных и предметных результатов по физической культуре.
Личностные результаты
формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России,
осознание своей этнической и национальной принадлежности;
формирование уважительного отношения к культуре других народов;
развитие мотивов учебной деятельности и личностный смысл учения, принятие и
освоение социальной роли обучающего;
развитие этических чувств, доброжелательно
и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных
ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств её осуществления;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и
сотрудничества;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и
явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты
формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для
укрепления здоровья человека (физического, социального и психического), о её позитивном
влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное),
о физической культуре и здоровье как факторах успешной учёбы и социализации;
овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим
дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием,
величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.),
показателями развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости,
координации, гибкости).
4
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тематическое планирование
Знания о физической культуре
Физическая культура как система разнообразных форм
занятий физическими упражнениями. Возникновение
физической культуры у древних людей. Ходьба, бег,
прыжки, лазанье и ползание. Режим дня и личная
гигиена.
Оздоровительные занятия в режиме дня: комплексы
утренней
зарядки,
физкультминутки.
Комплексы
упражнений для формирования правильной осанки и
развития мышц туловища. Подвижные игры во время
прогулок: правила организации и проведения игр, выбор
одежды и инвентаря. Входная диагностика
Подвижные игры с элементами легкой атлетики
Элементы лёгкоатлетических упражнений: прыжки, бег,
метание и броски; упражнения на координацию,
выносливость и быстроту. В результате обучения
ученики должны познакомиться со многими играми: «Не
попади в болото», «Кот и мыши», «Невод», «Заяц без
дома», «Ловля парами», «Капитаны», «Подвижная цель»,
«Мышеловка».
Подвижные игры с элементами гимнастики
Элементы гимнастических
упражнений:
лазание,
Тематическое планирование
1-4 класс (34 ч. -1ч. в неделю)
Характеристика видов деятельности учащихся
Кол-во
часов
Определять и кратко характеризовать физическую культуру как
в
течение занятия физическими упражнениями, подвижными и спортивными
учебного играми.
года, в Составлять индивидуальный режим дня.
процессе Отбирать и составлять комплексы упражнений для утренней зарядки и
физкультминуток.
уроков
Оценивать своё состояние после закаливающих процедур.
Составлять комплексы упражнений для формирования правильной
осанки.
Моделировать комплексы упражнений с учётом их цели: на развитие
силы, быстроты и выносливости.
Общаться и взаимодействовать в игровой деятельности.
9ч.
Выявлять характерные ошибки в технике выполнения беговых
упражнений.
Осваивать универсальные умения по взаимодействию в парах и группах
при разучивании и выполнении беговых упражнений, технику
прыжковых упражнений, технику бросков мяча и метания малого мяча.
Соблюдать правила техники безопасности при выполнении беговых
упражнений.
Описывать технику прыжковых упражнений.
Соблюдать правила техники безопасности при выполнении бросков мяча
и метании малого мяча.
Осваивать универсальные умения по самостоятельному выполнению
упражнений в оздоровительных формах занятий, универсальные умения
при выполнении организующих упражнений.
Осваивать универсальные умения по самостоятельному выполнению
10ч.
упражнений в оздоровительных формах занятий.
5
перелезание,
равновесие,
игровые
задания
с
использованием строевых упражнений, упражнений на
внимание, силу, ловкость и координацию. Игры:
«Змейка», «Иголка и нитка», «Пройди бесшумно»,
«Тройка», «Раки», «Не урони мешочек», «Посадка
картофеля», «Кузнечики», «Отгадай, чей голосок»,
«Веревочка под ногами».
Подвижные игры с элементами спортивных игр
8ч.
Элементы баскетбола: бросок мяча снизу на месте, ловля
мяча на месте, передача мяча снизу на месте, бросок
мяча снизу на месте в щит. Игры на основе спортивных
игр: «Увернись от мяча», «Сильный бросок»,
«Космонавты», «Большой мяч», «Брось — поймай»,
«Выстрел в небо», «Охотники и утки».
Подвижные игры с элементами народных игр
7ч.
Народные игры: «Считалки», «Заклички», «Золотые
ворота», «Не боимся мы кота», «У медведя во бору»,
Краски.
Осваивать универсальные умения при выполнении организующих
упражнений.
Различать и выполнять строевые команды: «Смирно!», «Вольно!»,
«Шагом марш!», «На месте!», «Равняйсь!», «Стой!»
Описывать технику беговых упражнений.
Осваивать универсальные умения в самостоятельной организации и
проведении подвижных и спортивных игр.
Излагать правила и условия проведения подвижных игр.
Взаимодействовать в парах и группах при выполнении технических
действий в подвижных играх.
Соблюдать дисциплину и правила техники безопасности во время
подвижных игр.
Осваивать универсальные умения в самостоятельной организации и
проведении подвижных игр.
Излагать правила и условия проведения подвижных игр.
Взаимодействовать в парах и группах при выполнении технических
действий в подвижных играх.
Соблюдать дисциплину и правила техники безопасности во время
подвижных игр.
Спортивные соревнования
Осваивать универсальные умения в самостоятельной организации и
в
«День здоровья», «Самый меткий», «Самый быстрый», течение проведении эстафет.
«Зимние забавы», «Спортивный ринг», «Красота и учебного Взаимодействовать в парах и группах при выполнении технических
грация», «Весёлые старты». Промежуточная аттестация
действий в эстафетах.
года
Общаться и взаимодействовать в игровой деятельности.
Соблюдать дисциплину и
правила техники безопасности во время
эстафет.
6
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Дополнительная
литература для
учителя и
учащихся,
Наглядный
материал
(альбомы, атласы,
карты, таблицы и
др.)
Оборудование,
приборы
Литература для учителя:
- Елизарова Е. М. Уроки двигательной активности. Волгоград,
«Учитель», 2011.
- Феоктистова В.Ф. К здоровью через движение. Волгоград,
«Учитель», 2011.
- Колодницкий Г.А. Внеурочная деятельность лёгкая атлетика.
Стандарты второго поколения. Москва, «Просвещение», 2011.
- Петлякова Э.Н. Уроки здоровья в начальной школе. Стандарты
второго поколения. Ростов – на – Дону, 2011.
- Погадаев Г.И. Организация и проведение физкультурнооздоровительных мероприятий в школе 1-11 классы. Москва,
«Дрофа», 2006.
- Обухова Л.А. Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов
природы. Москва, «ВАКО», 2007.
- Красикова И.С. Осанка. Санкт-Петербург, «КОРОНА принт», 2003.
- Красикова И.С. Плоскостопие. Санкт-Петербург, «КОРОНА
принт», 2003.
Литература для учащихся:
- Родиченко В.С. Твой Олимпийский учебник. Москва,
«Физкультура и Спорт», 2003.
- Колодницкий Г.А.Физическая культура 1-4 классы. Учебнонаглядное пособие для учащихся начальной школы. Москва,
«Просвещение», 2003.
- Портреты выдающихся спортсменов, деятелей физической
культуры спорта и Олимпийского движения и паралимпийцев.
Технические средства обучения:
- - медиа
Учебно-практическое оборудование:
- стенка гимнастическая
- перекладина навесная
- скамейка гимнастическая жесткая
- маты гимнастические
- мяч набивной 1кг
- мяч малый (теннисный)
- скакалка гимнастическая
- палка гимнастическая
- обруч гимнастический
- щиты баскетбольные навесные с кольцами и сеткой
- мячи резиновые
- сетка для переноса и хранения мячей
- сетка волейбольная
- мячи волейбольные, футбольные, баскетбольные
- кегли
- лента финишная
- кубики
- флажки: разметочные с опорой, стартовые
- рулетка измерительная
- компрессор для накачивания мячей
- весы медицинские напольные
- ростометр
7
Перечень
Интернет
ресурсов и других
электронных
информационных
источников
- аптечка медицинская
Интернет ресурсы:
http://www.km.ru - мультипортал компании «Кирилл и Мефодий»
http://www.drofa.ru - издательский дом «Дрофа»
http://www.profkniga.ru - издательский дом «Профкнига»
http://www.1september.ru - издательский дом «1 сентября»
http://www.sovsportizdat.ru - издательский дом «Советский спорт»
http://lib.sportedu.ru - электронный каталог центральной отраслевой
библиотеки по физической культуре
http://lib.sportedu.ru/press/tpfk
- научно-теоретический журнал
«Теория и практика физической культуры»
http://www.shkola-press.ru - журнал «Физическая культура в школе»
Электронные информационные источники:
- диски с музыкой.
- электронные журналы «Физическая культура в школе.
8
18