Выписка из содержательного раздела
основной образовательной программы
начального общего образования
БМАОУ СОШ № 11
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Юные инспектора движения»
2025
Пояснительная записка
1. Общие положения о работе отряда ЮИД
Программа кружка «Юные Инспектора Движения» разработана в рамках
Федерального закона «О безопасности дорожного движения», закона Российской
Федерации «О безопасности»,
«Правил безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах».
Данная программа направлена на формирование у детей и подростков культуры
поведения на дорогах, гражданской ответственности и правового самосознания,
отношения к своей жизни и к жизни окружающих как к ценности, а также к активной
адаптации во всевозрастающем процессе автомобилизации страны. Программа позволяет
сформировать совокупность устойчивых форм поведения на дорогах, в общественном
транспорте, в случаях чрезвычайных ситуаций, а также умения и навыки пропагандисткой
работы.
Проблема безопасности дорожного движения имеет разные аспекты. Главным из них
всегда будет сохранение человеческой жизни, особенно жизни детей и подростков. Поэтому
школа первой должна поддержать идею городского общественного движения «Юные
инспекторы дорожного движения», целью которого является объединение детей и
взрослых, заинтересованных в снижении дорожно-транспортного травматизма.
Особенность программы заключается в создании условий для формирования
безопасного образовательного пространства при взаимодействии с сотрудниками ГИБДД.
Реализация программы рассчитана на один год. Отряд ЮИД состоит из учащихся 3-4-х
классов. Их активная деятельность, прежде всего, направлена на помощь классным
руководителям в обучении ПДД учащихся начальной и средней школы.
Работа проводится в форме теоретических и практических занятий. Содержание
занятий, объем и интенсивность нагрузок зависят от возраста и физического состояния
здоровья обучающихся. Программа обучения построена по принципу от «простого к
сложному» и углубления теоретических знаний и практических умений на каждом
последующем этапе обучения.
Цель программы: создание условий для формирования у школьников устойчивых
навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
Задачи программы:
Сформировать у обучающихся потребность в изучении правил
дорожного движения, осознанное к ним отношения;
Сформировать устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного
движения;
Обучить способам оказания самопомощи и первой медицинской помощи;
Повысить интерес школьников к велоспорту;
Развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
Воспитывать чувство ответственности, культуры безопасного поведения
на дорогах и улицах.
Выработать у учащихся культуру поведения в транспорте и дорожную этику.
2. Основные направления работы ЮИД
Воспитание у членов отряда ЮИД преданности своей Родине на героических,
боевых и трудовых традициях милиции, формирование у них правосознания, гуманного
отношения к людям, чувства товарищества.
Углубленное изучение Правил дорожного движения, овладение методами
предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма и навыками оказания
первой помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях, знакомство с
оперативно- техническими средствами регулирования дорожного движения.
Проведение массово-разъяснительной работы по пропаганде Правил дорожного
движения в школе. Участие в смотрах и слётах ЮИД, конкурсах, организация
деятельности школьных площадок безопасного движения.
Организация работы с юными велосипедистами.
3. Обязанности и права юного инспектора движения
Юный инспектор движения обязан:
Дорожить честью, званием юного инспектора движения, активно участвовать в
делах отряда, своевременно и точно выполнять задания командира отряда
Изучать Правила дорожного движения и быть примером в их исполнении
Вести разъяснительную работу среди сверстников и детей младшего
возраста по пропаганде Правил дорожного движения
Всемерно беречь и укреплять общественный правопорядок, участвовать в
предупреждении нарушений детьми Правил дорожного движения
Укреплять здоровье, систематически заниматься физической
культурой и спортом Юный инспектор движения имеет право:
Участвовать в обсуждении всех вопросов, относящихся к деятельности
отряда и вносить соответствующие предложения
Обращаться за помощью и консультацией по вопросам безопасности
дорожного движения и общественного правопорядка в местные органы милиции и
Госинспекции
Участвовать в патрулировании на улицах, в микрорайоне школы по
соблюдению Правил дорожного движения, организации разумного досуга детей и
подростков
Юный инспектор движения может награждаться за активную работу в
отряде грамотами, направляться на районные, областные слёты юных инспекторов
движения
4. Ожидаемый результат:
Развитие и совершенствование навыков поведения на дороге, оказания
первой доврачебной помощи;
Формирование
интереса к
регулярным занятиям
велоспортом, повышение
спортивного мастерства;
Формирование совокупности устойчивых форм
поведения на дорогах, в общественном транспорте, в случаях чрезвычайных
ситуаций;
Формирование глубоких теоретических знаний правил дорожного движения;
Формирование
у
детей
желание
вести работу по
профилактике ДДТТ
и
навыков пропагандисткой работы;
Сокращение детского дорожно-транспортного травматизма по вине детей и
подростков.
5. Нормативно – правовое обеспечение программы:
- Конституция РФ.
- Конвенция «О правах ребенка».
- Правила дорожного движения.
- Устав образовательного учреждения.
- Учебный план.
- Учебные программы.
- План воспитательной работы ОУ
- План воспитательной работы класса
- Положение об отряде юных инспекторов движения.
Материально-техническое обеспечение:
кабинет по безопасности дорожного движения ОУ и его оснащение;
учебная площадка по безопасности дорожного движения ОУ
7. Информационное обеспечение:
обзор аналитической информации;
оформление информационных стендов;
банк данных (разработки уроков, беседы для уч-ся, лекции и беседы для
родителей, разработки внеклассных мероприятий)
контрольные срезы, тесты
8. Научно – методическое обеспечение:
1. Государственный образовательный стандарт
2. Учебный план и учебные программы школы.
3. Методические рекомендации по курсу ОБЖ для проведения уроков ПДД.
4. Учебники по ОБЖ, ПДД.
5. Методические разработки для родителей, обучающихся и педагогов.
6.
6.
7.
10.
1.
•
•
•
•
•
•
2.
•
•
•
•
•
•
•
3.
Газета «Добрая Дорога Детства»
Журнал «Путешествие на зеленый свет»
В тематический план включен следующий материал:
Правила дорожного движения:
общие положения;
обязанности пешеходов;
сигналы светофора;
правила для водителей;
дорожные знаки;
практические занятия.
Основы доврачебной медицинской помощи:
общие принципы оказания доврачебной помощи;
техника наложения повязок;
первая помощь при общих ранениях;
первая помощь при повреждении мягких тканей, суставов, костей;
первая помощь при несчастных случаях;
первая помощь при ожогах и отморожениях;
транспортировка при различных видах травм.
Фигурное вождение велотранспортных средств.
11. Формы подведения итогов реализации программы:
выставки
праздники
театрализованные представления
соревнования
конкурсы
агитбригады
Основные методы, используемые для реализации программы кружка:
В обучении – практический, наглядный, словесный, работа с книгой, видеометод.
В воспитании – (по Г.И. Щукиной) – методы формирования сознания личности,
методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения,
методы стимулирования поведения и деятельности.
Программа
кружка
«ЮИД»
относится
к
социально-педагогической
направленности: создаются условия для социальной практики ребенка в его реальной
жизни, накопления нравственного и практического опыта.
Работа кружка «ЮИД» основывается на различных видах деятельности:
Создание уголка безопасности дорожного движения;
Изучение правил дорожного движения и пропаганда их в классах;
Встречи и беседы с инспектором ГИБДД;
Встречи с медицинским работником, с целью изучения основ
медицинских знаний и применения знаний на практике;
Проведение практических занятий по вождению велосипеда;
Участие в различных конкурсах по профилактике дорожно-транспортной
безопасности;
Проведение игр, конкурсов, соревнований в школе.
На каждом занятии органически сочетается изучение нового и повторение
пройденного материала. Программа рассчитана на занятия в оборудованном кабинете, где
имеются тематические стенды по изучению ПДД и профилактике ДДТТ.
По срокам реализации программа годичная.
В работе кружка участвуют учащиеся 5 классов. Создается актив детей для оказания
помощи изучения ПДД во всех классах начального и среднего звена через агитацию,
пропаганду, конкурсы, игры, соревнования.
Занятия проводятся 1 часа в неделю (39 часов в год).
Учащиеся должны:
знать:
правила дорожного движения, нормативные документы об ответственности за
нарушение ПДД;
серии дорожных знаков и их представителей;
способы оказания первой медицинской помощи;
техническое устройство велосипеда.
уметь:
работать с правилами дорожного движения, выделять нужную информацию;
работать по билетам, предложенным газетой «Добрая дорога детства»;
читать информацию по дорожным знакам; оценивать дорожную ситуацию;
оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему;
пользоваться общественным транспортом;
управлять велосипедом.
иметь навыки:
дисциплины, осторожности, безопасного движения как пешехода, пассажира,
велосипедиста;
взаимной поддержки и выручки в совместной деятельности;
участия в конкурсах, соревнованиях.
активной жизненной позиции образцового участника дорожного движения.
Деятельность отряда юных инспекторов движения
Проблема детского дорожно – транспортного травматизма на
сегодняшний день остаётся одной из актуальных.
Как предупредить несчастные случаи на дороге с детьми, снизить
уровень детского дорожно- транспортного травматизма? Форм и методов
профилактической работы в этом направлении много, но одной из наиболее эффективных
является вовлечение школьников в отряд юных инспекторов движения.
Чем же занимается отряд ЮИД?
Прежде всего, проводит разъяснительную работу в школе по Правилам
дорожного движения; выпускает стенные газеты; пропагандистские материалы;
организует соревнования, конкурсы, викторины; обустраивает учебно-тренировочные
площадки в образовательном учреждении; проводит занятия с детьми – велосипедистами
на площадках. Всё это - внутри школьная работа, цель которой – популяризовать вопросы
безопасности дорожного движения среди детей и подростков.
Основная цель деятельности отряда – вовлечение в целенаправленную и
систематическую работу учащихся, учителей, общественности.
Основной формой работы являются внеурочные занятия. Это и выпуск
информационных наглядных материалов; организация конкурсов, викторин КВНов между
классами, показ агитспектаклей в начальных классах.
Отряд ЮИД создаётся согласно положению об отрядах ЮИД.
Календарно – тематическое планирование
«Юный инспектор движения»
№
Содержание тем
Кол-во
часов
22
1
Изучение правил дорожного
движения
Термины, применяемые в ПДД
2
Предупреждающие знаки
2
3
Запрещающие знаки
2
4
Знаки приоритета
2
5
Информационные знаки, знаки особых
предписаний
Горизонтальная и вертикальная
разметка
Сигналы светофора и регулировщика
Проезд перекрестков
Скорость движения.
Обгон, встречный разъезд
Остановка и стоянка
Обязанности пешеходов
Обязанности велосипедиста
Правила поведения школьника на улице
и дороге
Решение задач по ПДД
1
I
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
II
1
2
3
4
Работа отряда ЮИД в начальной
школе
Занятие с членами ЮИД на площадке
безопасности дорожного движения
Инструктивные занятия с членами
отряда ЮИД
Проведение занятий по изучению ПДД
в начальной школе.
Изучение обязанностей пешехода,
пассажира.
2
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
11
1
2
2
2
5
Изучение дорожных знаков
2
6
7
Игра «Красный, желтый, зеленый»
Конкурс «Дорожные знаки» (по
параллелям)
Подготовка к конкурсу отрядов
ЮИД.
Первая медицинская помощь. Виды
ранений, способы их обработки.
Способы остановки кровотечений.
Оказание первой помощи при
переломах, ожогах, обморожениях,
обмороке.
Разбор дорожных ситуаций, решение
билетов по ПДД.
1
1
III
1
2
6
3
3
Планируемая
дата
Фактическая
дата