Рабочая программа Учимся создавать проект 1-3 класс

Выписка из содержательного раздела
АООП НОО ТНР вариант 5.1
БМАОУ СОШ № 11

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Учимся создавать проект»
для обучающихся 1-3 классов

2024

1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по учебному предмету Учимся создавать проект на уровне
начального общего образования составлена на основе требований к
результатам освоения основной образовательной программы начального
общего образования ФГОС НОО, а также ориентирована на целевые
приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации
обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей программе
воспитания.
Цель программы состоит в создании условий для активизации
личностного потенциала обучающихся через проектную деятельность.
Задачи:
1. Развивать у обучающихся способность аналитически мыслить:
классифицировать, сравнивать, обобщать собранный материал.
2. Познакомить обучающихся с методами исследования и эксперимента, их
применением в собственном исследовании.
3. Обучить основам оформления работ.
4. Познакомить с основами применения информационных технологий в
исследовательской деятельности.
5. Формировать
опыт
публичного
выступления,
способствовать
формированию культуры речи.
Программа курса позволяет решить все три аспекта учебной цели:
познавательный, развивающий и воспитывающий.
Познавательный аспект:
формирование и развитие различных видов памяти, внимания,
воображения;
- формирование и развитие обще учебных умений и навыков (умения
самостоятельно работать с книгой в заданном темпе, умение контролировать и
оценивать свою работу).
- формирование мировоззрения и мышления учащихся.
Развивающий аспект:
- развитие творческих способностей и активности учащихся;
- развитие речи и навыков научного и делового общения в группах;
Воспитывающий аспект:
-воспитание системы нравственных и межличностных отношений
2

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми.
ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе
технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской
деятельности определены как одно из условий реализации основной
образовательной программы начального общего образования. Современные
развивающие программы начального образования включают проектную
деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической
значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и
исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации
научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время
компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Особенностью
данной
программы
является
реализация
педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться
самостоятельно, добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве
программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
-непрерывность дополнительного образования как механизма полноты
и целостности образования в целом;
-развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального
самоопределения в системе внеурочной деятельности;
-системность организации учебно-воспитательного процесса;
-раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Особенности курса «Учимся создавать проект»
Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно
выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием
творческого продукта.
Метод проектов – совокупность учебно–познавательных приемов, которые
позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных
действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов.
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы,
предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов,
с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки,
техники, технологии, творческих областей.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков
учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений
3

ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического
мышления. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется
«осязаемыми», т.е., если теоретическая проблема, то конкретное ее решение,
если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению. Работа по
методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то
проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое
планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы,
четкое распределение (если имеется в виду групповая работа) ролей, т.е. заданий
для каждого участника при условии тесного взаимодействия.
Метод проектов используется в том случае, когда в учебном процессе
возникает какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения
которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также
применение исследовательских методик.
Не владея достаточно свободно
исследовательскими, проблемными, поисковыми методами, умением вести
статистику, обрабатывать данные, не владея определенными методами
различных видов творческой деятельности, трудно говорить о возможности
успешной организации проектной деятельности учащихся.
Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В
одних случаях эта тематика может формулироваться специалистами органов
образования в рамках утвержденных программ. В других – инициативно
выдвигаться преподавателями с учетом учебной ситуации по своему предмету,
естественных профессиональных интересов, интересов и способностей
учащихся. В-третьих, тематика проектов может предлагаться и самими
учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные
интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.
Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса
учебной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому
вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы проектов
относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической
жизни и, вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному
предмету, а из разных областей их творческого мышления, исследовательских
навыков. Таким образом, достигается вполне естественная интеграция знаний.
Главная идея метода проектов – направленность учебно-познавательной
деятельности школьников на результат, который получается при решении
практической или теоретической проблемы. Этот результат называется проект,
что в переводе означает замысел, план. В более широком смысле под проектом
понимается обоснованная, спланированная и осознанная деятельность,
направленная на формирование у школьников определенной системы
интеллектуальных и практических умений. Технология организации проектной
4

деятельности школьников включает в себя совокупность исследовательских,
поисковых и проблемных методов, творческих по своей сути, направленных на
самостоятельную реализацию школьником задуманного результата.
Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебнопознавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель,
согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение
общего результата. Непременным условием проектной деятельности является
наличие заранее выработанных представлений о ее конечном продукте и, как
следствие этого, об этапах проектирования и реализации проекта, включая его
осмысление результатов деятельности. Возможности метода проектов для
развития личности и социализации школьников выявляются через анализ
структуры деятельности учителя и школьника, которая существенно
отличается от структуры их деятельности при традиционной организации
обучения.
Эту структуру можно представить в следующем виде:
Ученик
Определяет цель деятельности

Учитель
определить

Помогает
цель
деятельности
Открывает новые знания или способы Рекомендует источники получения
деятельности
информации
Экспериментирует
Предлагает возможные формы
работы
Выбирает пути решения
Содействует
прогнозированию
результатов
Активен
Создает условия для активности
школьника
Субъект деятельности
Партнёр ученика
Несёт ответственность за свою Помогает оценить полученный
деятельность
результат, выявить недостатки
Можно выделить несколько групп умений, на которые проектная
деятельность оказывает наибольшее влияние:
а) исследовательские (разрабатывать идеи, выбирать лучшее решение);
б) социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной
деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за
ходом совместной работы и направлять её в нужное русло);
5

в) оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности
других);
г) информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной
информации; выявлять, какой информации или каких умений недостаёт);
д) презентационные (выступать перед аудиторией, отвечать на
незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности,
демонстрировать артистические возможности);
е) рефлексивные (отвечать на вопросы: «чему я научился?», «Чему мне
необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);
ж) менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность –
время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении
коллективного дела).
Особенности учебных проектов младших школьников.
Всё вышеизложенное справедливо по отношению к учащимся начальных
классов. Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на
организацию проектной деятельности таких учащихся, однако начинать
вовлекать младших школьников в проектную деятельность нужно обязательно.
Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд
ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это
обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривается как
малозначимый, «проходной» для метода проектов, то нарушается
преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности
обучающихся и значительной части школьников и не удается впоследствии
достичь желаемых результатов в проектной деятельности.
При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо
учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших
школьников.
Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных
предметов или из близких к ним областей, например, обучение решению задач.
Дело в том, что для проекта требуется личностно-значимая и социальнозначимая проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них.
Понятно, что круг социально значимых проблем, с которыми могли встретиться
ученики начальной школы, узок, а их представления о таких проблемах, скорее
всего, мало дифференцированы и одноплановы.
Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию
включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области
6

познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего
развития.
Длительность выполнения проекта целесообразно ограничить одним уроком
(может быть сдвоенными уроками) или одной - двумя неделями в режиме
урочно-внеурочных занятий. Кроме того, важно ставить вместе с младшими
школьниками и учебные цели по овладению приёмами проектирования как обще
учебными умениями. Например, можно задать ученикам такие вопросы: Какие
умения понадобятся для выполнения этого проекта? Владеете ли вы этими
умениями в достаточной мере? Каким образом вы сможете приобрести нужные
вам умения? Где ещё вы сможете впоследствии применять такие умения?
Большого внимания от учителя требует и процесс осмысления,
целенаправленного приобретения и применения школьниками знаний,
необходимых в том или ином проекте. От учителя при этом потребуется особый
такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их
самостоятельный поиск. Например, «Все ли вы знаете, чтобы выполнить данный
проект? Какую информацию вам надо получить? К каким источникам
информации следует обратиться (интернет, справочники, художественная
литература, учебники)?»
Целесообразно в процессе работы над проектом проводить с младшими
школьниками экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции. В этом
контексте представляют интерес опросы, интервьюирование учащимися
отдельных лиц, для которых предназначен детский проект. Например, ветеранов
войны, учителей и родственников при выполнении таких проектов, как
«Сувенир в подарок», «Концерт в подарок», «Путешествие в семьи народов
нашей страны».
Особого внимания в начальной школе требует завершающий этап
проектной деятельности – презентация (защита) проекта.
Для этого нужно помочь ученикам произвести самооценку проекта, затем нужно
помочь учащимся оценить процесс проектирования с помощью вопросов. Также
нужно помочь ученикам подготовить проект к презентации. Презентация
(защита) проекта – завершающий этап его выполнения, когда учащиеся
докладывают о проделанной ими работе. Как правило, защита проектов
осуществляется в форме выставки тех изделий, которые они создали. Кроме
того, иногда целесообразно попросить детей подготовить небольшое
выступление с рассказом о своем проекте.
После защиты проекта изготовленные изделия можно подарить людям, чьи
потребности изучали дети, членам семей учащихся, можно передать в детский
сад. Важно, чтобы дети ощутили потребность в тех изделиях, которые они
7

изготовили, почувствовали атмосферу праздника оттого, что они доставили
радость людям.
Весьма важный вопрос – оценка выполненных проектов, которая должна
носить стимулирующий характер. Школьников, добившихся особых
результатов в выполнении проекта, можно отметить дипломами или памятными
подарками, при этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик,
участвовавший в выполнении проектов. Не следует превращать презентацию в
соревнование проектов с присуждением мест. Лучше выделить несколько
номинаций и постараться так, чтобы каждый проект «победил» в «какой-либо»
номинации. Например, могут быть следующие номинации: «Познавательный
проект», «Нужный проект», «Памятный проект», «Красочный проект»,
«Веселый проект» и т.д. Помимо личных призов можно приготовить общий приз
всему классу за успешное завершение проектов. Это может быть поход в лес, на
выставку, в музей, на экскурсию и т.п.
Этапы проектов и их характеристики.
В основе учебных проектов лежат исследовательские методы обучения. Вся
деятельность учащихся сосредотачивается на следующих этапах:
I этап – подготовительный.
На этом этапе выбирается тема проекта, ставится проблема, определяется
задание конкретной направленности, по завершении которого учащиеся смогут
оценить результаты своего труда, также определяются группы учащихся и
распределяются роли. Определяющими факторами формирования групп
являются уровень знаний предмета, способность к самостоятельной работе и
наличие лидера – координатора.
II этап – практический.
Цель этого этапа: качественное и правильное выполнение поисковоисследовательских операций, контроль и самооценка работ. Работа обсуждается,
делаются замечания, добавления, корректировки. На этом этапе дети защищают
свои проекты. Все учащиеся выступают со своими проектами, демонстрируют,
что достигнуто, определяют дальнейшие перспективы, отвечают на вопросы
одноклассников, производят самооценку проекта. Одной
из особенностей
является то, что в начальных классах учащиеся только-только приступают к
поисково-исследовательской работе. Она связана с тем, что они еще не умеют
работать с литературой, выделять главное, делать обобщения.
III этап – презентация результатов. Планирование публичного выступления.
IV этап – оценка результатов и процесса проектной деятельности, анализ
результатов и качества выполнения проекта. Оценка продвижения учащегося в
рамках проекта и оценка продукта. Способы преодоления трудностей.
8

Подведение итогов работы проектной группы (пожелания, замечания,
планирование).
В начальной школе учащиеся овладевают азами проектной деятельности в
процессе выполнения заданий практического характера - как обучающихся, так
и творческих. Их тематику предлагает учитель, либо выбирают сами учащиеся
после изучения отдельных тем или целого тематического блока. В зависимости
от сложности темы творческие задания (проекты) могут носить индивидуальный
или коллективный характер.
Рекомендуемая модель занятия
Каждое занятие подчинено определенной структуре, в которой имеются
следующие рубрики:
1. Рубрика «Минутка знакомства» позволяет начинающим проектантам
узнать о сверстнике, который уже создавал свой проект ранее. Эти минутки
поучительны и интересны. Чаще всего именно эти «минутки» вдохновляют
ребёнка на начало своего исследования.
2. Практические занятия «Играем в учёных» переносят детей в мир опытов и
знакомят с первыми шагами в науке. Начиная работать над каким-либо опытом
или занятием, дети пытаются внести в него свои размышления, а
часто и дополнительные решения.
3. Рубрика «Добрый совет Дельфина» помогает в решении сложившихся
проблем у ребёнка на данном этапе и является ненавязчивой подсказкой.
4. Тесты и самоанализ помогут будущему проектанту овладеть элементами
рефлексии, которые будут способствовать формированию самоуважения и
позитивной самооценки автора проекта.
5. Рубрика «Переменка» помогает развивать внимание и логику, творческое
мышление и любознательность, память и способность к восприятию.
Все занятия проходят в формах игровой учебной деятельности, которые во
многом способствуют развитию и совершенствованию всех интеллектуальных
качеств личности и обеспечивают плавный переход ученика к самостоятельной
деятельности.
Организационные формы, применяемые на занятиях:
- групповые;
- коллективные;
- индивидуальные;
- самостоятельное выполнение занятий.

Формы проведения занятий:
9

-

игры;
кроссворды;
презентации;
конкурсы проектной и исследовательской деятельности;
интервью;
знакомство с интересными людьми.

Максимальной эффективности процесса обучения можно достичь при
условии погружения учащихся при условии погружения учащихся в атмосферу
творческого поиска исследовательской деятельности. Только когда детям
интересно, когда они заинтересованы, делают полезное и важное дело, лучше
усваивается материал. Создание условий для активизации личностного
потенциала учащихся, а также гармоничного сочетания индивидуализации
освоения знаний и коллективных форм их применения даёт проектная
технология.
Метод проектов представляет собой гибкую модель организации
образовательно–воспитательного процесса, направленного
на развитие
учащихся и их самореализацию в деятельности. Он способствует развитию
наблюдательности и стремлению находить объяснение своим наблюдениям,
приучает задавать вопросы и находить на них ответы, а затем проверять
правильность своих ответов путём анализа информации, проведения
эксперимента и исследований.
Метод проектов является эффективным средством личностного
развития школьника. Он ориентирует образовательный процесс на творческую
самореализацию личности, формирует активную самостоятельную и
инициативную позицию учащихся в учении и способствует социализации
обучающихся, что, в конечном счёте, и является одной из целей учебновоспитательного процесса
Планируемые результаты
Ученик получит возможность научиться:
•
•
•
•
•
•
•

видеть проблемы;
ставить вопросы;
выдвигать гипотезы;
давать определение понятиям;
классифицировать;
наблюдать;
проводить эксперименты;
10

•
•
•
•

делать умозаключения и выводы;
структурировать материал;
готовить тексты собственных докладов;
объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

В ходе решения системы проектных задач у младших школьников
могут быть сформированы следующие способности:
Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное –
почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
•
Целеполагать (ставить и удерживать цели);
•
Планировать (составлять план своей деятельности);
•
Моделировать (представлять способ действия в виде моделисхемы, выделяя все существенное и главное);
•
Проявлять инициативу при поиске способа (способов)
решения задачи;
•
Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении
задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано
отклонять точки зрения других).
•

11

Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:
Первый уровень результатов
(1 класс)

Второй уровень результатов
(2 класс)

Третий уровень результатов
(3 класс)

Предполагает
приобретение
первоклассниками
новых
знаний,
опыта
решения
проектных задач по различным
направлениям.
Результат
выражается
в
понимании
детьми
сути
проектной
деятельности,
умении
поэтапно
решать
проектные задачи.

Предполагает позитивное отношение
детей к базовым ценностям общества, в
частности
к
образованию
и
самообразованию.
Результат проявляется в активном
использовании школьниками метода
проектов, самостоятельном выборе тем
(подтем) проекта, приобретении опыта
самостоятельного
поиска,
систематизации
и
оформлении
интересующей информации.

Предполагает получение школьниками
самостоятельного социального опыта.
Проявляется в участии школьников в
реализации социальных проектов по
самостоятельно выбранному направлению.
Итоги реализации
программы
могут
быть представлены через
презентации
проектов,
участие
в
конкурсах и
олимпиадах по разным направлениям,
выставки,
конференции,
фестивали,
чемпионаты и пр.

12

Личностные и метапредметные результаты образовательного процесса
Результаты

Личностные

Формируемые умения

Обучающийся получит возможность для
формирования:

-положительное
отношение
к
проектноисследовательской деятельности;
-интерес к новому содержанию и новым способам
познания;
- ориентация на понимание причин успеха в проектноисследовательской деятельности, в том числе на
самоанализ и самоконтроль результата, на анализ
соответствия результатов требованиям конкретной задачи,
понимание предложений и оценок учителя, взрослых,
товарищей, родителей;
-способность к самооценке на основе критериев
успешности проектно-исследовательской деятельности.

-внутренней позиции обучающегося на
уровне
понимания
необходимости
проектно-исследовательской
деятельности,
выраженного
в
преобладании познавательных мотивов и
предпочтении
социального
способа
оценки деятельности;
- выраженной познавательной мотивации;
-устойчивого интереса к новым способам
познания;
-адекватного
понимания
причин
успешности проектно-исследовательской
деятельности;
-морального сознания, способности к
решению моральных проблем на основе
учета позиций партнеров в общении,
устойчивого следования в поведении
моральным
нормам
и
этическим
требованиям.
-проявлять познавательную инициативу;

-принимать и сохранять учебную задачу;

13

Регулятивные

Познавательные

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
-планировать свои действия;
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
-адекватно воспринимать оценку своей работы;
-различать способ и результат действия;
-вносить коррективы в действия на основе их оценки и
учета сделанных ошибок;
-выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
-осуществлять
поиск
нужной
информации
для
выполнения учебного исследования с использованием
учебной и дополнительной литературы в открытом
информационном
пространстве,
в
том
числе,
контролируемом пространстве Интернет;
-использовать знаки, символы, модели, схемы для
решения познавательных задач и представления их
результатов;
-высказываться в устной и письменной формах;
-ориентироваться
на
разные
способы
решения
познавательных исследовательских задач;
-владеть основами смыслового чтения текста;
-анализировать объекты, выделять главное;
-осуществлять синтез (целое из частей);
-проводить сравнение, классификацию по разным
критериям;

-самостоятельно учитывать выделенные
учителем
ориентиры
действия
в
незнакомом материале;
-преобразовывать практическую задачу в
познавательную,
самостоятельно
находить
варианты
решения
познавательной задачи.
-осуществлять
расширенный
поиск
информации
в
соответствии
с
исследовательской и проектной задачами
с использованием ресурсов библиотек и
сети Интернет;
-фиксировать информацию с помощью
инструментов ИКТ;
-осознанно и произвольно строить
сообщения в устной и письменной форме;
-строить
логическое
рассуждение,
включающее установление причинноследственных связей;
-оперировать такими понятиями, как
явление, причина, следствие, событие,
обусловленность, зависимость, различие,
сходство, общность, совместимость,
14

-устанавливать причинно-следственные связи;
-строить рассуждения об объекте;
-обобщать (выделять класс объектов по какому-либо
признаку);
-подводить под понятие;
-устанавливать аналогии;
-оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза,
наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;
-видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы,
планировать и проводить наблюдения и эксперименты,
высказывать суждения, делать умозаключения и выводы,
аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.
-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и
письменной форме;
-строить
логическое
рассуждение,
включающее
установление причинно-следственных связей;
-оперировать такими понятиями, как явление, причина,
следствие, событие, обусловленность, зависимость,
различие,
сходство,
общность,
совместимость,
несовместимость, возможность, невозможность и др.;
-использованию исследовательских методов обучения в
основном учебном процессе и повседневной практике
взаимодействия с миром.

несовместимость,
возможность,
невозможность и др.;
-использованию
исследовательских
методов обучения в основном учебном
процессе и повседневной практике
взаимодействия с миром.

15

Коммуникативны
е

-допускать существование различных точек зрения;
-учитывать разные мнения, стремиться к координации;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-договариваться, приходить к общему решению;
-соблюдать корректность в высказываниях;
-задавать вопросы по существу;
-использовать речь для регуляции своего действия;
-контролировать действия партнера;
-владеть монологической и диалогической формами речи.
-допускать возможность существования у людей разных
точек зрения, в том числе не совпадающих с его
собственной, и учитывать позицию партнера в общении и
взаимодействии;
-осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам
в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
-адекватно использовать речь для планирования и
регуляции своей деятельности.

учитывать
разные
мнения
и
обосновывать свою позицию;
-аргументировать свою позицию и
координировать ее с позицией партнеров
при выработке общего решения в
совместной деятельности;
-с
учетом
целей
коммуникации
достаточно полно и точно передавать
партнеру необходимую информацию как
ориентир для построения действия;
-допускать возможность существования у
людей разных точек зрения, в том числе
не совпадающих с его собственной, и
учитывать позицию партнера в общении и
взаимодействии;
-осуществлять взаимный контроль и
оказывать партнерам в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь;
-адекватно использовать речь для
планирования
и
регуляции
своей
деятельности.

16

Ожидаемые результаты
Ожидаемые результаты освоения программы 1 класса.
Обучающийся будет знать: основы проведения исследовательской
работы; что такое мини – проект и творческий проект; методы исследования:
наблюдение, опыт; способы поиска необходимой для исследования
информации; правила сотрудничества в процессе исследования; основные
логические операции, их отличительные особенности; правила успешной
презентации работы.
Обучающийся будет уметь: определять круг вопросов и проблем при
выполнении исследовательской работы; подбирать материал, необходимый для
исследования; оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности
других; сотрудничать в процессе проектной деятельности, оказывать помощь
товарищам и принимать помощь других участников процесса, адекватно
выбирать и оценивать свою роль в коллективной работе.
Ожидаемые результаты освоения программы 2 класса.
Обучающийся будет знать: основные особенности проведения
исследовательской работы; что такое информационный проект и практико–
ориентированный
проект; методы
исследования:
эксперимент,
интервьюирование; правила выбора темы и объекта исследования, виды
оформления
проектов; правила
осуществления
самоконтроля; правила
успешной презентации работы.
Обучающийся будет уметь: выбирать пути решения задачи
исследования
; классифицировать
предметы,
явления
и
события; самостоятельно
предлагать
собственные
идеи
исследования; правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении
исследовательской работы, составлять план действий совместного
исследования; собирать и перерабатывать материал, необходимый для
исследования; осуществлять сотрудничество со взрослыми; презентовать свою
работу, участвовать в обсуждении - коллективной оценочной деятельности;
использовать разные источники информации.
Ожидаемый результат освоения программы 3 класса:

17

Обучающийся будет знать: основные особенности проведения
исследовательской работы; что такое информационный проект и практико–
ориентированный проект; методы исследования: эксперимент, анкетирование,
моделирование интервьюирование; основы работы с компьютером, что такое
социальный проект и его значимость для жизни окружающих; способы методы,
стимулирующие саморазвитие психических процессов, обеспечивающие
ощущение успешности в работе, правила выбора темы и объекта исследования,
виды оформления проектов; правила осуществления самоконтроля; правила
успешной презентации работы.
Обучающийся будет уметь: выбирать пути решения задачи
исследования;
классифицировать
предметы,
явления
и
события; самостоятельно
предлагать
собственные
идеи
исследования; правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении
исследовательской работы, составлять план действий совместного
исследования; собирать и перерабатывать материал, необходимый для
исследования; пользоваться различными измерительными приборами:
калькулятором, секундомером, рулеткой; осуществлять сотрудничество со
взрослыми; презентовать свою работу, участвовать в обсуждении коллективной оценочной деятельности.
Обучающийся будет знать: основные особенности проведения
исследовательской
работы; метод
исследования:
анкетирование,
моделирование; основы работы с компьютером; что такое социальный проект,
каково его значение для жизни окружающих; способы и методы,
стимулирующие: саморазвитие психических процессов, обеспечивающие
ощущение успешности в работе.
Обучающийся будет уметь: самостоятельно предлагать собственные
идеи исследования; правильно определять круг вопросов и проблем при
выполнении исследовательской работы, составлять план действий совместного
исследования; собирать и перерабатывать материал, необходимый для
исследования; пользоваться
различными
измерительными
приборами:
калькулятором, секундомером, рулеткой; делать выводы и умозаключения;
указывать пути дальнейшего изучения объекта; осуществлять сотрудничество
со взрослыми и одноклассниками; презентовать свою работу, участвовать в
обсуждении - коллективной оценочной деятельности; реализовывать право на
свободный выбор.
Способы проверки результатов освоения программы:
18

В качестве подведения итогов, результатов освоения данной
программы, могут быть организованы следующие мероприятия: выставки
творческих работ учащихся; мини – конференции по защите исследовательских
проектов, школьная научно-практическая конференция (4 кл.).

19

Тематическое планирование для 1 класса
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

Тема занятия
1 четверть (8 часов)

Кто я? Моя семья.
Чем я люблю заниматься Хобби.
О чем я больше всего хочу рассказать. Выбор темы твоего проекта.
Как собирать материал. Твои помощники. Этап
Повторение. Давай вспомним.
Проблема.
Проблема. Решение проблемы.
Гипотеза. Предположение. Играем в предположения.
2 четверть (8 часов)
Цель проекта.
Задача проекта.
Выбор нужной информации.
Интересные люди - твои помощники.
Продукт проекта.
Виды продукта. Макет. Знакомство с понятием «макет», «поделка»
Повторение пройденных проектных понятий.
Визитка. Как правильно составить визитку к проекту.
3 четверть (9 часов)
Визитка. Как правильно составить визитку к проекту.

Кол-во часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
20

18
19
20
21
22
23
24
25

Мини-сообщение. Семиминутное выступление.

2

Выступление перед знакомой аудиторией.
Играем в ученых. Окрашивание цветка в разные цвета.

1
2

Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по теме проекта.
Пробные выступления перед незнакомой аудиторией.

1
2

26
27
28
29
30
31
32
33

Повторение. Давай вспомним.
Играем в ученых. «Мобильные телефоны». Это интересно.
Играем в ученых. Поилка для цветов.
Играем в ученых. Получение электричества с помощью волос. Это интересно.
Тест «Чему я научился?»
Памятка для учащегося-проектанта.
Твои впечатления от работы над проектом. Пожелание будущим проектанта. Твои советы им.
Советы на лето от Мудрого Дельфина.
Всего:

4 четверть (8часов)

1
1
1
1
1
1
1
1
1
33

Тематическое планирование для 2 класса
№

Тема занятия
1 четверть (8 часов)

Кол-во часов
21

1
2
3
4
5
6
7
8

9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19

Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения.
Выбор темы твоего проекта. Ты – проектант. Твоё знакомство с понятиями «словарь»,
«проект», «тема».
Знакомство с понятиями «формулировка». Работа со словарями.
Выбор помощников в работе над проектом.
Этапы работы над проектом. Ваше знакомство с понятием «этап».
Актуальность темы проекта. Твое знакомство с понятием «актуальность».
Проблема. Решение проблемы.
Выработка гипотезы-предположения. Твоё знакомство с понятиями «выработка», «гипотеза»,
«предположение».
2 четверть (8 часов)
Цель проекта
Задачи проекта
Сбор информации для проекта
Знакомство с интересными людьми. Интервью.
Обработка информации. Отбор значимой информации.
Создание продукта проекта. Твоё знакомство с понятиями «макет», «поделка»
Играем в ученых. Это интересно
Тест «Чему ты научился?»
3 четверть (10часов)
Отбор информации для семиминутного выступления. (Мини-сообщение)
Творческая работа. Презентация. Твоё знакомство с понятием «презентация».
Презентация.
Знаком ли ты с компьютером? Программа MPP-Microsoft Power Point

1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
22

20

Значимость компьютера в создании проектов.
Первые шаги составления презентации на компьютере.

1

21

Совмещение текста выступления с показом презентации.

1

22

Пробное выступление перед знакомой и незнакомой аудиторией

1

23

Подготовка ответов н предполагаемые вопросы «зала» по теме проекта

1

24
25
26

Тест. «Добрые советы проектанту от Мудрого Дельфина»
Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки
Самоанализ. Работа над понятием «Самоанализ»
4 четверть (8 часов)
Играем в ученых. Это интересно
Различные конкурсы проектно-исследовательской деятельности
Памятка жюри конкурсов
Пробное выступление перед незнакомой аудиторией
Самоанализ – рефлексия после твоего выступления перед незнакомой аудиторией
Играем в ученых. Это интересно
Благодарственные рисунки-отклики помощникам твоим проектам. Пожелание будущим
проектантам
Советы на лето от Мудрого Дельфина
Всего:

1
1
1

27
28
29
30
31
32
33
34

1
1
1
1
1
1
1
1
34

23

Тематическое планирование для 3 класса
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16

17

Тема занятия
1 четверть (8 часов)
Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения. Этапы работы над проектом
Выбор темы твоего проекта. Подбор материала для проекта. Проблема. Решение проблемы
Выбор темы твоего исследования. Предположение. Гипотеза. Решение задачи
Требования к паспорту проекта. Составление паспорта проекта

Кол-во часов
1
1
1
2

Требования к составлению анкет для проекта. Анкетирование

2

Постер. Требования к созданию постера. Условия размещения материала на постере
2 четверть (8 часов)
Практическая работа. Создание мини-постера.
Изучение и освоение возможностей программы МРР. Выставка фотографий, рисунков, фигур,
диаграмм

1

Программа МРР. Анимации. Настройка анимации

3

Закрепление полученных умений, навыков в работе с программой МРР. Творческая работа.
Создание журнала
четверть (10часов)
Программа МРР. Дизайн. Нахождение ошибок в готовой презентации и исправление их.

1

1
3

2
24

18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33

34

Работа с командами «обрезка» и «границы рисунка»
Фотографии на слайдах. Работа с фотографиями на слайдах.

2

Требования к компьютерной презентации Power Point

2

Закрепление полученных умений, навыков в работе с программой МРР. Изучение и
осваивание возможностей программы МРР
Практическое занятие. Составление первой презентации по заданному тексту.

2

четверть (8 часов)
Составление первой презентации по заданному тексту.
Подготовка проектной документации к выступлению на конкурсе. Обработка информации.
Интервью. Визитка.
Тесты. Тестирование. Самоанализ. Рефлексия.
Твои впечатления от работы над проектом
Пожелания будущим проектантам
Страницы благодарности тем, кто окружал и поддерживал тебя в этом году. (Руководитель
проекта – учитель, консультанты – родители; помощники- друзья)
Советы на лето от Мудрого дельфина.
Всего:

2

1
2
1
1
1
1

1
34

25

Календарно-тематическое планирование по курсу
«Учимся создавать проект»

№
п/п

Кол-во

Календарно-тематическое планирование
1 класс (33 часа)

Тема занятия

Планируемые результаты
Учащийся научится
Учащийся получит возможность научиться

1

1

Кто я? Моя семья.

Различать понятие «семья», «школьная
семья», «семейство растений»,
«семейство животных».

2

1

Чем я люблю
заниматься. Хобби.

Определять общность интересов,
увлечений мальчиков и девочек.

3

1

О чем я больше
всего хочу
рассказать. Выбор
темы твоего
проекта.

Излагать краткое содержание,
определять тему, главную мысль
своего сообщения.

Уважать и ценить всех членов семьи,
заботиться о них, испытывать чувство
гордости за семью, ориентироваться на
моральные нормы и их выполнение
Проявлять интерес к новым видам
деятельности, способствующим становлению
всесторонней духовно-нравственной
личности, с качествами современного
делового человека.
Самостоятельно осуществлять выбор
действий, правильно формулировать название
темы проекта.

26

4

1

Как собирать
материал. Твои
помощники. Этап.

5

1

6

1

Повторение. Давай
вспомним.
Проблема.

7

1

8

1

9

1

Осваивать правила планирования,
собирать интересный материал по теме
проекта, правильно выбирать себе
помощников в работе.

Закреплять основные проектные
понятия.
Разбираться в возникших трудностях,
предлагать свои варианты решения
проблемы.
Проблема. Решение Обозначать возникшую проблему,
проблемы.
предлагать алгоритм действий для
решения проблемы.
Гипотеза.
Придумывать свою гипотезу
Предположение.
превращения головастика в лягушку,
Играем в
высказывать свои предположения по
предположения.
этому поводу; знать значение слова
«гипотеза», уметь отвечать на вопросы
по предложенному тексту и
продолжить мысль: «Что будет,
если…».
Цель проекта.
Определять значение слова «цель»;
узнать, какие цели поставлены

Организовывать планомерно, поэтапно работу
по созданию проекта, рационально
использовать полученную от «помощников»
информацию, уметь вносить необходимые
дополнения и изменения в план действий.
Самостоятельно определять тему проекта,
выбирать «помощников».
Выявлять, идентифицировать проблему,
самостоятельно создавать алгоритм для её
решения.
Находить пути выхода из создавшейся
ситуации, использовать имеющуюся
информацию для решения проблемы.
Достаточно полно выражать свои мысли для
объяснения своих предположений, предлагать
различные варианты для объяснения своих
гипотез, самостоятельно выдвигать свою
гипотезу в учебном материале и делать
выводы.

Самостоятельно выделять, понимать,
осмысливать и формулировать учебную цель.
27

10

1

Задача проекта.

11

1

Выбор нужной
информации.

12

1

Интересные люди твои помощники.

13

1

Продукт проекта.

14

1

15

1

Виды продукта.
Макет. Знакомство
с понятием
«макет», «поделка»
Повторение
пройденных

персонажами английской народной
сказки.
Выяснить, для чего нужны задачи;
правильно формулировать вопросы:
«как я это сделаю?».
Выбирать нужную информацию из
обилия собранного материала (на
примере предложенного текста).
Правильно выбирать предприятие,
интересных людей, которые могут
рассказать о своём продукте
производства; использовать
справочную литературу.
Изготавливать самостоятельно или с
помощью взрослых планируемый
продукт своего проекта.
Ставить перед собой задачи по
осуществлению продукта, планировать
этапы работы по изготовлению макета.
Закрепить пройденные проектные
понятия.

Самостоятельно ставить вопросы, определять
задачи проекта.
Применять методы информационного поиска,
в том числе и с помощью компьютерных
средств; выделять наиболее важную
информацию по теме своего проекта.
Самостоятельно планировать свои действия в
соответствии с поставленной задачей, уметь
ставить вопросы для инициативного
сотрудничества в поиске и сборе информации.
Самостоятельно добывать необходимые
знания и с их помощью выполнять
конкретную работу, решать творческие
задачи.
Самостоятельно конструировать свои знания
в процессе работы по изготовлению макета.

Понимать значение проектных понятий,
использовать их в свободной речи.
28

16

1

17

1

18

2

19
20

1

21

2

22
23

1

проектных понятий.
Визитка.
Как
правильно
составить визитку к
проекту.
Визитка.
Как
правильно
составить визитку к
проекту.
Мини-сообщение.
Семиминутное
выступление.

Выступление перед
знакомой
аудиторией.
Играем в ученых.
Окрашивание
цветка в разные
цвета.
Подготовка ответов
на предполагаемые
вопросы «из зала»

Уметь поэтапно распределять план
работы по составлению визитки к
проекту.
Уметь поэтапно распределять план
работы по составлению визитки к
проекту
Кратко излагать основное содержание
проекта, выделяя главное;
контролировать время выступления,
укладываться в регламент

Реализовать на практике полученные знания,
ставить перед собой цели и задачи, делать
выводы, пользуясь помощью взрослых и
справочной литературы, интернета
Реализовывать на практике полученные
знания, ставить перед собой цели и задачи,
делать выводы, пользуясь помощью взрослых,
справочной литературой и интернетом.
Самостоятельно или с помощью взрослых
отбирать информацию по составлению своего
выступления, принимать решения для его
реализации.

Составлять устный рассказ о своем
проекте, сообщая свои знания по теме
проекта.
Проводить опыты по окрашиванию
цветка в разные цвета, придумывать
рассказы о приключениях цветка.

Получать опыт выступления перед
аудиторией, готовить к защите и защищать
небольшие проекты по заданной теме.
Решать творческие задачи, обмениваться
мнениями, впечатлениями.

Изучать большой объём справочного
материала для ответов на вопросы по

Получать энциклопедические знания,
использовать советы Мудрого дельфина для
выступления.
29

по теме проекта.
24

2

25
26

1

27

1

28

1

29

1

30

1

заданной теме; понимать значение
фразеологизмов.
Пробные
Выступать перед незнакомой
выступления перед аудиторией, уметь справляться с
незнакомой
волнением; закрепить знания,
аудиторией.
полученные на предыдущих занятиях.
Повторение. Давай Закрепление знаний, полученных на
вспомним.
предыдущих занятиях.
Играем в ученых.
«Мобильные
телефоны».
Это Знакомиться с проведением опытов по
интересно.
изготовлению «мобильных устройств»,
Играем в ученых. получать электричество с помощью
Поилка для цветов. волос, готовить поилку для цветов,
оценивать свои работы.
Играем в ученых.
Получение
электричества
с
помощью
волос.
Это интересно.
Тест
«Чему
я Давать оценку своей деятельности с
научился?»
помощью учителя.

Развивать волевые качества, проводить
рефлексию своей деятельности, усваивать
способы итогового, пошагового контроля.
Усваивать способы итогового, пошагового
контроля

Получать практические навыки проведения
опытов

Осуществлять рефлексию способов и условий
действия, контроль и оценку процесса и
результатов деятельности.
30

31

1

32

1

33

1

Памятка
для
учащегосяпроектанта.
Твои впечатления
от
работы
над
проектом.
Пожелание
будущим
проектанта.
Твои
советы им.
Советы на лето от
Мудрого Дельфина.

Строить свою деятельность по
предложенному плану.
Находить ответы на вопросы,
используя свой жизненный опыт

Самостоятельно создавать алгоритм действий
при решении проблем творческого и
поискового характера
Самостоятельно высказывать свои эмоции и
давать оценку своей деятельности

Уметь обозначать главные задачи для
успешного осуществления намеченной
цели

Проявлять доброжелательное внимание к
сверстникам, ориентироваться на моральные
нормы поведения

31

№
п/п

Кол-во

Календарно-тематическое планирование по курсу
«Учимся создавать проект»
2 класс (34 часа)
Планируемые результаты
Учащийся научится
Учащийся получит возможность научиться

Тема занятия

1

1

Круг твоих
интересов. Хобби.
Увлечения.

2

1

Выбор
темы
твоего проекта. Ты
– проектант. Твоё
знакомство
с
понятиями
«словарь»,
«проект», «тема».

3

1

Знакомство
понятиями

с

Участвовать в обсуждении вопросов,
понимать значение слова «хобби».
Работать с информацией
вести
дискуссию. Оценивать своё поведение
и поведение окружающих (на уроке, на
перемене).
Активно участвовать в обсуждении
вопросов и диалоге. Понимать значение
понятий
«словарь»,
«проект»,
«тема». Правильно, осознанно читать
(про
себя)
простой
научно
популярный текст; определять главную
мысль текста, находить информацию в
словарях и справочниках.
Понимать значение слова
«формулировка». Правильно

Классифицировать объекты, ситуации, явления
по различным основаниям под руководством
учителя.
Доброжелательность, доверие и внимание к
людям, готовность к сотрудничеству и дружбе
Формировать умения понимать шутливо –
жизненные тексты, выделяя в них существенное
по отношению к предстоящей задаче;
планировать и реализовывать совместную
деятельность как в позиции лидера, так и в
позиции рядового участника умение разрешать
конфликты на основе договорённости
Формировать ключевую компетентность в
отношении владения информацией: правильно,
32

«формулировка». формулировать вопросы по теме.
Работа
со Выступать с сообщениями на тему:
словарями.
«Интересные растения из
энциклопедии»

4

1

Выбор
помощников
работе
проектом.

Объяснять: с какой целью был задан
в вопрос, для чего проектанту знать
над ответ на данный вопрос.

5

1

Этапы работы над
проектом. Ваше
знакомство
с
понятием «этап».

6

1

Запоминать толкование новых
понятий. Самостоятельное
ознакомление (чтение) этапов работы
над учебным проектом, разбор
каждого этапа под руководством
учителя
Актуальность
Запоминать толкование новых
темы
проекта. понятий. Находить важные,

осознанно читать (про себя) простой научно популярный текст; определять главную мысль
текста
Получить первоначальные навыки
сотрудничества, работа над общим делом;
проявление творчества.
Классифицировать объекты, ситуации, явления
по различным основаниям под руководством
учителя.
Формировать
навыки
коллективного
планирования и умения работать в команде.
Получать первоначальных навыков
сотрудничества, работа над общим делом;
проявление творчества.
Учиться
согласованным
действиям
с
помощниками.
Осмысливать задачи. Уметь отвечать на вопрос:
чему
нужно
научиться
для
решения
поставленной задачи?

Уметь отвечать на вопрос: чему нужно
научиться для решения поставленной задачи?
33

7

1

8

1

9

1

Твое знакомство с существенные признаки в любом
понятием
начинании, в любом процессе.
«актуальность».
Проблема.
Запоминать толкование новых
Решение
понятий. Видеть проблему. Обозначать
проблемы.
по-своему алгоритм решения
проблемы

Выработка
гипотезыпредположения.
Твоё знакомство с
понятиями
«выработка»,
«гипотеза»,
«предположение».
Цель проекта

Запоминать толкование новых
понятий. Выдвигать гипотезы,
сравнивать свою гипотезу с
гипотезами, которые придумали
одноклассники.

Учится работать с реальными
объектами как с источниками
информации, выдвигает гипотезы,
делает выводы и обобщения

Формировать компетентность взаимодействия.
Развивать умения договариваться и приходить
к общему решению в совместной работе, в том
числе и в ситуации конфликта и столкновении
интересов. Открывать в знакомом предмете
новое, быть наблюдательным
Формировать
умения
высказывать
предположения о неизвестном, предположения
способа проверки своих гипотез, умения
инсценировать поиск и пробу известных и
неизвестных способов действий.

Развивать умения видеть и формулировать
проблему и придумывать способ решения
данной проблемы. Получать первоначальных
навыки сотрудничества, работать над общим
делом; проявлять творчества.

34

10

1

11

1

12

1

13

1

Задачи проекта

Участвовать в диалоге. Формулировать Формировать умения и способности в поиске
задачи проекта «Дети и компьютерные способов
решения
проблемы
проекта.
игры»
Формировать й компетентности в отношении
владения информацией: правильно, осознанно
читать (про себя) простой научно - популярный
текст; определять главную мысль текста.
Сбор информации Наблюдает, осуществляет сравнение,
Развивать умение интерпретировать и обобщать
для проекта
сходство и различие выдвигает
информацию, выбирать способы получения
гипотезы, делает выводы и обобщения, информации. Структурирование информации,
классифицирует, рассуждает,
выделение главного. Умение осуществлять
анализирует, учится работать с
анализ объектов с выделением существенных и
реальными объектами как с
несущественных
источниками информации
признаков. Доброжелательность, доверие и
внимание
к
людям,
готовность
к
сотрудничеству и дружбе
Знакомство
с Запоминать толкование новых
Формировать умение брать интервью, умения
интересными
понятий. Использовать в речи ранее вести и участвовать в дискуссии, развитие
изученные понятия. Активно
коммуникативной компетенции.
людьми.
Интервью.
участвовать в обсуждении вопросов.
Доброжелательность, доверие и внимание к
Самостоятельно выполнять задания по людям, готовность к сотрудничеству и дружбе
сбору информации к проекту. Играть в
игру «интересное интервью»
Обработка
Запоминать толкование новых
Развивать информационную компетентность,
информации.
понятий. Самостоятельный поиск
формировать умения отсеять лишние данные и
35

14

1

15

1

16

1

17

1

Отбор значимой необходимой информации. Поиск
информации.
недостающей информации у взрослых
(учитель, родители). Анализировать и
обобщать собранные сведения о
лошадях
Создание
Работать над понятием «продукт
продукта проекта. проекта» по заданиям тетради.
Твоё знакомство с Выполнять исследование и работать
понятиями
над проектом, анализируя
«макет»,
информацию, данную в рабочей
«поделка»
тетради. Подготовить сообщения о
своих коллекциях.
Играем в ученых. Ответы по домашнему заданию: дети
Это интересно
рассказывают о
достопримечательности городов, в
которых побывали. Анализ результата
опыта
Тест «Чему ты Рассказ о результатах опыта.
научился?»
Самостоятельная работа с
последующей проверкой

умение видеть дефицит данных, умения
выделять из предоставленной информации ту,
которая необходима для решения поставленной
задачи.

Отбор
Самостоятельно раскрытть смысл
информации для нового понятия «выступление». Отбор
семиминутного
информации для семиминутного

Формировать умения презентовать свои
достижения (превращать результат своей

Овладевать
средствами
и
способами
воплощения собственных замыслов. Получить
первоначальных навыков сотрудничества,
работа над общим делом.

Применять знания на практике.

Формировать умение правильно использовать
изученные проектные понятия в процессе
самостоятельной работы

36

18

1

19

1

выступления.
(Минисообщение)
Творческая
работа.
Презентация. Твоё
знакомство
с
понятием
«презентация».
Значимость
компьютера
в
создании
проектов.
Презентация.
Знаком ли ты с
компьютером?
Программа MPPMicrosoft
Power
Point
Значимость
компьютера
в
создании
проектов.

выступления по предложенному плану.
Анализ стихотворения
А. Барто
Выступать с мини-сообщениями,
подготовленными дома. Участвовать в
творческой работа «Моя презентация».

работы в
других)

продукт,

предназначенный

для

Самостоятельно работать по заданиям
рабочей тетради.

Взаимодействовать с участниками проекта.
Получить первоначальные навыки ролевого
взаимодействия со сверстниками по созданию
презентаций

Формировать
умения
в
составлении
презентации на бумаге. Формировать ключевую
компетентность в отношении владения
информацией: правильно, осознанно читать
(про себя) простой научно - популярный текст;
определять главную мысль текста.

37

20

1

21

1

22

1

23

1

24

1

Первые
шаги Практически работать на компьютере
составления
презентации
на
компьютере.
Совмещение
Активно участвовать в диалоге.
текста
выступления
с
показом
презентации.

Развивать умения работать в программе МРР
(Microsoft Power Point), организовать свою
деятельность.

Пробное
выступление
перед знакомой и
незнакомой
аудиторией
Подготовка
ответов
н
предполагаемые
вопросы «зала» по
теме проекта

Артистические умения. Умение отвечать на
незапланированные вопросы.
Доброжелательность, доверие и внимание к
людям, готовность к сотрудничеству и дружбе

Репетировать выступления перед
аудиторией

Строить устное сообщение о
проделанной работе, выбирать
различные средства наглядности при
выступлении. Рассказывать о своих
впечатлениях от пробного
выступления. Оценивать свое
выступление по пятибалльной шкале.
Тест.
«Добрые Самостоятельно выполнять тест.
советы проектанту

Формировать и развивать коммуникативную
компетентность, а именно умения уверенно
«держать» себя во время выступления и владеть
аудиторией («держать» в поле зрения)

Формировать умения отстаивать свою точку
зрения, развитие находчивости, уверенности в
себе. Развивать навыки монологической речи.
Обучение рефлексии.
Доброжелательность, доверие и внимание к
людям, готовность к сотрудничеству и дружбе
Формировать ключевую компетентность в
отношении владения информацией: правильно,
38

от
Мудрого
Дельфина»
25

1

26

1

27

1

28

1

Изготовление
визитки.
Правильное
составление
титульного листа
визитки
Самоанализ.
Работа
над
понятием
«Самоанализ»

Участвовать в коллективной работе по
составлению титульного листа
визитки. Составлять титульный лист
визитки своего проекта на отдельном
листе используя подсказки рабочей
тетради.
Самооценка: рефлексивные умения,
поисковые умения, коммуникативные
умения (навыки общения),
презентационные умения и навыки.
Составлять примерный текст
самоанализа.

Играем в ученых. Активно участвовать в диалоге.
Это интересно.
Наблюдать, осуществлять сравнение,
сходство и различие выдвигать
гипотезы, делать выводы и обобщения,
классифицировать, рассуждать,
анализировать.
Различные
Учится работать с реальными
конкурсы
объектами как с источниками

осознанно читать (про себя) простой научно популярный текст; определять главную мысль
текста.
Формировать умения создавать собственные
творческие замыслы и доводить их до
воплощения в творческом продукте.

Формировать умений контролировать и
оценивать свою деятельность и продвижение в
её разных видах (рефлексия).

Дружной работе, взаимной поддержке,
участию в команде, приобретение опыта
совместной деятельности.

Опыту коллективной деятельности, работы в
группах. Получить первоначальные навыков
39

29

1

30

1

31

1

32

1

проектноисследовательской
деятельности.
Памятка
жюри
конкурсов.

информации. Заучивает
понравившиеся стихи наизусть

сотрудничества, работа над общим делом.
Проявлять творчество.

Обсуждать каждый пункт требований
жюри к выступлению на конкурсах
проектов. Познакомится с новыми
советами мудрого Дельфина
Выступать перед незнакомой
аудиторией.

Формировать умение оценивать свою работу по
выработанным критериям.

Пробное
выступление
перед незнакомой
аудиторией.
Самоанализ
– Сочинять советы выступающим перед
рефлексия после незнакомой аудиторией.
твоего
выступления
перед незнакомой
аудиторией.
Играем в ученых. Наблюдать, осуществлять сравнение,
Это интересно.
сходство и различие выдвигать
гипотезы, делать выводы и обобщения,
классифицировать, рассуждать,
анализировать.

Формировать умения публичного выступления
представления результатов работы.

Формировать умение оценивать свою работу и
видеть опасные места: осмысливать задачу,
объективно
оценивать
свои
действия,
признавать свои ошибки, анализировать
результат своей работы.
Формировать умения делать прямые выводы,
заключения на основе имеющихся фактов

40

33

1

34

1

Благодарственные Рисовать открытки своим
рисунки-отклики
помощникам.
помощникам
твоим проектам.
Пожелание
будущим
проектантам
Советы на лето от Активно участвовать в играх
Мудрого
Дельфина

Формировать умение высказывать
благодарности
членам
команды,
помощникам

слова
своим

Участвовать в диалоге: высказывать своих
суждений по обсуждаемой теме, анализировать
высказываний собеседников.

№
п/п

1

Кол-во

Календарно-тематическое планирование по курсу
«Учимся создавать проект»
3 класс (34 часа)

1

Тема занятия
Круг твоих
интересов. Хобби.
Увлечения. Этапы
работы над проектом

Планируемые результаты
Учащийся научится
Учащийся получит возможность научиться

Участвовать в обсуждении
вопросов, понимать значение слова
«хобби».

Работать с информацией и вести дискуссию.
Оценивать
своё поведение и поведение окружающих (на
уроке, на перемене). Классифицировать

41

2

1

Выбор темы твоего
проекта.
Подбор
материала
для
проекта. Проблема.
Решение проблемы

3

1

Выбор темы твоего
исследования.
Предположение.
Гипотеза.
Решение
задачи

4

Требования
к
паспорту
проекта.
Составление

объекты, ситуации, явления по различным
основаниям под
руководством учителя.
Активно участвовать в обсуждении Формировать умения находить информацию в
вопросов и диалоге. Понимать
словарях и справочниках; Формирование
значение понятий «словарь»,
умения понимать тексты, выделяя в них
«проект», «тема». Правильно,
существенное по отношению к предстоящей
осознанно читать (про себя)
задаче.
простой научно - популярный текст; Планировать и реализовывать совместную
определять главную мысль текста.
деятельность как в позиции лидера, так и в
позиции рядового участника умение разрешать
конфликты на основе договорённости.
Запоминать толкование новых
Формировать умения высказывать
понятий, выдвигать гипотезы,
предположения о неизвестном, предположения
сравнивать свою гипотезу с
способа проверки своих гипотез и
гипотезами, которые придумали
предположений, предлагать способы решения
одноклассники.
задачи, умения инсценировать поиск и пробу
известных и неизвестных способов действий;
проявлять доброжелательность, доверие,
внимание к людям, готовность к
сотрудничеству и дружбе.
Развивать умение работать с
Формировать умения работать самостоятельно,
полученной информацией,
в коллективе и группе, создавать паспорт
заучивать новые понятия,
42

паспорта проекта.
5

6

2

Требования
к
составлению
анкет
для
проекта.
Анкетирование

1

Постер. Требования к
созданию
постера.
Условия размещения
материала на постере

7

8

формулировать ответы на
поставленные вопросы.
Участвовать в коллективной работе
по обсуждению новой информации,
работать по образцу, составленному
по всем правилам, выполнять
самостоятельную работу по
составлению своего проекта,
используя подсказку в своей
рабочей тетради.
Запоминать толкование новых
понятий. Находить важные,
существенные признаки в любом
начинании, в любом процессе.
Составлять вопросы для анкет.
Запоминать толкование новых
понятий. Составлять памятки по
теме проекта.
Участвует в коллективной работе
по составлению постера. Составляет
постер своего проекта на отдельном
листе используя подсказки рабочей
тетради. Создавать постер со
ссылками и иллюстрациями,

проекта, использовать и анализировать готовые
образцы.

Открывать в знакомом предмете новое, быть
наблюдательным.
Доброжелательность, доверие и внимание к
людям, готовность к сотрудничеству и дружбе

Формирование умения создавать собственные
творческие замыслы и доводить их до
воплощения в творческом продукте. Участвует
в коллективной работе по составлению
постера. Составляет постер своего проекта на
отдельном листе используя подсказки рабочей
43

графическими схемами планами
под руководством учителя.
Создавать устные и письменные
сообщения.
9

1

10

3

11

Практическая работа. Учиться работать с реальными
Создание
мини- объектами как с источниками
постера.
информации, выдвигать гипотезы,
делать выводы и обобщения.
Принимать участие в пошаговом
обсуждении алгоритма, учиться
доказывать преимущества разных
способов выполнения. Выполнять
практическую работу
индивидуально и в группах. Делать
предварительные выводы и
самооценку выполненного проекта.
Изучение и освоение Изучать и осваивать возможности
возможностей
программы МРР. Пробовать
программы
МРР вставлять фотографии, рисунки,
Microsoft Power Point. фигуры, диаграммы. Работать
Вставка фотографий, практически на компьютере по
рисунков,
фигур, заданиям рабочей тетради,

тетради. Создавать постер со ссылками и
иллюстрациями, графическими схемами
планами под руководством учителя. Создавать
устные и письменные сообщения.
Формировать умения создавать мини-постер со
ссылками и иллюстрациями, развивать умение
создавать сообщения различного вида,
отбирать и правильно размещать информацию.
Получать первоначальные
навыкисотруднич6ества, работать над общим
делом, проявлять творчество. Формировать
умение выбора способа решения задач проекта.

Взаимодействовать с участниками проекта.
Получить первоначальные навыки ролевого
взаимодействия со сверстниками по созданию
презентаций. Формировать умения
самостоятельной работы с источниками
информации, работать в программе ММР44

диаграмм

12

осваивать алгоритм действия по
вставке фотографий, рисунков и
диаграмм, заучивать толкование
новых понятий.
Выполнять самостоятельную работу
на компьютере, знакомиться с
новыми понятиями из проектного
мира, формировать умение
настраивать анимации на слайде,
выполнять творческую работу.
Работать над понятием «продукт
проекта» по заданиям тетради.
Выполнять исследование и работать
над проектом, анализируя
информацию, создавать
собственные творческие замыслы и
доводить их до воплощения в
творческом продукте.

3

Программа
МРР.
Анимации.
Настройка анимации

16

1

Закрепление
полученных умений,
навыков в работе с
программой
МРР.
Творческая работа.
Создание журнала.

17

2

Программа
МРР. Работать с командами «Обрезка» и
Дизайн.
«Границы рисунка». Изучать и
Нахождение ошибок осваивать возможности программы
в
готовой

13
14
15

Microsoft Power Point, умения организовывать
свою деятельность.

Получать первоначальные навыки
сотрудничества, ролевого взаимодействия со
сверстниками и взрослыми в учебно- трудовой
деятельности.

Развивать информационную компетентность,
формировать умения отсеять лишние данные и
умение видеть дефицит данных, умения
выделять из предоставленной информации ту,
которая необходима для решения поставленной
задачи

Развитие умения работать в программе МРР
Microsoft Power Point Умение организовать
свою деятельность. Развивать образное
мышление, логику, вкус. Формировать
45

18

19

2

презентации
и
исправление
их.
Работа с командами
«обрезка» и «границы
рисунка»
Фотографии
на
слайдах.
Работа с
фотографиями
на
слайдах.

20
21

2

Требования
к
компьютерной
презентации Power
Point

2

Закрепление
полученных умений,
навыков в работе с
программой
МРР.
Изучение
и

22

23

Microsoft Power Point, творчески
подходить к созданию вещи.

творческий подход к созданию проекта, умение
организовать свою деятельность. Получить
первоначальные навыки сотрудничества,
ролевого взаимодействия со сверстниками.

Принимать активное участие в
обсуждении проблемы, объяснении
материала. Выполнять
практическую работу на
компьютере, проводить
рефлексию(самоанализ).
Знать требования к составлению
компьютерной презентации.
Находить ошибки в готовой
презентации и исправлять их.
Работать над воспроизведением
нового материала, выполнять
самостоятельную работу со
следующей проверкой.
Активно участвовать в диалоге,
Выполнять практическую работу
на компьютере. Работать над
понятием «продукт проекта» по
заданиям тетради. Выполнять

Взаимодействовать с участниками проекта,
Получать первоначальные навыки
сотрудничества, ролевого в Развитие умения
работать в программе МРР Microsoft Power
Point Умение организовать свою деятельность,
взаимодействуя со сверстниками.
Развивать информационную компетентности,
формировать умения отсеять лишние данные и
умение видеть дефицит данных, умения
выделять из предоставленной информации ту,
которая необходима для решения поставленной
задачи.

Формировать умение самоконтроля и
оценивания своих знаний и умений. Научиться
дружной работе, взаимной поддержке, участию
в команде, получить опыт совместной
деятельности.
46

осваивание
возможностей
программы МРР.

24

25

2

исследование и работать над
проектом, анализируя информацию,
создавать собственные творческие
замыслы и доводить их до
воплощения в творческом продукте.
Практическое
Активно участвовать в работе
занятие. Составление группы, учиться распределять
первой презентации обязанности между участниками
по заданному тексту группы, составлять план действий
для выполнения коллективной
презентации.

26

27

Практическое
занятие. Составление
первой презентации
по заданному тексту.

Активно участвовать в работе
группы, учиться распределять
обязанности между участниками
группы, составлять план действий
для выполнения коллективной
презентации. Выступать с мини-

Формировать компетентности в отношении
владения информацией: правильно и осознанно
читать простой научно-популярный текст;
определять главную мысль. Научиться
рефлексии. Воспитывать доброжелательность,
доверие и внимание к людям, готовность к
сотрудничеству и дружбе. Информационную
компетентность, умение отсеять лишние
данные и умение видеть дефицит данных,
умения выделять из предоставленной
информации ту, которая необходима для
решения поставленной задачи
Формировать умения, отстаивать свою точку
зрения, развивать находчивость, уверенность в
себе, навыки монологической речи. Обучаться
рефлексии.
Формировать умения презентовать свои
достижения (превращать результат своей
47

28

29

30

31

2

сообщениями, подготовленные
детьми дома.
Подготовка
Участие в коллективной работе по
проектной
составлению титульного листа
документации
к визитки. Составлять минивыступлению
на сообщения детей проекта на
конкурсе. Обработка отдельном листе, используя
информации.
подсказки рабочей выполнять
Интервью. Визитка.
творческую работу «Моя
презентация».

работы в продукт, предназначенный для
других).
Формировать и умения воплощать собственные
творческие замыслы и доводить их до
воплощения в творческом продукте, умение
уверенно «держать» себя во время
выступления и владеть аудиторией («держать»
в поле зрения) Артистические умения. Умение
отвечать на незапланированные вопросы.

Тесты. Тестирование. Составлять примерный текст
Самоанализ.
самоанализа. Выполнять
Рефлексия.
самооценку: рефлексивные умения,
поисковые умения,
коммуникативные умения (навыки
общения), презентационные умения
и навыки.
Твои впечатления от Наблюдать, осуществлять
работы над проектом сравнение, сходства и различия
предлагаемых гипотез, делать
выводы и обобщения,

Формировать умения контролировать,
оценивать свою деятельность, осмысливать
задачу, объективно оценивать свои действия,
признавать свои ошибки, анализировать
результат своей работы.

Формировать умение делать прямые выводы,
заключения на основе имеющихся фактов,
подводить итог своей деятельности, умения
правильно использовать изученные проектные
понятия в процессе самостоятельной работы.
48

классифицировать, рассуждать и
анализировать.
32

Пожелания будущим Делать выводы. Составлять
проектантам
пожелания в прозе или стихах.

33

Страницы
благодарности тем,
кто окружал и
поддерживал тебя в
этом году.
Советы на лето от
Мудрого дельфина.

34

Рисовать открытки своим
помощникам. Выявлять объём
накопленных знаний во время
проектной деятельности, поверять
на сохранность знаний.
Активно участвовать в играх.

Получить первоначальные навыки
сотрудничества, ролевого взаимодействия со
сверстниками.
Формировать умения высказывать пожелания,
умения показать свою доброжелательность,
доверие и внимание к людям, готовность к
сотрудничеству и дружбе.
Формировать умения высказывать слова
благодарности членам команды, своим
помощникам.

Участвовать в диалоге: высказывать свои
суждения по обсуждаемой теме, анализировать
высказывания собеседников.

49

50


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».