Выписка из организационного раздела адаптированной основной образовательной программы для обучающихся легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) Учебный план адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальные нарушения) Березовского муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 11» на 2024-2025 учебный год Пояснительная записка к учебному плану адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями вариант) БМАОУ СОШ № 11 на 2024-2025 учебный год Учебный план БМАОУ СОШ № 11 (далее ― Учебный план), реализующей АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации. Учебный план разработан с учётом конкретных условий образовательного учреждения, материально-технической базы учреждения, кадров и максимально допустимого количества часов при пятидневной учебной неделе. Продолжительность учебного года - 34 учебные недели. Для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости на каждом этапе обучения в учебном плане представлены семь предметных областей и коррекционно-развивающая область. Содержание всех учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области, имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую направленность, заключающуюся в учете особых образовательных потребностей этой категории обучающихся. Кроме этого, с целью коррекции недостатков психического и физического развития обучающихся в структуру учебного плана входит и коррекционно-развивающая область. Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть: учебный план 5-9 классов содержит семь предметных областей: язык и речевая практика, математика, естествознание, человек и общество искусство, физическая культура, технология. Учебные предметы обязательной части учебного плана: русский язык, чтение, математика, природоведение, основы социальной жизни, музыка, изобразительное искусство, физическая культура, профильный труд. Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): − формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение; − формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям; − формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных для данной группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося. При умственной отсталости у детей страдают высшие психические функции, чаще всего встречается системное нарушение речи и письма, это оказывает негативное влияние на овладение учебным материалом по русскому языку в процессе школьного обучения. Кроме того, развитие профессиональных навыков на уроках профильного труда для учащихся 5-9 -х классов одно из важных направлений в коррекции недоразвития психики с явным преобладанием интеллектуальной недостаточности, которое приводит к затруднениям в усвоении содержания школьного образования и социальной адаптации. Таким образом, часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает: - учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные («Русский язык»); - увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части («Русский язык» и «Математика»); Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено коррекционными занятиями (логопедическими и психокоррекционными). Всего на коррекционно-развивающую область отводится 6 часов в неделю. Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение осуществляется общеобразовательной организацией самостоятельно, исходя из психофизических особенностей обучающихся с умственной отсталостью на основании рекомендаций психологомедико-педагогической комиссии и индивидуальной программы реабилитации инвалида. Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности (нравственное, социальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное) является неотъемлемой частью образовательного процесса в общеобразовательной организации. Образовательная организация предоставляют обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Выбор направлений внеурочной деятельности и распределение на них часов самостоятельно осуществляется общеобразовательной организацией в рамках общего количества часов, предусмотренных примерным учебным планом (4 часа). Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП определяет образовательная организация. В соответствии с действующим СанПиН для всех обучающихся с ОВЗ, в том числе и для обучающихся на дому, установлена пятидневная учебная неделя. Для предупреждения переутомления в течение недели для обучающихся с ОВЗ регламентирован облегченный учебный день в среду или четверг. Продолжительность учебной нагрузки на уроке не превышает 40 минут, за исключением первого класса. Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой перемены (после 2 или 3 уроков) - 20 - 30 минут. Вместо одной большой перемены допускается после 2-го и 3-го уроков устанавливать две перемены по 20 минут каждая. Продолжительность перемены между урочной и внеурочной деятельностью составляет не менее 30 минут. Рекомендуется организовывать перемены на открытом воздухе. С этой целью, при проведении ежедневной динамической паузы рекомендуется увеличить продолжительность большой перемены до 45 минут, из которых не менее 30 минут отводится на организацию двигательно-активных видов деятельности, обучающихся на спортплощадке организации. Формы промежуточной аттестации Математика контрольная работа, Русский язык – контрольная работа. Промежуточная аттестация обучающихся 5-9-х классов для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) по другим учебным предметам осуществляется путем выведения годовых отметок успеваемости на основе четвертных отметок успеваемости, как среднее арифметическое, выставленных обучающимся в течении соответствующего учебного года. Недельный учебный план основного общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для 5-дневной учебной недели (1-й вариант) Предметная область Язык и речевая практика Математика и информатика Естествознание Человек и общество Искусство Физическая культура Технология Итого Учебный предмет/курс Обязательная часть Русский язык Чтение (литературное чтение) Математика Информатика Природоведение Биология География Мир истории Основы социальной жизни История отечества Изобразительное искусство Музыка Физическая культура (адаптивная физическая культура) Профильный труд 5 Количество часов в неделю 6 7 8 9 4 4 4 4 4 4 2 2 1 2 2 1 2 1 3 3 4 4 3 1 4 4 3 1 4 4 3 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 3 3 3 8 31 8 31 1 1 2 33 34 1 1 2 33 34 6 6 7 27 28 30 Часть, формируемая участниками образовательных отношений Наименование учебного курса КБЖ (культура безопасности жизнедеятельности) 1 1 1 Компьютерная грамотность 1 1 1 Итого 2 2 2 ИТОГО недельная нагрузка 29 30 32 Количество учебных недель 34 34 34 План внеурочной деятельности развивающую область) (недельный) Учебный курс Обязательная часть Коррекционный курс: «Коррекционно развивающие занятия: психокорекционные (психологические и дефектологические) Коррекционный курс: Логопедические занятия ШСК Соколы (волейбол. пионербол) Разговоры о важном Россия - мои горизонты Основы финансовой грамотности Школьный музей "Память" Итого (включая 5 коррекционно- Количество часов в неделю 6 7 8 9 4 4 4 4 4 2 1 1 2 1 1 1 2 1 1 1 2 1 1 1 2 1 1 1 1 10 1 10 1 10 1 10 1 1 10