БЕРЕЗОВСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №11» РАССМОТРЕНОиПРИНЯТО назаседании педагогического советаБМАОУСОШ№11 Протокол от 30.08.2024 №1 УТВЕРЖДЕНО: ДиректорБМАОУСОШ№11 А.Н.Денисова Приказ от 30.08.2024 № 71-од Дополнительнаяобщеобразовательнаяпрограмма– дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности «Знайка» (подготовка детей к школе) Возрастобучающихсяот5до7 лет. Срокреализации:1 год Ушакова Елена Вячеславовна г.Березовский,п.Ключевск2024 Программаразработанавсоответствииинаоснове: Федерального Закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федерального Закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». ПисьмаМинистерстваобразованияинаукиРоссийскойФедерацииот11.12.2006г. №06-1844«Опримерныхтребованияхкпрограммамдополнительногообразования детей»; УставаБМАОУ СОШ№11г. Березовский; Программы «Преемственность»:программапоподготовкекшколедетей5 –7лет/ [Н.А. Федосова, Е.В. Коваленко, И.А. Дядюнова и др.; науч. рук. Н.А. Федосова]. – 4-е изд. – М. : Просвещение, 2016. Пояснительнаязаписка УМКдляпедагога Федосова Н.А. и др. Преемственность: Программапо подготовкек школедетей 5-7 лет// - М.: Просвещение, 2016. ФедосоваН.А.идр.Методическиерекомендациикпрограмме «Преемственность»: пособие для педагогов.// - М.: Просвещение, 2015. ВолковаС.И.Математическиеступеньки:пособиедлядетей5-7лет.-М.: Просвещение, 2015. ПлешаковА.А.Зеленаятропинка:учеб.Пособиедляподготовкидетейкшколе.М.:Просвещение, 2015. ФедосоваН.А.Отсловакбукве.Пособиедлядетей5-7лет.В2ч.-М.:Просвещение, 2015. ФедосоваН.А.Яготовлюськписьму.Тетрадь №1.Отрисункак букве. ФедосоваН.А.Яготовлюськписьму.Тетрадь №2.Моипервыебуквы. ФедосоваН.А.Яготовлюськписьму.Тетрадь №3.Отзвукак слогу. ФедосоваН.А.Яготовлюськписьму.Тетрадь №4.Отзвукак слогу. Программа готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием. Подготовкадетейкшколезанимаетособоеместовсистемеобразования.Этообусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Школа предъявляет к первокласснику довольно высокиетребования.Ребенокдошкольноговозрастадолжен быть готовнетолькокновым формамобщения.Унегодолжнабытьразвитамотивационнаясфера,гделюбознательность выступаеткакосновапознавательнойактивности,сформированыэмоционально-волевыеи познавательные сферы психических функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарныминавыкамиуниверсальныхучебныхдействий(УУД),коммуникативнымии речевыми компетенциями. Программа «Преемственность»решаетзадачиобщегоразвитиябудущегопервоклассника, его физических, социальных и психологических функций, необходимых для систематического обучения в школе. Новизнаобразовательной Программы заключается в том, что она предполагает использование современных педагогических технологий, позволяющих активизировать деятельностные и мыслительные процессы ребенка, включить его в изменившуюся социальную среду. Программа представляет систему взаимосвязанных занятий, выстроенных в определенной логике, направленных на формирование у дошкольников необходимого уровня психологической готовности к школе, общение со сверстниками и педагогами, мотивационной готовности к школе. Доказано, что у детей, не готовых к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период адаптации, приспособления к учебной (а не игровой) деятельности. Неподготовленный к школе ребенок не всегда может сосредоточиться на уроке, часто отвлекается,онневсостояниивключитьсявобщийритмработыкласса.Внастоящеевремя школа решает сложную задачу образования и воспитания подрастающего поколения личностное развитие ребенка (готовность и способность к саморазвитию, сформированностьмотивациикучениюипознанию)наосновеосвоенияимуниверсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных), познания и освоения мира. В сфере экономических и политических преобразований нашего общества от учителя начальных классов требуется совершенствование всей системы учебновоспитательного процесса, осуществление преемственности между дошкольным и начальным обучением. Одним из таких направлений является предшкольная подготовка. От того, как ребенок подготовлен к школе, зависит успешность его адаптации, вхождения в режим школьной жизни, его учебные успехи, психическое самочувствие. Актуальностьпрограммы. Программа «Преемственность» направлена на решение вопросов выравнивания стартовых возможностей дошкольников с учетом проблемы разного уровня подготовленности детей, затрудняющего их адаптацию к условиям школьной жизни. Программа не допускает дублирования программ первого класса. Она обеспечивает формирование ценностных установок, ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития, обеспечиваетпостепенныйпереходотнепосредственностикпроизвольности,организуети сочетает в единой смысловой последовательности продуктивные виды деятельности, готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности, в том числе в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми. Педагогическая целесообразность программы. Одной из наиболее острых проблем современнойшколыявляетсяростколичестваучащихсясошкольнойдезадаптациейужев первомклассе.Оченьчасторезультатомнеуспеваемости,школьныхневрозов,повышенной тревожности является неподготовленность ребенка к обучению. Эти явления сохраняются и надолго закрепляются у детей, поступивших в школу. Первый год обучения очень трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Более неблагоприятно адаптация протекает у детей с нарушениями физического и психологического здоровья, а также у тех дошкольников, которые не посещали детские дошкольныеучреждения.Поступлениеребенкавшколуявляетсястартовойточкойнового этапаразвития.Педагогиучитываюттрудностиадаптационногопериодаизаинтересованы в том, чтобы он прошел для детей менее болезненно. Наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое. Предшкольная подготовка создает равные стартовые условия для получения начального образования, делает доступным качественное обучение на уровне начального общего образования. Отличительной особенностью данной программы является то, что она представляет собой системуподготовки,основойкоторойявляетсяинтегрированныйкурс,объединяющийвсе основные направления, развивающие необходимые качества, навыки, стимулирующие познавательные интересы. Программа «Преемственность» разработана на основе идеи преемственности между дошкольным и начальным общим образованием и рассматривает преемственность как создание условий для гуманного (бесконфликтного и комфортного) перехода с одного образовательного уровня на другой, целью которого становится успешная адаптация к новым образовательным условиям. Важнейшей составляющей педагогического процесса является личностноориентированный подход, развитие личностных компетенций. Программабазируетсянаследующихпринципах • непрерывностиразвитияребенка; • общегоразвитияребенканаосновеегоиндивидуальныхвозможностейи способностей; • развитиятворческихспособностейудетей; • развития личностных компетенций ребенка как субъекта творческой деятельности, как активного субъекта познания; • развитияиукрепленияздоровьяличности; • развитиядуховно-нравственныхубежденийличности; • развитияустойчивойпсихологическойадаптациикновымусловиямобразования. Основаниямидляреализациипринципапреемственностимеждудошкольнымишкольным образованием являются: • ориентацияненауровеньзнаний,анапотенциальныевозможностиребенка,наего«зону ближайшего развития»; • созданиеусловийдлявключенияребенкавновыесоциальныеформы общения; • организация и сочетание в единой смысловой последовательности продуктивных видов деятельности; • подготовкапереходаотигровойдеятельностик учебной; • обеспечениепостепенногопереходаотнепосредственностик произвольности. Основнымипринципамиподготовкикобучениюявляются: • единстворазвития,обученияивоспитания; • учетвозрастныхииндивидуальныхособенностейивозможностейдетей; • уважение к личности ребенка, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью; • комплексныйподходприразработкезанятий, • вариативностьсодержанияиформпроведениязанятий; • систематичностьипоследовательностьзанятий; • наглядность. В основе подготовки к обучению в школе лежат личностно-ориентированные и развивающие технологии. Целью личностно-ориентированных технологий являются развитие и формирование в процессе подготовки к обучению активной творческой личности. Развивающие технологии направлены на формирование у ребенка проблемного мышления, на развитие мыслительной активности. Развивающие технологии содержат: развивающие дидактические игры, развивающие практические задания, творческие упражнения, конструирование, аналитико-синтетические действия. Сроки реализации программы Программа реализуется в течение года. Обучение детей рассчитано на 42 учебные недели, общее количество учебных часов – 162. Наполняемость группы 10- 15 человек. Формаобучения:очная Формыирежим занятий Порядокорганизацииработышколыбудущихпервоклассников: продолжительностьзанятий-30минут; формапроведениязанятий- групповая; началозанятий–сентябрьтекущего учебногогода; окончаниезанятий–30июнятекущегоучебного года; режимзанятий:2разав неделю (Вт, Чт); режимдня: 1занятие16.00-16.30 2занятие16.40-17.10 Ожидаемыерезультаты • обеспечениеединыхстартовыхвозможностейбудущих первоклассников; • развитиеличностиребенкастаршегодошкольного возраста; • формированиеегоготовностиксистематическомуобучению Цель программы– успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательнымусловиямисозданиеусловийгуманного(комфортного)переходасодной образовательной ступени на другую. Развитие потенциальных возможностей ребенка посредством овладения УУД, предложенными федеральными стандартами начального общего образования, составляет основу начального образования. В связи с этим, создание предпосылок к школьному обучению является еще одной не менее важной целью программы. Основныезадачипрограммы: сохранениеиукреплениездоровья; развитиеличностныхкачеств; формированиеценностныхустановокиориентаций; развитиетворческойактивности; формированиеиразвитиепсихическихфункцийпознавательнойсферы; развитиеэмоционально-волевойсферы; развитиекоммуникативныхумений; развитиеуменийдействоватьпоправилам. Общаяхарактеристикапрограммы Основные положения программы:подготовка к школе носит развивающий характер; не допускает дублирования программ первого класса; помогает освоить специфику социальных отношений (в семье, со сверстниками, со взрослыми); обеспечивает формирование ценностных установок; ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития; обеспечивает постепенный переход от непосредственности к произвольности; организует и сочетает в единойсмысловойпоследовательностипродуктивныевидыдеятельности;готовитпереход от игровой к творческой, учебной деятельности, в том числе в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми; инвариантна и готовит к любой системе школьного образования. Основные принципы построения программы: общее развитие с учётом индивидуальных возможностей и способностей; развитие творческой деятельности; развитие личностных компетенций; поддержка и сохранение здоровья; формирование духовно-нравственных установок и ориентаций; развитие устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования; сотворчество обучающих, обучающихся и родителей. Содержание подготовки к обучению строится на таких принципах: учёт возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка; систематичность и последовательность; вариантность и вариативность; доступность и достаточность; наглядность; достоверность; комплексность; взаимосвязь с окружающим миром; использование произведений искусства; разнообразие игровых и творческих заданий; многообразие видов художественно-творческой деятельности (игровая, музыкальная, художественно-речевая, театрализованная). Ведущаядеятельность:игра;продуктивная,творческаядеятельность. Местозанятийвучебномплане Программа «Знайка»предлагает системуадаптационных занятий и состоит из следующих модулей: «Отсловак букве» «Обучениерукиписьму» «Математическиеступеньки» «Зелёнаятропинка» АдаптационныезанятияорганизуютсянабазеБМАОУСОШ№11. Количествозанятийвнеделю: Названиемодуля «Отсловак букве» «Обучениерукиписьму» «Математическиеступеньки» «Зелёнаятропинка» ИТОГО: Число занятий неделю 1 1 1 1 4 в Ценностныеориентирыпрограммы На основании требований к ребенку, изложенных в основных документах дошкольного и начального общего образования (федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральный государственныйобразовательныйстандартначальногообщегообразования),подготовлен портрет дошкольника, поступающего в первый класс. Ребенок, поступающий в первый класс, обладает следующими качествами: физически развит; владеет основными культурно-гигиеническими навыками: самостоятельно одевается, раздевается, ухаживаетзаодеждой иобувью;соблюдаетэлементарныеправила здоровогообразажизни;ухаживаетзарастениями,животными,игрушками,книгами;знает первичные сведения о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе; владеет средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; используетвербальныеи невербальныеспособыобщения;владеетдиалогической речьюи конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми; осознанно и произвольно строит речевое высказывание в устной форме. К концу дошкольного возраста у детей должна быть сформирована физиологическая, социальная и психологическая готовность к школе. Физиологическаяготовностькобучениювшколевыражаетсявобщемсостоянииздоровья ребёнка и отдельных функциональных систем организма. В основе физиологической готовностилежитспособностьребёнкапереноситьнагрузки,связанныессистематической учёбой. Социальная готовность к обучению в школе — готовность ребёнка к новым формам общениясокружающими.Присравнениисебясдругимиуребёнкапоявляетсясамооценка. Сюда также относится понимание своей внешней и внутренней позиции. Психологическая готовностьк обучению в школе определяется уровнем психического развитияребёнкаиуровнемразвитиякачеств,необходимыхдляучения.Ввозрасте 6—7 лет у ребёнка возникает новая структура переживаний, при которой он начинает понимать,чтозначит«Ярадуюсь»,«Яголоден»,«Ясердит»,«Ядобрый»,«Язлой»и т. д. Ребёнок открывает сам факт своих переживаний. Отсюда вытекают некоторые особенности, характеризующие кризис 6—7 лет. Также кризис связан с потерей детской непосредственности. Если принять во внимание смену ведущей деятельности, одним из критериев психологической готовности будет появление позиции школьника. В этом смысле проявление кризиса 6—7 лет является одним из показателей готовности ребёнка к школе. Модуль«От слова к букве, Подготовка к письму» (автор - Н.А.Федосова) помогает практическиподготовитьдетейкобучениючтению,письмуисовершенствоватьихустную речь. Содержание курса направлено на общее развитие ребенка, посредством которого создается прочная основа для успешного изучения русского языка, формирование навыка письма;—развитие речи Модуль«Математические ступеньки» направлен на развитие умений проводить наблюдения,сравнивать,выделятьуказанныеиновыесвойстваобъекта,егосущественные и несущественные характеристики, понимать относительность свойства, делать выводы. Модуль«Зелёная тропинка» направлен на коррекцию и развитие накопленных в дошкольном возрасте природоведческих представлений. В основе подготовки лежат непосредственныенаблюдения,действияспредметами,элементарныеэксперименты. «Предметное окружение»расширяет и уточняет представления детей о предметном мире: о видах транспорта, о предметах быта, инструментах, технике. «Явления общественной жизни» расширяют круг знаний и представлений о явлениях окружающей действительности, их связи, взаимоотношения и взаимозависимости. 1.Планируемыерезультатыосвоенияпрограммы В ходе освоения содержания программы «Преемственность» предполагается обеспечение условий для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. Познавательные УУД:знаково-символическое моделирование и преобразование объектов; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);синтезкаксоставлениецелогоизчастей,втомчислессамостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии; самостоятельныйвыборспособовзадачвзависимостиотконкретныхусловий;осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. РегулятивныеУУД:осуществлениедействияпообразцуизаданномуправилу;сохранение заданной цели; умение видеть указанную ошибкуи исправлять ее по указанию взрослого; осуществление контроля своей деятельности по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника. Коммуникативные УУД:овладение определенными вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества с взрослыми и сверстниками; ориентация на партнера по общению; умение слушать собеседника; задавать вопросы. Личностные УУД:мотивационные и коммуникативные, формирование Я - концепции и самооценки при подготовке к обучению в школе, положительное отношение к школьному обучению. Предметныерезультаты. Ребенокнаучится: распознаватьпервыйзвуквсловах; внимательнослушатьлитературныепроизведения; называтьперсонажей,основныесобытия; отвечатьнавопросы учителяпосодержанию,делатьэлементарныевыводы; пересказыватьпроизведениеблизкоктексту,поролям,почастям; составлятьэлементарныйрассказпосериикартинок; обсуждатьнравственныестороныпоступковлюдей; участвоватьвколлективныхразговорах; использоватьпринятыенормывежливогоречевогообщения; различать геометрическиефигурыпоформе(треугольник,круг,квадрат),поцвету, по размеру; считать от0до9и вобратномнаправлении; определятьколичествопредметоввпределах10,соотноситьколичествосцифрами; ориентироватьсявпространстве; ориентироватьсявтетрадивклетку; выполнятьэлементарныерисункинаклетчатойбумаге. Ребенокполучитвозможностьнаучиться: устанавливать речевые контакты с взрослыми и детьми (обращаться по имени, по имени и отчеству, вежливо выражать просьбу, извиняться, благодарить за услугу, говорить спокойным дружелюбным тоном); различатьгласныеисогласныезвукиисоотноситьих сбуквами; различатьмалыефольклорныежанры(загадки,скороговорки,чистоговорки, колыбельные песенки, потешки); устанавливатьколичественныеотношенияв натуральномряду чиселвпрямом и обратном направлении; присчитыватьиотсчитыватьпоодному,подва. высокого уровня организации двигательного аппарата руки, весьма полного и детализированного изображения. Поэтому курс предлагает тщательно продуманную систему упражнений для подготовки к письму. Такимобразом,предшкольноеобразованиеобеспечиваетплавныйпереходиздошкольного детства в начальную школу детей с разными стартовыми возможностями, т.е. позволяет реализоватьглавнуюцельпреемственностидвухсмежныхвозрастов–создатьусловиядля благополучной адаптации ребенка к школьному обучению, развить его новые социальные роли и новую ведущую деятельность. Формыподведенияитоговреализациипрограммы • проведение«Дняоткрытыхдверей»дляродителей; • итоговаявыставкатворческих работ детей. Способыопределения результативности: • наблюдениезадетьми,беседыиндивидуальныеигрупповые,атакжебеседыс родителями; • формированиенавыкаслушателя:ответынавопросыпотексту,иллюстрированиетекста; • взаимодействиевколлективе:игры,наблюдение,беседысродителями. Экспертами в оценке уровня освоения программы, которая осуществляется с помощью метода наблюдения и метода включения детей в деятельность по освоению программы, выступают педагоги. Модуль«Отсловакбукве,Подготовкакписьму» 1.Пояснительнаязаписка Рабочаяпрограммапомодулю «Отзвукакбукве»разработананаосновепрограммыН.А. Федосовой«Преемственность.Программапоподготовкекшколедетей5-7лет»,авторской программыН. А. Федосовой «От слова к букве», программы предшкольной подготовки. Рабочаяпрограммарассчитанана34часа(по1занятиювнеделю,продолжительностью30 минут). Дляреализациипрограммногосодержанияиспользуется учебноепособие: -Н. А. Федосова. «От слова к букве». Учебное пособие для подготовки детей к школе. Вдвух частях. Часть 2 - М.: Просвещение, 2017. -Программы «Преемственность»: программа по подготовке к школе детей 5 – 7 лет /[Н.А. Федосова,Е.В.Коваленко,И.А.Дядюноваидр.;науч.рук.Н.А.Федосова].–4-еизд.–М. :Просвещение, 2016. Модуль «Отзвукакбукве»помогаетпрактическиподготовитьдетейввозрасте5,5–7 лет к обучению чтению, совершенствовать их устную речь. Содержание курса направлено наобщееразвитиеребенка,посредствомкоторогосоздаетсяпрочнаяосновадляуспешного изучения литературного чтения в школе. Содержаниеориентированонарешениеследующихзадач: — создание условий для формирования многосторонне развитой личности ребенка (интеллектуальное, духовно-нравственное, эстетическое, эмоциональное развитие), создания предпосылок положительной мотивации учения в школе; — практическаяподготовкадетейкобучениючтению; — формирование элементарной культуры речи, совершенствование на доступном уровне навыков связной устной речи детей. В данном курсе прослеживаетсяинтеграция работы по подготовке детей к обучению чтению с работой по развитию их устной связной речи. Основнымизадачамиразвитияречинаподготовительномэтапеявляются: — расширение,обогащениеиактивизациясловарногозапасадетей; — формированиеграмматическогострояречиребенка; — совершенствование навыков устной связной речи, монологической и диалогической (ответы на вопросы, пересказ рассказа, сказки,составление рассказа по картине, рисункам и иллюстрациям к произведению, рассказ по личным наблюдениям и впечатлениям, составление загадок, сказок, рассказов, словесное рисование); — создание речевых высказываний различных типов: описания (человека, животных, предметов, помещения); рассуждения (прочитай свое любимое стихотворение. Чем оно тебе нравится? Расскажи свою любимую сказку. Почему она тебе нравится больше других?); повествования (пересказ, рассказывание). Развитие речи осуществляется в значительной степени на произведениях художественной литературы,что способствует обогащению речи детей,расширению их словарногозапаса, их духовно-нравственному и эстетическому развитию, подготавливает к адекватному восприятию литературных произведений в курсе «Литературное чтение» в начальной школеикурса«Литература»восновнойшколе,стимулируетразвитиечитательского интереса, воспитывает читателя, что является одной из актуальных задач современной школы.Помимоэтого,материаломдлязанятий,содействующихречевомуразвитиюдетей, являются окружающий ребенка мир, явления живой и неживой природы, произведения различных видов искусства (музыка, живопись). Возрастные особенности детей 5—6 лет обусловливают необходимость использования в процессе занятий разнообразных заданий по расширению и активизации их словарного запаса и развитию речи. При подготовке к освоению родного языка дети знакомятся с помощью взрослых с рассказами, сказками, сюжетными и предметными иллюстрациями, учатся отвечать на вопросы и задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов, пересказывают прочитанное, выразительно читают выученные наизусть стихотворения, составляют по иллюстрациям загадки, сказки, рассказы. В процессе знакомства с художественными произведениями и работы с ними осуществляется интеллектуальное и нравственно-эстетическое воспитание детей,развитие их эмоциональной отзывчивости на явления окружающей жизни. Они овладевают диалогической и монологической речью, учатся говорить выразительно, без напряжения, не торопясь, отчетливо произнося каждое слово. Цельюподготовки к обучению чтениюявляется создание условий для осмысленного и осознанного чтения, воспитания эстетически развитого и эмоционального читателя. В процессе чтения (слушания) произведений устного народного творчества и литературных произведений происходит интенсивное многостороннее развитие ребенка: интеллектуальное, нравственное, эмоциональное, эстетическое, речевое; у детей формируетсястабильноевниманиексловувхудожественномтексте(чтоявляетсяосновой работы по изучению литературы в начальной и основной школе), умение воспринимать слово как основной элемент художественного произведения. Ужевдошкольномвозрастеважновоспитыватьудетейэмоциональнуюотзывчивость,что впоследствии явится залогом успешного освоения произведений художественной литературы;вестицеленаправленнуюисистематическуюработупоформированиюумения ребенкаэмоциональноосмысливатьхудожественноепроизведение,выражатьсобственное восприятие прочитанного, отношение к произведению и его героям.Важно подчеркнуть, чтоуженаэтапеподготовкикобучениючтениюдетидолжныпознакомитьсясотдельными средствами художественной выразительности (эпитет, сравнение) без введения терминов, должны уметь определять их роль в произведении и уметь пользоваться ими в своей собственной речи — без этого процесс освоения ими курсов «Литературное чтение» в начальной школе и «Литература» в основной школе будет существенно затруднен.Непременным условием успешной работы по подготовке к чтению является создание условий для формирования у дошкольников стойкого и стабильного интереса к произведениямхудожественнойлитературы.Этодостигаетсянесколькимипутями.Прежде всего, тщательно продуманным отбором произведений для чтения: это должны быть произведения, представляющие собой образцы детской художественной литературы, отвечающиевозрастнымипсихологическимособенностямдетей,представляющиеразные литературные жанры (сказки, рассказы, стихотворения, загадки, пословицы, поговорки). Кроме того, использованием преимущественно игровых форм работы (инсценирование эпизодов, игровые импровизации по сюжетам литературных произведений, различные конкурсы). Всодержаниеработыпоподготовкедетейкобучениючтению входят: — развитие звуковой культуры речи в целях подготовки к обучению грамоте и чтению (умение вслушиваться в речь, в отдельные звуки, работа по правильному произнесению звуков, обучение правильному интонированию, управлению темпом речи). Работа по развитию артикуляционного аппарата (развитие правильной дикции, силы голоса, выделение особо значимых слов); — восприятие на слух стихотворений русских и зарубежных поэтов, сказок, рассказов, пословиц, поговорок, загадок; — беседа о прочитанном по вопросам учителя (ответы на вопросы, связанные с эмоциональным восприятием произведения, пониманием сюжета, характеров основных действующих лиц, умением услышать, воспринять на слух выразительные языковые средства — эпитеты, сравнения (без использования терминологии)); — разучиваниенаизустьивыразительноечтение. При подготовке к обучению чтению формируется готовность связно говорить на определенные темы, осознавать на элементарном уровне, что такое речь, каково ее назначение и особенности. Ведется работа по коррекции и развитию фонематического слуха, по выработке отчетливого и ясного произношения звуков, слогов, слов.При подготовке к обучению значительноевремяотводитсяработенадзвуковыманализомслов,вводятсяпонятия «гласныезвуки»и«согласныезвуки»,которыефиксируютсяспомощьюразличныхфишек. Обучение строится на игровой деятельности и носит практический характер.Особое значение при подготовке детей к обучению родному языку приобретают речевые игры, конструирование.Речевые игрыразвивают мышление, речь, внимание, воображение. Это, например, игры «Подскажи словечко», «Составь слово», «Угадай слово», «Составь загадку»,«Продолжисказку»,«Продолжирассказ»,«Повторибыстроиправильно», «Расскажиобигрушке(цвет,форма,размер)»,«Назовизвук»,«Подберислованазаданный звук», «Угадай слово».Конструированиепомогает детям осознанно подготовиться к обучениюписьмуи развиваетих аналитическиеспособности.Работа поконструированию проходит с помощью различных объектов: фигур, элементов печатных букв, из которых дети конструируют предметы различной конфигурации, печатные буквы. 1.Содержаниеучебного предмета Развитиеисовершенствованиеустнойречи Расширять и активизировать словарный запас детей: обогащать словарь ребенка словами, обозначающимидействия,признакипредметов(точныеназваниякачествнеодушевленных предметов — материал, форма, цвет, размер — и одушевленных — человек: свойства характера, признаки внешности, поведения), словами с прямым и переносным значением, уменьшительно-ласкательными суффиксами; обращать внимание детей на обобщающие слова, стимулировать их правильное употребление в собственной речи; находить в литературном произведении, прочитанном учителем (стихотворении, сказке, рассказе) слова, с помощью которых автор точно, метко, образно и выразительно описывает человека, природу, и употреблять их в собственной речи. Развивать у детей стабильное внимание и интерес к слову, осознание роли слова в тексте фольклорных и литературных произведений. Разучивать произведения наизусть. Учить задавать вопросы, составлять вопросы к тексту, картине, строить краткие сообщения. Развивать умения и навыки связной монологической и диалогической речи. Обучать связно, логично и последовательно излагать содержание услышанного (сказок, рассказов) с опорой на иллюстрации, по вопросам воспитателя (рассказ об интересном событии из своей жизни, о наиболее ярких впечатлениях, рассказ по картине, создание рассказов, сказок, стихов, загадок и др.). При этом главное — развитие у детей интереса к самостоятельномусловесномутворчеству.Формировать удетей уже наподготовительном этапеумениезамечатьиисправлятьвсвоейречииречисвоихтоварищейречевыеошибки. Расширять запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков. Совершенствовать умения образовывать однокоренные слова. Формировать умение правильно употреблять слова, подходящие к данной ситуации. Формировать правильное пониманиепереносногозначенияслов.Учитьзамечать и исправлять всвоей речи речевые ошибки. Учить сравнивать предметы, выделять и правильно называть существенные признаки; обогащатьсловарьточныминазваниямикачеств(материал,форма,цвет,размер).Обращать вниманиенаправильностьпониманияиупотреблениядетьмиобобщающихслов, активизировать их использование в речи. Развивать диалогическую и монологическую речь. Обучать передаче текста на основе иллюстраций содержательно, логично и последовательно. Развивать у детей внимание и интерес к слову, к его эмоциональной окраскенаосновесказок,стихотворений.Разучиватьзагадки,скороговорки;пересказывать сказки с опорой на иллюстрации. Развивать умение связно рассказывать об эпизодах из собственной жизни на заданную тему; описывать устно окружающий мир (цветы, зверей, птиц,деревья,овощи, фрукты, небо,солнце,луну) поплану,предложенномуучтелем, или по аналогии. Развивать эмоциональное восприятие речи взрослых и детей. Учить отвечать на вопросы, задавать вопросы, строить краткие сообщения. Учить составлять рассказы по картине: описание содержания, придумывание сюжета, предшествующего изображению и следующего за ним. Развивать интерес детей к самостоятельному словесному творчеству, поощрять создание рассказов, сказок, стихотворений. Пробуждать желание детей общаться, вызывать интерес к речи окружающих и своей собственной и на этой основе начинать формирование элементарных навыков культуры речи, правильного речевого поведения, умения слушать, а также высказываться на близкие темы. Нарядусразвитиеммонологическойидиалогическойречиособоевниманиеобращаетсяна технику речи, в связи с этим в занятие включаются элементы дыхательной гимнастики, артикуляционные упражнения, речевые разминки, помогающие развитию устной речи, усвоению норм литературного языка. Звукопроизношение: речевая гимнастика (упражнения для дыхания, губ, языка); произношение звуков русского алфавита, произношение и сравнение звуков, тренировочныеупражненияпопроизношениюзвуков,закреплениеиавтоматизациязвука. Подготовкакобучению чтению Обучать правильному литературному произношению, орфоэпическим нормам литературного языка. Совершенствовать звуковую культуру речи: умение различать на слухивпроизношениивсезвукиродногоязыка.Совершенствоватьфонематическийслух: учить детей называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове. Закреплять правильное произношение артикуляцию: обучать детей четкому произношению слов и фраз; формировать умение менять силу, высоту голоса (голос, сила, мелодия, интонация, темп речи, паузы), обучать правильному использованию интонационных средств. Знакомить с правильным произношениемзвуков,выделятьзвукиизсловпопорядку;различатьгласныеисогласные звуки и обозначать их с помощью цветных фишек и печатных букв; узнавать гласные и согласные звуки в словах. Выделять звуки в начале, в конце и в середине слова; сопоставлять слова по звуковой структуре № п/п 1.Тематическоепланирование. Разделы Количество часов 1. Буквы,обозначающиегласные звуки 1. Буквы,обозначающиесогласные звуки 1. Литературнаястрана Итого: 19 20 3 42 Календарно-тематическоепланирование«Отсловакбукве» №п/п 1 2,3 4,5 6,7 Темазанятия Вводноезанятие.«Осенниестранички». «Осенниестранички».Звук[а]. БуквыА,а.Предложение Звук[о].БуквыО,о. «Осенниестранички».Звук[у].БуквыУ,у. 10,11 .Звук[ы]. Букваы.Слово Звук[и].БуквыИ,и 12,13 .Звук[э].БуквыЭ,э. 8,9 14,15 16,17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 Ударение.Схема слова «Осенниестранички».Буквы,обозначающие двазвука.Звуки[а],[й’а].БуквыЯ,я «Осенниестранички».Звуки[у],[й’у]. Буквы Ю, ю Звуки[э],[й’э].БуквыЕ,е.Звуки[о], [й’о]. БуквыЁ,ё «Зимниестранички».Звуки[л],[л’].БуквыЛ,л. Согласные звуки. Твёрдые, мягкие согласные звуки Согласныезвуки.Звуки[м],[м’].БуквыМ,м. Звуки[н],[н’].БуквыН,н «Зимниестранички».Звуки[р],[р’].БуквыР,р Звуки[в],[в’].БуквыВ, в.Звонкиесогласные звуки Звуки[ф],[ф’].Буквы Ф,ф.Глухие согласные звуки «Зимниестранички».Звуки[з],[з’].БуквыЗ,з. Звуки[с],[с’].БуквыС, с Колво часов 1 2 2 2 2 2 2 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Дата проведения план факт 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 Звук[ш].БуквыШ,ш. Шипящие согласные звуки Звук[ж].БуквыЖ,ж..Шипящие согласные звуки Звуки[б],[б’].БуквыБ, б.Звуки[п],[п’].Буквы П, п «Зимниестранички».Звуки[д],[д’].БуквыД,д. Звуки[т],[т’].БуквыТ, т Звуки[г],[г’].БуквыГ,г. Звуки[к],[к’].БуквыК,к «Весенниестранички».Звуки[х],[х’].БуквыХ, х «Весенниестранички».Звук[ц].БуквыЦ,ц «Весенниестранички».Звук[щ’].БуквыЩ,щ «Весенниестранички».Звук[ч’].БуквыЧ,ч «Весенниестранички».Звук[й’]. БуквыЙ,й .Буквыь,ъ.Буква,обозначающаямягкость согласного «Летниестранички».Потешки.Сказки. Скороговорки,пословицы,поговорки «Летниестранички».Восстановление предложений «Летниестранички».Были.Загадки.Викторина 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Планируемыерезультатыосвоенияучебногопредмета: — ориентироватьсявситуациях,соответствующихразличнымсферамобщения; — знатьи употреблятьвежливыеслова(началоизавершениеобщения); — знатьустойчивыеформулыречевогоэтикета—приветствие,прощание,благодарность,просьба; — осознавать, что в различных ситуациях говорить можно по-разному: громко — тихо, быстро — медленно, весело — грустно; — артикулировать звуки русской речи, понимать, что правильная артикуляция, хорошая дикция способствуют эффективному общению; — оцениватьзвучаниесвоегоголосасточкизренияпроизношения,темпа, громкости; — обращатьсяксобеседникутогда,когдаэтоуместно,отвечать на обращение; — следоватьпринятымвобществеправиламповеденияприразговоре:смотретьнасобеседника,не перебивать говорящего, использовать мимику и жесты, не мешающие, а помогающие собеседнику понять сказанное; — сообщатьопределеннуюинформацию,договариватьсяосовместнойдеятельности; — соблюдатькультуруслушания:вежливоеслушание,внимательноеслушание; — правильнопроизноситьвсезвуки; — отчетливоияснопроизноситьслова; — выделятьизслов звуки; — находитьсловасопределеннымзвуком; — определятьместозвукавслове; — соблюдатьорфоэпическиенормыпроизношения; — составлятьпредложенияпоопорнымсловам,позаданной теме; — составлятьрассказы,сказкипокартине,посерии картин; — пересказыватьсказку,рассказ(небольшиепосодержанию)поопорнымиллюстрациям. Обучениерукиписьму Содержаниекурса«Подготовкакобучениюписьму» Подготовка к письму - рисование декоративных узоров разных форм. Составление узоров из растительных форм, в ограниченном пространстве, моделирование из предложенных элементов простейших конструкций. Лепка разнообразных форм посуды, предметов мелкой пластики. Силуэтноевырезание.Отрывнаяаппликация.Упражнениявразвитиикоординациидвиженийпри выполнении узоров, бордюров, состоящих из природных форм и основных элементов букв. Конструирование –пообразцу, позаданию,по условию,позамыслус учетом пространственного расположения частей и деталей. Гигиенические требования – к посадке ученика, положению рук, тетради, ручки. Упражнения в развитии глазомера, пространственной ориентации на тетрадной странице, на рабочей строке; в развитии мелкой мускулатуры пальцев и тонких движений руки. Тематическоепланирование. № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8,9 10,11 12,13 14,15 16,17 18,19 20,21 Темазанятий Кол–во часов Знакомство.Штриховка(овощи). Народныеприметыопогодеивременахгода.Штриховка(листья деревьев). Сказкаоткрываетнамсвоитайны.Штриховка(картинкаксказке). Скороговорки.Штриховкавраскраске Чистоговорки.Штриховкавраскраске Потешки.Штриховкав раскраске. Знакомствосразлиновкойтетради.Узкаястрока.Письмопрямых, короткихлиний.Считалки Письмодлиннойпрямойнаклоннойлинии.Игровыепесенки. Письмокороткихлинийсзакруглениемвнизу.Игровые приговоры Письмодлиннойлиниисзакруглениемвнизу.доскажи словечко Письмокороткихлинийсзакруглениемвверху.Вмирезвукови букв. Письмодлиннойлиниисзакруглениемвверху.Русские былички,бывальницыисказкиомифологическихперсонажах.Водяной 1 1 ПисьмоэлементабуквыАзаглавной.Русскиебылички, бывальницыисказкиомифологическихперсонажах.Русалки. Письмопрямойдлиннойлинииспетлёйвнизу.Русские былички,бывальницыисказкиомифологическихперсонажах.Леший. 2 1 1 1 1 1 2 2 2 2 2 2 22,23 Письмопрямойдлиннойлинииспетлёйвнизу.Русские 2 былички,бывальницыисказкиомифологическихперсонажах.Домовой. 24 25 26 27 ПисьмострочнойбуквыИ.Словозаслово. ПисьмозаглавнойбуквыИ.Чтозасловом?(многозначныеслова). ПисьмострочнойбуквыО.Понятнобезслов. Письмо заглавной буквы 0.С понедельника до воскресенья, (обогащениесловарногозапаса). ПисьмострочнойбуквыА.ПутешествиевВообразилию. ПисьмозаглавнойбуквыА.ПутешествиевУгадайку 28 29 1 1 1 1 1 1 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 ПисьмострочнойизаглавнойбуквыЛ.Путешествиев Сочиняйку. ПисьмострочнойбуквыС.Самоеудивительноечудонасвете ПисьмозаглавнойбуквыС.Умеетлиразговаривать природа? Загадки.Штриховкагрибов Работавстроке.Конструированиебукв Работавстроке.Конструированиебукв Работавстроке.Конструированиебукв Работавстроке.Конструированиебукв Работавстроке.Конструированиебукв Работавстроке.Конструированиебукв Работавстроке.Моделированиебукв Работавстроке.Моделированиебукв Итоговое занятие 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Планируемыерезультаты: ПознавательныеУУД:умениеанализироватьпредметы,сравниватьпредметы,выделятьихобщие признаки и различия. Регулятивные УУД: письмо по образцу, умение видеть свою ошибку и исправлять ошибку по указанию взрослого. Коммуникативные УУД: умение слушать педагога, задавать вопросы, отвечать на вопросы педагога, сверстников, овладение вербальными и невербальными средствами общения. ЛичностныеУУД:положительноеотношениекучению. Предметные: уметь обводить по контуру узоры и буквы различной конфигурации, составлять узорыпоаналогииисамостоятельно,дополнятьиштриховатьфигуры;знатьисоблюдатьправила; учитьработатьвограниченномпространстве(врабочейстроке),перемещатьпишущуюрукувдоль строки, слева направо; моделировать и конструировать предметы из элементов букв. Модуль«Математическиеступеньки» 1. Пояснительнаязаписка Рабочая программа по модулю «Математические ступеньки»разработана на основе программы Н. А. Федосовой «Преемственность», программа по подготовке к школе детей 5-7 лет, авторской программы С.И. Волковой «Математические ступеньки», рекомендованной Министерством образования РФ в соответствии стребованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования. Рабочая программа рассчитана на 24 часа (по 1 занятию в неделю с декабря по май продолжительностью 30 минут). Дляреализациипрограммногосодержания используются: o Волкова С.И. «Математические ступеньки»: Учебное пособие для подготовки детей к школе. - М.: Просвещение, 2017. o Н. А. Федосова. Программа «Преемственность Программа по подготовке к школе детей 5-7 лет». - М. : Просвещение, 2016. Данный курс определяет содержание работы по математической подготовке детей 5 – 7 лет к обучению в школе и задаёт основные направления реализации общих психолого-педагогических идей их развития на математическом материале. Главные цели курса математики подготовительного периода – это формирование начальных математических представлений и развитие на их основе познавательных способностей дошкольников. Развитиепознавательныхспособностейудетейбудетболееэффективным,есливпроцессеработы с математическим материалом систематически будут включаться задания, направленные на развитие логического мышления (проведение сравнений, анализа, разбиение объектов на группы, выделение части и целого, проведение доступных обобщений), пространственного воображения и речи ребёнка. Развитие познавательных процессов – восприятия, воображения, памяти, мышления, внимания, речи – позволяет целенаправленно и систематически развивать познавательные способности дошкольников, а это необходимое условие их подготовки к школе. Программа"Математические ступеньки" направлена на развитие умений проводить наблюдения, сравнивать, выделять указанные и новые свойства объекта, его существенные и несущественные характеристики; понимать относительность свойств; делать выводы, проверять их истинность, уметь использовать эти выводы для дальнейшей работы. В основу отбора математического содержания, его структурирования и разработки форм представления материала для математической подготовки детей к школе положен принцип ориентации на первостепенное значение общего развития ребенка, включающего в себя его сенсорное и интеллектуальное развитие, с использованием возможностей и особенностей математики. Научитьдетейвпериодподготовкикшколесчетуиизмерениям,чтобыподвестиихкпонятию числа, остается одной из важнейших задач. Но столь же важной и значимой является и задача целенаправленного и систематического развития познавательных способностей, которая осуществляется через развитие у детей познавательных процессов: восприятия, воображения, памяти, мышления и, конечно, внимания. Вматематическом содержании подготовительногопериодаобъединенытри основныелинии: арифметическая (цифры и числа от 0 до 9, число 10, счёт десятками, основные свойства чисел натуральногоряда;равенство,конкретныйсмысларифметическихдействийсложениеивычитание и их обозначение: знаки «+», «-«, «=»); геометрическая (пространственные представления, простейшие геометрические фигуры и их прообразыв окружающем мире, форма, размер, расположение на плоскости и в пространстве объектов и простейших геометрических фигур, изготовление моделей геометрических фигур из бумаги); содержательно-логическая, построенная на основе математического материала двух первых линий и создаётусловия для развития внимания, восприятия, воображения, памяти, мышлениядетей. В курсе «Математические ступеньки» реализуется основная методическая идея — развитие познавательныхпроцессовудетейбудетболееактивнымиэффективным,еслионоосуществляется в процессе деятельности ребенка, насыщенной математическим содержанием, направляется специальным подбором и структурированием заданий, формой их представления, доступной, интересной и увлекательной для детей этого возраста. Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе по математике, в качестве основныхпредлагаются:практическийметод,методдидактическихигр,методмоделирования.Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать математический материал, проводя эксперименты, наблюдения на действиях с предметами, предметными картинками, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая. На данном этапе метод практических действий дополняется важнейшим для математики способом познания окружающего мира – методом моделирования (работа с предметами и группами предметов дополняется выполнением предметных и схематических рисунков; осуществляется моделирование цифр из плоскостных элементов). Более активное использование разнообразных дидактических игр математического содержания позволяет не только углублять математические знания, но и способствует формированию умений общатьсяспреподавателем,развиваетнавыкисотрудничествасосверстниками,формируетумения оценивать свои действия, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо. 1.Содержаниеучебного предмета Признаки(свойства)предметов(цвет,размер,форма).Сравнениетрёхиболеепредметов(фигур) по размеру (больше-меньше, длиннее-короче, такой же по длине, выше-ниже, шире-уже и др.), по форме (круглый, некруглый, треугольный, прямоугольный, квадратный, такой же по форме и др.), по цвету (одного и того же цвета или разных цветов). Определениеправила,покоторомусоставленпредложенныйрядпредметов,геометрическихфигур. Составление (продолжение) ряда по заданному правилу. Длина.Упорядочиваниепредметовподлине.Уравниваниедлиндвухпредметов. Подборпредметовпозаданнойдлине.Свойствотранзитивностиотношений:длиннее-короче, вышениже, шире-уже и др., его использование при выполнении заданий. Построение(дополнение)рядапредметов,геометрическихфигур(таблиц)позаданномуправилу. Сравнение предметов по массе (на руках и с помощью чашечных весов без гирь). Пространственные отношения:взаимное расположение объектов на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.) Простейшие геометрические фигуры:точка,отрезок, круг, многоугольник (треугольник, четырёхугольных, в том числе прямоугольник, квадрат). Отличие многоугольника от круга. Получение отрезка прямой сгибанием бумаги. Отрезок как сторона многоугольника. Линейка – инструмент для вычерчивания отрезка. Продолжениерядагеометрическихфигурпозаданномуправилу. Временные представления:раньше-позже; вчера, сегодня, завтра.Неделя. Дни недели. Отсчет днейнеделипопорядкуотлюбогоднянедели.Временигода.Ихпоследовательность.Неделя,месяц год. Уточнение понятия «месяц» (как правило, четыре недели составляют месяц). Определение временипочасам(почасовойстрелке).Простейшеесравнениевремени(большетрехчасов,меньше пяти часов и т.п.). Цифрыичислаот 1до9.Число0.Число10. Счет предметов. Сравнение групп предметов по количеству(больше, меньше, столько же). Устная нумерация: названия, обозначение и последовательность чисел от 0 до 10. Цифра и число. Чтение чисел. Сравнение чисел первого десятка двумя способами. Основные характеристики последовательности чисел натурального ряда: наличие первого элемента, связь предыдущего и последующего элементов в этом ряду, возможность продолжить числовой ряд дальше от любого элемента. Счет в прямом и обратном порядке. Независимость количества предметов в группе от их свойств, способа и порядка перерасчета. Порядковый счет, его отличия ль счета количественного. Моделированиецифризплоскостныхэлементов(треугольников,прямоугольниковидр.) Десяток. Счет десятками. Равенство,егообозначениевматематике.Знак«=». Сложение и вычитание чисел: смысл аритмических операций сложение и вычитание, название иобозначение этих действий (знаки «+», «-») Целоеичасть. Составчиселпервогодесяткаиздвух слагаемых. Задача.Отличиезадачиотрассказа.Устноесоставлениезадачпорисункам.Решениезадачсопорой на наглядный материал. Составление задачи по схематическому рисунку и схематического рисунка по задаче. Формирование начальных представлений об универсальности математических способов познания мира (одна и та же модель для задач с различными сюжетами) 1.Тематическоепланирование. Количество часов Разделы № п/п авторскаяпрограмма 1 2 3 4 5 Величина Ориентировкав пространстве Геометрическиефигуры Ориентировкаво времени Количествоисчет Итого: 3 3 3 3 30 42 Календарно-тематическоепланирование«Математическиеступеньки» №п\п №зан. Темазанятия Количество часов 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Величина(3часа) Знать:пользоватьсловами:больше-меньше,уже-шире, выше-ниже, часть меньше целого Уметь:делитьцелоенаравныечасти,сравниватьпредметы разные по величине, выражать словами какой предмет больше, длиннее, выше, шире, измерять длину предметов с помощью условной мерки. 1 1 Признаки предметов (размер, цвет, форма). Сравнение предметов : большой,маленький,больше,меньше; высокий - низкий, выше - ниже 2 1 Сравнение предметов по массе, количеству.(больше,меньше,столько же) 3 Сравнение предметов по массе, 1 количеству.(больше,меньше,столько же) Ориентировкавпространстве(3часа) Знать:-правуюилевуюсторону, Уметь:выражатьместонахождениепредметапо отношениюксебеидругим,ориентироватьсяналисте бумаги 1 Ориентациянаплоскости:слева, 1 справа 2 Длина.Длиннее-короче 1 3 Длина.Длиннее-короче 1 Геометрическиефигуры(3часа) Знать:различатьгеометрическиефигуры,различатьих Уметь: различать форму предметов, рисовать геометрические фигуры 1 1 Геометрическиефигуры.Круг. Многоугольник. Отличие многоугольника от круга. Треугольник,четырехугольник. Отрезок – как сторона многоугольника. Точка. 2 Точка.Отрезок –каксторона 21 многоугольника. 3 Прямоугольник.Квадрат. 1 Треугольник,четырехугольник Ориентировка во времени (3 часа) Знать:понятиявчера,сегодня,завтра,называтьмесяцы года Уметь:называтьчастисуток,времягода,дни недели. 10 11 12 13,14 15 16 17 18 19 20 21,22 23,24 25,26 27 28 29 30 31 32,33 34,35 36,37 38,39 40,41 42 Позже.Раньше;вчера,сегодня, завтра. 1 Неделя.Днинедели.Отсчетдней неделипо порядкуот любого дня 2 1 Временагодаихпоследовательность Определение времени по часам (по часовойстрелке) 3 1 Сравнение предметов по массе, количеству.(больше,меньше,столько же). Количествоисчет (23часов) Знать:составчиселпервогодесятка,составчиселиздвух меньших, цифры. Уметь: называть числа в прямом и обратном порядке, соотносить цифру и число предметов, правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными, сравнивать числа в пределах 10, ориентироватьсяналистебумаги,называтьчастисуток, время года, дни недели. 1,2 2 Счёт предметов в прямом и обратном порядке..Устнаянумерация:названия, обозначение и последовательность чиселот0до 10. 3 Знакомствосцифройичислом«1». 1 4 Знакомствосцифройичислом«2» 1 5 Знакомствосцифройичислом«3» 1 6 Знакомствосцифройичислом«4» 1 7 Знакомствосцифройичислом«5». 1 8 Знакомствосцифройичислом«0» 1 9,10 Равенство.Сложениеивычитание. 2 Обозначениеэтих действий 11,12 Сложение«+».Решениепримеров+1. 2 Решениелогических задач 13,14 Вычитание«-».решениепримеров 2 1.Решениестихотворныхзадач 15 Знакомствосцифройичислом«6» 1 16 Знакомствосцифройичислом«7» 1 17 Знакомствосцифройичислом«8» 1 18 Знакомствосцифройичислом«9» 1 19 Знакомствосцифройичислом«10». 1 Работанадсоставомчисла 20,21 Образованиечиселспомощью 2 единицы+1,-1. 22,23 Устноесоставлениезадачпо 2 схематическомурисунку 24,25 Устноесоставлениезадачпо 2 схематическомурисунку 26,27 Устноесоставлениезадачпо 2 схематическомурисунку 28,29 Закреплениепройденного. 2 30 Итоговое занятие 1 1 1.Планируемыерезультатыосвоенияучебного предмета: Врезультатеизучениякурсапоразвитиюматематическихпредставленийучащиесядолжны Знать: - составчиселпервогодесятка(изотдельныхединиц), - составчиселиздвухменьших, - различатьгеометрическиефигуры, - правуюилевуюсторону, - понятиявчера,сегодня,завтра, - называтьмесяцыгода Уметь: - называтьчислаот1до10впрямомиобратномпорядке,начинаяслюбогочисла; - соотноситьцифруичислопредметов, - правильнопользоватьсяколичественнымиипорядковымичислительными, - сравниватьчиславпределах10, - уравниватьнеравноечислопредметов(добавить,убрать), - различатьформупредметов, - выражатьместонахождениепредметапоотношениюксебеидругим, - называтьчастисуток,времягода,днинедели. - ориентироваться на листе бумаги (вверху справа, внизу слева, в центре идр.), на плоскости и впространстве (передвигаться в заданном направлении: вверх, вниз, направо, налево, прямо и т.д.); - определятьвзаимноерасположениепредметов(правее,левее,выше,ниже,междуит.д.); - сравниватьпредметыподлине,массе,используяпрактическиедействия;упорядочиватьих; - сравниватьколичествопредметоввдвухгруппах(больше,меньше,столькоже); - определятьколичествопредметоввзаданнойгруппеиустнообозначатьрезультатчислом; - объяснять(напредметах,предметныхрисунках)конкретныйсмыслдействийсложенияи вычитания; - различатьиназыватьпростейшиегеометрическиефигуры,находитьихпрообразывокружающем мире. Модуль«Зелёнаятропинка» 1. Пояснительнаязаписка Рабочаяпрограмма«Зелёнаятропинка»разработананаосновепрограммыН.А.Федосовой «Преемственность. Подготовка детей к школе», авторской программы А.А.Плешакова« Зелёная тропинка», утверждённой МО РФ (Москва 2012 г.) в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования. Рабочая программа рассчитана на 24 часа (по 1 занятию в неделю с декабря по май продолжительностью 30 минут). Дляреализациипрограммногосодержания используются: o А.А.Плешаков «Зелёнаятропинка»Учебноепособиедляподготовкидетейкшколе. -М.:Просвещение,2017. o Н. А. Федосова. Программа «Преемственность. Подготовка детей к школе». - М. : Просвещение, 2016 Программа «Зеленая тропинка» нацелена на развитие детей, формирование у них заинтересованного и бережного отношения к природному окружению. Данный модуль представляетсобойпервыйдлямалышейопытсистематизацииинаучнойкоррекциинакопленных ими в дошкольном возрасте разнообразных природоведческих представлений. Вместе с тем это и первый опыт последовательного приобщения ребенка к свойственным естественнонаучным дисциплинамметодомпознания,следуякоторымнужнокакможнобольшеувидетьсвоимиглазами, сделать своими руками. Сказанное определяет отбор содержания курса и характер деятельности детей на занятиях. Содержание программы строится как синтез различных составляющих естественно-научного и экологического знания с включением доступных элементарных сведений из области астрономии, физики, биологии, экологии. При этом создается достаточно целостная первоначальнаякартинамира,котораястановитсяфундаментомдляразвертывания соответствующего учебного курса в начальной школе. В основу подготовки малышей к обучению положены непосредственные наблюдения в природе, действия с предметами, осуществляемые в естественной для детей данного возраста занимательной, игровой форме. Эта деятельность дополняется рисованием, раскрашиванием, вырезанием фигур, лепкой и т. д. При этом большое внимание уделяется формированию таких важных умений, как умение выделять свойства предметов (форма, цвет, размеры), находить их общие и отличительные признаки, фиксировать состояниепредметаиегосмену(явление).Такимобразомосуществляетсянакоплениефактических знаний и опыта познавательной деятельности, необходимое для успешного освоения программы начальной школы Модуль «Зелёная тропинка» нацелен на развитие у детей универсальных предпосылок учебной деятельности, познавательных процессов и интеллектуальных способностей. В основу подготовки детей к обучению положена познавательно-исследовательская деятельность. Основное внимание уделяется формированию универсальных предпосылок учебной деятельности - умении работать по правилу, слушать взрослого, развитию творческих способностей детей, логическим действиям. Цель программы:развитие у детей универсальных предпосылок учебной деятельности, познавательных интересов и интеллектуальных способностей, формирование основ безопасности жизнедеятельности и экологического сознания. Задачи программы: Развитиеинтересовдетей,любознательностиипознавательноймотивации; Формированиепознавательныхдействий,становлениесознания; Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира,освойствахиотношенияхокружающегомира,опланетеЗемлякакобщемдомелюдей, об особенностях ее природы. Программаявляетсяразвивающей,впроцессееёреализацииувоспитанникаформируются универсальные предпосылки учебных действий (УУД) с учётом предметного содержания: Личностные–умениесоотноситьпоступки,событияспринятымиэтическимипринципами,знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения. Регулятивные– осуществление действия по образцу и заданному правилу; сохранение заданной цели; умение видеть указанную ошибку и исправлять её по указанию взрослого; осуществлять контроль своей деятельности по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника. Познавательные –знаково-символическое моделирование и преобразование объектов; анализ объектов с целью выделения признаков; анализ объектов; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации. Коммуникативные– овладение определёнными вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества со взрослыми и сверстниками; ориентация на партнёра по общению; умение слушать собеседника; задавать вопросы. Данная программа основывается на развитии накопленных в дошкольном возрасте представлений оприроде.Восновуподготовкиположенынепосредственныенаблюдения,действияспредметами, элементарными эксперименты, которые проводятся в естественной для детей данного возраста занимательной, игровой форме. Содержаниеучебногопредмета Звёзды,СолнцеиЛуна Наблюдение звёздного неба (с помощью взрослых), выделение отдельных созвездий (двух-трёх). Солнце и его роль для жизни на Земле. Наблюдение Луны на небе (с помощью взрослых). МоделированиерасположенияСолнца,ЗемлииЛуныотносительнодругдруга.Игра«Путешествие на Луну». Приключения солнечного зайчика. Наблюдение световых лучей, игры с солнечным зайчиком, совместное сочинение сказки о солнечном зайчике. Свет и тень: постановка сценок театра теней. Радуга – украшение мира. Рассказы детей о своих впечатлениях от наблюдения радуги. Докрашивание радуги на рисунке. Правила безопасности при наблюдениях за звёздами, Луной, Солнцем, играх с солнечным зайчиком. Как солнечный луч может поджечь лес и как этого избежать. Чудесныймиррастенийи грибов Растения нашей местности: распознавание их в природе (с помощью атласа-определителя). Травянистые растения. Кустарники. Деревья. Декоративные растения; раскрашивание изображений, рисование, изготовление аппликаций. Лепка из пластилина овощей и фруктов, различающихся размерами, формой, цветом. Выращивание детьми растений из семян. Съедобные и ядовитые растения, их сравнение, выявление важнейших отличительных признаков. Лекарственные растения. Мхи и папоротники – тоже растения. Рисование мха и веточки папоротника по натуральному образцу. Грибы – не растения. Разнообразие грибов, их распознавание на рисунках, муляжах и в природе (с помощью атласа-определителя), раскрашивание изображений. Съедобные и ядовитые грибы, их сравнение, выявление важнейших отличительных признаков. Отношение человека к растениям и грибам: каким оно должно быть? Рассуждения с опорой на наблюдения и материалы книги «Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики». Правилабезопасностиприсбореягод,лекарственныхрастений, грибов. Нашидрузьяживотные Животные нашей местности. Обитатели живого уголка. Домашние животные. Породы собак. Рисование своего домашнего питомца. Насекомые (бабочки, жуки и др.), их распознавание на рисунках и в природе (с помощью атласаопределителя), раскрашивание изображений. Коллективное изготовление модели «Бабочки на лугу» (склеивание изображений бабочек, украшение ими картины или макета цветущего луга). Наблюдениезаповедениемрыбокваквариуме,обсуждениеусловий,необходимыхдляжизнирыб. Разнообразие рыб, сравнение их по размерам, форме тела, окраске, выявление связи между особенностямистроенияиусловиямижизнирыб.Мысленноедостраиваниеизображений «спрятавшихся»рыб. Наблюдение за поведением воробьёв, галок, ворон и других птиц ближайшего природного окружения(особенностипередвижения,питания,издаваемыхзвуков, взаимоотношенийсдругими птицами и т.д.). Разнообразие изображений птиц в порядке увеличения (уменьшения) размеров. Лепкаираскрашиваниеизображенийрыб,птиц,зверей,распознаваниеихнарисункахивприроде (с помощью атласа-определителя). Лягушки, улитки, черви – тоже животные. Необходимость бережного отношения к ним. Раскрашивание изображений улитки и дождевого червя. Отношение людей к животным: каким оно должно быть? Рассуждения с опорой на наблюдения и материалы книги «Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики». Правилабезопасностипри встречах иобщениисживотными. Круглыйгод Наблюдение сезонных изменений в природе. Времена года, их важнейшие признаки. Моделирование последовательности времён года. Выявление причинно- следственных связей между различными сезонными изменениями (положение Солнца, погода, жизнь растений и животных, занятия людей), их отображение с помощью простейших моделей). Различное отношение человека к природе (на основе наблюдения примеров положительного и отрицательного отношения и материалов книги «Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики»). Оценка поведения человека в природе (собственного и окружающих), простейшие правила поведения. Правилабезопасностивразличныесезоныгода.Безопасностьнаводе,нальду,наскользкойдороге. Предупреждение простудных заболеваний. Окружающиймиринашабезопасность Красотаиразнообразиеокружающего мира.Радостьпознаниямира,общенияс людьми.Всегда ли окружающиймирбезопасендлянас?Рассужденияопотенциальноопасныхдлячеловекаобъектах и ситуациях. Правила безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства. Противопожарная безопасность. Правила поведения при контактах с незнакомыми людьми. Тематическоепланированиемодуля«Зелёная тропинка» Количество часов Разделы № п/п авторская программа 1 2 3 4 5 Звёзды,Солнцеи Луна Чудесныймир растений Нашидрузья– животные Круглыйгод Окружающиймиринашабезопасность Итого: №п/п Календарно-тематическоепланирование«Зелёнаятропинка» Дата Количество проведения №зан. Темазанятия часов план факт 1,2 3 4 5,6 1,2 3 4 5,6 7,8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20,21 1,2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 22,23 24 25 26 27 28 29 6 15 12 4 5 42 14,15 1,2 3 4 5 6 7 8 Звёзды,СолнцеиЛуна(6ч) Мыидёмвшколу.(ПДД) 2 Звёздноенебо. 1 СолнцеиЛуна. 1 Радуга.Народныеприметы. 2 Чудесныймиррастений(15ч) Какузнатьрастения? 2 Травянистыерастения. 1 Кустарники. 1 Деревья. 1 Декоративныерастения. 1 Овощи. 1 Фрукты 1 Съедобныеиядовитыерастения. 1 Лекарственныерастения. 1 Мхии папоротники. 1 Грибы. 1 Растениявтвоей«мастерской». 1 Викторина«Этиудивительные 2 растения»» Нашидрузья–животные(12ч) Какузнатьживотных? 2 Вживомуголке. 1 Домашниеживотные. 1 Породысобак. 1 Вмиренасекомых. 1 Вмирерыб. 1 Вмирептиц. 1 30 31 32,33 34 35 36 37 38,39 40,41 42 9 10 11,12 1 2 3 4 1,2 3,4 5 Вмирезверей. 1 Какиеещёбываютживотные? 1 Викторина«Этизабавные 2 животные» Круглыйгод(4ч) Временагода. Осень. 1 Временагода.Зима 1 Временагода. Весна. 1 Временагода.Лето 1 Окружающиймиринашабезопасность(5ч) Правилабезопасности 2 дорожногодвижения. Пожарнаябезопасность. 2 Итоговое занятие 1 1. Планируемыерезультатыосвоенияучебного предмета: Результаты освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования в области познавательного развития: 1. Ребёнок обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания: ребёнок интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором живёт, склонен наблюдать, экспериментировать; 2. Ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правиламвразныхвидахдеятельности,вовзаимоотношенияхсовзрослымиисверстниками; 3. Ребёнокпроявляетлюбознательность,задаётвопросывзрослымисверстникам. Целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения дошкольного дополнительного образования. Владеть универсальными предпосылками учебной деятельности – уметь работать по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции; Распознавать на рисунках и в природе изученные растения и животных; перечислять в правильной последовательности времена года и кратко характеризовать их признаки; Применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых познавательных задач, предлагать собственный замысел конструктивной деятельности и воплощать его в рисунке, поделке, модели и т.д.; Проявлять осторожноеи осмотрительное отношение кпотенциальноопасным для человека ситуациям, соблюдать элементарные правила безопасности дорожного движения и безопасного поведения в мире природы; Проявлять заинтересованное и бережное отношение к природному окружению, соблюдать простейшие правила поведения в природе.