Березовское муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 11» РАССМОТРЕНО и ПРИНЯТО на заседании педагогического совета БМАОУ СОШ № 11 Протокол от 30.08.2024 № 1 УТВЕРЖДЕНО: Директор БМАОУ СОШ № 11 _____________ А.Н. Денисова Приказ от 30.08.2024 № 71-од Дополнительнаяобщеобразовательная программа-дополнительная общеразвивающая программа физкультурно - спортивной направленности «Шахматы школе» на 2024-2025 учебный год Cоставитель:Иванченкова О.В. 2024-2025 Пояснительная записка Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, предназначена для организации внеурочной деятельности школьников по пообщеинтеллектуальному направлениюнаправлению и направлена на формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию, повышению уровня мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знаниям. Настоящая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программы начального общего образования, в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации». На основе рабочей программы« Шахматы в школе» 1-4 годы обучения Е. А. Прудникова, Е. И. Волкова - М. : Просвещение, 2017. Данная программа раскрывает методические основы обучения детей младшего школьного возраста шахматной игре и направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов при изучении шахматной игры. В основу программы положена апробированная в школах Москвы программа дополнительного образования по начальному обучению шахматной игре детей младшего школьного возраста и методика обучения детей специалистами в области шахматного образования и спорта. Цель: создание условий для гармоничного развития детей младшего школьноговозраста, посредством массового их вовлечения в «шахматную игру». Задачи: Общие задачи направлены на: - вовлечение детей младшего школьного возраста в «шахматную игру»; - приобщение детей младшего школьного возраста к шахматной культуре; - открытие новых знаний, формирование умений и навыков игры в шахматы; - выявление, развитие и поддержка одарённых детей в области спорта, привлечение обучающихся, проявляющих повышенный интерес и способности к занятиямшахматами, в школьные спортивные клубы, секции, к участию в соревнованиях; Образовательные задачи способствуют: - приобретению знаний из истории развития шахмат; - постижению основ шахматной игры, получению знаний о возможностях шахматных фигур, особенностях их взаимодействия; - овладению приёмами матования одинокого короля различными фигурами, способами записи шахматной партии, тактическими приёмами в типовых положениях; - освоению принципов игры в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле; - знакомству с методами краткосрочного планирования действий во время партии; - изучению приёмов и методов шахматной борьбы с учётом возрастных особенностей, индивидуальных и физиологических возможностей школьников. Оздоровительные задачи направлены на формирование: - представлений об интеллектуальной культуре вообще и о культуре шахмат в частности; - первоначальных умений саморегуляции интеллектуальных и эмоциональныхпроявлений. Воспитательные задачи способствуют: - приобщению детей к самостоятельным занятиям интеллектуальными играми ииспользованию их в свободное время; - воспитанию положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности; -формированию у детей устойчивой мотивации к интеллектуальным занятиям. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Учебный курс «Шахматы в школе» изменяет характер и содержание трудаучащихся, требуя приложений всей совокупности человеческих сил и способностей: интеллектуальных, духовно-нравственных и эмоциональных. Основное содержаниеучебного курса составляют средства, максимально удовлетворяющие требованиям ФГОСначального общего образования.«Шахматы в школе» - курс, который может быть использован вобщеобразовательной школе для изучения шахматной теории и практики и включён вцелостный образовательный процесс.В современной школе большое значение имеет развивающая функция обучения,ориентированная на развитие мышления школьников, требующая не только усвоенияготовых знаний, но и, самое главное, их понимания, осознания и применения в различныхметапредметных областях. Программа включает в себя два основных раздела: «Теоретические основы и правила шахматной игры»; «Практико-соревновательная деятельность». В разделе «Теоретические основы и правила шахматной игры» представленыисторические сведения, основные термины и понятия, а также образовательные аспекты,ориентированные на изучение основ теории и практики шахмат- ной игры.Раздел «Практико-соревновательная деятельность» включает в себя сведения оборганизации и проведении шахматных соревнований, конкурсов по решению задач,шахматных праздников. МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Программа разработана для учащихся 1,2, 3, 4 классов (первый год обучения) и рассчитана на изучениематериала в течение 34 часа. Основу содержания урока составляет изучение основ теории и практикишахматной игры с дальнейшим закреплением полученных знаний в игровой деятельности,включающей в себя игру с соперником, спарринги, соревновательную деятельность,шахматные праздники. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Содержание учебного предмета направлено на воспитание творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в личной,общественной и профессиональной деятельности. В настоящее время представления оцелях образования и путях их реализации претерпевают серьёзные изменения. В центреобразовательного процесса теперь стоит личность ребёнка, для которой одинаково важноезначение имеют как знания, умения и навыки, полученные в процессе обучения, так испособность и готовность успешно решать жизненные задачи, плодотворно работать вгруппе, быстро реагировать на вызовы экономического прогресса и рынка труда.В этой связи содержание программы «Шахматы в школе» при её соответствиицелевым установкам системы начального общего образования имеет следующие ценностные ориентиры: - воспитание у учащихся чувства гордости за свою Родину и сопричастности к еёистории; - формирование способности воспринимать мир как единое целое при всём разнообразии культур, национальностей, религий; - обучение доброжелательному, доверительному и внимательному отношению клюдям; - развитие готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто вней нуждается; - воспитание уважения к окружающим (умение слушать и слышать партнёра, признание права каждого на собственное мнение и способность принять самостоятельноерешение с учётом позиции всех участников процесса) и их труду; - развитие ценностно-смысловой и познавательной сферы личности обучающегося, самостоятельности, инициативности и любознательности, чувства ответственности, желания и умения учиться, стремления к самообразованию и самовоспитанию; - формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, способности критичноотноситься к своим поступкам и умения адекватно их оценивать; - воспитание целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей. Учебный материал программы позволяет сформировать у младших школьников классовпозитивное отношение к познавательной деятельности. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА Программа «Шахматы в школе» предусматривает достижение школьникаминачальных классов в процессе обучения определённых результатов - личностных, метапредметных и предметных. Личностные результаты освоения программы отражают индивидуальные качества, которые учащиеся должны приобрести в процессе освоения программного материала. К личностным результатам относят: - формирование основ российской, гражданской идентичности; - ориентацию на моральные нормы и их выполнение, способность к моральнойдецентрации; - наличие чувства прекрасного; - формирование основ шахматной культуры; - понимание важности бережного отношения к собственному здоровью; - наличие мотивации к творческому труду, работе на результат; - готовность и способность к саморазвитию и самообучению; - уважительное отношение к иному мнению; - приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками; - воспитание этических чувств доброжелательности, толерантности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам других людей; - умение управлять своими эмоциями; - дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижениипоставленных целей; - формирование навыков творческого подхода при решении различных задач, стремление к работе на результат; Метапредметные результаты освоения программы характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД): познавательных, коммуникативных и регулятивных. Познавательные УУД: - умение с помощью педагога и самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры; - владение способом структурирования шахматных знаний; - способность выбрать наиболее эффективный способ решения учебной задачи вконкретных условиях; - умение находить необходимую информацию; - способность совместно с учителем ставить и формулировать задачу, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческогоили поискового характера; - умение моделировать, а также владение широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач; - способность строить логические цепи рассуждений, анализировать и просчитывать результат своих действий, воспроизводить по памяти информацию, устанавливать причинно-следственные связи, предвидеть реакцию соперника, сопоставлять факты, концентрировать внимание, находить нестандартные решения. Коммуникативные УУД: - умение находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций; - способность формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, вестидискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности; - умение донести свою точку зрения до других и отстаивать собственную позицию, а также уважать и учитывать позицию партнёра (собеседника); - возможность организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию сучителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметноесодержание и условия деятельности в речи. Регулятивные УУД: - умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; - способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. Предметные результаты освоения программы характеризуют умения и опытобучающихся, приобретаемые и закрепляемые в процессе освоения учебного предмета«Шахматы в школе».B результате освоения обязательного минимума знаний при обучении по даннойпрограмме обучающиеся начальной школы должны: - приобрести знания из истории развития шахмат, представления о роли шахмат иих значении в жизни человека; - владеть терминологией шахматной игры, понимать функциональный смысл инаправленность действий при закреплении изученного шахматного материала; - приобрести навык организации отдыха и досуга с использованием шахматнойигры. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Теоретические основы и правила шахматной игры: История шахмат. Шахматная игра как спорт в международном сообществе; цели, задачи, оздоровительное и воспитательное значение шахмат. История зарождения и развития шахматной игры, её роль в современном обществе. Чемпионы мира по шахматам. Современные выдающиеся отечественные и зарубежные шахматисты. Базовые понятия шахматной игры. Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет. Шахматные соревнования и правила их проведения. Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные термины и понятия в шахматной игре: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король); ход и взятие каждой фигурой, нападение, защита, начальное положение, ход, взятие, удар, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур, стадии шахматной партии, основные тактические приёмы; шахматная партия, запись шахматной партии, основы дебюта, атака на рокировавшегося и нерокировавшегося короля в начале партии, атака при равносторонних и разносторонних рокировках, основы пешечных, ладейных и легкофигурных эндшпилей. Календарно-тематическое планирование «Шахматы» 1, 2,3,4 класс первый год обучения Первый год обучения Дата факт № занятия план Тема занятия Коли- Характеристика деятельности чество обучающегося часов Введение. (1 час) Шахматы - мои друзья. История 1 возникновения шахмат. Знакомство с понятием «Шахматная игра», с историей возникновения данного понятия и шахматной игры в целом 2 Шахматная доска. 1 Знакомство с новыми понятием «Шахматная доска», белыми и черными полями на шахматной доске, угловыми и центральными полями, правильным расположение шахматной доски в начале партии, закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх 3 Горизонталь. 1 Знакомство с шахматной доской: новое понятие «горизонталь», закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх. 4 Вертикаль. 1 Знакомство с шахматной доской: новое понятие «вертикаль», закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх. 1 Шахматная доска. (5 часов) 5 6 1 Повтор понятий «горизонталь» и «вертикаль», знакомство с новым понятием «диагональ», закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх. 1 Повтор понятий «горизонталь», «вертикаль», «диагональ» Знакомство с новым понятием «шахматная нотация», определение «адреса» шахматных полей, закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх. Шахматные фигуры и началь1 ная позиция. Повтор понятий «горизонталь», «вертикаль», «диагональ» Знакомство с новым понятием «шахматная нотация», определение «адреса» шахматных полей, закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх. Ладья. 1 Знакомство с шахматной фигурой «ладья», местом ладей в начальной позиции, способом передвижения ладьи по доске: ход и взятие, понятием «ход фигуры», «невозможный ход», закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх. 1 Повторить ходы и взятие ладьей, знакомство с новой шахматной фигурой «слон», местом слонов в начальной позиции, объяснить способы передвижения слона по доске: ход и взятие. Знакомство с новыми понятиями «белопольный» слон, «чернопольный» слон, закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх. 1 Знакомство с шахматной фигурой «ферзь», местом ферзя в начальной позиции, способом передвижения ферзя по доске: ход и взятие, закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх. Диагональ. Шахматная нотация. Шахматные фигуры (9 часов) 7 8 9 10 Слон. Ферзь. 11 12 13 14 15 Конь. Пешка. Превращение пешки. Король. Ценность фигур. 1 Знакомство с шахматной фигурой «конь», месторасположением коня в начальной позиции, способом передвижения коня по доске: ход и взятие, закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх. 1 Знакомство с пешкой, месторасположением пешки в начальной позиции, способом передвижения пешки по доске: ход и взятие, закрепить полученные знания в динамических шахматных играх. 1 Знакомство с превращением пешки во все фигуры: ферзь, ладья, слон, конь, пешка, с понятием проходная пешка, закрепить полученные знания в динамических шахматных играх. 1 Знакомство с шахматной фигурой королем, месторасположением короля в начальной позиции, способом передвижения короля по доске: ход и взятие, закрепить полученные знания в динамических шахматных играх. 1 Знакомство с ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур: короля, ферзя, ладьи, слона, коня, пешки, с единицей измерения, закрепить полученные знания в динамических шахматных играх, полная нотация, закрепить полученные знания в динамических шахматных играх. Нападение и взятие фигур. (2 часа) Знакомство с тактическими приемами, закрепить полученные знания в 16 Нападение. 1 динамических шахматных играх. 17 Взятие. Взятие на проходе. 1 Знакомство с особым ходом пешки: взятием на проходе, с названием вертикалей, закрепить полученные знания в динамических шахматных играх. Цель и результат шахматной партии. (4 часа) 18 Шах и защита от шаха. 1 Знакомство с постановкой шаха всеми фигурами: ферзь, ладья, слон, конь, пешка, способы защиты шаха, закрепить полученные знания в динамических шахматных играх. 19 Мат. 1 Знакомство с целью шахматной партии, с постановкой мата всеми фигурами: ферзь, ладья, слон, конь, пешка, закрепить полученные знания в динамических шахматных играх. 20 Пат - ничья. 1 Знакомство с ничьей, с патом, с условиями возникновения пата, закрепить полученные знания в динамических шахматных играх. 1 Знакомство с особым ходом короля и ладьи: с рокировкой, короткая и длинная рокировки, с условия при которых рокировка возможна, закрепить полученные знания в динамических шахматных играх. Основные принципы игры в 1 начале партии. Знакомство с общими принципы игры в начале шахматной партии, с центром, с анализом шахматной партии, закрепить полученные знания в динамических шахматных играх. 21 Рокировка. Правила и принципы шахматной игры. (9 часов) 22 23 Мат двумя ладьями одинокому королю. 1 Знакомство с техника матования одинокого короля двумя ладьями, с методом «лесенка», закрепить полученные знания в динамических шахматных играх. 24 Мат ферзём и ладьями одинокому королю. 1 Знакомство с техника матования одинокого короля ферзем и ладьей, закрепление с метода «лесенка», закрепить полученные знания в динамических шахматных играх. Мат ферзём и королём одино1 кому королю. Знакомство с техника матования одинокого короля ферзем и королем, закрепить полученные знания в динамических шахматных играх. 26 Материальное преимущество 1 Знакомство с тактическими приемами: связка и двойной удар, с понятием материальное преимущество, закрепить полученные знания в динамических шахматных играх. 27 Нарушение основных принци1 пов игры в начале партии Знакомство с ошибочными ходами в начале партии и их последствия, «детский мат», закрепить полученные знания в динамических шахматных играх. 28 Партии-миниатюры 1 Знакомство с общими принципы игры в начале шахматной партии, в середине шахматной партии, в конце шахматной партии, закрепить полученные знания в динамических шахматных играх. 29 Запись шахматной партии 1 Знакомство с записью шахматной партии и общими принципы игры, закрепить полученные знания в динамических шахматных играх. 30 Шахматный этикет 1 Знакомство с правилами поведения шахматиста во время партии, закрепить полученные знания в динамических шахматных играх. 25 Шахматный турнир. (4 часа) 31 Шахматный турнир. 1 Игровая практика. 32 Шахматный турнир. 1 Игровая практика. Шахматный турнир. 33 Решение заданий, игровая 1 практика Спортивно - шахматный празд1 ник. 34 Итого Решение заданий, игровая практика 34 часа Блиц турниры между учащимися начальной школы: декабрь 24г., март-апрель 25г. Шахматно-шашечные турниры приуроченные к мероприятиям во время учебного года. Участие в очных и онлайн турнирах по шахматам в течение года. ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 1. Уманская Э.Э. Шахматы в школе. Первый год обучения: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Э.Э.Уманская, Е.И.Волкова, Е.А.Прудникова. – М. : Просвещение, 2017. – 175с. 2. Прудникова Е.А., Волкова Е.И. Шахматы в школе. Рабочая тетрадь. Первый год обучения: учебное пособие для общеобразовательных организаций – М. : Просвещение, 2017. 3. Демонстрационная шахматная доска 4. Наборы шахмат