Березовское муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 11» РАССМОТРЕНО и ПРИНЯТО на заседании педагогического совета БМАОУ СОШ № 11 Протокол от 30.08.2024 №1 УТВЕРЖДЕНО: Директор БМАОУ СОШ № 11 _____________ А.Н. Денисова Приказ от 30.08.2024 №71-од Дополнительная общеобразовательная программа-дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Вокальный мир искусства» Срок реализации 3 года Рагозина Наталья Александровна Педагог дополнительного образования Содержание 1. Основные характеристики программы 3 1.1. Информационная карта. Направленность программы Цель и задачи программы. Основные требования к знаниям, умениям и навыкам Учебно-тематический план Организационнопедагогические условия программы Материальнотехническое обеспечение. Кадровое обеспечение. Информационное обеспечение (печатное и электронное). 3 1.2. 1.3. 2. 3. 4. 4.1. 4.2. 4.3. 2 4 5 6 8 9 9 10 10 1. Основные характеристики программы 1.1. Информационная карта Тип Программы Программа дополнительного образования детей Вид Программы Типовая, адаптированная Уровень Программы Рабочая программа уровня младшей, средней возрастной группы Контингент Дошкольники, учащиеся 1-5 классов обучающихся Возрастная категория 5-12 лет Количество человек Наполняемость группы 2-20 детей Продолжительность занятия 1 академический час (45 минут), дошкольники - 30 минут Наименование Программы Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Мир вокального искусства» Основной способ освоения Репродуктивно - творческий содержания Программы Уровень освоения содержания Общекультурный вокально-хорового образования Сроки освоения Программы 3 года 1год - объем учебного времени - 37 часов в год (1 раз в неделю) 2 год - объём учебного времени-37 часов в год 3 год - объем учебного времени - 37 часов в год Режим занятий дополнительного Групповые занятия образования Сводная репетиция Индивидуальная работа с солистами Виды и формы контроля Индивидуальные и групповые прослушивания, творческие задания, концертная и конкурсная деятельность 1.2 Направленность программы Человек наделен от природы особым даром – голосом. Голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни. 3 Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Приобщение детей к певческому искусству способствует развитию их творческой фантазии, погружает в мир песенного фольклора, классической поэзии, драматического и эстрадного искусства. В современной вокальной практике известно три типа вокального звукоизвлечения: народное, академическое и эстрадно-джазовое. Программа направлена на развитие учащихся в области народно-песенного исполнительства, на практическое освоение песенного фольклора, эстрадного пения, как сольного, так ансамблевого. Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении. Актуальность программы связана с ростом числа детских вокальных коллективов, расширением их концертно-исполнительской деятельности, стилем сочинений, которые пишутся с расчетом на голосовые возможности детей. В певческой деятельности творческое самовыражение обучающихся формируется в ансамблевом пении, сольном пении, народных и современных песен с сопровождением и без сопровождения, в обогащении опыта вокальной импровизации. 1.4 Цели и задачи Цель программы: • формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;воспитание и развитие духовной, творческой личностипосредством фольклорного искусства, лучших образцов современной эстрадной песни, создание условий для развития ребёнка. Задачи программы: • воспитание уважения и любви к народной песне, как особо значительной области музыкальной культуры; • формирование нравственных идеалов, при которых общение с народной музыкой, с лучшими образцами детской эстрадной песни стало бы постоянной эстетической потребностью; • изучение и освоение народной песни, её основных творческих и исполнительских закономерностей; • Изучение и освоение эстрадной песни, ее основных творческих и исполнительских закономерностей; • формирование художественного вкуса, отношения к музыке и к своей музыкальной деятельности; 4 • развитие музыкальных и певческих способностей, формирование певческих и исполнительских навыков; • приобретение навыков вокального исполнения в народной и эстрадной манере; • развитие музыкального слуха, мышления, памяти, фантазии, воображения; • приобретение навыков публичных выступлений. Программа рассчитана на 3 года обучения. Средняя группа – дети от 7-8 лет до 9-10 лет, старшая группа - дети 11-12 лет. Группа занимается 1 раз в неделю. Средняя и старшая группы по 40 минут. Состав участников в ансамбле не более 12 человек. Мелкогрупповые занятия позволят учесть физиологические и вокальные особенности детского голоса, которые помогут выявить верные регистры детских голосов, подобрать материал в диапазоне, соответствующем возрастным особенностям; добиться легкого звуковедения, вести детей к вокальному мастерству. По способу организации педагогического процесса программа является интегрированной и предусматривает тесное взаимодействие одного предмета с другими на уроках в школе. Музыка, литература, живопись – мир искусства в трех видах – охватывает духовную жизнь ребенка всесторонне и полно. Комплексное освоение искусства оптимизирует фантазию, воображение, артистичность, интеллект, то есть формирует универсальные способности, важные для любых сфер деятельности. Образность, единство содержания и формы определяют связь между предметами эстетического цикла. При разучивании песенного репертуара педагог обращается к знаниям и умениям детей, полученными на уроках предметов гуманитарного цикла: на уроках русского языка – умение правильно произносить слова, выразительно читать текст, умение соблюдать правильную интонацию при произношении; на уроках литературы – начальное понятие языка художественной литературы: эпические, лирические, драматические произведения, умение анализировать образную систему, средства и приемы художественной выразительности; на уроках изобразительного искусства – представление о специфике решения образа в различных видах и жанрах. В программе наряду с умениями в певческой деятельности предусматривается совершенствование навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамблевого строя; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса, навыками слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального и ансамблевого звучания. Программа предусматривает сочетание групповых и индивидуальных занятий. 5 Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов. Методом контроля и управление образовательным процессом является анализ результатов публичных выступлений, конкурсов и фестивалей различного уровня, а также наблюдение педагога в ходе занятий, подготовки, проведения и участия мероприятий различного уровня. Результат и качество обучения прослеживаются в творческих достижениях обучающихся, в призовых местах на конкурсах и фестивалях различного уровня. • • • • • • • • • • • • 2. Основные требованияк знаниям, умениям и навыкам (1-й год обучения) В результате обучения пению ребенок должен знать/ понимать: особенности и возможности певческого голоса; гигиену певческого голоса; путем исполнения упражнений и распевок овладеть первоначальными вокальными навыками в народной и эстрадной манере; познакомиться с народным творчеством, вокальной современной музыкой. Уметь: правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч; петь короткие фразы на одном дыхании; в подвижных песнях делать быстрый вдох; петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен; петь легким звуком, без напряжения; на любом звуке примарного тона (певчески наиболее удобные звуки на центре диапазона голоса певца)правильно показать самое красивое индивидуальное звучание своего голоса, ясно выговаривая слова песни; к концу года спеть выразительно, осмысленно, в спокойном темпе хотя бы фразу с ярко выраженной конкретной тематикой. Основные требования к знаниям, умениям и навыкам (2-й год обучения) В результате обучения пению ребенок должен знать/понимать: строение артикуляционного аппарата; • соблюдать певческую установку; • использование грудных и головных регистров; • уметь: • правильно дышать, делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч; • точно повторить заданный звук; • в подвижных песнях делать быстрый вдох; • показать самое красивое индивидуальное звучание своего голоса; 6 • петь чисто и слаженно в унисон; • петь без сопровождения отдельные попевки и отрывки из песен; • владеть техническими средствами; • принимать участие в творческой жизни вокального коллектива. Основные требования к знаниям, умениям и навыкам (3-й год обучения) В результате обучения пению ребенок должен знать/понимать: • основные «шестерёнки» голосового аппарата; • техники и приёмы вокала; • поведение певцадо выхода на сцену и во время выступления; • образцы народного творчества, современной эстрадной вокальной музыки; • уметь: • петь, применяя различные техники, в грудном и головном регистрах; • петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы; • исполнять образцы народной, эстрадной с элементами народной и эстрадной музыки; • владеть различными вокальными, техническими средствами; • импровизировать на темы исполняемых произведений, находя новые жесты, движения, драматические решения; • принимать активное участие в мероприятиях, концертах, конкурсах, фестивалях различного уровня. 3. Учебно-тематический план (1-й год обучения) № Тема занятий п/п 1 Вводное занятие. Прослушивание голосов 2 Координационно-тренировочный этап: артикуляционная гимнастика; дыхательная гимнастика; интонационно-фонетические упражнения; тренировочные программы для освоения регистров; тренировка певческого вдоха; тренировка распевочно-скороговорной речи. 3 Работа над певческим голосом: звуковедение (посыл, атака); интонационные упражнения; речевая интонация; гласные звуки (йотированные); дикция; распевания. 4 Пение произведений: работа над текстом; фразировка; 7 Кол-во часов 1 12 11 10 5 фразировка; смысловая интонация; работа над образом; а capella; работа с микрофоном. Концертно-исполнительская деятельность Итого 3 37 Учебно-тематический план (2-й год обучения) № Тема занятий п/п 1 Координационно-тренировочный этап: артикуляционная гимнастика; дыхательная гимнастика; интонационно-фонетические упражнения; тренировочные программы для освоения регистров; тренировка певческого вдоха; тренировка распевочно-скороговорной речи. 2 Работа над певческим голосом: звуковедение (посыл, атака); интонационные упражнения; речевая интонация; гласные звуки (йотированные); дикция; распевания. 3 Пение произведений: работа над текстом; фразировка; фразировка; смысловая интонация; работа над образом; а capella; работа с микрофоном. 4 Концертно-исполнительская деятельность Итого Кол-во часов 12 12 10 3 37 Учебно-тематический план (3-й год обучения) № Тема занятий Кол-во часов п/п 1 11 Координационно-тренировочный этап: артикуляционная гимнастика; дыхательная гимнастика; интонационно-фонетические упражнения; тренировочные программы для освоения регистров; тренировка певческого вдоха; тренировка распевочно-скороговорной речи. 2 12 Работа над певческим голосом: звуковедение (посыл, атака); 8 3 4 интонационные упражнения; речевая интонация; гласные звуки (йотированные); дикция; распевания. Пение произведений: работа над текстом; фразировка; фразировка; смысловая интонация; работа над образом; а capella; работа с микрофоном. Концертно-исполнительская деятельность Итого 10 4 37 4. Организационно-педагогические условия программы. 4.1. Материально - техническое обеспечение Организация образовательного процесса происходит в кабинете дополнительного образования, расположенном на втором этаже здания БМАОУ СОШ № 11 п. Ключевск. Кабинет дополнительного образованя, площадью 72 кв.м., оборудован: 1. стул для педагога – 2шт; 2. стол педагога – 1шт; 3. фортепиано – 1шт; 4. ударно-шумовые инструменты 5.стул для учеников-21шт; Приборы и оборудование: 1. CD – магнитофон 2. колонки музыкальные 3. ноутбук 4. компьютер 5. проектор 6. микрофоны 4.2. Кадровое обеспечение Минимально допустимая квалификация педагога Профессиональная категория: Первая категория Уровень образования педагога: Среднее профессиональное Уровень соответствия квалификации: Педагогом пройдена профессиональная переподготовка по профилю программы 4.3. Образовательные и информационные ресурсы Автор, название, год издания: учебного, учебно-методического издания и (или) наименование электронного образовательного, информационного ресурса (группы электронных образовательных, информационных ресурсов) 9 Вид образователь ного и информацион ного ресурса (печатный / электронный) учебные, учебно-методические издания 1. Боронина Е.Г. Троицкие народно- песенные традиции восточного Подмосковья / Е.Г. Боронина // Музыка в школе.-2006.-№4-с 18-29. 2. Белоусенко М.И. Постановка певческого голоса. - Белгород, 2006. 3. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. – Ек-г.: УГПИ, 1992. 4. Валиахметова Т.А. Народные песни Южного Урала./ Т.А. Валиахметова, А. Н. Глинкин – Челябинск: Юж.-Урал.2003.-208 с. 5. Войтюк С. Уроки фольклора в общеобразовательной школе. Методические материалы /С. Войтюк -Красноярск: Буква, 2000.-64 с. 6. Гаврилов, Ю.В., Обработки русских народныхпесен, Вып.№2, Шадринск, 2006. 7. Глинкин А. В. Любовь-песня (народные песни Южного Урала) / А. В. Глинка, А. И. Лазарев. Челябинск 1999.- 199 с. 8. Григорьева Н. Н. Народные песни, игры, загадки (для детских фольклорных ансамблей) / Н. Н. Григорьева- Смоленск, 1996г-62 с. 9. Гонтаренко Н.Б. Сольное пение. Секреты вокального мастерства. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. 10. Гумель И. В. Поем вместе. – С.-Пб, 2011. 11.Домогацкая И. Методика Диагностики эстетических способностей детей 3-5 лет / И. Домогацкая, М.:-2001.-11с. 12. Другова А.Е. Эстрадный вокал. Программа первого года обучения. Екг, 1998. 13. Дмитриев Л. Основы вокальной методики. –М.: Музыка, 2007. 14. Емельянов В.В. Фонопедический метод развития голоса: Методическое пособие. / В.В. Емельянов – Самара: 1997-15 с. 15. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг. СПб-МКраснодар:Планета музыки, 2010. 16. Зацарный Ю. А. Русские народные песни / Ю. А. Зацарный «Советский композитор»,1983г-46 с. 17.Иглицкая И. М.Изучение русского музыкального фольклора в детской музыкальной школе. Методические рекомендации для преподавателей ДМШ и ДШИ. / И.М. Иглицкая – М.:1989.-43 с. 18. Кадцын Л.М. Массовое музыкальное искусство ХХ столетия. – Ек-г, 2006. 19. Кампус Э. О мюзикле. – Л.: Музыка, 1993. 20. Калужникова Т.И.традиционный материнский и детский песенный фольклор Русского населения среднего Урала / Т.И. Калужниковой.Екатеренбург:2002.-197с. 21.Картавцева М.Т. Школа русского фольклора. Обучение в младших классах/ М.Т. Картавцев-М.: МГИК, 1994-72 с. 22.Клименко, Л.И., Шутова, Л.И., // Живые источники, Сборник песен для ансамблей и хоров народно-песенного направления детей младшего школьного возраста, Челябинск, 2011. 23.Клименко, Л.И., Колыбельные песни. Березовский, 2011. 24.Крошилина Т. « Мы - птицы»: Игровые упражнения и детские фольклорные игры. Методическое пособие по постановке голоса детей первого года обучения в фольклорном коллективе. / Т. Крошилина, М.: 1997.-55 с. 25.Куприянова Л. Л. Музыкальный фольклор 1-4 класса. /Л.Л. 10 Печатный Печатный Куприянова, Л.В., Шамина - М.: Просвещение, 1992.-15 с. 26. Козлянинова И.П., Чарели Э.М. Тайны нашего голоса. – Ек-г.: Диамант, 1992.Морозов В.П. Вокальный слух и голос. – М.: Музыка, 2005. 27. Морозов В.П. Искусство резонаторного пения. – М.: Центр Искусства и наук,2002. 28. Мордасова М.Н. Русские народные песни и частушки / М.Н. Мордасова.- М.: Советский композитор, 1983-158 с. 29.Ованесян Л.Г. Уроки фольклора в общеобразовательной школе и школе с гуманитарным уклоном в начальных классах /Л.Г. Ованесян.Челябинск, 1993.-32с. 30. Петрушин В.И. Музыкальная психология. - М.: Владос, 2009. 31. Развитие певческого голоса у детей на начальном этапе обучения. Методическая разработка для преподавателей ДШИ и ДМШ. М.:-1990. 54с. 32. Романова Л.В. Обучение эстрадному вокалу. Видеокурс. / СПб – М-Краснодар, Планета музыки,2008. 33. Сорокин, П.А., Формирование репертуара детского фольклорного коллектива, / Учебно-методическое пособие, М,, 2012. 34. Трофимова С.Н. Физиология голосообразования. Заболевания и гигиенаголоса. – Ек-г.: УГК, 2007. 35. Уральские народные песни., Тетрадь№1,2. собранные Горячих В.И., Екатеринбург, 2013. 36. Усарева Н.В., Устьянцева С.Ю. Эстрадный вокал. Программа дополнительного образования для детей 8-16 лет. – Камышлов, 1997. 37. Фёдорова Л. Обработки русских народных песен и песен Юрия Гаврилова/ Л. Фёдорова – Шадринск: ПО «Исеть»-1997г.-80 с. 38.Шамина Л. В. Школа русского народного пения / Л. В. Шамина М.: 1997г.-82с. 39. Школяр Л., Красильникова М., Критская Е. и др. Теория и методика музыкального образования детей. М.,1998 40. Шорин И.П. Развитие, воспитание и охрана певческого голоса. М.: Профиздат, 2005. 41. Эстрадное пение. Примерная программа для ДМШ. / Сост. Т. Хасанзянова. М.: НМЦ по худ. образованию, 2005. 42. Юшманов В.И. Вокальная техника и ее парадоксы. – Спб.: Планета музыки,2002. 43. Юшманов В.И. Развитие певческого голоса. –СПб.: ДЕАН,2001. 44.Яковишина Е.И. Русская народная песня для детей./ Е. И. Яковишина – Санкт-Петербург «Детство- пресс»- 1999.-40 с. наименование электронного образовательного, информационного ресурса . http://www.ed.gov.ru/- сайт Министерства образования РФ • http://www.edu.ru/– каталог образовательных интернет-ресурсов; • www.vio.fio.ru- - Федерация Интернет-образования • http://www.auditorium.ru/ - Российское образование – сеть порталов • http://1september.ru - Сайт газеты "Первое сентября" /методические материалы/ • http://som.fsio.ru/- сетевое сообщество методистов • http://it-n.ru – Сеть творческих учителей • http://www.lib.ru/ - Электронная библиотека • www.virlib.ru – Виртуальная библиотека 11 Электронный • www.rvb.ru – Русская виртуальная библиотека • http://www.alleng.ru/edu - Образовательные ресурсы Интернета. • http://school-collection.edu.ru/ - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов • http://fcior.edu.ru/ - Федеральный центр информационнообразовательных ресурсов • http://www.academic.ru - словари и энциклопедии • http://www.ug.ru - Сайт Учительской газеты • http://www.openclass.ru/ Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества • http://www.vidod.edu.ru - Федеральный портал «Дополнительное образование детей 12