Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

ДОП дополнительная общеразвивающая программа общекультурной направленности «Волшебный мир оригами»

Березовское муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 11»
ПРИНЯТА

УТВЕРЖДАЮ

Решением педагогического

Директор

Совета БМАОУ СОШ № 11

БМАОУ СОШ № 11

протокол № 1
от 30 августа

приказ № 71-од
2024 г.

от «30»августа

2024г.

Денисова А.Н.

Дополнительная общеобразовательная программа –
общекультурной направленности
«Волшебный мир оригами»
Срок реализации: 1 год
Усольцева Ирина Анатольевна,
педагог дополнительного образования
г. Березовский, п. Ключевск

2024

Содержание
№ Наименование раздела

Страницы

Пояснительная записка
1

3
Цель и задачи программы

2

3
Содержание программы

3

4
Планируемые результаты

4

5
Организационно-педагогические условия

5

6
Учебный план

6

7
Календарный учебный график

7

8
Оценочные материалы

8

9
Методические материалы

9

10
Материально – техническое обеспечение.

10

10

Пояснительная записка
Программа дополнительного образования « Волшебный мир оригами» является
общекультурной модифицированной программой художественно – эстетической
направленности.Актуальность кружка «Волшебный мир оригами» состоит в развитии
пространственного воображения, умении читать чертежи, следовать инструкциям учителя
и удерживать внимание на предмете в течение длительного времени. Занятия оригами
позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить
информированность в данной области, обогатить навыки общения и приобрести умение
осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.
Оригами - идеальная дидактическая игра, развивающая изобретательность и фантазию,
логику и пространственное мышление, воображение и интеллект.
Цель программы
Всесторонне интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников, развитие
их творческих способностей, логического мышления, художественного вкуса, расширение
кругозора.
Задачи программы
Обучающие:
1. Знакомство учеников с основными геометрическими понятиями и базовыми формами
оригами.
2. Формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы
изделий.
3.

Обучение различным приемам работы с бумагой.

4. Применение знаний, полученных на других уроках, для создания композиций с
изделиями, выполненными в технике оригами.
Развивающие:
1.

Развитие мелкой моторики рук и глазомера.

2.

Развитие памяти, внимания, мышления и пространственного воображения.

3.

Развитие творческих способностей, фантазии и художественного вкуса.

Воспитательные:
1.

Воспитание интереса к искусству оригами.

2.

Расширение коммуникативных способностей.

3.

Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
Общая характеристика кружка «Волшебный мир оригами»

Программа «Волшебный мир оригами» адресована учащимся начальной школы и
рассчитана на 1 год – неполный курс обучения детей в начальной школе. Занятия
проводятся 1 раз в неделю.
Программа предусматривает преподавание материла по «восходящей спирали», то
есть периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном
уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Это
гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие воспитывает уверенность в себе.
Основная задача на всех этапах освоения программы – содействовать развитию
инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и
увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка.
Содержание программы
Формирование группы (1 часа)
Беседа по охране труда (1 час)
Диагностика обученности учащихся (1 часа)
Входная диагностика. Диагностика по итогам 1 полугодия. Итоговая диагностика.
Содержание диагностической работы смотри в разделе «Методическое обеспечение
программы»: диагностическая карта «Оценка результатов освоения программы».
Знакомство с оригами (3часа)
Правила поведения на занятиях оригами. Правила пользования материалами и
инструментами. Термины, принятые в оригами. Изготовление квадрата из прямоугольного
листа бумаги (два способа). Понятие «базовые формы».
Базовые формы:
«Треугольник» (4ч),
«Воздушный змей» (4 ч),
«Двойной треугольник» (4 ч),
«Двойной квадрат» (4 ч),
«Конверт» (4 ч)
Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами и основными приемами
складывания. Базовые формы. Инструкционные карты, демонстрирующие процесс
складывания. Складывание изделий на основе простых базовых форм. Оформление
композиций с полученными изделиями (объемная аппликация).
Цветы к празднику (4 ч)
8 марта – международный женский праздник. Складывание цветов на основе изученных
базовых форм. Оформление композиций и поздравительных открыток.
Летние композиции (4 ч)
Цветочные композиции на основе простых базовых форм. Легенды о цветах (Нарцисс,
волшебный цветок папоротника). Складывание цветов. Оформление композиций.
Впереди – лето! (4 часа)
Складывание изделий на основе изученных базовых форм.
Итоговое занятие (2ч)
«Чему мы научились за год».
Оформление выставочных работ (2 ч)
В процессе обучения постепенно возрастает уровень сложности выполняемых детьми
работ. Многие фигурки, известные в оригами, начинают складывать одинаково до
определенного момента. Одинаковые заготовки называются базовыми формами.
Год
обучения
1

Количество часов
в неделю

в год

Кол-во
детей
в группе

1

42

10 -15

Планируемые результаты освоения

программы « Оригами»

Личностные результаты:
·
Проявление познавательной активности, расширение информированности в
данной области;
·
Формирование ответственного отношения к учению, к способности к
саморазвитию и самообразованию;
·
Самооценка умственных физических способностей при трудовой
деятельности;
·

Развития трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности;

·

Формирование уважительного отношения к труду;

·
Формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, умение общаться при коллективном выполнении работ;
·
Формирование основ экологической культуры, соответствующей
современному уровню экологического мышления.
Метапредметные результаты:
·
Самостоятельное определение цели своего обучения, постановка для себя
новых задач в познавательной деятельности;
·

Планирование познавательно – трудовой деятельности;

·
Определение способов решения учебной или трудовой задачи на основе
заданных алгоритмов;
·
Самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по
созданию изделий;
·
Моделирование технологических процессов, использование инновационного
подхода в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
·
Развитие компетентности в области использования ИКТ, а также различных
источников информации, словари, энциклопедии. Интернет – ресурсы;
·
Организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем
и учениками, объективное оценивание вклада своей познавательно - трудовой
деятельности в решение задач коллектива;
·
Оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных
возможностей ее решения;
·
Соблюдение норм и правил безопасности познавательно – трудовой
деятельности.

Предметные результаты:
·

Овладение необходимыми приемами складывания бумаги;

·

Освоение базовых форм и умение складывать их по памяти;

·

Умение выразить свой замысел на плоскости;

·

Овладение терминологией, принятой в оригами;

·

Выполнение моделей различной степени сложности;

·

Планирование технологического процесса и процесса труда;

·
Овладение методами моделирования, конструирования, проектирование
последовательности выполнения работы;
·
Контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным
критериям, выявление допущенных ошибок и способов их исправления;
·

Стремление к экономии и бережливости в расходовании материала, времени;

·

Овладение методами эстетического оформления изделий;

·
работы;

Установление рабочих отношений в группе для выполнения практической

·
Соблюдение необходимой величины усилий, прилагаемых к инструментам, с
учетом технологических требований.
Организационно-педагогические условия
Программа « Волшебный мир оригами» адресована учащимся начальной школы.
Предлагаемый курс занятий по обучению оригами рассчитан на 1 года. В процессе
обучения постепенно возрастает уровень сложности выполняемых детьми работ. Занятия
проводятся 1 раз в неделю.
Формы и методы обучения
В процессе занятий используются различные формы: традиционные, комбинированные,
практические занятия, конкурсы, соревнования и другие.
А также методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
·

Словесный ( беседа, рассказ, устное изложение ).

·

Наглядный ( иллюстрации, показ видео, работа по образцу ).

·

Практический ( выполнение работы по инструкции, по картам, схемам )

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности обучающихся:

·
Объяснительно – иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую
информацию;
·
Репродуктивный – дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы
деятельности;
·
Частично – поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение
поставленной задачи совместно с учителем;
·

Исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятии:
·

Фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;

·
Индивидуально – фронтальный – чередование индивидуальных фронтальных форм
работ;
·

Групповой – организация работы в группах;

·

Индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Учебный план
№
п/п

Наименование тем

Количество часов
теория практика

всего

1. Формирование группы

-

1

1

2. Беседа по охране труда

1

-

1

3. Диагностика обученности учащихся

-

1

1

4. Знакомство с оригами

1

2

3

5. Базовая форма «Треугольник»

1

3

4

6. Базовая форма «Воздушный змей»

1

3

4

7. Базовая форма «Двойной треугольник»

1

3

4

8. Базовая форма «Двойной квадрат»

1

3

4

9. Базовая форма «Конверт»

1

3

4

10. Цветы к празднику

1

3

4

11. Летние композиции

1

3

4

12. Впереди – лето!

1

3

4

13. Итоговое занятие

-

2

2

14. Оформление выставочных работ

-

2

2

10

32

42

ИТОГО:

Календарный учебный график
Тема
1. Формирование группы. Знакомство с
оригами.
2. Беседа по охране труда. Правила поведения
на занятиях.
3. Термины, принятые в оригами.

Количество часов
1

4. Стилизованный цветок.
5. Лисенок и собачка.
6. Котик и бычок.
Базовая форма «Треугольник»

1
1
1
4

7. Яхта и пароход.
8. Композиция «Кораблики в море».
9. Стаканчик и фуражка.
10. Синица и снегирь.
Базовая форма «Воздушный змей»
11. Композиция «Птицы в лесу».
12. Оформление выставки.
13. Кролик и щенок.
14. Курочка и петушок.
Базовая форма «Двойной треугольник»
15. Композиция «Домашние птицы на
лужайке».
16. Выставка работ. Диагностика по итогам 1
полугодия.
17. Ворона.

1
1
1
1
4
1
1
1
1
4
1

18. Сказочная птица.
19. Сова.
Базовая форма «Двойной квадрат»
20. Ласточка
21. Пингвин
22. Лягушонок.
23. Композиция «Островок в пруду».
Базовая форма «Конверт»

1
1
4
1
1
1
1
4

24. Яхта.

1

25. Пароход и подводная лодка.

1

26. Кораблик и катер.

1

27. Парусный кораблик - гонки на столе.

1

Цветы к празднику
28. Открытка «Букет гвоздичек».
29. Бутоны роз.
30. Подснежник.
31. Тюльпан
Летние композиции
32. Композиция « В лесу»
33. Композиция «На лугу»
34. Композиция «В саду»
35. Композиция «В море».
Впереди – лето!

4
1
1
1
1
4
1
1
1
1
4

1
1

1
1

Дата

36. Рыбка и бабочка.

1

37. Волшебный цветок.
38. Одуванчик.

1
1

39. Птички.
40. Выставка работ. Диагностика по итогам
года.
41. Итоговое занятие «Чему мы научились за
год».
42. Итоговое занятие «Чему мы научились за
год».

1
1
1
1

Оценочные материалы
Наиболее плодотворным фактором, в оценочной работе итогов обучения, являются
выставки работ учащихся. Параметры оценивания представленных участниками работ
могут изменяться в зависимости от уровня и целей проводимых выставок. Выставки
позволяют обменяться опытом, технологией, оказывают неоценимое значение в
эстетическом становлении личности ребенка. Однако выставки проводятся один–два раза
в учебный год, творческая же работа ребенка постоянно требует поощрения в
стремлениях.
Большое значение в оценивании итогов обучения имеют разнообразные конкурсы.
Подарки, поделки, сувениры с элементами художественного конструирования ребята
готовят к праздникам с большим удовольствием. В декоративном решении работы детей
выглядят красочно, празднично, а иногда и фантастически. Результативность развития
художественного мышления ребят оценивается по следующим критериям: степень
оригинальности замысла, выразительность выполненной работы, овладение приемами
работы в материале. В процессе таких занятий более интенсивно развиваются творческие
способности детей (воображение, образное и техническое мышление, художественный
вкус).
Формы подведения итогов:
• Составление альбома лучших работ.
• Проведение выставок работ учащихся:
– в классе,
– в школе, - на других различных уровнях.
Методические материалы
1.

С. В. Соколова « Оригами. С нами не соскучишься» - Издательство « Махаон»

2.
С. Ю. Афонькин, Е. Ю. Афонькина « Веселые уроки оригами в школе и дома» СПб Издательский дом « Литература» 2001 год.
3.
С. Ю. Афонькин, Е. Ю. Афонькина « Цветы и вазы оригами», « цветущий сад
оригами» - СПб Кристалл 2002год.
4.

Игрушки из бумаги. Санкт – Петербург, « Дельта»

5.

Интернет сайт: http://origami.ru/
Материально – техническое обеспечение.

1.

Учебные столы и стулья.

2.

Инструкционные карты.

3.

Бумага разных видов.

4.

Картон.

5.

Альбом для работ.

6.

Проектор и ноутбук.

7.

Канцелярские принадлежности: ножницы, карандаши, линейки.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».