Березовское муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 11» ПРИНЯТА УТВЕРЖДАЮ Решением педагогического Директор Совета БМАОУ СОШ № 11 БМАОУ СОШ № 11 протокол № 1 от 30 августа приказ № 71-од 2024 г. от «30»августа 2024г. Денисова А.Н. Дополнительная общеобразовательная программа – общекультурной направленности «Волшебный мир оригами» Срок реализации: 1 год Усольцева Ирина Анатольевна, педагог дополнительного образования г. Березовский, п. Ключевск 2024 Содержание № Наименование раздела Страницы Пояснительная записка 1 3 Цель и задачи программы 2 3 Содержание программы 3 4 Планируемые результаты 4 5 Организационно-педагогические условия 5 6 Учебный план 6 7 Календарный учебный график 7 8 Оценочные материалы 8 9 Методические материалы 9 10 Материально – техническое обеспечение. 10 10 Пояснительная записка Программа дополнительного образования « Волшебный мир оригами» является общекультурной модифицированной программой художественно – эстетической направленности.Актуальность кружка «Волшебный мир оригами» состоит в развитии пространственного воображения, умении читать чертежи, следовать инструкциям учителя и удерживать внимание на предмете в течение длительного времени. Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. Оригами - идеальная дидактическая игра, развивающая изобретательность и фантазию, логику и пространственное мышление, воображение и интеллект. Цель программы Всесторонне интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников, развитие их творческих способностей, логического мышления, художественного вкуса, расширение кругозора. Задачи программы Обучающие: 1. Знакомство учеников с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами. 2. Формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий. 3. Обучение различным приемам работы с бумагой. 4. Применение знаний, полученных на других уроках, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами. Развивающие: 1. Развитие мелкой моторики рук и глазомера. 2. Развитие памяти, внимания, мышления и пространственного воображения. 3. Развитие творческих способностей, фантазии и художественного вкуса. Воспитательные: 1. Воспитание интереса к искусству оригами. 2. Расширение коммуникативных способностей. 3. Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков. Общая характеристика кружка «Волшебный мир оригами» Программа «Волшебный мир оригами» адресована учащимся начальной школы и рассчитана на 1 год – неполный курс обучения детей в начальной школе. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Программа предусматривает преподавание материла по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие воспитывает уверенность в себе. Основная задача на всех этапах освоения программы – содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка. Содержание программы Формирование группы (1 часа) Беседа по охране труда (1 час) Диагностика обученности учащихся (1 часа) Входная диагностика. Диагностика по итогам 1 полугодия. Итоговая диагностика. Содержание диагностической работы смотри в разделе «Методическое обеспечение программы»: диагностическая карта «Оценка результатов освоения программы». Знакомство с оригами (3часа) Правила поведения на занятиях оригами. Правила пользования материалами и инструментами. Термины, принятые в оригами. Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги (два способа). Понятие «базовые формы». Базовые формы: «Треугольник» (4ч), «Воздушный змей» (4 ч), «Двойной треугольник» (4 ч), «Двойной квадрат» (4 ч), «Конверт» (4 ч) Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами и основными приемами складывания. Базовые формы. Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания. Складывание изделий на основе простых базовых форм. Оформление композиций с полученными изделиями (объемная аппликация). Цветы к празднику (4 ч) 8 марта – международный женский праздник. Складывание цветов на основе изученных базовых форм. Оформление композиций и поздравительных открыток. Летние композиции (4 ч) Цветочные композиции на основе простых базовых форм. Легенды о цветах (Нарцисс, волшебный цветок папоротника). Складывание цветов. Оформление композиций. Впереди – лето! (4 часа) Складывание изделий на основе изученных базовых форм. Итоговое занятие (2ч) «Чему мы научились за год». Оформление выставочных работ (2 ч) В процессе обучения постепенно возрастает уровень сложности выполняемых детьми работ. Многие фигурки, известные в оригами, начинают складывать одинаково до определенного момента. Одинаковые заготовки называются базовыми формами. Год обучения 1 Количество часов в неделю в год Кол-во детей в группе 1 42 10 -15 Планируемые результаты освоения программы « Оригами» Личностные результаты: · Проявление познавательной активности, расширение информированности в данной области; · Формирование ответственного отношения к учению, к способности к саморазвитию и самообразованию; · Самооценка умственных физических способностей при трудовой деятельности; · Развития трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; · Формирование уважительного отношения к труду; · Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, умение общаться при коллективном выполнении работ; · Формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления. Метапредметные результаты: · Самостоятельное определение цели своего обучения, постановка для себя новых задач в познавательной деятельности; · Планирование познавательно – трудовой деятельности; · Определение способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов; · Самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий; · Моделирование технологических процессов, использование инновационного подхода в процессе моделирования изделия или технологического процесса; · Развитие компетентности в области использования ИКТ, а также различных источников информации, словари, энциклопедии. Интернет – ресурсы; · Организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и учениками, объективное оценивание вклада своей познавательно - трудовой деятельности в решение задач коллектива; · Оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей ее решения; · Соблюдение норм и правил безопасности познавательно – трудовой деятельности. Предметные результаты: · Овладение необходимыми приемами складывания бумаги; · Освоение базовых форм и умение складывать их по памяти; · Умение выразить свой замысел на плоскости; · Овладение терминологией, принятой в оригами; · Выполнение моделей различной степени сложности; · Планирование технологического процесса и процесса труда; · Овладение методами моделирования, конструирования, проектирование последовательности выполнения работы; · Контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям, выявление допущенных ошибок и способов их исправления; · Стремление к экономии и бережливости в расходовании материала, времени; · Овладение методами эстетического оформления изделий; · работы; Установление рабочих отношений в группе для выполнения практической · Соблюдение необходимой величины усилий, прилагаемых к инструментам, с учетом технологических требований. Организационно-педагогические условия Программа « Волшебный мир оригами» адресована учащимся начальной школы. Предлагаемый курс занятий по обучению оригами рассчитан на 1 года. В процессе обучения постепенно возрастает уровень сложности выполняемых детьми работ. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Формы и методы обучения В процессе занятий используются различные формы: традиционные, комбинированные, практические занятия, конкурсы, соревнования и другие. А также методы, в основе которых лежит способ организации занятия: · Словесный ( беседа, рассказ, устное изложение ). · Наглядный ( иллюстрации, показ видео, работа по образцу ). · Практический ( выполнение работы по инструкции, по картам, схемам ) Методы, в основе которых лежит уровень деятельности обучающихся: · Объяснительно – иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию; · Репродуктивный – дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности; · Частично – поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с учителем; · Исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся. Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятии: · Фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися; · Индивидуально – фронтальный – чередование индивидуальных фронтальных форм работ; · Групповой – организация работы в группах; · Индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем. Учебный план № п/п Наименование тем Количество часов теория практика всего 1. Формирование группы - 1 1 2. Беседа по охране труда 1 - 1 3. Диагностика обученности учащихся - 1 1 4. Знакомство с оригами 1 2 3 5. Базовая форма «Треугольник» 1 3 4 6. Базовая форма «Воздушный змей» 1 3 4 7. Базовая форма «Двойной треугольник» 1 3 4 8. Базовая форма «Двойной квадрат» 1 3 4 9. Базовая форма «Конверт» 1 3 4 10. Цветы к празднику 1 3 4 11. Летние композиции 1 3 4 12. Впереди – лето! 1 3 4 13. Итоговое занятие - 2 2 14. Оформление выставочных работ - 2 2 10 32 42 ИТОГО: Календарный учебный график Тема 1. Формирование группы. Знакомство с оригами. 2. Беседа по охране труда. Правила поведения на занятиях. 3. Термины, принятые в оригами. Количество часов 1 4. Стилизованный цветок. 5. Лисенок и собачка. 6. Котик и бычок. Базовая форма «Треугольник» 1 1 1 4 7. Яхта и пароход. 8. Композиция «Кораблики в море». 9. Стаканчик и фуражка. 10. Синица и снегирь. Базовая форма «Воздушный змей» 11. Композиция «Птицы в лесу». 12. Оформление выставки. 13. Кролик и щенок. 14. Курочка и петушок. Базовая форма «Двойной треугольник» 15. Композиция «Домашние птицы на лужайке». 16. Выставка работ. Диагностика по итогам 1 полугодия. 17. Ворона. 1 1 1 1 4 1 1 1 1 4 1 18. Сказочная птица. 19. Сова. Базовая форма «Двойной квадрат» 20. Ласточка 21. Пингвин 22. Лягушонок. 23. Композиция «Островок в пруду». Базовая форма «Конверт» 1 1 4 1 1 1 1 4 24. Яхта. 1 25. Пароход и подводная лодка. 1 26. Кораблик и катер. 1 27. Парусный кораблик - гонки на столе. 1 Цветы к празднику 28. Открытка «Букет гвоздичек». 29. Бутоны роз. 30. Подснежник. 31. Тюльпан Летние композиции 32. Композиция « В лесу» 33. Композиция «На лугу» 34. Композиция «В саду» 35. Композиция «В море». Впереди – лето! 4 1 1 1 1 4 1 1 1 1 4 1 1 1 1 Дата 36. Рыбка и бабочка. 1 37. Волшебный цветок. 38. Одуванчик. 1 1 39. Птички. 40. Выставка работ. Диагностика по итогам года. 41. Итоговое занятие «Чему мы научились за год». 42. Итоговое занятие «Чему мы научились за год». 1 1 1 1 Оценочные материалы Наиболее плодотворным фактором, в оценочной работе итогов обучения, являются выставки работ учащихся. Параметры оценивания представленных участниками работ могут изменяться в зависимости от уровня и целей проводимых выставок. Выставки позволяют обменяться опытом, технологией, оказывают неоценимое значение в эстетическом становлении личности ребенка. Однако выставки проводятся один–два раза в учебный год, творческая же работа ребенка постоянно требует поощрения в стремлениях. Большое значение в оценивании итогов обучения имеют разнообразные конкурсы. Подарки, поделки, сувениры с элементами художественного конструирования ребята готовят к праздникам с большим удовольствием. В декоративном решении работы детей выглядят красочно, празднично, а иногда и фантастически. Результативность развития художественного мышления ребят оценивается по следующим критериям: степень оригинальности замысла, выразительность выполненной работы, овладение приемами работы в материале. В процессе таких занятий более интенсивно развиваются творческие способности детей (воображение, образное и техническое мышление, художественный вкус). Формы подведения итогов: • Составление альбома лучших работ. • Проведение выставок работ учащихся: – в классе, – в школе, - на других различных уровнях. Методические материалы 1. С. В. Соколова « Оригами. С нами не соскучишься» - Издательство « Махаон» 2. С. Ю. Афонькин, Е. Ю. Афонькина « Веселые уроки оригами в школе и дома» СПб Издательский дом « Литература» 2001 год. 3. С. Ю. Афонькин, Е. Ю. Афонькина « Цветы и вазы оригами», « цветущий сад оригами» - СПб Кристалл 2002год. 4. Игрушки из бумаги. Санкт – Петербург, « Дельта» 5. Интернет сайт: http://origami.ru/ Материально – техническое обеспечение. 1. Учебные столы и стулья. 2. Инструкционные карты. 3. Бумага разных видов. 4. Картон. 5. Альбом для работ. 6. Проектор и ноутбук. 7. Канцелярские принадлежности: ножницы, карандаши, линейки.