Березовское муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 11»
ПРИНЯТА
УТВЕРЖДАЮ
Решением педагогического
Директор
Совета БМАОУ СОШ № 11
БМАОУ СОШ № 11
протокол № 1
от 30 августа
приказ № 71-од
2024 г.
от «30»августа
2024г.
Денисова А.Н.
Дополнительная общеобразовательная программа –
общекультурной направленности
«Волшебный мир оригами»
Срок реализации: 1 год
Усольцева Ирина Анатольевна,
педагог дополнительного образования
г. Березовский, п. Ключевск
2024
Содержание
№ Наименование раздела
Страницы
Пояснительная записка
1
3
Цель и задачи программы
2
3
Содержание программы
3
4
Планируемые результаты
4
5
Организационно-педагогические условия
5
6
Учебный план
6
7
Календарный учебный график
7
8
Оценочные материалы
8
9
Методические материалы
9
10
Материально – техническое обеспечение.
10
10
Пояснительная записка
Программа дополнительного образования « Волшебный мир оригами» является
общекультурной модифицированной программой художественно – эстетической
направленности.Актуальность кружка «Волшебный мир оригами» состоит в развитии
пространственного воображения, умении читать чертежи, следовать инструкциям учителя
и удерживать внимание на предмете в течение длительного времени. Занятия оригами
позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить
информированность в данной области, обогатить навыки общения и приобрести умение
осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.
Оригами - идеальная дидактическая игра, развивающая изобретательность и фантазию,
логику и пространственное мышление, воображение и интеллект.
Цель программы
Всесторонне интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников, развитие
их творческих способностей, логического мышления, художественного вкуса, расширение
кругозора.
Задачи программы
Обучающие:
1. Знакомство учеников с основными геометрическими понятиями и базовыми формами
оригами.
2. Формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы
изделий.
3.
Обучение различным приемам работы с бумагой.
4. Применение знаний, полученных на других уроках, для создания композиций с
изделиями, выполненными в технике оригами.
Развивающие:
1.
Развитие мелкой моторики рук и глазомера.
2.
Развитие памяти, внимания, мышления и пространственного воображения.
3.
Развитие творческих способностей, фантазии и художественного вкуса.
Воспитательные:
1.
Воспитание интереса к искусству оригами.
2.
Расширение коммуникативных способностей.
3.
Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
Общая характеристика кружка «Волшебный мир оригами»
Программа «Волшебный мир оригами» адресована учащимся начальной школы и
рассчитана на 1 год – неполный курс обучения детей в начальной школе. Занятия
проводятся 1 раз в неделю.
Программа предусматривает преподавание материла по «восходящей спирали», то
есть периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном
уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Это
гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие воспитывает уверенность в себе.
Основная задача на всех этапах освоения программы – содействовать развитию
инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и
увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка.
Содержание программы
Формирование группы (1 часа)
Беседа по охране труда (1 час)
Диагностика обученности учащихся (1 часа)
Входная диагностика. Диагностика по итогам 1 полугодия. Итоговая диагностика.
Содержание диагностической работы смотри в разделе «Методическое обеспечение
программы»: диагностическая карта «Оценка результатов освоения программы».
Знакомство с оригами (3часа)
Правила поведения на занятиях оригами. Правила пользования материалами и
инструментами. Термины, принятые в оригами. Изготовление квадрата из прямоугольного
листа бумаги (два способа). Понятие «базовые формы».
Базовые формы:
«Треугольник» (4ч),
«Воздушный змей» (4 ч),
«Двойной треугольник» (4 ч),
«Двойной квадрат» (4 ч),
«Конверт» (4 ч)
Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами и основными приемами
складывания. Базовые формы. Инструкционные карты, демонстрирующие процесс
складывания. Складывание изделий на основе простых базовых форм. Оформление
композиций с полученными изделиями (объемная аппликация).
Цветы к празднику (4 ч)
8 марта – международный женский праздник. Складывание цветов на основе изученных
базовых форм. Оформление композиций и поздравительных открыток.
Летние композиции (4 ч)
Цветочные композиции на основе простых базовых форм. Легенды о цветах (Нарцисс,
волшебный цветок папоротника). Складывание цветов. Оформление композиций.
Впереди – лето! (4 часа)
Складывание изделий на основе изученных базовых форм.
Итоговое занятие (2ч)
«Чему мы научились за год».
Оформление выставочных работ (2 ч)
В процессе обучения постепенно возрастает уровень сложности выполняемых детьми
работ. Многие фигурки, известные в оригами, начинают складывать одинаково до
определенного момента. Одинаковые заготовки называются базовыми формами.
Год
обучения
1
Количество часов
в неделю
в год
Кол-во
детей
в группе
1
42
10 -15
Планируемые результаты освоения
программы « Оригами»
Личностные результаты:
·
Проявление познавательной активности, расширение информированности в
данной области;
·
Формирование ответственного отношения к учению, к способности к
саморазвитию и самообразованию;
·
Самооценка умственных физических способностей при трудовой
деятельности;
·
Развития трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности;
·
Формирование уважительного отношения к труду;
·
Формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, умение общаться при коллективном выполнении работ;
·
Формирование основ экологической культуры, соответствующей
современному уровню экологического мышления.
Метапредметные результаты:
·
Самостоятельное определение цели своего обучения, постановка для себя
новых задач в познавательной деятельности;
·
Планирование познавательно – трудовой деятельности;
·
Определение способов решения учебной или трудовой задачи на основе
заданных алгоритмов;
·
Самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по
созданию изделий;
·
Моделирование технологических процессов, использование инновационного
подхода в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
·
Развитие компетентности в области использования ИКТ, а также различных
источников информации, словари, энциклопедии. Интернет – ресурсы;
·
Организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем
и учениками, объективное оценивание вклада своей познавательно - трудовой
деятельности в решение задач коллектива;
·
Оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных
возможностей ее решения;
·
Соблюдение норм и правил безопасности познавательно – трудовой
деятельности.
Предметные результаты:
·
Овладение необходимыми приемами складывания бумаги;
·
Освоение базовых форм и умение складывать их по памяти;
·
Умение выразить свой замысел на плоскости;
·
Овладение терминологией, принятой в оригами;
·
Выполнение моделей различной степени сложности;
·
Планирование технологического процесса и процесса труда;
·
Овладение методами моделирования, конструирования, проектирование
последовательности выполнения работы;
·
Контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным
критериям, выявление допущенных ошибок и способов их исправления;
·
Стремление к экономии и бережливости в расходовании материала, времени;
·
Овладение методами эстетического оформления изделий;
·
работы;
Установление рабочих отношений в группе для выполнения практической
·
Соблюдение необходимой величины усилий, прилагаемых к инструментам, с
учетом технологических требований.
Организационно-педагогические условия
Программа « Волшебный мир оригами» адресована учащимся начальной школы.
Предлагаемый курс занятий по обучению оригами рассчитан на 1 года. В процессе
обучения постепенно возрастает уровень сложности выполняемых детьми работ. Занятия
проводятся 1 раз в неделю.
Формы и методы обучения
В процессе занятий используются различные формы: традиционные, комбинированные,
практические занятия, конкурсы, соревнования и другие.
А также методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
·
Словесный ( беседа, рассказ, устное изложение ).
·
Наглядный ( иллюстрации, показ видео, работа по образцу ).
·
Практический ( выполнение работы по инструкции, по картам, схемам )
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности обучающихся:
·
Объяснительно – иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую
информацию;
·
Репродуктивный – дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы
деятельности;
·
Частично – поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение
поставленной задачи совместно с учителем;
·
Исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятии:
·
Фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
·
Индивидуально – фронтальный – чередование индивидуальных фронтальных форм
работ;
·
Групповой – организация работы в группах;
·
Индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Учебный план
№
п/п
Наименование тем
Количество часов
теория практика
всего
1. Формирование группы
-
1
1
2. Беседа по охране труда
1
-
1
3. Диагностика обученности учащихся
-
1
1
4. Знакомство с оригами
1
2
3
5. Базовая форма «Треугольник»
1
3
4
6. Базовая форма «Воздушный змей»
1
3
4
7. Базовая форма «Двойной треугольник»
1
3
4
8. Базовая форма «Двойной квадрат»
1
3
4
9. Базовая форма «Конверт»
1
3
4
10. Цветы к празднику
1
3
4
11. Летние композиции
1
3
4
12. Впереди – лето!
1
3
4
13. Итоговое занятие
-
2
2
14. Оформление выставочных работ
-
2
2
10
32
42
ИТОГО:
Календарный учебный график
Тема
1. Формирование группы. Знакомство с
оригами.
2. Беседа по охране труда. Правила поведения
на занятиях.
3. Термины, принятые в оригами.
Количество часов
1
4. Стилизованный цветок.
5. Лисенок и собачка.
6. Котик и бычок.
Базовая форма «Треугольник»
1
1
1
4
7. Яхта и пароход.
8. Композиция «Кораблики в море».
9. Стаканчик и фуражка.
10. Синица и снегирь.
Базовая форма «Воздушный змей»
11. Композиция «Птицы в лесу».
12. Оформление выставки.
13. Кролик и щенок.
14. Курочка и петушок.
Базовая форма «Двойной треугольник»
15. Композиция «Домашние птицы на
лужайке».
16. Выставка работ. Диагностика по итогам 1
полугодия.
17. Ворона.
1
1
1
1
4
1
1
1
1
4
1
18. Сказочная птица.
19. Сова.
Базовая форма «Двойной квадрат»
20. Ласточка
21. Пингвин
22. Лягушонок.
23. Композиция «Островок в пруду».
Базовая форма «Конверт»
1
1
4
1
1
1
1
4
24. Яхта.
1
25. Пароход и подводная лодка.
1
26. Кораблик и катер.
1
27. Парусный кораблик - гонки на столе.
1
Цветы к празднику
28. Открытка «Букет гвоздичек».
29. Бутоны роз.
30. Подснежник.
31. Тюльпан
Летние композиции
32. Композиция « В лесу»
33. Композиция «На лугу»
34. Композиция «В саду»
35. Композиция «В море».
Впереди – лето!
4
1
1
1
1
4
1
1
1
1
4
1
1
1
1
Дата
36. Рыбка и бабочка.
1
37. Волшебный цветок.
38. Одуванчик.
1
1
39. Птички.
40. Выставка работ. Диагностика по итогам
года.
41. Итоговое занятие «Чему мы научились за
год».
42. Итоговое занятие «Чему мы научились за
год».
1
1
1
1
Оценочные материалы
Наиболее плодотворным фактором, в оценочной работе итогов обучения, являются
выставки работ учащихся. Параметры оценивания представленных участниками работ
могут изменяться в зависимости от уровня и целей проводимых выставок. Выставки
позволяют обменяться опытом, технологией, оказывают неоценимое значение в
эстетическом становлении личности ребенка. Однако выставки проводятся один–два раза
в учебный год, творческая же работа ребенка постоянно требует поощрения в
стремлениях.
Большое значение в оценивании итогов обучения имеют разнообразные конкурсы.
Подарки, поделки, сувениры с элементами художественного конструирования ребята
готовят к праздникам с большим удовольствием. В декоративном решении работы детей
выглядят красочно, празднично, а иногда и фантастически. Результативность развития
художественного мышления ребят оценивается по следующим критериям: степень
оригинальности замысла, выразительность выполненной работы, овладение приемами
работы в материале. В процессе таких занятий более интенсивно развиваются творческие
способности детей (воображение, образное и техническое мышление, художественный
вкус).
Формы подведения итогов:
• Составление альбома лучших работ.
• Проведение выставок работ учащихся:
– в классе,
– в школе, - на других различных уровнях.
Методические материалы
1.
С. В. Соколова « Оригами. С нами не соскучишься» - Издательство « Махаон»
2.
С. Ю. Афонькин, Е. Ю. Афонькина « Веселые уроки оригами в школе и дома» СПб Издательский дом « Литература» 2001 год.
3.
С. Ю. Афонькин, Е. Ю. Афонькина « Цветы и вазы оригами», « цветущий сад
оригами» - СПб Кристалл 2002год.
4.
Игрушки из бумаги. Санкт – Петербург, « Дельта»
5.
Интернет сайт: http://origami.ru/
Материально – техническое обеспечение.
1.
Учебные столы и стулья.
2.
Инструкционные карты.
3.
Бумага разных видов.
4.
Картон.
5.
Альбом для работ.
6.
Проектор и ноутбук.
7.
Канцелярские принадлежности: ножницы, карандаши, линейки.