БЕРЕЗОВСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 11» РАССМОТРЕНО и ПРИНЯТО на заседании педагогического совета БМАОУ СОШ № 11 Протокол от 30.08.2024 № 1 УТВЕРЖДЕНО Директор БМАОУ СОШ № 11 __________ А.Н. Денисова Приказ от 30.08.2024 № 71-од Дополнительная общеобразовательная программа – Дополнительная общеразвивающая программа Художественной направленности АРЛЕКИНО Возраст обучающихся 7-17 лет Срок реализации: 1 год Манькова Марина Юрьевна, Педагог дополнительного образования г. Березовский, п. Ключевск Содержание № п/п 1. 1.1. 1.2. 1.3. 1.4. 2. 2.1. 2.2. 2.3. 3. 4. 5. 6. 7. Наименование раздела Основные характеристики программы Пояснительная записка Цель и задачи программы Содержание программы Планируемые результаты Организационно-педагогические условия Помещение Средства обучения и воспитания Кадровые условия Календарный учебный график Учебный план Календарно-тематическое планирование Оценочные материалы Методические материалы 2 Страницы 3 3 5 7 8 11 11 12 14 16 18 19 27 29 1. Основные характеристики программы 1.1 Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа относится к программам художественной направленности, так как ориентирована на развитие общей и эстетической культуры обучающихся, художественных способностей и склонностей. Носит ярко выраженный креативный характер, предусматривая возможность творческого самовыражения, творческой импровизации. «Театральная студия» через стихи, сценки, спектакли помогает расширить кругозор учащихся, вызвать интерес к учебе, разнообразить досуг, улучшить психологическую атмосферу в школе. А так же приобщить учащихся к творчеству, развитию их способностей, воспитанию чувства прекрасного. Занятия театральным творчеством помогают обучающимся верно понять происходящие в жизни процессы, формируют способность самостоятельно делать выбор, быстрее ориентироваться в жизненных ситуациях, иметь более открытый, непредвзятый и смелый взгляд на мир. Театр- это наиболее массовая форма привлечения детей к познанию искусства. Оно воспитывает в детях духовную культуру, развивает в них творческие способности, доставляет эстетическое удовлетворение, учит думать, быть индивидуальностью. Методы работы: 1. Словесные методы (рассказ, беседа, сообщение) способствуют обогащению теоретических знаний, являются источником новой информации. 2. Наглядные методы (демонстрации иллюстраций, просмотр фильмов, презентаций) дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления. 3. Практические методы (воплощение теоретических знаний на практике) способствуют развитию навыков и умений. Формой подведения итогов считать: выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, классных часах, в мероприятиях начальных классов (показ сказок, сценок, спектаклей), участие в городских фестивалях и массовых мероприятиях. А так же в благотворительных акциях. Модифицированная программа дополнительного образования «Театральная студия» 3 Программа направлена на: - создание условий для развития личности; - развития мотивации личности ребенка к познанию и творчеству; - обеспечение эмоционального благополучия ребенка; - приобщение обучающихся детей к общим человеческим ценностям; - созданий условий для культурного самоопределения. Целостность процесса направлена на психическое и духовное развитие личности ребенка. Самой простой и естественной формой включения театра в жизнь детей является выражать себя на сцене. Новизна программы заключается в том, что она позволяет включать в работу театральной студии, желающих принять участие в концертах, конкурсах и т.п. Актуальность программы: 1. Театр дает возможность реализации творческих способностей ребенка в детском коллективе, в семье. 2. Театр предусматривает развитие эстетического восприятия мира. 3. Программа актуальна для семейного воспитания, привлечения родителей и других членов семьи в совместное эстетическое образование. Педагогическая целесообразность: 1. в доступности форм и методов обучения, особенности подбора репертуара, а также нарастающей трудности программы (содержание программы усложняется в зависимости с возрастом обучающихся); 2. в целостности педагогического процесса, в единстве воспитания и обучения на занятиях театральной студии; 3. в деятельной форме обучения (2/3 времени на занятиях обучающиеся играют, учат скороговорки, выполняют упражнения на внимания, фантазию, ощущения и т.д.; 4. в гуманизации образовательного процесса: - в признании полного права ученика, - в опоре на их положительные качества, - в создании ситуации успеха, - в защищенности, эмоциональной комфортности. 5. в дифференциации программы (у каждого возраста свой репертуар, теоретический и практический материал); 4 6. в связи теории и практики программы с жизнью; 7. в субъективности, развитии способностей ребенка осознать свое «Я» во взаимоотношениях с людьми, миром, умении мыслить, отстаивать свою позицию. Особенности программы: - подбирается репертуар театральных произведений, понятный и интересный обучающимся в студии; Программа разработана в соответствии с действующими нормативно – правовыми актами Российской Федерации, Свердловской области, Березовского городского округа, БМАОУ СОШ № 11 1.2. Цель и задачи программы Цель программы: Обеспечение эстетического, интеллектуального, нравственного развития воспитанников; Воспитание творческой индивидуальности ребенка, развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности. Задачи: 1. Создание условий для воспитания и творческой самореализации раскованного, общительного, владеющего своим телом и словомобучаемого, слышащего и понимающего партнера во взаимодействии. 2. Воспитание и развитие мира ребёнка: - внутреннего (воля, память, подлинность в ощущениях); мышление, внимание, воображение, - внешнего (чувства ритма, темпа, пространства и времени, вера в предлагаемые обстоятельства); - развитие техники актерского мастерства в каждом обучающемся. 3. Совершенствование грамматического строя речи ребенка, его звуковой культуры, монологической, диалогической формы речи, обучение орфоэпическим нормам современной русской сценической речи, эффективному общению и речевой выразительности. 4. Совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности детей через постановку музыкальных, театральных сказок, кукольных спектаклей, игр-драматизаций, упражнений актерского тренинга. 5. Знакомство с историей и развитием театрального искусства: развитие познавательных интересов через расширение представлений о видах театрального искусства. Занятия проходят 3 раза в неделю, продолжительность – 1 час. Каникулы не предусмотрены. 5 Обучение осуществляется на основе общихметодических принципов: Принцип активной включенностикаждого обучаемого в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны; Принцип доступности, последовательности и системностиизложения программного материала. Основой организации работы с детьми в данной программе является системадидактических принципов: принцип минимакса -обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом; принцип целостного представления о мире- при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира; принцип вариативности-у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора; принцип творчества- процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности. Описание места творческого объединения в учебном плане «Мир театра» относится к области дополнительного образования. Программа отводит 42 часа (1 час в неделю) Расписание занятий: Вторник - 16:00-16:30час. Программа предназначена для детей дошкольного возраста – от 5 до 7 лет. Продолжительность программы - 1 год. реализации дополнительной образовательной Количественный состав 5-10 воспитанников. Это позволяет уделить внимание каждому. Занятия проходят в течение всего учебного года, включая июнь. 6 1.3. Содержание программы 1 год обучения. Вводное занятие: Теория: Знакомство с обучающимися, рассказ о школьной театральной студии, знакомство с охраной труда, с основными разделами программы и формами работы. Практика: Игры на выявления лидеров, сплочения коллектива. Актерские навыки: Теория: Понятие о разговорном жанре, умении рассказывать выразительно и правильно. Основы движений, мимики, речевые подражания. Виды эмоций, реакций и т.п. Практика: Тренинги, этюды, скороговорки, жесты, позы. Смысл стихотворения, басни. Зарядка для языка. Артикуляция. Пластические и речевые тренинги. Представление театра: Теория: Знакомство с различными видами театров (самодеятельный, профессиональный, музыкальный, драматический, кукольный, детский и т.п.) Лекции детям о театре, его составляющих. Практика: Посещение спектаклей. Репертуар. Теория: Репертуар подбирается с учетом возрастных особенностей и интересов обучающихся, а также способностей воспитанников. Дети пробуют играть сказочных персонажей, в том числе животных, возрастные роли, работают с костюмом, декорациями, светом, звуком, музыкой. Театральные термины: Теория: Работа со словарем театральных терминов, 6 Практика: Тренинги, упражнения и игры для изучения различных театральных специальностей: актер, художник, костюмерная, режиссер, солист, дуэт, ансамбль, массовка, кулисы, софиты, реквизит. Театрально- игровое творчество: Теория: Рассказ о тренингах, правилах игр и упражнений. 7 Практика: Тренинги, упражнения, этюды «холодно», «жарко», светло, темно, кисло, сладко, мало, много, диалоги на основе фольклорных потешек, «Петушок», «Теремок», «Ехала деревня» и т.п. Итоговое занятие: Контрольные практические занятия. Подведение итогов. Показ спектаклей: Теория: Техника безопасности на выступлениях. Подготовка костюмов. Практика: Выступление на концертах, конкурсах, праздниках, участие в школьных и городских фестивалях и т.п. 1.4. Планируемые результаты Программа курса дополнительного образования направлена на формированиеУУД. Личностные результаты. потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение; целостность взгляда на мир средствами литературных произведений; этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы; осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития. Метапредметными результатамиизучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: понимать и принимать учебную задачу, сформулированную педагогом; осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности; анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу». Познавательные УУД: 8 пользоваться приёмами анализа и синтеза при просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя; понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий; проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании. Коммуникативные УУД: включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность работать в группе; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; предлагать помощь и сотрудничество; слушать собеседника; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению; формулировать собственное мнение и позицию; осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Предметные результаты: различать произведения по жанру; развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию; видам театрального искусства, основам актёрского мастерства; сочинять этюды по сказкам; умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение) 1 год обучения К концу учебного года обучающиеся должны знать: правила поведения зрителя, этикет в театре до, вовремя и после спектакля; виды и жанры театрального искусства 9 К концу учебного года обучающиеся должны уметь: владеть комплексом артикуляционной гимнастики; действовать в предлагаемых обстоятельствах с (опера, балет, драма; комедия, трагедия; и т.д.); чётко произносить в разных темпах 2-5 скороговорок; наизусть стихотворения русских авторов. импровизированным текстом на заданную тему; произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах; произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие; произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями; читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения; строить диалог с партнером на заданную тему; подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между сказочными героями. 2. Организационно-педагогические условия 2.1. Помещение Для реализации данной программы используется кабинет дополнительного образования. Каждый обучающийся обеспечивается рабочим местом (стул или стол) в соответствии с его ростом. В учебном помещении используется следующий вид ученической мебели: стол, стул. 10 Мебель изготовлена из материалов, безвредных для здоровья детей, и соответствует росто-возрастным особенностям детей и требованиям эргономики. Размеры учебной мебели в зависимости от роста обучающихся должны соответствовать требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.4.2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» Для учебной мебели соответственно росту обучающихся произведена ее цветовая маркировка, которую нанесена на видимую боковую наружную поверхность стола и стула в виде круга или полос. Парты (столы) расставлены в учебном помещении по номерам: меньшие - ближе к доске, большие - дальше. Для детей с нарушением слуха столы и стулья размещаются в первом ряду. Дети с нарушением зрения будут рассажены на ближние к доске. Дети, часто болеющие ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, будут рассажены дальше от наружной стены. В целях профилактики нарушений осанки будет воспитываться правильная рабочая поза у обучающихся с первых дней посещения занятий. При оборудовании кабинета дополнительного образования соблюдены следующие размеры проходов и расстояния в сантиметрах: - между рядами двухместных столов - не менее 60; - между рядом столов и наружной продольной стеной - не менее 50 70; - между рядом столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены, - не менее 50; - от последних столов до стены (перегородки), противоположной классной доске, - не менее 70, от задней стены, являющейся наружной, - 100; - от демонстрационного стола до учебной доски - не менее 100; - от первой парты до учебной доски - не менее 240; - наибольшая удаленность последнего места обучающегося от учебной доски - 860; - высота нижнего края учебной доски над полом - 70 - 90; - расстояние от классной доски до первого ряда столов в кабинетах квадратной или поперечной конфигурации при четырехрядной расстановке мебели - не менее 300. Угол видимости доски от края доски длиной 3,0 м до середины крайнего места обучающегося за передним столом не менее 45 градусов для обучающихся I ступени образования. Самое удаленное от окон место занятий находится не далее 6,0 м. Классная доска (с использованием мела) изготовлена из материала, имеющего высокую адгезию с материалами, используемыми для письма, хорошо очищается влажной губкой, износостойкая, имеет темно-зеленый цвет и антибликовое покрытие. 11 Классная доска имеет лотки для задержания меловой пыли, хранения мела, тряпки, держателя для чертежных принадлежностей. 2.2. Средства обучения и воспитания Материально-техническое обеспечение включает в себя: организацию условий для проведения практических занятий, наличие необходимого натурного фонда, учебно-методический материал. № Наименование объектов и средств учебноКоличество п/п методического и материально-технического обучения 1. Стулья 50 2. Шкаф для хранения 1 3. Стол педагога 1 4. Стул педагога 1 5. Расходный материал: Маркеры 1 набор Бумага 1 пачка Ручки 15 Карандаши 15 Учебно-методический материал 1. Хрестоматия «Самоваров» 1 http://littlehuman.ru/393/ 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. «Актёры и роли» (Дягилев С.П, Ефремов О.Н., Немирович-Данченко В.И., Ульянов М.А.,Шварц Е.Л.) (электронный вариант) «Жесты, мимика, невербальные средства общения». (электронный вариант) Bookitut.ru (в 2-х частях) «Работа актёра над собой».«Режиссура и мастерство актёра» Уроки Елены Дунаевой (электронный вариант) «Анатомия органов речи». (электронный вариант) 32 урока студии «ГНОМ» (печатный и электронный варианты) Дневник достижений «Театральная копилка» (электронный вариант) Папка «Сценарии» (печатный и электронный 12 1 1 1 1 1 1 1 1 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. варианты) Иллюстрации (печатный и электронный варианты) Музыкальные композиции Произведения художественной литературы, народный фольклор. Технические средства обучения Компьютер Наличие подключения к сети Internet (от 32 Кбит/с до 20 Мбит/с и выше) Колонки Проектор Сетевой фильтр Музыкальная установка Учебно-практическое оборудование Сцена Атрибуты Костюмы Декорации 13 1 имеются имеется 1 имеется 1 1 1 1 имеется имеются имеются имеются 2.3.Кадровые условия Требования к педагогу дополнительного образования, осуществляемому реализацию Программы Должностные обязанности. Осуществляет дополнительноеобразование обучающихся, воспитанников в соответствии со своей образовательной программой, развивает их разнообразную творческую деятельность. Комплектует состав воспитанников кружка и принимает меры по сохранению контингента воспитанников в течение всего срока обучения. Обеспечивает педагогически обоснованный выбор форм, средств и методовобучения исходя из психофизиологической и педагогической целесообразности, используя современные образовательные технологии, включая информационные. Проводит занятия, опираясь на достижения в области методической, педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий. Обеспечивает соблюдение прав и свобод обучающихся, воспитанников. Участвует в разработке и реализации образовательной программы. Составляет планы и программы занятий, обеспечивает их выполнение. Выявляет творческие способности воспитанников, способствует их развитию, формированию. Организует различные виды деятельности воспитанников, ориентируясь на их личности, осуществляет развитиемотивации их познавательных интересов, способностей. Организует самостоятельную деятельность обучающихся, воспитанников, включает в учебный процесс проблемное обучение, осуществляет связь обучения с практикой, обсуждает с обучающимися, воспитанниками актуальные события современности. Обеспечивает и анализирует достижения воспитанников. Оценивает эффективность обучения, учитывая овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса. Оказывает особую поддержку одаренным и талантливым воспитанникам, а также воспитанникам, имеющим отклонения в развитии. Организует участие воспитанников в массовых мероприятиях. Участвует в работе педагогических советов, в работе по проведению родительских собраний, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям или лицам, их заменяющим, а также педагогическим работникам в пределах своей компетенции. Обеспечивает охрану жизни и здоровья воспитанников во время образовательного процесса. Обеспечивает при проведении занятий соблюдение правил охраны труда и пожарной безопасности. Должен знать: приоритетные направления развития образовательнойсистемы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; возрастную и специальную 14 педагогику и психологию; физиологию, гигиену; специфику развития интересов и потребностей обучающихся, воспитанников, основы их творческой деятельности; методику поиска и поддержки молодых талантов; содержание учебной программы. Методыразвития мастерства; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта с воспитанниками, детьми разного возраста, их родителями, лицами, их заменяющими, коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; технологии педагогической диагностики; основы работы с персональным компьютером (текстовыми редакторами, электронными таблицами), электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности. Требования к Среднее профессиональное образование – программы образованию и подготовки специалистов среднего звена или высшее обучению образование – бакалавриат, направленность (профиль) которого, как правило, соответствует направленности дополнительной общеобразовательной программы, осваиваемой учащимися, или преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю) Дополнительное профессиональное образование – профессиональная переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует направленности дополнительной общеобразовательной программы, осваиваемой учащимися, или преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю) При отсутствии педагогического образования – дополнительное профессиональное педагогическое образование; дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства Рекомендуется обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года 15 4. Учебный план Формы занятий: групповые, индивидуальные Режим занятий –2 часа в неделю (84часав год) Объем и срок реализации программы Срок реализации программы: 1 год. Курс составляет 84 часа. № п/п Названия разделов Количество часов Всего 1 год обучения 1. «Вводное занятие» Теория Практика 1 1 0 История театра. 2. «Театр как вид искусства» 11 7 4 13 8 5 «Основы театральной 3. культуры» 4. «Сценическая речь» 16 4 12 5. «Ритмопластика» 16 6 10 6. «Работа над сказкой» 13 5 8 7. «Мероприятия и практикумы» 4 0 4 8. Итоговое занятие 1 1 0 32 43 За один год обучения 75 ИТОГО: 17 Форма аттестации/ контроля Беседа Наблюдение. Практическая работа. Наблюдение. Практическая работа. Наблюдение. Практическая работа. Наблюдение. Практическая работа. 4Наблюдение. Беседа. Обсуждение. Творческая работа. Решение вопросов. Творческая работа. Беседа. Самоанализ. Самооценка. 5. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы «Мир театра» на 2024-2025 учебный год Один год обучения. № Тема Форма проведения Всег о часо в Материальнотехническое оснащение Дата проведения По плану 1 Раздел «Вводное занятие» 1 Знакомство с театральной студией. Инструктаж по ТБ. Игры на знакомство «Здравствуй, друг» 2 Раздел «История театра. Театр как вид искусства» 2 Народные истоки театрального искусства (обряды, песни, пляски, игры, празднества). 3 Мизансцена как средство наиболее полного раскрытия образного содержания Вводная беседа. Знакомство с планом кружка. Ролевая игра. Наблюдение. Практическая работа. Наблюдение. Практическая 18 1 1 11 4 3 План кружка на учебный год. Ленты, мяч, бумага, карандаши. Иллюстрации. Атрибуты народных костюмов. Б. Е. Захава «Мастерство актера и режиссера» По факту драматического произведения, способ достижения художественного впечатления. 4 Реплика - отражение характера персонажа. Место реплики в художественном строе театрального представления. 3 Раздел «Основы театральной культуры» работа. Наблюдение. Практическая работа. 4 13 Наблюдение. Практическая работа. Актерское мастерство на развитие памяти. Наблюдение. Чтение наизусть стихотворений, отрывков из Практическая художественных произведений. работа. 2 7 Практическое занятие на развитие внимания. Наблюдение. Слушать - это тоже действие. Слушание как Практическая действие актёра. Творческое взаимодействие работа. с партнером. 3 8 Этюд “Звуковые потешки с речью”. Чтение стихотворения Наблюдение. Творческая работа. 3 9 Искусство диалога. Интонация, настроение, характер персонажа Игра на сцене. 2 5 6 И.А. Крылов. Басни. Элементарные сведения о сценическом действии и практическое знакомство с его элементами. Жест, мимика, движение. 4 Раздел «Сценическая речь» 3 16 19 Эпизоды произведений С.С. Ларионова «Елка деда Архипа», Хрестоматия «Самоваров» http://littlehuman.ru/393/Виде офильм. Видеофильм Елены Дунаевой Отрывки из произведений: К.Паустовский «Барсучий нос». Хрестоматия «Самоваров» http://littlehuman.ru/393/ Ролевые игры Сказка «Теремок» . Маски персонажей. 10 Анатомия, физиология и гигиена речевого аппарата. Литературное произношение. Наблюдение. Практическая работа. Наблюдение. Практическая работа. 2 11 Понятие о фразе. Естественное построение фразы. Фраза простая и сложная. 12 Артикуляционная гимнастика. Наблюдение. Практическая работа. 3 13 Работа над упражнениями, направленными на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, дикции. Наблюдение. Практическая работа. 2 14 Творческие занятия по технике речи, мимическим и сценическим движениям. 3 15 Упражнения на тренировку силы голоса, диапазона голоса, тембра, дикции. 16 Игры со словами, развивающие связную образную речь. Наблюдение. Практическая работа. Наблюдение. Практическая работа. Творческая играбеседа. 20 2 2 2 Презентация «Анатомия органов речи». Микрофоны. Музыкальное сопровождение. Презентация «Шиворот на выворот». Листы бумаги, карандаши. Скакалка, ленты. Микрофоны. Музыкальное сопровождение. Презентация-сказка «Весёлая прогулка» Микрофоны. Музыкальное сопровождение. ped-kopilka.ru Иллюстрации, микрофоны, музыкальное сопровождение. ped-kopilka.ru Иллюстрации,микрофоны,муз ыкальноесопровождение. ped-kopilka.ru Иллюстрации,микрофоны, Музыкальноесопровождение. ped-kopilka.ru Сборник пословиц, поговорок. Словарь крылатых выражений.Микрофоны. ped-kopilka.ru 5 Раздел «Ритмопластика» 17 Работа с равновесием, работа с предметами. Пластическая выразительность актера. Наблюдение. Практическая работа. 16 2 18 Этюды надвижение. Импровизация. Конкурсы “Мим” и “Походка”. Наблюдение. Творческая работа. 3 19 Совершенствование осанки и походки. 2 20 Упражнения на развитие пластики. «Скульптор». Упражнения на передачу реакции человеческого тела на разные погодные условия «Краски времен года». Наблюдение. Практическая работа. Наблюдение. Практическая работа. 21 Вхождение в образ. Сценка “Немое кино” Наблюдение. Творческая работа. 2 21 3 А. Немеровский«Пластическая Выразительностьактера». Стул, книга, мяч,воздушный шар, перо, палочки(суши). https://infourok.ru/podborkaigr-po-ritmoplastike1869607.html Этюды “На вещевомрынке”, “Навокзале”. https://infourok.ru/podborka-igr-poritmoplastikehttps://infourok.ru/podborkaigr-po-ritmoplastikeЗонт, стул,декорация дома, дерева. Кукла, будильник, гиря, искусственные цветы, коврик, ткань капрон Музыкальныекомпозиции. Проектор. https://infourok.ru/podborkaigr-po-ritmoplastikeМузыкальные композиции. 22 23 Игра в жесты. Упражнения на развитие жестикуляции. Танцевальная импровизация. Наблюдение. Творческая работа. Наблюдение. Творческая работа. 6 Раздел «Работа над сказкой» 24 25 Особенности построения пьесы: ее экспозиция, завязка, кульминация и развязка. Время в пьесе. Персонажи - действующие лица спектакля. Текст. Монолог и диалог. 26, Работа в коллективе. Доверие. Умение 27 подчиняться режиссёру. 28, Выбор произведения и работа над ним. 29 Распределение ролей. Чтение по ролям. 2 2 https://infourok.ru/podborkaigr-po-ritmoplastikeМузыкальные композиции. Зонт, легкая ткань, шляпа, трость, стул. Музыкальные композиции. 13 Наблюдение. Практическая работа. 2 Проектор.Презентация на тему. Наблюдение. Практическая работа. Постановка и решение проблемных вопросов. Коллективная работа. 1 Проектор.Презентация на тему. 2 Наблюдение. Практическая 2 Проектор. Презентация. https://www.maam.ru/detskijs ad/scenarii-razvlechenija-kodnyu-vospitatelja-na-temuden-vospitatelja-v-detskomsadu-dlja-detei-starshegovozrasta.html Художественнаялитература. Папка «Сценарии» 22 работа. 30, Репетиционные занятия по технике речи с Наблюдение. 31 движениям. Практическая работа. 32 Отражение сценического образа при помощи Наблюдение. грима. Грим как один из способов Творческая работа. достижения выразительности: обычный, эстрадный, характерный, абстрактный. Способы накладывания грима. 33 Свет, костюмы, декорации 7 Раздел «Мероприятия ипрактикумы» 34, Досуговые мероприятия. Тематическое 35, планирование, разработка сценариев, 36 распределение ролей. «Все мы актеры!» Итоговое занятие 37 Подведение итогов. Беседаобсуждение. 2 Сценарий. 2 Иллюстрации лиц из фильмов и спектаклей. Грим. Зеркало. Ватные палочки, ватные диски, салфетки. https://www.pexels.com/ruru/search/%D0%B3%D1%80 %D0%B8%D0%BC/ Проектор. Презентация. 2 4 Постановка и решение проблемных вопросов. Коллективная творческая работа. Самоанализ и самооценка. Всего: 4 1 1 75 23 Папка«Сценарии» https://www.maam.ru/detskijs ad/scenarii-razvlechenija-kodnyu-vospitatelja-na-temuden-vospitatelja-v-detskomsadu-dlja-detei-starshegovozrasta.html Дневник достижений. Презентации Методы работы: 1. Словесные методы (рассказ, беседа, сообщение) способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации. 2. Наглядные методы (демонстрации иллюстраций, просмотр фильмов, презентаций) дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления учащихся. 3. Практические методы (воплощение теоретических знаний на практике) способствуют развитию навыков и умений детей. Формой подведения итогов считать: выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, показ сказок, сценок, спектаклей, участие в городских фестивалях. 6. Оценочные материалы Оценка достижений результатов происходит на трех уровнях: 1. Представление коллективного результата группы обучающихся. 2.Индивидуальная оценка результатов каждого обучающегося. 3.Качественная и количественная оценка эффективности дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы на основании суммирования индивидуальных результатов обучающихся. Представление коллективного результата группы обучающихся: 1. Показ спектаклей, с приглашением родителей и администрации (1 раз в год). 2. Публичные выступления с творческими номерами. 3. Выступления в благотворительных акциях. Для индивидуальной оценки результатов каждого обучающегося используется методика лесенка самооценки и накопление материалов в Портфолио (участие в массовых мероприятиях, конкурсах). Педагогический контроль. Педагогический контроль включает в себя педагогические методики. Комплекс методик направлен на определение уровня усвоения программного материала, степень сформированности умений осваивать новые виды деятельности, развитие коммуникативных способностей, рост личностного и социального развития обучающегося. Применяемые методы педагогического контроля и наблюдения, позволяют контролировать и корректировать работу программы на всём 24 протяжении ее реализации. Это дает возможность отслеживать динамику роста знаний, умений и навыков, позволяет строить для каждого ребенка его индивидуальный путь развития. На основе полученной информации педагог вносит соответствующие коррективы в учебный процесс. Контроль используется для оценки степени достижения цели и решения поставленных задач. Контроль эффективности осуществляется при выполнении диагностических заданий и упражнений, с помощью тестов, фронтальных и индивидуальных опросов, наблюдений. Виды контроля: •текущий контроль (оценка усвоения изучаемого материала) осуществляется педагогом в форме наблюдения; •промежуточный контроль проводится один раз в полугодие в форме тестирования, выполнения тестовых упражнений по определению уровня освоенных навыков, а также письменного опроса для определения объема освоенных теоретических знаний. •итоговая аттестация, проводится в конце учебного года в форме контрольных испытаний, проводимых в торжественной соревновательной обстановке. Качественная и количественная оценка эффективности дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы возможна при проведении мониторинга эффективности. Цель мониторинга – создание системы организации, сбора, обработки и распространения информации, отражающей результативность дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы. Критерии мониторинговых исследований: • личностный рост обучающихся (рост социальной активности, мотивации к активной познавательной и социальной деятельности; коммуникативных, исследовательских компетентностей, креативных и организационных способностей, рефлексивных умений; повышение уровня воспитанности усвоении гражданских и нравственных норм, духовной культуры, гуманистического основ отношения к окружающему миру и др.); •сформированность детского коллектива в рамках реализации дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы (благоприятный психологический микроклимат, сплоченность коллектива, высокий уровень развития коллективных взаимоотношений, развитость самоуправления, наличие традиций и т.п.); 25 •качественное повышение уровня организации работы дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы. Мониторинг предполагает примерные показатели определения результативности реализации дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы: •рост личностных достижений всех субъектов деятельности; •удовлетворенность участников уровнем и качеством образовательных услуг; •положительная динамика участия в творческих конкурсах, фестивалях и т.п.; •успешность участия обучающихся в проектах различного уровня; •общественная экспертиза дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы школы (публикации, отзывы, сертификаты, экспертные заключения, грамоты, благодарности и т.п.); •сохранность контингента обучающихся по дополнительной общеобразовательной программе – общеразвивающей программе. обучению по дополнительной 7. Методические материалы Рабочая программа составлена: На основе программы «Уроки театра в школе» М.: научно-популярный центр «педагогические материалы по художественному воспитанию», 2019 г. С.А. Цабыбин. Организация театрализованных общешкольных мероприятий - Волгоград:Учитель, 2016 г. Учебно-методические средства обучения: 1. Агапова И.А. Школьный театр. Создание, организация, пьесы для постановок: 5-11 классы. – М.: ВАКО, 2006. – 272 с. 2. Буяльский Б.А. Искусство выразительного чтения. М.: Просвещение,1986. – 176 с. 3. Горбушина Л.А., Николаичева А.П. Выразительное чтение / Учеб. Пособие. – М.: Просвещение. – 2018. – 176 с. 4. Гурков А.Н. Школьный театр.-Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 320 с. 26 5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Т.М.Грабенко. Игры в сказкотерапии. - Спб., Речь, 2016. – 208 с. 6. Каришнев-Лубоцкий М.А. Театрализованные представления для детей школьного возраста. - М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2015. – 280 с. 7. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияния на людей: Пер. с англ. – М.: Литература, 2018. – 816 с. 8. Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. Театрализованные игры в школе. – М.: Школьная пресса.. – 2000. – 96 с. 9. Першин М.С. Пьесы-сказки для театра. - М.: ВЦХТ ( “Репертуар для детских и юношеских театров”), 2008. – 160 с. 10. Как развивать речь с помощью скороговорок? http://skorogovor.ru/интересное/Как-развивать-речь-с-помощьюскороговорок.php 11.Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Художественные кружки. – М.: Просвещение, 2014 г. 12.Сборник детских скороговорок. http://littlehuman.ru/393/ 13.Ссылка на сайт:https://www.maam.ru/detskijsad/scenarii-razvlechenija-kodnyu-vospitatelja-na-temu-den-vospitatelja-v-detskom-sadu-dlja-deteistarshego-vozrasta.html 14.Ссылка на сайт: https://www.pexels.com/ruru/search/%D0%B3%D1%80%D0%B8%D0%BC/ 15.Ссылка на сайт. Bookitut.ru 16.Мастер классыпо работе с обучающимися театральной студии. .https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/11/23/master-klass-zanyatie-vteatralnoy-studii-my-artisty 17.Сборник занятий Рахматуллина В.Е. по актёрскому мастерству в школьном театре. ped-kopilka.ru›Блоги›…akt-rskomu-masterstvu-v… 18. Уроки театра на уроках в школе. Александра Ершова, кандидат педагогических наукhttps://ds16.dobryankaedu.ru/upload/versions/20961/59935/Igry_JErshovoj_A.P..pdf?ysclid=m1q5e76q3z576225921 27