ДОП дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности «Знайка»

БЕРЕЗОВСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №11»

РАССМОТРЕНОиПРИНЯТО
назаседании педагогического
советаБМАОУСОШ№11
Протокол от 30.08.2024 №1

УТВЕРЖДЕНО:
ДиректорБМАОУСОШ№11
А.Н.Денисова
Приказ от 30.08.2024 № 71-од

Дополнительнаяобщеобразовательнаяпрограмма–
дополнительная общеразвивающая программа
естественно-научной направленности
«Знайка»
(подготовка детей к школе)
Возрастобучающихсяот5до7 лет.
Срокреализации:1 год

Ушакова Елена Вячеславовна

г.Березовский,п.Ключевск2024

Программаразработанавсоответствииинаоснове:
 Федерального Закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
 Федерального Закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации».
 ПисьмаМинистерстваобразованияинаукиРоссийскойФедерацииот11.12.2006г.
№06-1844«Опримерныхтребованияхкпрограммамдополнительногообразования
детей»;
 УставаБМАОУ СОШ№11г. Березовский;
 Программы «Преемственность»:программапоподготовкекшколедетей5 –7лет/ [Н.А.
Федосова, Е.В. Коваленко, И.А. Дядюнова и др.; науч. рук. Н.А. Федосова]. – 4-е
изд. – М. : Просвещение, 2016.
Пояснительнаязаписка
УМКдляпедагога



Федосова Н.А. и др. Преемственность: Программапо подготовкек школедетей 5-7
лет// - М.: Просвещение, 2016.
ФедосоваН.А.идр.Методическиерекомендациикпрограмме
«Преемственность»:
пособие для педагогов.// - М.: Просвещение, 2015.





ВолковаС.И.Математическиеступеньки:пособиедлядетей5-7лет.-М.: Просвещение,
2015.
ПлешаковА.А.Зеленаятропинка:учеб.Пособиедляподготовкидетейкшколе.М.:Просвещение, 2015.
ФедосоваН.А.Отсловакбукве.Пособиедлядетей5-7лет.В2ч.-М.:Просвещение,

2015.





ФедосоваН.А.Яготовлюськписьму.Тетрадь №1.Отрисункак букве.
ФедосоваН.А.Яготовлюськписьму.Тетрадь №2.Моипервыебуквы.
ФедосоваН.А.Яготовлюськписьму.Тетрадь №3.Отзвукак слогу.
ФедосоваН.А.Яготовлюськписьму.Тетрадь №4.Отзвукак слогу.

Программа готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между
дошкольным и начальным общим образованием.
Подготовкадетейкшколезанимаетособоеместовсистемеобразования.Этообусловлено
сложной адаптацией ребенка к школе. Школа предъявляет к первокласснику довольно
высокиетребования.Ребенокдошкольноговозрастадолжен быть готовнетолькокновым
формамобщения.Унегодолжнабытьразвитамотивационнаясфера,гделюбознательность
выступаеткакосновапознавательнойактивности,сформированыэмоционально-волевыеи
познавательные сферы психических функций. Будущий первоклассник должен владеть
элементарныминавыкамиуниверсальныхучебныхдействий(УУД),коммуникативнымии
речевыми компетенциями.
Программа
«Преемственность»решаетзадачиобщегоразвитиябудущегопервоклассника,
его физических, социальных и психологических функций, необходимых для
систематического обучения в школе.
Новизнаобразовательной Программы заключается в том, что она предполагает
использование современных педагогических технологий, позволяющих активизировать
деятельностные и мыслительные процессы ребенка, включить его в изменившуюся
социальную среду. Программа представляет систему взаимосвязанных занятий,
выстроенных в определенной логике, направленных на формирование у дошкольников
необходимого уровня психологической готовности к школе, общение со сверстниками и
педагогами, мотивационной готовности к школе.
Доказано, что у детей, не готовых к систематическому обучению, труднее и дольше
проходит период адаптации, приспособления к учебной (а не игровой) деятельности.
Неподготовленный к школе ребенок не всегда может сосредоточиться на уроке, часто
отвлекается,онневсостояниивключитьсявобщийритмработыкласса.Внастоящеевремя
школа решает сложную задачу образования и воспитания подрастающего поколения личностное развитие ребенка (готовность и способность к саморазвитию,
сформированностьмотивациикучениюипознанию)наосновеосвоенияимуниверсальных
учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных), познания и
освоения мира. В сфере экономических и политических преобразований нашего общества
от учителя начальных классов требуется совершенствование всей системы учебновоспитательного процесса, осуществление преемственности между дошкольным и
начальным обучением. Одним из таких направлений является предшкольная подготовка.
От того, как ребенок подготовлен к школе, зависит успешность его адаптации, вхождения
в режим школьной жизни, его учебные успехи, психическое самочувствие.
Актуальностьпрограммы. Программа «Преемственность» направлена на решение
вопросов выравнивания стартовых возможностей дошкольников с учетом проблемы
разного уровня подготовленности детей, затрудняющего их адаптацию к условиям
школьной жизни. Программа не допускает дублирования программ первого класса. Она
обеспечивает формирование ценностных установок, ориентирует не на уровень знаний, а

на развитие потенциальных возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития,
обеспечиваетпостепенныйпереходотнепосредственностикпроизвольности,организуети
сочетает в единой смысловой последовательности продуктивные виды деятельности,
готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности, в том числе в
сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.
Педагогическая целесообразность программы. Одной из наиболее острых проблем
современнойшколыявляетсяростколичестваучащихсясошкольнойдезадаптациейужев
первомклассе.Оченьчасторезультатомнеуспеваемости,школьныхневрозов,повышенной
тревожности является неподготовленность ребенка к обучению. Эти явления сохраняются
и надолго закрепляются у детей, поступивших в школу. Первый год обучения очень
трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым
социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Более
неблагоприятно адаптация протекает у детей с нарушениями физического и
психологического здоровья, а также у тех дошкольников, которые не посещали детские
дошкольныеучреждения.Поступлениеребенкавшколуявляетсястартовойточкойнового
этапаразвития.Педагогиучитываюттрудностиадаптационногопериодаизаинтересованы в
том, чтобы он прошел для детей менее болезненно. Наибольшие трудности в начальной
школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний,
умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых
отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое. Предшкольная
подготовка создает равные стартовые условия для получения начального образования,
делает доступным качественное обучение на уровне начального общего образования.
Отличительной особенностью данной программы является то, что она представляет собой
системуподготовки,основойкоторойявляетсяинтегрированныйкурс,объединяющийвсе
основные направления, развивающие необходимые качества, навыки, стимулирующие
познавательные интересы. Программа «Преемственность» разработана на основе идеи
преемственности между дошкольным и начальным общим образованием и рассматривает
преемственность как создание условий для гуманного (бесконфликтного и комфортного)
перехода с одного образовательного уровня на другой, целью которого становится
успешная адаптация к новым образовательным условиям.
Важнейшей
составляющей
педагогического
процесса
является
личностноориентированный подход, развитие личностных компетенций.
Программабазируетсянаследующихпринципах
• непрерывностиразвитияребенка;
• общегоразвитияребенканаосновеегоиндивидуальныхвозможностейи способностей;
• развитиятворческихспособностейудетей;
• развития личностных компетенций ребенка как субъекта творческой деятельности, как
активного субъекта познания;
• развитияиукрепленияздоровьяличности;
• развитиядуховно-нравственныхубежденийличности;
• развитияустойчивойпсихологическойадаптациикновымусловиямобразования.
Основаниямидляреализациипринципапреемственностимеждудошкольнымишкольным
образованием являются:
• ориентацияненауровеньзнаний,анапотенциальныевозможностиребенка,наего«зону
ближайшего развития»;
• созданиеусловийдлявключенияребенкавновыесоциальныеформы общения;
• организация и сочетание в единой смысловой последовательности продуктивных видов
деятельности;
• подготовкапереходаотигровойдеятельностик учебной;
• обеспечениепостепенногопереходаотнепосредственностик произвольности.

Основнымипринципамиподготовкикобучениюявляются:
• единстворазвития,обученияивоспитания;
• учетвозрастныхииндивидуальныхособенностейивозможностейдетей;
• уважение к личности ребенка, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с
разумной требовательностью;
• комплексныйподходприразработкезанятий,
• вариативностьсодержанияиформпроведениязанятий;
• систематичностьипоследовательностьзанятий;
• наглядность.
В основе подготовки к обучению в школе лежат личностно-ориентированные и
развивающие технологии. Целью личностно-ориентированных технологий являются
развитие и формирование в процессе подготовки к обучению активной творческой
личности. Развивающие технологии направлены на формирование у ребенка проблемного
мышления, на развитие мыслительной активности. Развивающие технологии содержат:
развивающие дидактические игры, развивающие практические задания, творческие
упражнения, конструирование, аналитико-синтетические действия.
Сроки реализации программы Программа реализуется в течение года. Обучение детей
рассчитано на 42 учебные недели, общее количество учебных часов – 162. Наполняемость
группы 10- 15 человек.
Формаобучения:очная
Формыирежим занятий
Порядокорганизацииработышколыбудущихпервоклассников:
 продолжительностьзанятий-30минут;
 формапроведениязанятий- групповая;
 началозанятий–сентябрьтекущего учебногогода;
 окончаниезанятий–30июнятекущегоучебного года;
 режимзанятий:2разав неделю (Вт, Чт);
 режимдня:
1занятие16.00-16.30
2занятие16.40-17.10
Ожидаемыерезультаты
• обеспечениеединыхстартовыхвозможностейбудущих первоклассников;
• развитиеличностиребенкастаршегодошкольного возраста;
• формированиеегоготовностиксистематическомуобучению
Цель программы– успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым
образовательнымусловиямисозданиеусловийгуманного(комфортного)переходасодной
образовательной ступени на другую.
Развитие потенциальных возможностей ребенка посредством овладения УУД,
предложенными федеральными стандартами начального общего образования, составляет
основу начального образования. В связи с этим, создание предпосылок к школьному
обучению является еще одной не менее важной целью программы.
Основныезадачипрограммы:
 сохранениеиукреплениездоровья;
 развитиеличностныхкачеств;
 формированиеценностныхустановокиориентаций;
 развитиетворческойактивности;
 формированиеиразвитиепсихическихфункцийпознавательнойсферы;
 развитиеэмоционально-волевойсферы;
 развитиекоммуникативныхумений;
 развитиеуменийдействоватьпоправилам.
Общаяхарактеристикапрограммы

Основные положения программы:подготовка к школе носит развивающий характер; не
допускает дублирования программ первого класса; помогает освоить специфику
социальных отношений (в семье, со сверстниками, со взрослыми); обеспечивает
формирование ценностных установок; ориентирует не на уровень знаний, а на развитие
потенциальных возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития; обеспечивает
постепенный переход от непосредственности к произвольности; организует и сочетает в
единойсмысловойпоследовательностипродуктивныевидыдеятельности;готовитпереход от
игровой к творческой, учебной деятельности, в том числе в сотрудничестве со
сверстниками и взрослыми; инвариантна и готовит к любой системе школьного
образования.
Основные принципы построения программы: общее развитие с учётом индивидуальных
возможностей и способностей; развитие творческой деятельности; развитие личностных
компетенций; поддержка и сохранение здоровья; формирование духовно-нравственных
установок и ориентаций; развитие устойчивой психологической адаптации к новым
условиям образования; сотворчество обучающих, обучающихся и родителей.
Содержание подготовки к обучению строится на таких принципах: учёт возрастных и
индивидуальных особенностей ребёнка; систематичность и последовательность;
вариантность и вариативность; доступность и достаточность; наглядность; достоверность;
комплексность; взаимосвязь с окружающим миром; использование произведений
искусства; разнообразие игровых и творческих заданий; многообразие видов
художественно-творческой деятельности (игровая, музыкальная, художественно-речевая,
театрализованная).
Ведущаядеятельность:игра;продуктивная,творческаядеятельность.
Местозанятийвучебномплане
Программа «Знайка»предлагает системуадаптационных занятий и состоит из следующих
модулей:
 «Отсловак букве»
 «Обучениерукиписьму»
 «Математическиеступеньки»
 «Зелёнаятропинка»
АдаптационныезанятияорганизуютсянабазеБМАОУСОШ№11.
Количествозанятийвнеделю:
Названиемодуля
«Отсловак букве»
«Обучениерукиписьму»
«Математическиеступеньки»
«Зелёнаятропинка»
ИТОГО:

Число занятий
неделю
1
1
1
1
4

в

Ценностныеориентирыпрограммы
На основании требований к ребенку, изложенных в основных документах дошкольного и
начального общего образования (федеральные государственные требования к структуре
основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральный
государственныйобразовательныйстандартначальногообщегообразования),подготовлен
портрет дошкольника, поступающего в первый класс.
Ребенок, поступающий в первый класс, обладает следующими качествами: физически
развит; владеет основными культурно-гигиеническими навыками: самостоятельно
одевается, раздевается, ухаживаетзаодеждой иобувью;соблюдаетэлементарныеправила
здоровогообразажизни;ухаживаетзарастениями,животными,игрушками,книгами;знает

первичные сведения о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе; владеет
средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
используетвербальныеи невербальныеспособыобщения;владеетдиалогической речьюи
конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми; осознанно и
произвольно строит речевое высказывание в устной форме.
К концу дошкольного возраста у детей должна быть сформирована физиологическая,
социальная и психологическая готовность к школе.
Физиологическаяготовностькобучениювшколевыражаетсявобщемсостоянииздоровья
ребёнка и отдельных функциональных систем организма. В основе физиологической
готовностилежитспособностьребёнкапереноситьнагрузки,связанныессистематической
учёбой.
Социальная готовность к обучению в школе — готовность ребёнка к новым формам
общениясокружающими.Присравнениисебясдругимиуребёнкапоявляетсясамооценка.
Сюда также относится понимание своей внешней и внутренней позиции.
Психологическая готовностьк обучению в школе определяется уровнем психического
развитияребёнкаиуровнемразвитиякачеств,необходимыхдляучения.Ввозрасте 6—7 лет у
ребёнка возникает новая структура переживаний, при которой он начинает
понимать,чтозначит«Ярадуюсь»,«Яголоден»,«Ясердит»,«Ядобрый»,«Язлой»и
т.
д.
Ребёнок открывает сам факт своих переживаний. Отсюда вытекают некоторые
особенности, характеризующие кризис 6—7 лет. Также кризис связан с потерей детской
непосредственности. Если принять во внимание смену ведущей деятельности, одним из
критериев психологической готовности будет появление позиции школьника. В этом
смысле проявление кризиса 6—7 лет является одним из показателей готовности ребёнка к
школе.
Модуль«От слова к букве, Подготовка к письму» (автор - Н.А.Федосова) помогает
практическиподготовитьдетейкобучениючтению,письмуисовершенствоватьихустную
речь. Содержание курса направлено на общее развитие ребенка, посредством которого
создается прочная основа для успешного изучения русского языка, формирование навыка
письма;—развитие речи
Модуль«Математические ступеньки» направлен на развитие умений проводить
наблюдения,сравнивать,выделятьуказанныеиновыесвойстваобъекта,егосущественные
и
несущественные характеристики, понимать относительность свойства, делать выводы.
Модуль«Зелёная тропинка» направлен на коррекцию и развитие накопленных в
дошкольном возрасте природоведческих представлений. В основе подготовки лежат
непосредственныенаблюдения,действияспредметами,элементарныеэксперименты.
«Предметное окружение»расширяет и уточняет представления детей о предметном мире:
о видах транспорта, о предметах быта, инструментах, технике. «Явления общественной
жизни» расширяют круг знаний и представлений о явлениях окружающей
действительности, их связи, взаимоотношения и взаимозависимости.
1.Планируемыерезультатыосвоенияпрограммы
В ходе освоения содержания программы «Преемственность» предполагается обеспечение
условий для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и
предметных результатов.
Познавательные УУД:знаково-символическое моделирование и преобразование
объектов; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных,
несущественных);синтезкаксоставлениецелогоизчастей,втомчислессамостоятельным
достраиванием, выполнением недостающих элементов; сравнение и сопоставление;
выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии;
самостоятельныйвыборспособовзадачвзависимостиотконкретныхусловий;осознанное
и
произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

РегулятивныеУУД:осуществлениедействияпообразцуизаданномуправилу;сохранение
заданной цели; умение видеть указанную ошибкуи исправлять ее по указанию взрослого;
осуществление контроля своей деятельности по результату; умение адекватно понимать
оценку взрослого и сверстника.
Коммуникативные УУД:овладение определенными вербальными и невербальными
средствами общения; эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества с
взрослыми и сверстниками; ориентация на партнера по общению; умение слушать
собеседника; задавать вопросы.
Личностные УУД:мотивационные и коммуникативные, формирование Я - концепции и
самооценки при подготовке к обучению в школе, положительное отношение к школьному
обучению.
Предметныерезультаты.
Ребенокнаучится:
 распознаватьпервыйзвуквсловах;
 внимательнослушатьлитературныепроизведения;
 называтьперсонажей,основныесобытия;
 отвечатьнавопросы учителяпосодержанию,делатьэлементарныевыводы;
 пересказыватьпроизведениеблизкоктексту,поролям,почастям;
 составлятьэлементарныйрассказпосериикартинок;
 обсуждатьнравственныестороныпоступковлюдей;
 участвоватьвколлективныхразговорах;
 использоватьпринятыенормывежливогоречевогообщения;
 различать геометрическиефигурыпоформе(треугольник,круг,квадрат),поцвету, по
размеру;
 считать от0до9и вобратномнаправлении;
 определятьколичествопредметоввпределах10,соотноситьколичествосцифрами;
 ориентироватьсявпространстве;
 ориентироватьсявтетрадивклетку;
 выполнятьэлементарныерисункинаклетчатойбумаге.
Ребенокполучитвозможностьнаучиться:
 устанавливать речевые контакты с взрослыми и детьми (обращаться по имени, по
имени и отчеству, вежливо выражать просьбу, извиняться, благодарить за услугу,
говорить спокойным дружелюбным тоном);
 различатьгласныеисогласныезвукиисоотноситьих сбуквами;
 различатьмалыефольклорныежанры(загадки,скороговорки,чистоговорки,
колыбельные песенки, потешки);
 устанавливатьколичественныеотношенияв натуральномряду чиселвпрямом и
обратном направлении;
 присчитыватьиотсчитыватьпоодному,подва.
высокого уровня организации двигательного аппарата руки, весьма полного и
детализированного изображения. Поэтому курс предлагает тщательно продуманную
систему упражнений для подготовки к письму.
Такимобразом,предшкольноеобразованиеобеспечиваетплавныйпереходиздошкольного
детства в начальную школу детей с разными стартовыми возможностями, т.е. позволяет
реализоватьглавнуюцельпреемственностидвухсмежныхвозрастов–создатьусловиядля
благополучной адаптации ребенка к школьному обучению, развить его новые социальные
роли и новую ведущую деятельность.
Формыподведенияитоговреализациипрограммы
• проведение«Дняоткрытыхдверей»дляродителей;
• итоговаявыставкатворческих работ детей.
Способыопределения результативности:

• наблюдениезадетьми,беседыиндивидуальныеигрупповые,атакжебеседыс родителями;
• формированиенавыкаслушателя:ответынавопросыпотексту,иллюстрированиетекста;
• взаимодействиевколлективе:игры,наблюдение,беседысродителями.
Экспертами в оценке уровня освоения программы, которая осуществляется с помощью
метода наблюдения и метода включения детей в деятельность по освоению программы,
выступают педагоги.
Модуль«Отсловакбукве,Подготовкакписьму»
1.Пояснительнаязаписка
Рабочаяпрограммапомодулю
«Отзвукакбукве»разработананаосновепрограммыН.А.
Федосовой«Преемственность.Программапоподготовкекшколедетей5-7лет»,авторской
программыН. А. Федосовой «От слова к букве», программы предшкольной подготовки.
Рабочаяпрограммарассчитанана34часа(по1занятиювнеделю,продолжительностью30 минут).
Дляреализациипрограммногосодержанияиспользуется учебноепособие:
-Н. А. Федосова. «От слова к букве». Учебное пособие для подготовки детей к школе.
Вдвух частях. Часть 2 - М.: Просвещение, 2017.
-Программы «Преемственность»: программа по подготовке к школе детей 5 – 7 лет /[Н.А.
Федосова,Е.В.Коваленко,И.А.Дядюноваидр.;науч.рук.Н.А.Федосова].–4-еизд.–М.
:Просвещение, 2016.
Модуль «Отзвукакбукве»помогаетпрактическиподготовитьдетейввозрасте5,5–7 лет к
обучению чтению, совершенствовать их устную речь. Содержание курса направлено
наобщееразвитиеребенка,посредствомкоторогосоздаетсяпрочнаяосновадляуспешного
изучения литературного чтения в школе.
Содержаниеориентированонарешениеследующихзадач:
— создание условий для формирования многосторонне развитой личности ребенка
(интеллектуальное, духовно-нравственное, эстетическое, эмоциональное развитие),
создания предпосылок положительной мотивации учения в школе;
— практическаяподготовкадетейкобучениючтению;
— формирование элементарной культуры речи, совершенствование на доступном уровне
навыков связной устной речи детей.
В данном курсе прослеживаетсяинтеграция работы по подготовке детей к обучению
чтению с работой по развитию их устной связной речи.
Основнымизадачамиразвитияречинаподготовительномэтапеявляются:
— расширение,обогащениеиактивизациясловарногозапасадетей;
— формированиеграмматическогострояречиребенка;
— совершенствование навыков устной связной речи, монологической и диалогической
(ответы на вопросы, пересказ рассказа, сказки,составление рассказа по картине, рисункам
и иллюстрациям к произведению, рассказ по личным наблюдениям и впечатлениям,
составление загадок, сказок, рассказов, словесное рисование);
— создание речевых высказываний различных типов: описания (человека, животных,
предметов, помещения); рассуждения (прочитай свое любимое стихотворение. Чем оно
тебе нравится? Расскажи свою любимую сказку. Почему она тебе нравится больше
других?); повествования (пересказ, рассказывание).
Развитие речи осуществляется в значительной степени на произведениях художественной
литературы,что способствует обогащению речи детей,расширению их словарногозапаса,
их духовно-нравственному и эстетическому развитию, подготавливает к адекватному
восприятию литературных произведений в курсе «Литературное чтение» в начальной
школеикурса«Литература»восновнойшколе,стимулируетразвитиечитательского

интереса, воспитывает читателя, что является одной из актуальных задач современной
школы.Помимоэтого,материаломдлязанятий,содействующихречевомуразвитиюдетей,
являются окружающий ребенка мир, явления живой и неживой природы, произведения
различных видов искусства (музыка, живопись).
Возрастные особенности детей 5—6 лет обусловливают необходимость использования в
процессе занятий разнообразных заданий по расширению и активизации их словарного
запаса и развитию речи. При подготовке к освоению родного языка дети знакомятся с
помощью взрослых с рассказами, сказками, сюжетными и предметными иллюстрациями,
учатся отвечать на вопросы и задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов,
пересказывают прочитанное, выразительно читают выученные наизусть стихотворения,
составляют по иллюстрациям загадки, сказки, рассказы. В процессе знакомства с
художественными произведениями и работы с ними осуществляется интеллектуальное и
нравственно-эстетическое воспитание детей,развитие их эмоциональной отзывчивости на
явления окружающей жизни. Они овладевают диалогической и монологической речью,
учатся говорить выразительно, без напряжения, не торопясь, отчетливо произнося каждое
слово.
Цельюподготовки к обучению чтениюявляется создание условий для осмысленного и
осознанного чтения, воспитания эстетически развитого и эмоционального читателя. В
процессе чтения (слушания) произведений устного народного творчества и литературных
произведений
происходит
интенсивное
многостороннее
развитие
ребенка:
интеллектуальное, нравственное, эмоциональное, эстетическое, речевое; у детей
формируетсястабильноевниманиексловувхудожественномтексте(чтоявляетсяосновой
работы по изучению литературы в начальной и основной школе), умение воспринимать
слово как основной элемент художественного произведения.
Ужевдошкольномвозрастеважновоспитыватьудетейэмоциональнуюотзывчивость,что
впоследствии явится залогом успешного освоения произведений художественной
литературы;вестицеленаправленнуюисистематическуюработупоформированиюумения
ребенкаэмоциональноосмысливатьхудожественноепроизведение,выражатьсобственное
восприятие прочитанного, отношение к произведению и его героям.Важно подчеркнуть,
чтоуженаэтапеподготовкикобучениючтениюдетидолжныпознакомитьсясотдельными
средствами художественной выразительности (эпитет, сравнение) без введения терминов,
должны уметь определять их роль в произведении и уметь пользоваться ими в своей
собственной речи — без этого процесс освоения ими курсов «Литературное чтение» в
начальной школе и «Литература» в основной школе будет существенно
затруднен.Непременным условием успешной работы по подготовке к чтению является
создание условий для формирования у дошкольников стойкого и стабильного интереса к
произведениямхудожественнойлитературы.Этодостигаетсянесколькимипутями.Прежде
всего, тщательно продуманным отбором произведений для чтения: это должны быть
произведения, представляющие собой образцы детской художественной литературы,
отвечающиевозрастнымипсихологическимособенностямдетей,представляющиеразные
литературные жанры (сказки, рассказы, стихотворения, загадки, пословицы, поговорки).
Кроме того, использованием преимущественно игровых форм работы (инсценирование
эпизодов, игровые импровизации по сюжетам литературных произведений, различные
конкурсы).
Всодержаниеработыпоподготовкедетейкобучениючтению входят:
— развитие звуковой культуры речи в целях подготовки к обучению грамоте и чтению
(умение вслушиваться в речь, в отдельные звуки, работа по правильному произнесению
звуков, обучение правильному интонированию, управлению темпом речи). Работа по
развитию артикуляционного аппарата (развитие правильной дикции, силы голоса,
выделение особо значимых слов);
— восприятие на слух стихотворений русских и зарубежных поэтов, сказок, рассказов,
пословиц, поговорок, загадок;

— беседа о прочитанном по вопросам учителя (ответы на вопросы, связанные с
эмоциональным восприятием произведения, пониманием сюжета, характеров основных
действующих лиц, умением услышать, воспринять на слух выразительные языковые
средства — эпитеты, сравнения (без использования терминологии));
— разучиваниенаизустьивыразительноечтение.
При подготовке к обучению чтению формируется готовность связно говорить на
определенные темы, осознавать на элементарном уровне, что такое речь, каково ее
назначение и особенности.
Ведется работа по коррекции и развитию фонематического слуха, по выработке
отчетливого и ясного произношения звуков, слогов, слов.При подготовке к обучению
значительноевремяотводитсяработенадзвуковыманализомслов,вводятсяпонятия
«гласныезвуки»и«согласныезвуки»,которыефиксируютсяспомощьюразличныхфишек.
Обучение строится на игровой деятельности и носит практический характер.Особое
значение при подготовке детей к обучению родному языку приобретают речевые игры,
конструирование.Речевые игрыразвивают мышление, речь, внимание, воображение. Это,
например, игры «Подскажи словечко», «Составь слово», «Угадай слово», «Составь
загадку»,«Продолжисказку»,«Продолжирассказ»,«Повторибыстроиправильно»,
«Расскажиобигрушке(цвет,форма,размер)»,«Назовизвук»,«Подберислованазаданный
звук», «Угадай слово».Конструированиепомогает детям осознанно подготовиться к
обучениюписьмуи развиваетих аналитическиеспособности.Работа поконструированию
проходит с помощью различных объектов: фигур, элементов печатных букв, из которых
дети конструируют предметы различной конфигурации, печатные буквы.
1.Содержаниеучебного предмета
Развитиеисовершенствованиеустнойречи
Расширять и активизировать словарный запас детей: обогащать словарь ребенка словами,
обозначающимидействия,признакипредметов(точныеназваниякачествнеодушевленных
предметов — материал, форма, цвет, размер — и одушевленных — человек: свойства
характера, признаки внешности, поведения), словами с прямым и переносным значением,
уменьшительно-ласкательными суффиксами; обращать внимание детей на обобщающие
слова, стимулировать их правильное употребление в собственной речи; находить в
литературном произведении, прочитанном учителем (стихотворении, сказке, рассказе)
слова, с помощью которых автор точно, метко, образно и выразительно описывает
человека, природу, и употреблять их в собственной речи.
Развивать у детей стабильное внимание и интерес к слову, осознание роли слова в тексте
фольклорных и литературных произведений. Разучивать произведения наизусть. Учить
задавать вопросы, составлять вопросы к тексту, картине, строить краткие сообщения.
Развивать умения и навыки связной монологической и диалогической речи. Обучать
связно, логично и последовательно излагать содержание услышанного (сказок, рассказов)
с опорой на иллюстрации, по вопросам воспитателя (рассказ об интересном событии из
своей жизни, о наиболее ярких впечатлениях, рассказ по картине, создание рассказов,
сказок, стихов, загадок и др.). При этом главное — развитие у детей интереса к
самостоятельномусловесномутворчеству.Формировать удетей уже наподготовительном
этапеумениезамечатьиисправлятьвсвоейречииречисвоихтоварищейречевыеошибки.
Расширять запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков.
Совершенствовать умения образовывать однокоренные слова. Формировать умение
правильно употреблять слова, подходящие к данной ситуации. Формировать правильное
пониманиепереносногозначенияслов.Учитьзамечать и исправлять всвоей речи речевые
ошибки.
Учить сравнивать предметы, выделять и правильно называть существенные признаки;
обогащатьсловарьточныминазваниямикачеств(материал,форма,цвет,размер).Обращать
вниманиенаправильностьпониманияиупотреблениядетьмиобобщающихслов,

активизировать их использование в речи. Развивать диалогическую и монологическую
речь. Обучать передаче текста на основе иллюстраций содержательно, логично и
последовательно. Развивать у детей внимание и интерес к слову, к его эмоциональной
окраскенаосновесказок,стихотворений.Разучиватьзагадки,скороговорки;пересказывать
сказки с опорой на иллюстрации. Развивать умение связно рассказывать об эпизодах из
собственной жизни на заданную тему; описывать устно окружающий мир (цветы, зверей,
птиц,деревья,овощи, фрукты, небо,солнце,луну) поплану,предложенномуучтелем, или по
аналогии. Развивать эмоциональное восприятие речи взрослых и детей. Учить отвечать на
вопросы, задавать вопросы, строить краткие сообщения. Учить составлять рассказы по
картине: описание содержания, придумывание сюжета, предшествующего изображению и
следующего за ним. Развивать интерес детей к самостоятельному словесному творчеству,
поощрять создание рассказов, сказок, стихотворений. Пробуждать желание детей общаться,
вызывать интерес к речи окружающих и своей собственной и на этой основе начинать
формирование элементарных навыков культуры речи, правильного речевого поведения,
умения слушать, а также высказываться на близкие темы.
Нарядусразвитиеммонологическойидиалогическойречиособоевниманиеобращаетсяна
технику речи, в связи с этим в занятие включаются элементы дыхательной гимнастики,
артикуляционные упражнения, речевые разминки, помогающие развитию устной речи,
усвоению норм литературного языка.
Звукопроизношение: речевая гимнастика (упражнения для дыхания, губ, языка);
произношение звуков русского алфавита, произношение и сравнение звуков,
тренировочныеупражненияпопроизношениюзвуков,закреплениеиавтоматизациязвука.
Подготовкакобучению чтению
Обучать правильному литературному произношению, орфоэпическим нормам
литературного языка. Совершенствовать звуковую культуру речи: умение различать на
слухивпроизношениивсезвукиродногоязыка.Совершенствоватьфонематическийслух:
учить детей называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в
предложении, определять место звука в слове. Закреплять правильное произношение
артикуляцию: обучать детей четкому произношению слов и фраз; формировать умение
менять силу, высоту голоса (голос, сила, мелодия, интонация, темп речи, паузы), обучать
правильному использованию интонационных средств. Знакомить с правильным
произношениемзвуков,выделятьзвукиизсловпопорядку;различатьгласныеисогласные
звуки и обозначать их с помощью цветных фишек и печатных букв; узнавать гласные и
согласные звуки в словах. Выделять звуки в начале, в конце и в середине слова;
сопоставлять слова по звуковой структуре

№
п/п

1.Тематическоепланирование.
Разделы

Количество
часов

1. Буквы,обозначающиегласные звуки
1. Буквы,обозначающиесогласные звуки
1. Литературнаястрана
Итого:

19
20
3
42

Календарно-тематическоепланирование«Отсловакбукве»

№п/п

1
2,3
4,5
6,7

Темазанятия

Вводноезанятие.«Осенниестранички».
«Осенниестранички».Звук[а].
БуквыА,а.Предложение
Звук[о].БуквыО,о.
«Осенниестранички».Звук[у].БуквыУ,у.

10,11

.Звук[ы].
Букваы.Слово
Звук[и].БуквыИ,и

12,13

.Звук[э].БуквыЭ,э.

8,9

14,15
16,17
18
19
20

21
22
23
24
25
26

Ударение.Схема слова
«Осенниестранички».Буквы,обозначающие
двазвука.Звуки[а],[й’а].БуквыЯ,я
«Осенниестранички».Звуки[у],[й’у]. Буквы
Ю, ю
Звуки[э],[й’э].БуквыЕ,е.Звуки[о], [й’о].
БуквыЁ,ё
«Зимниестранички».Звуки[л],[л’].БуквыЛ,л.
Согласные звуки. Твёрдые, мягкие согласные
звуки
Согласныезвуки.Звуки[м],[м’].БуквыМ,м.
Звуки[н],[н’].БуквыН,н
«Зимниестранички».Звуки[р],[р’].БуквыР,р
Звуки[в],[в’].БуквыВ, в.Звонкиесогласные
звуки
Звуки[ф],[ф’].Буквы Ф,ф.Глухие согласные
звуки
«Зимниестранички».Звуки[з],[з’].БуквыЗ,з.
Звуки[с],[с’].БуквыС, с

Колво
часов
1
2
2
2
2
2
2
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Дата
проведения
план

факт

27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42

Звук[ш].БуквыШ,ш. Шипящие согласные
звуки
Звук[ж].БуквыЖ,ж..Шипящие согласные
звуки
Звуки[б],[б’].БуквыБ, б.Звуки[п],[п’].Буквы
П, п
«Зимниестранички».Звуки[д],[д’].БуквыД,д.
Звуки[т],[т’].БуквыТ, т
Звуки[г],[г’].БуквыГ,г.
Звуки[к],[к’].БуквыК,к
«Весенниестранички».Звуки[х],[х’].БуквыХ,
х
«Весенниестранички».Звук[ц].БуквыЦ,ц
«Весенниестранички».Звук[щ’].БуквыЩ,щ
«Весенниестранички».Звук[ч’].БуквыЧ,ч
«Весенниестранички».Звук[й’]. БуквыЙ,й
.Буквыь,ъ.Буква,обозначающаямягкость
согласного
«Летниестранички».Потешки.Сказки.
Скороговорки,пословицы,поговорки
«Летниестранички».Восстановление
предложений
«Летниестранички».Были.Загадки.Викторина

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Планируемыерезультатыосвоенияучебногопредмета:
— ориентироватьсявситуациях,соответствующихразличнымсферамобщения;
— знатьи употреблятьвежливыеслова(началоизавершениеобщения);
— знатьустойчивыеформулыречевогоэтикета—приветствие,прощание,благодарность,просьба;
— осознавать, что в различных ситуациях говорить можно по-разному: громко — тихо, быстро —
медленно, весело — грустно;
— артикулировать звуки русской речи, понимать, что правильная артикуляция, хорошая дикция
способствуют эффективному общению;
— оцениватьзвучаниесвоегоголосасточкизренияпроизношения,темпа, громкости;
— обращатьсяксобеседникутогда,когдаэтоуместно,отвечать на обращение;
— следоватьпринятымвобществеправиламповеденияприразговоре:смотретьнасобеседника,не
перебивать говорящего, использовать мимику и жесты, не мешающие, а помогающие собеседнику
понять сказанное;
— сообщатьопределеннуюинформацию,договариватьсяосовместнойдеятельности;
— соблюдатькультуруслушания:вежливоеслушание,внимательноеслушание;
— правильнопроизноситьвсезвуки;
— отчетливоияснопроизноситьслова;
— выделятьизслов звуки;
— находитьсловасопределеннымзвуком;
— определятьместозвукавслове;
— соблюдатьорфоэпическиенормыпроизношения;
— составлятьпредложенияпоопорнымсловам,позаданной теме;
— составлятьрассказы,сказкипокартине,посерии картин;
— пересказыватьсказку,рассказ(небольшиепосодержанию)поопорнымиллюстрациям.
Обучениерукиписьму
Содержаниекурса«Подготовкакобучениюписьму»

Подготовка к письму - рисование декоративных узоров разных форм. Составление узоров из
растительных форм, в ограниченном пространстве, моделирование из предложенных элементов
простейших конструкций. Лепка разнообразных форм посуды, предметов мелкой пластики.
Силуэтноевырезание.Отрывнаяаппликация.Упражнениявразвитиикоординациидвиженийпри
выполнении узоров, бордюров, состоящих из природных форм и основных элементов букв.
Конструирование –пообразцу, позаданию,по условию,позамыслус учетом пространственного
расположения частей и деталей.
Гигиенические требования – к посадке ученика, положению рук, тетради, ручки. Упражнения в
развитии глазомера, пространственной ориентации на тетрадной странице, на рабочей строке; в
развитии мелкой мускулатуры пальцев и тонких движений руки.
Тематическоепланирование.
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8,9
10,11
12,13
14,15
16,17

18,19
20,21

Темазанятий

Кол–во
часов

Знакомство.Штриховка(овощи).
Народныеприметыопогодеивременахгода.Штриховка(листья
деревьев).
Сказкаоткрываетнамсвоитайны.Штриховка(картинкаксказке).
Скороговорки.Штриховкавраскраске
Чистоговорки.Штриховкавраскраске
Потешки.Штриховкав раскраске.
Знакомствосразлиновкойтетради.Узкаястрока.Письмопрямых,
короткихлиний.Считалки
Письмодлиннойпрямойнаклоннойлинии.Игровыепесенки.
Письмокороткихлинийсзакруглениемвнизу.Игровые
приговоры
Письмодлиннойлиниисзакруглениемвнизу.доскажи
словечко
Письмокороткихлинийсзакруглениемвверху.Вмирезвукови
букв.
Письмодлиннойлиниисзакруглениемвверху.Русские
былички,бывальницыисказкиомифологическихперсонажах.Водяной

1
1

ПисьмоэлементабуквыАзаглавной.Русскиебылички,
бывальницыисказкиомифологическихперсонажах.Русалки.
Письмопрямойдлиннойлинииспетлёйвнизу.Русские
былички,бывальницыисказкиомифологическихперсонажах.Леший.

2

1
1
1
1
1
2
2
2
2
2

2

22,23

Письмопрямойдлиннойлинииспетлёйвнизу.Русские
2
былички,бывальницыисказкиомифологическихперсонажах.Домовой.

24
25
26
27

ПисьмострочнойбуквыИ.Словозаслово.
ПисьмозаглавнойбуквыИ.Чтозасловом?(многозначныеслова).
ПисьмострочнойбуквыО.Понятнобезслов.
Письмо заглавной буквы 0.С понедельника до воскресенья,
(обогащениесловарногозапаса).
ПисьмострочнойбуквыА.ПутешествиевВообразилию.
ПисьмозаглавнойбуквыА.ПутешествиевУгадайку

28
29

1
1
1
1
1
1

30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42

ПисьмострочнойизаглавнойбуквыЛ.Путешествиев
Сочиняйку.
ПисьмострочнойбуквыС.Самоеудивительноечудонасвете
ПисьмозаглавнойбуквыС.Умеетлиразговаривать природа?
Загадки.Штриховкагрибов
Работавстроке.Конструированиебукв
Работавстроке.Конструированиебукв
Работавстроке.Конструированиебукв
Работавстроке.Конструированиебукв
Работавстроке.Конструированиебукв
Работавстроке.Конструированиебукв
Работавстроке.Моделированиебукв
Работавстроке.Моделированиебукв
Итоговое занятие

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Планируемыерезультаты:
ПознавательныеУУД:умениеанализироватьпредметы,сравниватьпредметы,выделятьихобщие
признаки и различия.
Регулятивные УУД: письмо по образцу, умение видеть свою ошибку и исправлять ошибку по
указанию взрослого.
Коммуникативные УУД: умение слушать педагога, задавать вопросы, отвечать на вопросы
педагога, сверстников, овладение вербальными и невербальными средствами общения.
ЛичностныеУУД:положительноеотношениекучению.
Предметные: уметь обводить по контуру узоры и буквы различной конфигурации, составлять
узорыпоаналогииисамостоятельно,дополнятьиштриховатьфигуры;знатьисоблюдатьправила;
учитьработатьвограниченномпространстве(врабочейстроке),перемещатьпишущуюрукувдоль
строки, слева направо; моделировать и конструировать предметы из элементов букв.
Модуль«Математическиеступеньки»
1. Пояснительнаязаписка
Рабочая программа по модулю «Математические ступеньки»разработана на основе программы Н.
А. Федосовой «Преемственность», программа по подготовке к школе детей 5-7 лет, авторской
программы С.И. Волковой «Математические ступеньки», рекомендованной Министерством
образования РФ в соответствии стребованиями Федерального государственного образовательного
стандарта начального образования.
Рабочая программа рассчитана на 24 часа (по 1 занятию в неделю с декабря по май
продолжительностью 30 минут).
Дляреализациипрограммногосодержания используются:
o Волкова С.И. «Математические ступеньки»: Учебное пособие для подготовки детей
к школе. - М.: Просвещение, 2017.
o Н. А. Федосова. Программа «Преемственность Программа по подготовке к школе
детей 5-7 лет». - М. : Просвещение, 2016.
Данный курс определяет содержание работы по математической подготовке детей 5 – 7 лет к
обучению в школе и задаёт основные направления реализации общих психолого-педагогических
идей их развития на математическом материале.
Главные цели курса математики подготовительного периода – это формирование начальных
математических представлений и развитие на их основе познавательных способностей
дошкольников.
Развитиепознавательныхспособностейудетейбудетболееэффективным,есливпроцессеработы
с
математическим материалом систематически будут включаться задания, направленные на
развитие логического мышления (проведение сравнений, анализа, разбиение объектов на группы,

выделение части и целого, проведение доступных обобщений), пространственного воображения и
речи ребёнка.
Развитие познавательных процессов – восприятия, воображения, памяти, мышления, внимания,
речи – позволяет целенаправленно и систематически развивать познавательные способности
дошкольников, а это необходимое условие их подготовки к школе.
Программа"Математические ступеньки" направлена на развитие умений проводить наблюдения,
сравнивать, выделять указанные и новые свойства объекта, его существенные и несущественные
характеристики; понимать относительность свойств; делать выводы, проверять их истинность,
уметь использовать эти выводы для дальнейшей работы.
В основу отбора математического содержания, его структурирования и разработки форм
представления материала для математической подготовки детей к школе положен принцип
ориентации на первостепенное значение общего развития ребенка, включающего в себя его
сенсорное и интеллектуальное развитие, с использованием возможностей и особенностей
математики.
Научитьдетейвпериодподготовкикшколесчетуиизмерениям,чтобыподвестиихкпонятию
числа, остается одной из важнейших задач.
Но столь же важной и значимой является и задача целенаправленного и систематического
развития познавательных способностей, которая осуществляется через развитие у детей
познавательных процессов: восприятия, воображения, памяти, мышления и, конечно, внимания.
Вматематическом содержании подготовительногопериодаобъединенытри основныелинии:
арифметическая (цифры и числа от 0 до 9, число 10, счёт десятками, основные свойства чисел
натуральногоряда;равенство,конкретныйсмысларифметическихдействийсложениеивычитание и их
обозначение: знаки «+», «-«, «=»); геометрическая (пространственные представления, простейшие
геометрические фигуры и их прообразыв окружающем мире, форма, размер, расположение на
плоскости и в пространстве объектов и простейших геометрических фигур, изготовление моделей
геометрических фигур из бумаги); содержательно-логическая, построенная на основе
математического материала двух первых линий и создаётусловия для развития внимания,
восприятия, воображения, памяти, мышлениядетей.
В курсе «Математические ступеньки» реализуется основная методическая идея — развитие
познавательныхпроцессовудетейбудетболееактивнымиэффективным,еслионоосуществляется
в
процессе деятельности ребенка, насыщенной математическим содержанием, направляется
специальным подбором и структурированием заданий, формой их представления, доступной,
интересной и увлекательной для детей этого возраста.
Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе по математике, в качестве
основныхпредлагаются:практическийметод,методдидактическихигр,методмоделирования.Эти
методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается
практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать математический материал,
проводя эксперименты, наблюдения на действиях с предметами, предметными картинками,
моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая.
На данном этапе метод практических действий дополняется важнейшим для математики способом
познания окружающего мира – методом моделирования (работа с предметами и группами
предметов дополняется выполнением предметных и схематических рисунков; осуществляется
моделирование цифр из плоскостных элементов).
Более активное использование разнообразных дидактических игр математического содержания
позволяет не только углублять математические знания, но и способствует формированию умений
общатьсяспреподавателем,развиваетнавыкисотрудничествасосверстниками,формируетумения
оценивать свои действия, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо.
1.Содержаниеучебного предмета
Признаки(свойства)предметов(цвет,размер,форма).Сравнениетрёхиболеепредметов(фигур) по
размеру (больше-меньше, длиннее-короче, такой же по длине, выше-ниже, шире-уже и др.), по
форме (круглый, некруглый, треугольный, прямоугольный, квадратный, такой же по форме и др.),
по цвету (одного и того же цвета или разных цветов).

Определениеправила,покоторомусоставленпредложенныйрядпредметов,геометрическихфигур.
Составление (продолжение) ряда по заданному правилу.
Длина.Упорядочиваниепредметовподлине.Уравниваниедлиндвухпредметов.
Подборпредметовпозаданнойдлине.Свойствотранзитивностиотношений:длиннее-короче, вышениже, шире-уже и др., его использование при выполнении заданий.
Построение(дополнение)рядапредметов,геометрическихфигур(таблиц)позаданномуправилу.
Сравнение предметов по массе (на руках и с помощью чашечных весов без гирь).
Пространственные отношения:взаимное расположение объектов на плоскости и в пространстве
(справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и
др.)
Простейшие геометрические фигуры:точка,отрезок, круг, многоугольник (треугольник,
четырёхугольных, в том числе прямоугольник, квадрат). Отличие многоугольника от круга.
Получение отрезка прямой сгибанием бумаги. Отрезок как сторона многоугольника. Линейка –
инструмент для вычерчивания отрезка.
Продолжениерядагеометрическихфигурпозаданномуправилу.
Временные представления:раньше-позже; вчера, сегодня, завтра.Неделя. Дни недели. Отсчет
днейнеделипопорядкуотлюбогоднянедели.Временигода.Ихпоследовательность.Неделя,месяц
год.
Уточнение понятия «месяц» (как правило, четыре недели составляют месяц). Определение
временипочасам(почасовойстрелке).Простейшеесравнениевремени(большетрехчасов,меньше пяти
часов и т.п.).
Цифрыичислаот 1до9.Число0.Число10.
Счет предметов. Сравнение групп предметов по количеству(больше, меньше, столько же). Устная
нумерация: названия, обозначение и последовательность чисел от 0 до 10. Цифра и число. Чтение
чисел. Сравнение чисел первого десятка двумя способами.
Основные характеристики последовательности чисел натурального ряда: наличие первого
элемента, связь предыдущего и последующего элементов в этом ряду, возможность продолжить
числовой ряд дальше от любого элемента.
Счет в прямом и обратном порядке. Независимость количества предметов в группе от их свойств,
способа и порядка перерасчета. Порядковый счет, его отличия ль счета количественного.
Моделированиецифризплоскостныхэлементов(треугольников,прямоугольниковидр.) Десяток.
Счет десятками.
Равенство,егообозначениевматематике.Знак«=».
Сложение и вычитание чисел: смысл аритмических операций сложение и вычитание, название
иобозначение этих действий (знаки «+», «-»)
Целоеичасть.
Составчиселпервогодесяткаиздвух слагаемых.
Задача.Отличиезадачиотрассказа.Устноесоставлениезадачпорисункам.Решениезадачсопорой на
наглядный материал.
Составление задачи по схематическому рисунку и схематического рисунка по задаче.
Формирование начальных представлений об универсальности математических способов познания
мира (одна и та же модель для задач с различными сюжетами)
1.Тематическоепланирование.
Количество часов
Разделы
№
п/п
авторскаяпрограмма
1
2
3
4
5

Величина
Ориентировкав пространстве
Геометрическиефигуры
Ориентировкаво времени
Количествоисчет
Итого:

3
3
3
3
30
42

Календарно-тематическоепланирование«Математическиеступеньки»
№п\п №зан.
Темазанятия
Количество
часов

1

2

3

4
5
6

7

8
9

Величина(3часа)
Знать:пользоватьсловами:больше-меньше,уже-шире,
выше-ниже, часть меньше целого
Уметь:делитьцелоенаравныечасти,сравниватьпредметы
разные по величине, выражать словами какой предмет
больше, длиннее, выше, шире, измерять длину предметов с
помощью условной мерки.
1
1
Признаки предметов (размер, цвет,
форма). Сравнение предметов :
большой,маленький,больше,меньше;
высокий - низкий, выше - ниже
2
1
Сравнение предметов по массе,
количеству.(больше,меньше,столько
же)
3
Сравнение предметов по массе,
1
количеству.(больше,меньше,столько
же)
Ориентировкавпространстве(3часа)
Знать:-правуюилевуюсторону,
Уметь:выражатьместонахождениепредметапо
отношениюксебеидругим,ориентироватьсяналисте
бумаги
1
Ориентациянаплоскости:слева,
1
справа
2
Длина.Длиннее-короче
1
3
Длина.Длиннее-короче
1
Геометрическиефигуры(3часа)
Знать:различатьгеометрическиефигуры,различатьих Уметь:
различать форму предметов, рисовать геометрические
фигуры
1
1
Геометрическиефигуры.Круг.
Многоугольник. Отличие
многоугольника от круга.
Треугольник,четырехугольник.
Отрезок – как сторона
многоугольника. Точка.
2
Точка.Отрезок –каксторона
21
многоугольника.
3
Прямоугольник.Квадрат.
1
Треугольник,четырехугольник
Ориентировка во времени (3 часа)
Знать:понятиявчера,сегодня,завтра,называтьмесяцы года
Уметь:называтьчастисуток,времягода,дни недели.

10

11

12

13,14

15
16
17
18
19
20
21,22
23,24
25,26
27
28
29
30
31
32,33
34,35
36,37
38,39
40,41
42

Позже.Раньше;вчера,сегодня, завтра.
1
Неделя.Днинедели.Отсчетдней
неделипо порядкуот любого дня
2
1
Временагодаихпоследовательность
Определение времени по часам (по
часовойстрелке)
3
1
Сравнение предметов по массе,
количеству.(больше,меньше,столько
же).
Количествоисчет (23часов)
Знать:составчиселпервогодесятка,составчиселиздвух
меньших, цифры.
Уметь: называть числа в прямом и обратном порядке,
соотносить цифру и число предметов, правильно
пользоваться количественными и порядковыми
числительными, сравнивать числа в пределах 10,
ориентироватьсяналистебумаги,называтьчастисуток, время
года, дни недели.
1,2
2
Счёт предметов в прямом и обратном
порядке..Устнаянумерация:названия,
обозначение и последовательность
чиселот0до 10.
3
Знакомствосцифройичислом«1».
1
4
Знакомствосцифройичислом«2»
1
5
Знакомствосцифройичислом«3»
1
6
Знакомствосцифройичислом«4»
1
7
Знакомствосцифройичислом«5».
1
8
Знакомствосцифройичислом«0»
1
9,10
Равенство.Сложениеивычитание.
2
Обозначениеэтих действий
11,12
Сложение«+».Решениепримеров+1.
2
Решениелогических задач
13,14
Вычитание«-».решениепримеров 2
1.Решениестихотворныхзадач
15
Знакомствосцифройичислом«6»
1
16
Знакомствосцифройичислом«7»
1
17
Знакомствосцифройичислом«8»
1
18
Знакомствосцифройичислом«9»
1
19
Знакомствосцифройичислом«10».
1
Работанадсоставомчисла
20,21
Образованиечиселспомощью
2
единицы+1,-1.
22,23
Устноесоставлениезадачпо
2
схематическомурисунку
24,25
Устноесоставлениезадачпо
2
схематическомурисунку
26,27
Устноесоставлениезадачпо
2
схематическомурисунку
28,29
Закреплениепройденного.
2
30
Итоговое занятие
1
1

1.Планируемыерезультатыосвоенияучебного предмета:
Врезультатеизучениякурсапоразвитиюматематическихпредставленийучащиесядолжны
Знать:
- составчиселпервогодесятка(изотдельныхединиц),
- составчиселиздвухменьших,
- различатьгеометрическиефигуры,
- правуюилевуюсторону,
- понятиявчера,сегодня,завтра,
- называтьмесяцыгода
Уметь:
- называтьчислаот1до10впрямомиобратномпорядке,начинаяслюбогочисла;
- соотноситьцифруичислопредметов,
- правильнопользоватьсяколичественнымиипорядковымичислительными,
- сравниватьчиславпределах10,
- уравниватьнеравноечислопредметов(добавить,убрать),
- различатьформупредметов,
- выражатьместонахождениепредметапоотношениюксебеидругим,
- называтьчастисуток,времягода,днинедели.
- ориентироваться на листе бумаги (вверху справа, внизу слева, в центре идр.), на плоскости и
впространстве (передвигаться в заданном направлении: вверх, вниз, направо, налево, прямо и т.д.);
- определятьвзаимноерасположениепредметов(правее,левее,выше,ниже,междуит.д.);
- сравниватьпредметыподлине,массе,используяпрактическиедействия;упорядочиватьих;
- сравниватьколичествопредметоввдвухгруппах(больше,меньше,столькоже);
- определятьколичествопредметоввзаданнойгруппеиустнообозначатьрезультатчислом;
- объяснять(напредметах,предметныхрисунках)конкретныйсмыслдействийсложенияи вычитания;
- различатьиназыватьпростейшиегеометрическиефигуры,находитьихпрообразывокружающем
мире.
Модуль«Зелёнаятропинка»
1. Пояснительнаязаписка
Рабочаяпрограмма«Зелёнаятропинка»разработананаосновепрограммыН.А.Федосовой
«Преемственность. Подготовка детей к школе», авторской программы А.А.Плешакова« Зелёная
тропинка», утверждённой МО РФ (Москва 2012 г.) в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта начального образования.
Рабочая программа рассчитана на 24 часа (по 1 занятию в неделю с декабря по май
продолжительностью 30 минут).
Дляреализациипрограммногосодержания используются:
o А.А.Плешаков «Зелёнаятропинка»Учебноепособиедляподготовкидетейкшколе.
-М.:Просвещение,2017.
o Н. А. Федосова. Программа «Преемственность. Подготовка детей к школе». - М. :
Просвещение, 2016
Программа «Зеленая тропинка» нацелена на развитие детей, формирование у них
заинтересованного и бережного отношения к природному окружению. Данный модуль
представляетсобойпервыйдлямалышейопытсистематизацииинаучнойкоррекциинакопленных ими
в дошкольном возрасте разнообразных природоведческих представлений. Вместе с тем это и
первый опыт последовательного приобщения ребенка к свойственным естественнонаучным
дисциплинамметодомпознания,следуякоторымнужнокакможнобольшеувидетьсвоимиглазами,
сделать своими руками. Сказанное определяет отбор содержания курса и характер деятельности
детей на занятиях. Содержание программы строится как синтез различных составляющих
естественно-научного и экологического знания с включением доступных элементарных сведений
из области астрономии, физики, биологии, экологии. При этом создается достаточно целостная
первоначальнаякартинамира,котораястановитсяфундаментомдляразвертывания

соответствующего учебного курса в начальной школе. В основу подготовки малышей к обучению
положены непосредственные наблюдения в природе, действия с предметами, осуществляемые в
естественной для детей данного возраста занимательной, игровой форме. Эта деятельность
дополняется рисованием, раскрашиванием, вырезанием фигур, лепкой и т. д. При этом большое
внимание уделяется формированию таких важных умений, как умение выделять свойства
предметов (форма, цвет, размеры), находить их общие и отличительные признаки, фиксировать
состояниепредметаиегосмену(явление).Такимобразомосуществляетсянакоплениефактических
знаний и опыта познавательной деятельности, необходимое для успешного освоения программы
начальной школы
Модуль «Зелёная тропинка» нацелен на развитие у детей универсальных предпосылок учебной
деятельности, познавательных процессов и интеллектуальных способностей.
В основу подготовки детей к обучению положена познавательно-исследовательская деятельность.
Основное внимание уделяется формированию универсальных предпосылок учебной деятельности
- умении работать по правилу, слушать взрослого, развитию творческих способностей детей,
логическим действиям.
Цель программы:развитие у детей универсальных предпосылок учебной деятельности,
познавательных интересов и интеллектуальных способностей, формирование основ безопасности
жизнедеятельности и экологического сознания.
Задачи программы:
 Развитиеинтересовдетей,любознательностиипознавательноймотивации;
 Формированиепознавательныхдействий,становлениесознания;
 Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего
мира,освойствахиотношенияхокружающегомира,опланетеЗемлякакобщемдомелюдей,
об
особенностях ее природы.
Программаявляетсяразвивающей,впроцессееёреализацииувоспитанникаформируются
универсальные предпосылки учебных действий (УУД) с учётом предметного содержания:
Личностные–умениесоотноситьпоступки,событияспринятымиэтическимипринципами,знание
моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения.
Регулятивные– осуществление действия по образцу и заданному правилу; сохранение заданной
цели; умение видеть указанную ошибку и исправлять её по указанию взрослого; осуществлять
контроль своей деятельности по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и
сверстника.
Познавательные –знаково-символическое моделирование и преобразование объектов; анализ
объектов с целью выделения признаков; анализ объектов; сравнение и сопоставление; выделение
общего и различного; осуществление классификации.
Коммуникативные– овладение определёнными вербальными и невербальными средствами
общения; эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества со взрослыми и
сверстниками; ориентация на партнёра по общению; умение слушать собеседника; задавать
вопросы.
Данная программа основывается на развитии накопленных в дошкольном возрасте представлений
оприроде.Восновуподготовкиположенынепосредственныенаблюдения,действияспредметами,
элементарными эксперименты, которые проводятся в естественной для детей данного возраста
занимательной, игровой форме.
Содержаниеучебногопредмета
Звёзды,СолнцеиЛуна
Наблюдение звёздного неба (с помощью взрослых), выделение отдельных созвездий (двух-трёх).
Солнце и его роль для жизни на Земле. Наблюдение Луны на небе (с помощью взрослых).
МоделированиерасположенияСолнца,ЗемлииЛуныотносительнодругдруга.Игра«Путешествие на
Луну».
Приключения солнечного зайчика. Наблюдение световых лучей, игры с солнечным зайчиком,
совместное сочинение сказки о солнечном зайчике. Свет и тень: постановка сценок театра теней.

Радуга – украшение мира. Рассказы детей о своих впечатлениях от наблюдения радуги.
Докрашивание радуги на рисунке.
Правила безопасности при наблюдениях за звёздами, Луной, Солнцем, играх с солнечным
зайчиком. Как солнечный луч может поджечь лес и как этого избежать.
Чудесныймиррастенийи грибов
Растения нашей местности: распознавание их в природе (с помощью атласа-определителя).
Травянистые растения. Кустарники. Деревья. Декоративные растения; раскрашивание
изображений, рисование, изготовление аппликаций. Лепка из пластилина овощей и фруктов,
различающихся размерами, формой, цветом. Выращивание детьми растений из семян. Съедобные
и ядовитые растения, их сравнение, выявление важнейших отличительных признаков.
Лекарственные растения.
Мхи и папоротники – тоже растения. Рисование мха и веточки папоротника по натуральному
образцу.
Грибы – не растения. Разнообразие грибов, их распознавание на рисунках, муляжах и в природе (с
помощью атласа-определителя), раскрашивание изображений. Съедобные и ядовитые грибы, их
сравнение, выявление важнейших отличительных признаков.
Отношение человека к растениям и грибам: каким оно должно быть? Рассуждения с опорой на
наблюдения и материалы книги «Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики».
Правилабезопасностиприсбореягод,лекарственныхрастений, грибов.
Нашидрузьяживотные
Животные нашей местности. Обитатели живого уголка. Домашние животные. Породы собак.
Рисование своего домашнего питомца.
Насекомые (бабочки, жуки и др.), их распознавание на рисунках и в природе (с помощью атласаопределителя), раскрашивание изображений. Коллективное изготовление модели «Бабочки на
лугу» (склеивание изображений бабочек, украшение ими картины или макета цветущего луга).
Наблюдениезаповедениемрыбокваквариуме,обсуждениеусловий,необходимыхдляжизнирыб.
Разнообразие рыб, сравнение их по размерам, форме тела, окраске, выявление связи между
особенностямистроенияиусловиямижизнирыб.Мысленноедостраиваниеизображений
«спрятавшихся»рыб.
Наблюдение за поведением воробьёв, галок, ворон и других птиц ближайшего природного
окружения(особенностипередвижения,питания,издаваемыхзвуков,
взаимоотношенийсдругими
птицами и т.д.). Разнообразие изображений птиц в порядке увеличения (уменьшения) размеров.
Лепкаираскрашиваниеизображенийрыб,птиц,зверей,распознаваниеихнарисункахивприроде
(с
помощью атласа-определителя).
Лягушки, улитки, черви – тоже животные. Необходимость бережного отношения к ним.
Раскрашивание изображений улитки и дождевого червя.
Отношение людей к животным: каким оно должно быть? Рассуждения с опорой на наблюдения и
материалы книги «Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики».
Правилабезопасностипри встречах иобщениисживотными.
Круглыйгод
Наблюдение сезонных изменений в природе. Времена года, их важнейшие признаки.
Моделирование последовательности времён года. Выявление причинно- следственных связей
между различными сезонными изменениями (положение Солнца, погода, жизнь растений и
животных, занятия людей), их отображение с помощью простейших моделей).
Различное отношение человека к природе (на основе наблюдения примеров положительного и
отрицательного отношения и материалов книги «Великан на поляне, или Первые уроки
экологической этики»). Оценка поведения человека в природе (собственного и окружающих),
простейшие правила поведения.
Правилабезопасностивразличныесезоныгода.Безопасностьнаводе,нальду,наскользкойдороге.
Предупреждение простудных заболеваний.
Окружающиймиринашабезопасность

Красотаиразнообразиеокружающего мира.Радостьпознаниямира,общенияс людьми.Всегда ли
окружающиймирбезопасендлянас?Рассужденияопотенциальноопасныхдлячеловекаобъектах
и
ситуациях.
Правила безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного
средства. Противопожарная безопасность. Правила поведения при контактах с незнакомыми
людьми.
Тематическоепланированиемодуля«Зелёная тропинка»
Количество часов
Разделы
№
п/п
авторская
программа
1
2
3
4
5

Звёзды,Солнцеи Луна
Чудесныймир растений
Нашидрузья– животные
Круглыйгод
Окружающиймиринашабезопасность
Итого:

№п/п

Календарно-тематическоепланирование«Зелёнаятропинка»
Дата
Количество проведения
№зан.
Темазанятия
часов
план факт

1,2
3
4
5,6

1,2
3
4
5,6

7,8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20,21

1,2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

22,23
24
25
26
27
28
29

6
15
12
4
5
42

14,15
1,2
3
4
5
6
7
8

Звёзды,СолнцеиЛуна(6ч)
Мыидёмвшколу.(ПДД)
2
Звёздноенебо.
1
СолнцеиЛуна.
1
Радуга.Народныеприметы.
2
Чудесныймиррастений(15ч)
Какузнатьрастения?
2
Травянистыерастения.
1
Кустарники.
1
Деревья.
1
Декоративныерастения.
1
Овощи.
1
Фрукты
1
Съедобныеиядовитыерастения.
1
Лекарственныерастения.
1
Мхии папоротники.
1
Грибы.
1
Растениявтвоей«мастерской».
1
Викторина«Этиудивительные
2
растения»»
Нашидрузья–животные(12ч)
Какузнатьживотных?
2
Вживомуголке.
1
Домашниеживотные.
1
Породысобак.
1
Вмиренасекомых.
1
Вмирерыб.
1
Вмирептиц.
1

30
31
32,33

34
35
36
37
38,39
40,41
42

9
10
11,12
1
2
3
4
1,2
3,4
5

Вмирезверей.
1
Какиеещёбываютживотные?
1
Викторина«Этизабавные
2
животные»
Круглыйгод(4ч)
Временагода. Осень.
1
Временагода.Зима
1
Временагода. Весна.
1
Временагода.Лето
1
Окружающиймиринашабезопасность(5ч)
Правилабезопасности
2
дорожногодвижения.
Пожарнаябезопасность.
2
Итоговое занятие
1

1. Планируемыерезультатыосвоенияучебного предмета:
Результаты освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного
образования в области познавательного развития:
1. Ребёнок обладает элементарными представлениями из области живой природы,
естествознания: ребёнок интересуется причинно-следственными связями, пытается
самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, обладает
начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором живёт, склонен
наблюдать, экспериментировать;
2. Ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и
правиламвразныхвидахдеятельности,вовзаимоотношенияхсовзрослымиисверстниками;
3. Ребёнокпроявляетлюбознательность,задаётвопросывзрослымисверстникам.
Целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к
учебной деятельности на этапе завершения дошкольного дополнительного образования.
 Владеть универсальными предпосылками учебной деятельности – уметь работать по
образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
 Распознавать на рисунках и в природе изученные растения и животных; перечислять в
правильной последовательности времена года и кратко характеризовать их признаки;
 Применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых познавательных
задач, предлагать собственный замысел конструктивной деятельности и воплощать его в
рисунке, поделке, модели и т.д.;
 Проявлять осторожноеи осмотрительное отношение кпотенциальноопасным для человека
ситуациям, соблюдать элементарные правила безопасности дорожного движения и
безопасного поведения в мире природы;
 Проявлять заинтересованное и бережное отношение к природному окружению, соблюдать
простейшие правила поведения в природе.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».