ДОП дополнительная общеразвивающая программа физкультурно - спортивной направленности «Шахматы школе»

Березовское муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 11»
РАССМОТРЕНО и ПРИНЯТО
на заседании педагогического
совета БМАОУ СОШ № 11
Протокол от 30.08.2024 № 1

УТВЕРЖДЕНО:
Директор БМАОУ СОШ № 11
_____________ А.Н. Денисова
Приказ от 30.08.2024 № 71-од

Дополнительнаяобщеобразовательная
программа-дополнительная
общеразвивающая программа
физкультурно - спортивной направленности
«Шахматы школе»
на 2024-2025 учебный год

Cоставитель:Иванченкова О.В.

2024-2025
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта, предназначена для организации внеурочной деятельности школьников по пообщеинтеллектуальному направлениюнаправлению и направлена на формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию, повышению уровня мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знаниям.
Настоящая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программы начального общего образования,
в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации». На основе
рабочей программы« Шахматы в школе» 1-4 годы обучения Е. А. Прудникова, Е. И. Волкова - М. : Просвещение, 2017.
Данная программа раскрывает методические основы обучения детей младшего школьного возраста шахматной игре и
направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов при изучении шахматной игры. В основу программы положена апробированная в школах Москвы программа дополнительного образования
по начальному обучению шахматной игре детей младшего школьного возраста и методика обучения детей специалистами в области шахматного образования и спорта.
Цель: создание условий для гармоничного развития детей младшего школьноговозраста, посредством массового их вовлечения в «шахматную игру».
Задачи:
Общие задачи направлены на:
- вовлечение детей младшего школьного возраста в «шахматную игру»;
- приобщение детей младшего школьного возраста к шахматной культуре;

- открытие новых знаний, формирование умений и навыков игры в шахматы;
- выявление, развитие и поддержка одарённых детей в области спорта, привлечение обучающихся, проявляющих повышенный интерес и способности к занятиямшахматами, в школьные спортивные клубы, секции, к участию в соревнованиях;
Образовательные задачи способствуют:
- приобретению знаний из истории развития шахмат;
- постижению основ шахматной игры, получению знаний о возможностях шахматных фигур, особенностях их взаимодействия;
- овладению приёмами матования одинокого короля различными фигурами,
способами записи шахматной партии, тактическими приёмами в типовых положениях;
- освоению принципов игры в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле;
- знакомству с методами краткосрочного планирования действий во время партии;
- изучению приёмов и методов шахматной борьбы с учётом возрастных особенностей, индивидуальных и физиологических возможностей школьников.
Оздоровительные задачи направлены на формирование:
- представлений об интеллектуальной культуре вообще и о культуре шахмат в частности;
- первоначальных умений саморегуляции интеллектуальных и эмоциональныхпроявлений.
Воспитательные задачи способствуют:

- приобщению детей к самостоятельным занятиям интеллектуальными играми ииспользованию их в свободное время;
- воспитанию положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности;
-формированию у детей устойчивой мотивации к интеллектуальным занятиям.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Учебный курс «Шахматы в школе» изменяет характер и содержание трудаучащихся, требуя приложений всей совокупности человеческих сил и способностей: интеллектуальных, духовно-нравственных и эмоциональных.
Основное содержаниеучебного курса составляют средства, максимально удовлетворяющие требованиям ФГОСначального общего образования.«Шахматы в школе» - курс, который может быть использован вобщеобразовательной
школе для изучения шахматной теории и практики и включён вцелостный образовательный процесс.В современной
школе большое значение имеет развивающая функция обучения,ориентированная на развитие мышления школьников,
требующая не только усвоенияготовых знаний, но и, самое главное, их понимания, осознания и применения в различныхметапредметных областях.
Программа включает в себя два основных раздела:
«Теоретические основы и правила шахматной игры»;
«Практико-соревновательная деятельность».
В разделе «Теоретические основы и правила шахматной игры» представленыисторические сведения, основные
термины и понятия, а также образовательные аспекты,ориентированные на изучение основ теории и практики шахмат-

ной игры.Раздел «Практико-соревновательная деятельность» включает в себя сведения оборганизации и проведении
шахматных соревнований, конкурсов по решению задач,шахматных праздников.

МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа разработана для учащихся 1,2, 3, 4 классов (первый год обучения) и рассчитана на изучениематериала
в течение 34 часа.
Основу содержания урока составляет изучение основ теории и практикишахматной игры с дальнейшим закреплением полученных знаний в игровой деятельности,включающей в себя игру с соперником, спарринги, соревновательную
деятельность,шахматные праздники.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание учебного предмета направлено на воспитание творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в личной,общественной и профессиональной деятельности. В настоящее
время представления оцелях образования и путях их реализации претерпевают серьёзные изменения. В центреобразовательного процесса теперь стоит личность ребёнка, для которой одинаково важноезначение имеют как знания, умения и
навыки, полученные в процессе обучения, так испособность и готовность успешно решать жизненные задачи, плодотворно работать вгруппе, быстро реагировать на вызовы экономического прогресса и рынка труда.В этой связи содержание программы «Шахматы в школе» при её соответствиицелевым установкам системы начального общего образования имеет следующие ценностные ориентиры:
- воспитание у учащихся чувства гордости за свою Родину и сопричастности к еёистории;

- формирование способности воспринимать мир как единое целое при всём разнообразии культур, национальностей, религий;
- обучение доброжелательному, доверительному и внимательному отношению клюдям;
- развитие готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто вней нуждается;
- воспитание уважения к окружающим (умение слушать и слышать партнёра,
признание права каждого на собственное мнение и способность принять самостоятельноерешение с учётом позиции
всех участников процесса) и их труду;
- развитие ценностно-смысловой и познавательной сферы личности обучающегося, самостоятельности, инициативности
и любознательности, чувства ответственности,
желания и умения учиться, стремления к самообразованию и самовоспитанию;
- формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к
себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, способности критичноотноситься к своим поступкам и
умения адекватно их оценивать;
- воспитание целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей.
Учебный материал программы позволяет сформировать у младших школьников классовпозитивное отношение к
познавательной деятельности.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Программа «Шахматы в школе» предусматривает достижение школьникаминачальных классов в процессе обучения определённых результатов - личностных, метапредметных и предметных.
Личностные результаты освоения программы отражают индивидуальные качества, которые учащиеся должны
приобрести в процессе освоения программного материала. К личностным результатам относят:
- формирование основ российской, гражданской идентичности;
- ориентацию на моральные нормы и их выполнение, способность к моральнойдецентрации;
- наличие чувства прекрасного;
- формирование основ шахматной культуры;
- понимание важности бережного отношения к собственному здоровью;
- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;
- готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
- уважительное отношение к иному мнению;

- приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и
сверстниками;
- воспитание этических чувств доброжелательности, толерантности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам других людей;
- умение управлять своими эмоциями;
- дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижениипоставленных целей;
- формирование навыков творческого подхода при решении различных задач,
стремление к работе на результат;
Метапредметные результаты освоения программы характеризуют уровень
сформированности универсальных учебных действий (УУД): познавательных, коммуникативных и регулятивных.
Познавательные УУД:
- умение с помощью педагога и самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель деятельности в области
шахматной игры;
- владение способом структурирования шахматных знаний;
- способность выбрать наиболее эффективный способ решения учебной задачи вконкретных условиях;
- умение находить необходимую информацию;
- способность совместно с учителем ставить и формулировать задачу,

самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческогоили поискового характера;
- умение моделировать, а также владение широким спектром логических
действий и операций, включая общие приёмы решения задач;
- способность строить логические цепи рассуждений, анализировать и
просчитывать результат своих действий, воспроизводить по памяти информацию,
устанавливать причинно-следственные связи, предвидеть реакцию соперника,
сопоставлять факты, концентрировать внимание, находить нестандартные решения.
Коммуникативные УУД:
- умение находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на
основе согласования различных позиций;
- способность формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, вестидискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;
- умение донести свою точку зрения до других и отстаивать собственную
позицию, а также уважать и учитывать позицию партнёра (собеседника);
- возможность организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию сучителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметноесодержание и условия деятельности в речи.
Регулятивные УУД:

- умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные,
физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями её реализации;
- способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем
плане), контролировать и оценивать свои действия,
вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Предметные результаты освоения программы характеризуют умения и опытобучающихся, приобретаемые и закрепляемые в процессе освоения учебного предмета«Шахматы в школе».B результате освоения обязательного минимума знаний при обучении по даннойпрограмме обучающиеся начальной школы должны:
- приобрести знания из истории развития шахмат, представления о роли шахмат иих значении в жизни человека;
- владеть терминологией шахматной игры, понимать функциональный смысл инаправленность действий при закреплении изученного шахматного материала;
- приобрести навык организации отдыха и досуга с использованием шахматнойигры.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Теоретические основы и правила шахматной игры:
История шахмат. Шахматная игра как спорт в международном сообществе; цели, задачи, оздоровительное и воспитательное значение шахмат. История зарождения и развития шахматной игры, её роль в современном обществе. Чемпионы мира по шахматам. Современные выдающиеся отечественные и зарубежные шахматисты.

Базовые понятия шахматной игры. Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах
и способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет.
Шахматные соревнования и правила их проведения. Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные термины и понятия в шахматной игре: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр,
шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король); ход и взятие каждой фигурой, нападение, защита, начальное положение, ход, взятие, удар, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур, стадии шахматной партии, основные тактические приёмы; шахматная партия,
запись шахматной партии, основы дебюта, атака на рокировавшегося и нерокировавшегося короля в начале партии, атака при равносторонних и разносторонних рокировках, основы пешечных, ладейных и легкофигурных эндшпилей.

Календарно-тематическое планирование «Шахматы» 1, 2,3,4 класс первый год обучения

Первый год обучения
Дата
факт

№ занятия

план

Тема занятия

Коли- Характеристика деятельности
чество
обучающегося
часов

Введение. (1 час)
Шахматы - мои друзья. История
1
возникновения шахмат.

Знакомство с понятием «Шахматная игра», с историей возникновения данного понятия и шахматной игры в целом

2

Шахматная доска.

1

Знакомство с новыми понятием «Шахматная доска», белыми и черными полями на шахматной доске, угловыми и центральными полями, правильным
расположение шахматной доски в начале партии, закрепление полученных
знаний в динамических шахматных играх

3

Горизонталь.

1

Знакомство с шахматной доской: новое понятие «горизонталь», закрепление
полученных знаний в динамических шахматных играх.

4

Вертикаль.

1

Знакомство с шахматной доской: новое понятие «вертикаль», закрепление
полученных знаний в динамических шахматных играх.

1
Шахматная доска. (5 часов)

5

6

1

Повтор понятий «горизонталь» и «вертикаль», знакомство с новым понятием «диагональ», закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх.

1

Повтор понятий «горизонталь», «вертикаль», «диагональ» Знакомство с новым понятием «шахматная нотация», определение «адреса» шахматных полей, закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх.

Шахматные фигуры и началь1
ная позиция.

Повтор понятий «горизонталь», «вертикаль», «диагональ» Знакомство с новым понятием «шахматная нотация», определение «адреса» шахматных полей, закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх.

Ладья.

1

Знакомство с шахматной фигурой «ладья», местом ладей в начальной позиции, способом передвижения ладьи по доске: ход и взятие, понятием «ход
фигуры», «невозможный ход», закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх.

1

Повторить ходы и взятие ладьей, знакомство с новой шахматной фигурой
«слон», местом слонов в начальной позиции, объяснить способы передвижения слона по доске: ход и взятие. Знакомство с новыми понятиями «белопольный» слон, «чернопольный» слон, закрепление полученных знаний в
динамических шахматных играх.

1

Знакомство с шахматной фигурой «ферзь», местом ферзя в начальной позиции, способом передвижения ферзя по доске: ход и взятие, закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх.

Диагональ.

Шахматная нотация.

Шахматные фигуры (9 часов)

7

8

9

10

Слон.

Ферзь.

11

12

13

14

15

Конь.

Пешка.

Превращение пешки.

Король.

Ценность фигур.

1

Знакомство с шахматной фигурой «конь», месторасположением коня в
начальной позиции, способом передвижения коня по доске: ход и взятие,
закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх.

1

Знакомство с пешкой, месторасположением пешки в начальной позиции,
способом передвижения пешки по доске: ход и взятие, закрепить полученные знания в динамических шахматных играх.

1

Знакомство с превращением пешки во все фигуры: ферзь, ладья, слон, конь,
пешка, с понятием проходная пешка, закрепить полученные знания в динамических шахматных играх.

1

Знакомство с шахматной фигурой королем, месторасположением короля в
начальной позиции, способом передвижения короля по доске: ход и взятие,
закрепить полученные знания в динамических шахматных играх.

1

Знакомство с ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур: короля, ферзя, ладьи, слона, коня, пешки, с единицей измерения, закрепить полученные знания в динамических шахматных играх, полная нотация, закрепить полученные знания в динамических шахматных играх.

Нападение и взятие фигур. (2 часа)
Знакомство с тактическими приемами, закрепить полученные знания в
16

Нападение.

1

динамических шахматных играх.

17

Взятие. Взятие на проходе.

1

Знакомство с особым ходом пешки: взятием на проходе, с названием вертикалей, закрепить полученные знания в динамических шахматных играх.

Цель и результат шахматной партии. (4 часа)

18

Шах и защита от шаха.

1

Знакомство с постановкой шаха всеми фигурами: ферзь, ладья, слон, конь,
пешка, способы защиты шаха, закрепить полученные знания в динамических шахматных играх.

19

Мат.

1

Знакомство с целью шахматной партии, с постановкой мата всеми фигурами: ферзь, ладья, слон, конь, пешка, закрепить полученные знания в динамических шахматных играх.

20

Пат - ничья.

1

Знакомство с ничьей, с патом, с условиями возникновения пата, закрепить
полученные знания в динамических шахматных играх.

1

Знакомство с особым ходом короля и ладьи: с рокировкой, короткая и
длинная рокировки, с условия при которых рокировка возможна, закрепить
полученные знания в динамических шахматных играх.

Основные принципы игры в
1
начале партии.

Знакомство с общими принципы игры в начале шахматной партии, с центром, с анализом шахматной партии, закрепить полученные знания в динамических шахматных играх.

21

Рокировка.

Правила и принципы шахматной игры. (9 часов)

22

23

Мат двумя ладьями одинокому
королю.
1

Знакомство с техника матования одинокого короля двумя ладьями, с методом «лесенка», закрепить полученные знания в динамических шахматных
играх.

24

Мат ферзём и ладьями одинокому королю.
1

Знакомство с техника матования одинокого короля ферзем и ладьей, закрепление с метода «лесенка», закрепить полученные знания в динамических шахматных играх.

Мат ферзём и королём одино1
кому королю.

Знакомство с техника матования одинокого короля ферзем и королем, закрепить полученные знания в динамических шахматных играх.

26

Материальное преимущество

1

Знакомство с тактическими приемами: связка и двойной удар, с понятием
материальное преимущество, закрепить полученные знания в динамических
шахматных играх.

27

Нарушение основных принци1
пов игры в начале партии

Знакомство с ошибочными ходами в начале партии и их последствия, «детский мат», закрепить полученные знания в динамических шахматных играх.

28

Партии-миниатюры

1

Знакомство с общими принципы игры в начале шахматной партии, в середине шахматной партии, в конце шахматной партии, закрепить полученные
знания в динамических шахматных играх.

29

Запись шахматной партии

1

Знакомство с записью шахматной партии и общими принципы игры, закрепить полученные знания в динамических шахматных играх.

30

Шахматный этикет

1

Знакомство с правилами поведения шахматиста во время партии, закрепить
полученные знания в динамических шахматных играх.

25

Шахматный турнир. (4 часа)
31

Шахматный турнир.

1

Игровая практика.

32

Шахматный турнир.

1

Игровая практика.

Шахматный турнир.
33

Решение заданий, игровая
1

практика

Спортивно - шахматный празд1
ник.

34
Итого

Решение заданий, игровая
практика

34 часа

Блиц турниры между учащимися начальной школы: декабрь 24г., март-апрель 25г.
Шахматно-шашечные турниры приуроченные к мероприятиям во время учебного года.
Участие в очных и онлайн турнирах по шахматам в течение года.

ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

1. Уманская Э.Э. Шахматы в школе. Первый год обучения: учебное пособие для общеобразовательных организаций /
Э.Э.Уманская, Е.И.Волкова, Е.А.Прудникова. – М. : Просвещение, 2017. – 175с.
2. Прудникова Е.А., Волкова Е.И. Шахматы в школе. Рабочая тетрадь. Первый год обучения: учебное пособие для
общеобразовательных организаций – М. : Просвещение, 2017.
3. Демонстрационная шахматная доска
4. Наборы шахмат


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».