Березовское муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 11» РАССМОТРЕНО и ПРИНЯТО на заседании педагогического совета БМАОУ СОШ № 11 Протокол от 30.08.2024 №1 УТВЕРЖДЕНО: Директор БМАОУ СОШ № 11 _____________ А.Н. Денисова Приказ от 30.08.2024 №71-од Дополнительная общеобразовательная программа-дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Аккомпанемент на гитаре» на 2024-2025 учебный год Срок реализации: 3 года Рагозина Н. А. Педагог дополнительного образования 1 квалификационной категории Содержание № п/п I 1.1 1.2 1.3 1.4 II 2.1 2.2 2.3 III IV V VI VII Наименование раздела Страницы Основные характеристики программы 2 Пояснительная записка 2 Цель и задачи программы 5 Содержание программы 5 Планируемые результаты 9 Организационно-педагогические условия 9 Помещение 9 Средства обучения и воспитания 10 Кадровые условия 11 Календарный учебный график 13 Учебный план 14 Оценочные материалы 14 Методические указания 16 Приложения к программе 17 I.Основные характеристики программы 1.1 Пояснительная записка “Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека ”. В.А. Сухомлинский «Гитара — как человеческая душа, передающая послание миру всего через шесть струн» Неизвестный автор. Достаточно, чтобы слова выражали смысл. Конфуций (Кун-цзы) Я нарочно начал с песни, чтобы вы не сомневались, кто перед вами. В. Высоцкий Данная программа имеет художественно-эстетическую направленность. В основу программы «Аккомпанемент на гитаре» заложено воспитание думающего и чувствующего человека, так как, размышляя о духовном развитии детей и подростков, о нашем духовном возрождении, мы должны понимать, что душу ребенка можно обогатить только с помощью прекрасного, с помощью искусства. Творчество предполагает самостоятельность, независимость, оригинальность мышления, богатство отношений. Творческий человек склонен к нестандартным, оригинальным действиям, он самостоятелен в своих суждениях, имеет свою точку зрения и умеет аргументировано ее отстаивать. Но самое главное, у юного таланта развивается эмоциональная сфера, его чувства, душа. 2 В каждом человеке природой заложено творческое начало, рано или позднопоявляется желание его реализовать. По статистике музыка является самыммассовым и доступным видом искусства, поэтому многие пробуют свои силы вданном виде творчества. Бесспорным лидером по популярности среди музыкальныхинструментов считается гитара. Без её участия трудно представить себеклассическую и рок-музыку, джаз и романсы. Она нашла себя в авторской песне. Программа «Аккомпанемент на гитаре»предусматривает формирование основ и развитие общей музыкальнойкультуры; знакомство с особенностями жанра авторской песни, культурнымнаследием прошлого и творчеством современных авторов-исполнителей (бардов);освоение средств, форм и методов творческого выражения; освоение основгитарного аккомпанемента; разнообразие форм обучения, приоритетность задачформирования сознания молодого человека как гражданина и патриота, возможностьпроявления индивидуальности и проживание ситуации успеха, творческаясамореализация и социально-значимые направления деятельности – всё это отвечаетрастущим запросам подростков, увлечённых вхождением в мир искусства, и делаетданную программу для них привлекательной. Актуальность образовательной программызаключается в том, что в творческом объединении созданы условия для самореализации, самовыражения детей и подростков. Они получают уникальную возможность овладеть инструментом в короткие сроки. Как следствие, становится естественным стремление детей играть на гитаре, сочинять музыку, писать стихи. Дети, уже научившиеся играть, привыкшие петь песни с духовнопатриотическим содержанием, создают вокруг себя эстетическое и нравственное поле притяжения сверстников. Самое главное, что они усиливают проникновение подобных песен в молодежную среду. Педагогическая целесообразность программы,с учетом особенностей детей подросткового возраста, имеет дополнительную возможность разнообразить деятельность, самоутвердиться, пойти по пути самореализации. Программа не предусматривает профессионального обучения, так как ориентирована на детей с различными музыкальными данными, на всех, кто желает научиться играть на шестиструнной гитаре. Основные направления деятельности: Обучение детей игре на музыкальном инструменте ведется в двух главных и взаимосвязанных направлениях: Первое – формирование, развитие и совершенствование техники игры намузыкальном инструменте, как необходимого средства для достиженияхудожественного результата. 3 Второе – развитие потребности подростков в выражении своих чувств, мыслей и настроений через собственное сочинение поэтическомузыкального произведения или оригинальное исполнение произведений других авторов. Программа построена на следующих принципах: доступности (с учетом возрастных и психологических особенностей); заинтересованности; наглядности; индивидуальности; комплексности, системности и последовательности; преемственности (овладение новыми знаниями, умениями и навыками возможно только на базе уже усвоенного материала). 1.2 Цель и задачи программы Цель программы: Создание условий для развития у детей и подростков сознательного отношения кмузыкально-творческой деятельности, воспитание их активными пропагандистамимузыкального искусства. Задачи: .ознакомление обучающихся с гитарой, исполнительскими возможностями и разнообразием приемов игры; . формирование навыков игры на гитаре; .приобретение базовых знаний в области музыкальной грамоты; . формирование понятий в области песенного жанра; . оснащение системой знаний, умений и способов музыкальной деятельности, обеспечивающих в своей совокупности базу для дальнейшего самостоятельного общения с музыкой, музыкального самообразования и самовоспитания; . воспитание у обучающихся трудолюбия, усидчивости, терпения, дисциплины; . воспитание стремления к практическому использованию знаний и умений, приобретенных на занятиях, в быту, в досуговой деятельности. 4 1.3 Содержание программы Учебно-тематический план Первый год обучения Темы и содержания занятий Календарные Количество сроки часов I полугодие Постановка исполнительского аппарата. 18 Освоение приемов тирандо и апояндо. Одноголосные народные песни и простые пьесы песенного и танцевального характера. Освоение основных видов арпеджио на открытых струнах. АккордыAm, Dm, Em, E.Упражнения. Песенный аккомпанемент. II полугодие Исполнение двойных нот и аккордов 19 правой рукой. АккордыH7,G,A,A7,C.Подготовка к игре в ансамбле на простейшем музыкальном материале. Упражнения. Песенный аккомпанемент. Произведения на фольклорной основе и произведения современных композиторов.Развитие начальных навыков смены позиций. Чтение с листа. Игра в ансамбле. Упражнения. Всего 37 Второй год обучения Календарные Темы и содержания занятий сроки I полугодие Ознакомление с приемом баррэ. Песенный аккомпанемент. Произведения современных композиторов и обработки народных песен. Развитие техники баррэ. Упражнения. Игра с каподастром. Игра в ансамбле аккомпанемента эстрадных и бардовских песен. II полугодие Упражнения. Игра в ансамбле, в том числе, с педагогом.Музыка из кинофильмов, произведения современных композиторов и композиторов прошлого. Подбор на слух произведений, различных по жанрам и стилям. Владение навыками 5 Количество часов 18 19 аккомпанемента. Участие в различных мероприятиях. Всего 37 Третий год обучения Календарные Темы и содержания занятий сроки I полугодие Произведения народной музыки, эстрадные и бардовские песни. Совершенствование техники в различных видах аккомпанемента. Закрепление навыков игры. Подбор аккомпанемента к песням и романсам. Игра в ансамбле. II полугодие Изучение различных по стилям и жанрам произведений. Подготовка программы к концертам, конкурсам и фестивалям различного уровня. Совершенствование техники аккордовой игры, баре. Эстрадные и бардовские песни, романсы. Итоговые участия в различных мероприятиях. Всего Количество часов 18 19 37 Годовые требования Первый год обучения Развитие музыкально-слуховых представлений и музыкально -образного мышления. Посадка и постановка рук, организация целесообразных игровых движений. Освоение безнотного метода записи аккордов. Ознакомление с настройкой инструмента. В течение учебного года педагог должен проработать с учениками 4 – 5музыкальных произведений: народные песни, авторские и эстрадные песни с аккомпанементом сольно и в ансамбле. В качестве теоретического материала учащиеся начинают осваивать безнотный метод записи аккордов, расположение аккордов на грифе. Рекомендуемые упражнения 1. Упражнение на первой и второй струнах. 2. Упражнение на трех струнах. 3. Упражнение на шестой струне. 4. Упражнение на пятой и шестой струнах. 5. Упражнение на басах. 8. Упражнение на прием арпеджио. 6 Произведения на аккордовую технику, аккордовые последовательности Освоение грифа гитары в пределах I позиции, исполнение мелодии на гитаре, знакомство с русским фольклором, игра в ансамбле. Рекомендуетсяигратьаккордовыецепочки: Am-Dm-E-Am, Am-A7 -Dm-E-Am, Am-E-AmDm-Am ит.д. Примерный репертуарный список песен: - «Частушки» (3 аккорда); - Б. Юрьев «В лунном сиянии снег серебрится» (3 аккорда); - В. Цой «Звезда по имени Солнце» (4 аккорда); - О. Митяев «Изгиб гитары желтой» (5 аккордов); - Ю. Визбор «Перевал» (5 аккордов); По окончании первого года обучения сформированы следующие знания, умения, навыки. Учащийся : - знает строение инструмента; - умеет правильно держать инструмент; - соблюдает постановку исполнительского аппарата; - владеет двумя приемами звукоизвлечения (тирандо, апояндо); - ориентируется в цифровых обозначениях аккордов в 1-й и 2-й позиции без применения баррэ (A, Am, A7, D, Dm, D7, E, Em, E7, C, G); - знает буквенные обозначения минорных и мажорных аккордов ; - умеет аккомпанировать в тональности Аm (T-S-D-T); - играет и поет в ансамбле. Второй год обучения В качестве практики применяются: работа над звуком, развитие исполнительской техники левой руки, растяжка пальцев, техника смены позиций. Освоение новых выразительных средств гитарного аккомпанемента: усложнение ритмического рисунка, исполнение небольших мелодических пассажей в вокальных паузах (проигрышах). Игра в ансамбле. В репертуар ансамблей включаются бардовские и эстрадные песни, обработки русских народных песен. В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 5-10 различных произведений. Подбор репертуара производится с учетом интересов учащегося. Рекомендуемые простые последовательности в мажоре: С-F-G7-C D-G-A7-D G-C-D7-G E-A-H7-E A-D-E7-A F-C -G7-C G-D-A7-D C-G-D7-G A-E-H7-E D-A-E7-A Рекомендуемые простые последовательности в миноре: Am -Dm-E7–Am Em-Am-H7-Em Dm-Gm-A7-Dm Bm-Em-#F7-Hm 7 Dm-Am-E7-Am Am-Em-H7 -Em Gm-Dm-A7-Dm Em-Hm-#F7-Hm Рекомендуемые упражнения На втором году обучения можно использовать: «Ежедневные упражнения для развития техники и упражнения для раз вития пальцев правой руки» Е.Шилина; упражнения в стиле кантри и три упражнения в стиле рок -н-ролл. Журнал «Гитарист» 1994 г.; По окончании второго года обучения учащийся: - владеет приемом барре; - знает основные музыкальные термины; - знает буквенные обозначения септаккордов мажора и минора, умеет их применять; - аккомпанирует различными видами арпеджио несложные мелодии, в том числе, бардовские песни в тональностях e-moll, d-moll; - играет и поет в ансамбле. Третий год обучения Продолжение работы над постановочно-двигательными навыками, звукоизвлечением и ритмическими особенностями. Формирование слухового контроля к качеству звукоизвлечения. Динамика звучания. Знакомство с грифом гитары в пределах 4–9 позиций. Развитие техники барре. В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 710 произведенийсольного и ансамблевого аккомпанемента песен. Возможна игра в смешанных инструментальных и вокально инструментальных ансамблях. Рекомендуемые последовательности аккордов: Am-C-Am-C-Am-C-Em, Am-Dm-G-C-Am-Dm-G-C-Am-Dm-E, Am-E-Am-E-Am-E-Am-E-C-G-Am-Am-C-G-Am, Am-C-Am-Dm-Am-E-Am, Am-C-Am-Em-Am-C-Am-Em, G-D-Am-Am-G-D-Am-Am-C-C-Am, Em-A7-D7-G7-C7-#F7-H7-Em, отклонения с использованием доминантсептаккордов: C-A7-Dm-G7-C, Am-A7-Dm-E7-Am, C-E7-Am-A7-Dm-G7-C, Am-G7-C-E7-Am, двойная доминанта: Em-#F7-H7-Em. Рекомендуются к изучению более сложные аккордовые последовательности, например: A-E7/#G-A7/G-D/#F-F7-A/E-E7-А, Am-B-E7/H-Am/C-A7/#C-Dm-E7-Am. По окончании третьего года обучения учащийся: - разучивает и исполняет песни разного стиля и направления; 8 - применяет на практике схемы строения аккордов мажора и минора от 5-й и 6-й струн (аккорды F, G, A, H, C, D, E и минорные аккорды) с применением баррэ; - подбирает по слуху; - играет и поет в ансамбле, в том числе – в смешанных по составу ансамблях; - аккомпанирует, используя простые варианты фактуры. 1.4 Планируемые результаты Обучающийся имеет следующий уровень подготовки: - владеет основными приемами звукоизвлечения, аккомпанемента умеет правильно использовать их на практике; - умеет исполнять произведение в характере, соответствующем данному стилю и эпохе, анализируя свое исполнение; - умеет самостоятельно разбирать музыкальные произведения; - владеет навыками подбора, аккомпанирования, игры и пения в ансамбле. - В ходе изучения программы смогут развить: интерес к занятиям музыкой, эмоциональную восприимчивость, усидчивость, внимание, культуру поведения во время занятий и в целом. II.Организационно-педагогические условия 2.1 Помещение Для реализации данной программы используется кабинет дополнительного образования школы. Каждый обучающийся обеспечивается рабочим местом, стулом в соответствии с его ростом. Ученическая мебель (стулья) изготовлена из материалов, безвредных для здоровья детей, и соответствует росто-возрастным особенностям детей и требованиям эргономики. Размеры учебной мебели в зависимости от роста обучающихся должны соответствовать требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативовСанПиН 2.4.4.2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям иорганизации обучения в общеобразовательных учреждениях». 2.2.Средства обучения и воспитания Материально-техническое обеспечение включает в себя: организацию условий для проведенияпрактических занятий, наличие необходимого натурного фонда, учебно-методический материал. № п/п 1 2 Наименование объектов и средств Количество учебно-методического и материально-технического обучения гитары 3 стулья 10 9 3 4 5 6 пюпитры стол педагога стул педагога стеллаж 5 1 1 1 7 компьютер с выходом в Интернет 1 8 9 10 11 12 13 14 проектор принтер колонки Расходный материал: Комплект струн Флэш-карта Бумага Нотные тетради Ручки Карандаши обучающие схемы, таблицы аккордов подборка песенного репертуара из периодических изданий Учебно-методическая литература: 1. Агафошин П.С. Школа игры на шестиструнной гитаре, - М.: «Музыка»,1983 2. Виницкий А.И. Джазовый альбом, вып.1,2, - М.: «Престо», 2004 3. Газарян С. В мире музыкальных инструментов. Книга для обучающихся старших классов. – М., 1989. 4. Гитман А. Донотный период в начальном обучении гитаристов, - М.: «Музыка», 2003 5. Гитман А. Начальное обучение на шестиструнной гитаре, - М.: «Музыка», 2005 6. Журнал «Музыка в школе». М., № 1-6, 2007. 7. Захаров В.В. Лучшие песни под гитару. – М.: АСТ, 20с. 8. Как научить играть на гитаре. Сост. В.Кузнецов. М., 2006, 2010 9. Кирьянов Н. Искусство игры на шестиструнной гитаре, - М.: «Тоника», 1991 10. Лихачев Ю.Г. Экспресс - курс игры на гитаре. – М.: АСТ: Астрель, 2007. – 222 с. 11. Лихачев Ю.Г. Справочник гитариста. Иллюстрированное пособие по технике игры на 10 1 1 3 1 1 пачка 2 шт. 5 5 5 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 гитаре для начинающих. – М.: Книжкин дом: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2008. – 64 с. 12. Лопатина А.А. Секреты мастерства: 62 урока о профессиях и мастерах. – 17. Павленко Б.М. Поём под гитару. – Ростов - на - Дону: Феникс, 2004. 13. Петров П. В. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре: безнотный метод – Изд. 11е, стер. – Ростов н/Д: Феникс, 2020. – 155 с. 14. Сиреневый туман: любимые песни и романсы для голоса и гитары: хрестоматия. – Спб.: Композитор, 2017. - 484 с. 15. Сухомлинский В.Г. Эстетическое воспитание. Рождение гражданина. – М.: Молодая гвардия, 1971. 16. Сборник авторских программ дополнительного образования детей. – М.: Народное образование, 2002. 1 1 1 1 1 2.3Кадровые условия Требования к педагогу дополнительного образования, осуществляемому реализацию Программы Должностные обязанности. Осуществляет дополнительное образование обучающихся, воспитанников в соответствии со своей образовательной программой, развивает их разнообразную творческую деятельность. Комплектует состав воспитанников кружка и принимает меры по сохранению контингента воспитанников в течение всего срока обучения. Обеспечивает педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов обучения исходя из психофизиологической и педагогической целесообразности, используя современные образовательные технологии, включая информационные. Проводит занятия, опираясь на достижения в области методической, педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий. Обеспечивает соблюдение прав и свобод обучающихся, воспитанников. Участвует в разработке и реализации образовательной программы. Составляет планы и программы занятий, обеспечивает их выполнение. Выявляет творческие способности воспитанников, способствует их развитию, формированию. Организует различные виды деятельности воспитанников, ориентируясь на их личности, осуществляет развитие мотивации их познавательных интересов, способностей. Организует самостоятельную деятельность обучающихся, воспитанников, включает в учебный процесс проблемное обучение, осуществляет связь обучения с практикой, обсуждает с обучающимися, воспитанниками актуальные события современности. Обеспечивает и анализирует достижения воспитанников. Оценивает 11 эффективность обучения, учитывая овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса. Оказывает особую поддержку одаренным и талантливым воспитанникам, а также воспитанникам, имеющим отклонения в развитии. Организует участие воспитанников в массовых мероприятиях. Участвует в работе педагогических советов, в работе по проведению родительских собраний, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям или лицам, их заменяющим, а также педагогическим работникам в пределах своей компетенции. Обеспечивает охрану жизни и здоровья воспитанников во время образовательного процесса. Обеспечивает при проведении занятий соблюдение правил охраны труда и пожарной безопасности. Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; возрастную и специальную педагогику и психологию; физиологию, гигиену; специфику развития интересов и потребностей обучающихся, воспитанников, основы их творческой деятельности; методику поиска и поддержки молодых талантов; содержание учебной программы. Методы развития мастерства; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта с воспитанниками, детьми разного возраста, их родителями, лицами, их заменяющими, коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; технологии педагогической диагностики; основы работы с персональным компьютером (текстовыми редакторами, электронными таблицами), электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности. Требования к образованию и обучению Среднее профессиональное образование – программы подготовки специалистов среднего звена или высшее образование – бакалавриат, направленность (профиль) которого, как правило, соответствует направленности дополнительной общеобразовательной программы, осваиваемой учащимися, или преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю) Дополнительное профессиональное образование – профессиональная переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует направленности дополнительной общеобразовательной программы, 12 осваиваемой учащимися, или преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю) При отсутствии педагогического образования – дополнительное профессиональное педагогическое образование; дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства Рекомендуется обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года IV. Учебный план Формы занятий: групповые, мелкогрупповые, индивидуальные. Дополнительные формы проведения занятий: · репетиции к подготовке выступлений; · концертные выступления различного уровня; · творческие встречи с различными детскими коллективами; · участие в фестивалях, конкурсах различного уровня. Возрастная категория – 10-18 лет Количество групп – 2 группы Количество детей в 1 группе – 1-8 детей Режим занятий – 1 час в неделю на каждую группу (37 в год) Объем и срок реализации программы - 3года. Курс составляет 111 часов. Условия приёма на обучение: приём на обучение проводится по желанию, без предварительного прослушивания. В дальнейшем используется дифференцированныйподход при организации занятий. V. Оценочные материалы Оценка достижений результатов происходит на трех уровнях: 1. Представление коллективного результата группы обучающихся. 2.Индивидуальная оценка результатов каждого обучающегося. 3.Качественная и количественная оценка эффективности дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы на основании суммирования индивидуальных результатов обучающихся. Представление коллективного результата группы обучающихся: 1. Концерт с приглашением родителей и администрации (1 раз в год). 2. Публичные выступления с творческими номерами. 13 3. Выступления на классных часах на тему («Из истории бардовской песни», «Что даёт игра на гитаре», «Знаменитые авторы-исполнители» и др.) Для индивидуальной оценки результатов каждого обучающегося используется методика лесенка самооценки и накопление материалов в Портфолио (участие в массовых мероприятиях, конкурсах). Педагогический контроль. Педагогический контроль включает в себя педагогические методики. Комплекс методик направлен на определение уровня усвоения программного материала, степень сформированности умений осваивать новые виды деятельности, развитие коммуникативных способностей, рост личностного и социального развития обучающегося. Применяемые методы педагогического контроля и наблюдения, позволяют контролировать и корректировать работу программы на всём протяжении ее реализации. Это дает возможность отслеживать динамику роста знаний, умений и навыков, позволяет строить для каждого ребенка его индивидуальный путь развития. На основе полученной информации педагог вносит соответствующие коррективы в учебный процесс. Контроль используется для оценки степени достижения цели и решения поставленных задач. Контроль эффективности осуществляется при выполнении диагностических заданий и упражнений, фронтальных и индивидуальных опросов, наблюдений. Виды контроля: •текущий контроль (оценка усвоения изучаемого материала) осуществляется педагогом в форме наблюдения; •промежуточный контроль проводится один, два разав полугодие в форме публичных выступлений. •итоговая аттестация, проводится в конце учебного года в форме публичного выступления, проводимогов торжественной обстановке. Качественная и количественная оценка эффективности дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы возможна при проведении мониторинга эффективности. Цель мониторинга – создание системы организации, сбора, обработки и распространения информации, отражающей результативность дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы. Критерии мониторинговых исследований: • личностный рост обучающихся (рост социальной активности, мотивации к активной познавательной и социальной деятельности; коммуникативных, исследовательских компетентностей, креативных и организационных способностей, рефлексивных умений; повышение уровня воспитанности усвоении гражданских и нравственных норм, духовной культуры, гуманистического основ отношения к окружающему миру и др.); 14 •сформированность детского коллектива в рамках реализации дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы (благоприятный психологический микроклимат, сплоченность коллектива, высокий уровень развития коллективных взаимоотношений, развитость самоуправления, наличие традиций и т.п.); •качественное повышение уровня организации работы дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы. Мониторинг предполагает примерные показатели определения результативности реализации дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы: •рост личностных достижений всех субъектов деятельности; •удовлетворенность участников уровнем и качеством образовательных услуг; •положительная динамика участия в творческих конкурсах, фестивалях и т.п.; •успешность участия обучающихся в проектах различного уровня; •общественная экспертиза дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы школы (публикации, отзывы, сертификаты, экспертные заключения, грамоты, благодарности и т.п.); •сохранность контингента обучающихся по обучению по дополнительной общеобразовательной программе – дополнительной общеразвивающей программе Формы подведения итогов реализации образовательной программы: · участие в концертах, творческих смотрах, фестивалях, туристических слётах (при возможности); · демонстрация знаний и умений на открытых занятиях для родителей. VI. Методические указания Трехлетний срок реализации программы позволяет: продолжить самостоятельные занятия, музицировать для себя и друзей, участвовать в различных самодеятельных ансамблях. Каждая из этих целей требует особого отношения к занятиям и индивидуального подхода к обучающимся. Занятия рекомендуется сопровождать внеклассной работой - посещением выставок и концертных залов, прослушиванием музыкальных записей, просмотром концертов и музыкальных фильмов. Большое значение имеет репертуар обучающихся. Необходимо выбирать высокохудожественные произведения, разнообразные по форме и 15 содержанию. Необходимо познакомить учащегося с историей гитары, рассказать о выдающихся гитарных исполнителях и композиторах. Общее количество музыкальных произведений, рекомендованных для изучения на каждом годовом этапе, рассматривается индивидуально. Предполагается, что педагог в работе над репертуаром будет добиваться различной степени завершенности исполнения: некоторые произведения должны быть подготовлены для публичного выступления, другие – для показа в условиях класса, третьи – с целью ознакомления. Требования могут быть сокращены или упрощены соответственно уровню музыкального и технического развития. На заключительном этапе у учеников сформирован опыт исполнения произведений народной музыки, эстрадных и бардовских песен, опыт игры и пения в ансамбле. Исходя из этого опыта, они используют полученные знания, умения и навыки в исполнительской практике. Параллельно, с формированием практических умений и навыков, обучающийся получает основы знания музыкальной грамоты, основы гармонии, которые применяются при подборе на слух. Методы работы над качеством звука зависят от индивидуальных способностей и возможностей учащихся, степени развития музыкального слуха и музыкально-игровых навыков. Важным элементом обучения является накопление художественного исполнительского материала, дальнейшее расширение и совершенст вование практики публичных выступлений (сольных и ансамблевых). VII. Приложения Сопровождение песен исполняется аккордами и различными видами гармонических фигураций (арпеджио) – это последовательное перемещение по звукам входящим в состав аккорда. В зависимости от размера произведения, динамики, стиля и формы подбирается определенная фигурация.приложение 1 . В таблице дается графическое изображение аккордов, которое необходимо для разбора песен. Немаловажен подбор аккомпанемента по слуху, где требуется знание сольфеджио и определенных формул. см. приложение 2, 3. Все эти вспомогательные таблицы помогут учащимся самостоятельно, без помощи преподавателя, овладеть навыками читки с листа и разбора песен. Приложение 1 16 17 18 19 Приложение 2 20 21 22 23 Приложение 3 Подбор аккомпанемента по слуху Во всех мажорных и минорных тональностях на I, IV и V ступеняхтоника, субдоминанта и доминанта строятся главные аккорды лада. Именно аккорды этих ступеней легче всего определить по слуху. Как главные, аккорды лада, они звучат наиболее характерно и поэтому их легче всего определить на слух. T – S – D7 – T I ступень T - тоническое трезвучие IV ступень S – субдоминантовое трезвучие V ступень D7 – доминантсептаккорд В ля миноре это аккорды: Am – Dm - E7 - Am. В до мажоре это аккорды: C - F - G7 - C. Если вы хотите подобрать несложный аккомпанемент к знакомой мелодии, то сначала надо определить, в какой тональности написана мелодия этой песни, в мажоре или миноре. После определения минорной тональности ля минор, необходимо подобрать одну из ниже указанных последовательностей в ля миноре, причем можно некоторые функции аккордов пропускать, а подбирать наиболее подходящие по гармонии. Такая система окажет вам помощь в подборе аккомпанемента песен по слуху. Рекомендуется все ниже указанные варианты последовательностей аккордов играть ежедневно и выучить их наизусть. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. C - G7 – C C – F – G7 – C C – Am – Dm – G7 – C C – D7 – G7 – C C – Em – F – G7 – C C – E7 – Am – Dm – G7 – C C – G7 – F – G7 – C C – G7 – C – D7 – C 24 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Am – E7 – Am Am – Dm – Е7 – Аm Am – Dm – G7 – C – Am – Dm – E – Am Am – C – G7 – E7 – Am Am – Dm – H7 - E7 – Am Am – A7 - Dm – E7 – Am Am – Dm – C7 – C – E7 – Am Am – F – G7 – C – F - Dm – E7 - Am 25