Рабочая программа курса внеурочной деятельности Юные журналисты

Выписка из содержательного раздела
основной образовательной программы
среднего общего образования
БМАОУ СОШ № 11

Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
социально-педагогической направленности
«Юные журналисты»
10-11 класс

2024 г.

1. Планируемые результаты
Ожидаемые результаты:
по окончании обучения учащиеся
знают:
- особенности новостного жанра, особенности жанров: эссе, репортаж,
интервью,
проблемная корреспонденция,
- особенности современной журналистики, интернет-журналистики,
- особенности художественно-публицистического стиля,
- изобразительно-выразительные средства в журналистике,
- логика и последовательность работы над материалом,
- целостность и логичность текста,
- основы макетирования газеты в программе publicher,
- основы проектной деятельности,
- основы организации обучающего занятия,
- особенности публичного выступления,
- основы информационной культуры, журналистской этики,
- специальная терминология в области современной журналистики,
- основные творческие методы и приемы поиска идей
умеют:
- писать творческие работы в различных жанрах журналистики,
- эффективно осуществлять поиск нужной информации, перерабатывать
информацию, выделять важное в потоке социальной информации,
- сравнивать, анализировать обобщать факты действительности,
- самостоятельно находить тему будущего материала,
- осмысленно использовать художественные выразительные средства речи,
- чётко определять цель и добиваться результата, планировать деятельность,
- работать в режиме проектной деятельности,
- организовывать групповую деятельность (работу по выпуску школьной
газеты,проводить обучающее занятие),

- использовать творческие приемы при поиске и отборе идей,
- писать резюме, оформлять портфолио.
Личностные результаты:
-знакомство с особенностями профессии журналиста на основе
понимания ее ценностного содержания и возможностей реализации
собственных жизненных планов;
-формирование

личности

журналиста

профессионально-творческих,

как

совокупности

индивидуально-психологических,

нравственных и гражданских качеств;
-освоение основных этических норм и понятий как условия правильного
восприятия, анализа и оценки событий окружающей жизни;
-формирование активной жизненной позиции.
Метапредметные результаты:
-овладение культурой общения с медиа,
-овладение навыками работы с различными источниками информации;
-развитие творческих и коммуникативных способностей;
-развитие

критического

мышления,

умения

интерпретировать,

анализировать и оценивать медиатексты,
-овладение

различными

формами

самовыражения

при

помощи

медиатехники.
Предметные результаты:
- умение выявлять интересные события и явления в повседневной жизни;
-знание специфики и структуры основных газетных жанров (уметь
различать информацию, заметку, интервью, статью), умение грамотно
излагать информацию в этих жанрах.
Содержание программы базируется на следующих важных принципах
работы:
 принцип развивающего и воспитывающего обучения;
 принцип научности и интегративности;
 принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

 принцип учета возрастных возможностей.
На каждом занятии ведется работа по трем направлениям учебной
деятельности:
1. Занятия, связанные с теорией журналистики
2. Практической часть занятий, на которой дети имеют возможность
закрепить свои навыки: они готовят публикации для школьного
издания «Школьная газета»
Реализации указанной программы нацеливает учителя на овладение
современными педагогическими технологиями, такими как:
-развивающее обучение
-разноуровневое обучение;
-коллективная система обучения
-исследовательские методы в обучении;
-технологию использования в обучении игровых методов: ролевых,
деловых и других видов обучающих игр;
-обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);
-информационно-коммуникационные технологии.

2. Содержание программы
Программа «Юные журналисты» состоит из 8 разделов.
Раздел 1. Введение (2 часа)
Теория (2 ч.). Цели и задачи, стоящие в этом учебном году. Знакомство с
тематикой занятий. Распределение поручений в газете. Инструктаж по технике
безопасности.
Формы организации и содержание занятий: беседа
Раздел 2. Повторение изученного на уроках (5 часов)
Теория (2 ч.). Функции журналистики, язык журналистики, стилистические
фигуры речи, основные типы построения текста. Слово и понятие.
Многозначность слова. повествование, рассуждение, описание.
Практика (3 ч.). Встреча с местными журналистами. Интервью.
Контроль: Написание заметок
Формы организации и содержание занятий: беседа, практикумы, встречи с
интересными людьми, проекты
Раздел 3. Малые жанры журналистики. Заметка (5часов)
Теория (2 ч.). Заметка - простейшая форма оперативного газетного сообщения.
Событийный повод для написания заметки. Сжатость изложения, высокая
оперативность.Способы подачи краткой информации в газете и журнале:
тематические,политематические,

хроникальные

подборки.

Заметка

информационного характера.
Практика (3 ч.). Написание и взаимное обсуждение заметок.
Контроль: Рецензия
Формы организации и содержание занятий:беседы, интервью, работа с ПК,
дизайн-проекты
Раздел 4. Интервью. Особенности жанра. (5 часов)

Теория (2 ч.). Интервью как универсальный метод получения информации.
Виды интервью: интервью-монолог, интервью-сообщение, интервью-диалог,
интервью-зарисовка,

интервью-мнение,

анкета,

опрос.

Коллективное

интервью, анкета Логика интервью. Моделирование
Практика (3 ч.). Составление вопросов для интервью.
Контроль: Интервью
Формы организации и содержание занятий:интервью, встречи с интересными
людьми, фоторепортаж, проект
Раздел 5. Роль статьи в журналистике. (5 часов)
Теория (2 ч.). Отличительные черты статьи: целеустремлённость и
доходчивость, логичность, точность, яркость языка. Статья - жанр,
предназначенный для анализа актуальных, общественно-значимых процессов,
ситуаций, явлений и управляющих ими закономерностей.
Функции

и

задачи

статьи.

Проблемная,

общеисследовательская,

полемическая. Обзор печати – особый жанр.
Практика (3 ч.). Создание статьи на основе сформулированной проблемы.
Контроль: анализ статей
Раздел 6. Виды репортажа. (5 часов)
Теория (3 ч.). Репортаж – наглядное представление о том или ином событии
через

непосредственное

восприятие

журналиста

–

очевидца

или

действующего лица. Жанровое своеобразие – использование элементов всех
информационных

жанров:

картинное

описание

какого-либо

эпизода,

характеристика персонажей, прямая речь. Виды репортажа: событийный,
тематический, постановочный. Оперативность, динамичность, наглядность,
активно действующее авторское "я", внимание к детали и подробности.
Событийный репортаж (оперативность, хронологичность), познавательный
репортаж (в основе тема, а не событие), спортивный
Практика (2 ч.). Репортаж

Формы организации и содержание занятий: беседы, проекты, интервью,
практикумы,
Раздел 7. Очерк. (5 часов)
Теория (2 ч.). Близость к малым формам художественной литературы –
рассказу или короткой повести. Очерк как раскрытие жизни того или иного
значимого

лица.

Очерки

портретные,

событийные,

путевые.

Документальность, образность, типизация, насыщенность литературнохудожественными средствами, языковые и стилистические особенности.
Эмоциональная выразительность.
Практика (3 ч.). Создание очерка.
Контроль: анализ очерка
Формы организации и содержание занятий: проекты, практикумы
Раздел 8. Итоговое занятие (2 часа)
Практика (2 ч.). Подведение итогов, тестирование. Защита проектов –
самостоятельный выпуск номера школьной газеты, презентации. Выставка
портфолио.
Контроль: проекты и презентации
Формы организации и содержание занятий: защита проектов

Учебный план
№
п/п

Раздел

Всего

Теория

Практика Форма
аттестации
(контроля)

1

Введение

2

2

0

-

2

Повторение
5
изученного на
уроках
Малые жанры 5
журналистики.
Заметка

2

3

Заметка (статья)

2

3

Рецензия
периодической
печати

Интервью.
Особенности
жанра
Роль статьи в
журналистике
Виды
репортажа
Очерк

5

2

3

Интервью

5

2

3

Анализ статей

5

3

2

Репортаж

5

2

3

Анализ очерка

Итоговое
занятие

2

0

2

Проекты
презентации

34

15

19

3

4

5
6
7
8

Итого

и

Тематическое планирование
№ Раздел
п/п

Всего

Теория

Практика Дата
Дата
проведения факту

1

Введение

2

2

0

2

Повторение
5
изученного на
уроках

2

3

по

3

4

5
6
7

Малые жанры
журналистики.
Заметка
Интервью.
Особенности
жанра
Роль статьи в
журналистике
Виды
репортажа
Очерк

Итоговое
занятие
Итого
8

5

2

3

5

2

3

5

2

3

5

3

2

5

2

3

2

0

2

34

15

19

Список литературы
1.

Афанасьев М.Г. Вопросы журналистики. М.: Высшая школа.1987

2.

Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству: из опыта работы.–
М.: Просвещение. 2022

3.

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.,
1998

4.

Кеворков В.В. Рекламный текст. М., 2014

5.

Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2001.
Основы творческой деятельности журналиста. Под ред. С.Г.
Корконосенко. СПб., 2017.

6.

Ливанова М.В. Газета в школе. Учебно-методические материалы по
организации и выпуску школьного печатного издания. Смоленск, 2011

7.

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 21 мая 2014 г.
N 339н "Об утверждении профессионального стандарта
"Корреспондент средств массовой информации"

8.

Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке.
М., 2017.

9.

Тертычный А.А. Жанры периодической печати: Учебное пособие. М.,
2020.

10.

ШкопоровН.Б.. Как психологически правильно брать интервью. М
.,1990


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».