Рабочая программа курса внеурочной деятельности Волейбол

Выписка из содержательного раздела
основной образовательной программы
среднего общего образования
БМАОУ СОШ № 11

Рабочая программа курса
внеурочной деятельности «Волейбол»
10-11 класс

Преподаватель:
учитель физической культуры Л.Г. Скворцова

2024г.

Пояснительная записка
Нормативно - правовая базовая документация.
1. Учебное пособие «Внеурочная деятельность. Волейбол: пособие для учителей и
методистов»/Г.А. Колодницкий, B.C. Кузнецов, М.В. Маслов/,- М.: Просвещение,
2011
2. Программа спортивной секции «Юные спортсмены», учитель - Логинова Д.Ф.
Назначение программы.
Рабочая программа внеурочной деятельности по волейболу для учащихся 5-9
классов разработана на основе учебного пособия «Внеурочная деятельность.
Волейбол: пособие для учителей и методистов»/Г.А. Колодницкий, B.C. Кузнецов,
М.В. Маслов/,- М.: Просвещение, 2011, в соответствии с ФГОС ООО 2010 г.
Система физического воспитания в нашей стране имеет многолетний опыт
становления и направлена на решение основных социально значимых задач:
укрепление здоровья населения, физическое и двигательное развитие и воспитание
высоких нравственных качеств.
Особое внимание уделяется детскому возрасту, поскольку на этом этапе
развития закладывается основа дальнейшего совершенствования и формируется
потенциал физических возможностей, которые могут быть реализованы в различных
сферах деятельности человека. Рабочая программа по внеурочной деятельности
составлена в соответствии с новыми стандартами второго поколения.
Дополнительная образовательная программа имеет физкультурно - спортивную
направленность и предназначена для углубленного изучения раздела «Волейбол»
образовательной программы средней школы . Целесообразность и актуальность
программы заключается в том, что занятия по ней, позволят учащимся восполнить
недостаток навыков и овладеть необходимыми приёмами игры во внеурочное время,
так как количество учебных часов отведённых на изучение раздела «волейбол» в
школьной программе недостаточно для качественного овладения игровыми
навыками и в особенности тактическими приёмами. Программа актуальна на
сегодняшний день, так как её реализация восполняет недостаток двигательной
активности, имеющийся у подростков, имеет оздоровительный эффект, а также
благотворно воздействует на все системы детского организма. Новизна программы
заключается в том, что в ней предусмотрено уделить большее количество учебных
часов на разучивание и совершенствование тактических приёмов, что позволит
учащимся идти в ногу со временем и повысить уровень соревновательной
деятельности в волейболе.
Актуальность и перспективность курса
Волейбол - один из наиболее массовых и любимых видов спорта у нас в стране.
Занятия волейболом улучшают работу сердечно - сосудистой и дыхательной систем,
укрепляют костную систему, развивают подвижность суставов.
Постоянное взаимодействие с мячом способствует улучшению
периферического зрения, ориентировке в пространстве. Развивается двигательная
реакция на зрительные и слуховые сигналы. Игра в волейбол требует от
занимающихся максимального проявления физических возможностей, волевых
усилий и умения пользоваться приобретенными навыками. Развивается чувство
ответственности, коллективизма, скорость принятия решений. Предлагаемая

программа помогает улучшить физические, физиологические и психические
возможности ребенка с помощью правильного планирования занятий, дополняющих
уроки физической культур
Цель
Игра в волейбол направлена на всестороннее физическое развитие и
способствует вовлечению учащихся в двигательную деятельность.
Основные задачи:
Оздоровительные Укрепление здоровья. Совершенствование физического
развития.
Образовательные Обучение основам техники и тактики игры волейбол.
Развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости,
координации и гибкости; Формирование у занимающихся необходимых
теоретических
знаний
в
области
физической
культуры
для самостоятельного использования их в повседневной жизни.
Воспитательные Формирование у занимающихся устойчивого интереса к
занятиям волейболом. Воспитание моральных и волевых качеств.
Формы работы
Практическая часть представлена практическими действиями - физическими
упражнениями.
Теоретическая часть включает в себя объяснение педагогом необходимых
теоретических понятий, беседу с учащимися, показ изучаемых технических
элементов, просмотр презентаций.
Два раза в год должны проводиться контрольные испытания по общей и
специальной подготовке.
Теоретические и практические занятия, общеразвивающие и специальные
упражнения.
Значение волейбола в общеобразовательной системе, общеразвивающих и
специальных упражнений в системе общефизической подготовки.
Тематическое планирование
№ тема
1 Перемещения
2 Верхняя передача
3 Нижняя передача
4 Нижняя прямая подача с середины площадки
5 Прием мяча
6 Подвижные игры и эстафеты
7 Физическая подготовка в процессе занятия.
Итого 42 часа

Кол-во часов
5
5
5
10
10
7

Основы знаний (теоретическая часть):
Основы истории развития волейбола в России; Сведения о строении и функциях
организма человека; Правила игры в волейбол (пионербол); Места занятий,
инвентарь.
Общефизическая подготовка (практическая часть):
Строевые упражнения; Гимнастические упражнения; Легкоатлетические
упражнения; Подвижные и спортивные игры.
Специальная физическая подготовка (практическая часть): Упражнения для
привития навыков быстроты ответных действий; Подвижные игры;
Упражнения для развития прыгучести;
Упражнения для развития качеств, необходимых при приемах и передачах мяча;
Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении подач мяча;
Техника нападения (практическая часть): Перемещения и стойки; Действия с мячом.
Передачи мяча; Техника защиты:
Действия без мяча: скачек вперед, остановка прыжком, сочетание способов
перемещений и остановок.
Тактическая подготовка. Тактика нападения:
Индивидуальные действия
Командные действия
Тактика защиты:
Индивидуальные действия
Командные действия
Контрольные игры и соревнования:
теоретическая часть
Правила соревнований
практическая часть:
Соревнования по подвижным играм с элементами волейбола Учебно-тренировочные
игры Физическая подготовленность
Перемещения приставными шагами лицом вперёд, правым, левым боком вперёд и
спиной вперёд.
ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ:
Технико-тактическая подготовка.
№ Виды испытаний
мальчики
п/п
1 Нижняя прямая подача с расстояния 6 м от сетки (кол-во 7-9
удачных попыток из 10)
2 Жонглирование мячом над собой верхней передачей 8-10
(кол- во раз)
3 Жонглирование мячом над собой нижней передачей 5-7
(кол- во раз)
4 Первая передача (прием) на точность из зоны 6 в зону 3 3
(расстояние 6 м)

девочки
6-8
5-7
4-6
2

Календарно - тематическое планирование.
№
Содержание занятий
Характеристика основных
занятия
видов деятельности ученика
История развития волейбола в России. Овладение
стойкой
1
Техника безопасности на занятиях по волейболиста и различными
волейболу;
Общефизическая
и способами перемещения.
специальная подготовка; Обучение стойке Принимать мяч сверху двумя
игрока,
Техника
перемещений: руками. Правильно располагать
приставными шагами, двойным шагом, пальцы рук на мяче. Научится
скрестным шагом; Техника передачи мяча подавать нижнюю подачу.
сверху: имитация передачи мяча двумя
руками сверху на месте и после
перемещения; Техника нижней прямой
подачи: имитация, подачи в парах.
Эстафеты с элементами волейбола.
№2
Общие
основы
волейбола. Овладение
стойкой
Общефизическая
и
специальная волейболиста и различными
подготовка; Обучение стойке игрока. способами перемещения.
Техника перемещений: прыжками вперед- Принимать мяч сверху двумя
назад двойным шагом, спиной вперед; руками. Правильно располагать
Техника передачи мяча сверху: передача пальцы рук на мяче. Научится
мяча после подбрасывания, передачи мяча подавать нижнюю подачу.
в парах после набрасывания партнёром;
Техника нижней прямой подачи: подачи в
парах, в стенку. Подвижным играм с
элементами волейбола «Эстафеты у стены»
№3
Общие
основы
волейбола. Овладение
стойкой
Общефизическая
и
специальная волейболиста и различными
подготовка; Обучение стойке игрока. способами перемещения.
Техника перемещений: скачками вперёд, Принимать мяч сверху и снизу
по сигналу; Техника передачи мяча сверху двумя руками. Правильно
и приёму мяча снизу двумя руками: располагать пальцы рук на
имитация передачи и приема мяча двумя мяче.
Уметь
правильно
руками сверху и снизу на месте и после передавать мяч. Сочетать
перемещения; передача и прием мяча после правильную работу рук и ног.
подбрасывания, передачи мяча в парах
после набрасывания партнёром; Техника
нижней прямой подачи: имитация, подачи
в парах, в стену. Подвижным играм с
элементами волейбола «Эстафеты у стены»
№4
Сведения о строении и функциях Развитие
ловкости,
организма человека. Общефизическая и внимательность. Умение играть
специальная подготовка. Стойки игрока. в команде. Взаимовыручка и
Техника перемещений волейболиста. взаимодействие игроков. Уметь

№5

№6

№7

№8

№9

Техника передачи мяча сверху и приёму
мяча снизу двумя руками: имитация
передачи и приема мяча двумя руками
сверху и снизу над собой и вперед; Техника
нижней прямой подачи: через сетку (6м).
Правила игры в волейбол (пионербол);
Учебно-тренировочные игры в Пионербол
с элементами волейбола.
Сведения о строении и функциях
организма человека. Общефизическая и
специальная подготовка; Стойки игрока.
Перемещения спиной вперёд, скачками
вперёд. Встречные линейные эстафеты с
передачей и приемом мяча. Техника
нижней прямой подачи: через сетку..
Правила игры в волейбол (пионербол);
Учебно-тренировочные игры в Пионербол
с элементами волейбола.
Сведения о строении и функциях
организма человека. Общефизическая и
специальная подготовка; Перемещения в
стойке, по сигналу. Передачи мяча в парах,
прием снизу над собой и в парах. Техника
нижней прямой подачи: через сетку с 5 –
6м. Учебно-тренировочные игры в
Пионербол с элементами волейбола.
Общефизическая
и
специальная
подготовка; Стойки игрока, перемещения
приставными шагами, двойным шагом;
Передачи над собой и партнёру.
Техника нижней прямой подачи: через
сетку с 5 – 6м. Обучение верхней прямой
подачи: имитация подачи, подачи в стену.
Учебно-тренировочные игры в Пионербол
с элементами волейбола.
Общефизическая
и
специальная
подготовка. Передвижения в стойке.
Передачи над собой и партнёру.
Обучение верхней прямой подачи:
имитация подачи, подачи в стену. Учебнотренировочные игры в Пионербол с
элементами волейбола.
Общефизическая
и
специальная
подготовка; Перемещения приставными

принимать мяч снизу. Сочетать
правильную работу рук и ног.

Развитие
ловкости,
внимательность. Умение играть
в команде. Взаимовыручка и
взаимодействие игроков. Уметь
принимать мяч снизу. Сочетать
правильную работу рук и ног.

Уметь правильно передавать
мяч. Правильно располагать
пальцы на мяче и держать
локти
в
правильном
положении. Развитие ловкости,
внимательность. Умение играть
в команде. Взаимовыручка и
взаимодействие игроков.
Научится подавать нижнюю и
верхнюю
подачу.
Уметь
принимать мяч снизу. Сочетать
правильную работу рук и ног.
Принимать
мяч
после
перемещений

Уметь принимать мяч снизу.
Сочетать правильную работу
рук и ног. Принимать мяч после
перемещений.
Уметь
принимать мяч в паре и через
сетку.
Уметь принимать мяч снизу.
Сочетать правильную работу

№10

№ 11

№12

№13

№14

шагами, скрестным шагом. Передача и
прием мяча над собой на месте, в
движении, после перемещения; Верхняя
прямая подача: через сетку с 3 – 5м.
Подвижным
играм
с
элементами
волейбола.
Общефизическая
и
специальная
подготовка; Стойки игрока. Перемещения
приставными шагами, двойным шагом;
передача и прием мяча над собой на месте,
в движении, в парах. Верхняя прямая
подача: через сетку с 3 – 5м. Подвижным
играм с элементами волейбола.
Общефизическая
и
специальная
подготовка. Стойки игрока. Перемещения
приставными шагами, двойным шагом;
передача и прием мяча в парах через сетку.
Верхняя прямая подача: через сетку с 3 –
5м. Учебно-тренировочные игры в
Пионербол с элементами волейбола.
Общефизическая
и
специальная
подготовка;
Стойки
игрока.
Перемещениям приставными шагами,
двойным шагом; Передача и прием мяча в
парах; Тактические действия в нападении и
защите. Учебно-тренировочные игры в
волейбол по упрощённым правилам.
Общефизическая
и
специальная
подготовка;
Стойки
игрока.
Перемещениям приставными шагами,
двойным шагом; Передача и прием мяча в
парах; Подача, прием с подачи. Правила
игры в волейбол (пионербол); Учебнотренировочные игры в волейбол по
упрощённым правилам.
Общефизическая
и
специальная
подготовка.
Стойки
игрока.
Перемещениям приставными шагами,
двойным шагом; Передача и прием мяча в
парах; Техника защиты: Действия без мяча:
скачек вперед, остановка прыжком,
сочетание способов; перемещений и
остановок. Учебно-тренировочные игры в
волейбол по упрощённым правилам.

рук и ног. Принимать мяч после
перемещений. Уметь подавать
подачу.

Развитие
ловкости,
внимательность. Умение играть
в команде. Взаимовыручка и
взаимодействие игроков.

Уметь принимать мяч снизу.
Сочетать правильную работу
рук и ног. Принимать мяч после
перемещений.
Уметь
принимать мяч в паре и через
сетку.
Развитие
ловкости,
внимательность. Умение играть
в команде. Взаимовыручка и
взаимодействие игроков.

Уметь принимать мяч снизу.
Сочетать правильную работу
рук и ног. Принимать мяч после
перемещений.
Уметь
принимать мяч в паре и через
сетку.
Уметь своевременно выходить
к
мячу.
Передавать
и
перебивать мяч через сетку.

№ 15

№16

№ 17

№18

№ 19

№20

№ 21

Общефизическая
и
специальная
подготовка;
Стойки
игрока.
Перемещениям приставными шагами,
двойным шагом; Передача и прием мяча в
парах через сетку. Подачи через сетку.
Подвижным
играм
с
элементами
волейбола.
Общефизическая
и
специальная
подготовка; В стойке волейболиста
принимать мяч снизу двумя руками.
Правильно работать ногами. Работать в
паре, подбиванис мяча с продвижением.
Учебно-тренировочные игры в волейбол
по упрощённым правилам.
Общефизическая
и
специальная
подготовка. В стойке волейболиста
принимать мяч снизу двумя руками.
Правильно работать ногами. Работать в
паре, подбиванис мяча с продвижением.
Подвижным
играм
с
элементами
волейбола.
Общефизическая
и
специальная
подготовка; Стойки игрока. Техника
перемещений приставными шагами,
двойным шагом; Передачи после
варьирования расстояния и траектории;
Учебно-тренировочные игры в волейбол
по упрощённым правилам.
Общефизическая
и
специальная
подготовка; В стойке волейболиста
принимать мяч снизу двумя руками.
Передачи мяча сверху через сетку; Учебнотренировочные игры в волейбол по
упрощённым правилам.
Общефизическая
и
специальная
подготовка; Стойки игрока; В стойке
перемещения различными способами, с
выполнением
различных
заданий;
Передачи мяча сверху через сетку; Учебнотренировочные игры в волейбол по
упрощённым правилам.
Общефизическая
и
специальная
подготовка. Стойки игрока; В стойке
перемещения различными способами, с

Уметь принимать мяч снизу.
Сочетать правильную работу
рук и ног. Принимать мяч после
перемещений.
Уметь
принимать мяч в паре и через
сетку.
Развитие
ловкости,
внимательность. Умение играть
в команде. Взаимовыручка и
взаимодействие игроков.

Уметь принимать мяч снизу.
Сочетать правильную работу
рук и ног. Принимать мяч после
перемещений.
Уметь
принимать мяч в паре и через
сетку.
Уметь своевременно выходить
к
мячу.
Передавать
и
перебивать мяч через сетку.

Научится подавать нижнюю
подачу. Уметь направлять мяч в
заданную зону. Подавать мяч
снизу. Выполнять
большое количество подач
подряд.
Уметь принимать мяч снизу.
Сочетать правильную работу
рук и ног. Принимать мяч после
перемещений.
Уметь
принимать мяч в паре и через
сетку.
Уметь своевременно выходить
к
мячу.
Передавать
и
перебивать мяч через сетку.

выполнением
различных
заданий;
Передачи мяча сверху через сетку;
Подвижным
играм
с
элементами
волейбола.
№ 22
Общефизическая
и
специальная
подготовка; Стойки игрока; В стойке
перемещения различными способами, с
выполнением
различных
заданий;
Передачи мяча сверху через сетку; Правила
игры в волейбол (пионербол);
№ 23
Общефизическая
и
специальная
подготовка. Стойки игрока; В стойке
перемещения различными способами, с
выполнением
различных
заданий;
Передачи мяча сверху через сетку;
Подвижным
играм
с
элементами
волейбола.
№ 24
Общефизическая
и
специальная
подготовка; Стойки игрока. В стойке
перемещения различными способами, с
выполнением различных заданий; Приём и
передача мяча в парах. Подвижным играм
с элементами волейбола.
№ 25-26 Общефизическая
и
специальная
подготовка; В стойке перемещения
различными способами, с выполнением
различных заданий; Приём и передача в
парах. Учебно-тренировочные игры в
волейбол по упрощённым правилам.
№ 27
Общефизическая
и
специальная
подготовка. В стойке перемещения
различными способами, с выполнением
различных заданий; Приём и передача мяча
в парах. Учебно-тренировочные игры в
волейбол по упрощённым правилам.
№ 28-29 Общефизическая
и
специальная
подготовка; В стойке перемещения
различными способами, с выполнением
различных заданий; Приём и передача мяча
в парах. Подачи, прием с подачи. Учебнотренировочные игры в волейбол по
упрощённым правилам.
№30
Общефизическая
и
специальная
подготовка; В стойке перемещения

Научится подавать нижнюю
подачу. Уметь направлять мяч в
заданную зону. Подавать мяч
снизу. Выполнять
большое количество подач
подряд.
Научится подавать нижнюю
подачу. Уметь направлять мяч в
заданную зону. Подавать мяч
снизу. Выполнять
большое количество подач
подряд.
Уметь принимать мяч снизу.
Сочетать правильную работу
рук и ног. Принимать мяч после
перемещений.
Уметь
принимать мяч в паре и через
сетку.
Уметь своевременно выходить
к
мячу.
Передавать
и
перебивать мяч через сетку.

Развитие
ловкости,
внимательность. Умение играть
в команде. Взаимовыручка и
взаимодействие игроков.
Научится подавать нижнюю
подачу. Уметь направлять мяч в
заданную зону. Подавать мяч
снизу. Выполнять
большое количество подач
подряд.
Уметь принимать мяч снизу.
Сочетать правильную работу

различными способами, с выполнением
различных заданий; Приём и передача мяча
через сетку. Учебно-тренировочные игры в
волейбол по упрощённым правилам.
№ 31-32 Общефизическая
и
специальная
подготовка; В стойке перемещения
различными способами, с выполнением
различных заданий; Приём и передача мяча
через сетку. Верхняя прямая подача: через
сетку. Учебно-тренировочные игры в
волейбол по упрощённым правилам.
№ 33
Общефизическая
и
специальная
подготовка; В стойке перемещения
различными способами, с выполнением
различных заданий; Приём и передача мяча
в парах в движении. Верхняя прямая
подача: подачи в стену. Учебнотренировочные игры в волейбол по
упрощённым правилам.
№ 34-35 Физическая и специальная подготовка; В
стойке
перемещения
различными
способами, с выполнением различных
заданий; Тактика нападения и защиты.
Учебно-тренировочные игры в волейбол
по упрощённым правилам.
№ 36
Техника нападения: Перемещения и
стойки; Действия с мячом. Передачи мяча;
Техника защиты: Действия без мяча:
скачек вперед, остановка прыжком,
сочетание способов; перемещений и
остановок. Учебно-тренировочные игры.
№37-38 Физическая и специальная подготовка;
Сдача контрольных нормативов по
общефизической подготовки. Учебнотренировочные игры.
№ 39

рук и ног. Принимать мяч после
перемещений.
Уметь
принимать мяч в паре и через
сетку.
Уметь принимать мяч снизу.
Сочетать правильную работу
рук и ног. Принимать мяч после
перемещений.
Уметь
принимать мяч в паре и через
сетку.
Уметь своевременно выходить
к
мячу.
Передавать
и
перебивать мяч через сетку.

Уметь принимать мяч снизу.
Сочетать правильную работу
рук и ног. Принимать мяч после
перемещений.
Уметь
принимать мяч в паре и через
сетку.
Научится подавать нижнюю
подачу. Уметь направлять мяч в
заданную зону. Подавать мяч
снизу. Выполнять
большое количество подач
подряд.
Научится подавать нижнюю
подачу. Уметь направлять мяч в
заданную зону. Подавать мяч
снизу. Выполнять
большое количество подач
подряд.
Физическая и специальная подготовка; В Уметь своевременно выходить
стойке
перемещения
различными к
мячу.
Передавать
и
способами, с выполнением различных перебивать мяч через сетку.
заданий; Приём и передача мяча в парах.
Верхняя прямая подача: подачи в стену,
через сетку. Подвижным играм с
элементами волейбола.

№40-41

№42

Физическая и специальная подготовка; В
стойке
перемещения
различными
способами, с выполнением различных
заданий; Прием и передача мяча через
сетку. Верхняя прямая подача: подачи в
стену, через сетку. Учебно-тренировочные
игры.
Техника нападения: Перемещения и
стойки; Действия с мячом. Передачи мяча;
Техника защиты: Действия без мяча:
скачек вперед, остановка прыжком,
сочетание способов; перемещений и
остановок. Учебно-тренировочные игры.

Развитие
ловкости,
внимательность. Умение играть
в команде. Взаимовыручка и
взаимодействие игроков.

Научится подавать нижнюю
подачу. Подавать мяч снизу.
Выполнять
большое количество подач
подряд.

Предполагаемые результаты
ЛИЧНОСТНЫЕ.
Первый уровень: усвоение школьником социально значимых знаний. Это в первую
очередь знание норм и традиций того общества, в котором он живёт. Знание об
истории волейбола и развития его в нашей стране.
Второй уровень: развитие социально значимых отношений. Формировать
положительное отношение к систематическим занятиям волейболом. Учить
взаимоотношению в команде. Развивать чувство патриотизма, любви к Родине и
физическому труду. Учить ценить своё здоровье и неприязнь к вредным привычкам.
Третий уровень: приобретение школьником опыта осуществления социально
значимых действий
Понимать роль волейбола в укреплении здоровья. Научить школьников
самостоятельно составлять свой режим дня и график тренировок. Уметь
самостоятельно подбирать упражнения для своего физического развития.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Иметь представление об истории развития волейбола в России; О правилах личной
гигиены, профилактики травматизма. Технически правильно выполнять
двигательные действия в волейболе. Играть в волейбол по упрощенным правилам.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
Следовать при выполнении задания инструкциям учителя. Понимать цель
выполняемых действий. Различать подвижные и спортивные игры
Учащиеся получат возможность научиться: Принимать решения связанные с
игровыми действиями; Взаимодействовать друг с другом на площадке
Договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ пособие для учителя:
Список литературы: Для педагога:
1 Лях В. И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания.
Москва. «Просвещение» 2010.
2 Эйнгорн А. Н.. 500 упражнений для волейболистов. Москва. «Физкультура и
спорт» 2007.
3 Ю.Д.Железняк, Л.Н.Слупский «Волейбол в школе Москва. «Просвещение»
2015.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».