Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Рабочая программа курса внеурочной деятельности Волейбол

Выписка из содержательного раздела
основной образовательной программы
среднего общего образования
БМАОУ СОШ № 11

Рабочая программа курса
внеурочной деятельности «Волейбол»
10-11 класс

Преподаватель:
учитель физической культуры Л.Г. Скворцова

2024г.

Пояснительная записка
Нормативно - правовая базовая документация.
1. Учебное пособие «Внеурочная деятельность. Волейбол: пособие для учителей и
методистов»/Г.А. Колодницкий, B.C. Кузнецов, М.В. Маслов/,- М.: Просвещение,
2011
2. Программа спортивной секции «Юные спортсмены», учитель - Логинова Д.Ф.
Назначение программы.
Рабочая программа внеурочной деятельности по волейболу для учащихся 5-9
классов разработана на основе учебного пособия «Внеурочная деятельность.
Волейбол: пособие для учителей и методистов»/Г.А. Колодницкий, B.C. Кузнецов,
М.В. Маслов/,- М.: Просвещение, 2011, в соответствии с ФГОС ООО 2010 г.
Система физического воспитания в нашей стране имеет многолетний опыт
становления и направлена на решение основных социально значимых задач:
укрепление здоровья населения, физическое и двигательное развитие и воспитание
высоких нравственных качеств.
Особое внимание уделяется детскому возрасту, поскольку на этом этапе
развития закладывается основа дальнейшего совершенствования и формируется
потенциал физических возможностей, которые могут быть реализованы в различных
сферах деятельности человека. Рабочая программа по внеурочной деятельности
составлена в соответствии с новыми стандартами второго поколения.
Дополнительная образовательная программа имеет физкультурно - спортивную
направленность и предназначена для углубленного изучения раздела «Волейбол»
образовательной программы средней школы . Целесообразность и актуальность
программы заключается в том, что занятия по ней, позволят учащимся восполнить
недостаток навыков и овладеть необходимыми приёмами игры во внеурочное время,
так как количество учебных часов отведённых на изучение раздела «волейбол» в
школьной программе недостаточно для качественного овладения игровыми
навыками и в особенности тактическими приёмами. Программа актуальна на
сегодняшний день, так как её реализация восполняет недостаток двигательной
активности, имеющийся у подростков, имеет оздоровительный эффект, а также
благотворно воздействует на все системы детского организма. Новизна программы
заключается в том, что в ней предусмотрено уделить большее количество учебных
часов на разучивание и совершенствование тактических приёмов, что позволит
учащимся идти в ногу со временем и повысить уровень соревновательной
деятельности в волейболе.
Актуальность и перспективность курса
Волейбол - один из наиболее массовых и любимых видов спорта у нас в стране.
Занятия волейболом улучшают работу сердечно - сосудистой и дыхательной систем,
укрепляют костную систему, развивают подвижность суставов.
Постоянное взаимодействие с мячом способствует улучшению
периферического зрения, ориентировке в пространстве. Развивается двигательная
реакция на зрительные и слуховые сигналы. Игра в волейбол требует от
занимающихся максимального проявления физических возможностей, волевых
усилий и умения пользоваться приобретенными навыками. Развивается чувство
ответственности, коллективизма, скорость принятия решений. Предлагаемая

программа помогает улучшить физические, физиологические и психические
возможности ребенка с помощью правильного планирования занятий, дополняющих
уроки физической культур
Цель
Игра в волейбол направлена на всестороннее физическое развитие и
способствует вовлечению учащихся в двигательную деятельность.
Основные задачи:
Оздоровительные Укрепление здоровья. Совершенствование физического
развития.
Образовательные Обучение основам техники и тактики игры волейбол.
Развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости,
координации и гибкости; Формирование у занимающихся необходимых
теоретических
знаний
в
области
физической
культуры
для самостоятельного использования их в повседневной жизни.
Воспитательные Формирование у занимающихся устойчивого интереса к
занятиям волейболом. Воспитание моральных и волевых качеств.
Формы работы
Практическая часть представлена практическими действиями - физическими
упражнениями.
Теоретическая часть включает в себя объяснение педагогом необходимых
теоретических понятий, беседу с учащимися, показ изучаемых технических
элементов, просмотр презентаций.
Два раза в год должны проводиться контрольные испытания по общей и
специальной подготовке.
Теоретические и практические занятия, общеразвивающие и специальные
упражнения.
Значение волейбола в общеобразовательной системе, общеразвивающих и
специальных упражнений в системе общефизической подготовки.
Тематическое планирование
№ тема
1 Перемещения
2 Верхняя передача
3 Нижняя передача
4 Нижняя прямая подача с середины площадки
5 Прием мяча
6 Подвижные игры и эстафеты
7 Физическая подготовка в процессе занятия.
Итого 42 часа

Кол-во часов
5
5
5
10
10
7

Основы знаний (теоретическая часть):
Основы истории развития волейбола в России; Сведения о строении и функциях
организма человека; Правила игры в волейбол (пионербол); Места занятий,
инвентарь.
Общефизическая подготовка (практическая часть):
Строевые упражнения; Гимнастические упражнения; Легкоатлетические
упражнения; Подвижные и спортивные игры.
Специальная физическая подготовка (практическая часть): Упражнения для
привития навыков быстроты ответных действий; Подвижные игры;
Упражнения для развития прыгучести;
Упражнения для развития качеств, необходимых при приемах и передачах мяча;
Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении подач мяча;
Техника нападения (практическая часть): Перемещения и стойки; Действия с мячом.
Передачи мяча; Техника защиты:
Действия без мяча: скачек вперед, остановка прыжком, сочетание способов
перемещений и остановок.
Тактическая подготовка. Тактика нападения:
Индивидуальные действия
Командные действия
Тактика защиты:
Индивидуальные действия
Командные действия
Контрольные игры и соревнования:
теоретическая часть
Правила соревнований
практическая часть:
Соревнования по подвижным играм с элементами волейбола Учебно-тренировочные
игры Физическая подготовленность
Перемещения приставными шагами лицом вперёд, правым, левым боком вперёд и
спиной вперёд.
ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ:
Технико-тактическая подготовка.
№ Виды испытаний
мальчики
п/п
1 Нижняя прямая подача с расстояния 6 м от сетки (кол-во 7-9
удачных попыток из 10)
2 Жонглирование мячом над собой верхней передачей 8-10
(кол- во раз)
3 Жонглирование мячом над собой нижней передачей 5-7
(кол- во раз)
4 Первая передача (прием) на точность из зоны 6 в зону 3 3
(расстояние 6 м)

девочки
6-8
5-7
4-6
2

Календарно - тематическое планирование.
№
Содержание занятий
Характеристика основных
занятия
видов деятельности ученика
История развития волейбола в России. Овладение
стойкой
1
Техника безопасности на занятиях по волейболиста и различными
волейболу;
Общефизическая
и способами перемещения.
специальная подготовка; Обучение стойке Принимать мяч сверху двумя
игрока,
Техника
перемещений: руками. Правильно располагать
приставными шагами, двойным шагом, пальцы рук на мяче. Научится
скрестным шагом; Техника передачи мяча подавать нижнюю подачу.
сверху: имитация передачи мяча двумя
руками сверху на месте и после
перемещения; Техника нижней прямой
подачи: имитация, подачи в парах.
Эстафеты с элементами волейбола.
№2
Общие
основы
волейбола. Овладение
стойкой
Общефизическая
и
специальная волейболиста и различными
подготовка; Обучение стойке игрока. способами перемещения.
Техника перемещений: прыжками вперед- Принимать мяч сверху двумя
назад двойным шагом, спиной вперед; руками. Правильно располагать
Техника передачи мяча сверху: передача пальцы рук на мяче. Научится
мяча после подбрасывания, передачи мяча подавать нижнюю подачу.
в парах после набрасывания партнёром;
Техника нижней прямой подачи: подачи в
парах, в стенку. Подвижным играм с
элементами волейбола «Эстафеты у стены»
№3
Общие
основы
волейбола. Овладение
стойкой
Общефизическая
и
специальная волейболиста и различными
подготовка; Обучение стойке игрока. способами перемещения.
Техника перемещений: скачками вперёд, Принимать мяч сверху и снизу
по сигналу; Техника передачи мяча сверху двумя руками. Правильно
и приёму мяча снизу двумя руками: располагать пальцы рук на
имитация передачи и приема мяча двумя мяче.
Уметь
правильно
руками сверху и снизу на месте и после передавать мяч. Сочетать
перемещения; передача и прием мяча после правильную работу рук и ног.
подбрасывания, передачи мяча в парах
после набрасывания партнёром; Техника
нижней прямой подачи: имитация, подачи
в парах, в стену. Подвижным играм с
элементами волейбола «Эстафеты у стены»
№4
Сведения о строении и функциях Развитие
ловкости,
организма человека. Общефизическая и внимательность. Умение играть
специальная подготовка. Стойки игрока. в команде. Взаимовыручка и
Техника перемещений волейболиста. взаимодействие игроков. Уметь

№5

№6

№7

№8

№9

Техника передачи мяча сверху и приёму
мяча снизу двумя руками: имитация
передачи и приема мяча двумя руками
сверху и снизу над собой и вперед; Техника
нижней прямой подачи: через сетку (6м).
Правила игры в волейбол (пионербол);
Учебно-тренировочные игры в Пионербол
с элементами волейбола.
Сведения о строении и функциях
организма человека. Общефизическая и
специальная подготовка; Стойки игрока.
Перемещения спиной вперёд, скачками
вперёд. Встречные линейные эстафеты с
передачей и приемом мяча. Техника
нижней прямой подачи: через сетку..
Правила игры в волейбол (пионербол);
Учебно-тренировочные игры в Пионербол
с элементами волейбола.
Сведения о строении и функциях
организма человека. Общефизическая и
специальная подготовка; Перемещения в
стойке, по сигналу. Передачи мяча в парах,
прием снизу над собой и в парах. Техника
нижней прямой подачи: через сетку с 5 –
6м. Учебно-тренировочные игры в
Пионербол с элементами волейбола.
Общефизическая
и
специальная
подготовка; Стойки игрока, перемещения
приставными шагами, двойным шагом;
Передачи над собой и партнёру.
Техника нижней прямой подачи: через
сетку с 5 – 6м. Обучение верхней прямой
подачи: имитация подачи, подачи в стену.
Учебно-тренировочные игры в Пионербол
с элементами волейбола.
Общефизическая
и
специальная
подготовка. Передвижения в стойке.
Передачи над собой и партнёру.
Обучение верхней прямой подачи:
имитация подачи, подачи в стену. Учебнотренировочные игры в Пионербол с
элементами волейбола.
Общефизическая
и
специальная
подготовка; Перемещения приставными

принимать мяч снизу. Сочетать
правильную работу рук и ног.

Развитие
ловкости,
внимательность. Умение играть
в команде. Взаимовыручка и
взаимодействие игроков. Уметь
принимать мяч снизу. Сочетать
правильную работу рук и ног.

Уметь правильно передавать
мяч. Правильно располагать
пальцы на мяче и держать
локти
в
правильном
положении. Развитие ловкости,
внимательность. Умение играть
в команде. Взаимовыручка и
взаимодействие игроков.
Научится подавать нижнюю и
верхнюю
подачу.
Уметь
принимать мяч снизу. Сочетать
правильную работу рук и ног.
Принимать
мяч
после
перемещений

Уметь принимать мяч снизу.
Сочетать правильную работу
рук и ног. Принимать мяч после
перемещений.
Уметь
принимать мяч в паре и через
сетку.
Уметь принимать мяч снизу.
Сочетать правильную работу

№10

№ 11

№12

№13

№14

шагами, скрестным шагом. Передача и
прием мяча над собой на месте, в
движении, после перемещения; Верхняя
прямая подача: через сетку с 3 – 5м.
Подвижным
играм
с
элементами
волейбола.
Общефизическая
и
специальная
подготовка; Стойки игрока. Перемещения
приставными шагами, двойным шагом;
передача и прием мяча над собой на месте,
в движении, в парах. Верхняя прямая
подача: через сетку с 3 – 5м. Подвижным
играм с элементами волейбола.
Общефизическая
и
специальная
подготовка. Стойки игрока. Перемещения
приставными шагами, двойным шагом;
передача и прием мяча в парах через сетку.
Верхняя прямая подача: через сетку с 3 –
5м. Учебно-тренировочные игры в
Пионербол с элементами волейбола.
Общефизическая
и
специальная
подготовка;
Стойки
игрока.
Перемещениям приставными шагами,
двойным шагом; Передача и прием мяча в
парах; Тактические действия в нападении и
защите. Учебно-тренировочные игры в
волейбол по упрощённым правилам.
Общефизическая
и
специальная
подготовка;
Стойки
игрока.
Перемещениям приставными шагами,
двойным шагом; Передача и прием мяча в
парах; Подача, прием с подачи. Правила
игры в волейбол (пионербол); Учебнотренировочные игры в волейбол по
упрощённым правилам.
Общефизическая
и
специальная
подготовка.
Стойки
игрока.
Перемещениям приставными шагами,
двойным шагом; Передача и прием мяча в
парах; Техника защиты: Действия без мяча:
скачек вперед, остановка прыжком,
сочетание способов; перемещений и
остановок. Учебно-тренировочные игры в
волейбол по упрощённым правилам.

рук и ног. Принимать мяч после
перемещений. Уметь подавать
подачу.

Развитие
ловкости,
внимательность. Умение играть
в команде. Взаимовыручка и
взаимодействие игроков.

Уметь принимать мяч снизу.
Сочетать правильную работу
рук и ног. Принимать мяч после
перемещений.
Уметь
принимать мяч в паре и через
сетку.
Развитие
ловкости,
внимательность. Умение играть
в команде. Взаимовыручка и
взаимодействие игроков.

Уметь принимать мяч снизу.
Сочетать правильную работу
рук и ног. Принимать мяч после
перемещений.
Уметь
принимать мяч в паре и через
сетку.
Уметь своевременно выходить
к
мячу.
Передавать
и
перебивать мяч через сетку.

№ 15

№16

№ 17

№18

№ 19

№20

№ 21

Общефизическая
и
специальная
подготовка;
Стойки
игрока.
Перемещениям приставными шагами,
двойным шагом; Передача и прием мяча в
парах через сетку. Подачи через сетку.
Подвижным
играм
с
элементами
волейбола.
Общефизическая
и
специальная
подготовка; В стойке волейболиста
принимать мяч снизу двумя руками.
Правильно работать ногами. Работать в
паре, подбиванис мяча с продвижением.
Учебно-тренировочные игры в волейбол
по упрощённым правилам.
Общефизическая
и
специальная
подготовка. В стойке волейболиста
принимать мяч снизу двумя руками.
Правильно работать ногами. Работать в
паре, подбиванис мяча с продвижением.
Подвижным
играм
с
элементами
волейбола.
Общефизическая
и
специальная
подготовка; Стойки игрока. Техника
перемещений приставными шагами,
двойным шагом; Передачи после
варьирования расстояния и траектории;
Учебно-тренировочные игры в волейбол
по упрощённым правилам.
Общефизическая
и
специальная
подготовка; В стойке волейболиста
принимать мяч снизу двумя руками.
Передачи мяча сверху через сетку; Учебнотренировочные игры в волейбол по
упрощённым правилам.
Общефизическая
и
специальная
подготовка; Стойки игрока; В стойке
перемещения различными способами, с
выполнением
различных
заданий;
Передачи мяча сверху через сетку; Учебнотренировочные игры в волейбол по
упрощённым правилам.
Общефизическая
и
специальная
подготовка. Стойки игрока; В стойке
перемещения различными способами, с

Уметь принимать мяч снизу.
Сочетать правильную работу
рук и ног. Принимать мяч после
перемещений.
Уметь
принимать мяч в паре и через
сетку.
Развитие
ловкости,
внимательность. Умение играть
в команде. Взаимовыручка и
взаимодействие игроков.

Уметь принимать мяч снизу.
Сочетать правильную работу
рук и ног. Принимать мяч после
перемещений.
Уметь
принимать мяч в паре и через
сетку.
Уметь своевременно выходить
к
мячу.
Передавать
и
перебивать мяч через сетку.

Научится подавать нижнюю
подачу. Уметь направлять мяч в
заданную зону. Подавать мяч
снизу. Выполнять
большое количество подач
подряд.
Уметь принимать мяч снизу.
Сочетать правильную работу
рук и ног. Принимать мяч после
перемещений.
Уметь
принимать мяч в паре и через
сетку.
Уметь своевременно выходить
к
мячу.
Передавать
и
перебивать мяч через сетку.

выполнением
различных
заданий;
Передачи мяча сверху через сетку;
Подвижным
играм
с
элементами
волейбола.
№ 22
Общефизическая
и
специальная
подготовка; Стойки игрока; В стойке
перемещения различными способами, с
выполнением
различных
заданий;
Передачи мяча сверху через сетку; Правила
игры в волейбол (пионербол);
№ 23
Общефизическая
и
специальная
подготовка. Стойки игрока; В стойке
перемещения различными способами, с
выполнением
различных
заданий;
Передачи мяча сверху через сетку;
Подвижным
играм
с
элементами
волейбола.
№ 24
Общефизическая
и
специальная
подготовка; Стойки игрока. В стойке
перемещения различными способами, с
выполнением различных заданий; Приём и
передача мяча в парах. Подвижным играм
с элементами волейбола.
№ 25-26 Общефизическая
и
специальная
подготовка; В стойке перемещения
различными способами, с выполнением
различных заданий; Приём и передача в
парах. Учебно-тренировочные игры в
волейбол по упрощённым правилам.
№ 27
Общефизическая
и
специальная
подготовка. В стойке перемещения
различными способами, с выполнением
различных заданий; Приём и передача мяча
в парах. Учебно-тренировочные игры в
волейбол по упрощённым правилам.
№ 28-29 Общефизическая
и
специальная
подготовка; В стойке перемещения
различными способами, с выполнением
различных заданий; Приём и передача мяча
в парах. Подачи, прием с подачи. Учебнотренировочные игры в волейбол по
упрощённым правилам.
№30
Общефизическая
и
специальная
подготовка; В стойке перемещения

Научится подавать нижнюю
подачу. Уметь направлять мяч в
заданную зону. Подавать мяч
снизу. Выполнять
большое количество подач
подряд.
Научится подавать нижнюю
подачу. Уметь направлять мяч в
заданную зону. Подавать мяч
снизу. Выполнять
большое количество подач
подряд.
Уметь принимать мяч снизу.
Сочетать правильную работу
рук и ног. Принимать мяч после
перемещений.
Уметь
принимать мяч в паре и через
сетку.
Уметь своевременно выходить
к
мячу.
Передавать
и
перебивать мяч через сетку.

Развитие
ловкости,
внимательность. Умение играть
в команде. Взаимовыручка и
взаимодействие игроков.
Научится подавать нижнюю
подачу. Уметь направлять мяч в
заданную зону. Подавать мяч
снизу. Выполнять
большое количество подач
подряд.
Уметь принимать мяч снизу.
Сочетать правильную работу

различными способами, с выполнением
различных заданий; Приём и передача мяча
через сетку. Учебно-тренировочные игры в
волейбол по упрощённым правилам.
№ 31-32 Общефизическая
и
специальная
подготовка; В стойке перемещения
различными способами, с выполнением
различных заданий; Приём и передача мяча
через сетку. Верхняя прямая подача: через
сетку. Учебно-тренировочные игры в
волейбол по упрощённым правилам.
№ 33
Общефизическая
и
специальная
подготовка; В стойке перемещения
различными способами, с выполнением
различных заданий; Приём и передача мяча
в парах в движении. Верхняя прямая
подача: подачи в стену. Учебнотренировочные игры в волейбол по
упрощённым правилам.
№ 34-35 Физическая и специальная подготовка; В
стойке
перемещения
различными
способами, с выполнением различных
заданий; Тактика нападения и защиты.
Учебно-тренировочные игры в волейбол
по упрощённым правилам.
№ 36
Техника нападения: Перемещения и
стойки; Действия с мячом. Передачи мяча;
Техника защиты: Действия без мяча:
скачек вперед, остановка прыжком,
сочетание способов; перемещений и
остановок. Учебно-тренировочные игры.
№37-38 Физическая и специальная подготовка;
Сдача контрольных нормативов по
общефизической подготовки. Учебнотренировочные игры.
№ 39

рук и ног. Принимать мяч после
перемещений.
Уметь
принимать мяч в паре и через
сетку.
Уметь принимать мяч снизу.
Сочетать правильную работу
рук и ног. Принимать мяч после
перемещений.
Уметь
принимать мяч в паре и через
сетку.
Уметь своевременно выходить
к
мячу.
Передавать
и
перебивать мяч через сетку.

Уметь принимать мяч снизу.
Сочетать правильную работу
рук и ног. Принимать мяч после
перемещений.
Уметь
принимать мяч в паре и через
сетку.
Научится подавать нижнюю
подачу. Уметь направлять мяч в
заданную зону. Подавать мяч
снизу. Выполнять
большое количество подач
подряд.
Научится подавать нижнюю
подачу. Уметь направлять мяч в
заданную зону. Подавать мяч
снизу. Выполнять
большое количество подач
подряд.
Физическая и специальная подготовка; В Уметь своевременно выходить
стойке
перемещения
различными к
мячу.
Передавать
и
способами, с выполнением различных перебивать мяч через сетку.
заданий; Приём и передача мяча в парах.
Верхняя прямая подача: подачи в стену,
через сетку. Подвижным играм с
элементами волейбола.

№40-41

№42

Физическая и специальная подготовка; В
стойке
перемещения
различными
способами, с выполнением различных
заданий; Прием и передача мяча через
сетку. Верхняя прямая подача: подачи в
стену, через сетку. Учебно-тренировочные
игры.
Техника нападения: Перемещения и
стойки; Действия с мячом. Передачи мяча;
Техника защиты: Действия без мяча:
скачек вперед, остановка прыжком,
сочетание способов; перемещений и
остановок. Учебно-тренировочные игры.

Развитие
ловкости,
внимательность. Умение играть
в команде. Взаимовыручка и
взаимодействие игроков.

Научится подавать нижнюю
подачу. Подавать мяч снизу.
Выполнять
большое количество подач
подряд.

Предполагаемые результаты
ЛИЧНОСТНЫЕ.
Первый уровень: усвоение школьником социально значимых знаний. Это в первую
очередь знание норм и традиций того общества, в котором он живёт. Знание об
истории волейбола и развития его в нашей стране.
Второй уровень: развитие социально значимых отношений. Формировать
положительное отношение к систематическим занятиям волейболом. Учить
взаимоотношению в команде. Развивать чувство патриотизма, любви к Родине и
физическому труду. Учить ценить своё здоровье и неприязнь к вредным привычкам.
Третий уровень: приобретение школьником опыта осуществления социально
значимых действий
Понимать роль волейбола в укреплении здоровья. Научить школьников
самостоятельно составлять свой режим дня и график тренировок. Уметь
самостоятельно подбирать упражнения для своего физического развития.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Иметь представление об истории развития волейбола в России; О правилах личной
гигиены, профилактики травматизма. Технически правильно выполнять
двигательные действия в волейболе. Играть в волейбол по упрощенным правилам.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
Следовать при выполнении задания инструкциям учителя. Понимать цель
выполняемых действий. Различать подвижные и спортивные игры
Учащиеся получат возможность научиться: Принимать решения связанные с
игровыми действиями; Взаимодействовать друг с другом на площадке
Договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ пособие для учителя:
Список литературы: Для педагога:
1 Лях В. И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания.
Москва. «Просвещение» 2010.
2 Эйнгорн А. Н.. 500 упражнений для волейболистов. Москва. «Физкультура и
спорт» 2007.
3 Ю.Д.Железняк, Л.Н.Слупский «Волейбол в школе Москва. «Просвещение»
2015.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».