Выписка из содержательного раздела основной образовательной программы среднего общего образования БМАОУ СОШ № 11 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID: 3562077) учебного предмета «Вероятность и статистика» для обучающихся 10-11 классов 2024 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА "ВЕРОЯТНОСТЬ и СТАТИСТИКА" Рабочая программа по учебному курсу "Вероятность и статистика" для обучающихся 10-11 классов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного среднего образования с учётом и современных мировых требований, предъявляемых к математическому образованию, и традиций российского образования, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для непрерывного образования и саморазвития, а также целостность общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся. В программе учтены идеи и положения Концепции развития математического образования в Российской Федерации. В эпоху цифровой трансформации всех сфер человеческой деятельности невозможно стать образованным современным человеком без базовой математической подготовки. Уже в школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин, а после школы реальной необходимостью становится непрерывное образование, что требует полноценной базовой общеобразовательной подготовки, в том числе и математической. Это обусловлено тем, что в наши дни растёт число профессий, связанных с непосредственным применением математики: и в сфере экономики, и в бизнесе, и в технологических областях, и даже в гуманитарных сферах. Таким образом, круг школьников, для которых математика может стать значимым предметом, расширяется. Практическая полезность математики обусловлена тем, что её предметом являются фундаментальные структуры нашего мира: пространственные формы и количественные отношения отпростейших, усваиваемых в непосредственном опыте, до достаточно сложных, необходимых для развития научных и прикладных идей. Без конкретных математических знаний затруднено пониманиепринципов устройства и использования современной техники, восприятие и интерпретация разнообразной социальной, экономической, политической информации, малоэффективна повседневная практическая деятельность. Каждому человеку в своей жизни приходится выполнять расчёты и составлять алгоритмы, находить и применять формулы, владеть практическими приёмами геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм и графиков, жить в условиях неопределённости и понимать вероятностный характер случайных событий. Одновременно с расширением сфер применения математики в современном обществе всё более важным становится математический стиль мышления, проявляющийся в определённых умственных навыках. В процессе изучения математики в арсенал приёмов и методов мышления человека естественным образом включаются индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений, правила их конструирования раскрывают механизм логических построений, способствуют выработке умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление. Ведущая роль принадлежит математике и в формировании алгоритмической компоненты мышления и воспитании умений действовать по заданным алгоритмам,совершенствовать известные и конструировать новые. В процессе решения задач — основой учебной деятельности на уроках математики — развиваются также творческая и прикладная стороны мышления. Обучение математике даёт возможность развивать у обучающихся точную, рациональную и информативную речь, умение отбирать наиболее подходящие языковые, символические, графические средства для выражения суждений и наглядного их представления. Необходимым компонентом общей культуры в современном толковании является общее знакомство с методами познания действительности, представление о предмете и методах математики, их отличий от методов других естественных и гуманитарных наук, об особенностях применения математики для решения научных и прикладных задач. Таким образом, математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека. Изучение математики также способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии. Цели изучения учебного курса Учебный курс «Вероятность и статистика» базового уровня является продолжением и развитием одноимённого учебного курса базового уровня основной школы. Курс предназначен для формированияу обучающихся статистической культуры и понимания роли теории вероятностей как математического инструмента для изучения случайных событий, величин и процессов. При изучении курса обогащаются представления учащихся о методах исследования изменчивого мира, развивается понимание значимости и общности математических методов познания как неотъемлемой части современного естественнонаучного мировоззрения. Содержание курса направлено на закрепление знаний, полученных при изучении курса основной школы и на развитие представлений о случайных величинах и взаимосвязях между ними на важных примерах, сюжеты которых почерпнуты из окружающего мира. В результате у обучающихся должно сформироваться представление о наиболее употребительных и общих математических моделях, используемых для описания антропометрических и демографических величин, погрешностей в различного рода измерениях, длительности безотказной работы технических устройств, характеристик массовых явлений и процессов в обществе. В соответствии с указанными целями в структуре учебного курса «Вероятность и статистика» средней школы на базовом уровне выделены следующие основные содержательные линии: «Случайные события и вероятности», «Случайные величины и закон больших чисел». Важную часть курса занимает изучение геометрического и биномиального распределений и знакомство с их непрерывными аналогами ― показательным и нормальным распределениями. Содержание линии «Случайные события и вероятности» служит основой для формирования представлений о распределении вероятностей между значениями случайных величин, а также эта линиянеобходима как база для изучения закона больших чисел — фундаментального закона, действующего вприроде и обществе и имеющего математическую формализацию. Сам закон больших чисел предлагается в ознакомительной форме с минимальным использованием математического формализма.Темы, связанные с непрерывными случайными величинами, акцентируют внимание школьников на описании и изучении случайных явлений с помощью непрерывных функций. Основное внимание уделяется показательному и нормальному распределениям, при этом предполагается ознакомительное изучение материала без доказательств применяемых фактов. Место курса в учебном плане В Учебном плане на изучение курса «Вероятность и статистика» на базовом уровне отводится 1 учебный час в неделю в течение каждого года обучения, всего 68 учебных часов. Планируемые предметные результаты освоения Примерной рабочей программы курса (по годам обучения) Предметные результаты освоения курса «Вероятность и статистика» в 10—11 классах ориентированы на достижение уровня математической грамотности, необходимого для успешного решения задач и проблем в реальной жизни и создание условий для их общекультурного развития. Освоение учебного курса «Вероятность и статистика» на базовом уровне среднего общего образования должно обеспечивать достижение следующих предметных образовательных результатов: 10 класс • • • • • • • • 11 класс • • • • Читать и строить таблицы и диаграммы. Оперировать понятиями: среднее арифметическое, медиана, наибольшее, наименьшее значение, размах массива числовых данных. Оперировать понятиями: случайный эксперимент (опыт) и случайное событие, элементарное событие (элементарный исход) случайного опыта; находить вероятности вопытах с равновозможными случайными событиями, находить и сравнивать вероятностисобытий в изученных случайных экспериментах. Находить и формулировать события: пересечение и объединение данных событий, событие, противоположное данному событию; пользоваться диаграммами Эйлера и формулой сложения вероятностей при решении задач. Оперировать понятиями: условная вероятность, независимые события; находить вероятности с помощью правила умножения, с помощью дерева случайного опыта. Применять комбинаторное правило умножения при решении задач. Оперировать понятиями: испытание, независимые испытания, серия испытаний, успех и неудача; находить вероятности событий в серии независимых испытаний до первого успеха; находить вероятности событий в серии испытаний Бернулли. Оперировать понятиями: случайная величина, распределение вероятностей, диаграмма распределения. Сравнивать вероятности значений случайной величины по распределению или с помощью диаграмм. Оперировать понятием математического ожидания; приводить примеры, как применяется математическое ожидание случайной величины находить математическое ожидание по данному распределению. Иметь представление о законе больших чисел. Иметь представление о нормальном распределении. Содержание учебного курса (по годам обучения) 10 класс Представление данных с помощью таблиц и диаграмм. Среднее арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения, размах, дисперсия и стандартное отклонение числовых наборов. Случайные эксперименты (опыты) и случайные события. Элементарные события (исходы). Вероятность случайного события. Близость частоты и вероятности событий. Случайные опыты с равновозможными элементарными событиями. Вероятности событий в опытах с равновозможными элементарными событиями. Операции над событиями: пересечение, объединение, противоположные события. Диаграммы Эйлера. Формула сложения вероятностей. Условная вероятность. Умножение вероятностей. Дерево случайного эксперимента. Формула полнойвероятности. Независимые события. Комбинаторное правило умножения. Перестановки и факториал. Число сочетаний. ТреугольникПаскаля. Формула бинома Ньютона. Бинарный случайный опыт (испытание), успех и неудача. Независимые испытания. Серия независимых испытаний до первого успеха. Серия независимых испытаний Бернулли. Случайная величина. Распределение вероятностей. Диаграмма распределения. Примеры распределений, в том числе, геометрическое и биномиальное. 11 класс Числовые характеристики случайных величин: математическое ожидание, дисперсия и стандартное отклонение. Примеры применения математического ожидания, в том числе в задачах из повседневной жизни. Математическое ожидание бинарной случайной величины. Математическое ожидание суммы случайных величин. Математическое ожидание и дисперсия геометрического и биномиального распределений. Закон больших чисел и его роль в науке, природе и обществе. Выборочный метод исследований. Примеры непрерывных случайных величин. Понятие о плотности распределения. Задачи, приводящие к нормальному распределению. Понятие о нормальном распределении. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Наименование разделов и тем программы 10 класс Количество часов Дата Виды деятельности Виды Электронконные ревсег контр практ троля сурсы о раб. раб. Раздел 1. Представление данных и описательная статистика – 4 часа 1.1. Представление данных с помо- 1 Извлекать информацию из таблиц и диаграмм, использоhttps://ww щью таблиц и диаграмм вать таблицы и диаграммы для представления статистических w.yaklass.ru данных. 1.2. Среднее арифметическое, ме- 1 https://ww Находить описательные характеристики данных. диана w.yaklass.ru Выдвигать, критиковать гипотезы о характере случайной из1.3. Наибольшее и наименьшее зна- 1 https://ww менчивости и определяющих её факторах чения, размах, дисперсия, станw.yaklass.ru дартное отклонение числовых наборов 1.4. Практическая работа 1 1 Практи- https://ww «Представление данных и опическая w.yaklass.ru сательная статистика» работа; Итого по разделу 4 Раздел 2. Случайные опыты и случайные события, опыты с равновозможными элементарными исходами – 3 часа 2.1. Случайные эксперименты 1 Выделять на примерах случайные события в описанном слуhttps://ww (опыты) и случайные собычайном опыте. w.yaklass.ru Формулировать условия проведения случайного опыта. тия. Элементарные события (исходы) Находить вероятности событий в опытах с равновозможными исходами. 2.2. Вероятность случайного собы- 1 https://ww Моделировать опыты с равновозможными элементарными истия. Вероятности событий в опы w.yaklass.ru ходами в ходе практической работы тах с равновозможными элементарными событиями. 2.3. Практическая работа «Случайны 1 1 Практи- https://ww опыты и случайные события, ческая ра- w.yaklass.ru опыты с равновозможными элебота ментарными исходами» Итого по разделу 3 Раздел 3. Операции над событиями, сложение вероятностей – 3 часа 3.1. Операции над событиями: 1 Использовать диаграммы Эйлера и словесное описание собыhttps://ww пересечение, объединение сотий для формулировки и изображения объединения и пересебытий, противоположные чения событий события Решать задачи с использованием формулы сложения вероятностей 3.2. Диаграммы Эйлера 1 3.3. Формула сложения вероятно- 1 стей Итого по разделу: 3 Раздел 4. Условная вероятность, дерево случайного опыта, формула полной вероятности и независимость событий – 6 часов 4.1. Условная вероятность 1 Решать задачи на нахождение вероятностей событий, в том числе условных с помощью дерева случайного опыта. Определять независимость событий по формуле и по органи4.2. Умножение вероятностей 1 зации случайного опыта 4.3. Дерево случайного экспери1 мента 4.4. Формула полной вероятности 1 4.5. Независимые события 1 4.6. Практическая работа «Услов- 1 ная вероятность, дерево случайного опыта, формула полной вероятности и независимость событий» Итого по разделу: 6 Раздел 5. Элементы комбинаторики – 4 часа 5.1. Комбинаторное правило умно- 1 жения. 5.2. Перестановки и факториал 1 Итого по разделу: 4 Раздел 6. Серии последовательных испытаний – 3 часа https://ww w.yaklass.ru https://ww w.yaklass.ru https://ww w.yaklass.ru https://ww w.yaklass.ru https://ww w.yaklass.ru Практическая работа 1 5.3. Число сочетаний. Треугольник 1 Паскаля 5.4. Формула бинома Ньютона 1 w.yaklass.ru Использовать правило умножения для перечисления событий в случайном опыте. Пользоваться формулой и треугольником Паскаля для определения числа сочетаний https://ww w.yaklass.ru https://ww w.yaklass.ru https://ww w.yaklass.ru https://ww w.yaklass.ru 6.1. Бинарный случайный опыт (ис- 1 пытание), успех и неудача 6.2. Независимые испытания. Се- 1 рия независимых испытаний до первого успеха. Серия независимых испытаний Бернулли. 6.3. Практическая работа с исполь- 1 1 зованием электронных таблиц 1 по теме: «Серии последовательных испытаний» Итого по разделу: 3 Раздел 7. Случайные величины и распределения – 6 часов 7.1 Случайная величина 1 7.2 Распределение вероятностей 1 7.3 Диаграмма распределения 1 7.4 Сумма и произведение случай- 1 ных величин 7.5 Примеры распределений, в том 2 числе геометрическое и биномиальное Итого по разделу: 6 Раздел 8. Обобщение и систематизация знаний – 5 часов 8.1. Описательная статистика 1 8.2 8.3 8.4 8.5 Случайные опыты и вероятности случайных событий Операции над событиями 1 Элементы комбинаторики, серии независимых испытаний Итоговая контрольная работа 1 Итого по разделу: ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ Разбивать сложные эксперименты на отдельные испытания. Осваивать понятия: испытание, серия независимых испытаний. Приводить примеры серий независимых испытаний. Решать задачи на поиск вероятностей событий в серии испытаний до первого успеха и в сериях испытаний Бернулли. Изучать в ходе практической работы с использованием электронных таблиц вероятности событий в сериях независимых испытаний https://ww w.yaklass.ru https://ww w.yaklass.ru Практи- https://ww ческая w.yaklass.ru работа; Осваивать понятия: случайная величина, распределение, таблица распределения, диаграмма распределения. Приводить примеры распределений, в том числе геометрического и биномиального. Сравнивать распределения случайных величин Находить значения суммы и произведения случайных величин. Строить и распознавать геометрическое и биномиальное распределение https://ww w.yaklass.ru Повторять изученное и выстраивать систему знаний https://ww w.yaklass.ru https://ww w.yaklass.ru https://ww w.yaklass.ru https://ww w.yaklass.ru https://ww w.yaklass.ru 1 1 1 5 34 1 1 контр. работа 4 11 класс № Наименование разделов и тем Количество часов Дата всего контр. прак. работ работ Виды деятельности Раздел 1. Повторение, обобщение и систематизация знаний – 4 часа 1.1. Случайные опыты и вероятности 2 Повторять изученное и выстраивать систему знаний случайных событий 1.2. Серии независимых испытаний 1 1.3. Случайные величины и распре- 1 деления Итого по разделу 4 Раздел 2. Математическое ожидание случайной величины – 4 часа 2.1. Примеры применения математи- 1 Осваивать понятие математического ожидания. ческого ожидания (страхование, Приводить и обсуждать примеры применения математичелотерея). ского ожидания. Вычислять математическое ожидание. Использовать понятие математического ожидания и его свой2.2. Математическое ожидание 1 ства при решении задач. Находить по известным формулам суммы случайных величин математическое ожидание суммы случайных величин. Нахо2.3. Математическое ожидание 2 дить по известным формулам математические ожидания слугеометрического и биномичайных величин, имеющих геометрическое и биномиальное ального распределений распределения Итого по разделу 4 Раздел 3. Дисперсия и стандартное отклонение случайной величины – 4 часа 3.2. Дисперсии геометрического и 2 Осваивать понятия: дисперсия, стандартное отклонение слубиномиального распределения. чайной величины. Находить дисперсию по распределению 3.3. Практическая работа с исполь- 1 1 зованием электронных таблиц по теме: «Дисперсия и стандартное отклонение случайной величины» Итого по разделу: 4 Раздел 4. Закон больших чисел – 3 часа Виды, Электронформы ные образоконтроля вательные ресурсы https://ww w.yaklass.ru https://ww w.yaklass.ru Практиче- https://ww ская ра- w.yaklass.ru бота Практическая работа https://ww w.yaklass.ru https://ww w.yaklass.ru 4.1. Закон больших чисел 1 Знакомиться с выборочным методом исследования совокупности данных. Изучать в ходе практической работы с использованием электронных таблиц применение выборочного метода исследования Практическая работа 4.2. Выборочный метод исследова- 1 ний 4.6. Практическая работа с исполь- 1 зованием электронных таблиц 1 по теме: «Закон больших чисел» Итого по разделу: 3 Раздел 5. Непрерывные случайные величины (распределения) – 2 часа 5.1. Примеры непрерывных случай- 1 Осваивать понятия: непрерывная случайная величина, непреных величин. Функция плотности рывное распределение, функция плотности вероятности. распределения. Приводить примеры непрерывных случайных величин. Находить вероятности событий по данной функции плотности, 5.2. Равномерное распределение 1 в том числе равномерного распределения и его свойства Итого по разделу: 2 Раздел 6. Нормальное распределение – 2 часа 6.1. Задачи, приводящие к нормаль- 1 Осваивать понятия: нормальное распределение. ному распределению. Функция Выделять по описанию случайные величины, распределённые плотности и свойства нормальпо нормальному закону. Приводить примеры задач, приводяного распределения щих к нормальному распределению. Находить числовые характеристики нормального распределения по известным форму6.2. Практическая работа с исполь- 1 1 лам. Решать задачи, связанные с применением свойств норзованием электронных таблиц мального распределений, в том числе с использованием элекпо теме: «Нормальное распредетронных таблиц ления» Итого по разделу: 2 Раздел 7. Повторение, обобщение и систематизация знаний – 15 часов 7.1 Представление данных с помо- 3 Повторять изученное и выстраивать систему знаний щью таблиц и диаграмм 7.2 Описательная статистика 2 7.3 7.4 Опыты с равновозможными эле- 2 ментарными событиями Вычисление вероятностей собы- 3 тий с применением формул и гра фических методов (координатная https://ww w.yaklass.ru https://ww w.yaklass.ru https://ww w.yaklass.ru https://ww w.yaklass.ru https://ww w.yaklass.ru https://ww w.yaklass.ru https://ww w.yaklass.ru https://ww w.yaklass.r u https://ww w.yaklass.ru https://ww w.yaklass.ru https://ww w.yaklass.ru прямая, дерево, диаграмма Эйлера) 7.5 7.6 7.7 Случайные величины и распре- 2 деления Математическое ожидание слу- 2 чайной величины Итоговая контрольная работа 1 Итого по разделу: 15 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО 34 ПРОГРАММЕ 1 1 1 контрольн работа 3 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, 10 класс № п/п план дата Тема урока факт Представление данных и описательная статистика – 4 часа 1. Представление данных с помощью таблиц и диаграмм 2. Среднее арифметическое, медиана 3. Наибольшее и наименьшее значения, размах, дисперсия, стандартное отклонение числовых наборов 4. Практическая работа по теме «Представление данных и описательная статистика» Случайные опыты и случайные события, опыты с равновозможными элементарными исходами – 3 часа 5. Случайные эксперименты (опыты) и случайные события. Элементарные события (исходы) 6. Вероятность случайного события. Вероятности событий в опытах с равновозможными элементарными событиями 7. Практическая работа по теме «Случайные опыты и случайные события, опыты с равновозможными элементарными исходами» Операции над событиями, сложение вероятностей – 3 часа 8. Операции над событиями: пересечение, объединение событий, противоположные события 9. Диаграммы Эйлера 10. Формула сложения вероятностей Условная вероятность, дерево случайного опыта, формула полной вероятности и независимость событий – 6 часов 11. Условная вероятность 12. Умножение вероятностей 13. Дерево случайного эксперимента 14. Формула полной вероятности 15. Независимые события 16. Практическая работа «Условная вероятность, дерево случайного опыта, формула полной вероятности и независимость событий» Элементы комбинаторики – 4 часа 17. Комбинаторное правило умножения 18. Перестановки и факториал 19. Число сочетаний. Треугольник Паскаля 20. Формула бинома Ньютона Серии последовательных испытаний – 3 часа 21. Бинарный случайный опыт (испытание), успех и неудача 22. Независимые испытания. Серия независимых испытаний до первого успеха. Серия независимых испытаний Бернулли 23. Практическая работа по теме: «Серии последовательных испытаний» Случайные величины и распределения – 6 часов 24. Случайная величина 25. Распределение вероятностей 26. Диаграмма распределения 27. Сумма и произведение случайных величин 28. Примеры распределений 29. Геометрическое и биномиальное распределение Обобщение и систематизация знаний – 5 часов 30. Описательная статистика 31. Случайные опыты и вероятности случайных событий 32. Операции над событиями 33 34 Итоговая контрольная работа Элементы комбинаторики, серии независимых испытаний ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, 11 класс № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33 34 план дата Тема урока факт Повторение, обобщение и систематизация знаний – 4 часа Случайные опыты Случайные вероятности случайных событий Серии независимых испытаний Случайные величины и распределения Математическое ожидание случайной величины – 4 часа Примеры применения математического ожидания (страхование, лотерея) Математическое ожидание суммы случайных величин Математическое ожидание геометрического распределения Математическое ожидание биномиального распределения Дисперсия и стандартное отклонение случайной величины – 4 часа Дисперсия, стандартное отклонение случайной величины Дисперсия геометрического распределения Дисперсия биномиального распределения Практическая работа по теме: «Дисперсия и стандартное отклонение случайной величины» Закон больших чисел – 3 часа Закон больших чисел Выборочный метод исследований Практическая работа по теме: «Закон больших чисел» Непрерывные случайные величины (распределения) – 2 часа Примеры непрерывных случайных величин. Функция плотности распределения Равномерное распределение и его свойства Нормальное распределение – 2 часа Функция плотности и свойства нормального распределения Практическая работа по теме: «Нормальное распределения» Повторение, обобщение и систематизация знаний – 15 часов Представление данных с помощью таблиц Представление данных с помощью диаграмм Описательная статистика Опыты с равновозможными элементарными событиями Вычисление вероятностей событий с применением формул Вычисление вероятностей событий графическим методом Вычисление вероятностей событий с применением координатной прямой, дерева, диаграммы Эйлера) Случайные величины и распределения Математическое ожидание случайной величины Перестановки и факториал Число сочетаний. Треугольник Паскаля Формула бинома Ньютона Операции над событиями Итоговая контрольная работа Результаты контрольной работы