Выписка из содержательного раздела основной образовательной программы основного общего образования БМАОУ СОШ № 11 Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Волейбол» 5-9 класс Преподаватель: учитель физической культуры Л.Г. Скворцова 2024г. Пояснительная записка Нормативно - правовая базовая документация. 1. Учебное пособие «Внеурочная деятельность. Волейбол: пособие для учителей и методистов»/Г.А. Колодницкий, B.C. Кузнецов, М.В. Маслов/,- М.: Просвещение, 2011 2. Программа спортивной секции «Юные спортсмены», учитель - Логинова Д.Ф. Назначение программы. Рабочая программа внеурочной деятельности по волейболу для учащихся 5-9 классов разработана на основе учебного пособия «Внеурочная деятельность. Волейбол: пособие для учителей и методистов»/Г.А. Колодницкий, B.C. Кузнецов, М.В. Маслов/,- М.: Просвещение, 2011, в соответствии с ФГОС ООО 2010 г. Система физического воспитания в нашей стране имеет многолетний опыт становления и направлена на решение основных социально значимых задач: укрепление здоровья населения, физическое и двигательное развитие и воспитание высоких нравственных качеств. Особое внимание уделяется детскому возрасту, поскольку на этом этапе развития закладывается основа дальнейшего совершенствования и формируется потенциал физических возможностей, которые могут быть реализованы в различных сферах деятельности человека. Рабочая программа по внеурочной деятельности составлена в соответствии с новыми стандартами второго поколения. Дополнительная образовательная программа имеет физкультурно - спортивную направленность и предназначена для углубленного изучения раздела «Волейбол» образовательной программы средней школы . Целесообразность и актуальность программы заключается в том, что занятия по ней, позволят учащимся восполнить недостаток навыков и овладеть необходимыми приёмами игры во внеурочное время, так как количество учебных часов отведённых на изучение раздела «волейбол» в школьной программе недостаточно для качественного овладения игровыми навыками и в особенности тактическими приёмами. Программа актуальна на сегодняшний день, так как её реализация восполняет недостаток двигательной активности, имеющийся у подростков, имеет оздоровительный эффект, а также благотворно воздействует на все системы детского организма. Новизна программы заключается в том, что в ней предусмотрено уделить большее количество учебных часов на разучивание и совершенствование тактических приёмов, что позволит учащимся идти в ногу со временем и повысить уровень соревновательной деятельности в волейболе. Актуальность и перспективность курса Волейбол - один из наиболее массовых и любимых видов спорта у нас в стране. Занятия волейболом улучшают работу сердечно - сосудистой и дыхательной систем, укрепляют костную систему, развивают подвижность суставов. Постоянное взаимодействие с мячом способствует улучшению периферического зрения, ориентировке в пространстве. Развивается двигательная реакция на зрительные и слуховые сигналы. Игра в волейбол требует от занимающихся максимального проявления физических возможностей, волевых усилий и умения пользоваться приобретенными навыками. Развивается чувство ответственности, коллективизма, скорость принятия решений. Предлагаемая программа помогает улучшить физические, физиологические и психические возможности ребенка с помощью правильного планирования занятий, дополняющих уроки физической культур Цель Игра в волейбол направлена на всестороннее физическое развитие и способствует вовлечению учащихся в двигательную деятельность. Основные задачи: Оздоровительные Укрепление здоровья. Совершенствование физического развития. Образовательные Обучение основам техники и тактики игры волейбол. Развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, координации и гибкости; Формирование у занимающихся необходимых теоретических знаний в области физической культуры для самостоятельного использования их в повседневной жизни. Воспитательные Формирование у занимающихся устойчивого интереса к занятиям волейболом. Воспитание моральных и волевых качеств. Формы работы Практическая часть представлена практическими действиями - физическими упражнениями. Теоретическая часть включает в себя объяснение педагогом необходимых теоретических понятий, беседу с учащимися, показ изучаемых технических элементов, просмотр презентаций. Два раза в год должны проводиться контрольные испытания по общей и специальной подготовке. Теоретические и практические занятия, общеразвивающие и специальные упражнения. Значение волейбола в общеобразовательной системе, общеразвивающих и специальных упражнений в системе общефизической подготовки. Тематическое планирование № тема 1 Перемещения 2 Верхняя передача 3 Нижняя передача 4 Нижняя прямая подача с середины площадки 5 Прием мяча 6 Подвижные игры и эстафеты 7 Физическая подготовка в процессе занятия. Итого 42 часа Кол-во часов 5 5 5 10 10 7 Основы знаний (теоретическая часть): Основы истории развития волейбола в России; Сведения о строении и функциях организма человека; Правила игры в волейбол (пионербол); Места занятий, инвентарь. Общефизическая подготовка (практическая часть): Строевые упражнения; Гимнастические упражнения; Легкоатлетические упражнения; Подвижные и спортивные игры. Специальная физическая подготовка (практическая часть): Упражнения для привития навыков быстроты ответных действий; Подвижные игры; Упражнения для развития прыгучести; Упражнения для развития качеств, необходимых при приемах и передачах мяча; Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении подач мяча; Техника нападения (практическая часть): Перемещения и стойки; Действия с мячом. Передачи мяча; Техника защиты: Действия без мяча: скачек вперед, остановка прыжком, сочетание способов перемещений и остановок. Тактическая подготовка. Тактика нападения: Индивидуальные действия Командные действия Тактика защиты: Индивидуальные действия Командные действия Контрольные игры и соревнования: теоретическая часть Правила соревнований практическая часть: Соревнования по подвижным играм с элементами волейбола Учебно-тренировочные игры Физическая подготовленность Перемещения приставными шагами лицом вперёд, правым, левым боком вперёд и спиной вперёд. ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ: Технико-тактическая подготовка. № Виды испытаний мальчики п/п 1 Нижняя прямая подача с расстояния 6 м от сетки (кол-во 7-9 удачных попыток из 10) 2 Жонглирование мячом над собой верхней передачей 8-10 (кол- во раз) 3 Жонглирование мячом над собой нижней передачей 5-7 (кол- во раз) 4 Первая передача (прием) на точность из зоны 6 в зону 3 3 (расстояние 6 м) девочки 6-8 5-7 4-6 2 Календарно - тематическое планирование. № Содержание занятий Характеристика основных занятия видов деятельности ученика История развития волейбола в России. Овладение стойкой 1 Техника безопасности на занятиях по волейболиста и различными волейболу; Общефизическая и способами перемещения. специальная подготовка; Обучение стойке Принимать мяч сверху двумя игрока, Техника перемещений: руками. Правильно располагать приставными шагами, двойным шагом, пальцы рук на мяче. Научится скрестным шагом; Техника передачи мяча подавать нижнюю подачу. сверху: имитация передачи мяча двумя руками сверху на месте и после перемещения; Техника нижней прямой подачи: имитация, подачи в парах. Эстафеты с элементами волейбола. №2 Общие основы волейбола. Овладение стойкой Общефизическая и специальная волейболиста и различными подготовка; Обучение стойке игрока. способами перемещения. Техника перемещений: прыжками вперед- Принимать мяч сверху двумя назад двойным шагом, спиной вперед; руками. Правильно располагать Техника передачи мяча сверху: передача пальцы рук на мяче. Научится мяча после подбрасывания, передачи мяча подавать нижнюю подачу. в парах после набрасывания партнёром; Техника нижней прямой подачи: подачи в парах, в стенку. Подвижным играм с элементами волейбола «Эстафеты у стены» №3 Общие основы волейбола. Овладение стойкой Общефизическая и специальная волейболиста и различными подготовка; Обучение стойке игрока. способами перемещения. Техника перемещений: скачками вперёд, Принимать мяч сверху и снизу по сигналу; Техника передачи мяча сверху двумя руками. Правильно и приёму мяча снизу двумя руками: располагать пальцы рук на имитация передачи и приема мяча двумя мяче. Уметь правильно руками сверху и снизу на месте и после передавать мяч. Сочетать перемещения; передача и прием мяча после правильную работу рук и ног. подбрасывания, передачи мяча в парах после набрасывания партнёром; Техника нижней прямой подачи: имитация, подачи в парах, в стену. Подвижным играм с элементами волейбола «Эстафеты у стены» №4 Сведения о строении и функциях Развитие ловкости, организма человека. Общефизическая и внимательность. Умение играть специальная подготовка. Стойки игрока. в команде. Взаимовыручка и Техника перемещений волейболиста. взаимодействие игроков. Уметь №5 №6 №7 №8 №9 Техника передачи мяча сверху и приёму мяча снизу двумя руками: имитация передачи и приема мяча двумя руками сверху и снизу над собой и вперед; Техника нижней прямой подачи: через сетку (6м). Правила игры в волейбол (пионербол); Учебно-тренировочные игры в Пионербол с элементами волейбола. Сведения о строении и функциях организма человека. Общефизическая и специальная подготовка; Стойки игрока. Перемещения спиной вперёд, скачками вперёд. Встречные линейные эстафеты с передачей и приемом мяча. Техника нижней прямой подачи: через сетку.. Правила игры в волейбол (пионербол); Учебно-тренировочные игры в Пионербол с элементами волейбола. Сведения о строении и функциях организма человека. Общефизическая и специальная подготовка; Перемещения в стойке, по сигналу. Передачи мяча в парах, прием снизу над собой и в парах. Техника нижней прямой подачи: через сетку с 5 – 6м. Учебно-тренировочные игры в Пионербол с элементами волейбола. Общефизическая и специальная подготовка; Стойки игрока, перемещения приставными шагами, двойным шагом; Передачи над собой и партнёру. Техника нижней прямой подачи: через сетку с 5 – 6м. Обучение верхней прямой подачи: имитация подачи, подачи в стену. Учебно-тренировочные игры в Пионербол с элементами волейбола. Общефизическая и специальная подготовка. Передвижения в стойке. Передачи над собой и партнёру. Обучение верхней прямой подачи: имитация подачи, подачи в стену. Учебнотренировочные игры в Пионербол с элементами волейбола. Общефизическая и специальная подготовка; Перемещения приставными принимать мяч снизу. Сочетать правильную работу рук и ног. Развитие ловкости, внимательность. Умение играть в команде. Взаимовыручка и взаимодействие игроков. Уметь принимать мяч снизу. Сочетать правильную работу рук и ног. Уметь правильно передавать мяч. Правильно располагать пальцы на мяче и держать локти в правильном положении. Развитие ловкости, внимательность. Умение играть в команде. Взаимовыручка и взаимодействие игроков. Научится подавать нижнюю и верхнюю подачу. Уметь принимать мяч снизу. Сочетать правильную работу рук и ног. Принимать мяч после перемещений Уметь принимать мяч снизу. Сочетать правильную работу рук и ног. Принимать мяч после перемещений. Уметь принимать мяч в паре и через сетку. Уметь принимать мяч снизу. Сочетать правильную работу №10 № 11 №12 №13 №14 шагами, скрестным шагом. Передача и прием мяча над собой на месте, в движении, после перемещения; Верхняя прямая подача: через сетку с 3 – 5м. Подвижным играм с элементами волейбола. Общефизическая и специальная подготовка; Стойки игрока. Перемещения приставными шагами, двойным шагом; передача и прием мяча над собой на месте, в движении, в парах. Верхняя прямая подача: через сетку с 3 – 5м. Подвижным играм с элементами волейбола. Общефизическая и специальная подготовка. Стойки игрока. Перемещения приставными шагами, двойным шагом; передача и прием мяча в парах через сетку. Верхняя прямая подача: через сетку с 3 – 5м. Учебно-тренировочные игры в Пионербол с элементами волейбола. Общефизическая и специальная подготовка; Стойки игрока. Перемещениям приставными шагами, двойным шагом; Передача и прием мяча в парах; Тактические действия в нападении и защите. Учебно-тренировочные игры в волейбол по упрощённым правилам. Общефизическая и специальная подготовка; Стойки игрока. Перемещениям приставными шагами, двойным шагом; Передача и прием мяча в парах; Подача, прием с подачи. Правила игры в волейбол (пионербол); Учебнотренировочные игры в волейбол по упрощённым правилам. Общефизическая и специальная подготовка. Стойки игрока. Перемещениям приставными шагами, двойным шагом; Передача и прием мяча в парах; Техника защиты: Действия без мяча: скачек вперед, остановка прыжком, сочетание способов; перемещений и остановок. Учебно-тренировочные игры в волейбол по упрощённым правилам. рук и ног. Принимать мяч после перемещений. Уметь подавать подачу. Развитие ловкости, внимательность. Умение играть в команде. Взаимовыручка и взаимодействие игроков. Уметь принимать мяч снизу. Сочетать правильную работу рук и ног. Принимать мяч после перемещений. Уметь принимать мяч в паре и через сетку. Развитие ловкости, внимательность. Умение играть в команде. Взаимовыручка и взаимодействие игроков. Уметь принимать мяч снизу. Сочетать правильную работу рук и ног. Принимать мяч после перемещений. Уметь принимать мяч в паре и через сетку. Уметь своевременно выходить к мячу. Передавать и перебивать мяч через сетку. № 15 №16 № 17 №18 № 19 №20 № 21 Общефизическая и специальная подготовка; Стойки игрока. Перемещениям приставными шагами, двойным шагом; Передача и прием мяча в парах через сетку. Подачи через сетку. Подвижным играм с элементами волейбола. Общефизическая и специальная подготовка; В стойке волейболиста принимать мяч снизу двумя руками. Правильно работать ногами. Работать в паре, подбиванис мяча с продвижением. Учебно-тренировочные игры в волейбол по упрощённым правилам. Общефизическая и специальная подготовка. В стойке волейболиста принимать мяч снизу двумя руками. Правильно работать ногами. Работать в паре, подбиванис мяча с продвижением. Подвижным играм с элементами волейбола. Общефизическая и специальная подготовка; Стойки игрока. Техника перемещений приставными шагами, двойным шагом; Передачи после варьирования расстояния и траектории; Учебно-тренировочные игры в волейбол по упрощённым правилам. Общефизическая и специальная подготовка; В стойке волейболиста принимать мяч снизу двумя руками. Передачи мяча сверху через сетку; Учебнотренировочные игры в волейбол по упрощённым правилам. Общефизическая и специальная подготовка; Стойки игрока; В стойке перемещения различными способами, с выполнением различных заданий; Передачи мяча сверху через сетку; Учебнотренировочные игры в волейбол по упрощённым правилам. Общефизическая и специальная подготовка. Стойки игрока; В стойке перемещения различными способами, с Уметь принимать мяч снизу. Сочетать правильную работу рук и ног. Принимать мяч после перемещений. Уметь принимать мяч в паре и через сетку. Развитие ловкости, внимательность. Умение играть в команде. Взаимовыручка и взаимодействие игроков. Уметь принимать мяч снизу. Сочетать правильную работу рук и ног. Принимать мяч после перемещений. Уметь принимать мяч в паре и через сетку. Уметь своевременно выходить к мячу. Передавать и перебивать мяч через сетку. Научится подавать нижнюю подачу. Уметь направлять мяч в заданную зону. Подавать мяч снизу. Выполнять большое количество подач подряд. Уметь принимать мяч снизу. Сочетать правильную работу рук и ног. Принимать мяч после перемещений. Уметь принимать мяч в паре и через сетку. Уметь своевременно выходить к мячу. Передавать и перебивать мяч через сетку. выполнением различных заданий; Передачи мяча сверху через сетку; Подвижным играм с элементами волейбола. № 22 Общефизическая и специальная подготовка; Стойки игрока; В стойке перемещения различными способами, с выполнением различных заданий; Передачи мяча сверху через сетку; Правила игры в волейбол (пионербол); № 23 Общефизическая и специальная подготовка. Стойки игрока; В стойке перемещения различными способами, с выполнением различных заданий; Передачи мяча сверху через сетку; Подвижным играм с элементами волейбола. № 24 Общефизическая и специальная подготовка; Стойки игрока. В стойке перемещения различными способами, с выполнением различных заданий; Приём и передача мяча в парах. Подвижным играм с элементами волейбола. № 25-26 Общефизическая и специальная подготовка; В стойке перемещения различными способами, с выполнением различных заданий; Приём и передача в парах. Учебно-тренировочные игры в волейбол по упрощённым правилам. № 27 Общефизическая и специальная подготовка. В стойке перемещения различными способами, с выполнением различных заданий; Приём и передача мяча в парах. Учебно-тренировочные игры в волейбол по упрощённым правилам. № 28-29 Общефизическая и специальная подготовка; В стойке перемещения различными способами, с выполнением различных заданий; Приём и передача мяча в парах. Подачи, прием с подачи. Учебнотренировочные игры в волейбол по упрощённым правилам. №30 Общефизическая и специальная подготовка; В стойке перемещения Научится подавать нижнюю подачу. Уметь направлять мяч в заданную зону. Подавать мяч снизу. Выполнять большое количество подач подряд. Научится подавать нижнюю подачу. Уметь направлять мяч в заданную зону. Подавать мяч снизу. Выполнять большое количество подач подряд. Уметь принимать мяч снизу. Сочетать правильную работу рук и ног. Принимать мяч после перемещений. Уметь принимать мяч в паре и через сетку. Уметь своевременно выходить к мячу. Передавать и перебивать мяч через сетку. Развитие ловкости, внимательность. Умение играть в команде. Взаимовыручка и взаимодействие игроков. Научится подавать нижнюю подачу. Уметь направлять мяч в заданную зону. Подавать мяч снизу. Выполнять большое количество подач подряд. Уметь принимать мяч снизу. Сочетать правильную работу различными способами, с выполнением различных заданий; Приём и передача мяча через сетку. Учебно-тренировочные игры в волейбол по упрощённым правилам. № 31-32 Общефизическая и специальная подготовка; В стойке перемещения различными способами, с выполнением различных заданий; Приём и передача мяча через сетку. Верхняя прямая подача: через сетку. Учебно-тренировочные игры в волейбол по упрощённым правилам. № 33 Общефизическая и специальная подготовка; В стойке перемещения различными способами, с выполнением различных заданий; Приём и передача мяча в парах в движении. Верхняя прямая подача: подачи в стену. Учебнотренировочные игры в волейбол по упрощённым правилам. № 34-35 Физическая и специальная подготовка; В стойке перемещения различными способами, с выполнением различных заданий; Тактика нападения и защиты. Учебно-тренировочные игры в волейбол по упрощённым правилам. № 36 Техника нападения: Перемещения и стойки; Действия с мячом. Передачи мяча; Техника защиты: Действия без мяча: скачек вперед, остановка прыжком, сочетание способов; перемещений и остановок. Учебно-тренировочные игры. №37-38 Физическая и специальная подготовка; Сдача контрольных нормативов по общефизической подготовки. Учебнотренировочные игры. № 39 рук и ног. Принимать мяч после перемещений. Уметь принимать мяч в паре и через сетку. Уметь принимать мяч снизу. Сочетать правильную работу рук и ног. Принимать мяч после перемещений. Уметь принимать мяч в паре и через сетку. Уметь своевременно выходить к мячу. Передавать и перебивать мяч через сетку. Уметь принимать мяч снизу. Сочетать правильную работу рук и ног. Принимать мяч после перемещений. Уметь принимать мяч в паре и через сетку. Научится подавать нижнюю подачу. Уметь направлять мяч в заданную зону. Подавать мяч снизу. Выполнять большое количество подач подряд. Научится подавать нижнюю подачу. Уметь направлять мяч в заданную зону. Подавать мяч снизу. Выполнять большое количество подач подряд. Физическая и специальная подготовка; В Уметь своевременно выходить стойке перемещения различными к мячу. Передавать и способами, с выполнением различных перебивать мяч через сетку. заданий; Приём и передача мяча в парах. Верхняя прямая подача: подачи в стену, через сетку. Подвижным играм с элементами волейбола. №40-41 №42 Физическая и специальная подготовка; В стойке перемещения различными способами, с выполнением различных заданий; Прием и передача мяча через сетку. Верхняя прямая подача: подачи в стену, через сетку. Учебно-тренировочные игры. Техника нападения: Перемещения и стойки; Действия с мячом. Передачи мяча; Техника защиты: Действия без мяча: скачек вперед, остановка прыжком, сочетание способов; перемещений и остановок. Учебно-тренировочные игры. Развитие ловкости, внимательность. Умение играть в команде. Взаимовыручка и взаимодействие игроков. Научится подавать нижнюю подачу. Подавать мяч снизу. Выполнять большое количество подач подряд. Предполагаемые результаты ЛИЧНОСТНЫЕ. Первый уровень: усвоение школьником социально значимых знаний. Это в первую очередь знание норм и традиций того общества, в котором он живёт. Знание об истории волейбола и развития его в нашей стране. Второй уровень: развитие социально значимых отношений. Формировать положительное отношение к систематическим занятиям волейболом. Учить взаимоотношению в команде. Развивать чувство патриотизма, любви к Родине и физическому труду. Учить ценить своё здоровье и неприязнь к вредным привычкам. Третий уровень: приобретение школьником опыта осуществления социально значимых действий Понимать роль волейбола в укреплении здоровья. Научить школьников самостоятельно составлять свой режим дня и график тренировок. Уметь самостоятельно подбирать упражнения для своего физического развития. ПРЕДМЕТНЫЕ Иметь представление об истории развития волейбола в России; О правилах личной гигиены, профилактики травматизма. Технически правильно выполнять двигательные действия в волейболе. Играть в волейбол по упрощенным правилам. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ Учащиеся научатся: Следовать при выполнении задания инструкциям учителя. Понимать цель выполняемых действий. Различать подвижные и спортивные игры Учащиеся получат возможность научиться: Принимать решения связанные с игровыми действиями; Взаимодействовать друг с другом на площадке Договариваться и приходить к общему решению, работая в паре. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ пособие для учителя: Список литературы: Для педагога: 1 Лях В. И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания. Москва. «Просвещение» 2010. 2 Эйнгорн А. Н.. 500 упражнений для волейболистов. Москва. «Физкультура и спорт» 2007. 3 Ю.Д.Железняк, Л.Н.Слупский «Волейбол в школе Москва. «Просвещение» 2015.