Рабочая программа курса внеурочной деятельности Русский язык как иностранный

Выписка из содержательного раздела
основной образовательной программы
начального общего образования
БМАОУ СОШ № 11

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Русский язык как иностранный»
1-4 классы

Составитель программы:
Рычкова И.В., учитель начальных
классов

2024 г.

Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Русский язык как иностранный»
разработана для обучающихся испытывающих трудности в овладении русским языком
для обучающихся 1-4 классов разработана в соответствии с:
Стратегии развития и воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(утверждено Правительством РФ от 29.05.2015г. № 996-р).
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
(Данилюк А.Я., Кондаков А.М, Тишков В.А.).
Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2015 № 09-3564
«О внеурочной деятельности реализации дополнительных общеобразовательных программ»
(методические рекомендации).
Закон Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273 «Об образовании в Российской
Федерации»;
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего Федеральный
перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к
использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на учебный
год.
В соответствии с:
 Основной образовательной программой начального общего образования Березовского
муниципального
автономного
общеобразовательного
учреждения
«Средняя
общеобразовательная школа №11»;
 Положением о структуре, порядке разработки, рассмотрения и утверждения рабочих
программ учебных предметов, курсов в БМАОУ СОШ №11;
 Учебным планом и годовым календарным графиком на новый учебный год БМАОУ СОШ
№11.
Программа внеурочной деятельности направлена на развитие устной русской речи составлена
для детей мигрантов, обучающихся первый год в российской школе. Для этой категории
учащихся русский язык не является родным языком, поэтому уровень владения устной и
письменной русской речью детей мигрантов не соответствует требованиям, предусмотренным
государственным образовательным стандартом по русскому языку. Кроме этого, дети, плохо
владеющие русским языком, испытывают очень серьёзные затруднения при обучении в школе
и при общении со сверстниками и педагогами. Таким ученикам необходима помощь в
овладении, на первых порах, устной русской речью.
Цель – обучения русскому языку детей - билингвов — формирование коммуникативной
компетенции, что означает овладение умениями и навыками конструктивно общаться на
русском языке.
Задачи:




Формировать познавательный интерес к изучению русского языка и русской культуры;
Формировать социальный мотив (язык нужен для общения);
Создать условия для успешного овладения детьми всеми видами речевой деятельности
(говорение, аудирование, чтение, письмо).

Место учебного предмета «Русский язык как иностранный» в плане внеурочной
деятельности.
Внеурочная деятельность «Русский язык как иностранный» рассчитана на 4 года обучения
по 34 учебных недели, 1 занятие в неделю (внеурочное время по 35- 40 минут).
Обучение осуществляется на основе общих методических принципов и дидактических
принципов:
Определяющими в процессе обучения русскому языку как неродному являются
общедидактические принципы обучения: доступность, наглядность, посильность,
сознательность.

Основные методические принципы:
Принцип учета особенностей родного языка при овладении иностранным языком—
анализ языков с целью определения сходных явлений и переноса речевых навыков и умений по
аналогии, а также явное и скрытое сопоставление языков для выявления возможных
трудностей, их предупреждения и преодоления;
Принцип дифференцированного подхода — использование различных методов и приемов
обучения в зависимости от вида речевой деятельности (говорение, аудирование, чтение,
письмо);
Принцип управления процессом обучения — соблюдение алгоритмов познавательной
деятельности с пониманием промежуточных целей, обеспечением мотивации,
структурированием и дозированием подачи речевого материала, соблюдением периодичности
контроля;
Принцип вычленения конкретных ориентиров — использование определенных
объектов(жестов, картинок, схем) в качестве ориентиров, которые определяют и стимулируют
последовательные речевые действия;
Принцип комплексной мотивации — разнообразие и вариативность стимулов к обучению
на протяжении всего процесса изучения языка;
Принцип устной основы обучения — усвоение всего языкового материала через устную
речь, опережая чтение и письмо;
Принцип минимизации и компрессии языка — отбор такого минимума языковых и речевых
средств, которые одновременно соответствуют конкретным целям и задачам обучения и
отражают структуру изучаемого языка в целом.
Основные дидактические принципы обучения русскому языку как иностранному
выделяют следующие: принцип сознательности, активности, систематичности, прочности,
наглядности, доступности.
Принцип сознательности. Сознательность заключается в том, чтобы понять, зачем надо учить
русский язык. Предполагается сознательное участие обучаемого в общении и обучении
иностранному (русскому) языку. Сознательность также выражается в положительном
отношении к изучаемому материалу, во внутренней мотивированности.
Принцип активности. Овладение иностранным языком успешно, если обучающийся активно
участвует в процессе обучения. Активность - главная характеристика познания. Важным
условием активности обучающихся является наличие самоконтроля и самооценки в процессе
обучения .
Принцип наглядности вытекает из процесса восприятия, осмысливания и обобщения
материала. Принцип доступности. Необходимо учитывать индивидуальные возможности
детей. Учет возрастных особенностей.
Принцип прочности. Материал должен быть усвоен так чтобы, чтобы обучающийся мог в
нужный момент извлечь из памяти нужную информацию и правильно применить. Прочность
усвоения обеспечивается путем яркого преподнесения материала, многократных тренировок,
самостоятельной работы, систематического контроля.
Принцип систематичности. Изложение материала доводится до уровня системности в
сознании учащихся. Процесс обучения успешней и результативней, если состоит из
последовательных шагов и отличается непрерывностью.
Программа предусматривает различные формы и методы работы:









беседа;
практическая работа;
заочное путешествие;
инсценирование;
виртуальная экскурсия;
экологический проект;
экологическая акция;
ролевая игра.

Формы контроля.

Применяемые методы педагогического контроля и наблюдения, позволяют
контролировать и корректировать работу программы на всём её протяжении и
реализации. Это дает возможность отслеживать динамику роста знаний, умений и навыков,
позволяет строить для каждого ребенка его индивидуальный путь развития. На основе
полученной информации педагог вносит соответствующие коррективы в учебный процесс.
Контроль эффективности осуществляется при выполнении диагностических заданий и
упражнений, с помощью
тестов, фронтальных
и
индивидуальных
опросов,
наблюдений. Контрольные испытания проводятся в торжественной соревновательной
обстановке.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности.
У учащихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:
Личностные универсальные учебные действия:
 осознание роли русского языка как государственного языка РФ, как средства
межнационального общения и как инструмента познания окружающей
действительности;
 способность использовать приобретенные знания и умения по русскому языку в
школьной и повседневной жизни;
 понимание русского языка как необходимого средства приобщения к культурным и
духовным ценностям русского народа, народов России и мира;
 развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, бережного отношения к материальным и духовным ценностям;
 формирование уважительного отношения к русской культуре и культуре других
народов;
 ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;
 осознание «Я» как представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и
гордости за свою Родину;
 формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов.
Регулятивные универсальные учебные действия:
 принимать и сохранять учебную задачу;
 учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем;
 планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации, в том числе во внутреннем плане;
 адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и
других людей;
 вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки
и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания
нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой
форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском,
родном и иностранном языках.
Предметные универсальные учебные действия:
 овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения
(приветствие, прощание, благодарность, обращение с просьбой);
 овладение диалогической формой речи;
 знание основных единиц фонетического строя русского языка: различение гласных и
согласных, звуков и букв, деление на слоги, произношение и ударение;
 применение полученных знаний и навыков в условиях учебного и повседневного
общения: вести диалог, отвечать на вопросы и самостоятельно задавать вопросы в
пределах усвоенной лексики, -пересказывать текст, составлять предложения по
картинкам, по определенным тематическим образцам, короткие монологические тексты
(несложное описание, повествование, рассуждение) на различные темы;
Коммуникативные универсальные учебные действия:







адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения
различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть
диалогической формой коммуникации;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не
совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и
взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе
в ситуации столкновения интересов.

Содержание курса внеурочной деятельности.
Содержание учебного предмета
1. Школа. Я в классе. Я в школе. Я на уроке. Я после уроков.
1.1. Я в классе. Я в школе.
Школа, класс, столовая, туалет, коридор, лестница, ступенька, дверь, окно, стена, пол, потолок.
Лампа, парта, стул, стол, доска, мел, тряпка, сумка, портфель, ручка, карандаш, фломастер,
линейка, ластик. Книга, учебник, азбука, тетрадь, журнал, словарь, открыть, закрыть, нравится,
звонок, перемена. Я, ты, он, она, оно, мы, вы, они. Мальчик, девочка, учитель, ученик, ученица,
директор, первоклассник, старшеклассник, человек - люди
1.2. Школа. Я на уроке.
Читать, говорить, писать, спрашивать, отвечать, объяснять, слушать, сказать, рассказать,
повторять, запоминать, забывать, показать, альбом, рисовать, краски, кисточка, рисунок,
картинка, сидеть, место, стоять, внимательно, громко - тихо, хорошо - плохо, быстро медленно, правильно - неправильно, аккуратно, страница, буква, слог, слово, алфавит,
упражнение, домашнее задание, смотреть телевизор, мультфильм, сказка, герой, текст, рассказ,
картинка.
1.3. Школа. Я после уроков.
Группа продленного дня, кружок, заниматься, пластилин, лепить, ножницы, вырезать, цветная
бумага, клей, клеить, приклеить, аппликация, библиотека, экскурсия, кружок, танцевать, петь,
песня, читать стихи, конкурс, идти (в цирк, в кино, в театр, в музей), поездка, экскурсия,
концерт, выставка, представление, фильм, кукольный театр, спектакль, программа, актёр,
декорации, сцена, ряд, место, буфет, (не)интересный, смешной, скучный, страшный, хороший
2. Мой дом. Моя семья, родственники. Где я живу. Моя квартира.
2.1. Моя семья, родственники.
Семья, мой, дружный, любить, мама (мать), папа (отец), муж, жена, родной, родственники,
родители, ребенок, дети, сын, дочь, брат, сестра, братишка, сестрёнка, малыш, младший,
старший, двоюродный, бабушка, седой, очки, дедушка, борода, внук, внучка, тётя, дядя,
племянник, старый, молодой, семейный альбом, фотография, уважать, работать, учиться, на
пенсии, дома, ясли, детский сад.
2.2. Мой дом. Где я живу.
Дом, окно, подоконник, балкон, этаж, на первом /втором / третьем … этаже, лифт, квартира,
комната, подъезд, почтовый ящик, многоэтажный, кирпичный. Дверь, звонок, ключ, замок,
хозяин, хозяйка, соседи, жильцы (жилец), справа, слева, наверху, внизу, переехать, новоселье.
Деревня, изба, избушка, крыльцо, колодец, крыша, печь, труба, сарай, скамейка, забор,
деревянный, каменный, соломенный.
2.3. Мой дом. Моя квартира.
Прихожая: вешалка, зеркало, телефон, выключатель; кухня: холодильник, газ, газовая /
электрическая плита, кухонный стол, посудная полка; ванная: раковина, водопроводный кран,
душ, мыло, полотенце; спальня: кровать, одеяло, подушка, постель: простыня, пододеяльник,
наволочка; будильник, будить; гостиная: книжный шкаф, обеденный стол, журнальный стол,

диван, кресло, ковер, телевизор, радио, картина, часы, настольная лампа, люстра, коробка,
удобный, уютный, светлый. Лежать, висеть, стоять, находиться.
3. Мой день. В школе и дома. Мой распорядок дня. Мои любимые занятия. Помогаю маме
и папе. Я жду гостей. Угощение.
3.1. Мой день. В школе и дома. Мой распорядок дня.
Дни недели: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье, вчера,
сегодня, завтра. Учиться / отдыхать. Утро, день, вечер, ночь; утром: завтрак (завтракать), идти
/ехать в школу, урок(и), расписание; днем: обед (обедать), гулять, школьный двор, прогулка,
игра, играть, вместе, делать уроки; вечером: дома, ужин (ужинать); ночью: сон, ложиться, спать;
луна, месяц, звёзды.
Распорядок дня: соблюдать режим, когда, в 7 часов, рано, поздно, вставать, умываться (душ,
мыло, шампунь, полотенце), вытирать тело, лицо, закаляться, щетка, зубная паста, чистить,
зарядка: поднять, опустить, присесть; расческа, причесать, одеваться, надевать, идти в школу,
завтракать, в 2 часа (дня), обедать, в 7 часов (вечера), ужинать, в 9 часов (утра, вечера), ложиться
- лечь, в 12 часов (дня, ночи).
3.2. Мой день. Мои любимые занятия. Помогаю маме и папе.
Поливать (цветы), пылесос, вытирать пыль, (чистить) ковер, веник, подметать, выбросить,
мусор, помогать (папе): инструменты, молоток, пила, гвоздь, гайка, шуруп, плоскогубцы,
гаечный ключ, ящик, прибить, отвёртка, чинить, ремонтировать, помогать (маме): готовить,
варить, жарить, кипеть, стиральная машина, стирать, сушить, утюг, гладить, верёвка, вешать,
белье, нитка, иголка, шить, пришить, зашить, пуговица.
3.3. Мой день. Я жду гостей. Угощение.
Гости, прийти (придут гости), ждать / встречать гостей, хорошее настроение, стелить скатерть,
накрыть (на стол), поставить (на стол), печь пирог, торт, делать, резать салат, винегрет, вкусный,
угощение, угощать, ходить в гости, поздравлять, желать (здоровья, успехов), дарить / получать,
подарок.
4. Человек. Внешность. Характер. Профессии.
4.1. Человек. Внешность.
Лицо, круглое, овальное, лоб, щека, щёки, розовый, брови, тонкий, глаза, карие, серые, голубые,
нос, прямой, курносый, губы, улыбка, улыбаться, волосы, короткие, стрижка, длинные, косы,
бант, кудрявый, причёсанный, лохматый, седой, светлый, тёмный, усы, борода, очки, рост,
высокий, невысокий.
4.2. Человек. Профессии.
Хотеть быть (кем?), космонавт, лётчик, стюардесса, врач, учитель, художник, писатель,
профессор, продавец, инженер, конструктор, строитель, маляр, каменщик, водитель,
тракторист, комбайнер, крестьянин, ветеринар, повар(иха), ткачиха, военный, бизнесмен,
банкир, менеджер, политик, президент, руководитель, руководить, лечить, строить, водить,
выращивать, продавать, защищать, завод, фабрика, институт, ферма.
5. Человек. Части тела.
5.1. Человек. Части тела.
Голова, думать, руки, делать, ноги, ходить, бегать, плечи, живот, спина, шея, поворачивать,
глаза, смотреть, плакать, слеза (слёзы), нос, нюхать, губы, улыбаться, зубы, жевать, рот, есть,
горло, глотать, язык, разговаривать, ухо, уши, слушать, палец (пальцы), брать, бегать, стоять,
сидеть, прыгать, бросать, ловить, держать.
6. Время года. Погода. Что мы носим.
6.1. Время года. Погода.
Лето, осень, зима, весна; солнце, небо, ветер, туча, облака, воздух, свежий, чистый. Лето: жарко,
ярко светит солнце, цвести (деревья и цветы), спеть (фрукты, ягоды), радуга: красный,
оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. Осень: холодно, прохладно, тучи,
дуть, сильный, ветер, (идти), лить, моросить, дождь, лужи, скучно, разноцветный ковер, листья
красные, желтые, собирать урожай. Зима: холодно, мороз, морозно, туман, стужа, вьюга,
метель, град, снег (идти), падать, сугроб, снежинка, снежная баба, снеговик, лепить, лёд,
гололёд, замёрзнуть (река). Весна: тепло, таять, растаять, снег, сосулька (на крыше),
подснежник, проталина.
6.2. Время года. Что мы носим (сезонная одежда).

Лето: юбка, шорты, майка, футболка, купальник, платье, джинсы, рубашка, кепка, кроссовки,
босоножки, носить, одежда, обувь, надеть, застегнуть, растегнуть, молния. Весна, осень: куртка,
плащ, кофта, джемпер, свитер, шапка, платок, перчатки, кожаные, резиновые сапоги, ботинки,
туфли, зонт. Зима: шуба, меховая, шерстяная шапка, валенки, варежки.
Спортивные игры, соревнования, эстафета, бег, флаг. Лето, каникулы: плавать, бассейн, море,
река, загорать, кататься на велосипеде, на роликах, бегать, прыгать, играть в мяч, в футбол, в
волейбол, залезть (на дерево). Зима: кататься на санках (с горы), кататься на лыжах (лыжи), на
коньках (коньки), играть в хоккей, лёд, каток, клюшка, шайба, ворота, играть в снежки.
7. Животный мир. Домашние животные и их детёныши. Дикие животные. Кто где живёт?
7.1. Животный мир. Домашние животные и их детёныши
Животные, домашние: кот - кошка - котенок, собака-щенок, петух, курица-цыплёнок, яйцо,
корова - телёнок, лошадь - жеребёнок, свинья - поросёнок, коза-козлёнок, утка, гусь, баран,
овца, индюк; цыплята, козлята, поросята (один – много, маленький - большой). Рога, клюв,
пасть, хвост, усы, лапа, крыло, перо, шерсть, когти, копыта, бодать, вилять, царапать, кусать.
Мяукать, лаять, мычать, кукарекать; корм, кормить, клевать, давать (молоко).
7.2. Животный мир. Дикие животные
Дикие звери: волк, лиса, медведь, заяц, белка, кабан, лось, еж, мышь; медведица - медвежонок.
Птицы: грач, чиж, дятел, ласточка, снегирь, соловей, сорока, сова, филин, кукушка, аист.29
Насекомые: жук, бабочка, гусеница, стрекоза, кузнечик, муравей, оса, пчела, (мёд), комар; паук,
улитка, жужжать, жалить, яд. Рыбы: сом, щука, ёрш, лещ, карп, карась, окунь; рак. Хищник:
орёл, коршун, рысь, хватать – схватить.
7.3. Животный мир. Кто где живёт?
Нора, дупло, гнездо, берлога, пещера, муравейник. Рыть (нору), вить (гнездо), птенцы.
Ящерица, крот, червяк, лягушка, черепаха, змея, ползать, прыгать, плавать, летать. Зоопарк,
клетка: слон, жираф, верблюд, лев, тигр, обезьяна, крокодил, зебра, бегемот, носорог, попугай,
олень. Природа, заповедник, пустыня, саванна, джунгли, болото, тундра, тайга. Море: дельфин,
кит, акула, пингвин. Городские (птицы): ворона, голубь, синица, воробей, скворец, скворечник,
кормушка. Прилетать, улетать.
8. Растительный мир. Дикие и культурные растения. Что где растет? Мы на природе.
8.1. Растительный мир. Дикие и культурные растения.
Лес: дерево, ветка, лист, ствол, корень, кора, береза, клён, дуб - жёлудь, сосна, ель - шишка,
иголка; трава, тропинка, поляна, пень, ягода, земляника, гриб, орех. Сад: яблоня - яблоко, груша,
слива, куст, малина, клубника, смородина. Садовый, цветок: роза, мак, гладиолус, георгин;
лесной: ландыш, подснежник, полевой: колокольчик, ромашка, василек. Расти, собирать,
корзина.
8.2. Растительный мир. Дикие и культурные растения. Что где растёт?
Огород, овощи: капуста, огурец, помидор, картофель, морковь, лук, свекла, кабачок, баклажан.
Сажать, семена, росток, копать, лопата, поливать, лейка, грядка, убирать урожай. Поле: колос,
зерно, пшеница, рожь, овёс, кукуруза, подсолнух, семечко, сеять. Коса, косить, сено. Трактор,
комбайн, сеялка, убирать урожай. Бор, роща, чаща, дубрава; хвоя – хвойный, лист, листва –
лиственный, камыш.
8.3. Растительный мир. Мы на природе.
Поход, турист, турбаза, отряд, рюкзак, спальный мешок, маршрут, карта, компас, север, юг,
запад, восток, местность, восход – заход (солнца). Гора, вершина, подниматься, спускаться,
скала, остров, море, берег, пляж, река, ручей, родник, пруд, озеро, водоём, водопад. Лодка,
весло, грести, разжечь, костёр, дым, дрова, сук (сучья), жечь, разжечь, спичка, котелок, кружка,
миска. Ловить (рыбу), рыбак, охотиться, охотник, ружьё.
9. Питание. Я за столом. Что и когда мы едим. В магазине «Продукты».
9.1. Питание. Я за столом.
Посуда, тарелка, мелкая, глубокая, ложка (чайная), вилка, нож, резать, хлеб, черный, белый,
хлебница, сахар, сахарница, соль, солонка, сладкий, соленый, чашка, стакан, чайник, грязный,
чистый, мыть (руки), салфетка, скатерть, сковорода, жарить, кастрюля, варить, крышка,
половник, налить, есть, пить, чай, кофе, молоко, сок, вода, газированный, напиток.
9.2. Питание. Что и когда мы едим.

Масло, сыр, бутерброд, яйцо, салат, винегрет, каша, манная, рисовая, гречневая, геркулесовая,
молочные продукты: творог, сметана, кефир, сырок, йогурт. Первое: суп, щи, борщ, второе:
пюре, картошка, вермишель, рис, курица, мясо, рыба, котлета, омлет, плов; третье: компот,
какао, кисель. Десерт: яблоко, банан, апельсин. Горячий, холодный, вкусный, невкусный,
кислый, горький. Жарить - жареный (сковорода), варить - варёный, (кастрюля), кипеть –
кипячёный, кипяток (чайник ).
9. 3. Питание. В магазине «Продукты»
Отделы: овощи, фрукты, мясо, рыба, хлеб, кондитерский, молочный. Фрукты и овощи:
виноград, арбуз, дыня, мандарин, лимон, киви, абрикос, персики, гранаты, картофель,
помидоры, огурцы, капуста. Хлебные изделия: батон, буханка, булочка, пирог, пирожок,
ватрушка, сушка, баранка; торт, пирожное. Продукты (мясные и молочные): колбаса (батон),
сосиски (штука), ветчина (кусок); сметана (упаковка), творог, кефир, йогурт. Мука, крупа
(манка - манная, гречка гречневая, рис, пшено), макароны.
10. Магазин. Я в магазине. Универмаг. Одежда.
10.1. Магазин. Я в магазине.
Продавец - покупатель, покупать, купить, товары, витрина, касса, чек, цена, платить, деньги,
сдача, дорого, дешево. Пакет (полиэтиленовый), банка (железная, стеклянная), бутылка
(пластмассовая), коробка, пачка, упаковка. Сколько стоит? Рубль, 2 рубля, 5 рублей, менять,
считать, тратить, деньги. Дать (дайте), взять (возьмите), выбирать, взвешивать (взвесьте),
килограмм, полкило, 300 граммов, полбатона. Тяжело, легко, нести, корзина, сумка.
10.2. Магазин. Универмаг.
Отделы: одежда, обувь, головные уборы, мебель, посуда, электротовары, подарки, игрушки,
спортивные товары, косметика, хозяйственный, книги. Одежда: мужская, женская, детская.
Обувь: ботинки, сапоги, босоножки, кеды, кроссовки. Головные уборы: шапка, шляпа,
бейсболка, кепка, платок, шарф. Мебель: кухонная (для кухни), офисная (для офиса), домашняя.
Электротовары: холодильник, стиральная машина, фен, кофемолка, мясорубка, утюг.
Хозтовары: посуда, инструменты, бытовая химия: моющие средства, щётка. Выбирать, нужный,
подходить, дорогой, дешёвы.
10.3. Магазин. Одежда.
Верхняя одежда: пальто, шуба, куртка. Бельё (нижняя одежда): трусы, майка, колготки, носки,
лосины. Детская, женская, мужская одежда.31 Спортивная (спортивный костюм), рабочая
(комбинезон), деловая (костюм, галстук), домашняя / для дома (халат, тапочки, пижама),
праздничная (вечернее / бальное платье) одежда. Мерить, размер, зеркало, вешалка, мало,
велико, идёт, модная, старомодная, подбирать, упаковать, комплект, доставить.
11. Праздники. Календарь. Гости. Школьный праздник.
11.1. Праздники. Календарь.
Новый год, Рождество, 8 марта (женский день), 23 февраля, 9 мая (День победы), Новый год:
Дед Мороз, Снегурочка, ёлка, новогодний, наряжать, украшать (ёлку), ёлочные игрушки, бусы,
хлопушки, огни, гирлянда, шар, звезда, мишура, водить хоровод, подарок. Пасха: кулич, пасха,
яйца, освящать, храм, свеча, крестный ход. День победы: победа, мир, парад, Красная площадь,
флаг, солдат, маршировать, ветеран, оружие, форма, ракета, салют. 8 марта: мамин день,
женский праздник, мимоза, первые цвет.
11.2. Праздники. Гости. День рождения. Юбилей. Семейный праздник. Пригласить
(приглашать), поздравлять, подарок, выбирать, дарить, написать, открытка, букет, желать,
веселиться, праздновать, сюрприз, угощать, угощение, торт, свеча, слушать музыку, танцевать.
Масленица: блины, тройка, катание, нарядиться, провожать зиму, встречать весну, чучело,
солома, соломенное.
11.3. Праздники.
Школьный праздник. 1 сентября (первое), первоклассник, первый учитель, начало учебного
года, последний звонок, выпускник, закончить школу, школьный бал. Концерт, ведущий,
номер, хор, солист, спектакль, карнавал, костюмы, декорации, сцена, занавес, ряд, зал,
участвовать, выступать, репетировать, аплодировать, младшие / старшие класс.
12. Город. Я на улице. Транспорт.
12.1. Город. Я на улице.
Адрес, город, район, улица, проспект, дом, корпус, подъезд, жить, ехать, идти пешком, далеко,
близко, недалеко. Дорога, переход, светофор, красный, стой, желтый, жди, зеленый, иди; метро,

остановка, площадь, сквер, парк, аптека, ателье, банк, почта, письмо, ясли, детский сад,
милиция, поликлиника, больница, прачечная, магазин, булочная, киоск, рынок.
12.2. Город. Транспорт.
Городской транспорт, наземный: автобус, трамвай, троллейбус, машина, легковая, грузовая
(грузовик), микроавтобус, маршрутное такси. Метро (подземный транспорт): вагон, поезд,
платформа, вагон, место, пассажир, водитель, касса, билет (туда и обратно), вход, выход,
пересадка, станция, осторожно, 32 следующая, садиться (сесть), делать (сделать) пересадку,
входить в (войти), выходить из (выйти), ехать, приехать.
12.3. Город.
Москва. Абакан. Кызыл. Столица, Кремль, башня, Куранты, центр, памятник, церковь, Красная
площадь, Большой театр, гостиница, кинотеатр, музей, цирк, зоопарк, кафе, ресторан, бассейн,
стадион, Лужники, институт, университет, городской, центральный, посольство, вокзал,
железная дорога, рельсы, аэропорт, самолет, порт, корабль, река, мост, причал, находится,
называется, новый, старый, красивый, рядом с …
Тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающихся
1класс

№
п/п

1

2

3

4
5

6

7

8
9
10
11

Из них количество часов, отведенных на
Количест
практическую часть и контроль
Название
раздела во часов
Лаборато
Контроль
(блока), темы, модуля
на
Практич.
Экскурси
р
ные
изучение
работы
и
работы
работы
Школа. Я в классе. Я в 3
школе. Я на уроке. Я после
уроков.
Мой дом. Моя семья, 3
родственники. Где я живу.
Моя квартира.
Мой день. В школе и дома. 3
Мой распорядок дня. Мои
любимые
занятия.
Помогаю маме и папе. Я
жду гостей. Угощение.
Человек.
Внешность. 3
Профессии.
Время года. Календарь. 3
Погода.
Животный мир. Домашние 3
животные и их детёныши.
Дикие животные. Кто где
живёт?
Растительный мир. Дикие 4
и культурные растения.
Что где растет? Мы на
природе.
Питание. Я за столом. Что 3
и когда мы едим.
Магазин. Одежда.
4
Праздники.
Календарь. 2
Гости.
Школьный
праздник.
Город. Я на улице. 2
Транспорт.

Всего:

33

Календарно-тематическое планирование 1 класс
№

Кол-во
часов
Тема занятия

Дата

1. Школа. Я в классе. Я в школе. Я на уроке. Я после уроков.
1
Я в классе. Я в школе.
2
Школа. Я на уроке.
3
Школа. Я после уроков.
2. Мой дом. Моя семья, родственники. Где я живу. Моя квартира.
1
Моя семья, родственники.
2
Мой дом. Где я живу.
3
Мой дом. Моя квартира.
3. Мой день. В школе и дома. Мой распорядок дня. Мои любимые занятия. Помогаю маме
и папе. Я жду гостей. Угощение.
1
Мой день. В школе и дома. Мой распорядок дня.
2
Мой день. Мои любимые занятия. Помогаю маме и папе.
3
Мой день. Я жду гостей. Угощение.
4. Человек. Внешность. Профессии.
1
Человек. Внешность.
2
Человек. Части тела.
3
Человек. Профессии.
5. Время года. Календарь. Погода.
1
Время года. Погода. Осень.
2
Время года. Погода. Зима.
3
Время года. Погода. Весна.
Время года. Погода. Лето.
6. Животный мир. Домашние животные и их детёныши. Дикие животные. Кто где живёт?
1
Животный мир. Домашние животные и их детёныши.
2
Животный мир. Дикие животные.
3
Животный мир. Кто где живёт?
7. Растительный мир. Дикие и культурные растения. Что где растет? Мы на природе.
1
Растительный мир. Дикие и культурные растения.
2
Растительный мир. Овощи. Что где растёт?
3
Растительный мир. Фрукты. Что где растёт?
4
Ягоды. Домашние заготовки.
8. Питание. Я за столом. Что и когда мы едим.
1
Питание. Я за столом.
2
Питание. Что и когда мы едим.
3
Питание. В магазине «Продукты».
9. Магазин. Одежда.
1
Магазин. Я в магазине.
2
Магазин. Универмаг.
3
Магазин. Одежда.
4
Что мы носим (сезонная одежда)
10. Праздники. Календарь. Гости. Школьный праздник.
1
Праздники. Календарь.
2
Праздники. Гости. День рождения. Семейный праздник.
11. Город. Я на улице. Транспорт.
1
2
Итого

Город. Я на улице.
Город. Транспорт. Правила дорожного движения
33

Тематическое планирование 2 класс
Тема раздела

№
п/п

Количество
часов

Проверочная
работа

1

Введение.

1ч

2

Словарь.

14 ч

3

Грамматический строй речи.

5ч

4

Речевой слух.

7ч

5

Связная речь.

7ч

1ч

34ч

1ч

ИТОГО

Календарно-тематическое планирование
№

1

Тема раздела.
Тема урока.

Колво
часов

Введение. Будем
знакомы!

1

Основные вопросы,
рассматриваемые на занятии
Определение целей и задач
дополнительных занятий

Характеристика деятельности
учащихся
Мотивация детей мигрантов осознание языка как средства
общения людей.

Материальное обеспечение
занятий
ТСО, альбомы, карандаши

Словарь 28 ч
2-5

Соотнесение
предмета и слова,
его названия.

4

Учить детей мигрантов называть
предметы на русском языке,
используя предметные картинки по
теме «Транспорт», «Игрушки»,
«Предметы домашнего обихода»,
«Школьные принадлежности».
Развивать внимание, память
(зрительную, слуховую), мелкие
мышцы кисти (штриховка).

Уметь соотносить слово и
предмет. Знать названия
предметов обихода. Узнавать
предметы по их названию. Работа
в паре. Уметь обобщать понятия,
классифицировать.

Предметные картинки по теме
«Транспорт», «Игрушки»,
«Предметы домашнего обихода»,
«Школьные принадлежности».
Альбомы для штриховки,
шаблоны, карандаши.

6-8

Соотнесение
действия и слова,
его названия.

3

Учить детей мигрантов правильно
называть действия каких-либо
предметов, используя предметные
картинки с выраженным действием
предмета.

Уметь соотносить действие
предмета и слово, его название.
Участвовать в диалоге, задавать
вопросы другому.

Мультимедийное оборудование,
альбомы, карандаши.

9-11

Предмет и его
действие.

3

Развивать умения правильно называть
предметы и их действия на темы:
«Городская улица», «Детские игры»,
«В школе» и др. Развивать русскую
речь через построение простых
ответов на вопросы учителя по теме
занятия.

Уметь соотносить действие
предмета и слово.

Сюжетные иллюстрации на темы:
«Городская улица», «Детские
игры», «В школе», «В моём
дворе».

Понимание того, что ясная,
правильная речь – показатель
культуры человека; желание
умело пользоваться русским
языком и элементы сознательного
отношения к своей речи.

1214

1517

Словаобобщения.

Слова,
называющие
признаки
предметов.

3

3

Учить называть обобщающие понятия
к различным группам предметов:
животные, профессии, растения,
транспорт, посуда, инструменты,
игрушки, движения. Развивать
мелкую моторику руки через
штриховку.

Принимать и сохранять учебную
задачу.

Учить детей мигрантов правильно
определять и называть признаки
предметов по форме, размеру, цвету,
материалу. Развивать внимание,
наблюдательность, слуховую и
зрительную память, мелкие мышцы
пальцев (раскрашивание).

Участвовать в диалоге, в общей
беседе, выполняя принятые
правила речевого поведения (не
перебивать, выслушивать
собеседника, стремиться понять
его точку зрения и т.д.); задавать
вопросы, отвечать на вопросы
других.

Уметь обобщать,
классифицировать предметы.

Предметные картинки, шаблоны
для штриховки, альбомы,
карандаши.
ТСО.

ТСО. Иллюстрации предметные,
сюжетные, альбомы, шаблоны,
карандаши.

Грамматический строй речи 10 ч
18

19

20

Постановка
ударения в
словах

1

Один – много.

1

Чего не стало?

1

Развивать умения произносить слова с
правильной постановкой ударения.
Работа проводится по типу: вопрос ответ с использованием картинок,
бытовых ситуаций.

Выполнять учебные действия в
материализованной, речевой или
умственной форме; использовать
речь для регуляции своих
действий.

Иллюстрации, предметные
картинки, альбомы, карандаши.

Учить детей правильно образовывать
формы множественного числа
простых предметов (имён существ.).
Развивать память, внимание, речь
через построение ответов на вопросы
учителя.

Участвовать в диалоге, в общей
беседе, выполняя принятые
правила речевого поведения.

Мультимедийное оборудование,
альбомы, цветные карандаши.

Учить детей правильно образовывать
формы множественного числа
предметов (имён сущест-вительных) в
родительном падеже, используя серии
предметных картинок по «Фрукты»,

Выражать свои мысли, чувства в
словесной форме соблюдая нормы
литературного языка.

ТСО.

Использовать речь для регуляции
своих действий.

Работа в группе.

Серии предметных картинок по
темам «Фрукты», «Овощи»,
«Транспорт», «Животные»,
«Школьные принадлежности».

«Овощи», «Транспорт», «Животные»,
«Школьные принадлежности»
21

Назови животных

1

Учить детей правильно называть
детёнышей диких и домашних
животных. Развивать память,
внимание, наблюдательность.

Участвовать в диалоге, в общей
беседе, выполняя принятые
правила речевого поведения.

ТСО. Предметные картинки.

22

Сколько чего?

1

Развивать умения детей мигрантов
согласовывать числительные с
названиями предметов (именами
существ.). Развивать внимание,
наблюдательность, умение вести счёт
предметов.

Выраженный познавательный
интерес к русскому языку;
сознательное отношение к
качеству своей речи.

Предметные картинки, счётный
материал, цветные карандаши,
альбомы.
ТСО.

Речевой слух 11 ч
23

24

2526

Гласные звуки
русского языка

1

Согласные звуки
русского языка

1

Звуко-буквенный
анализ слова.

2

Особенности произношения гласных
звуков русского языка. Определение
места гласного звука в слове на слух.
Определение ударного и безударного
гласного звука в слове.

Строить несложные рассуждения.

Особенности произношения
согласных звуков русского языка.
Мягкие и твёрдые согласные звуки.
Определение согласных звуков в
слове на слух.

Строить несложные рассуждения.

Развивать умения проводить звукобуквенный анализ слов: определять
последователь-ность и место звуков в
слове, давать им характеристику.

Понимать информацию,
представленную в
изобразительной, схематичной
форме; переводить её в словесную
форму

Выражать свои мысли, чувства в
словесной форме соблюдая нормы
литературного языка.

Выражать свои мысли, чувства в
словесной форме соблюдая нормы
литературного языка.

Лента букв, аудиозаписи, ТСО,
альбомы, карандаши.

Лента букв, аудиозаписи, ТСО,
альбомы, карандаши.

ТСО. Альбомы, карандаши.

2728

Звуки и буквы
русского
алфавита.

2

Развивать умения различать звуки и
буквы русского алфавита.
Особенности гласных звуков и букв,
особенности согласных звуков и букв.
Чтение слогов.

Понимать информацию,
представленную в
изобразительной, схематичной
форме; переводить её в словесную
форму

ТСО. Алфавит, альбомы,
шаблоны, карандаши.

Связная речь 12 ч
1

Раскрыть в доступной форме
основные функции речи как средства
общения, передачи и усвоения
определённой информации, поведения
людей.

Отличие письменной речи от
устной; отличать предложения от
текста. Строить несложные
рассуждения

ТСО.

30- Слушаем и
31 пересказываем
сказки

2

Развивать навыки пересказа народных
сказок коротких и простых по своему
содержанию: «Лиса и Заяц», «Умная
дочка», «Лентяйка», «Теремок» и др.
Развивать внимание, устную речь,
мелкие мышцы кисти (рисование).

Составлять рассказы на основе
услышанного.

ТСО, аудиозаписи.

32- Учимся
33 вежливости

2

Учить детей мигрантов употреблять в
устной речи различные формы
приветствия, знакомства, прощания,
просьбы, благодарности, отказа.
Учить правильному использованию
сопровождающих мимических и
пантомимических действий.

Строить несложные рассуждения.

29

34

Для чего нужна
речь.

Построение
диалога.

1ч

Учить учащихся правилам построения
диалога (вопрос - ответ) с
использованием сюжетных картинок
на темы «Игры детей», «Моя любимая
игрушка» и др.

Выражать свои мысли, чувства в
словесной форме соблюдая нормы
литературного языка.

Выражать свои мысли, чувства в
словесной форме соблюдая нормы
литературного языка.

Уметь вести диалог, выражать
свои мысли, чувства в словесной
форме

Сюжетные иллюстрации,
альбомы, карандаши.

Сюжетные иллюстрации,
альбомы, карандаши.

3-4 классы
Учебно-тематический план

Тема раздела

№
п/п

Количество
часов

Проверочная
работа

1

Введение.

1ч

2

Словарь.

10ч

3

Грамматический строй речи.

10 ч

4

Речевой слух.

4ч

5

Связная речь.

9ч

1ч

34ч

1ч

ИТОГО

Календарно-тематическое планирование
№

Тема раздела. Тема
урока.

1

Введение. Будем
знакомы!

Колво
часов
1

Основные вопросы,
рассматриваемые на занятии
Определение целей и задач
дополнительных занятий

Характеристика деятельности
учащихся
Мотивация детей мигрантов осознание языка как средства общения
людей.

Материальное обеспечение
занятий
ТСО, альбомы, карандаши

Словарь 11 ч
2-3

Соотнесение
предмета и слова,
его названия.

4-5

Соотнесение
действия и слова,
его названия.

6-7

Предмет и его
действие.

Учить детей мигрантов называть
предметы на русском языке,
используя предметные картинки по
теме «Транспорт», «Игрушки»,
«Предметы домашнего обихода»,
«Школьные принадлежности».
Развивать внимание, память
(зрительную, слуховую), мелкие
мышцы кисти (штриховка).

Уметь соотносить слово и предмет.
Знать названия предметов обихода.
Узнавать предметы по их названию.
Работа в паре. Уметь обобщать
понятия, классифицировать.

Предметные картинки по теме
«Транспорт», «Игрушки»,
«Предметы домашнего
обихода», «Школьные
принадлежности». Альбомы
для штриховки, шаблоны,
карандаши.

2

Учить детей мигрантов правильно
называть действия каких-либо
предметов, используя предметные
картинки с выраженным действием
предмета.

Уметь соотносить действие предмета
и слово, его название. Участвовать в
диалоге, задавать вопросы другому.

Мультимедийное
оборудование, альбомы,
карандаши.

2

Развивать умения правильно
называть предметы и их действия
на темы: «Городская улица»,
«Детские игры», «В школе» и др.
Развивать русскую речь через
построение простых ответов на
вопросы учителя по теме занятия.

Уметь соотносить действие предмета
и слово.

Сюжетные иллюстрации на
темы: «Городская улица»,
«Детские игры», «В школе»,
«В моём дворе».

2

Понимание того, что ясная,
правильная речь – показатель
культуры человека; желание умело
пользоваться русским языком и

элементы сознательного отношения к
своей речи.
8-9

1011

Слова-обобщения.

2

Слова, называющие
признаки предметов.

2

Учить называть обобщающие
понятия к различным группам
предметов: животные, профессии,
растения, транспорт, посуда,
инструменты, игрушки, движения.
Развивать мелкую моторику руки
через штриховку.

Принимать и сохранять учебную
задачу.

Предметные картинки,
шаблоны для штриховки,
альбомы, карандаши.

Учить детей мигрантов правильно
определять и называть признаки
предметов по форме, размеру,
цвету, материалу. Развивать
внимание, наблюдательность,
слуховую и зрительную память,
мелкие мышцы пальцев
(раскрашивание).

Участвовать в диалоге, в общей
беседе, выполняя принятые правила
речевого поведения (не перебивать,
выслушивать собеседника, стремиться
понять его точку зрения и т.д.);
задавать вопросы, отвечать на
вопросы других.

Уметь обобщать, классифицировать
предметы.

ТСО.

ТСО. Иллюстрации
предметные, сюжетные,
альбомы, шаблоны,
карандаши.

Грамматический строй речи 11 ч
1213

14

Постановка
ударения в словах

Один – много.

2

1

Развивать умения произносить слова с
правильной постановкой ударения.
Работа проводится по типу: вопрос ответ с использованием картинок,
бытовых ситуаций.

Выполнять учебные действия в
материализованной, речевой или
умственной форме; использовать
речь для регуляции своих
действий.

Иллюстрации, предметные
картинки, альбомы, карандаши.

Учить детей правильно образовывать
формы множественного числа
простых предметов (имён существ.).
Развивать память, внимание, речь
через построение ответов на вопросы
учителя.

Участвовать в диалоге, в общей
беседе, выполняя принятые
правила речевого поведения.

Мультимедийное оборудование,
альбомы, цветные карандаши.

Использовать речь для регуляции
своих действий.

ТСО.

15

16

Чего не стало?

Назови ласково.

1

1

Учить детей правильно образовывать
формы множественного числа
предметов (имён существительных) в
родительном падеже, используя серии
предметных картинок по «Фрукты»,
«Овощи», «Транспорт», «Животные»,
«Школьные принадлежности»

Выражать свои мысли, чувства в
словесной форме соблюдая нормы
литературного языка.

Развивать умения детей образовывать
уменьшительно -ласкательные формы
простых предметов (имён существ.),
используя предметные картинки по
темам «Мебель», «Овощи», «Посуда»,
«Фрукты», «Одежда». Развивать
мелкую моторику кисти (штриховка).

Строить несложные рассуждения,
устанавливать причинноследственные связи, делать
выводы, формулировать их.
Выражать свои мысли, чувства в
словесной форме соблюдая нормы
литературного языка.

Предметные картинки по темам
«Мебель», «Овощи», «Посуда»,
«Фрукты», «Одежда».

Работа в группе.

Серии предметных картинок по
темам «Фрукты», «Овощи»,
«Транспорт», «Животные»,
«Школьные принадлежности».

ТСО.
Альбомы, карандаши.

17

Назови детёнышей
животных

1

Учить детей правильно называть
детёнышей диких и домашних
животных. Развивать память,
внимание, наблюдательность.

Участвовать в диалоге, в общей
беседе, выполняя принятые
правила речевого поведения.

ТСО. Предметные картинки.

18

Сколько чего?

1

Развивать умения детей мигрантов
согласовывать числительные с
названиями предметов (именами
существ.). Развивать внимание,
наблюдательность, умение вести счёт
предметов.

Выраженный познавательный
интерес к русскому языку;
сознательное отношение к
качеству своей речи.

Предметные картинки, счётный
материал, цветные карандаши,
альбомы.

Учить детей правильно использовать в
русской речи предлоги с названиями
предметов (на столе, в пенале, через
дорогу, без хлеба, у дома и др.)
Развивать мелкую моторику кисти
(штриховка).

Строить несложные рассуждения.

Сюжетные иллюстрации, альбомы,
цветные карандаши.

19

Предметы и
предлоги

1

Выражать свои мысли, чувства в
словесной форме соблюдая нормы
литературного языка.

ТСО.

20

2122

Согласование
предметов и их
признаков

Согласование
предметов и их
действий по числам
и родам.

1

2

Развивать умения правильно
образовывать согласованные формы
предметов и их признаков
(красная лента, красный шар,
красное платье). Расширять кругозор
учащихся.

Выраженный познавательный
интерес к русскому языку;
сознательное отношение к
качеству своей речи.

Предметные картинки, счётный
материал, цветные карандаши,
альбомы.

Развивать умения детей правильно
образовывать согласованные формы
предметов и их действий по числам и
родам (в прош.вр.): машина едет,
машины едут; мама пришла, папа
пришёл, дети пришли. Развивать
внимание, память, логическое
мышление, наблюдательность.

Оценивать свои достижения,
осознавать трудности.

Мультимедийное оборудование,
альбомы, цветные карандаши.

ТСО.

Сознательное отношение к
качеству своей речи.

Речевой слух 4 ч
23

24

25

Гласные звуки
русского языка

1

Согласные звуки
русского языка

1

Звуко-буквенный
анализ слова.

1

Особенности произношения гласных
звуков русского языка. Определение
места гласного звука в слове на слух.
Определение ударного и безударного
гласного звука в слове.

Строить несложные рассуждения.

Особенности произношения
согласных звуков русского языка.
Мягкие и твёрдые согласные звуки.
Определение согласных звуков в слове
на слух.

Строить несложные рассуждения.

Развивать умения проводить звукобуквенный анализ слов: определять
последователь-ность и место звуков в
слове, давать им характеристику.

Понимать информацию, представленную
в изобразительной, схематичной форме;
переводить её в словесную форму

Выражать свои мысли, чувства в
словесной форме соблюдая нормы
литературного языка.

Выражать свои мысли, чувства в
словесной форме соблюдая нормы
литературного языка.

Лента букв, аудиозаписи,
ТСО, альбомы, карандаши.

Лента букв, аудиозаписи,
ТСО, альбомы, карандаши.

ТСО. Альбомы, карандаши.

26

Звуки и буквы
русского алфавита.

1

Развивать умения различать звуки и
буквы русского алфавита.
Особенности гласных звуков и букв,
особенности согласных звуков и букв.
Чтение слогов.

Понимать информацию, представленную
в изобразительной, схематичной форме;
переводить её в словесную форму

ТСО. Алфавит, альбомы,
шаблоны, карандаши.

Связная речь 8 ч
27

Для чего нужна
речь.

1

Раскрыть в доступной форме основные
функции речи как средства общения,
передачи и усвоения определённой
информации, поведения людей.

Отличие письменной речи от устной;
отличать предложения от текста.
Строить несложные рассуждения

ТСО.

2829

Слушаем и
пересказываем
сказки

2

Развивать навыки пересказа народных
сказок (русских, грузинских,
африканских, хантыйских и др.),
коротких и простых по своему
содержанию: «Лиса и Заяц», «Умная
дочка», «Лентяйка», «Теремок» и др.
Развивать внимание, устную речь,
мелкие мышцы кисти (рисование).

Составлять рассказы на основе
услышанного.

ТСО, аудиозаписи.

Учимся вежливости

1

Учить детей мигрантов употреблять в
устной речи различные формы
приветствия, знакомства, прощания,
просьбы, благодарности, отказа. Учить
правильному использованию
сопровождающих мимических и
пантомимических действий.

Строить несложные рассуждения.

30

31

Построение диалога.

1

Учить учащихся правилам построения
диалога (вопрос - ответ) с
использованием сюжетных картинок на
темы «Игры детей», «Моя любимая
игрушка» и др.

Выражать свои мысли, чувства в
словесной форме соблюдая нормы
литературного языка.

Выражать свои мысли, чувства в
словесной форме соблюдая нормы
литературного языка.

Уметь вести диалог, выражать свои
мысли, чувства в словесной форме

Сюжетные иллюстрации,
альбомы, карандаши.

Сюжетные иллюстрации,
альбомы, карандаши.

32

33

34

«Всё равно тебе
водить»

1

Построение
описания

1

Если слово
непонятно

1

Познакомить учащихся с жанром
детского фольклора - считалкой.
Разучить две-три считалки, обращая
внимание учащихся на ритмическое
звучание. Развивать память слуховую,
внимание, умение работать в группе.

Работа в группе.

Особенности описательной речи. Учить
описывать один предмет, употребляя в
речи и названия предмета, и признаки
предмета и действия предмета.
Развивать навыки монологической
речи.

Строить несложные рассуждения.

Значение слова. Непонятные слова.
Показать учащимся, что значение слова
можно объяснить с помощью других,
понятных (знакомых) слов. Развивать
мелкие мышцы пальцев (рисование).

Осуществлять поиск необходимой
информации в дополнительных
доступных источниках.

Использовать речь для регуляции своих
действий

Выражать свои мысли, чувства в
словесной форме соблюдая нормы
литературного языка.

ТСО, аудиозаписи,
альбомы, карандаши.

Предметные картинки,
мультимедийное
оборудование.

Предметные картинки,
словари, альбомы,
мультимедийное
оборудование.

VI. Материально-техническое обеспечение
Начальное образование существенно отличается от всех последующих этапов образования, в ходе которого изучаются систематические курсы. В связи
с этим и оснащение внеурочной деятельности на этой образовательной ступени имеет свои особенности, определяемые как спецификой обучения и
воспитания младших школьников в целом, так и спецификой курса «Учимся говорить и писать по-русски» в частности.
Возрастные психологические особенности младших школьников делают необходимым формирование моделирования как универсального учебного
действия. Поэтому принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения в начальной школе, так как именно наглядность лежит в
основе формирования умения работать с моделями.
Другим средством наглядности служит мультимедийное оборудование. Оно благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных
ресурсов позволяет обеспечить наглядный образ к подавляющему большинству тем курса ««Учимся говорить и писать по-русски»».
В ходе изучения курса ««Учимся говорить и писать по-русски»» младшие школьники на доступном для них уровне овладевают методами познания,
включая обсуждение ситуаций, наблюдение, исследование. Для этого образовательный процесс должен быть оснащён необходимыми учебниками,
рабочими тетрадями, таблицами, репродукциями картин, карточками, раздаточным материалом.
Список литературы
1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Указ Президента РФ от 01.06.2012г. №761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы».
3. Указ Президента РФ от 19.12.2012г. №1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025
года».
4. Гризик. Т.И., Тимощук, Л.Е. Развитие речи детей 6-7 лет: метод. пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М.:
Просвещение, 2007.
5. Ладыженская, Т.А. Речевые секреты: Книга для учителя нач.классов. - М.: Просвещение, 2004.
Методические рекомендации по вопросам преподавания русского языка в условиях билингвизма /


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».