Выписка из содержательного раздела
основной образовательной программы
начального общего образования
БМАОУ СОШ № 11
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курса внеурочной деятельности
«Пластилиновая сказка»
2 класс
Составила: Рычкова И.В.
Высшая квалификационная категория
2024 г.
Пояснительная записка.
Предметный материал представляет собой последовательность тщательно
подобранных, постепенно усложняющихся изделий. Каждое новое изделие
базируется на уже изученном, содержит знакомые формы. Выполняется уже
известными ребенку приемами, но при этом дополнено новыми, более
сложными, еще не знакомыми ему элементами. Изделия близки и понятны
ребенку – это предметы, с которыми он сталкивается ежедневно и хорошо
знает: игрушки, сладости, овощи, фрукты, грибы, насекомые, птицы, древние
и сказочные животные, обитатели подводного царства.
Лепка базируется на простых геометрических формах: шаре, цилиндре,
конусе и жгуте, которые называют -исходные формы. Простые изделия
представляют собой только эти исходные формы. Более сложные получаются
их доработкой при помощи различных приемов.
Все изучаемые темы распределены по трем разделам: первый – исходные
формы; второй – доработка исходных форм; третий – сложные изделия.
Экономическое состояние общества вынуждает нас организовать труд
детей на занятиях с применением главным образом тех материалов, которые
родители в состоянии приобрести.
Целью программы является создание условий для обучения детей работы
с пластилином. Решение конструкторских, художественно-конструкторских и
технологических задач заложит развитие основ творческой деятельности,
конструкторско-технологического
мышления,
пространственного
воображения, эстетических представлений, формирования внутреннего плана
действий, мелкой моторики рук.
Рабочая программа составлена на основе программ для внешкольных
учреждений с дополнениями и изменениями. При этом использовала
современную дополнительную литературу: «Декоративная лепка» Н.Б.
Халезова, «Ткань. Бумага. Тесто.» Г.К. Берсенева, «Игрушки из пластилина»
В. Кадр, С. Петров, «Соленое тесто: идеи для интерьера» Т.О. Скребцова, Л.А.
Данильченко, «Соленое тесто» К. Силаева, «МАСТЕРИЛКА» (лепим космос)
И.А. Лыкова, «МАСТЕРИЛКА» (новогодние подарки) И.А. Лыкова,
«МАСТЕРИЛКА» (лепим сказку) И.А. Лыкова, «МАСТЕРИЛКА» (лепим
спектакль) И.А. Лыкова, «МАСТЕРИЛКА» (лепим остров) И.А. Лыкова.
Программа соответствует ФГОС НОО.
Содержание
Данный курс рассматривается в рамках реализации ФГОС НОО и
общекультурного направления:
1 класс
Выполнение изделий самых простых объемных форм: шара, конуса, цилиндра
и жгута. Учитель объясняет и показывает, как эти формы делать, но в
основном предоставляет ребенку возможность справляться самостоятельно,
не делая акцента на качестве исполнения. Основная задача здесь – научить
видеть правильную геометрическую форму разного размера и уметь
воплощать ее в изделии.
.
Место занятий внеурочной деятельностью в учебном плане
Согласно образовательному плану лицея на проведение занятий
внеурочной деятельности клуба «Пластилиновая сказка» на 1 класс начальной
школы выделяется всего — 34 часа. (1 раз в неделю)
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Ценность программы в том, что она предусматривает такой вид
деятельности, который не требует больших материальных затрат, но при этом
несет в себе ярко выраженное направление на выявление и развитие
способностей детей в декоративно-прикладном творчестве.
Внеклассные занятия тесно связаны с уроками технологии, так как уроки
технологии и внеклассные занятия имеют одни и те же цели и задачи –
всестороннее и гармоническое развитие детей в процессе их деятельности.
Навыки, полученные детьми в процессе занятий лепкой, используются ими
при создании других видов лепных работ, отчего изделия становятся более
выразительными и по замыслу, и по оформлению.
Выразительность детской лепки зависит не только от того, насколько
ребенку удалось передать форму и пропорции игрушки, но и от того, как он
сумел украсить свою работу или вылепить соответствующие элементы
оформления фигурки.
Первоначальная ориентировка детей в окружающей среде происходит не
только зрительно, но и обязательно двигательно. Через осязание и действие
ребенок познает структуру предмета, что в свою очередь формирует
структуру целесообразных действий с ним.
Результаты изучения курса клуба «Пластилиновая сказка»
Для достижения успеха у детей в изготовлении поделок используются
такие средства и приёмы: выставки работ педагогов и ребят предыдущих
выпусков, демонстрации готовых изделий и образцов. Каждое занятие должно
обеспечивать развитие личности ребенка. Широкое распространение
получили личностно-ориентированные технологии обучения, в центре
внимания которых отдельная неповторимая личность, стремящаяся к
реализации своих возможностей.
Учащиеся овладеют начальными формами познавательных универсальных
учебных действий — исследовательскими и логическими: наблюдения,
сравнения, анализа, классификации, обобщения.
Учащиеся получат первоначальный опыт организации собственной
творческой практической деятельности на основе сформированных
регулятивных универсальных учебных действий: целеполагания и
планирования предстоящего практического действия, прогнозирования,
отбора оптимальных способов деятельности, осуществления контроля и
коррекции результатов действий. Выпускники научатся искать, отбирать,
преобразовывать необходимую печатную и электронную информацию.
В ходе преобразовательной творческой деятельности будут заложены
основы таких социально ценных личностных и нравственных качеств, как
трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное отношение к
делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим,
уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
программы кружка
Личностные результаты освоения программы кружка «Пластилиновая
живопись»:
а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области
изобразительного искусства;
б) воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и
других людей;
в) развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных
задач;
г) формирование духовных и эстетических потребностей;
д) овладение различными приёмами и техниками пластилинографии;
е) воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
Метапредметные результаты освоения курса кружка «Пластилиновая
живопись»:
Метапредметные
результаты
освоения
курса
обеспечиваются
познавательными, регулятивными и коммуникативными учебными
действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой,
изобразительным
искусством.
Поскольку
художественно-творческая
изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением
действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический
контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет
учащимся осознанно включиться в творческий процесс.
Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса является
формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
• проговаривать последовательность действий на занятии;
• учиться работать по предложенному плану;
•учиться совместно с преподавателем и другими учащимися давать
эмоциональную оценку своей деятельности на занятии;
Познавательные УУД:
• ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного
с помощью преподавателя;
• делать предварительный отбор необходимой информации из различных
источников (рисунок, таблица, видеофрагмент, репродукция);
• добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой
жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;
• перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всего коллектива;
• сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по
изобразительным средствам, жанрам и т.д.);
Коммуникативные УУД.
• Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
а) донести свою позицию до собеседника;
б) оформить свою мысль в устной форме (на уровне одного предложения или
небольшого текста).
• Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
• Совместно договариваться о правилах общения.
Предполагаемые результаты:
1. Получение детьми необходимых знаний и практических навыков для
создания оригинальных изделий из пластилина.
2. Участие в выставках детского творчества.
3. Изготовление подарков своими руками.
4. Распространение технологии за пределами школы.
5. Приобщение детей к искусству.
Учащиеся научатся:
1. Свободно владеть лепным материалом.
2. Применять исходные формы (приемы) и умение выполнять их любых
размеров и пропорций.
3. Правильно использовать приемы доработки исходных форм.
4. Использовать плоские рисованные изображения для создания объемных
форм.
5. Пользоваться схемами с условными обозначениями, технологической
картой в своей работе.
6. Получат возможность укрепить мелкую моторику пальцев рук.
7. Видеть пропорции и объем.
8. Фантазировать и развивать объемное мышление.
Формы контроля: выставки, конкурсы, подготовка подарков для
родных и друзей.
Методические рекомендации.
Демонстрационная лепка учителя. Учителю надо знать, что качество его
демонстрационной работы напрямую определяет будущую лепку его
учеников – лучше учителя сразу ни один ученик еще никогда не лепил. Цель
предложенной программы – приблизиться в конце концов к качеству лепки
учителя.
Пока ребенок не научится читать учебные плакаты, не освоит свойства
пластилина, приемы и способы выполнения форм, хоть как-то не разовьет свой
глазомер – ни одного качественного изделия он не сделает. Каждое новое
изделие подается ученикам в определенном порядке:
1. Показ готового лепного изделия отдельно и в композиции, если есть
такая возможность. Если такой возможности нет, то показ вида изделия на
учебном плакате или в рисунке композиции, обращение к жизненному опыту
учеников, к их зрительной памяти. Например, учитель просит вспомнить
красивые большие мячи для водных игр, которые у них есть или они видели в
магазине.
2. Разбор форм сложного изделия, определение его исходных форм.
3. Поэтапная лепка изделия по нотации.
Лепка изделия по нотации.
Нотация – это инструкция поэтапного исполнения изделия за учителем.
Разделив все исполнение изделия на этапы, учитель обеспечивает каждый из
них необходимой информацией, помощью и контролем. Каждый этап нотации
включает в себя следующее:
1. Напоминание о выборе цвета и количества необходимого пластилина для
будущего действия с ним.
2. Словесное описание действия с одновременным показом его рисунка на
учебном плакате. Если на рисунке имеются условные обозначения действия в
виде стрелок, то необходимо объяснить их назначение. Объяснение схем,
представляющих собой информацию, которую трудно изобразить на рисунке
объемного изделия. Первоклассники быстро привыкают к условностям
плаката и со временем легко справляются с его чтением.
3. Показ исполнения действия на пластилине с одновременным повтором его
словесного описания. Размер изделия-образца можно увеличить против
размеров изделий, исполняемых детьми, чтобы и с дальних парт хорошо были
видны действия учителя.
4. Контроль исполняемого учениками действия. Прохождение по рядам и
показ совершенного учителем действия каждому ученику вблизи. При
необходимости можно на очень короткое время дать в руки ученику изделие
учителя для развития сенсорики пальцев. Во время контроля учитель обычно
ограничивается указанием на ошибки и просьбой исправить, если ученик
согласен и видит свою ошибку. Если ошибка не видна ученику, следует
провести сравнение с образцом – с работой учителя или с правильной работой
любого другого ученика. (Вообще, сравнение – это лучший способ обучения.)
или соседом. Об этом надо постоянно напоминать, пока дети прочно это не
усвоят.
5. Если действие оказалось сложным для большинства учеников, следует
вновь возвратиться к пунктам 2 и 3, кратко повторить все объяснения и
подробнее остановиться на непонятном. Полезно некоторое время уделить
анализу ошибок, сравнивая различные работы. Убедившись, что большинство
учеников справились с действием, можно переходить к следующему этапу
нотации.
6. Если следующий этап нотации предусматривает исполнение уже
изученного действия, учитель может просто напомнить изделие, на котором
впервые встретилось это действие, показать плакат с изделием, напомнить
способы исполнения, проконтролировать исполнение.
Учебно-тематический план
2 класс
№
п/п
Содержание раздела, темы
Всего
часов
1
I
II
III
Вводное занятие.
Раздел. Исходные формы.
Раздел. Доработка исходных форм.
Раздел. Сложные изделия.
1
15
8
8
4
Подведение итогов года. Выставка.
Итого часов
2
34
№
Календарно- тематическое планирование
Курса внеурочной деятельности «Пластилиновая сказка»
Оборудование
Дата
Содержание раздела,
проведения
темы
Вводное занятие.
Инструктаж по Т/Б.
Раздел. Исходные
I
формы.
Тема: «Магазин
1.1
игрушек»
Исходная форма –
а шар.
«Мяч», «Неваляшка»
Исходная форма –
б цилиндр, конус.
«Дерево», «Пирамида»
1.2 Тема: «Дары леса».
«Грибы»
а (подосиновик,
лисички)
«Грибы»
б (подберезовик,
мухомор)
1.3 Тема: «Чаепитие»
а Изделие «Тарелка»
Изделие «Баранка,
б
крендель, конфеты».
Изделие «Чайный
в
сервиз»
1
Инструкции по Т/Б
Демонстрационная подставка,
DVD
Демонстрационная подставка,
демонстрационный материал
Демонстрационная подставка,
DVD, демонстрационный
материал, схемы
г
д
«Чайник и сахарница»
«Чашка с блюдцем»
Тема: «С новым
1.4
годом»
а Изделие «Снеговик»
б
Изделие «Дед Мороз»
Изделие «Елочка»
Изделие «Снегурочка»
Тема: «Кто на
1.5
листике живет?»
Изделие «Гусеница» и
а
«Стрекоза»
Демонстрационная подставка,
демонстрационный материал,
схемы
в
г
б
II
2.1
а
б
в
г
2.2
а
б
2.3
а
б
2.4
а
2.5
Изделие «Бабочка»
Раздел. Доработка
исходных форм
Тема: «Урожай»
Изделие «Блюдо»
Изделие «Фрукты»
Изделие «Корзина»
Изделие «Овощи»
Тема: «Подарок
маме»
Изделие «Кувшин»
Изделие «Тюльпаны»
и «Нарцисс»
Тема: «Большой
праздник»
Изделие «Блюдо»,
«Торт»
Изделие «Пирог»,
«Мороженое»
Тема: «Ракетодром»
Изделие «Ракета
малая», «Ракета
большая»
Тема: «Пасха»
а
Изделие «Кулич»,
«яйцо»
III
Раздел. Сложные
изделия.
Демонстрационная подставка,
DVD
демонстрационный материал,
схемы
Демонстрационная
подставка, демонстрационный
материал, схемы
Демонстрационная
подставка, демонстрационный
материал, схемы
Демонстрационная
подставка, демонстрационный
материал, схемы
Демонстрационная подставка,
схемы
Демонстрационная
подставка, демонстрационный
материал, схемы
3.1 Тема: «Озеро»
а Изделие «Утка»
б
Изделие «Лебедь"
3.2 Тема: «Море»
Изделие «Морская
а
звезда», «Осьминог»
Изделие «Рыбка»,
б
«Морской конек»
3.3 Тема: «Джунгли»
а Изделие «Слон»
б
Изделие «Черепаха»
3.4
Подведение итогов
года. Выставка.
Демонстрационная подставка,
демонстрационный материал,
схемы
Демонстрационная
подставка, демонстрационный
материал, схемы
Демонстрационная
подставка, демонстрационный
материал, схемы