Выписка из содержательного раздела
основной образовательной программы
начального общего образования
БМАОУ СОШ № 11
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Формирование основ
функциональной грамотности»
для обучающихся 1-3 классов
2024 г.
Пояснительная записка
Программа учебного предмета «Формирование основ функциональной
грамотности» разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного
образовательного
стандарта
начального
общего
образования, требования к основной образовательной программе начального
общего образования.
Программа «Формирование основ функциональной грамотности»
составлена на основе авторского курса программы «Функциональная
грамотность» для 1-4 классов (авторы-составители М.В. Буряк, С.А.
Шейкина).
Программа «Формирование основ функциональной грамотности»
учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности
младшего школьника.
Цель программы: создание условий для развития функциональной
грамотности.
Программа разбита на шесть блоков: «Читательская грамотность»,
«Математическая грамотность», «Финансовая грамотность», «Глобальные
компетенции»,
«Креативное
мышление»
и
«Естественно-научная
грамотность».
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие
способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на
них, использования их содержания для достижения собственных целей,
развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества.
Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание
и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления
жизненных целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является
формирование у обучающихся способности определять и понимать роль
математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные
математические суждения и использовать математику так, чтобы
удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие
созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие
экономического
образа
мышления,
воспитание
ответственности
нравственного поведения в области экономических отношений в семье,
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения
элементарных вопросов в области экономики семьи.
Цель изучения блока «Глобальная компетентность» изучать
местные, глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия,
понимать и оценивать различные точки зрения и мировоззрения, успешно и
уважительно взаимодействовать с другими, а также действовать ответственно
для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия.
Цель изучения блока «Креативное мышление» - умение человека
использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей,
формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался
раньше. Креативное мышление способствует критически осмысливать свои
разработки, совершенствовать их.
Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является
формирование у обучающихся способности использовать естественнонаучные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут
быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения
выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы
необходимы для понимания окружающего мира, тех изменений, которые
вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих
решений.
Программа учебного курса деятельности «Формирование основ
функциональной грамотности» рассчитана на 50 часов и предполагает
проведение 1 занятия в неделю, в первом полугодии учебного года. Срок
реализации 3 года (1-3 класс):
1 класс – 16 часов
2 класс – 17 часов
3 класс – 17 часов
В первом полугодии проводятся занятия по формированию
читательской, естественнонаучной грамотности, по формированию
математической и финансовой грамотности. Если учитель считает
необходимым, последовательность проведения занятий можно изменить.
Формы организации занятий:
•
Предметные недели;
•
Библиотечные уроки;
•
Деловые беседы;
•
Участие в научно-исследовательских дискуссиях;
•
Практические упражнения
Учебный процесс учащихся с ограниченными возможностями
здоровья
осуществляется
на
основе
адаптированных
общеобразовательных программ начального общего образования при
одновременном
сохранении
коррекционной
направленности
педагогического процесса, которая реализуется через допустимые
изменения в структурировании содержания, специфические методы,
приемы работы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Программа обеспечивает достижение следующих личностных,
метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
- осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в
обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном
бюджете;
- овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых
отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в
области семейных финансов;
- осознавать личную ответственность за свои поступки;
- уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных
ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
- осваивать способы решения проблем творческого и поискового
характера: работа над проектами и исследованиями;
- использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и
представления информации;
овладевать логическими действиями сравнения, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей,
построений рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- использовать знаково-символические средства, в том числе
моделирование;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже
известного;
- делать предварительный отбор источников информации:
ориентироваться в потоке информации;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя
учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от
окружающих;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать
объекты;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
- проявлять познавательную и творческую инициативу;
- принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее
реализацию;
- контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие
коррективы в их выполнение;
- уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; оценивать правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка,
знакомство с критериями оценивания.
Коммуникативные:
- адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в
соответствии с поставленными задачами и отображать предметное
содержание и условия деятельности в речи;
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах работы в группе;
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,
критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская
грамотность»:
- способность понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о
них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять
свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
- умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
- умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
умение составлять речевое высказывание в устной и письменной
форме в соответствии с поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная
грамотность»:
- способность осваивать и использовать естественно-научные знания для
распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для
объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на
научных доказательствах выводов;
- способность понимать основные; особенности естествознания как
формы человеческого познания.
Предметные результаты изучения блока «Математическая
грамотность»:
- способность формулировать, применять и интерпретировать
математику в разнообразных контекстах;
- способность проводить математические рассуждения;
- способность использовать математические понятия, факты, чтобы
описать, объяснить и предсказывать явления;
- способность понимать роль математики в мире, высказывать
обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы
конструктивному, активному и размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая
грамотность»:
- понимание и правильное использование финансовых терминов;
- представление о семейных расходах и доходах;
- умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
- представление о различных видах семейных доходов;
- представление о различных видах семейных расходов;
- представление о способах экономии семейного бюджета.
Предметные результаты изучения блока «Глобальная
компетентность»:
- способность рассматривать вопросы и ситуации местного, глобального
и межкультурного значения (например, бедность, экономическая
взаимозависимость, миграция, неравенство, экологические риски, конфликты,
культурные различия и стереотипы);
- овладение навыками и взглядами, необходимыми для жизни во
взаимосвязанном мире; - способность использовать знания о мире и
критически мыслить при рассуждении о глобальных событиях;
- способность задавать вопросы, анализировать информацию, объяснять
явления и вырабатывать собственную позицию;
- способность находить, анализировать и критически оценивать
сообщения СМИ;
- способность понимать и ценить различные точки зрения и
мировоззрения;
- способность наладить позитивное взаимодействие с людьми разного
национального, этнического, религиозного, социального или культурного
происхождения или пола.
Предметные результаты изучения блока «Креативное мышление»:
- умение генерировать новые идеи на основе существующей
информации, например, текста или изображения;
- практика в творчестве, создавая, например, продолжение или
альтернативное окончание любимой сказки;
- стимулирование развития воображения и фантазии, творческую
активность детей.
Содержание программы – 1 класс (16 часов)
№
п/п
1
2.
3.
4.
5.
Раздел
Читательская
грамотность
Кол-во
часов
1
1
1
Содержание
В. Бианки. Лис и мышонок.
Русская народная сказка. Мороз
и заяц.
В. Сутеев. Живые грибы.
Формы
урочной
деятельности
Библиотечные уроки;
Практические
упражнения
Итого
Математическая
грамотность
3
1
1
1
Про курочку рябу, золотые и
простые яйца.
Про козу, козлят и капусту.
Про петушка и жерновцы.
Итого
Креативное
мышление
Итого
Финансовая
грамотность
3
1
Рассказы по картинкам.
1
1
1
1
1
1
За покупками.
Находчивый колобок.
День рождения мухи-цокотухи.
Буратино и карманные деньги.
Кот Василий продает молоко.
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие
в научноисследовательских
дискуссиях;
Итого
Естественнонаучная
грамотность
5
1
1
Как Иванушка хотел попить
водицы.
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Библиотечные уроки;
Практические
упражнения
1
6.
Итого
Глобальная
компетентность
Итого
Итого
3
1
1
Пятачок,
Винни-пух
и
воздушный шарик.
Про репку и другие корнеплоды.
Участие
в научноисследовательских
дискуссиях;
Комплексное задание «Мировой
океан загрязняется»
16
Содержание программы 2 класс (17 ч)
№
п/п
1
2.
3.
3.
Раздел
Читательская
грамотность
Кол-во
часов
1
1
1
1
Итого
Математическая
грамотность
4
1
1
1
1
Итого
Креативное
мышление
Итого
Финансовая
грамотность
4
1
1
1
1
1
1
4.
5.
Итого
Естественнонаучная
грамотность
4
1
1
1
Итого
Глобальная
компетентность
3
1
Содержание
Михаил
Пришвин.
Беличья
память.
И. Соколов-Микитов. В берлоге.
Лев Толстой. Зайцы.
Николай Сладков. Веселая игра.
Про беличьи запасы.
Медвежье, потомство.
Про зайчат и зайчиху.
Лисьи забавы.
История
со
«фотоальбом».
Формы
урочной
деятельности
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие
в научноисследовательских
дискуссиях;
Практические
упражнения
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие
в научноисследовательских
дискуссиях;
Практические
упражнения
словом
Беличьи деньги.
Поврежденные и фальшивые
деньги.
Банковская карта.
Безопасность
денег
на
банковской карте.
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие
в научноисследовательских
дискуссиях;
Практические
упражнения
Про белочку и погоду.
Лесные сладкоежки.
Про зайчишку и овощи.
Лисьи норы.
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие
в научноисследовательских
дискуссиях;
Практические
упражнения
Комплексное задание «Футбол и
дружба»
Итого
1
Итого
17
Содержание программы 3 класс (17 ч)
№ п/п Раздел
1
2.
3.
Читательская
грамотность
Кол-во
часов
1
1
1
Итого
Естественнонаучная
грамотность
3
1
1
1
1
Итого
Финансовая
грамотность
4
1
1
1
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие
в научноисследовательских
дискуссиях;
Практические
упражнения
1
Что такое «бюджет»?
Семейный бюджет.
Откуда в семье берутся деньги?
Зарплата.
Пенсия и социальные пособия.
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие
в научноисследовательских
дискуссиях;
Практические
упражнения.
Расходы и доходы бюджета.
Планируем семейный бюджет.
Подсчитываем семейный доход.
Пенсии и пособия.
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие
в научноисследовательских
дискуссиях;
Практические
упражнения
Итого
Математическая
грамотность
4
1
1
1
1
5.
Итого
Глобальная
компетентность
4
1
Итого
Креативное
мышление
Итого
1
1
Итого
Про дождевого червяка.
Кальций.
Сколько весит облако?
Формы внеурочной
деятельности
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие
в научноисследовательских
дискуссиях;
Практические
упражнения
Дождевые черви.
Полезный кальций.
Про облака.
Про хлеб и дрожжи.
4.
6.
Содержание
1
17
Комплексное
«Выбрасываем
голодаем?»
задание
продукты или
История со словом «почта».