Приложение № 5 к Основной общеобразовательной программе – образовательной программе дошкольного образования БМАОУ СОШ № 11 (ДО) Календарно тематическое планирование к основной образовательной программе дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности БМАОУ СОШ № 11(ДО) на 2024 – 2025 учебный год Пояснительная записка 1. Тематическое планирование разработано в соответствии с ФОП ДО, ФРПВ, задачами и содержанием работы по каждой возрастной группе. 2.Тематическое планирование разработано на основе Календаря праздников и знаменательных дат и событий в соответствии с ФРПВ. Часть дат, которые даны в календарном плане воспитательной работы реализуются в образовательновоспитательном процессе именно через тематические недели. Часть обязательных дат реализуются во всех возрастных группах (например, 4 октября День защиты животных). Есть темы, которые реализуются только в одной возрастной группе (27 января День снятия блокады Ленинграда. Эта тематическая неделя реализуется для регионов РФ только в подготовительной группе. 3. Тематическое планирование разработано, исходя из цели ФОП ДО, ФРПВ, ФГОС ДО: Целью Федеральной программы является разностороннее развитие ребёнка в период дошкольного детства с учётом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций. В соответствии с целью программы особое внимание в ФОП ДО, ФРПВ, уделено образовательной области Социально-коммуникативное развитие, в первую очередь следующим разделами работы: - Формирование основ гражданственности и патриотизма - Сфера социальных отношений. 4.Разрабатывая темы тематических недель по календарю праздников, знаменательных дат и событий осуществлялся подбор дат для реализации. 5.Раздел формирование основ гражданственности и патриотизма также тесно связано с образовательной областью Познавательное развитие по разделам работы: Окружающий мир и Природа. 6. Основу тематического планирования составили разделы по образовательной деятельности: - Формирование основ гражданственности и патриотизма. - Окружающий мир. - Природа. И основное направление работы по рабочей программе воспитания патриотическое направление воспитания 7. Раздел сфера социальных отношений по образовательной области социально-коммуникативное развитие образовательной деятельности связан с разделами рабочей программы воспитания: - Духовно-нравственное направление воспитания. - Социальное направление воспитания по рабочей программе воспитания. 8. В планировании также есть темы, которые связаны с разделами по образовательной области Социально-коммуникативное развитие: - Трудовое воспитание. - Формирование основ безопасного поведения. 9. Тематические недели, которые посвящены праздникам, разработаны четко по содержанию образовательной деятельности по ФОП ДО, ФРПВ по возрастным группам (например, в раннем возрасте и младшей группе нет дня народного единства, дня победы). В раннем возрасте и младшей группе нет праздника день защитника отечества, но в планировании есть тематическая неделя, однако содержание работы будет отличаться, необходимо четко следовать названию недели. 10. Тематическая неделя, приуроченная к 23 февраля посвящена дню защитника отечеств. Содержание работы по этой неделе должно соответствовать названию праздника! 11. В тематическом планировании остались темы, традиционные для комплексных образовательных программ, но реализуются они в основном в раннем, младшем и среднем дошкольном возрасте. 12. В старшей и подготовительной группах нет тем по сезонам: осень, зима, весна. Есть только тема скоро лето. Реализация задач и содержания ФОП ДО, ФРПВ по этим темам осуществляется через совместную образовательную деятельность с детьми через культурные практики, наблюдения на прогулках. 13. В планирование есть тематические недели, которые не приурочены вообще к календарю праздников, знаменательных дат и событий. особое внимание, исходя и задач ФОП ДО, ФРПВ уделено названиям тем, связанными с региональным компонентом. В течении учебного года могут вноситься коррективы в названия тем в соответствии с региональными праздниками. 14. Например: 4 октября день защиты животных - это обязательная дата. К этой дате приурочены тематические темы про животный мир и птиц (названия тем сформулированы в зависимости от возраста детей). Если региональный праздник или событие приходится на период проведения тематической недели про животных, то в этот день вы прерываете тематическую неделю и проводите тематический день по региональному компоненту!). 15. Тематический принцип для планирования оптимален, и составлен на основе гибкого планирования в совместной деятельности с детьми через культурные практики и другие события и праздники (например, при изучении домашних животных можно предоставить детям полную свободу в выборе животного, о котором он хочет узнать. В этом случае удобно использовать говорящую среду. Однако темы, связанные именно с патриотизмом реализовать через гибкое планирование не предоставляет быть возможным, так как у детей недостаточно социального опыта для формулировки своего запроса по данным темам). 16. Календарное тематическое планирование является обязательным документом для выполнения всеми педагогами БМАОУ СОШ № 11 (ДО). 2 Сентябрь Возраст Даты Название праздника (события) Тема Здравствуй, детский сад! АДАПТАЦИЯ 02.09-20.09 1,5 – 3 лет 23.09-27.09 02.09-06.09 27.09 – День воспитателя и всех дошкольных работников Наши игрушки Я в детском саду! 3 – 4 лет 3 Задачи адаптировать детей к условиям детского сада; знакомить с детским садом, формировать представления о помещениях детского сада (детская площадка, помещение и оборудование группы: личный шкафчик, кроватка, туалет и др.), об игрушках (мяч, кубики, игрушка мишка, кукла, пирамидка, матрешка и др.); познакомить вновь прибывших детей с детьми, воспитателем; поддерживать эмоционально-положительное состояние детей в период адаптации к ДОО; познакомить с элементарными правилами поведения в детском саду. формировать представления об игрушках (мяч, кубики, плюшевый мишка, кукла, пирамидка, матрешка); закрепить знания детей о местонахождении различных игрушек, умения убирать каждую игрушку на свое место; способствовать появлению в словаре детей обобщающего понятия «игрушки». вызвать у детей радость от нахождения в детском саду; продолжать знакомство с детским садом как ближайшим социальным окружением ребёнка: сотрудники детского сада, предметное окружение, правила поведения в ДОО; поддерживать в установлении положительных контактов между детьми, основанных на общих интересах к действиям с игрушками, предметами и Мои игрушки 09.09-13.09 16.09-20.09 21.09 - Всемирный день мира Мои друзья 23.09-27.09 27.09 – День воспитателя и всех дошкольных работников Кто о нас заботится в детском саду? 4 взаимной симпатии; оказывать помощь в освоении способов взаимодействия со сверстниками в игре, в повседневном общении и бытовой деятельности. обогащать представления детей о доступном ребёнку предметном мире и назначении предметов, о правилах их безопасного использования; знакомить со способами использования игрового оборудования в детском саду, способствовать развитию коммуникативных навыков и социализации дошкольников; формировать умение играть сообща, делиться игрушками. закреплять умение называть свое имя и возраст, говорить о себе в первом лице; поддерживать в установлении положительных контактов между детьми, основанных на общих интересах к действиям с игрушками, предметами и взаимной симпатии; оказывать помощь в освоении способов взаимодействия со сверстниками в игре, в повседневном общении и бытовой деятельности; развивать гендерные представления; развивать эмоциональную отзывчивость, способность откликаться на ярко выраженные эмоции сверстников и взрослых, различать и понимать отдельные эмоциональные проявления, учить правильно их называть. расширять представления о детском саде (медицинский кабинет, кухня, прачка), профессиях сотрудников детского сада (помощник воспитателя, медицинская сестра, повар, дворник); воспитывать доброжелательное отношение, уважение к 02.09-06.09 01.09 – День знаний Я в детском саду 09.09-13.09 15.09 – Российский день леса Осень ранняя пришла – мы ее встречаем. Деревья. 4 – 5 лет 5 работникам дошкольного учреждения; развивать интерес к труду взрослых в ДОО; приучать к выполнению элементарных правил поведения в ДОО; развивать навыки общения со взрослыми и со сверстниками. продолжать знакомить детей с детским садом как ближайшим социальным окружением ребенка; формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми (взаимопомощь, сочувствие, желание быть справедливым); воспитывать уважительное отношение к сотрудникам детского сада, развивать коммуникативные способности, желание помогать взрослым. воспитывать стремление видеть красоту природы. Формирование эмоциональной отзывчивости, проявления эстетического отношения к окружающему миру природе в осенний период; уточнять представления об осени по существенным признакам сезона: хмурое небо, мелкий дождь, туман, холодный ветер, и пр. развивать умения устанавливать простейшие связи между живой и неживой природой; учить узнавать разные породы деревьев по коре, плодам, листьям (рябина, береза, клен), отметить разнообразие окраски листьев. В сравнении рассмотреть хвойные деревья; рассмотреть садовые осенние цветы и травянистые растения (крапива, подорожник), отметить, что происходит с ними осенью; поговорить о том, прочему пропали насекомые (муравьи, пчелы, бабочки). Организовывать познавательно-исследовательскую деятельность. 5 – 6 лет 16.09-20.09 21.09 - Всемирный день мира Ты и я - друзья 23.09-27.09 27.09 – День воспитателя и всех дошкольных работников Кто работает в детском саду? 02.09-06.09 01.09 – День знаний День знаний. Детский сад 08.09 – международный день распространения грамотности 6 развивать у детей эмоциональную отзывчивость к взрослым и детям; воспитывать доброжелательное отношение ко взрослым и детям; воспитывать культуру общения со взрослыми и сверстниками, желание выполнять правила поведения, быть вежливым в общении; развивать стремление к совместным играм, взаимодействию в паре ил небольшой группе; способствовать распознаванию и пониманию детьми эмоциональных состояний, их разнообразных проявлений, связи эмоций и поступков людей. создавать эмоционально-положительное отношение к детскому саду в целом, и к людям, которые там работают; продолжать знакомить с детским садом как ближайшим социальным окружением ребенка. Продолжать знакомить с помещениями детского сада; воспитывать уважение и благодарность взрослым за их труд, заботу о детях. познакомить детей с праздником - День знаний; формировать знания о школе, интерес к школе, познавательную мотивацию; закрепить знания о детском саде как ближайшем социальном окружении; расширить представление детей о помещениях детского сада, совершенствовать умение ориентироваться в них развивать доброжелательные отношения между детьми; создавать эмоционально положительное отношение к детскому саду и его сотрудникам. 6 – 7 лет 09.09-13.09 15.09 – Российский день леса Осень ранняя пришла – мы ее встречаем 16.09-20.09 21.09 - Всемирный день мира Я и мои друзья 23.09-27.09 27.09 – День воспитателя и всех дошкольных работников Все про детский сад 02.09-06.09 01.09 – День знаний День знаний. Скоро в 7 расширять знания детей об осени; закреплять знания о правилах безопасного поведения в природе; формировать обобщенные представления об осени как времени года, приспособленности растений и животных к изменениям в природе, явлениях природы; дать первичные представления об экосистемах, природных зонах; расширять представления о неживой природе. способствовать формированию личностного отношения ребенка к соблюдению (и нарушению) моральных норм: взаимопомощи, сочувствия; продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми; содействовать пониманию детьми собственных и чужих эмоциональных состояний, и переживаний; поддерживать интерес детей к отношениям и событиям в коллективе, согласованию действий между собой и заинтересованности в общем результате совместной деятельности; учить коллективным играм, правилам играм, правилам добрых взаимоотношений. развивать положительное отношение к ДОО; продолжать формирование представлений и положительного отношения к профессии воспитателя, другим профессиям дошкольных работников, детскому саду, как ближайшему социуму; прививать чувство благодарности и уважения за труд и заботу, желание оказывать посильную помощь; поощрять желание оказывать знаки внимания сотрудникам ДОО. развивать познавательный интерес, интерес к школе, к книгам; школу закреплять знания детей о школе, о том, зачем нужно учиться, кто и чему учат в школе, о школьных принадлежностях и т. д.; формировать представление о профессии учителя и «профессии» ученика, положительного отношения к этим видам деятельности. создать условия для формирования представлений о лесе, как о природном сообществе; сформировать представление о многообразии растений на основе знакомства с ярусностью леса; выявить и охарактеризовать отличительные черты ярусов. развивать интерес к сверстникам, их интересам, увлечениям; выработать правила организации жизни и совместной деятельности в группе; формировать дружеские отношения и представления о группе; раскрыть, расширить понятия «друг», «дружба»; развивать дружеские взаимоотношения между детьми; формировать умение контролировать свои поступки в отношении своего друга. продолжать формирование представлений и положительного отношения к профессии воспитателя, другим профессиям дошкольных работников, детскому саду, как ближайшему социуму; прививать чувство благодарности и уважения за труд и заботу, желание оказывать посильную помощь; поощрять желание оказывать знаки внимания сотрудникам ДОУ. 08.09 – Международный день распространения грамотности 09.09-13.09 15.09 – Российский день леса Лес 16.09-20.09 21.09 - Всемирный день мира Я и мои друзья 23.09-27.09 27.09 – День воспитателя и всех дошкольных работников Детский сад – мой второй дом Октябрь Возраст Даты Название праздника Тема 8 Задачи (события) 30.09-04.10 1,5 – 3 лет Лесные животные 07.10-11.10 День осенний на дворе 14.10-18.10 Овощи 21.10-25.10 Фрукты 28.10-01.11 Части тела и лица человека 30.09-04.10 3 – 4 лет 04.10 – День защиты животных 04.10 – День защиты животных Дикие животные 9 формировать представления о диких животных и их детенышах (особенности внешнего вида, части тела, питание, способы передвижения); развивать способности детей узнавать, называть и показывать на картинке представителей диких животных; воспитывать бережное отношение к животным. формировать представления детей об окружающей природе, об осени, деревьях; познакомить с первичными основными признаками осени; показать многообразие красок осени; развивать умение вести наблюдения за погодой. формировать представления об овощах; учить различать овощи по вкусу, цвету, форме; учить различать овощи по внешнему виду, узнавать их и называть. формировать представления о фруктах; учить различать фрукты по вкусу, цвету, форме; учить различать фрукты по внешнему виду, узнавать и называть их. дать детям представление о себе, как о человеке, об основных частях тела человека, их назначении; расширять опыт ориентировки в частях собственного тела (голова, лицо, уши, носик, глазки, ротик, ноги, туловище, спина) учить различать понятия «мальчик – девочка», узнавать, к какому полу относится сам ребенок. расширять представления детей о диких животных и их детенышах, продолжать знакомить с особенностями их поведения, питания, формировать представления о пользе животных для человека; Что нам осень принесла? Овощи 07.10-11.10 14.10-18.10 15.10 – День собирания осенних листьев Вот она какая осень золотая! 20.10.24 – День отца в России 21.10-25.10 28.10-01.11 21.10 – Всемирный день яблок Что нам осень принесла? Фрукты Город, в котором я живу 10 формировать бережное отношение к животным; формировать умение понимать простейшие взаимосвязи в природе. расширять представления детей об осени (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада), о времени сбора урожая, о некоторых овощах; вовлекать в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств объектов неживой природы; дать представление о труде людей по сбору урожая, о труде на огороде. знакомить детей с сезонными изменениями в природе; расширять представления о деревьях своей местности, помогать различать их и называть; продолжать развивать способность наблюдать за осенними явлениями природы; способствовать усвоению правил в природе, развивать умение видеть красоту природы и замечать изменения в ней в связи со сменой времен года. расширять представления детей об осени (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада), о времени сбора урожая, о некоторых фруктах; вовлекать в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств объектов неживой природы; дать представление о труде людей по сбору урожая, о труде на огороде, в саду. знакомить с родным городом (посёлком), его названием, основными достопримечательностями и традициями; знакомить с разнообразными строениями, видами 30.09-04.10 04.10 – День защиты животных Животные леса Что нам осень подарила? (овощи и фрукты) 07.10-11.10 4 – 5 лет 14.10-18.10 15.10 – День собирания осенних листьев. Красота осени. Осенние явления природы 20.10.24 – День отца в России. 11 транспорта, с правилами поведения в городе, с элементарными правилами дорожного движения, светофором, надземным и подземным переходами. знакомить с «городскими» профессиями (полицейский, продавец, парикмахер, шофёр, водитель автобуса). поддерживать отражение детьми своих впечатлений о родном городе в различных видах деятельности. расширять представления детей о диких животных наших лесов, их внешнем виде, строении туловища, повадках, об окраске шерсти, приспособлении к среде обитания и сезонным изменениям; развивать и поощрять в детях познавательную активность, уважение к живой природе; воспитывать любовь к животным. закрепить обобщающие понятия «овощи», «фрукты», названия различных овощей и фруктов; рассказать детям о пользе овощей и фруктов для человека; что это – источник витаминов и жизненной силы для человека, очень вкусный продукт питания; познакомить детей с заготовкой овощей и фруктов – консервирование, соление, приготовление компотов и соков; закрепить знания детей о сельскохозяйственных профессиях. способствовать расширению знания детей об осени, ее характерных признаках; формировать умения устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы; расширять представления об изменениях в неживой природе; содействовать развитию художественно-творческих способностей в продуктивных видах деятельности (лепка, аппликация, рисование); обогащению Кладовая леса: ягоды и грибы 21.10-25.10 28.10-01.11 04.11 – День народного единства. Мы живем в России 30.09-04.10 04.10 – День защиты животных Животный мир России и его охрана 5 – 6 лет 07.10-11.10 07.10 – День осеннего пейзажа Какого цвета осень? Осенние дары 12 музыкальных впечатлений детей, вызывая яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера. продолжать знакомить с особенностями внешнего вида грибов и ягод и месте их произрастания; учить быть осторожными с неизвестными объектами, воспитывать бережное отношение к природе; закрепить представление о понятиях «грибы», «ягоды»; формировать бережное отношение к природе. воспитывать уважительное отношение к нашей Родине – России; продолжать знакомить с государственной символикой Российской Федерации: Российский флаг и герб России; воспитывать уважительное отношение к символам страны; уточнить представления детей о героизме русской земли. расширять представления о многообразии животных, их особенностях, среде обитания и образе жизни в разные сезоны года, их потребностях; упражнять в умении соотносить внешние особенности со средой обитания, повадки со способами питания; упражнять в умении выделять и называть отличительные особенности внешнего вида; воспитывать желание защитить и сохранить живую природу. углубить представления детей об изменениях в природе осенью; развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм; расширять и систематизировать знания об осени, овощах, фруктах и ягодах, способах их выращивания; 14.10-18.10 16.10 – Всемирный день хлеба Откуда хлеб пришел 20.10.24 – День отца в России 21.10-25.10 24.10 – день русской избы Мой дом. Мебель. Бытовая техника 28.10-01.11 04.11 – День народного единства Мой город. День народного единства 13 воспитывать заботливое отношение к своему здоровью; расширять знания о витаминах, раскрывать их значение и пользу для человека. дать детям понятие о том, что хлеб является ежедневным продуктом питания, познакомить детей с разнообразием хлебобулочных изделий; закрепить представления детей об осеннем урожае, о сельскохозяйственном труде, сельскохозяйственных профессиях (хлебороб, тракторист, комбайнер) и технике; расширять знания о процессе выращивания зерна и изготовления хлебобулочных изделий; воспитывать уважение к труду хлеборобов, пекарей, водителей и т. д. расширять знания детей о предметах мебели и технике, способах её использования; учить устанавливать связи между назначение предметов, строением и материалом, из которого сделан предмет; поддерживать и стимулировать попытки самостоятельного познания детьми окружающих предметов. закрепить и расширить знания детей о родном городе: название города, символы, основные достопримечательности; познакомить с историей возникновения города, его названия, с названиями главных улиц; дать представление об основных предприятиях города и общественных учреждениях; воспитывать чувство восхищения красотой родного города, желание сделать его еще красивее; дать представление о государственном празднике – День народного единства, познакомить с его 30.09-04.10 04.10 – День защиты животных Животный мир нашей планеты и его охрана 6 – 7 лет 07.10-11.10 15.10.23 – День Разнообразие собирания осенних растительного мира листьев России 14.10-18.10 16.10 – Всемирный день хлеба От зернышка до хлебушка 20.10.24 – День отца в России 14 содержанием, памятными местами, посвященными празднику. формировать у детей элементарные экологические представления; расширять и систематизировать знания о млекопитающих, земноводных, пресмыкающихся и насекомых; знакомить с климатическими условиями разных материков; закреплять знания о животных, обитающих в других странах (слон, обезьяна, верблюд); расширять представления о том, что в Антарктиде обитают тюлени, морские леопарды, пингвины, моржи; систематизировать знания о диких животных; закреплять знания об отличиях диких и домашних животных; воспитывать бережное отношение к природе; расширять представления детей об охране животных человеком и государством, о значении Красной книги. закреплять знания о деревьях, кустарниках, цветах, как представителях флоры Земли, их красоте и пользе; дать представления о пользе природных витаминов; продолжать формировать знания детей о сезонных изменениях в живой н неживой природе; воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней, желание заботиться о ней. дать детям понятие о том, что хлеб является ежедневным продуктом питания, познакомить детей с разнообразием хлебобулочных изделий; закрепить представления детей об осеннем урожае, о сельскохозяйственном труде, сельскохозяйственных профессиях (хлебороб, тракторист, комбайнер) и технике; Такие разные профессии 21.10-25.10 28.10-01.11 04.11 – День Родная страна. День народного единства народного единства расширять знания о процессе выращивания зерна и изготовления хлебобулочных изделий; воспитывать уважение к труду хлеборобов, пекарей, водителей и т. д. формировать у детей отчетливые представления о труде как социальном явлении, обеспечивающем потребности человека; развивать у детей интерес к разным профессиям, знания о конкретных профессиях и взаимосвязях между ними; создавать условия для обогащения игровой деятельности, позволяющей детям моделировать отношения между людьми разных профессий. закрепить знания детей о государственной символике; продолжать знакомство с историей, культурой, языком, традициями, природой, достопримечательностями родной страны, со столицей и другими крупными городами России; формировать начало гражданственности. Ноябрь Возраст Даты Название праздника (события) Одежда и обувь 05.11-08.11 1,5 – 3 лет 11.11-15.11 Тема 12.11 – День синички Птицы 15 Задачи формировать представление об одежде и обуви; формировать навыки одевания и раздевания; тренировать умение узнавать и показывать одежду и обувь на картинках и в натуральном виде. формировать представление о птицах; знакомить с разными видами птиц; учить замечать, как птицы передвигаются (летают, ходят, прыгают, клюют корм, пьют воду); воспитывать бережное отношение к птицам. 18.11-22.11 24.11.24 – День матери в России Моя семья 25.11-29.11 30.11 – Всемирный день домашних животных Домашние животные Одежда. Обувь. Головные уборы 05.11-08.11 11.11-15.11 12.11 – День синички Птицы 18.11-22.11 24.11.24 – День матери в России Моя семья 3 – 4 лет 16 продолжать формировать элементарные представления ребенка о себе, своем имени, о близких людях; поощрять стремление детей узнавать членов семьи, называть их, рассказывать детям о том, как члены семьи могут заботиться друг о друге; воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях. расширять представления детей о домашних животных; продолжать учить узнавать домашних животных (корову, козу, лошадь, свинью, кошку, собаку) и их детенышей; воспитывать бережное отношение к животным. знакомить с предметами одежды, расширять знания о предметах ближайшего окружения; обобщить понятие «одежда», «обувь», «головные уборы»; закрепить умение дифференцировать виды одежды, обуви, головных уборов по временам года; знакомить с профессией швеи; обогащать и активизировать словарь по теме «Одежда». обогащать представления детей о птицах, об их образе жизни; учить различать части их тела; поощрять и поддерживать самостоятельные наблюдения за птицами; формировать желание заботиться о живых существах, охранять их; развивать эмоции и гуманные чувства; поддерживать отражение детьми своих впечатлений о птицах в различных видах деятельности. формировать у детей начальные представления и эмоционально-положительное отношение к родителям и другим членам семьи; учить называть членов семьи, их действия; вызывать у детей чувство гордости своими родителями, 25.11-29.11 30.11 – Всемирный день домашних животных Домашние животные Посуда и продукты питания 05.11-08.11 4 – 5 лет 11.11-15.11 12.11 – День синички Птицы осенью 18.11-22.11 24.11.24 – День матери в России Моя семья. День матери 17 благодарности за их заботу. продолжать знакомить с домашними животными и их детенышами, особенностями их поведения и питания; формировать представления о пользе домашних животных для человека; закрепить правила безопасного поведения при общении с животным; стимулировать проявление добрых чувств и отношений к животным. расширять представления детей о предметах ближайшего окружения, их назначении; продолжать показывать разные способы обследования предметов быта; формировать у детей обобщенное понятие «посуда», представления о ее назначении, существенных признаках (форма, цвет, размер), материалах, из которых изготавливают посуду; формировать умение группировать (чайная, столовая, кухонная посуда) и классифицировать (посуда одежда) хорошо знакомые предметы. обогащать представления детей о перелетных и зимующих птицах, об образе жизни птиц, особенностях их строения и поведения; поощрять и поддерживать самостоятельные наблюдения за птицами; формировать желание заботиться о птицах, охранять их; развивать эмоции и гуманные чувства. способствовать формированию у детей представления о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях; воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека и 25.11-29.11 30.11 – Всемирный день домашних животных Домашние животные и птицы Профессии. Инструменты 05.11-08.11 11.11-15.11 5 – 6 лет 16.11 – Всемирный Неделя толерантности. день толерантности Народы России 18.11-22.11 24.11.24 – День матери в России Семья и семейные традиции 18 проявлять заботу о родных людях. продолжать знакомить детей с названиями домашних животных и птиц; формировать умение узнавать, называть и различать особенности внешнего вида и образа жизни животных, птиц и их детенышей, с пользой, которую они приносят человеку; знакомить с трудом людей по уходу за домашними животными; продолжать учить детей описывать животных; воспитывать заботливое отношение к животным. развивать у детей интерес к разным профессиям, знания о конкретных профессиях и взаимосвязях между ними; формировать отчетливые представления о роли труда взрослых в жизни общества и каждого человека; создавать условия для обогащения игровой деятельности, позволяющей детям моделировать отношения между людьми разных профессий. формировать представления о том, что Российская Федерация (Россия) — огромная многонациональная страна; воспитывать в детях толерантность, дружелюбие, уважение к людям разных национальностей; развивать чувство сострадания, желание помогать друг другу, уважать окружающих. расширить представления детей о семье и родственных связях; вызвать желание узнать о членах семьи, их занятиях, интересах, интерес и уважение к семейным традициям; воспитывать желание и потребность проявлять заботу о близких и внимание к ним. 25.11-29.11 30.11 – Всемирный день домашних животных Полезные ископаемые России 05.11-08.11 6 – 7 лет Домашние животные. Их роль в жизни человека. 11.11-15.11 16.11 – Всемирный Дети разных стран – день толерантности друзья 18.11-22.11 24.11.24 – День матери в России Семья и семейные традиции. День матери 25.11-29.11 30.11 – Всемирный день домашних животных. Домашние животные 30.11 – День государственного 19 углублять и систематизировать представления детей о домашних животных и птицах, характерных особенностей внешнего вида, поведения, образа жизни животных и их детенышей; установить взаимосвязь и зависимость жизни животных от человека. дать представление о полезных ископаемых и об использовании их, формировать умения определять полезные ископаемые по их основным признакам; знакомить с многообразием камней и минералов. воспитывать патриотические и интернациональные чувства; обогащать представления о том, что в нашей стране живут люди разных национальностей; воспитывать уважение к людям разных национальностей, интерес к их культуре и обычаям. продолжать работу по знакомству детей с бытом и культурой разных стран, интересными событиями и традициями Индии, Японии, Англии. способствовать самопознанию ребенка, формированию у детей интереса к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитанию уважения к членам семьи; расширить представления детей о родственных связях; закрепить знание домашнего адреса; закрепить знания детей о профессиях их родственников. углублять и систематизировать представления детей о домашних животных и птицах, характерных особенностях внешнего вида, поведения, образа жизни животных и их детенышей; установить взаимосвязь и зависимость жизни животных от человека. герба РФ. Декабрь Возраст Даты Название праздника (события) Мой дом 02.12-06.12 09.12-13.12 1,5 – 3 лет 13.12 – День первых снежинок Зимушка-зима к нам пришла сама На пороге Новый год 16.12-20.12 23.12-27.12 Тема 29.12 - День пушистой елочки. В гости елочка пришла 30.12 - День ёлочных игрушек. 20 Задачи расширять представления о населенном пункте, в котором живет ребенок, его достопримечательностях; формировать представление о понятии «дом»; знакомить с частями дома (окно, дверь, крыша); развивать интерес к своему ближайшему окружению. продолжать формировать у детей элементарные представления о зиме (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада, зимние забавы – снежки, санки). вовлекать детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств объектов неживой природы. дать представления детям о новогоднем празднике; закладывать основы праздничной культуры; привлекать детей к активному участию в подготовке к празднику и его проведению; создать эмоционально положительное отношение к предстоящему празднику. формирование представлений о Новом годе как весёлом и добром празднике; формирование умения доставлять радость близким и благодарить за новогодние сюрпризы и подарки; закладывать основы праздничной культуры; учить рассматривать предметы - ёлку, ёлочные украшения - и называть их в ходе рассматривания; создать эмоционально положительное отношение к предстоящему празднику. 3 – 4 лет 02.12-06.12 08.12 – Международный день художника Кем быть? 09.12-13.12 13.12 – День первых снежинок Что подарит нам зима, чем она порадует? Новый год настает 16.12-20.12 23.12-27.12 29.12 - День пушистой елочки Украшаем елку 30.12 - День ёлочных игрушек 21 знакомить детей с трудом взрослых, с разнообразными трудовыми операциями и их целесообразной последовательностью для достижения цели; дать представление, что вещи делаются людьми из разных материалов и разными инструментами; учить по вопросам взрослого вычленять компоненты труда в последовательности включения в трудовой процесс. формировать у детей элементарные представления о зиме: идет снег, деревья голые, земля покрыта снегом; развивать эмоциональную отзывчивость и разнообразие переживаний в процессе общения с зимней природой; вовлекать детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств объектов неживой природы. организовывать все виды детской деятельности вокруг темы Нового года и новогоднего праздника как в непосредственно образовательной, так и в самостоятельной деятельности детей; формировать основы праздничной культуры у детей; способствовать накоплению ребёнком ярких впечатлений о зиме и новогоднем празднике; активизировать работу с родителями, привлечь их к участию на основе сотрудничества к совместной творческой деятельности с детьми. формирование представлений о Новом годе как весёлом и добром празднике, о новогодних обычаях и традициях; создать предновогоднюю праздничную атмосферу во всех видах деятельности; формирование умения доставлять радость близким и благодарить за новогодние сюрпризы и подарки. 02.12-06.12 08.12 – Международный день художника Профессии. Инструменты 09.12-13.12 13.12 – День первых снежинок Спешит к нам Зима 4 – 5 лет Скоро Новый год 16.12-20.12 5 – 6 лет 02.12-06.12 09.12 – День Зимушка-зима 22 формировать представления об отдельных профессиях взрослых на основе ознакомления с конкретными видами труда; воспитывать уважение и благодарность взрослым за их труд, заботу о детях; побуждать к отражению полученных впечатлений в играх. расширять и конкретизировать представления о зиме, явлениях живой и неживой природы зимой; развивать умение вести сезонные наблюдения, поддерживать активный интерес детей к окружающей природе; вовлекать в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств объектов неживой природы; развивать эмоциональную отзывчивость в процессе общения с зимней природой. способствовать накоплению ребенком ярких впечатлений о зиме и новогоднем празднике; формировать целостное представление о новогоднем празднике, традиции украшения ёлки; расширять представления детей о Дедушке Морозе, его «вотчине»; воспитывать интерес к русским народным традициям; привлекать к активному разнообразному участию в подготовке к празднику и его проведении, воспитывать чувство удовлетворения от участия в коллективной предпраздничной деятельности, закладывать основы праздничной культуры; вызвать стремление поздравить близких с праздником, преподнести подарки, сделанные своими руками. расширить и конкретизировать представления детей о зиме, явлениях живой и неживой природы зимой; Героев Отечества 09.12-13.12 12.12 – День Конституции Российской Федерации Моя страна. Государственные символы России. 16.12-20.12 29.12 - День пушистой елочки. Новогодние традиции. 30.12 - День ёлочных игрушек. Новый год – встали дети в хоровод. 02.12-06.12 09.12 – День Героев Отечества Герои нашей родины 09.12-13.12 12.12 – День Конституции Российской Федерации История моей страны. 23.12-27.12 6 – 7 лет 23 воспитывать бережное отношение к природе; развивать наблюдательность, познавательную активность, инициативу. расширять представления детей о родной стране, о государственных праздниках расширять знания детей о родной стране; познакомить со столицей России, с гербом, флагом и гимном РФ; воспитывать патриотические чувства. расширять знания детей о традициях праздничной культуры, обычаях празднования Нового года в нашей стране и других странах; побуждать самостоятельно осмысливать и объяснять полученную информацию; закрепить навыки совместной деятельности; воспитывать желание порадовать близких, изготовить для них подарки. расширить знания детей о высших наградах России, о людях имеющих эти награды; увлечь детей примерами из отечественной истории и современной, свидетельствующими о преданности соотечественников к Родине их смелости; воспитание чувства уважения к людям, совершившим подвиг во благо Отечества, другого человека, национальной гордости, гражданственности и патриотизма. продолжать обогащать представление детей о России (это великая страна; в ней живут люди разных национальностей, есть много больших и маленьких городов, деревень; природа разнообразна и красива); вспомнить символику России (флаг, герб); продолжать знакомство с историей, культурой, языком, традициями, природой, достопримечательностями 16.12-20.12 29.12 - День пушистой елочки. Новогодние традиции мира. 30.12 - День ёлочных игрушек. 23.12-27.12 31.12 – Новый год. Даты Название праздника (события) Все встречают Новый год – дружно встали в хоровод. родной страны; формировать начала гражданственности. расширять знания детей о традициях праздничной культуры, обычаях празднования Нового года в нашей стране и других странах; вызвать интерес к особенностям празднования Нового года в разных странах мира. Сформировать у дошкольников представление о дедах Морозах разных стран, желание узнать о сходствах и различиях братьев Деда Мороза, об их именах; побуждать самостоятельно осмысливать и объяснять полученную информацию; закрепить навыки совместной деятельности; воспитывать желание порадовать близких, изготовить для них подарки. Январь Возраст 1,5 – 3 лет Тема Задачи развивать коммуникативные навыки детей, научит играть дружно, делиться игрушками, вежливо обращаться друг к другу, называя ласковыми именами; развивать умение внимательно слушать говорящего; научить употреблять вежливые слова и выражения. расширять представление детей о зимних забавах и развлечениях; активизировать словарь по теме; знакомство со свойствами снега и льда; формировать представления о безопасном поведении людей зимой. продолжать формировать представления о мебели, знакомить с назначением, строением и особенностями 08.01-10.01 11.01 – Международный день «спасибо» Что такое хорошо и что такое плохо 13.01-17.01 18.01 - Всемирный день снеговиков Зимние забавы 20.01-24.01 Мебель 24 3 – 4 лет 27.01-31.01 29.01 – День рождение автомобиля На чем мы ездим 08.01-10.01 11.01 – Международный день «спасибо» Неделя вежливости. 13.01-17.01 15.01 - День зимующих птиц в России Зимние забавы 18.01 - Всемирный день снеговиков 20.01-24.01 Мой дом. Мебель 25 использования предметов мебели; воспитывать трудолюбие и бережное отношение к предметам ближайшего окружения. способствовать появлению в словаре детей обобщающего понятия «мебель». продолжать знакомить детей с транспортными средствами ближайшего окружения: с грузовой и легковой машинами (машина – из каких частей состоит; автобус, поезд, корабль, самолет), различать его действия (летит, едет, плывет); дать первоначальные знания о правилах безопасного поведения в транспорте и на дороге. сформировать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими; развивать навыки использования в речи вежливых слов; закреплять знания детей об этических правилах поведения: дома, в гостях, в общественных местах, во время разговора; воспитывать дружеские взаимоотношения со сверстниками, желание создать радостное настроение окружающим, относиться друг к другу доброжелательно. расширять представления о зиме, знакомить с зимними видами спорта; формировать потребность в двигательной активности, интерес к спорту и физическим упражнениям; формировать представления о безопасном поведении зимой. расширять представление детей о доме, месте, где живут люди; продолжить знакомство детей с предметами ближайшего окружения, мебелью. 27.01-31.01 29.01 – День рождение автомобиля Какой бывает транспорт 08.01-10.01 11.01 – Международный день «спасибо» В мире вежливых слов 4 – 5 лет 26 знакомить с источниками опасности дома (горячая плита, утюг и др.). формировать навыки безопасного передвижения в помещении (осторожно спускаться и подниматься по лестнице, держась за перила; открывать и закрывать двери, держась за дверную ручку). учить детей различать и называть транспортные средства, их составные части (кабина, кузов, колеса и т. д.); дать представление о том, для чего используется транспорт, как и где он передвигается; развивать любознательность, интерес к предметному миру. Систематизировать и расширять знания о проявлениях вежливости на занятиях и в бытовых ситуациях с использованием адекватных методов и приемов нравственного воспитания; формировать навыки вежливого, культурного поведения для построения межличностных отношений; закреплять постоянное проявление вежливости в процессе общения со взрослыми и сверстниками; закреплять представления детей о том, что «волшебные слова» помогают человеку и вызывают у него добрые чувства к тем, кто их говорит; обогащать и расширять, активизировать словарь «вежливости»; воспитывать желание познавать культуру вежливого поведения и интерес к этическим правилам и нормам взаимоотношений между людьми; обобщить и расширить знания детей о хороших и плохих поступках; воспитывать любовь, уважительное отношение к близким и окружающим людям. 13.01-17.01 18.01 - Всемирный день снеговиков Зимний спорт 20.01-24.01 21.01 - Всемирный день снега Одежда, обувь, головные уборы 27.01-31.01 29.01 – День рождения автомобиля На чем мы ездим. ПДД 08.01-11.01 11.01 – Международный день «спасибо» Уроки вежливости и этикета. 13.01-17.01 15.01 – День зимующих птиц в Птицы зимой. 5 – 6 лет 27 продолжать формировать интерес и положительное отношение к физической культуре и активному отдыху; формировать первичные представления об отдельных видах спорта; формировать представления о правилах безопасности во время проведения зимних игр. расширять представления детей о вещах: одежде, обуви, головных уборах и их предназначении; познакомить детей с видами и деталями одежды, обуви и головных уборов; провести связь одежды с временами года; дать первичные представления о ткани и ее свойствах; воспитывать бережное отношение к своим вещам. формировать знания о правилах безопасного дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства; уточнять и обобщать знания детей о транспорте и его назначении, об общественном транспорте (автобус, троллейбус, маршрутное такси, поезд, самолет, пароход) и специализированном транспорте (пожарная машина, полицейская машина, машина скорой помощи). расширять представления детей о правилах речевого этикета, стимулировать желание самостоятельно выполнять их; развивать умение соблюдать этику общения в условиях коллективного взаимодействия; познакомить детей с основными правилами этикета телефонного разговора, столового, гостевого этикета, культуры общения в общественных местах. продолжать формировать представления детей о птицах, которые остаются зимовать в наших краях (воробей, голубь, ворона, синица), развивать России. представления о строении, повадках, питании; помогать птицам, выжить в холодное время года, подкармливать их зимой; формировать заботливое отношение к птицам. 18.01 - Всемирный день снеговиков. 6 – 7 лет 20.01-24.01 21.01 – Всемирный день снега. Зимняя олимпиада. 27.01-31.01 29.01 – День рождения автомобиля. Такой разный транспорт. 08.01-10.01 11.01 – Международный день «спасибо». Этикет и его история. 13.01-17.01 18.01 - Всемирный день снеговиков. Зимние виды спорта. 21.01 – Всемирный день снега. 28 воспитывать патриотические чувства и нравственноволевые качества в подвижных и спортивных играх; продолжать развивать интерес к физической культуре, формировать представления о разных видах спорта и достижениях российских спортсменов; расширять представление о здоровье и его ценности, факторах, на него влияющих. уточнять и обобщать знания детей о транспорте и его назначении, о различных видах транспорта (наземный, подземный, водный, воздушный); о работе шофера; формировать знания о правилах безопасного дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства. расширять представления детей о правилах речевого этикета, учить пользоваться вежливыми оборотами речи, проявлять внимание друг к другу; обращать внимание на манеры поведения, соблюдение требований этикета; воспитывать привычки культурного поведения и общения с людьми. сформировать у детей представления о спортивных играх современности, как части общечеловеческой культуры; познакомить детей с зимними видами спорта; развивать у детей положительную мотивацию к занятиям физической культурой и спортом, а также потребности в новых знаниях о способах сохранения и укрепления здоровья; 20.01-24.01 27.01 – День снятия Город-герой Ленинград блокады Ленинграда 27.01-31.01 29.01 – День рождения автомобиля В мире транспорта. Безопасность на транспорте формировать потребность в двигательной активности, интерес к спорту и физическим упражнениям, представления о правилах безопасности во время проведения зимних игр; воспитывать чувство гордости за спортивные достижения олимпийских чемпионов. расширять представление детей о значимых исторических событиях Родины в период Великой Отечественной войны и о роли города Санкт – Петербурга (Ленинграда) в этих событиях; воспитывать дошкольников в духе патриотизма, любви к Родине; расширять знания о героях ВОВ, героях Блокадного Ленинграда. уточнять и обобщать знания детей о транспорте и его назначении, о различных видах транспорта (наземный, подземный, водный, воздушный); о работе шофера; формировать знания о правилах безопасного дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства. Февраль Возраст Даты 10.02-14.02 Название праздника (события) Тема Народная игрушка 1,5 – 3 лет 29 Задачи формировать первичное представление о народном творчестве; знакомить с народным творчеством на примере народных игрушек (неваляшка, матрешка, петрушка, «Дымковская игрушка — лошадка», богородская игрушка «Медведь и мужик») вызвать у детей желание действовать с игрушкой (разбирать, собирать, катать, играть и т.д.); развивать художественное восприятие, умение замечать яркость цветовых образов в народной 17.02-21.02 23.02 – День защитника Отечества Я и мой папа 25.02-28.03 02.03.25 – Масленица Посуда 03.02-07.02 08.02 – День российской науки Хотим все знать (свойства и материалы) 3 – 4 лет 10.02-14.02 Народные игрушки 30 игрушке, вызывая эмоциональный отклик на произведение искусства; воспитывать бережное отношение к игрушкам. познакомить детей с традициями праздника и поздравлений мужчин; формировать представления о том, что папа – это защитник семьи; знакомить с членами семьи – мужчинами, учить называть имя папы, дедушки, братьев; воспитывать доброе отношение к папе, дедушке. продолжать знакомить детей с предметами ближайшего окружения (посуда); способствовать появлению в словаре детей обобщающего понятия «посуда»; расширять знания детей о посуде; поддерживать и развивать интерес детей к обследованию предметов (части, детали, цвет, форма, величина) и разнообразным действами с ними. познакомить детей с предметами ближайшего окружения, их назначением и свойствами материалов, из которых они сделаны; учить различать предметы из разных материалов на ощупь, развивать тактильное ощущение, выполнять разнообразную опытно – экспериментальную деятельность с предметами для выявления свойств материалов; познакомить детей с историей создания предметов человеком. продолжать знакомить детей с русским народным творчеством, с некоторыми предметами декоративноприкладного искусства и их назначением; учить обыгрывать народные игрушки и предметы промыслов, выделять яркость, красочность предметов 4 – 5 лет 17.02-21.02 23.02 – День защитника Отечества Наша армия сильна 25.02-28.02 02.03.25 – Масленица Масленица идет, весну за руку ведет 03.02-07.02 08.02 – День российской науки Мир неживой природы. Свойства и материалы 10.02-14.02 Мой дом. Мебель 31 народных промыслов, разнообразие элементов росписи; воспитывать интерес к русскому фольклору. осуществлять патриотическое воспитание, формировать первичные представления о родине и военных профессиях; формировать первичные гендерные представления. познакомить детей с народным праздником Масленица, с характерными для него обрядами, с русскими традициями; пробуждать интерес к истории русского народа, воспитывать любовь к своей Родине; закрепить представления о весенних изменениях в природе: потеплело, тает снег, появились лужи, травка, набухли почки; дать представление об условиях роста растений; формировать интерес к явлениям природы, развивать эмоциональную отзывчивость на её красоту. продолжать знакомить и расширять представления детей о предметном мире; формировать знания о качественных характеристиках предметов; знакомить со свойствами различных материалов, из которых они изготовлены. дать детям представление об основных предметах мебели: стол, стул, кровать, шкаф, диван; их функциональным назначением; познакомить с составными частями мебели: ножки, сиденье, спинка, дверца, ручки, стенки, полки; дать представление о материале, из которого изготовлена мебель; формировать обобщающее понятие «Мебель», знания о значении предметов мебели в жизни человека. 17.02-21.02 23.02 – День защитника Отечества Защитники Отечества Масленица идет, весну за руку ведет 25.02-28.02 03.02-07.02 08.02 – День российской науки Путешествие в страну Науки 10.02-14.02 16.02 - День Народные промыслы 5 – 6 лет 32 обогащать представления детей о государственных праздниках; формировать представления детей об особенностях военной службы (солдаты тренируются, чтобы быть сильными, ловкими, учатся метко стрелять, преодолевать препятствия и т.д.); воспитывать чувство гордости за свою армию; вызвать желание быть похожими на сильных, смелых российских воинов. знакомить с особенностями сезонных явлений природы, приспособлением растений и животных к изменяющимся условиям среды весной; обучать ответственному и бережному отношению к природе; воспитывать потребность в общении с природой, любовь к родной природе. формировать представления о науке, ученых, опытах и экспериментах; способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению; дать понятие кто такой «ученый»; познакомить с некоторыми из знаменитых русских ученых, их открытиями и изобретениями; развивать познавательно-исследовательские способности и познавательную активность воспитанников; формировать умение самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания; развивать творческое и логическое мышление, воображение. расширить знания детей о народных промыслах, декоративно-прикладном искусстве, народных русского валенка 17.02-21.02 23.02 – День защитника Отечества Наша армия 25.02-28.02 02.03.25 – Масленица Традиции и обычаи нашего народа 03.02-07.02 08.02 – День российской науки Великие ученые и их изобретения 10.02-14.02 16.02 - День русского валенка Город мастеров (народные промыслы) 6 – 7 лет 33 игрушках, предметах народного быта; воспитывать интерес и любовь к народной культуре. расширять знания детей о Российской армии, о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, о разных родах войск (пехота, морские, воздушные, танковые войска), боевой технике; формировать у мальчиков стремление быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины, у девочек уважение к мальчикам как к будущим защитникам Родины. расширять представления детей о народных традициях и обычаях; воспитывать интерес и любовь к народной культуре; продолжать знакомить с народными песнями, плясками. уточнить и систематизировать знания детей о науке, о профессиях ученый; познакомить с разными науками, показать их значимость в жизни человека; познакомить детей с великими изобретателями и их изобретениями. приобщать детей к истории и культуре своего народа через знакомство с народными промыслами России; формировать знания детей о народных промыслах, традициях русского народа, воспитывать любовь к народной культуре; формировать у детей умение различать виды русского прикладного искусства по основным стилевым признакам; продолжать знакомить детей с народными традициями и обычаями, с народным декоративно-прикладным искусством (Городец, Полхов-Майдан, Гжель и т.д.), воспитывать эстетическое отношение к народному 17.02-21.02 23.02 – День защитника Отечества День защитника Отечества 25.02-28.02 02.03.25 – Масленица Народная культура и обычаи прикладному искусству, прививать интерес к различным видам народных промыслов, к разнообразным природным материалам, из которых делали мастера различные изделия; развивать умение применять полученные знания о декоративном искусстве, использовать стилевые особенности цвета, присущие русским росписям. расширять знания детей о Российской армии, о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, о разных родах войск (пехота, морские, воздушные, танковые войска), боевой технике; формировать у мальчиков стремление быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины, у девочек уважение к мальчикам как к будущим защитникам Родины. расширять представления детей о народных традициях и обычаях; воспитывать интерес и любовь к народной культуре; продолжать знакомить с народными праздниками. Март Возраст Даты 03.03-07.03 Название праздника (события) 08.03 – Международный женский день Тема помочь детям получить отчетливые представления о маме; обогащать представления о семье и родственных отношениях; пробуждать у детей эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей и желание помочь – пожалеть, утешить, сказать ласковое слово; воспитывать любовь к родителям. формировать элементарные представления о весне (сезонные изменения в природе, одежде людей); Мамин день 1,5 – 3 лет 11.03-14.03 Задачи Весна идет 34 17.03-21.03 22.03 – Международный день воды Кто живет в воде? 24.03-28.03 Последняя неделя марта – неделя детской книги Играем в сказку 27.03 - Всемирный день театра 03.03-07.03 3 – 4 лет 08.03 – Международный женский день Посуда 11.03-14.03 17.03-21.03 Мамин праздник 22.03 – Международный Волшебница-вода 35 дать представление об условиях роста растений; формировать интерес к явлениям природы; развивать эмоциональную отзывчивость на красоту природы. расширять первоначальные сведения о рыбах, об их внешнем виде и образе жизни; воспитывать любовь к рыбкам и желание ухаживать за ними; вызвать чувство восхищения красотой рыб. продолжать знакомить детей со сказками; дать детям представление о театре; вызвать у детей интерес к театральной деятельности, к обыгрыванию сказок с помощью настольного, пальчикового театра, театра на фланелеграфе; способствовать созданию у детей радостного настроения, развивать воображение и способности к творчеству. помочь детям получить отчетливые представления о маме; обогащать представления о семье и родственных отношениях; пробуждать у детей эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей и желание помочь, пожалеть, утешить, сказать ласковое слово; воспитывать любовь к родителям. расширять кругозор детей через знакомство с предметным миром, формировать у детей представление о предметах ближайшего окружения: учить различать и называть посуду, познакомить с ее назначением. формировать исследовательский и познавательный интерес к окружающему миру в ходе экспериментирования; день воды 24.03-28.03 Последняя неделя марта – неделя детской книги В гостях у сказки 27.03 - Всемирный день театра 03.03-07.03 08.03 – Международный женский день 8 марта. Мамин праздник 11.03-14.03 17.03.24 – Масленица Народные промыслы 17.03-21.03 22.03 – Международный день воды Вода вокруг нас 24.03-28.03 Последняя неделя марта – неделя В гостях у сказки 4 – 5 лет 36 знакомить детей со свойствами воды и её значением для человека и животных; расширять кругозор у детей, формировать первоначальные сведения о рыбах. продолжать способствовать формированию интереса к книгам, воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения; расширять представления о народных сказках, устном народном творчестве; акцентировать внимание детей на то, что сказок очень много, и они все разные. воспитывать любовь к маме, бабушке; учить оказывать им посильную помощь, проявлять заботу; поощрять желание порадовать маму и бабушку необычным подарком; формирование представлений о государственном празднике 8 Марта. знакомить детей с устным народным творчеством, с народными промыслами; расширять представления о народной игрушке (дымковская игрушка, филимоновская игрушка, матрёшка и др.); знакомить с народными праздниками (Масленица). формировать знания о значении воды в жизни человека и всего живого; расширять представления о свойствах воды; побуждать детей проводить с водой элементарные опыты; формировать бережное отношение к воде. формировать целостную картину мира через чтение сказок; детской книги. 27.03 - Всемирный день театра. 03.03-07.03 08.03 – Международный женский день. Животные жарких и холодных стран 11.03-14.03 5 – 6 лет Праздник бабушек и мам 17.03-21.03 22.03 – Международный день воды. Живой мир морей и океанов 24.03-28.03 Последняя неделя марта – неделя детской книги. Неделя книги 27.03 - Всемирный день театра. 37 развивать интерес и внимание к слову в литературном произведении; приучать слушать сказки, запоминать небольшие и простые по содержанию сказки; помогать детям, используя разные приемы и педагогические ситуации, правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям; воспитывать ценностное отношение к книге. актуализировать знания детей о празднике 8 Марта; развивать гендерные представления; воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к женщинам, любовь и заботу о маме, бабушке; вызывать желание оказывать помощью женщинам. формировать знания детей о животных Севера (их детенышах, их внешних признаках и среде обитания); дать представления о травоядных и хищных животных; знакомить с климатическими условиями разных материков; рассказать, что в Антарктиде обитают тюлени, морские леопарды, пингвины, моржи. закрепить и обобщить знание о воде и ее обитателях; расширять и систематизировать знания детей о представителях морского дна, об их особенностях, о приспособленности к жизни в водной среде. познакомить детей с содержанием деятельности писателя, художника-иллюстратора, художникаоформителя, процессом создания книг, правилами обращения с книгами; развивать интерес к книге, представления о многообразии жанров литературы и их некоторых специфических признаках (композиция, средства языковой выразительности). 03.03-07.03 08.03 – Международный женский день. Путешествие на Северный и Южный полюсы 11.03-14.03 6 – 7 лет Праздник бабушек и мам 17.03-21.03 22.03 – Международный день воды. Живой мир морей и океанов 24.03-28.03 Последняя неделя марта – неделя детской книги. Давай пойдём в театр 27.03 - Всемирный день театра. актуализировать знания детей о празднике 8 Марта; расширять представления детей о роли женщины в жизни общества, семьи; учить проявлять заботу о женщинах; воспитывать у детей добрые чувства, уважение к женщинам, любовь к маме, бабушке, сестре. дать представление об особенностях зимы в разных широтах и разных полушариях Земли; продолжать знакомить с природным и животным миром Арктики и Антарктики; знакомить с народами Арктики, их условиями жизни; дать представление о профессиях людей, работающих за полярным кругом. закрепить и обобщить знание о воде и ее обитателях; расширять и систематизировать знания детей о представителях морского дна, об их особенностях, о приспособленности к жизни в водной среде. расширять представления о театре: его видах, театральных профессиях, театральной терминологии; развивать и поддерживать творческую самостоятельность, инициативу в театрализованной деятельности; совершенствовать речевую, коммуникативную, познавательную активность; воспитывать основы театральной культуры; развивать интерес к театральному искусству, способность эстетического восприятия произведений театрального искусства. Апрель Возраст Даты Название праздника (события) Тема 38 Задачи 31.03-04.04 07.04 - Всемирный день здоровья Растем здоровыми 07.04-11.04 Знакомимся с профессиями 14.04-18.04 В мире музыки 1,5 – 3 лет 21.04-25.04 22.04 Международный день Земли Домашние птицы 28.04-30.04 30.04 - День пожарной охраны Неделя безопасности 31.03-04.04 07.04 - Всемирный день здоровья Я расту здоровым 3 – 4 лет 39 продолжать формировать представления детей о своем теле, о предметах гигиены, о здоровье и здоровом образе жизни; воспитывать у детей привычку к аккуратности и чистоте; прививать культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания; содействовать гармоничному физическому развитию детей, становлению и обогащению двигательного опыта. формировать элементарные представления о профессиях (доктор, повар, парикмахер), формировать умение их узнавать и называть; дать представление о том, что людям разных профессий нужны разные инструменты. знакомить детей с музыкальными инструментами, танцами и песнями; развивать интерес и любовь к музыке. формировать представления о домашних птицах (курице, петухе, утке, цыплятах); учить узнавать, называть и показывать их – настоящих, на картинках, в игрушках, по звуку; воспитывать бережное отношение к домашним птицам. формировать первичные представления об основных источниках опасности на улице и дома; дать первоначальные знания о правилах безопасного поведения. формировать знания о том, что такое здоровье и здоровый человек, об основных умениях и навыках, содействующих поддержанию и укреплению здоровья; содействовать гармоничному физическому развитию детей, становлению и обогащению двигательного опыта. Светит солнышко в окошко 07.04-11.04 14.04-18.04 18.04 Международный день памятников и выдающихся мест Достопримечательности нашего города 21.04-25.04 22.04 Международный день Земли Земля – наш общий дом 28.04-30.04 30.04 - День пожарной охраны Бытовые приборы. ОБЖ 40 продолжать расширять знания о весенних изменениях в природе; расширять представление детей о качествах Солнца, о его влиянии на всё живое на Земле; развивать умение наблюдать, устанавливать причинно следственные связи, делать выводы; расширять кругозор детей. продолжать знакомить с родным городом, его названием, основными достопримечательностями; развивать нравственно-патриотические качества: гордость, гуманизм, желание сохранять и приумножать богатства города. дать детям первоначальные представления о том, что планета Земля – это огромный шар, на котором живет очень много разных живых существ, растут растения и всем им нужна чистая вода, чистая земля, чистый воздух; расширять представления о растительном и животном мире; о содружестве человека и природы, о положительном и отрицательном влиянии человека на природу; развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки явлений природы, делать элементарные выводы; воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю и умение правильно вести себя в природе. знакомить детей с бытовыми и электроприборами, их назначением и правилами использования; дать детям представление об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту, об их необходимости для человека, о правилах 31.03-04.04 07.04 - Всемирный день здоровья Познаю себя. Мое здоровье 07.04-11.04 12.04 - День космонавтики Космическое путешествие 14.04-18.04 18.04 Международный день памятников и выдающихся мест Достопримечательности нашего города 21.04-25.04 22.04 Международный день Земли Земля – наш общий дом. Комнатные растения. 4 – 5 лет 41 пользования ими; расширить и закрепить знания детей об электроприборах; показать зависимость между нарушениями определенных правил и возникновением опасности. развивать у детей представления о человеке, об особенностях здоровья и условиях его сохранения; формировать потребность в здоровом образе жизни, двигательной активности, интерес к физическим упражнениям; формировать представления о факторах, влияющих на здоровье, воспитывать полезные привычки, способствовать усвоению правил безопасного поведения в двигательной деятельности. формировать начальные представления о космосе, космонавтах; развивать мышление, память, интерес к познанию окружающего мира; воспитывать бережное отношение к планете Земля; познакомить детей с днем космонавтики. закрепить знания о родном городе (поселке), некоторых городских объектах; продолжать знакомить с основными достопримечательностями родного города, развивать интерес детей к их посещению с родителями; поддерживать эмоциональную отзывчивость детей на красоту родного города; воспитывать гордость за свой город (поселок). создать условия для расширения и обогащения представлений детей о Земле; расширить кругозор детей, их представления о природоохранной деятельности человека на Земле; знакомить детей с комнатными растениями: бальзамин, 28.04-30.04 30.04 - День пожарной охраны Мой дом. Безопасность дома. 31.03-04.04 07.04 - Всемирный день здоровья. Неделя здоровья. 07.04-11.04 12.04 - День космонавтики. Космические дали. 5 – 6 лет 42 фикус, хлорофитум, герань, бегония, фиалка и т.д.; расширять представления детей о пользе комнатных растений; знакомить со способами ухода за комнатными растениями; закреплять умение узнавать знакомые растения, называть их части (корень, стебель, лист, цветок, используя модели). расширять представления детей о предметах ближайшего окружения, их назначении, продолжать показывать разные способы обследования предметов быта; формировать у детей обобщенное понятие «посуда, мебель, бытовая техника», представления о ее назначении, существенных признаках (форма, цвет, размер), материалах, из которых изготавливают посуду, мебель; обогащать представления детей об основных источниках и видах опасности в быту; знакомить детей с простейшими способами безопасного поведения в опасных ситуациях. формировать знания детей об организме человека, о здоровье и его ценности, полезных привычках, укрепляющих здоровье, о мерах профилактики, охраны и укрепления здоровья; способствовать становлению у детей устойчивого интереса к правилам и нормам здорового образа жизни, потребности в здоровьесберегающим и безопасном поведении. дать детям знания о космосе, космическом пространстве, о космонавтах, луноходах, космических путешествиях, о происхождении луны, солнца, звезд; учить самостоятельно осмысливать и объяснять Одежда. Обувь. Головные уборы. 14.04-18.04 21.04-25.04 22.04 Международный день Земли. Земля – наш общий дом. Охрана природы. 28.04-30.04 30.04 - День пожарной охраны. Неделя безопасности. 31.03-04.04 07.04 - Всемирный день здоровья. Неделя здоровья. 6 – 7 лет 43 полученную информацию, делать маленькие «открытия», включаться в поисковую деятельность. познакомить детей с разными видами одежды, деталями одежды, обуви и головных уборов; закрепить знания о назначении одежды; провести связь одежды с временами года; закрепить представления о профессиях, связанных с производством одежды, обуви и головных уборов; дать детям представление об истории одежды, а также познакомить с национальной одеждой. формировать понятие, что наша планета - огромный шар, покрытый морями, океанами и материками, окруженный слоем воздуха; расширить знания детей об экосистемах, природноклиматических зонах, разнообразии видов растений и животных разных природных зон; способствовать усвоению детьми правил поведения в природе, формировать понимание ценности живого, воспитывать желание защитить и сохранить живую природу. формировать представления детей об основных источниках и видах опасности в быту, на улице, в природе, в сети Интернет и способах безопасного поведения; формировать осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям. воспитывать ценностное отношение к здоровью и человеческой жизни; углублять представления о том, как поддержать, укрепить и сохранить здоровье; обогащать знания детей об организме, органах и системах человека, полезных и вредных привычках, о гигиенической культуре. 07.04-11.04 12.04 - День космонавтики. Космические просторы. 14.04-18.04 19.04 - День рождения подснежника. Природа проснулась – весне улыбнулась. 20.04.25 – Пасха. 21.04-25.04 22.04 Международный день Земли. Дом под крышей голубой. 28.04-30.04 30.04 - День пожарной охраны Неделя безопасности 44 закрепить знания детей о космосе, планетах, Галактике, о космонавтах, луноходах, космических путешествиях, космических кораблях, о происхождении луны, солнца, звезд; расширять знания детей о Дне космонавтики. учить детей определять закономерности и особенности изменений природы в течение одного сезона (ранняя весна, середина весны, поздняя весна), их последовательность; развивать познавательный интерес к природе, желание активно изучать природный мир - искать ответы на вопросы, высказывать догадки и предположения, эвристические суждения; воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира. систематизировать представления детей об условиях жизни на Земле - активизировать знания о том, что в разных местах Земли условия разные, но, несмотря на это человек, растения и животные приспособились жить почти везде; закрепить представления детей о ценности (эстетическая, практическая, оздоровительная, познавательная, этическая) и самоценности природы (природа существует сама по себе, не для человека, поэтому каждое существо имеет право на жизнь); воспитывать любовь к природе Земли, желание беречь и защищать ее. формировать представления детей об основных источниках и видах опасности в быту, на улице, в природе, в сети Интернет и способах безопасного поведения; формировать осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям; обучить правилам поведения в случае пожара; объяснить, как и в каких случаях звонить в службу спасения. Май Возраст Даты Название праздника (события) Разноцветный мир 05.05-08.05 1,5 – 3 лет 12.05-16.05 13.05 - Всемирный день одуванчика. Цветы. 19.05-23.05 20.05 - Всемирный день пчёл. Насекомые. Вот какие мы большие. 26.05-30.05 05.05-08.05 3 – 4 лет Тема 09.05 – День Победы Праздники мая 45 Задачи развивать сенсорные эталоны: цвет, форма, размер; развивать умение группировать предметы по одному признаку. познакомить детей с разновидностями цветов, с их названием и строением (стебель, цветок, листья, корень); отметить значение, роль цветов для жизни и деятельности человека, животных, насекомых; показать красоту природы, воспитывать бережное отношение к ней. формировать представления о насекомых (божья коровка, бабочка, муха, пчела), их строении и характерных особенностях; учить узнавать их в натуре и на картинках, наблюдать за насекомыми на участке; воспитывать бережное отношение (рассматривать, не нанося им вред). формировать понятие, что дети растут, изменяются; организация всех видов деятельности вокруг темы веселого, счастливого и мирного детства закрепить знания о сезонных изменениях в природе, в жизни людей весной; учить замечать и передавать в рисунках красоту весенней природы; 12.05-16.05 13.05 - Всемирный день одуванчика Цветы 19.05-23.05 20.05 - Всемирный день пчёл Насекомые Скоро лето 26.05-30.05 05.05-08.05 4 – 5 лет формировать элементарные представления детей о празднике, посвященном Дню Победы; воспитывать любовь и уважение к ветеранам войны; формировать представления детей о людях военной профессии, учить видеть отдельные различия во внешнем виде летчика, моряка, пограничника; развивать умения называть военную технику (самолет, корабль, танк). расширять представления о сезонных изменениях в природе, знакомить с цветами и растительным миром; расширять представления о простейших связях в природе, формировать бережное отношение к растениям; развивать эмоциональную отзывчивость и разнообразие переживаний детей в процессе общения с природой расширять представления о весне и насекомых, воспитывать бережное отношение к природе, умение видеть красоту весенней природы; побуждать передавать впечатления о весне в разных видах художественной деятельности. расширять представления детей о характерных признаках лета, о сезонных изменениях (сезонные изменения в природе, на участке детского сада, одежда людей); формировать элементарные представления о садовых и огородных растениях; воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту летней природы. развивать знания детей о Родине, познакомить с ее историей; уточнить представления детей о родной армии, о героизме солдат-защитников Родины; обогащать представления детей о государственном 09.05 – День Победы День Победы 46 12.05-16.05 13.05 - Всемирный день одуванчика Весенний сад и огород. Цветы 19.05-23.05 20.05 - Всемирный день пчёл Насекомые Скоро лето 26.05-30.05 08.05-08.05 09.05 – День Победы Великий День Победы 5 – 6 лет 12.05-16.05 13.05 - Всемирный день одуванчика Цветущий май 18.05 – Международный день сирени 47 празднике День Победы. продолжать знакомить с отличительными признаками времен года, деятельностью человека в разные сезоны; способствовать дальнейшему познанию ребенком мира природы; воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту весенней природы. дать знания о насекомых и их строением, используя различные виды детской деятельности, уточнять особенности внешнего вида насекомых; закреплять знания о способах питания, образе жизни, окраске в соответствии с местом обитания, защите от врагов, пользе и вреде насекомых. расширять представления детей о лете, о сезонных изменениях; формирование исследовательского и познавательного интереса в ходе экспериментирования с водой и песком; воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту летней природы. расширять знания детей о Великой Отечественной войне и ее героях; познакомить с памятниками героям Beликой Отечественной войны; воспитывать детей в духе патриотизма, любви к Родине. расширять представления детей о сезонных изменениях в природе, закреплять знания о весенних месяцах, выявлять причинно-следственные связи между живой и неживой природой; расширять знания о характерных признаках весны, о первых весенних цветах, о цветущих деревьях и кустарниках; 19.05-23.05 20.05 - Всемирный день пчёл Мир насекомых Лето! Ах, лето! 26.05-30.05 05.05-08.05 09.05 – День Победы Великий день – Победы день 12.05-16.05 18.05 Международный день музеев в России. Неделя музея 19.05-23.05 24.05 - День славянской письменности и Скоро в школу 6 – 7 лет 48 воспитывать бережное отношение к природе. уточнить и закрепить с детьми понятие «насекомые», используя различные виды детской деятельности; уточнить особенности внешнего вида насекомых; закрепить знания о способах питания, образе жизни, окраске в соответствии с местом обитания, защите от врагов, пользе и вреде, знаний для жизни других обитателей природы. формировать желание получать удовольствие от общения с природой. продолжать развивать интерес к природе; воспитывать стремление оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным правилам поведения в природе; обогащать и расширять представления детей о влиянии тепла, солнечного света на жизнь людей, животных и растений. Оздоровление, укрепление иммунной системы детского организма. расширять знания детей о Великой Отечественной войне и ее героях; познакомить с памятниками героям Beликой Отечественной войны; воспитывать детей в духе патриотизма, любви к Родине. формировать представления детей о разных видах музеев, познакомить с разными видами музеев, правилами поведения в музеях. развивать познавательный интерес, интерес к школе, к книгам; формировать положительные представления о профессии учителя и «профессии» ученика; культуры 26.05-30.05 До свидания, детский сад! 49 формирование первичных и положительного отношения к процессу обучения в школе; дать знания о Кирилле и Мефодии, как основоположниках славянской письменности. организовать все виды детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательноисследовательской, продуктивной, музыкальнохудожественной, чтения) вокруг темы прощания с детским садом и поступления в школу; формировать эмоционально положительное отношение к предстоящему поступлению в 1-й класс